Научная статья на тему 'БАЛКАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

БАЛКАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
180
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / БАЛКАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА / КОСОВО / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Юлия Александровна

В статье рассматривается одно из направлений внешней политики Чешской Республики - балканское. Основываясь на анализе правительственных документов, посвященных внешней политике, отмечается, что данный внешнеполитический вектор не может считаться приоритетным. Тем не менее развитие ситуации на Балканах вызывает значительный интерес в чешском обществе. Основной темой, обсуждению которой в статье уделено большое внимание, является вступление государств Балканского полуострова в Европейский союз. Выявляется связь внешнеполитической стратегии Чешской Республики с современным состоянием чешской политической сцены, где дискуссия о признании независимости Косова играет заметную роль. В связи с активным использованием мигрантами «южного балканского маршрута» рассматриваются отдельные проблемы миграционной политики Чешской Республики в контексте борьбы с нелегальной миграцией. Основным методом исследования является контент-анализ внешнеполитических документов чешского правительства и выступлений чешских политиков. Автор приходит к заключению, что Чешская Республика активно поддерживает процесс евроинтеграции балканских государств, считая его непременным условием стабильного экономического и политического развития всех стран региона и гарантией сохранения мира и безопасности в Европе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALKAN DIRECTION OF CZECH FOREIGN POLICY

The article examines one of the directions of the foreign policy of the Czech Republic - the Balkan one. Based on the analysis of government documents on foreign policy, it is noted that this vector cannot be considered a priority. Nevertheless, the development of the situation in the Balkans is of considerable interest in Czech society. The main topic discussed in the article is the integration of the Balkan states into the European Union. The article reveals the connection between the foreign policy strategy of the Czech Republic and the current state of the Czech political scene, where the discussion on the recognition of Kosovo's independence plays a significant role. In connection with the active use of the «southern Balkan route» by migrants, certain problems of the migration policy of the Czech Republic are considered in the context of the fight against illegal migration. The main research method is content analysis of foreign policy documents of the Czech government and speeches of Czech politicians. The author concludes that the Czech Republic actively supports the process of European integration of the Balkan states, considering it an indispensable condition for the stable economic and political development of all countries in the region and a guarantee of the preservation of peace and security in Europe as a whole.

Текст научной работы на тему «БАЛКАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Б01: 10.31249/аре/2021.02.10

Щербакова Ю.А. , 2021

Балканское направление современной внешней политики Чешской Республики

Аннотация. В статье рассматривается одно из направлений внешней политики Чешской Республики - балканское. Основываясь на анализе правительственных документов, посвященных внешней политике, отмечается, что данный внешнеполитический вектор не может считаться приоритетным. Тем не менее развитие ситуации на Балканах вызывает значительный интерес в чешском обществе.

Основной темой, обсуждению которой в статье уделено большое внимание, является вступление государств Балканского полуострова в Европейский союз. Выявляется связь внешнеполитической стратегии Чешской Республики с современным состоянием чешской политической сцены, где дискуссия о признании независимости Косова играет заметную роль. В связи с активным использованием мигрантами «южного балканского маршрута» рассматриваются отдельные проблемы миграционной политики Чешской Республики в контексте борьбы с нелегальной миграцией.

Основным методом исследования является контент-анализ внешнеполитических документов чешского правительства и выступлений чешских политиков. Автор приходит к заключению, что Чешская Республика активно поддерживает процесс евроинтеграции

1 Щербакова Юлия Александровна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИНИОН РАН (juli.bak@mail.ru).

балканских государств, считая его непременным условием стабильного экономического и политического развития всех стран региона и гарантией сохранения мира и безопасности в Европе в целом.

Ключевые слова: Чешская Республика, балканские государства, Косово, внешняя политика, миграция.

Отношения Чешской Республики со странами Балканского полуострова, имеющие весьма давние традиции, в конце ХХ -начале XXI в. претерпели значительные изменения. В 1990-е годы Чешская Республика (ЧР), выполняя свои обязательства как член НАТО, участвовала в операциях НАТО в бывшей Югославии. Позднее ее внимание было сосредоточено на укреплении политической и экономической стабильности региона. На саммите Европейского союза в 2003 г. в Салониках рассматривался вопрос о расширении ЕС. В последний день саммита, 21 июня, Евросовет провел совместное заседание с руководителями шести западно-балканских государств - Албании, Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии, Черногории, Хорватии, - подтвердив принципиальную готовность ЕС принять эти балканские государства в свои ряды. На совместном заседании были одобрены два документа -«Салоникская повестка дня для Западных Балкан - движение к европейской интеграции» и «Декларация Салоникского саммита ЕС - Западные Балканы». Лидеры ЕС предусмотрели значительное увеличение финансовой помощи ЕС этим государствам [Европейский союз.., 2003].

Во внешней политике Чехии процесс стабильного экономического и политического развития Балкан отождествляется с интеграцией отдельных балканских постсоциалистических государств в ЕС и НАТО. Хотя Балканы не упоминались в программных заявлениях правительств Мирека Тополенека в 2006 и 2007 гг., в официальных заявлениях правительств Яна Фишера в 2009 г. и Иржи Руснока в 2013 г., тем не менее в Концепции внешней политики Чешской Республики, утвержденной в июле 2011 г., интеграция западных балканских стран в ЕС и НАТО определена как долгосрочный внешнеполитический приоритет ЧР. Несмотря на то что балканское направление не является приоритетным во внешней

политике Чехии, Балканы занимают в чешской внешнеполитической повестке важное место как общеевропейская проблема.

В июле 2015 г. правительство Чешской Республики приняло новую Концепцию внешней политики, в которой были определены три глобальные цели - безопасность, процветание и устойчивое развитие, а также создание условий, благоприятных для упрочения человеческого достоинства, включая соблюдение прав человека, - и две национальные цели - служение гражданам и укрепление доброго имени Чешской Республики. В документе отмечается, что Чехия имеет давние политические, экономические и культурные связи со странами Балканского полуострова; указывается, что Чешская Республика поддерживает интеграционные усилия Сербии, других западнобалканских стран, а также Турции в отношении членства в Европейском союзе, считая этот процесс залогом обеспечения процветания, стабильности и демократического верховенства закона в Юго-Восточной Европе [Копсерсе zahramcm„, 2015, s. 13].

Позиция Чешской Республики имеет политический характер и проводится в жизнь с учетом собственного опыта постсоциалистических преобразований, опыта, приобретенного страной в процессе ее присоединения к ЕС и НАТО. На практическом уровне чешская сторона прикладывает усилия по интенсификации участия чешских правительственных и коммерческих организаций в программах по сотрудничеству с балканскими государствами в рамках ЕС.

В новой Концепции внешней политики указывается, что Чешская Республика поддержит вступление в Евросоюз стран-кандидатов только в том случае, если они выполнят все требования, необходимые для этого, и откажутся от выдвижения собственных специфических условий; при этом отмечается, что Чехия намерена способствовать решению имеющихся двусторонних проблем в отношениях между всеми государствами региона -странами - членами Евросоюза, странами - кандидатами на вступление в ЕС и потенциальными кандидатами, не входящими в сферу политики расширения, - а также поддерживать реформы, свя-

занные с выполнением требований о членстве в ЕС, проводящиеся в странах-кандидатах [Koncepce zahramCni.., 2015, s. 13-14].

Важным компонентом двусторонних отношений ЧР со странами Юго-Восточной Европы являются укрепление политических контактов, а также экономическая дипломатия и развитие межотраслевого сотрудничества, уровень и интенсивность которого, как отмечается в Концепции внешней политики, «пока не соответствуют заявленной важности региона для чешской внешней политики» [Ibid., s. 14].

Во время пресс-конференции по итогам первого за 15 лет саммита ЕС - Западные Балканы (София, 17 мая 2018 г.), на котором была в очередной раз засвидетельствована возможность принятия в ЕС западнобалканских стран, чешский премьер-министр Андрей Бабиш критически высказался по поводу отсутствия конкретных дат приема этих стран в ЕС. По его мнению, ЕС должен установить график приема для балканских государств. Из шести западнобалканских стран - кандидатов на вступление в ЕС (Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Македония, Сербия, Черногория) Сербия и Черногория продвинулись дальше всех. По словам Бабиша, ЕС считает, что 2025 г. является вполне реальным сроком для Сербии и Черногории, но остальные балканские страны своих сроков не знают. «У региона есть проблемы, он нуждается в окончательном разрешении имеющихся конфликтов, в определении границ, в эффективной борьбе с организованной преступностью, с коррупцией, а также в проведении реформ», - сказал Бабиш. Тем не менее членство балканских государств в ЕС отвечает интересам всей Европы. «И самое главное, - добавил он. - Я думаю, что вся Европа должна стать Шенгенской зоной. Целью должна быть защита безопасности Европы на наших естественных континентальных границах» [Babis navrhl.., 2018].

В 2019 г. премьер-министры стран Вышеградской группы, в состав которой помимо Чешской Республики входят Венгрия, Польша и Словакия, приняли декларацию, в которой выразили поддержку расширению Европейского союза за счет стран Западных Балкан. 14 сентября 2019 г., выступая на пресс-конференции после встречи с премьер-министрами других стран Вышеградской

четверки и Западных Балкан, А. Бабиш заявил, что ЕС должен предложить Западным Балканам четкое видение европейской перспективы. «Мы уже давно выступаем за тесные и всесторонние отношения между Западными Балканами и Европейским союзом. Сегодня мы приняли декларацию, в которой провозглашается наше общее убеждение в том, что политика расширения Европейского союза является наиболее эффективным инструментом содействия стабильности, безопасности, демократии и процветанию на Западных Балканах. Безопасность на Балканах также означает безопасность в Европе», - сказал Бабиш [Bezpecnost na Balkane.., 2019].

«Воссоединение Европы не может быть завершено до тех пор, пока весь регион Западных Балкан не будет вовлечен в процесс европейской интеграции. Прежде всего мы надеемся, что темпы реформ сохранятся и что переговоры с Северной Македонией и Албанией об их вхождении в ЕС могут начаться в октябре, -отметил он. - Нет никаких сомнений, что продолжающиеся переговоры о вступлении в ЕС с Сербией и Черногорией будут значительно ускорены и что в скором времени мы сможем принять их в семью членов Европейского союза». По словам Бабиша, этот процесс может завершиться уже к концу 2027 г. При этом чешский премьер-министр подчеркнул, что членство в ЕС не означает автоматического вхождения в Шенгенскую зону. «Наверное, мы должны отличать расширение Европейского союза от расширения Шенгенской зоны», - сказал он [Ibid.].

Как отмечает чешский аналитик Павел Гавличек, отношения Европейского союза с шестью западнобалканскими странами в настоящее время развиваются весьма динамично. Позицию Франции, отказавшейся в октябре 2019 г. начать переговоры о вступлении в ЕС с Албанией и Северной Македонией, он объясняет стремлением официального Парижа подтолкнуть Евросоюз к продолжению дискуссии о новых (по сравнению с Копенгагенскими критериями 1993 г.) правилах политики его расширения. Уже в марте 2020 г. была разработана и предложена новая методология политики расширения ЕС, основанная на жестком требовании

проведения демократических реформ в странах, которые хотят начать переговоры о вступлении в ЕС [Havlicek, 2020].

Чешская дипломатия активно участвовала в переговорах о новой форме политики расширения Евросоюза. В ноябре 2019 г. Чешская Республика в коалиции с другими государствами - членами ЕС представила рабочий документ по этому вопросу, сыгравший, по мнению Гавличека, важную роль в деятельности Европейской комиссии [Ibid.]. Правительство Чехии полагает, что, если новая методология будет успешно применяться на практике, это восстановит доверие к западнобалканской политике ЕС, позволит выработать новый подход к странам-кандидатам и тем самым определит долгосрочные стратегические приоритеты на этом направлении в рамках чешской внешнеполитической линии на европейском уровне.

Несомненным успехом чешской дипломатии на балканском направлении стала состоявшаяся в Праге в 27 февраля 2020 г. встреча представителей стран Вышеградской четверки и государств Западных Балкан, организованная по случаю начала председательства Чешской Республики в Вышеградской группе. Во встрече приняли участие министры иностранных дел Венгрии, Чехии, Польши и Словакии, а также еврокомиссар по вопросам расширения и политики соседства Евросоюза Оливер Вархели. Главной темой встречи было вступление Албании и Северной Македонии в состав ЕС. В рамках состоявшейся дискуссии глава внешнеполитического ведомства Чехии Томаш Петршичек в очередной раз подтвердил, что Прага поддерживает вступление Северной Македонии и Албании в Евросоюз. В пражских переговорах принимали участие также представители Хорватии и Словении. По итогам саммита был подписан меморандум о сотрудничестве Международного вышеградского фонда с Западно-балканским международным фондом, созданным в 2015 г. для поддержки балканских государств [В Праге состоялась.., 2020].

Пандемия коронавируса стала поводом на практике продемонстрировать европейскую солидарность и интерес ЕС к расширению. Евросоюз выделил Западным Балканам 374 млн евро в качестве помощи для закупки медицинского и защитного

оборудования; кроме того, было обещано 3,3 млрд евро в виде помощи по ликвидации последствий кризиса. В частности, Чешская Республика в апреле 2020 г. выделила Боснии и Герцеговине 25 млн евро и предоставила миллион медицинских масок Северной Македонии. Однако, несмотря на то что ЕС направил в запад-нобалканские страны 750 тонн гуманитарной помощи и пообещал значительную финансовую поддержку, помощь Евросоюза, по мнению местных экспертов, оказалась не столь значительной, как помощь, полученная от Китая и России.

Тем не менее вероятно, что пандемия коронавируса в определенном смысле поможет странам Западных Балкан приблизиться к членству в ЕС, тем самым ослабив влияние третьих сторон в регионе.

В основе заинтересованности Чешской Республики в том, чтобы страны Западнобалканского региона в перспективе стали полноправными членами ЕС, лежит не только стремление к развитию двусторонних отношений, но и желание следовать основополагающим ценностям европейского сотрудничества. По мнению П. Гавличека, опыт Чехии в строительстве гражданского общества свидетельствует о том, что членство в ЕС может иметь и нефинансовые выгоды, такие, например, как укрепление правового государства [Надсек, 2020].

При этом нельзя не заметить, что чешскому подходу к развитию взаимоотношений со странами Западных Балкан недостает цельности и последовательности. В частности, Чешская Республика считает полезным углубление сотрудничества между Западно-балканским международным фондом и Международным вышеградским фондом; однако на двустороннем уровне ЧР ежегодно сокращает бюджет Чешского агентства по развитию, через которое осуществляется финансовая помощь балканским государствам.

В последнее время Чешская Республика в определенном смысле оказалась втянута в политические споры по поводу Косова, независимость которого ЧР признала в 2008 г. Проблема признания Косова неожиданно стала причиной полемики на чешской внутриполитической сцене в связи с высказываниями чешского президента Милоша Земана, озвученными в ходе его официально-

го визита в Белград осенью 2019 г. На пресс-конференции, состоявшейся после встречи с президентом Сербии Александаром Ву-чичем, Милош Земан заявил, что хочет обсудить с чешскими политиками возможность отмены признания Косова независимым государством, добавив, что Косово - это государство, возглавляемое военными преступниками: «Позвольте мне выразить, пусть и личное, но тем не менее важное мнение, что государство, возглавляемое военными преступниками, не принадлежит к сообществу демократических стран» (цит. по: ^отак, 2019]).

Это заявление чешского президента не осталось незамеченным. Комментируя его, премьер-министр А. Бабиш отметил, что с подобными заявлениями М. Земан выступает регулярно начиная с 2013 г. Бабиш подчеркнул, что внешняя политика Чешской Республики определяется позицией правительства. Обозначив свое намерение обсудить данную проблему с президентом, Бабиш отметил, что «не видит причин, чтобы чешское правительство изменило свою позицию1» dйvod.., 2019].

Негативно к предложению президента отнеслись и представители разных партий (как правительственных, так и оппозиционных). Премьер-министра поддержал министр иностранных дел Томаш Петршичек (ЧСДП). «Хотя я не вижу причин для подобных дебатов на данный момент, потому что ситуация на Балканах кардинально не изменилась, я готов обсудить с президентом его мнение», - заявил он, добавив, что Чешская Республика поддерживает страны Западных Балкан, включая Сербию, на пути вступления в Европейский союз (цит. по: [}адгпу, 2019]).

1 Ведущую роль в определении внешнеполитического курса ЧР играют парламент и правительство. Президент высказывается по внешнеполитическим проблемам, представляя Чешскую Республику на международной арене. «Внешняя политика Чехии находится в ведении нескольких институтов: парламента, правительства, президента, Министерства иностранных дел и правящей партии. Наибольшие полномочия сосредоточены в руках парламента, однако ведущая роль в формировании внешнеполитического курса принадлежит правительству и профильному министерству: решения парламента в значительной степени генерируются именно здесь» [Тарасов, 2008].

Председатель чешского Сената Ярослав Кубера (ГДП) отметил: «То, что он [президент. - Авт.] не признает, - это одно дело; другое - то, что Чешская Республика признала независимость Косова / Косовы. Это решение было принято, поэтому изменить его только потому, что президенту оно не нравится, довольно сложно» (цит. по: Qadrny, 2019]). Кубера предположил, что президент Земан таким образом хотел высказать благодарность принимавшей его Сербии.

Председатель движения «Старосты и независимые» Вит Ра-кушан выразил надежду, что Чешская Республика не изменит свою позицию. «Внешняя политика в Чешской Республике по-прежнему определяется правительством, хотя президенту это может не понравиться, мы живем не в президентской системе. Я уверен, что президент имеет право на консультации с министром иностранных дел, но я очень надеюсь, что министр будет соблюдать официальную линию нашей внешней политики, согласно которой мы находимся среди государств, которые признали Косово», - заявил он (цит. по: [Ibid.]).

Однако председатель комитета чешского парламента по европейским делам Ондржей Бенешик (ХДУ-ЧНП) сообщил, что его партия не возражает против начала обсуждения этого вопроса: «В то время когда чешское правительство признало Косово, ХДУ-ЧНП с этим решением была несогласна, поскольку считала эту проблему весьма деликатной» (цит. по: [Ibid.]). Бенешик отметил, что Земан, бывший в 1999 г. премьер-министром Чехии, согласился на бомбардировку Белграда именно из-за Косова.

Несомненно, что предложение чешского президента отказаться как от политики признания Косова, так и от сотрудничества с его представителями, теснейшим образом связано с обстоятельствами кризисного, а порой и драматического развития событий на Балканах в недавнем прошлом. По мнению чешских аналитиков, актуализация этих проблем на чешской политической сцене может способствовать росту напряженности в регионе и, как это ни парадоксально, ослабить позиции Сербии, чей прогресс на пути интеграции с ЕС увязан с успешной нормализацией отношений с Косовом [Dopita, 2017].

Помимо прочего, Чешская Республика рассматривает государства Западных Балкан в качестве союзников по борьбе с миграционным кризисом. В последнее время беженцы проникают в Евросоюз по новому пути, который называют «южным балканским путем». Предыдущий «балканский путь» из Греции сейчас недоступен, так как Северная Македония, Сербия, Венгрия, Словакия и Австрия усилили охрану границ. «Южный путь» также начинается в Греции, откуда беженцы через Албанию, Черногорию, Боснию и Герцеговину, Хорватию пробираются в Словению. Словения входит в Шенгенскую зону, из этой страны беженцы разъезжаются по странам Западной Европы.

Хотя Чешская Республика не является одной из основных стран назначения для мигрантов, миграционный кризис стал одним из основных вопросов, обсуждающихся на чешской политической сцене. Его активно используют антиэмигрантские партии и партии евроскептиков, некоторые из них входят в парламент. Министерство внутренних дел ЧР отмечает значительную активизацию различных популистских образований, политических движений и инициатив, агрессивно выступающих мигрантов, мусульман, а также против своих оппонентов, что приводит к дальнейшей поляризации общества. Многие подобные группы, начавшие свою деятельность в социальных сетях, обрели популярность и стали действовать на различных политических площадках. Среди них -движение «Не хотим ислам в Чехии», возглавляемое Мартином Конвичкой (позже преобразованное в «Блок против ислама») и партия «Рассвет - Национальная коалиция». Самая влиятельная правоцентристская партия Чешской Республики - Гражданская демократическая партия (ГДП) - не столь непримиримо настроена против мигрантов, но считает, что Чехия должна самостоятельно решать, кого и в каком количестве ей принимать. Президент Зе-ман решительно выступает против миграции.

Согласно опросам общественного мнения, Чешская Республика - одна из стран с наиболее отрицательным отношением к приему мигрантов. Исследования, проведенные в 2016 г., показывают, что более 80% чехов не хотят, чтобы их страна принимала мигрантов с Ближнего Востока и из Северной Африки; с приемом

мигрантов согласны менее 15% граждан страны. 65% чешского населения выступают против любого приема просителей убежища из зон военных действий, менее 30% выступают за временный прием беженцев на время продолжения военного конфликта и только 3% согласны с предоставлением беженцам права на постоянное проживание в Чешской Республике. С 2015 г. число сторонников приема мигрантов постепенно сокращается, в то время как ряды противников иммиграции неуклонно растут [Buchtik, Pilecka, 2016]. 70% чехов согласны с возможным возобновлением пограничного контроля на границах Чешской Республики [Tri ctvrtrny.., 2015]. Критики иммиграции с насмешкой называют сторонников мультикультурализма и приема мигрантов «солнечными людьми». Термину «солнечный человек» в таком случае противопоставляется термин «правильный чех».

Важными составляющими балканского направления чешской внешней политики являются помощь мигрантам и борьба с нелегальной миграцией в рамках программы Министерства внутренних дел ЧР «Помощь на месте». С учетом того, что в 2020 г. количество мигрантов, попавших в страны ЕС по «средиземноморскому» и «южному балканскому» маршрутам, возросло на 53%, Западнобалканский регион стал основным реципиентом адресной помощи Чешской Республики; странам этого региона было выделено 50 млн чешских крон (из них 25 млн чешских крон - Северной Македонии). Выделенные средства предназначены для совершенствования инфраструктуры миграционных трасс и на борьбу с нелегальной миграцией [Strategie migracni.., 2020]. Чешские полицейские участвуют в патрулировании «южного балканского пути», проверяют транспортные средства, патрулируют границу, следят за порядком. С начала миграционного кризиса Чехия отправила 361 полицейского на службу в европейское агентство Frontex, занимающееся патрулированием внешних границ ЕС. Помимо этого, с 2015 г. чешская полицейская миссия действует в Сербии и Северной Македонии, за это время в ее работе участвовали 1300 полицейских, которым удалось выявить 750 нелегальных мигрантов [Чешская полиция.., 2018].

•Jc-Jc-Jc

В настоящее время балканское направление не является приоритетным в чешской внешней политике. Однако во внешнеполитической стратегии Чешской Республики, основные положения которой сформулированы в правительственных документах и выступлениях политиков, Балканам уделяется большое внимание. На политическом уровне Чехия поддерживает стремление балканских государств вступить в Европейский союз. Чешские политики расценивают членство стран Балканского полуострова в ЕС как гарантию стабильного экономического и демократического политического развития региона, как важное условие сохранения и укрепления общеевропейской безопасности.

Проблемы, связанные с развитием ситуации на Балканах, оказывают существенное влияние на состояние чешской внутриполитической сцены. Развернувшаяся в последнее время дискуссия о признании Косова независимым государством выявила противоречия между президентом и правительством Чехии. В широком контексте эта дискуссия свидетельствует о наличии определенной напряженности между институтом президентства и исполнительной властью в Чешской Республике.

Важной частью балканского направления внешней политики ЧР являются также борьба с нелегальной миграцией и меры по преодолению миграционного кризиса, осуществляемые в рамках разработанной чешским Министерством внутренних дел программы «Помощь на месте».

Литература

В Праге состоялась встреча стран Вышеградской четверки и Западных Балкан / / EurAsia Daily. - М., 2020. - 28.02. - Режим доступа: https://eadaily.com/ra/news/2020/02/28/v-prage-sostoyalas-vstrecha-stran-vyshegradskoy-chetverki-i-zapadnyh-balkan (Дата обращения - 10.11.2020).

Европейский союз: Факты и комментарии / Борко Ю.А. (отв. ред.). -М., 2003. - Вып. 33. - Режим доступа: http://www.edc-aes.ru/ru/union/ archive/ vipusk_33 (Дата обращения - 10.11.2020).

Тарасов И.Н. Ориентиры внешней политики Чехии / / Перспективы. - М., 2008. - 17.09. - Режим доступа: http://www.perspektivy.info/

book/orijentiry_vneshnej_politiki_chehii_2008-09-17.htm (Дата обращения -10.11.2020).

Чешская полиция помогла задержать на Балканах 750 нелегалов // Пражский экспресс. - Прага, 2018. - 14.05. - Режим доступа: https://pra gue-express.cz/eu/69069-cheshskaya-politsiya-pomogla-zaderzhat-na-balka nakh-750-nelegalov (Дата обращения - 10.11.2020).

Babis navrhl v Sofii radikalni plan: Balkanske staty patri do EU i Schengenu / / EuroZpravy. - Praha, 2018. - 17.05. - Mode of access: https:// eurozpravy.cz/zahranicni/eu/224480-babis-navrhl-v-sofii-radikalni-plan-bal kanske-staty-patri-do-eu-i-schengenu/ (Date of access - 10.11.2020).

Bezpecnost na Balkane znamena bezpecnost v Evrope: Lidri V4 prijali deklaraci o podpore rozsireni Unie / / Lidovky. - Praha, 2019. - 12.09. - Mode of access: https://www.lidovky.cz/domov/babis-privital-lidry-v4-k-summitu-se-pripoji-i-baIkanske-zeme-kosovsky-vicepremier-svou-ucast-zrusil.A190912_ 110140_ln_domov_ele (Date of access - 10.11.2020).

Buchtik M., Pilecka J. Postoj ceske verejnosti k prijimani uprchliku / Centrum pro vyzkum verejneho mineni; Sociologicky ustav AV CR. - Praha, 2016. - 6 s. - Mode of access: https://web.archive.org/web/20160304080119/ http://cvvm.soc.cas.cz/media/com_form2content/documents/c1/a7504/f3/ pm160215.pdf (Date of access - 10.11.2020).

Dopita T. Balkansky rozmer ceske zahranicni politiky // Ceska zahranicni politika v roce 2016: Analyza UMV / M. Koran (Red.). - Praha, 2017. -S. 204-220. - Mode of access: http://www.dokumenty-iir.cz/Knihy/ Rocenka_2016_kapitoly/Kapitola%208%20Balk%C3%A1n.pdf (Date of access -10.11.2020).

Havlicek P. Politika rozsirovani EU na zapadnim Balkane / Asociace pro mezinarodni otazky. - Praha, 2020. - 08.07. - Mode of access: http:// www.amo.cz/cs/agenda-pro-ceskou-zahranicni-politiku/politika-rozsirovani-eu-na-zapadnim-balkane/ (Date of access - 10.11.2020).

Jadrny P. «Zahranicni politika je v kompetenci vlady»: Politici reaguji na Zemanova slova o Kosovu // iRozhlas. - Praha, 2019. - 11.09. - Mode of access: https://www.irozhlas.cz/ zpravy-domov/kosovo-milos-zeman-jaroslav-kube ra-senat_1909111354_pj (Date of access - 10.11.2020).

Koncepce zahranicni politiky Ceske republiky / Ministerstvo zahranicnich veci Ceske republiky. - Praha, 2015. - 18 s. - Mode of access: https://www.mzv.cz/file/1565920/Koncepce_zahranicni_politiky_CR.pdf (Date of access - 10.11.2020).

Nevidim duvod, aby Cesko menilo pozici ohledne Kosova, rekl Babis: Tema probere s ustavnimi ciniteli // iRozhlas. - Praha, 2019. - 12.09. - Mode of

access: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/andrej-babis-kosovo-milos-zeman_1909121547_jak (Date of access - 10.11.2020).

Novak P. «Stat vedeny valecnymi zlocinci»: Prezident Zeman chce, at' Cesko prestane uznavat samostatne Kosovo / / iRozhlas. - Praha, 2019. - 11.09. -Mode of access: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/milos-zeman-kosovo-ustavni-cinitele_1909111245_pj (Date of access - 10.11.2020).

Strategie migracni politiky Ceske republiky / Ministerstvo vnitra Ceske republiky. - Praha, 2020. - Mode of access: https:/ /www.mvcr.cz/ migrace/clanek/strategie-migracni-politiky-ceske-republiky.aspx (Date of access - 10.11.2020).

Tri ctvrtiny Cechu chteji obnovit kontroly na hranicich / / Lidovky. -Praha, 2015. - 05.09. - Mode of access: https://www.lidovky.cz/domov/vice-nez-polovina-cechu-chce-obnoveni-hranicnich-kontrol-kvuli-uprchlikum. A150905_204341_ln_domov_ele (Date of access - 10.11.2020).

DOI: 10.31249/ape/2021.02.10

Shcherbakova Yu.A.1, 2021 Balkan direction of Czech foreign policy

Abstract. The article examines one of the directions of the foreign policy of the Czech Republic - the Balkan one. Based on the analysis of government documents on foreign policy, it is noted that this vector cannot be considered a priority. Nevertheless, the development of the situation in the Balkans is of considerable interest in Czech society.

The main topic discussed in the article is the integration of the Balkan states into the European Union. The article reveals the connection between the foreign policy strategy of the Czech Republic and the current state of the Czech political scene, where the discussion on the recognition of Kosovo]s independence plays a significant role. In connection with the active use of the «southern Balkan route» by migrants, certain problems of the migration policy of the Czech Republic are considered in the context of the fight against illegal migration.

The main research method is content analysis of foreign policy documents of the Czech government and speeches of Czech politicians. The author concludes that the Czech Republic actively supports the process of

1 Shcherbakova Yuliya Aleksandrovna - Ph.D. in History, Senior Researcher INIONRAS juli.bak@mail ru). 230

European integration of the Balkan states, considering it an indispensable condition for the stable economic and political development of all countries in the region and a guarantee of the preservation of peace and security in Europe as a whole.

Keywords: Czech Republic, Balkan states, Kosovo, foreign policy, migration.

References

A meeting of the Visegrad Four and the Western Balkans countries took place in Prague [V Prage sostoyalas' vstrecha stran Vyshegradskoi chetverki i Zapadnykh Balkan]. (2020) // EurAsia Daily. - Moscow. - 28.02. - Mode of access: https: / / eadaily.com/ru/ news/2020/02/28/ v-prage-sostoyalas-vstrecha-s tran-vyshegradskoy-chetverki-i-zapadnyh-balkan (Date of access - 10.11.2020).

Babis navrhl v Sofii radikalni plan: Balkanske staty patri do EU i Schengenu. (2018) // EuroZpravy. - Praha. - 17.05. - Mode of access: https://eurozpravy.cz/zahranicni/eu/ 224480-babis-navrhl-v-sofii-radikalni-plan-balkanske-staty-patri-do-eu-i-schengenu/ (Date of access - 10.11.2020).

Bezpecnost na Balkane znamena bezpecnost v Evrope: Lidri V4 prijali deklaraci o podpore rozsireni Unie. (2019) / / Lidovky. - Praha. - 12.09. - Mode of access: https://www.lidovky.cz/domov/babis-privital-lidry-v4-k-summitu-se-pripoji-i-balkanske-zeme-kosovsky-vicepremier-svou-ucast-zrusil.A190912_ 110140_ln_domov_ele (Date of access - 10.11.2020).

Buchtik M., Pilecka J. (2016). Postoj ceske verejnosti k prijimani uprchliku / Centrum pro vyzkum verejneho mineni; Sociologicky ustav AV CR. - Praha. - 6 s. - Mode of access: https://web.archive.org/web/ 20160304080119/http://cvvm.soc.cas.cz/media/com_form2content/document s/c1/a7504/f3/pm160215.pdf (Date of access - 10.11.2020).

Czech police helped to detain 750 illegal immigrants in the Balkans [Cheshskaya politsiya pomogla zaderzhat' na Balkanakh 750 nelegalov]. (2018) / / Prague Express. - Prague. - 14.05. - Mode of access: https://prague-express.cz/eu/69069-cheshskaya-politsiya-pomogla-zaderzhat-na-balkanakh-750-nelegalov (Date of access - 10.11.2020).

Dopita T. (2017). Balkansky rozmer ceske zahranicni politiky / / Ceska zahranicni politika v roce 2016: Analyza UMV / M. Koran (Red.). - Praha. -S. 204-220. - Mode of access: http://www.dokumenty-iir.cz/Knihy/Rocenka_ 2016_kapitoly/Kapitola%208%20Balk%C3%A1n.pdf (Date of access -10.11.2020).

European Union: Facts and comments [Evropeiskii soyuz: Fakty i kommentarii]. (2003) / Borko Yu.A. (Ed.-in-chief). - Moscow. - Issue 33. - Mode

of access: http://www.edc-aes.ru/ru/union/archive/vipusk_33 (Date of access - 10.11.2020).

Havlicek P. (2020). Politika rozsirovani EU na zâpadnim Balkânë / Asociace pro mezinârodni otâzky. - Praha. - 08.07. - Mode of access: http://www.amo.cz/cs/agenda-pro-ceskou-zahranicni-politiku/politika-rozsi rovani-eu-na-zapadnim-balkane/ (Date of access - 10.11.2020).

Jadrny P. (2019). «ZahraniCni politika je v kompetenci vlady»: Politici reaguji na Zemanova slova o Kosovu / / iRozhlas. - Praha. - 11.09. - Mode of access: https://www.irozhlas.cz/ zpravy-domov/kosovo-milos-zeman-jaros lav-kubera-senat_1909111354_pj (Date of access - 10.11.2020).

Koncepce zahranicni politiky Ceské republiky. (2015) / Ministerstvo zahranicnich vëci Ceske republiky. - Praha. - 18 s. - Mode of access: https: / / www.mzv.cz/file/1565920/Koncepce_zahranicni_politiky_CR.pdf (Date of access - 10.11.2020).

Nevidim duvod, aby Cesko mënilo pozici ohlednë Kosova, rekl Babis: Téma probere s ûstavnimi ciniteli. (2019) / / iRozhlas. - Praha. - 12.09. - Mode of access: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/andrej-babis-kosovo-milos-zeman_1909121547_jak (Date of access - 10.11.2020).

Novak P. (2019). «Stat vedeny valecnymi zlocinci»: Prezident Zeman chce, at' Cesko prestane uznavat samostatné Kosovo // iRozhlas. - Praha. -11.09. - Mode of access: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/milos-zeman-kosovo-ustavni-cinitele_1909111245_pj (Date of access - 10.11.2020).

Strategie migracni politiky Ceské republiky. (2020) / Ministerstvo vnitra Ceské republiky. - Praha. - Mode of access: https://www.mvcr.cz/migrace/ clanek/strategie-migracni-politiky-ceske-republiky.aspx (Date of access -10.11.2020).

Tarasov I.N. (2008). Landmarks of foreign policy of the Czech Republic [Orientiry vneshnei politiki Chekhii] // Perspektivy. - Moscow. - 17.09. - Mode of access: http://www.perspektivy.info/book/orijentiry_vneshnej_politiki_che hii_2008-09-17.htm (Date of access - 10.11.2020).

Tri ctvrtiny Cechu chtëji obnovit kontroly na hranicich. (2015) // Lidovky. - Praha. - 05.09. - Mode of access: https://www.lidovky.cz/do mov/vice-nez-polovina-cechu-chce-obnoveni-hranicnich-kontrol-kvuli-uprchli kum.A150905_204341_ln_domov_ele (Date of access - 10.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.