Научная статья на тему 'ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОБОРОННАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОБОРОННАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
517
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ЕВРОПЕЙСКАЯ ОБОРОНА / PESCO / ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ / CZECH REPUBLIC / EUROPEAN DEFENCE / MILITARY SPENDING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Щербакова Юлия Александровна

В статье рассматривается оборонная стратегия Чешской Республики. Основываясь на анализе правительственных документов («Оборонная стратегия ЧР 2017», «Приоритеты чешского председательства в V4»), выявляются цели и задачи Чехии в области европейской безопасности и обороны на современном этапе. Страна является самостоятельным элементом не только глобальной безопасности, но благодаря своему географическому положению в центре Европы и важным элементом безопасности европейской. В статье исследуются позиции Чехии в отношении участия в Постоянном структурированном сотрудничестве по вопросам безопасности и обороны (PESСO), в многосторонних проектах вне рамок ЕС, военных миссиях и операциях ЕС и НАТО, а также сотрудничество на двусторонней основе и в рамках Вишеградской группы (V4) в составе Польши, Венгрии, Чехии, Словакии. Рассматривается позиция Чехии относительно военных расходов, а также проблема сосуществования европейских военных структур и НАТО. Чехия намерена развивать единый европейский рынок вооружений. Это предусматривает обязательные инвестиции в оборонную промышленность и образование Европейского оборонного фонда, в который будут направляться средства стран-членов. Чехия активно поддерживает и развивает двустороннее и многостороннее оборонное сотрудничество с соседними странами, а также в региональном формате. Оборонное региональное сотрудничество сосредоточено на двух основных направлениях: на сотрудничестве с Германией и в рамках Вишеградской группы. Показаны риски для оборонного строительства Чехии в связи с пандемией коронавируса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CZECH REPUBLIC: DEFENCE AND SECURITY STRATEGY WITHIN THE EU

The article examines the defense strategy of the Czech Republic. Based on the analysis of government documents («Defense Strategy of the Czech Republic 2017,» «Priorities of the Czech Presidency in V4») reveals the goals and objectives of the Czech Republic in the field of European security and defense at the present stage. The country is an independent element not only of global security, but, due to its geographical location in the middle of Europe, and an important element of European security. The article explores the Czech Republic's position on participation in the Permanent Structured Cooperation on Security and Defense (PESCO), multilateral projects outside the EU, military missions and operations of the EU and NATO, as well as bilateral cooperation and within the Visegrad Group (V4) comprising Poland, Hungary, the Czech Republic, Slovakia. The Czech Republic's position on military expenditures is being considered, as well as the problem of coexistence of European military structures and NATO. The Czech Republic intends to develop a single European arms market. This includes mandatory investments in the defense industry and the formation of the European Defense Fund, which will be used to invest in member countries. The Czech Republic actively supports and develops bilateral and multilateral defense cooperation with neighboring countries, as well as in a regional format. Defense regional cooperation focuses on two main areas: cooperation with Germany and within the Visegrad Group. Also it observes risks to Czech defense construction revealed due to Coronavirus pandemic.

Текст научной работы на тему «ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОБОРОННАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

Б01: 10.31249/аре/2020.04.11

Щербакова Ю.А.1, 2020

Чешская Республика: Оборонная политика и стратегия безопасности в рамках Европейского союза

Аннотация. В статье рассматривается оборонная стратегия Чешской Республики. Основываясь на анализе правительственных документов («Оборонная стратегия ЧР 2017», «Приоритеты чешского председательства в V4»), выявляются цели и задачи Чехии в области европейской безопасности и обороны на современном этапе. Страна является самостоятельным элементом не только глобальной безопасности, но благодаря своему географическому положению в центре Европы и важным элементом безопасности европейской. В статье исследуются позиции Чехии в отношении участия в Постоянном структурированном сотрудничестве по вопросам безопасности и обороны (PESСO), в многосторонних проектах вне рамок ЕС, военных миссиях и операциях ЕС и НАТО, а также сотрудничество на двусторонней основе и в рамках Вишеградской группы (V4) в составе Польши, Венгрии, Чехии, Словакии. Рассматривается позиция Чехии относительно военных расходов, а также проблема сосуществования европейских военных структур и НАТО. Чехия намерена развивать единый европейский рынок вооружений. Это предусматривает обязательные инвестиции в оборонную промышленность и

1 Щербакова Юлия Александровна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела Европы и Америки ИНИОН РАН (juli.bak@mail.ru).

образование Европейского оборонного фонда, в который будут направляться средства стран-членов. Чехия активно поддерживает и развивает двустороннее и многостороннее оборонное сотрудничество с соседними странами, а также в региональном формате. Оборонное региональное сотрудничество сосредоточено на двух основных направлениях: на сотрудничестве с Германией и в рамках Вишеградской группы. Показаны риски для оборонного строительства Чехии в связи с пандемией корона-вируса.

Ключевые слова: Чешская Республика, европейская оборона, РББСО, военные расходы.

Получив в 1993 г. статус независимого государства, Чешская Республика (ЧР) стала самостоятельным элементом не только глобальной безопасности, но благодаря своему географическому положению в центре Европы важным элементом европейской безопасности. По нашей оценке, в настоящее время ЧР находится в ситуации беспрецедентной безопасности, поскольку этому небольшому центральноевропейскому государству прямо никто не угрожает, не существует непосредственной военной угрозы. Вместе с тем в принятой чешским правительством в марте 2017 г. «Оборонной стратегии Чешской Республики» [Obranna.., 2017], которая заменила аналогичный документ 2012 г., прямо указывается на значительное ухудшение ситуации в сфере европейской безопасности по сравнению с 2012 г. Отмечено появление ряда угроз непрямого характера, особенно с учетом того, что «защита Чешской Республики не заканчивается на границах нашего государства», а распространяется и на союзников ЧР [Ibid., s. 8]. Могут в данном случае иметься в виду регулярные широкомасштабные маневры российской армии после 2014 г. (с принятием новой военной доктрины РФ, где НАТО фигурирует в качестве главного противника).

В «Оборонной стратегии Чешской Республики» (2017) указывается, что Российская Федерация (РФ) открыто реализует свои силовые амбиции в восточной части Европы, в том числе используя военную силу. При этом РФ «не стесняется нарушать нормы международного права, территориальную целостность соседних стран» [Ibid., s. 1]. РФ, как подчеркнуто в Оборонной стратегии, использует ряд гибридных кампаний в отношении стран - членов 256

Чешская Республика:

- Оборонная политика и стратегия

безопасности в рамках Европейского союза

НАТО и ЕС, включая целенаправленную дезинформацию и кибер-

атаки.

Кроме того, на юге и юго-востоке Европы существует зона нестабильности, связанная с вызовами, исходящими из регионов, расположенных на значительной территории от Северной Африки до Афганистана. Основой этой нестабильности является существование слабых и недееспособных государств, позволивших негосударственным субъектам, таким как Исламское государство (ИГ -запрещено в России) и другим экстремистским группировкам, создать эту зону нестабильности, которая простирается до европейских границ и угрожает Европе в виде радикализации, экстремизма, терроризма, организованной преступности и опасного роста нелегальной миграции в ЕС [Obranna.., 2017, s. 1].

Безопасности Европы также угрожают относительно новые риски - информационные войны или организованные кибератаки, которые представляют потенциальную угрозу для Чешской Республики. По этой причине «Чешская Республика несет большую ответственность и заинтересована в строительстве и подготовке своего оборонного потенциала для поддержки тех союзников и партнеров, на которых ложится основная часть этого бремени» [Ibid., s. 4].

Оборонная политика Чехии обусловлена членством страны в НАТО и ЕС, что, по мнению руководства страны, позволяет использовать преимущества безопасности коллективной для обеспечения национальной безопасности и обороны. В значительной степени это относится к расходам чешского госбюджета на оборону, которые ниже нормативов НАТО. В 2014 г. они составляли меньше 1% ВВП, не достигнув даже половины от обязательств, взятых членами Альянса в 2014 г. В 2019 г. они вышли на уровень 1,19% ВВП, составив 2,967 млрд долл. [McCarthy, 2019]. В процентном отношении это минимальный показатель среди стран Вишеградской группы1.

1 Вишеградская группа (в литературе можно встретить написание Вышеградская группа) - региональное неформальное объединение четырех европейских стран - Польши, Венгрии, Чехии, Словакии.

Для большинства чешских политических сил и граждан членство страны в НАТО является весьма важным фактором обеспечения безопасности страны (см. подробнее: [Щербакова, 2019, с. 19]). Одна из ведущих политических партий Чехии АНО 2011 (Akce nespokojenych obcanú, ANO)1 при этом выдвигает идею создания в рамках НАТО так называемого Европейского клуба, где европейские члены НАТО будут решать проблемы, которые не являются существенными для США и Канады. Это прежде всего миграционный кризис [Volby.., 2017].

Чешский премьер-министр А. Бабиш по вопросу о позиции своей страны в вопросе финансирования Североатлантического альянса заявил, что Чешская Республика не будет корректировать свой план расходов на оборону, как того требовал президент США Д. Трамп, призвавший всех увеличивать расходы на коллективную оборону, с тем чтобы в итоге довести их до 4% своего ВВП [Sevastopulo, Peel, Buck, 2018].

Представитель Чехии в НАТО И. Шедивы (с мая 2020 г. - глава Европейского оборонного агентства, ЕОА), в свою очередь, подчеркнул, что в случае Чешской Республики увеличение военных расходов до 2% к январю 2019 г. будет означать почти удвоение целевого показателя, и при этом «было бы невозможно потратить деньги осмысленно. Поэтому я не ожидаю, что это произойдет раньше, чем через пять или шесть лет» [цит. по: Frañková, 2018].

При этом премьер-министр пояснил, что поспешное увеличение расходов на оборону до 2% от ВВП Чехии привело бы к увеличению дефицита бюджета страны. С 2017 г., по данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), Чехия ежегодно увеличивала расходы на оборону на 13% [Чехия и США.., 2019]. Выступая перед представителями высшего командования Армии Чешской Республики (АЧР) в ноябре 2019 г., премьер-министр ЧР А. Бабиш вновь остановился на вопросах военных расходов. Он заявил, что возглавляемое им правительство обратило вспять опасную тенденцию сокращения расходов на оборону. Оно ответствен-

1 Акция недовольных граждан (чеш.). Партия основана в 2011 г. миллиардером словацкого происхождения А. Бабишем.

258

Чешская Республика:

- Оборонная политика и стратегия

безопасности в рамках Европейского союза

но подходит к обеспечению безопасности страны и выполняет свое обещание увеличить оборонный бюджет, чтобы к 2021 г. достичь доли в 1,4% ВВП. А. Бабиш считает, что важно говорить не только о процентах, но и о суммах. Например, «2% Эстонии - это 500 млн долл., а если мы возьмем наше развитие, то в 2013 г. мы были на уровне 1,03%, что означало 42 млрд чешских крон, а в 2020 г. военный бюджет ЧР составит 75,5 млрд крон. Таким образом, за эти годы бюджет увеличился на 34 млрд». «Мы обязались к 2024 г. иметь 2%. И только для вашей информации, 2% от ВВП 2024 г. означает 133 млрд крон, так что рост впечатляющий» [Defence Budget.., 2018; Velitelske.., 2019, р. 1].

ЧР активно поддерживает развитие двустороннего и многостороннего оборонного сотрудничества с соседними странами, а также в региональном формате. Оборонное региональное сотрудничество сосредоточено на двух основных направлениях: на сотрудничестве с Германией и в рамках Вишеградской группы.

Учитывая устойчивые экономические связи между ЧР и Германией и роль ФРГ в НАТО и Евросоюзе (ЕС), Германия является естественным партнером Чехии в сфере оборонного сотрудничества, которое ЧР планирует развивать в том числе путем участия под руководством Германии в инициативе «Концепция рамочных наций» (Framework Nations Concept) (см. подробнее: [Трунов, 2019, с. 123-126]). В этой инициативе, которая охватывает оборонное сотрудничество в различных областях, таких как медицина, химическая, биологическая, радиологическая и ядерная защита, граждан-ско-военное сотрудничество (civil-military cooperation, CIMIC), логистика и т.д., участвуют еще 20 стран-партнеров. Целью Концепции рамочных наций является развитие европейского оборонного потенциала.

Позицию Чешской Республики в области европейской обороны обозначил в своем выступлении перед высшим командным составом АЧР премьер-министр А. Бабиш. Он заявил, что много раз обращал внимание на тот факт, что европейские государства -члены НАТО должны заявить о том, что разделяют одни и те же ценности, поскольку речь идет о безопасности Европы. «Так что дело не в том, что кто-то ставит под сомнение НАТО. НАТО остает-

ся, конечно, гарантом нашей коллективной обороны, но внутри Европы мы должны говорить о безопасности и, возможно, в рамках НАТО. Речь не идет о необходимости европейской армии, никто этого не хочет... Речь идет о способности решать проблемы обороны нашего континента как такового...» [Velitelske.., 2019, p. 3].

Одним из инструментов углубления регионального сотрудничества с Германией и Польшей является вклад ЧР в укрепление Многонационального корпуса НАТО «Северо-Восток» (Multinational Corps Northeast, MNC NE). Представители Чехии подключились к работе корпуса в октябре 2005 г.

В «Оборонной стратегии Чешской Республики» 2017 г. указывается, что «интенсивное военное сотрудничество со странами Вишеградской группы будет и впредь углубляться». С учетом того, что ЧР председательствовала в Вишеградской группе с 1 июля 2019 г. до 30 июня 2020 г., Министерство обороны Чехии разработало «Приоритеты чешского председательства» [Priority...]. В ходе председательства в Вишеградской группе основное внимание планировалось сосредоточить на реализации положений Концепции долгосрочного сотрудничества Вишеградской группы в области обороны. Сотрудничество V4 в области обороны находится под стратегическим контролем министров обороны соответствующих стран.

Чехия считает необходимым инициировать открытое обсуждение современной ситуации в области безопасности и региональных угроз. Дискуссия должна быть направлена на стратегический пересмотр будущего оборонного сотрудничества государств Вишеградской группы в изменившихся условиях безопасности и в свете мероприятий и инициатив по укреплению обороны и безопасности в рамках ЕС и НАТО. С целью организации широкого обсуждения путей обновления и укрепления оборонного сотрудничества государств V4 намечен семинар с участием специалистов-практиков и представителей научных кругов.

Одним из приоритетов должна стать гармонизация оборонного планирования V4. Эта задача возлагается на Группу планирования, которая продолжит обмен информацией о содержании концептуальных документов в целях согласования оборонных пла-

Чешская Республика:

- Оборонная политика и стратегия

безопасности в рамках Европейского союза

нов. Страны V4 также будут координировать свои позиции на переговорах по развитию потенциала в более широких форматах (в частности, в НАТО и ЕС).

Весьма симптоматично, что Чехия стремится к выработке общей экспертной и политической позиции V4 в процессе согласования оборонного планирования как внутри ЕС, так и в рамках НАТО. ЧР также продвигает общий проект V4 в PESCO для развития потенциала и возможного сотрудничества государств V4 в рамках Европейского оборонного фонда (ЕОФ)1.

В период чешского председательства в июне 2019 г. завершен процесс создания Вишеградской боевой группы Европейского союза (Joint V4 EU Battle group, V4 EU BG) во главе с Польшей, которая заступила на боевое дежурство в городе Краков. К 2023 г. возможно создание еще одного подобного боевого подразделения.

Формирование боевой группы стран V4 было предложено несколько лет назад, но работа затянулась из-за недостатка политической воли. Дело обстоит таким образом, что созданная более 20 лет назад Вишеградская группа не имеет формальных структур управления и основана на консультациях представителей Польши, Венгрии, Чехии, Словакии. Главная проблема заключается в том, что каждая из стран имеет свой подход к различным вопросам, начиная от отношения к ЕС и евроинтеграции и вплоть до отношения к антироссийским санкциям.

Чешская Республика в период своего председательства прикладывала усилия для продвижения интересов центральноевро-пейских стран в области вооружений, НАТО и ЕС. Чехия способствовала сотрудничеству в этой сфере, согласовывая развитие оборонного потенциала путем проведения совместных совещаний представителей национальных министерств обороны. Страна опиралась на уже осуществляемую деятельность в области развития сотрудничества и обмена информацией, особенно в отношении ПВО и артиллерии. В период чешского председательства внимание было сосредоточено на вариантах сотрудничества в области совместного приобретения боеприпасов (например, через Агентство

1 European Defence Fund, EDF.

НАТО по поддержке и снабжению (NATO Support and Procurement Agency, NSPA), Европейское оборонное агентство (European Defence Agency, EDA) и совместных проектах научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), а также на обучении персонала после приобретения новых артиллерийских систем ПВО. Министерство обороны Чехии отложило до конца 2020 г. закупку зенитных ракетных комплексов (ЗРК) малой дальности для вооруженных сил (ВС) страны, стоимость которой оценивалась в 10 млрд чешских крон (450 млн долл.).

Как сообщил еженедельному журналу «Jane's Defence Weekly» заместитель министра обороны Филипп Риха, контракт будет заключен на год позднее, чем первоначально планировалось. Перенос сроков вызван сокращением оборонного бюджета на 2020 г. на 800 млн чешских крон. По заявлению заместителя министра, закупка ЗРК стала единственным отложенным стратегическим проектом. В эти планы внесла свои коррективы и пандемия коро-навируса COVID-19: министр финансов Чехии А. Шиллерова объявила, что Министерство обороны отложит исполнение контрактов 2020 г. на сумму 3 млрд чешских крон (116,5 млн долл.) [Stratilik, 2020]. Пандемия, несомненно, окажет влияние на проекты многостороннего сотрудничества в рамках других европейских форматов.

Несмотря на недостаток средств, Прага по-прежнему намерена увеличить оборонный бюджет с текущего уровня 1,19% ВВП до 1,4% в 2021 г. и до 2% в 2024 г. как в рамках выполнения обязательств перед НАТО, так и для реализации крупных проектов модернизации, включая закупку многоцелевых и ударных вертолетов, боевых машин пехоты, гаубиц и мобильных РЛС (Mobile Air Defence Radar, MADR). Новые комплексы предназначены для замены состоящих на вооружении 25-го зенитного ракетного полка в Страконице ЗРК 2 K12 «Куб».

В 2016 г. в ответ на выпущенный Минобороны Чехии запрос о возможности поставки новых ЗРК были получены предложения от пяти ведущих западных производителей - «Diehl», «Kongsberg», «Lockheed Martin», MBDA, «Rafael». Министерство обороны Чехии выделило на закупку новой зенитно-ракетной системы (ЗРС)

Чешская Республика:

- Оборонная политика и стратегия

безопасности в рамках Европейского союза

10 млрд чешских крон. В рамках проекта в состав 25-го полка войдут 4 батареи по 8 пусковых установок (ПУ) зенитных управляемых ракет (ЗУР) каждая с дальностью поражения целей до 14 км. ЗРК будут размещаться предположительно на шасси Tatra 815-7 с колесной формулой 8х8, смогут транспортироваться военно-транспортной авиацией (C-130, C-17, A-400 M). Комплексы будут оснащены системами связи и управления натовского стандарта Link-16 и Link-11 B, устойчивыми к пассивным и активным помехам.

Как сообщалось ранее, главным претендентом на закупку выступал ЗРК NASAMS (National Advanced Surface-to-Air Missile System) разработки «Kongsberg-Raytheon», основным средством поражения которого является наземная версия авиаракеты AMRAAM (Advanced Medium Range Air-to-Air Missile), принятая на вооружение истребителей JAS-39 «Грипен» ВВС Чехии (см.: [Проект закупки.., 2019]).

В рамках чешского председательства в Вишеградской группе укрепляется и развивается сотрудничество между странами V4 в Рабочей группе по управлению человеческими ресурсами. Особое внимание уделяется обмену опытом при осуществлении организационных изменений, при определении места и роли женщин в ВС, согласовании подходов к рискам при прохождении военной службы, при использовании имеющихся в настоящее время на рынке труда человеческих ресурсов для пополнения ВС.

Для достижения большей совместимости ВС V4 на базе штаба многонационального корпуса «Северо-Восток» в г. Щецине (Польша) осуществляются их обучение и подготовка. Предполагается участие в этом процессе ключевых партнеров, в частности США и Германии. Будет продолжено сотрудничество между военными учебными заведениями V4. Особое внимание предполагается уделить изучению иностранных языков.

Чешская Республика и далее будет углублять сотрудничество в формате V4+ с участием Германии, Франции, Великобритании, Южной Кореи; активно укреплять связи между V4 и Центрально-европейской инициативой по оборонному сотрудничеству (Central European Defence Cooperation, CEDC) (см. подробнее: [Надточей, 2017, с. 178]).

Чешская Республика выступает за развитие регионального сотрудничества в поддержку стабилизации стран Сахеля с целью контроля над нелегальной миграцией в месте ее возникновения, а также за оказание материальной и финансовой помощи объединенным силам международного регионального объединения «Са-хельская пятерка». Чехия поделится опытом участия в работе миссии ЕС в Мали и миротворческой операции ООН МИНУСМА (United Nations Multidimensional Integrated Stabilization Missionin Mali, MINUSMA).

В целях укрепления центральноевропейской оборонной политики Чехия будет искать возможности для совместной деятельности V4 в тренировочной миссии ЕС в Мали (European Union Training Mission Mali, EUTM). Кроме того, ЧР будет искать варианты совместных мероприятий V4 на восточном крыле НАТО.

Хотя оборонная стратегия и военная доктрина ЧР основаны на членстве как в НАТО, так и в ЕС, страна в течение последних десятилетий отдает предпочтение участию в экспедиционных миссиях НАТО под руководством США, поскольку их ВС оказывали чешским военным необходимую материально-техническую и информационную поддержку.

До 2004 г. чешские военные имели статус наблюдателей и, по сути, не участвовали в работе европейских военных структур. В результате вступления Чехии в ЕС позиции страны коренным образом изменились. В 2004 г. представительство ЧР в военных органах ЕС на национальном уровне было обеспечено военными отделами Постоянного представительства Чешской Республики в НАТО и в ЕС. С самого начала ЧР принимала участие в создании боевых групп ЕС:

- в 2009 г. совместно со Словакией была создана боевая группа; Чехия являлась ведущим государством, несущим наибольшее бремя по ее функционированию;

- в 2012 г. совместно с Австрией и Ирландией (в сотрудничестве с Хорватией и Македонией) создана боевая группа под руководством Германии;

- в 2016 г. планировалось, но не было реализовано создание боевой группы V4 под руководством Польши [Sedivy, Vondra, 2015,

Чешская Республика:

- Оборонная политика и стратегия

безопасности в рамках Европейского союза

р. 12], осенью 2018 г. обсуждалось польское предложение о придании этому формированию статуса постоянного самостоятельного элемента военного потенциала ЕС.

В 2018 г. 192 военнослужащих АЧР были включены в состав международных военных штабов НАТО и ЕС, учреждений НАТО и ЕС, национальных представительств АЧР в международных военных штабах, которые были развернуты в рамках дислокации объектов на территории 15 стран - членов Североатлантического альянса и Украины.

Всего в первой половине 2018 г. в 15 зарубежных операциях и миссиях НАТО на территории 15 государств было задействовано 413 военнослужащих АЧР. Во второй половине года был утвержден новый мандат, в соответствии с которым с 2018 по 2021 г. их число увеличится до 923 военнослужащих [Цса81.., 2018].

Основываясь на вышеизложенном, необходимо отметить, что, несмотря на то что ЧР безоговорочно декларирует членство в НАТО и ЕС в качестве основы своей оборонной политики и стратегии безопасности, в этой области существуют определенные проблемы. Это прежде всего относится к несоответствующему нормативам НАТО финансированию военных расходов. Участие страны в военном сотрудничестве, миссиях и операциях НАТО и ЕС также нельзя назвать масштабным (см. табл.).

Таблица

ЧР в миссиях НАТО и ЕС (численность военнослужащих)

Годы НАТО Международные силы содействия безопасности (NATO ISAF) Миссия НАТО в Косово (NATO - KFOR), Балтийское воздушное патрулирование (BalticAirPolicing) Миссии ЕС «Atalanta»>, в Боснии, Мали

2011 720 65 5

2012 640 90 5

2013 333 10 43

Источник: [Vondra, 2015, р. 8].

Приведенные в таблице цифры свидетельствуют о более активном по сравнению с ЕС участии ЧР в миссиях и операциях НАТО. Тем не менее существуют предпосылки для расширения чешского

оборонного сотрудничества в европейском измерении. Речь идет о программе государств - членов ЕС Постоянное структурированное сотрудничество (ПСС) по вопросам безопасности и обороны (PESCO), принятой в декабре 2017 г. Советом ЕС в рамках Глобальной стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности. Чехия наряду с 25 странами ЕС присоединилась к ней, что было подтверждено главой правительства А. Бабишем на заседании Европейского совета в Брюсселе: «Чехия готова активно участвовать в PESСO. Укрепление обороны и безопасности является одним из краеугольных камней ЕС в будущем» [EU leaders.., 2017].

Там же А. Бабиш подчеркнул, что PESCO должно стать основой армии Европейского союза, еще одним оборонительным союзом наряду с НАТО [Válová, 2017]. Государство намерено развивать единый европейский рынок вооружений. Предусмотрены обязательные инвестиции в оборонную промышленность и образование ЕОФ, куда будут направляться средства стран-членов.

ЕОФ был создан Еврокомиссией в июле 2018 г. для того, чтобы помочь странам ЕС максимально эффективно распоряжаться средствами налогоплательщиков. Фонд призван предотвратить дублирование расходов на закупку техники. Более того, ЕОФ должен быть инкорпорирован в Общий бюджет ЕС на 2021-2027 гг. ЕОФ создаст дополнительные возможности для финансирования военных проектов национальных государств, выработает практические и финансовые рекомендации для организации совместных НИР в оборонной сфере, определит направления совместного развития оборонных отраслей и обеспечение стран военной техникой. В рамках ПСС государства-члены приняли на себя обязательства последовательно увеличивать свои расходы на оборону. При этом государство должно направлять 20% своих оборонных расходов на государственные закупки и 2% - на исследования и разработку технологий» [Válová, 2017].

По мнению военного аналитика П. Фельгенгауэра, для того чтобы построить действительно значимый военно-оборонительный потенциал, европейцам придется тратить на эти цели 4-5% ВВП. «Я очень сомневаюсь, что политической воли хватит на то, чтобы реально удвоить военные расходы. Речь идет о сотнях мил-

Чешская Республика:

- Оборонная политика и стратегия

безопасности в рамках Европейского союза

лиардов евро в год», - подчеркивает он в одном из своих интервью

[цит. по: Гальперович, 2017].

В 2018 г. в рамках ПСС Чехия приняла активное участие в трех проектах, а в трех других выступила в качестве наблюдателя. Она участвовала в программе «Военная мобильность» (Military Mobility), известной также как «Военный Шенген», которую в октябре 2016 г. предложил Европарламенту представитель Эстонии У. Паэт. Ранее, летом 2016 г., лидеры Франции, Германии, Италии, Чехии, Венгрии, а также польский евроскептик Я. Качиньский призвали к более тесному сотрудничеству в военной сфере внутри ЕС. Реальный план выдвинул министр иностранных дел Италии, который предложил создать оборонительную систему по образцу Шенгенской зоны в составе группы стран, готовых к более продвинутому сотрудничеству (см. подробнее: [Zigba, 2020, p. 157]).

С одной стороны, эта программа, где координатором выступают Нидерланды, направлена на унификацию и стандартизацию процедур, связанных с трансграничными военными перемещениями, а с другой - на устранение реальных барьеров, создаваемых несовершенной инфраструктурой. Чехия также участвует в двух проектах PESCO под руководством Германии - «Европейское медицинское командование»1, целью которого является создание общих медицинских платформ и медицинской подготовки персонала миссий и операций, и «Центр передового опыта европейских тренировочных миссий»2. В ноябре 2018 г. Чехия взяла на себя роль координатора проекта «Программа создания совместимых средств радиоэлектронной борьбы для совместной разведки и наблюдения»3 и приняла участие еще в четырех проектах [Bezpecnostní.., 2018].

Чехия оказалась активным участником PESCO, приняв участие в девяти из 47 проектов, по данным на 19 ноября 2019 г. При этом из указанных девяти проектов лишь в одном - «Военной мо-

1 European Medical Command (EMC).

2 European UnionTraining Mission Competence Centre (EUTMCC).

3 Electronic Warfare Capability and Interoperability Programme for Future Joint Intelligence, Surveillance and Reconnaissance (JISR).

бильности» - были задействованы вместе с Чехией все члены V4. Это может свидетельствовать об определенных расхождениях в приоритетах обороны и безопасности, которые до сих пор не удается согласовать в рамках V4 (см.: [Permanent.., 2019]). Примечательно, что Чехия проявляет такую активность на оборонном треке в рамках PESCO, имея в 2019 г., по данным Евростата, ВВП в 220 млрд евро, что в 2,4 раза меньше, чем ВВП Польши (527 млрд евро)1. Последняя участвует в десяти проектах.

Члены существующего в рамках ЕС регионального объединения V4 в разной степени поддерживают идеи европейской интеграции, но занимают сходные позиции относительно Европейского оборонного союза. На неформальном саммите в Варшаве лидеров V4 и канцлера ФРГ А. Меркель (август 2016 г.) основной обсуждаемой темой было будущее ЕС и подготовка к Братиславской встрече 27 лидеров стран - членов ЕС. Премьер-министры Чехии, Венгрии, Польши и Словакии, а также немецкий канцлер А. Меркель пришли к единому выводу, что результаты британского референдума (Брекзит) должны стать импульсом для дальнейшей работы всех 27 членов ЕС над новым будущим Евросоюза.

В ходе встречи чешский премьер-министр Б. Соботка заявил, что любая реформа Европы должна основываться на доверии, сотрудничестве и взаимном понимании. В прошлом странам не всегда удавалось найти консенсус. И с чешской точки зрения такая ситуация должна измениться. Чешский премьер-министр обратил внимание на необходимость подтвердить доверие граждан к ЕС. «Прежде всего мы должны быть в состоянии гарантировать безопасность граждан. Должен быть продолжен совместный проект пограничной охраны и настало время заняться созданием общей европейской армии. Только благодаря этому мы сможем отстаивать свои интересы», - сказал премьер-министр Соботка [Premiér Sobotka.., 2016].

В свою очередь, премьер-министр Венгрии В. Орбан заявил: «Мы должны сделать безопасность нашим приоритетом. Так что

1 GDP and main components // Eurostat. - Mode of access: https://appsso. eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=nama_10_gdp&lang=en (Date of access -29.05.2020). 268

Чешская Республика:

- Оборонная политика и стратегия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

безопасности в рамках Европейского союза

давайте начнем создавать объединенную европейскую армию»

[Венгрия и Чехия.., 2016]. Эту идею поддержали также Б. Шидло

(Польша) и Р. Фицо (Словакия).

Официально заявив о своем участии в PESCO, все страны V4 отметили, что оно никак не должно повлиять на сотрудничество в рамках НАТО и что нельзя забывать о восточной части Европы. По мнению представителей Польши, совместные оборонные заказы, общее военное оснащение, развитие оборонной промышленности, являющиеся целями PESCO, представляют отличную возможность для повышения обороноспособности Европы. «Чем безопаснее Европа, тем безопаснее Польша», - заявил польский премьер М. Моравецкий [Ochman, Zbytniewska, Plevák, 2018].

Активно поддерживает PESCO и Чехия. «Мы видим в PESCO инструмент, который позволит странам-участницам теснее сотрудничать и вместе повышать обороноспособность. Кроме того, PESCO, по нашему мнению, дает Европе возможность взять на себя большую ответственность за собственную оборону и тем самым укрепить европейскую опору НАТО», - заявил пресс-секретарь Министерства обороны Чехии Я. Пейшек [Ochman, Zbytniewska, Plevák, 2018]. Он также напомнил, что участие в проектах PESCO может помочь ЧР в некоторых сферах, однако не является заменой комплексного и всеобъемлющего процесса планирования в рамках НАТО. По словам Я. Пейшека, Чехия хочет, чтобы деятельность Европейского союза дополняла работу НАТО, а не дублировала ее [Ibid.]. Именно с этой точки зрения следует расценивать процитированное выше высказывание чешского премьер-министра А. Ба-биша относительно европейской армии [Velitelské.., 2019].

Осуществляя 47 проектов в рамках PESCO, ЕС укрепил сотрудничество с НАТО во многих областях, включая кибербезопас-ность, совместные учения, борьбу с терроризмом. Польша и Чехия позитивно оценивают создание ЕОФ, поскольку он сохраняет бюджет и повышает эффективность оборонных расходов. Однако у Чехии имеются свои пожелания в отношении ЕОФ. «Нужно будет отстоять интересы чешской оборонной промышленности. Дотации надо распределять справедливо и не отдавать их только влиятельным корпорациям из крупных стран ЕС. Предложение о капитале

ЕОФ в размере 13 млрд евро на 2021-2027 гг. очень амбициозно, и вопрос в том, сумеет ли промышленность освоить такую сумму», -озвучил позицию Чехии министр обороны [Ochman, Zbytniewska, Plevák, 2018].

Для Венгрии способ предоставления средств ЕС в рамках ЕОФ также имеет важнейшее значение. Для того чтобы у нее была возможность получить доступ к этим средствам, ей надо выполнить ряд условий, а именно: выделить внутренние ресурсы, необходимые для совместного финансирования; разработать соответствующие механизмы координации в рамках правительства; поддерживать национальную оборонную промышленность путем внедрения новейших технологий и использования информационных ресурсов [Nádudvari, Varga, 2019, р. 12].

ЧР активно поддерживает развитие двух- и многостороннего оборонного сотрудничества с соседними странами, а также в региональном формате. Оборонное региональное сотрудничество сосредоточено на двух основных направлениях: на сотрудничестве с Германией и в рамках Вишеградской группы (V4).

Литература

Венгрия и Чехия призвали к созданию единой армии ЕС // BBC. -2016. - 26.08. - Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-37201658 (Дата обращения - 27.05.2020).

Гальперович Д. Европейский оборонный союз: Есть ли будущее? // Россия сегодня. - 2017. - 20.02. - Режим доступа: https://inosmi.ru/politic/ 20170220/238755422.html (Дата обращения - 27.05.2020).

Люблинский А. Премьер Чехии: Прага после саммита НАТО не будет ускорять рост расходов на оборону // Политика сегодня. - 2018. -12.08. - Режим доступа: https://polit.info/412114-premer-chekhii-praga-posle-sammita-nato-ne-budet-uskoryat-rost-raskhodov-na-oboronu (Дата обращения - 27.05.2020).

Надточей Ю.И. Военно-политические аспекты субрегиональной интеграции в Европе // Знание. Понимание. Умение. - 2017. - № 1. -С. 175-184.

Проект закупки ЗРК для Вооруженных сил Чехии отложен // Новости ВПК. - 2019. - 27.09. - Режим доступа: https://vpk.name/news/ 329356_proekt_zakupki_zrk_dlya_vooruzhennyh_sil_chehii_otlozhen.html (Дата обращения - 27.05.2020).

Чешская Республика:

- Оборонная политика и стратегия

безопасности в рамках Европейского союза

Трунов Ф.О. Политика ФРГ в НАТО на современном этапе: Проблемы и перспективы // Актуальные проблемы Европы. - М., 2019. - № 4. -С. 114-134.

Чехия и США подписали контракт на поставку вертолетов семейства Н-1 // Центр анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО). - 2019. -16.12. - Режим доступа: https://armstrade.org/includes/periodics/main news/2019/1216/090755818/detail.shtml (Дата обращения - 27.05.2020).

Щербакова Ю. А. Чешские политики и граждане о членстве страны в НАТО // Европейская безопасность. - М., ИНИОН РАН, 2019. - Вып. 54(70). - С. 16-19.

Babis v Bruselu stvrdi zapojeni do armady EU, project PESCO vede k jednotnemu trhu obrany // Ceska justice. - 2017. - 14.12. - Mode of access: https://www.ceska-justice.cz/2017/12/babis-bruselu-stvrdi-zapojeni-armady-eu-projekt-pesco-vede-k-jednotnemu-trhu-obrany/ (Date of access - 27.05.2020).

Bezpecnostni a obranna politika // Euroskop.cz. - 2018. - Mode of access: https: / / www.euroskop.cz/8715/sekce/bezpecnostni-a-obranna-politi ka/ (Date of access - 27.05.2020).

Ceska republika ve spolecne bezpecnostni a obranne politice EU: Audit a perspektivy. Policy paper / Koran M., Necas P., Österreicher J., Pernica B., Sedivy J., Stalmach P., Vondra A. - Praha : CEVRO Institut, 2015. - 19 р. - Mode of access: https://www.cevroinstitut.cz/upload/ck/files/PCTR/Publi kace/2015/policy%20paper%20CR%20ve%20SB0P%20EU%20(web).pdf (Date of access -28.05.2020).

Defence Budget. Basic data of the state budget in chapter of the Ministry of defence in 1993-2018 // Ministry of defence and armed forces of the Czech Republic. - 2018. - Mode of access: http://www.army.cz/en/facts-file/defence-budget/defence-budget-130198/ (Date of access - 27.05.2020).

EU leaders discuss migration, European defence and education on the first day of the European Council // Uradvlady Ceske republiky. - 2017. -15.12. - Mode of access: https://www.vlada.cz/en/media-centrum/aktualne/ eu-leaders-discuss-migration--european-defence-and-education-on-the-first-da y-of-the-european-council-162279/ (Date of access - 28.05.2020).

Frankova R. Czech response mixed to Trump call for accelerated defence spending / / Czech Radio. - 2018. - 13.07. - Mode of access: https: / / www.radio.cz/en/section/curraffrs/czech-response-mixed-to-trump-call-for-accelerated-defence-spending (Date of access - 28.05.2020).

McCarthy N. NATO Defense Expenditure // Statista. - 2019. - 03.12. -Mode of access: https://www.statista.com/chart/14636/defense-expenditu res-of-nato-countries/ (Date of access - 28.05.2020).

Nadudvari A., Varga G. An evaluation of European security and defense policy initiatives from the Hungarian perspectives. - Budapest: Institute for foreign affairs and trade, 2019. - 17 p. - Mode of access: https://www.academia.edu/41266986/An_Evaluation_of_European_Security_ and_Defence_Policy_Initiatives_from_the_Hungarian_Perspective_2 (Date of access - 28.05.2020).

Obranna strategie Ceske republiky. - Praha, 2017. - 8 p. - Mode of access: http: / / www.mocr.army.cz/images/id_40001_50000/46088/0S.pdf (Date of access - 28.05.2020).

Ochman K., Zbytniewska K., Plevak O. There will be no war with Russia, say Czech and Polish experts // Euroactiv. - 2018. - 13.10. - Mode of access: https://euractiv.cz/section/ all/news/ there-will-be-no-war-with-russia-say-czech-and-polish-experts/ (Date of access -28.05.2020).

Permanent Structured Cooperation (PESCO)'s projects. Overview. - 2019. -Mode of access: https://www.consilium.europa.eu/media/41330/pesco-pro jects-12-nov-2019-rev.pdf (Date of access -28.05.2020).

Premier Sobotka jednal s predsedy vlad V4a nemeckou kanclerkou o posileni düvery v EU a zajisteni bezpecnosti Evropanü / / Vlada Ceske Republiky. - 2016. - 26.08. - Mode of access: https://www.vlada.cz/cz/media-centrum/aktualne/premier-sobotka-jednal-s-predsedy-vlad-v4-a-nemeckou-kan clerkou-o-posileni-duvery-v-eu-a-zajisteni-bezpecnosti-evropanu-148049/ (Date of access -28.05.2020).

Priority ceskeho predsednictvi ve V4. - Mode of access: http://www. mocr.army.cz/assets/informacni-servis/zpravodajstvi/cz_cz-v4-pres-mo-prio rity_final.pdf (Date of access - 28.05.2020).

Sedivy J., Vondra A. Evropske vojenske struktury a schopnosti a postaveni CR // Ceska republika ve spole Cne bezpe Cnostni a obranne politice EU: Audit a perspektivy. Policy paper. - Praha: CEVRO Institut, 2015. - P. 9-12. -Mode of access: https://www.cevroinstitut.cz/upload/ck/files/PCTR/Publi kace/2015/policy%20paper%20%C4%8CR%20ve%20SBOP%20EU%20(web).pdf (Date of access -28.05.2020).

Sevastopulo D., Peel M., Buck T. Trump presses Nato allies to lift defence spending to 4% of GDP // Financial Times. - 2018. - 12.07. - Mode of access: https://www.ft.com/content/ea3bf5ce-84a1-11e8-a29d-73e3d454535d (Date of access -28.05.2020).

Stratilik O. Covid-19: Czech IFV contract threatened by budget cuts // Jane's Defence Weekly. - 2020. - 26.03. - Mode of access: https://www.janes. com/article/95123/covid-19-czech-ifv-contract-threatened-by-budget-cuts (Date of access - 10.04.2020).

Чешская Республика:

- Оборонная политика и стратегия

безопасности в рамках Европейского союза

Ucast ACR v mezinarodnich zahranicnich operacich a pozorovatelskych misich v roce 2018 // Ministerstvo obrany Ceske republiky. - Mode of access: http://www.mise.army.cz/historie-misi/2012/zahranici-2018/cesti-vojaci-v-za hranici-2018-208946/ (Date of access -28.05.2020).

Valova I. Babis v Bruselu stvrdi zapojeni do armady EU, projekt PESCO vede k jednotnemu trhu obrany // Ceska justice. - 2017. - 14.12. - Mode of access: https: / / www.ceska-justice.cz/2017/12/babis-bruselu-stvrdi-zapojeni-armady-eu-projekt-pesco-vede-k-jednotnemu-trhu-obrany / (Date of access -28.05.2020).

Velitelske shromazdeni 20. listopadu 2019. Projev predsedy vlady Ceske republiky. - 2019. - 3 р. - Mode of access: http://www.mocr.army.cz/assets/ informacni-servis/zpravodajstvi/projev-predsedy-vlady-ceske-republiky.pdf (Date of access -28.05.2020).

Volby a EU: Ma Cesko dal zustat v NATO a Evropske unii? / / Kurzy.cz. -2017. - 17.10. - Mode of access: https://www.kurzy.cz/zpravy/435225-volby-a-eu-ma-cesko-dal-zustat-v-nato-a-evropske-unii/ (Date of access - 28.05.2020).

Vondra A. Ceska republika mezi NATO a SBOP // Ceska republika ve spole Cne bezpe Cnostni a obranne politice EU: Audit a perspektivy. Policy paper. - Praha: CEVRO Institut, 2015. - Р. 6-8. - Mode of access: https://www.cevroinstitut.cz/upload/ ck/files/PCTR/Publikace/2015/policy %20paper%20%C4%8CR%20ve%20SBOP%20EU%20(web).pdf (Date of access -28.05.2020).

Zigba R. Poland's foreign and security policy. Problems of compatibility with the changing international order. - Springer, 2020. - 280 p.

DOI: 10.31249/ape/2020.04.11

Scherbakova Yu.A.1, 2020 Czech Republic: Defence and Security Strategy within the EU

Abstract. The article examines the defense strategy of the Czech Republic. Based on the analysis of government documents («Defense Strategy of the Czech Republic 2017,» «Priorities of the Czech Presidency in V4») reveals the goals and objectives of the Czech Republic in the field of European security and defense at the present stage. The country is an independent

1 Scherbakova Yulia Alexandrovna - PhD in History, Senior Researcher, Department of Europe and America INION RAS (juli.bak@mail.ru).

element not only of global security, but, due to its geographical location in the middle of Europe, and an important element of European security. The article explores the Czech Republic's position on participation in the Permanent Structured Cooperation on Security and Defense (PESCO), multilateral projects outside the EU, military missions and operations of the EU and NATO, as well as bilateral cooperation and within the Visegrad Group (V4) comprising Poland, Hungary, the Czech Republic, Slovakia. The Czech Republic's position on military expenditures is being considered, as well as the problem of coexistence of European military structures and NATO. The Czech Republic intends to develop a single European arms market. This includes mandatory investments in the defense industry and the formation of the European Defense Fund, which will be used to invest in member countries. The Czech Republic actively supports and develops bilateral and multilateral defense cooperation with neighboring countries, as well as in a regional format. Defense regional cooperation focuses on two main areas: cooperation with Germany and within the Visegrad Group. Also it observes risks to Czech defense construction revealed due to Coronavirus pandemic.

Keywords: Czech Republic, European Defence, PESCO, Military Spending.

References

Babis v Bruselu stvrdi zapojeni do armady EU, project PESCO vede k jednotnemu trhu obrany. (2017) // Ceska justice. - 14.12. - Mode of access: https://www.ceska-justice.cz/2017/12/babis-bruselu-stvrdi-zapojeni-armady-eu-projekt-pesco-vede-k-jednotnemu-trhu-obrany/ (Date of access - 27.05.2020).

Bezpecnostni a obranna politika. (2018) // Euroskop.cz. - Mode of access: https: / / www.euroskop.cz/8715/sekce/bezpecnostni-a-obranna-poli tika/ (Date of access - 27.05.2020).

Ceska republika ve spolecne bezpecnostni a obranne politice EU: Audit a perspektivy. Policy paper. (2015) / Koran M., Necas P., Österreicher J., Pernica B., Sedivy J., Stalmach P., Vondra A. - Praha : CEVRO Institut. - 19 p. -Mode of access: https://www.cevroinstitut.cz/upload/ck/files/PCTR/Publi kace/2015/policy%20paper%20CR%20ve%20SBOP%20EU%20(web).pdf (Date of access - 28.05.2020).

The Czech Republic and the United States signed a contract for the supply of helicopters of the H-1 family [Chekhiya i SShA podpisali kontrakt na postavku vertoletov semeistva H-1]. (2019) // Center for analysis of the world arms trade (CAWAT). - 16.12. - Mode of access: https://armstrade.org/inclu

Чешская Республика:

- Оборонная политика и стратегия

безопасности в рамках Европейского союза

des/periodics/mainnews/2019/1216/090755818/detail.shtmI (Date of access -

27.05.2020).

Defence Budget. Basic data of the state budget in chapter of the Ministry of defence in 1993-2018. (2018) // Ministry of defence and armed forces of the Czech Republic. - Mode of access: http://www.army.cz/en/facts-file/defence-budget/defence-budget-130198/ (Date of access - 27.05.2020).

EU leaders discuss migration, European defence and education on the first day of the European Council. (2017) // Uradvlady Ceske republiky. -15.12. - Mode of access: https://www.vlada.cz/en/media-centrum/ aktualne/eu-leaders-discuss-migration--european-defence-and-education-on-the-first-day-of-the-european-council-162279/ (Date of access - 28.05.2020).

Frankova R. (2018). Czech response mixed to Trump call for accelerated defence spending / / Czech Radio. - 13.07. - Mode of access: https://www.radio.cz/en/ section/ curraffrs/czech-response-mixed-to-trump-call-for-accelerated-defence-spending (Date of access -28.05.2020).

Gal'perovich D. (2017). European Defense Union: Is there a future? [Evropeiskii oboronnyi soyuz: Est' li budushchee?] // Russia today. - 20.02. - Mode of access: https://inosmi.ru/politic/20170220/238755422.html (Date of access -27.05.2020).

Hungary and the Czech Republic have called for the creation of a unified EU army [Vengriya i Chekhiya prizvali k sozdaniyu edinoi armii ES]. (2016) // BBC. -26.08. - Mode of access: https://www.bbc.com/russian/news-37201658 (Date of access - 27.05.2020).

Lyublinskii A. (2018). Czech Prime Minister: Prague after the NATO summit will not accelerate the growth of defense spending [Prem'er Chekhii: Praga posle sammita NATO ne budet uskoryat' rost raskhodov na oboronu] // Politics today. - 12.08. - Mode of access: https://polit.info/412114-premer-chekhii-praga-posle-sammita-nato-ne-budet-uskoryat-rost-raskhodov-na-oboronu (Date of access - 27.05.2020).

McCarthy N. (2019). NATO Defense Expenditure // Statista. - 03.12. -Mode of access: https://www.statista.com/chart/14636/defense-expendi tures-of-nato-countries/ (Date of access - 28.05.2020).

Nadtochey Yu.I. (2017). Political and Military Dimension of Subregional Integration in Europe [Voyenno-politicheskiye aspekty subregional'noy integratsii v Yevrope] // Knowledge. Understanding. Skill. - N 1. - P. 175-184.

Nadudvari A., Varga G. (2019). An evaluation of European security and defense policy initiatives from the Hungarian perspectives. - Budapest: Institute for foreign affairs and trade. - 17 р. - Mode of access: https://www.academia.edu/41266986/An_Evaluation_of_European_Security_

and_Defence_Policy_Initiatives_from_the_Hungarian_Perspective_2 (Date of access - 28.05.2020).

Obranna strategie Ceske republiky. (2017). - Praha. - 8 p. - Mode of access: http: / / www.mocr.army.cz/images/id_40001_50000/46088/OS.pdf (Date of access - 28.05.2020).

Ochman K., Zbytniewska K., Plevak O. (2018). There will be no war with Russia, say Czech and Polish experts // Euroactiv. - 13.10. - Mode of access: https://euractiv.cz/ section/all/news/there-will-be-no-war-with-russia-say-cze ch-and-polish-experts/ (Date of access - 28.05.2020).

Permanent Structured Cooperation (PESCO)'s projects. Overview. (2019). -Mode of access: https://www.consilium.europa.eu/media/41330/pesco-projects-12-nov-2019-rev.pdf (Date of access -28.05.2020).

Premier Sobotka jednal s predsedy vlad V4 a nemeckou kanclerkou o posileni düvery v EU a zajisteni bezpecnosti Evropanü. (2016) // Vlada Ceske Republiky. - 26.08. - Mode of access: https://www.vlada.cz/cz/media-centrum/ aktualne/premier-sobotka-jednal-s-predsedy-vlad-v4-a-nemeckou-kanclerkou-o-posileni-duvery-v-eu-a-zajisteni-bezpecnosti-evropanu-148049/ (Date of access - 28.05.2020).

Priority ceskeho predsednictvi ve V4. - Mode of access: http://www. mocr.army.cz/assets/informacni-servis/zpravodajstvi/cz_cz-v4-pres-mo-prio rity_final.pdf (Date of access - 28.05.2020).

The project to purchase the missile defense system for the Czech Armed Forces has been postponed [Proekt zakupki ZRK dlya Vooruzhennykh sil Chekhii otlozhen]. (2019) // MIC News. - 2019. - 27.09. - Mode of access: https://vpk.name/news/329356_proekt_zakupki_zrk_dlya_vooruzhennyh_sil_ chehii_otlozhen.html (Date of access - 27.05.2020).

Scherbakova Yu.A. (2019). Czech politicians and citizens on the country's membership in NATO [Cheshskie politiki i grazhdane o chlenstve strany v NATO] // European security. - M., INION RAS. - N 54(70). - P. 16-19.

Sedivy J., Vondra A. (2015). Evropske vojenske struktury a schopnosti a postaveni CR // Ceska republika ve spole Cne bezpe Cnostni a obranne politice EU: Audit a perspektivy. Policy paper. - Praha: CEVRO Institut. - P. 9-12. -Mode of access: https://www.cevroinstitut.cz/upload/ck/files/PCTR/ Publikace/2015/policy%20paper%20%C4%8CR%20ve%20SBOP%20EU%20(we b).pdf (Date of access -28.05.2020).

Sevastopulo D., Peel M., Buck T. (2018. Trump presses Nato allies to lift defence spending to 4% of GDP // Financial Times. - 12.07. - Mode of access: https://www.ft.com/content/ea3bf5ce-84a1-11e8-a29d-73e3d454535d (Date of access - 28.05.2020).

Чешская Республика:

- Оборонная политика и стратегия

безопасности в рамках Европейского союза

Stratilik O. (2020). Covid-19: Czech IFV contract threatened by budget cuts // Jane's Defence Weekly. - 26.03. - Mode of access: https://www.janes. com/article/95123/covid-19-czech-ifv-contract-threatened-by-budget-cuts (Date of access - 10.04.2020).

Trunov F.O. (2019). Policy of FRG at NATO today: Problems and prospects [Politika FRG v NATO na sovremennom etape: Problemy i perspektivy] // Current problems of Europe. - N 4. - P. 114-134.

Ucast ACR v mezinarodnich zahranicnich operacich a pozorovatelskych misich v roce 2018 // Ministerstvo obrany Ceské republiky. - Mode of access: http://www.mise.army.cz/historie-misi/2012/zahranici-2018/cesti-vojaci-v-za hranici-2018-208946/ (Date of access - 28.05.2020).

Valova I. (2017). Babis v Bruselu stvrdi zapojeni do armady EU, projekt PESCO vede k jednotnému trhu obrany // Ceska justice. - 14.12. - Mode of access: https: / / www.ceska-justice.cz/2017/12/babis-bruselu-stvrdi-zapojeni-armady-eu-projekt-pesco-vede-k-jednotnemu-trhu-obrany/ (Date of access -28.05.2020).

Velitelské shromâzdëni 20. listopadu 2019. Projev predsedy vlady Ceské republiky. - 3 р. - Mode of access: http://www.mocr.army.cz/assets/informac ni-servis/zpravodajstvi/projev-predsedy-vlady-ceske-republiky.pdf (Date of access - 28.05.2020).

Volby a EU: Ma Cesko dal zustat v NATO a Evropské unii?(2017) // Kurzy.cz. - 17.10. - Mode of access: https://www.kurzy.cz/zpravy/435225-volby-a-eu-ma-cesko-dal-zustat-v-nato-a-evropske-unii/ (Date of access -28.05.2020).

Vondra A. (2015). Ceska republika mezi NATO a SBOP // Ceska republika ve spole Cné bezpe Cnostni a obranné politice EU: Audit a perspektivy. Policy paper. - Praha: CEVRO Institut. - Р. 6-8. - Mode of access: https://www.cevroinstitut.cz/upload/ck/files/PCTR/Publikace/2015/policy %20paper%20%C4%8CR%20ve%20SBOP%20EU%20(web).pdf (Date of access -28.05.2020).

Zigba R. (2020). Poland's foreign and security policy. Problems of compatibility with the changing international order. - Springer. - 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.