АДМИРАЛ СТАРК
Татьяна Николаевна ЯСЬКО,
кандидат исторических наук
Георгий (Юрий) Карлович Старк— русский адмирал, последний командующий Сибирской военной флотилией. Российские Старки — выходцы из Швеции, но корни этого рода уходят в старинное дворянство Шотландии. В России Старки появились в начале XVIII в. и с того времени верой и правдой служили своей новой родине. В 1818 г. они получили российское дворянство. Многие из них служили морскими офицерами. Перед революцией 1917 г. в русском флоте несли службу сразу пять офицеров из рода Старков. Это — капитан 1 ранга Федор, капитан 2 ранга Александр, мичман Владимир, лейтенант Александр Александрович Старк и командир дивизиона эсминцев на Балтике капитан 2 ранга Георгий Карлович Старк1.
Г.К. Старк родился 20 октября 1878 г. в Санкт-Петербурге. Его отец окончил военно-юридическое училище и впоследствии открыл нотариальную конто-
ру. В 1880 г. семья уехала в Америку, а через два года Старки вернулись в Европу. Полгода прожив в Дрездене, они возвратились в Россию. Под Новороссийском отец Георгия арендовал ферму, и семья стала обживаться на новом месте. 1 ноября 1883 г. он был убит грабителями, которые рассчитывали поживиться, но нашли в доме несколько десятков рублей2. Когда после смерти отца стал вопрос, как жить дальше, решили переехать в Петербург. В 1891 г.
Георгий поступил в Морской кадетский корпус. В его выборе решающую роль сыграл дядя, адмирал Оскар Викторович Старк, который плавал в водах Тихого океана, командовал Тихоокеанской эскадрой накануне русско-японской войны. Его именем названы бухта и пролив в Японском море близ Владивостока3.
В годы учебы в Морском кадетском корпусе Георгий считался одним из лучших кадетов по знаниям математики
и точных морских наук. В 1898 г. он успешно окончил Морской кадетский корпус, был произведен в первый офицерский чин и зачислен в 15-й флотский экипаж, расположенный в Кронштадте4. Он быстро освоил курс практических морских наук на кораблях Балтийского флота. В 1904 г. Георгий Старк получил назначение минным офицером на новый крейсер 1 ранга «Аврора». С этим кораблем было связано почти десятилетие его жизни.
На «Авроре» старший минный офицер Г. Старк совершил поход вокруг Африки и участвовал в Цусимском сражении Тихоокеанской эскадры с японским флотом в мае 1905г. Тогда при взрыве он получил ранение осколками разорвавшегося в боевой рубке снаряда.
После окончания Цусимского сражения крейсера «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» были интернированы и стояли в Маниле. Экипажи кораблей ждали окончания войны и подписания мирного договора. Только после этого русские крейсера могли вернуться к родным берегам. 23 августа 1905 г. в Портсмуте был подписан мирный договор между Россией и Японией. 15 октября русские крейсера, наконец, покинули манильскую гавань и взяли курс на родину. 19 февраля 1906 г. крейсер «Аврора» встал на якорь в порту Либава. Так, через 485 дней, Георгий Старк оказался на родной земле. С 1909 по 1912 г. он служил на крейсере «Аврора». В декабре 1912 г. Старк был произведен в капитаны 2 ранга и назначен командиром эсминца «Сильный».
Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война застала Георгия Карловича командиром эскадренного миноносца «Страшный», входившего в состав 1-й минной дивизии Балтийского флота. Он участвовал во многих боевых операциях и боях, занимался постановкой минных заграждений под Виндавой, на которых погибло несколько немецких миноносцев и крейсеров. В 1916 г. был произведен в капитаны 1 ранга, а в 1917 г. назначен начальником Минной дивизии и в этой должности участвовал в знаменитом Моонзундском сражении, в ходе которого был ранен. 28 июля 1917 г. Г.К. Старк «за мужество и храбрость в боях с неприятелем» был произведен в контр-адмиралы5.
Октябрьской революции 1917 г. адмирал не принял. Хотя монархистом он никогда не был, но присягу, данную Богу, Царю и Отечеству, нарушить не мог. Это был человек слова, чести и долга. Не имея никаких богатств, жил со своей семьей в казенной квартире на скромные сбережения.
В 1918 г. адмирал Старк, надев форму рядового солдата, прибыл в Казань и вступил добровольцем в Белую армию. Адмирал А.В. Колчак, узнав среди
Адмирал Старк
морских стрелков бывшего сослуживца по Минной дивизии, назначил Старка командующим Волжско-Камской белой флотилией. На него он вполне мог положиться в предстоящих боях на реках Каме и Белой. Красной флотилией командовал мичман Федор Раскольников. Спустя 20 лет, оба они окажутся во Франции, в эмиграции.
После разгрома Белой армии на Волге адмирал прикрывал отступавшие части со стороны реки. Весной 1919 г. он был вызван Верховным правителем Колчаком в Омск. Адмирал Колчак назначил Старка начальником бригады морских стрелков в Красноярске. По его замыслу, морские стрелки должны были стать надежной силой при защите портов и судов, поскольку среди матросов началось революционное брожение. Георгий Карлович Старк энергично занялся формированием бригады. Уже в марте 1919 г. адмирал Старк прибыл на фронт с первым батальоном морских стрелков и принял участие в боях. После падения Омска остатки морской дивизии вошли в состав войск генерала Каппеля и вместе с ними отступали на восток. В это и без того тяжелое время Георгия Карловича свалил сыпной тиф, и его чуть живого везли на Дальний Восток. В пути многие солдаты и офицеры погибли от страшной болезни. Г.К. Старк вместе с отступавшими войсками оказался в Харбине. Болезнь дала тяжелое осложнение на ноги, адмирал с трудом передвигался. Оставшись без средств к существованию, он начал искать работу в Харбине, что было очень трудно. Но адмиралу «повезло», его взяли на стройку десятником. Это была тяжелая работа от зари и до заката, но Георгий Карлович все вынес и проработал там до 1921 г. Судьбе было угодно, чтобы адмирал вновь оказался на родине. События в России принимали трагический оборот, Белая армия откатывалась к Тихому океану.
26 мая 1921 г. во Владивостоке было сформировано Временное Приамурское правительство во главе с братьями С. и Н. Меркуловыми6. Главной своей задачей они считали возрождение Сибирской военной флотилии. К тому времени она практически перестала существовать, на приколе стояло несколько кораблей различного класса, экипажи которых не были укомплектованы.
Новая власть нуждалась в опоре, и Меркуловы видели ее в возрождении флота, но человека, который смог бы это сделать, в крае не находилось. В свое время в Харбине братья познакомились с адмиралом Старком, по их мнению, он был именно тем человеком, на которого можно было возложить эту миссию.
В мае 1921 г. Г.К. Старк получил из Владивостока телеграмму за подписью главы правительства С. Меркулова с предложением возглавить Сибирскую флотилию. Вскоре в Харбин приехал посланник Меркуловых, чтобы пригласить Старка во Владивосток. Не без колебаний адмирал принял это предложение. Он понимал всю тяжесть принимаемой на себя ответственности; как человек, уже достаточно повоевавший в гражданской войне, он реально оценивал ситуацию в стране и не питал особых надежд на победу Белого движения. На его решение повлияли другие обстоятельства — он страшно тосковал по морю, флоту, ведь любимое дело составляло смысл его жизни. «...Отдавая себе полный отчет во всей сложности обстановки во Владивостоке и всей тяжести работы, которую мне предстояло взять на себя, я вместе с тем не считал себя вправе ответить отказом на призыв единственного существовавшего тогда национального правительства и выехал во Владивосток»7.
17 июня 1921 г. Г.К. Старк прибыл из Харбина во Владивосток. На следующий день приказом Временного Приамурского правительства адмирал Старк был назначен командующим Сибирской флотилией8. Вступив в должность, он энергично взялся за порученное дело. Адмирал предложил свою программу действий по восстановлению боеспособности Сибирской военной флотилии. Для поднятия дисциплины и ответственности моряков Старк прежде всего восстановил на флоте погоны старого образца и приказал всем по службе обращаться в соответствии с присвоенными им чинами. По его приказу были начаты работы по ремонту затопленных и разграбленных кораблей Сибирской военной флотилии, укомплектованы команды кораблей. Он безжалостно изгонял некомпетентных людей, бездельников и матросов, увлекавшихся революционными идеями, на их место подбирал людей, знающих свое дело и болею-
щих за судьбу флота. Военным нововведением Старка стало создание Военного совета. Членами совета были назначены контр-адмиралы В.В. Безуар и В.И. Подъяпольский, инженер-механик генерал-майор А.И. Ухлин, военный инженер-полковник А.И. Ярон, капитаны 1 ранга А.Н. Пелль, Н.Ю. Фомин, Н.С. Харин, старший лейтенант Г.С. Серебрянников9. За короткое время благодаря этим мерам Сибирская флотилия превратилась в боеспособную силу.
Обстановка во Владивостоке накалялась, в дни июньского переворота 1922 г. Г.К. Старк, осознавая беспомощность правительства Меркуловых, все же остался верен им и защищал здание, где заседало правительство, направлял морских стрелков поддерживать в городе порядок.
4 июня 1922 г. указом правительства адмирал Старк был наделен диктаторскими полномочиями — его назначили командующим всеми вооруженными силами Временного Приамурского правительства и одновременно он оставался командующим Сибирской флотилией. Но уже 11 июня Георгий Карлович отказался от этой должности. Уход правительства Меркуловых не повлиял на положение адмирала. Пришедший к власти генерал М.К. Дитерикс 10 августа назначил Г.К. Старка помощником по морской части на правах морского министра с оставлением за ним должности командующего Сибирской флотилией10. В сентябре адмирал был назначен на пост начальника тылового района. Теперь он отвечал за порядок на всей территории Приморья, ему подчинялись и армейские начальники.
Наступали последние дни белой власти в Приморье. 20 октября было образовано новое правительство — Совет уполномоченных организаций автономной Сибири. Адмирала Старка вновь назначили командующим Сибирской флотилией, по сути единственной к тому времени организованной силой белых11. Части Красной армии подходили к Владивостоку. Начавшаяся спешная эвакуация белых из Владивостока всей тяжестью легла на плечи Г.К. Старка. 23 октября 1922 г. он увел за границу свою разнокалиберную эскадру. Всего ушло 30 кораблей: канонерская лодка «Маньчжур», вспомогательные транспорты, пароходы, военные буксиры, посыльные суда, катера. Все это были суда, давно отслужившие свой срок и мало пригодные для морского перехода. На них находились более 9 тыс. чел.12
В конце ноября 1922 г. в порту Гензан сделали короткую остановку. Отобрав более или менее пригодные к плаванию суда, Старк вышел в море, взяв курс на Шанхай. Морской переход на старых кораблях был тяжелым. Из-за штормовой погоды жертвами налетевшего тайфуна стали «Аякс» и «Лейтенант Дыдымов». В начале декабря 1922 г. флотилия пришла в Шанхай. Ее приход оказался полной неожиданностью для администрации муниципалитета и был встречен весьма неприязненно. Вскоре адмиралу предложили покинуть Шанхай. Он вынужден был подчиниться, и 10 января 1923 г. флотилия вновь вышла в море, направляясь в Манилу. Но предварительно, несмотря на протесты администрации, Старк высадил на берег своих пассажиров — гражданских лиц и кадетов Сибирского и Хабаровского корпусов13.
По прибытии в Манилу Г.К. Старк продал остатки флотилии и пароходы Доброфлота. Все деньги, вырученные от продажи, и тот небольшой запас золота, который вывезли при эвакуации, адмирал разделил поровну среди нижних чинов и офицеров бывшей Сибирской военной флотилии.
Лагерь беженцев в Маниле просуществовал около года. В течение этого времени многие уехали: кто в Америку, кто в Австралию, кто во Францию. Адмирал Старк много сделал для офицеров и матросов при отправке их в США в качестве эмигрантов. Самого адмирала тоже приглашали в США, но он уехал во Францию. На то были свои причины. Будучи на Филиппинах, он получил известие, что в Петрограде скончалась его жена, а дети вывезены в Финляндию и скорее всего будут переправлены во Францию. Кроме того, в Париже проживала сестра покойной жены, вдова его друга, командующего Балтийским флотом адмирала Развозова, погибшего в 1920 г.
Приехав в Париж, не имея средств к существованию, адмирал Старк снова был вынужден искать любую работу. Не найдя ничего подходящего, он решил,
как и многие безработные русские, стать шофером такси. Сын Борис и племянник Александр помогли ему изучить улицы Парижа. Георгий Карлович сдал необходимые экзамены и двадцать лет проработал водителем такси. Жили Старки скромно. Денег едва хватало на оплату жилья и еду, к тому же он поддерживал семью адмирала Развозова. Иногда даже приходилось закладывать в ломбард ордена.
Адмирал Старк никогда не принимал участия в политической деятельности белоэмигрантских организаций. Он понимал, что с Россией бороться нельзя, какой бы она ни была.
Во время второй мировой войны, в годы оккупации Парижа, немцы пытались склонить Георгия Карловича к сотрудничеству, но он с негодованием отверг их предложения. Это привело к тому, что Старк потерял работу. Адмирал внимательно следил за событиями на советско-германском фронте — все его симпатии были на стороне соотечественников.
После войны Г.К. Старк был избран председателем Всезарубежного общества русских морских офицеров и выполнял эту общественную работу вплоть до своей смерти. Скончался адмирал 2 марта 1950 г. в Париже на 72 году жизни. Он оставил своим детям воспоминания, где описал свою жизнь. Спустя полвека они были опубликованы на родине14.
Сын адмирала Борис после смерти отца, в 1952 г., вернулся на родину. Он был священником, служил в храмах Костромы, Херсона, Рыбинска, Ярославля.
Возможно, еще жива дочь Георгия Карловича— Татьяна. В 2001 г. краевед Г.В. Симонова, находясь в Париже, посетила Русский дом, расположенный в районе Сен-Женевьев, где живут русские эмигранты первой волны. Там и состоялась ее встреча с 93-летней Татьяной Юрьевной Старк-Кипене-вой15. На память об этой встрече дочери адмирала подарили фотоальбом с видами Владивостока, часы с гербом Приморья. Приняв подарки, Т.Ю. Старк растрогалась и сделала ответный подарок — большую книгу с фотографиями «Морские офицеры под белым флагом».
Так, через долгие десятилетия, восстановилась тонкая нить памяти Владивостока с последним командующим Сибирской флотилией адмиралом Г.К. Старком.
I Черкашин Н.А. Судеб морских таинственная вязь. М., 1990. С. 57.
2СтаркГ.К. Моя жизнь. СПб., 1998. С. 15.
3 Булков А.М. Неизвестный адмирал Старк // Зап. О-ва изуч. Амур. края. Владивосток, 1996. С. 107. 4СтаркГ.К. Моя жизнь. СПб., 1998. С. 16.
5 Булков А.М. Неизвестный адмирал Старк. С. 109.
6 Приморский край: Крат. энциклопед. справочник. Владивосток, 1997. С. 299.
7 Старк Г.К. Отчет о деятельности Сибирской флотилии 1921 —1922 гг. // Морские записки. 1952. Т. 10. № 1—2. С. 13.
8 Приказы командующего Сибирской флотилией за 1921 г. Владивосток, 1921. № 88.
9 Ясько Т.Н. Сибирская и Амурская военные флотилии в 1917—1922 гг. // Дальний Восток России в период революции 1917 года и гражданской войны. Владивосток, 1998. С. 55.
10 Бригады Временного Приамурского правительства по армии и флоту за 1922 г. Владивосток, 1922. № 698. от 12 авг.
II Газета «Владиво-Ниппо». 1922. 21 окт.
12 Ясько Т.Н. Сибирская и Амурская военные флотилии в 1917—1922 гг. С. 56.
13 Петров В. Русский Шанхай // Рубеж. 1995. № 2. С. 269.
14 Старк Г.К. Моя жизнь. СПб., 1998.
15 Комсомольская правда. 2002. 7 мая.
SUMMARY. The article by Candidate of Historical Sciences Tatyana Yasko “Admiral Stark” describes the life and activity of Admiral of the Russian Navy G. Stark, the last Commander of the Siberian Flotilla that was the predecessor of the Pacific Fleet of Russia. G. Stark took part in the Russo-Japanese war, 1904—1905. The author tells about the life and service of hereditary Russian of seaman.