Научная статья на тему 'БАЛТИЙСКАЯ СТРАНИЦА МОЕЙ МОРСКОЙ КАРЬЕРЫ (ПУБЛИКАЦИЯ Г.Г. МОНАСТЫРЕВОЙ)'

БАЛТИЙСКАЯ СТРАНИЦА МОЕЙ МОРСКОЙ КАРЬЕРЫ (ПУБЛИКАЦИЯ Г.Г. МОНАСТЫРЕВОЙ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАЛТИЙСКАЯ СТРАНИЦА МОЕЙ МОРСКОЙ КАРЬЕРЫ (ПУБЛИКАЦИЯ Г.Г. МОНАСТЫРЕВОЙ)»

в

к

ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ

БАЛТИЙСКАЯ СТРАНИЦА

моей морской карьеры

Н.А. МОНАСТЫРЕВ

КОНЦЕ октября [1913 года] я приехал в Либаву. Как велика была разница в природе этого сырого и пасмурного прибалтийского края в сравнении с ясным и теплым югом. Подъезжая к порту императора Александра III, сквозь снежную пургу, окутавшую воды Балтики, я увидел зеленовато-мутные проблески угрюмого и неприветливого моря. Сильный северный ветер срывал верхушки волн, которые с шумом разбивались о плоский берег Низкие бурые облака, смешиваясь со снежной пеленой и морской пеной, скрывали горизонт. Совсем недалеко, выныривая из под хлопьев снега, мчался огромный трехмачтовый парусник, накренившись на правый борт. Скоро мгла совсем поглотила его, открыв вместе с тем взору железную ферму моста, перекинутого через канал. Отсюда начиналась территория порта, построенного всего несколько лет назад и долженствующего представлять со-

бой важный стратегический пункт России на Балтийском море. Но, будучи еще неоконченной постройкой, он уже был покинут наполовину, хотя на его оборудование были затрачены колоссальные деньги. Сложившиеся вскоре обстоятельства доказали как бесполезность этих затрат, так и бесцельность самого порта в качестве опорного военного пункта: слишком уж близка была от границы Германии Либава, и удержание ее даже в самом начале назревавшей войны представлялось едва ли возможным. К счастью, исключительно неблагоприятное положение этого района, пусть и с некоторым опозданием, но все же было понято, потому-то дальнейшая постройка чего-то нового была приостановлена.

Открывшиеся моему взору возведенные наполовину форты, окружавшие несостоявшийся опорный пункт, уже были оставлены, орудия сняты, а сооружения для войск заброшены. Недоумевающе зияли пустотой крепостные амбразуры, медленно зарастающие бурьяном и травой. Словом,задуманная ши-

роко база, что называется, отцвела, не успевши расцвести.

И все же в самой Либаве жизнь била ключом. Здесь помимо 1-й минной дивизии Балтийского моря, насчитывавшей около 40 миноносцев, находились авиационный и учебный подводный со школой отряды. Большую территорию в несколько квадратных верст занимали здания для морских команд,подводного класса, Морского собрания, мастерских порта. Для сообщения с отдельными районами в порту была построена специальная железнодорожная ветка с регулярно курсирующими поездами.

Коммерческий порт Либавы, слывший вторым по величине русским торговым пунктом на Балтийском море, находился ближе к городу. Это объяснялось тем, что он почти не замерзал, почему и было решено строить военную базу. Без преувеличения здесь велась вся торговля в течение зимних месяцев. Когда в Петербург пройти было нельзя, сюда шли все пароходы, направлявшиеся в эту пору в Россию.

1 мая 1947 года в воздушном параде над Красной площадью прошли 100 первых советских реактивных истребителей (50 МиГ-9 и 50 Як-15).

4 мая 1807 года в лагере Наполеона I под Финкенштейном (Германия) во время Русско-иранской войны 1804—1813 гг. был подписан ирано-французский договор, направленный против Англии и России. Договор обязывал шаха порвать политические и торговые отношения с Англией, объявить ей войну, склонив к этому же афганцев, двинуть свою армию в Индию против английских войск, пропустить через Иран в Индию французские войска и снабжать их продовольствием, а также открыть все порты Персидского залива для французской эскадры. В свою очередь Наполеон гарантировал неприкосновенность территории Ирана и обещал побудить Россию передать ему Грузию; Франция взяла обязательство поставлять Ирану вооружение и направлять инструкторов для реорганизации иранской армии. Шах ратифицировал договор и предоставил французам большие льготы и привилегии. Однако, заключив в 1807 году с Россией Тильзитский мир, Наполеон отказался помогать Ирану в войне против России, вследствие чего ирано-французский договор 1807 года утратил свое значение.

5 мая 1877 года в с. Кривая Коса, ныне пгт Седово Донецкой области (Украина), родился Георгий Яковлевич Седов, исследователь Арктики, старший лейтенант флота (1901). Во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. командовал миноноской Амурской военной флотилии. Участник ряда гидрографических экспедиций в Северном Ледовитом океане. Начальник санной экспедиции к Северному полюсу (1912—1914). Умер 20 февраля 1914 года во время перехода.

Все даты приводятся по новому стилю

5 мая 1897 года в с. Шилово, ныне Красноармейского района Саратовской обл., родился Георгий Федорович Захаров, генерал армии (1944). В Красной армии с 1919 года. Окончил пехотные курсы (1920), курсы «Выстрел» (1923), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1933), Военную академию Генштаба (1939). В 1915 году был призван в армию, в 1916 окончил школу прапорщиков; участвовал в Первой мировой войне, подпоручик. В октябре 1917 года перешел на сторону Советской власти и с августа 1919 года командиром роты сражался на Восточном фронте. После окончания Гражданской войны командовал батальоном, полком, был начальником военно-хозяйственного снабжения дивизии, преподавал тактику в Военно-инженерной академии РККА. В 1939—1941 гг. начальник штаба Уральского военного округа. С начала Великой Отечественной войны начальник штаба 22-й армии Западного фронта, которая отражала натиск превосходящих сил противника под Витебском, Великими Луками и Не-велем. С августа 1941 года начальник штаба, с октября командующий войсками Брянского фронта, а с декабря заместитель командующего Западным фронтом. С мая 1942 года начальник штаба Северокавказского направления, затем Северо-Кавказского фронта. С августа начальник штаба Юго-Восточного (Сталинградского) фронта. С октября 1942 года заместитель командующего Сталинградским фронтом, успешно осуществлял руководство армиями левого крыла фронта в ходе контрнаступления под Сталинградом. Затем заместитель командующего Южным фронтом, а с февраля 1943 года командующий 51-й армией, которая принимала участие в освобождении Ростова. В июле 1943 года назначен командующим 2-й гвардейской армией, отличившейся при прорыве мощной обороны противника на реках Миус и Молочная, на Перекопе, при освобождении Севастополя. С июля 1944 года командующий 2-м Белорусским фронтом. С ноября 1944 года командующий 4-й гвардейской армией, форсировавшей Дунай и принимавшей участие в окружении будапештской группировки противника. С апреля 1945 года заместитель командующего 4-м Украинским фронтом. В послевоенный период командовал войсками Южно-Уральского и Восточно-Сибирского военных округов, был начальником курсов «Выстрел», замес-

Публикация Г.Г. МОНАСТЫРЕВОЙ. Балтийская страница моей морской карьеры.

Так что я смог убедиться воочию, что как бы то ни было, а порт Императора Александра III все же существовал, и мне пришлось провести в нем почти год. Видел его благоустройство, был свидетелем его разрушения.

Сначала остановился в здании старого Морского собрания, где были комнаты для приезжающих офицеров. Оно находилось против большого и комфортабельного здания нового собрания, которое украшало своим видом весь порт. Надо сказать правду: морское ведомство прекрасно обустраивало своих морских офицеров, заботилось о них в отношении жизненных условий, причем приходилось платить за это гроши. Мы поместились вдвоем с Р. и платили за две большие комнаты, хорошо обставленные, всего-навсего 75 копеек в сутки. Правда, долго прожить в этой уютной обстановке нам не пришлось: через несколько дней нас переселили в помещение подводного класса, где для офицеров-слушателей были отведены комнаты. Тут в смысле обстановки и удобств хотя и было несколько хуже, но жаловаться на что-либо тоже не приходилось.

К тому времени занятия уже начались, и нам, прибывшим последними, пришлось одновременно готовиться к вступительным экзаменам и догонять пройденное нашими товарищами. Это было довольно трудно, но мы с Р., принявшись с жаром

за занятия, преодолели все затруднения, просиживая за книгами до поздних часов. Весь день уходил на слушания лекций, которые начинались в 9 утра и продолжались с перерывом на час для завтрака до 6 вечера. Кроме того, часто по вечерам устраивались добавочные занятия, так что времени на то, чтобы успеть пополнить наш пробел, хватало с трудом.

Число слушателей было небольшим — всего 22 человека, причем 17 из них — черноморские офицеры. Мы все знали друг друга и раньше, потому сразу же вошли в колею и зажили дружной семьей. Почти все, за малым исключением, были холостяками, поэтому наша береговая кают-компания вела себя беззаботно и весело, так что преподавательский персонал смотрел на нас как на школьников, придерживаясь строгой субординации. Особенно непреклонен был заведующий обучением лейтенант Б., который держал слушателей, в том числе даже многоопытных, что называется, в ежовых рукавицах. Нас немилосердно «фитиляли» за опоздание на лекции или какие-либо другие упущения, не стеснялись в случае чего и посадить под домашний арест. Словом, подводный офицерский класс представлял собой школу в полном смысле этого понятия.

Значительную роль в проведении с нами практических занятий по всем специальностям играли

В

к

кондукторы флота, подобранные из числа особенно знающих и опытных. Впрочем, двое из них несколько переоценивали свою значимость, выделяясь апломбом и каким-то покровительственным к нам отношением. Одного мы шутя сами возвышали, обращаясь к нему не иначе как «профессор Жуков». Он вел с нами практические работы по электротехнике и аккумуляторам, часто прибегая к неуместным различным формулам и математическим выкладкам, выписывая их на доске, при недостатке общего образования, с явными ошибками. Другой, кондуктор Коновалов, занимался с нами по практической части, устройством и обслуживанием двигателей внутреннего сгорания и подводных лодок и всем своим видом показывал, что тоже не прочь именоваться профессором.

Не исключено, что манеру держаться эти кондукторы позаимствовали у преподавателя, капитана 1 ранга, инженер-механика С. Его основным и выдающимся качеством тоже был апломб с оттенком большого мнения о себе. Он имел Георгиевский крест за японскую войну, полученный им за бой на крейсера «Варяг» в Чифу. В то время на эти кресты смотрели на флоте особыми глазами, так как считали, что они были получены не по заслугам и не соответствовали духу Георгиевского ста-

тителем начальника Главного управления боевой подготовки Сухопутных войск. Умер 26 января 1957 года*.

5 мая 1907 года в Екатеринославе, ныне Днепропетровск (Украина), родился Георгий Карпович Цинёв, генерал армии (1978), Герой Социалистического Труда (1977). На военной службе с 1941 года. Окончил Днепропетровский металлургический институт (1934), Высшую военную академию (1953). В Великую Отечественную войну комиссар полка и штаба оперативной группы, заместитель начальника политического управления Калининского фронта, начальник политотдела 4-й ударной армии и 57-й армии. Участвовал в боях при освобождении Правобережной Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии. С октября 1945 года в военной администрации СССР в Австрии, с апреля 1946 года помощник военкома советской части союзнической комиссии, в 1950—1951 гг. заместитель верховного комиссара от СССР. С 1953 года в органах госбезопасности, начальник особого отдела Группы советских войск в Германии. В 1958—1960 гг. начальник Военного института Комитета государственной безопасности. С октября 1960 года на различных должностях в КГБ, в январе 1982 — ноябре 1985 гг. первый заместитель председателя КГБ СССР. В 1986—1992 гг. в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Умер 31 мая 1996 года.

5 мая 1942 года началось формирование воздушных армий, однородных авиадивизий и корпусов Резерва Ставки ВГК. На базе ВВС Западного фронта была сформирована 1-я воздушная армия (командующий Герой Советского Союза (1939), генерал-лейтенант авиации Тимофей Федорович Ку-цевалов), на базе ВВС Брянского фронта — 2-я воздушная армия (командующий генерал-майор авиации Степан Акимович Красовский, позже Герой Советского Союза (1945), мар-

* Подробнее см.: Васильев Ф. Генерал армии Г.Ф. Захаров // Воен.-истор. журнал. 1967. № 4.

шал авиации (1959)). Этим было положено начало перехода советских Военно-воздушных сил на новую организационную структуру.

11 мая 1902 года в с. Гришино, ныне Красноармейского района Донецкой области (Украина), родился Кирилл Семенович Москаленко, Маршал Советского Союза (1955), дважды Герой Советского Союза (1943; 1978). В Красной армии с 1920 года. Окончил Украинскую объединенную школу красных командиров (1922), артиллерийские курсы усовершенствования командного состава РККА (1928), факультет усовершенствования высшего командного состава Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского (1939). Участник Гражданской войны. С 1934 года командир артиллерийского полка. С июня 1935 года начальник артиллерии 23-й механизированной бригады на Дальнем Востоке, а с сентября 1936 года — 133-й механизированной бригады Киевского военного округа. Участвовал в Советско-финляндской войне 1939—1940 гг. С мая 1941 года командир 1-й моторизованной противотанковой артиллерийской бригады. В этой должности встретил Великую Отечественную войну. В ходе войны командовал корпусами, армиями. 38-я армия под командованием К.С. Москаленко в составе 1-го Украинского фронта участвовала в Киевской, Житомирско-Бердичевской, Проскуровско-Черновиц-кой, Львовско-Сандомирской, Карпатско-Дуклинской и в составе 4-го Украинского фронта — в Западно-Карпатской, Мо-равска-Остравской и Пражской наступательных операциях.

После войны — командующий армией (1945—1948), войсками Московского района (переименован в округ) ПВО (1948— 1953), войсками Московского военного округа (1953—1960), главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения и заместитель министра обороны СССР (1960— 1962), а с 1962 года — главный инспектор Министерства обороны — заместитель министра обороны СССР. Умер 17 июня 1985 года.

в

к

ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ

тута. Просто государь под первым впечатлением о бое почти всего японского флота против одного нашего крейсера наградил столь почетным знаком отличия всех участников, офицеров и матросов, без исключения. На флоте это произвело неприятное впечатление, и даже много времени спустя говорили о том, что эти кресты нужно выделить и не смешивать с настоящими Георгиевскими крестами, хотя бы тем, что рядом с крестом носилась бы обязательно особая медаль. Но коль этого не произошло, то утвердилось выражение: «У него Варяжский крест», чем все и объяснялось.

После полугодовых экзаменов мы недосчитались троих лейтенантов, которых отчислили за неудовлетворительные результаты. Между тем пришла зима, холодная, с бесконечными метелями. Акватория порта покрылась слоем льда, и жизнь на оказавшихся в ледяном плену миноносцах и подводных лодках, прижавшихся друг к другу, замерла.

Каждое утро мы просыпались на берегу под звуки песен и топот ног новобранцев, которых обучали строю. Они проходили бодрым маршем под окнами наших комнат. «Левой, левой!.. Грудь вперед! Поправь винтовку!» — раздавались то там, то здесь окрики унтер-офицеров. Мы не завидовали нашим товарищам, назначенным для обуче-

ния новобранцев. Помимо того, что это было скучно и нудно, особенной неприятностью являлась необходимость подниматься в ранний час и шествовать под хлопьями снега морозным утром. Поэтому мы, избежавшие этой участи, не раз благословляли судьбу и при мысли о подобной возможности еще усерднее принимались за книги.

В начале апреля, когда снег начал заметно таять, а теплый южный ветер все чаще и чаще стал задувать с моря, мы перестали слышать утреннее пение новобранцев — их отправили на традиционный весенний государев смотр в Царское Село, после чего назначали на суда или в специальные школы. Для нас же началось самое страдное время подготовки к экзаменам по сдаче теоретического курса подводного класса, а в начале мая, проэкзаменовавшись, мы приступили к практике. К этому времени дивизия миноносцев покинула Порт Александра III, выйдя в море тоже для практического плавания, и в опустевшем порту кроме учебного подводного отряда никого не осталось. Последний состоял из четырех маленьких подводных лодок, на которых мы должны были обучаться. Целые дни вникали в их устройство, разбирали и собирали корабельные механизмы. Когда это было основательно пройдено, начались практические погружения — сначала на месте, а потом и в море, вернее в аванпорту.

Попутно нам преподавалось и водолазное дело, включая работы под водой. Помню, с каким неприятным чувством я надевал в первый раз скафандр и погружался в воду. Тяжелые свинцовые краги быстро тянули на дно, вынуждая судорожно хвататься за веревку, связывающую погружавшегося с поверхностью. Вода за стеклом скафандра быстро темнела, поглощая дневной свет. Коснувшись дна, я на четвереньках пополз по нему, но это было слишком трудно, поскольку какая-то невидимая сила закручивала тело, делая его непослушным. Всякое препятствие под ногами внушало не то что страх, а скорее гадливость. Так и казалось, что здесь затаился осьминог или какое-либо другое чудовище, готовое тебя схватить, хотя хорошо было известно об их отсутствии. Особенно трудно было производить на дне заданную работу, она казалась невероятно утомительной прежде всего потому, что не хватало сил удерживаться на месте.

Совсем по-иному воспринималось погружение на подводной лодке. Для нас, новичков, многое здесь казалось таинственным и захватывающим, тем более, что переживаемое чувство было совсем не похоже на то, когда идешь камнем на дно в тесном и неудобном скафандре водолаза. Конечно,тоже нервничаешь, но знаешь, что около тебя

11 мая 1907 года родился Борис Евстафьевич Бутома, Герой Социалистического Труда (1959), доктор технических наук, лауреат Ленинской (1974) и Государственной (1949) премий, министр судостроительной промышленности СССР (1965—1976 гг.). Умер в 1976 году.

13 мая 1897 года в Краславе (Латвия) родился Мирон (Ме-ер) Семенович Вовси, генерал-майор медицинской службы (1943), академик АМН (1948). В Красной армии с 1919 г. Участник Гражданской войны. В 1941 —1950 гг. — главный терапевт Красной (Советской) армии. Разработал основные положения военно-полевой терапии. Умер 6 июня 1960 года.

14 мая 1897 года в г. Фиуме (ныне — Риека, Хорватия) родился Роберт Людвигович Бартини, авиаконструктор, комбриг. Происходил из аристократической итальянской семьи. С 1923 года жил и работал в СССР. В 1930 году возглавил конструкторский отдел НИИ Гражданского воздушного флота. В 1935 году под его руководством создан дальний арктический разведчик (ДАР) — «летающая лодка», а в 1939 году — двухмоторный пассажирский самолет «Сталь-7», на базе которого сконструирован дальний бомбардировщик ДБ-240. С 1942 года работал над проектами перспективных летательных аппаратов (реактивный истребитель-перехватчик Р-114, ВВА-14, 14М1П). Умер 6 декабря 1974 года в Москве.

15 мая 1957 года с площадки № 1 полигона Тюра-Там (ныне космодром Байконур) произведен первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, разработанный в КБ С.П. Королева.

22—23 (10—11) мая 1807 года в ходе Русско-турецкой войны 1806—1812 гг. состоялось Дарданелльское морское сражение между силами 2-й Архипелагской экспедиции русской Средиземноморской эскадры вице-адмирала Д.Н. Сеня-вина (10 линейных кораблей, фрегат, около 790 орудий) и ту-

рецким флотом. Турецкая эскадра капудан-паши Сейит Али (8 линейных кораблей, 6 фрегатов, 3 шлюпа, бриг и до 50 гребных судов, около 1000 орудий) вышла из Дарданелл для захвата о. Тенедос и снятия русской блокады. После неудачной попытки высадить десант турецкие корабли отошли к о. Мавро. Не приняв боя с русской эскадрой, турецкая эскадра стала отходить ко входу в Дарданеллы, где 22 мая в 18 ч 30 мин головной корабль русских «Уриил» вступил в бой с 75-пушечным флагманским кораблем турок. Поодиночке вступили в бой и другие русские корабли. Боевой порядок турецкой эскадры был нарушен, и она отошла в пролив. Русские продолжали преследование, несмотря на огонь береговых батарей противника. С наступлением темноты бой прекратился. Утром следующего дня русские атаковали и вывели из строя 3 турецких линейных корабля. В сражении турки потеряли убитыми и ранеными около 2 тыс. человек, русские — 83 человека. В результате Дарданелльского сражения турецкая эскадра была ослаблена. Капудан-паша Сейит Али за неудачные действия приказал казнить своего вице-адмирала и двух командиров.

24 мая 1897 года в станице Вознесенской, ныне Лабинского района Краснодарского края, родился Иван Кузьмич Кожанов, военачальник, флагман флота 2 ранга (1935). На военной службе с 1916 года. Участник Гражданской войны. В 1919 году командовал десантными отрядами Волжско-Каспийской флотилии. В 1921 году командующий Морскими силами Балтийского моря. В 1927—1930 гг. военно-морской атташе в Японии. С 1931 года начальник Морских сил Черного моря, в 1935—1937 гг. командовал Черноморским флотом. Необоснованно репрессирован. Расстрелян 22 августа 1938 года. Реабилитирован в 1956 году.

26 мая 1907 года на разъезде Тарышта, ныне Татарского района Новосибирской области, родился Георгий Филиппович Байдуков, генерал-полковник авиации (1961), Герой Советского Союза (1936). На военной службе с 1926 года. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков (1926),

Публикация Г.Г. МОНАСТЫРЕВОЙ. Балтийская страница моей морской карьеры.

опытный командир и команда знающих, умелых старых матросов-специалистов. Они привыкли к занятиям с обучающимися офицерами и невозмутимо спокойно делают свое дело.

«Приготовиться к погружению! — произносишь взволнованным голосом. — Люки задраить!.. Заполнить среднюю цистерну!.. Заполнять балластные!..».

Слышно, как вода заполняет цистерны и воздух со свистом вырывается из вентиляционных кранов. От неопытности и непривычки принимаешь воды больше, чем нужно, от чего лодка клюет носом и начинает быстро тонуть. Командир между тем невозмутим, он спокойно стоит у глубомера, заложив руки в карманы, и ничего не говорит. Разумеется, предоставляет возможность исправлять ситуацию тебе самому. Быстро соображаешь, что нужно подать воду в кормовую диф-фернтную цистерну. После исполнения твоего соответствующего приказания лодка хотя и выпрямляется, но продолжает стремительно тонуть. Чувствуешь, что ее не удержать на желаемой глубине без хода. Растерянно смотришь на командира, он по-прежнему не вмешивается. Приходится и на этот раз строить собственные догадки, искать выход самому. Торопливо и не совсем уверенно приказываешь продуть сжатым воздухом среднюю цистерну, чтобы выбросить из нее

воду, и тем придать лодке плавучести. Но... уже поздно: легкий толчок, и мы оказываемся на дне.

«Да... все это так, — наконец подает голос невозмутимый командир. — Но здесь — это пустяки. Тут что, тут неглубоко. А вот в открытом море эдак можно очутиться и на 200—300 футов, а то и пониже. И все же, что здесь, что там самое важное не терять самообладания, быстро принимать решения. Повторите еще раз погружение с самого начала».

Снова проделываешь погружение, но уже более удачно. И так в течение нескольких дней. Словом, мы настойчиво и терпеливо постигали искусство погружения на месте, прежде чем выйти в море. У всех на памяти был случай с «Миногой», которая затонула в аванпорту, потому что, внимательно не осмотревшись, не заметили, как ручка семафорного флажка попала в клапан вентиляции, отчего тот, конечно же, плотно не закрылся. Через него вода при погружении стала поступать внутрь лодки, затонувшей к счастью на маленькой глубине. «Миногу» вытащили лишь спустя почти сутки. Непосредственным виновником случившегося можно было бы считать нерадивого рулевого, опрометчиво оставившего снаружи рубки семафорные флажки перед погружением. Но и другие, кому надлежало внимательно осмотреться, проявили беспечность и невниматель-

В

к

ность. Наказаны же опасной ситуацией оказались все. Когда затонувшая лодка очутилась на дне, экипаж сгрудился в носу, где образовалась воздушная подушка. Этот случай детально изучался, и, чтобы он не повторился с нами, нас систематически приучали к самому тщательному осмотру, к автоматическому, но последовательному осуществлению всевозможных проверок. Разумеется, когда проделываешь все это каждый день, то образуется устойчивая привычка к порядку и исполнительности.

К концу мая мы по очереди выходили на разных лодках для минных стрельб по идущему кораблю, производя все нужные манипуляции: погружение, выбор удобного курса, маневрирование и тому подобное. Содержание практической учебы еще более усилилось после того, как в июне в Либаву пришли дивизионы лодок действующего флота. Выход на них был намного интереснее, и мы с особенным удовольствием совершенствовали умение погружаться и стрелять минами.

Некоторое время спустя в Кронштадт пришла английская эскадра, а затем и французская, которая, впрочем, срочно покинула воды Балтийского моря. В воздухе повеяло войной. Пришедшая было на отдых в Либаву 1-я минная дивизия быстро покинула опасную базу, как сделал то же самое стоявший здесь пе-

1-ю Военную школу летчиков (1928), Высшую военную академию (1951). С 1931 года летчик-испытатель. Вместе с В.П. Чкаловым и А.В. Беляковым совершил беспосадочные перелеты: 20—22 июля 1936 года по маршруту Москва — Северный Ледовитый океан — Петропавловск-на-Камчатке (Петропавловск-Камчатский) — о. Уда (о. Чкалов); за этот полет Байдукову и другим членам экипажа присвоено звание Героя Советского Союза; 18—22 июня 1937 года из Москвы через Северный полюс в г. Ванкувер (США). В ходе Советско-финляндской войны 1939—1940 гг. командовал авиагруппой и авиаполком, во время Великой Отечественной войны — авиадивизией, авиакорпусом и ВВС 4-й ударной армии. С 1946 года заместитель командующего воздушной армией, в 1947—1949 гг. заместитель начальника Государственного научно-испытательного института ВВС по летной части, с 1949 года начальник Главного управления ГВФ. С 1952 года заместитель, первый заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике, в 1957—1972 гг. начальник 4-го Главного управления МО СССР, член военного совета Войск ПВО страны, с 1972 года научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. Умер 28 декабря 1994 года в Москве.

28 мая 1997 года Президентом Российской Федерации подписан Указ «Об установлении почетного звания "Заслуженный сотрудник органов внешней разведки Российской Федерации"». Первыми этого почетного звания были удостоены генерал-лейтенанты А.Т. Голубев, И.В. Лыжин, А.И. Лысенко и генерал-майор Ю.П. Власов.

28 мая 1997 года в Киеве подписаны Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, а также статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины.

29 мая 1877 года во время Русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. на Кавказском театре военных действий при Бегле-Ах-мете 17-й драгунской Нижегородский полк, находившийся в

авангарде отряда генерал-лейтенанта В.А. Геймана, в ходе блестящей кавалерийской атаки разгромил значительно превосходившие силы курдского ополчения Мусы Кундухова, шедшие на помощь 30-тысячной армии Мухтара-паши. За этот бой полк был удостоен широких георгиевских лент на штандарт.

29 мая 1897 года в пос. Бело-Холуницкий Завод, ныне Кировской области, родился Петр Александрович Смирнов, советский военно-морской деятель, армейский комиссар 1 ранга (1937). Активный участник Гражданской войны. С декабря 1937 года нарком ВМФ. Репрессирован и расстрелян в 1938 году. Реабилитирован в 1956 году.

30 мая 1942 года Государственный Комитет Обороны принял Постановление о создании при Ставке ВГК Центрального штаба партизанского движения. Начальником ЦШПД был назначен П.К. Пономаренко.

31 мая 1857 года Указом Правительствующего Сената по высочайшему повелению императора Александра II в России был введен Большой государственный герб. В нем закреплялась традиция, ведущая начало от государственной печати Ивана IV Васильевича, на которой вокруг гербового двуглавого орла располагались гербы территорий, входящих в состав русского государства. В окончательном виде Большой герб сложился к 1882 году и оставался таковым до 1917 года. Первый Государственный герб СССР был утвержден ЦИК СССР 6 июля 1923 года. Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 года утверждено Положение о Государственном гербе Российской Федерации, восстанавливавшее в качестве символа государственности двуглавого орла.

Хронограф подготовлен генерал-лейтенантом в отставке Ю.А. ХВОРОСТЬЯНОВЫМ; А.В. ОСТРОВСКИМ

в

к

ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ

хотный полк. Начальник нашего отряда беспрерывно получал какие-то телеграммы. Газеты были тревожны и полны противоречивыми предположениями. Никто из нас ничего толком не знал, да и конечно, не мог знать, кроме собственного желания войны и готовности сражаться с кем угодно.

Между тем, в порт пришел огромный военный транспорт «Анадырь» и встал против наших береговых помещений. Занятия прекратились, и в два дня класс опустел, а все имущество за исключением того, что нельзя было увезти и что приготовлялось к уничтожению в случае эвакуации Либавы, было погружено на транспорт. Вместе с ним должны были идти три лодки из четырех находившихся в отряде. Четвертая, старый «Сиг», предназначалась к затоплению в канале. В то время как порт представлял собой встревоженный муравейник и из него стали выезжать офицерские семьи, сама Либава продолжала жить прежней жизнью.

16(29) июля 1914 года транспорту «Анадырь», на котором уже находились офицеры и команды, и подводным лодкам было приказано уходить в Ревель. В порту остался небольшой отряд морской команды, который должен был в последний момент взорвать доки и портовые сооружения и топить старые суда в канале.

Уже наступила темнота, когда наш небольшой отряд, соединившись, пошел на север, то и дело меняя скорость и курс с целью ввести в заблуждение пока еще не наблюдаемого, но ожидаемого в любую минуту противника. В ночь на 17(30) июля погода несколько засвежела, и пришлось убавить ход до 2 узлов, так как шедшие на буксире лодки зарывались в воду, и в них было очень плохо экипажу. Остаток ночи и день прошли совершенно спокойно, встретились лишь несколько пароходов, идущих на юг.

На рассвете следующего дня я проснулся от шума на палубе и криков «ура». Оказывается, была получена только что телеграмма с условным текстом: «огонь, огонь, огонь», что означало: приготовление к военным действиям. Мы прибавили, насколько позволяла погода, ход. Ранним утром 19 июля (2 авгу-

ста) обогнули остров Оденс-хольм, находящийся при входе в Финский залив, и вскоре встретили наши крейсера, несшие охрану. Пройдя еще немного, увидели миноносцы, гонявшиеся за пароходами и возвращающие их в порта, и подводные лодки, стоявшие на позиции. Когда проходили мимо «Миноги», ее командир прокричал в рупор: «Война еще не объявлена, но ждем с минуты на минуту. Хорошо, что вы своевременно прошли Балтийское море... До свидания... Счастливого плавания...». При подходе к острову Нарген отряд был встречен сторожевыми судами для проводки через минное заграждение, поставленное в количестве 2200 мин накануне почти поперек всего залива. Спустя несколько часов мы благополучно встали на якорь на Ревельском рейде. Нам сообщили, что один из постов [наблюдения и] связи видел на горизонте утром военные суда, которые быстро скрылись. Не было никакого сомнения, что это была погоня за нами.

Вечером была объявлена война, а утром поступила телеграмма, приказывавшая всем черноморцам явиться в Петербург в Главное адмиралтейство. Пришлось наскоро собираться, чтобы попасть на вечерний поезд, который оказался настолько переполненным, что мы с трудом втиснулись в третий класс. С нами было несколько жен офицеров-подводников, которые ехали в Петербург. Конечно, как всегда бывает, уже по городу стали носиться разные слухи, что германская эскадра появилась перед Финским заливом, что произошло сражение и передавались всякие ужасы. После того, как мы уже уехали из Ревеля, в дороге до нас дошли слухи, что одна из лодок погибла. Можно себе представить, какое впечатление это произвело на женщин, которых нам с трудом удалось успокоить.

Нам навстречу шли поезда с воинскими эшелонами, направляющимися на запад. С одним из них мы простояли некоторое время на одной из станций. Находившиеся в нем казаки лейб-конного полка были все молодцы, как на подбор, отправлявшиеся на фронт весело — с песнями, с музыкой. Потом мимо нас

промелькнули гусары, армейский полк и еще, еще, еще... Все с каким то восторженным подъемом шли навстречу смерти.

Переменился и весь Петербург, куда мы прибыли. Он был полон патриотических манифестаций, шумно двигавшихся с портретами царя. Забастовки на заводах прекратились сами собой. Все горели желанием сразиться и защитить Родину. Иностранец не может понять и оценить подобных изломов русской души, способной то подняться на недосягаемую высоту, то пасть в глубину пропасти.

Мы всей своей компанией стремительно понеслись в Главный морской штаб за получением инструкций. Проезжая мимо германского посольства, были поражены его видом. Огромное здание — все исковеркано, стекла в окнах перебиты, каменные украшения валялись на улице. Впрочем, мы уже слыхали раньше, что посольство было разгромлено озверевшей толпой, и полиции с большим трудом удалось разогнать расходившуюся публику. Пример был заразителен, и волна погромов немецких учреждений прокатилась в других больших городах, их характер порой был просто безобразен. Повсеместно грабили имущество немцев, кстати сказать, в большинстве случаев русских подданных. Особенно значительное антигерманское выступление произошло в Москве.

Меньше чем через час мы добрались к месту. В Главном морском штабе мы получили приказание ехать в Севастополь. Негодованию нашему не было предела: «Как, ехать на Черное море, когда здесь война? Ни за что». Однако начальник штаба сумел нас успокоить: «Господа, вы должны ехать. Вас требует командующий. Не волнуйтесь, скоро и там будет война. Там нужны тоже офицеры, а на Балтике все переполнено. Поезжайте сегодня же».

Делать нечего, надо ехать.

Вечерний курьерский поезд помчал нас снова на юг. Перевернулась еще одна страница в книге моей морской карьеры.

Публикация Г.Г. МОНАСТЫРЕВОЙ

(Продолжение следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.