Научная статья на тему 'БЕНИЛЮКС: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ОБОРОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

БЕНИЛЮКС: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ОБОРОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
705
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНИЛЮКС / МАЛЫЕ СТРАНЫ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ОБОРОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / НАТО / ОПБО / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / "УМНАЯ ОБОРОНА" / "ОБЪЕДИНЕНИЕ И СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ" / BENELUX / SMALL NATIONS / ARMED FORCES / DEFENCE CLUSTERS / NATO / CSDP / EUROPEAN UNION / SMART DEFENCE / POOLING AND SHARING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Надточей Юрий Иванович

В статье поставлена задача по выявлению общих и особенных черт, характеризующих модель оборонного сотрудничества Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (стран Бенилюкса). Методологической основой исследования выступает сравнительный анализ практик сотрудничества, используемых малыми странами Западной Европы в рамках так называемых оборонных кластеров. В статье рассматриваются основные параметры оборонного сотрудничества стран Бенилюкса на современном этапе и на ближайшую перспективу. Прослеживаются предпосылки взаимодействия Бенилюкса в военной области, динамика развития оборонных контактов трех стран после завершения холодной войны. Дается характеристика заданности их оборонных приоритетов в условиях изменившейся в Европе и за ее пределами военно-политической обстановки. Проводится обзор основных направлений их совместной работы, конкретных программ и проектов. Отмечается общая направленность усилий на сокращение численности вооруженных сил, их переориентации на решение новых задач. Особое внимание уделяется экономическим причинам, обусловливающим степень глубины военно-технического сотрудничества стран Бенилюкса. Отдельно оценивается фактор влияния на него внешних игроков - партнеров стран Бенилюкса по ЕС и НАТО, а также событий, определяющих общий климат европейской безопасности - Брекзит, трансатлантические разногласия. Отмечается универсальный характер модели оборонного сотрудничества Бенилюкса, что позволяет трем участникам этого союза обращать свои достижения как на пользу НАТО, так и ЕС, создавая таким образом эффект инкубатора идей и концепций для обеих организаций. Утверждается, что опыт, полученный тремя союзниками, может стать моделью для развития оборонных кластеров в других регионах Европы. Результаты исследования позволяют сделать вывод о перспективности формата оборонного сотрудничества стран Бенилюкса и о его дальнейшем совершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENELUX: NEW HORIZONS OF DEFENCE COOPERATION

The article examines Benelux defence cooperation model. Research methodology is based on comparative research which is applied to the so called defence clusters framed by small nations of Western Europe. The article discusses the main parameters of the defence cooperation among Benelux countries for today and for upcoming future. It traces the origin and growth of military ties among Belgium, the Netherlands and Luxembourg after the end of the Cold War. In this regard defence priorities of these small nations are assumed within the context of changing security environment in Europe and beyond. The main areas of their joint activity, specific programs and projects of defence cooperation are being traced. Military reform notably personnel size reduction and armed forces reorientation towards new tasks dealing are being analyzed. Economic reasons which determine the level of ambition in military-technical cooperation among Benelux countries are also taken into consideration. The influence of external factors, notably Benelux partner nations from EU and NATO is also analyzed. It is calculated to what measure new developments inside EU (like Brexit or transatlantic disputes) affect the overall European security climate. Universal nature of Benelux defence model is a good example of incubator where new ideas and concepts emerge and turn into achievements that are similarly profitable for both EU and NATO. Experience gained by the three allies inside their defence cluster may become a model for other sub-regional groupings in Europe. The results of the study shows that Benelux defence cluster is a promising track of cooperation among its member states and it may be further improved.

Текст научной работы на тему «БЕНИЛЮКС: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ ОБОРОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Б01: 10.31249/аре/2020.04.10

Надточей Ю.И.1 ©, 2020

Бенилюкс: Новые горизонты оборонного сотрудничества

Аннотация. В статье поставлена задача по выявлению общих и особенных черт, характеризующих модель оборонного сотрудничества Бельгии, Нидерландов и Люксембурга (стран Бенилюкса). Методологической основой исследования выступает сравнительный анализ практик сотрудничества, используемых малыми странами Западной Европы в рамках так называемых оборонных кластеров. В статье рассматриваются основные параметры оборонного сотрудничества стран Бенилюкса на современном этапе и на ближайшую перспективу. Прослеживаются предпосылки взаимодействия Бенилюкса в военной области, динамика развития оборонных контактов трех стран после завершения холодной войны. Дается характеристика заданности их оборонных приоритетов в условиях изменившейся в Европе и за ее пределами военно-политической обстановки. Проводится обзор основных направлений их совместной работы, конкретных программ и проектов. Отмечается общая направленность усилий на сокращение численности вооруженных сил, их переориентации на решение новых задач. Особое внимание уделяется экономическим причинам, обусловливающим степень глубины военно-технического сотрудничества стран Бенилюкса. Отдельно оценивается фактор влияния на него внешних игроков - партнеров стран Бенилюкса по ЕС

1 Надточей Юрий Иванович - кандидат исторических наук, доцент кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России (упайЬо-chey@yandex.ru). 226

и НАТО, а также событий, определяющих общий климат европейской безопасности - Брекзит, трансатлантические разногласия. Отмечается универсальный характер модели оборонного сотрудничества Бенилюкса, что позволяет трем участникам этого союза обращать свои достижения как на пользу НАТО, так и ЕС, создавая таким образом эффект инкубатора идей и концепций для обеих организаций. Утверждается, что опыт, полученный тремя союзниками, может стать моделью для развития оборонных кластеров в других регионах Европы. Результаты исследования позволяют сделать вывод о перспективности формата оборонного сотрудничества стран Бенилюкса и о его дальнейшем совершенствовании.

Ключевые слова: Бенилюкс, малые страны, вооруженные силы, оборонные кластеры, НАТО, ОПБО, Европейский союз, «умная оборона», «объединение и совместное использование».

В современных условиях модернизация вооруженных сил (BC) является сложной и дорогостоящей задачей даже для высокоразвитых европейских стран. Ее решение требует коллективных усилий, а многообразие вызовов и угроз, с которыми страны Европейского союза (ЕС) сталкиваются сегодня, в еще большей мере актуализирует проблему оборонного сотрудничества не только в рамках крупных и многофунциональных организаций (ЕС, ОБСЕ, НАТО), но и в более специализированных форматах. Особую роль здесь играют так называемые кластеры сотрудничества в области обороны и безопасности, которые в большинстве случаев концентрируются вокруг субрегиональных объединений, формируемых странами со схожей моделью развития. В последнее десятилетие значимость таких кластеров неуклонно возрастает, обусловливая повышенный интерес к ним со стороны зарубежных исследователей. Среди публикаций на эту тему следует выделить целый ряд работ, фокусирующих внимание как на общих аспектах развития оборонных кластеров [Blockmans, Macchiarini Crosson, 2019; Drent, Zandee, Casteleijn, 2014], так и на специфике их функционирования в различных субрегионах Европы [The future of the Benelux.., 2013]. При этом особый интерес представляют сравнительные исследования различных форматов субрегионального сотрудничества, сопоставление сформированных отдельными странами моделей обо-

ронных кластеров с целью обобщения накопленного ими опыта в данной области [БаЬога, Наа1апд, 2012; Шекег, Тег11кош8к, 2015].

В отечественных исследованиях проблематика европейских оборонных кластеров получила несколько поверхностное отражение, что объясняется большей сосредоточенностью российских специалистов-международников на изучении более крупных военно-блоковых структур, вниманием ученых к выявлению и анализу тенденций развития секторальных оборонных проектов в рамках НАТО и ЕС [Андрюшин, 2015; Петров, 2017; Никуличев, 2018].

Вместе с тем развитие субрегионального сотрудничества в Европе не позволяет оставить этот феномен без внимания хотя бы потому, что последний непосредственно связан с более широкими по охвату процессами европейской безопасности, а значит, и с российскими интересами. Не могут игнорироваться специалистами и оборонные кластеры с участием малых стран Европы, поскольку те в состоянии внести существенный вклад в укрепление общего потенциала Североатлантического альянса, что не является для России чисто академической проблемой.

К таковым по праву можно отнести и Бенилюкс - старейшую в Европе интеграционную группировку (с 1944 г.) в составе Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. В течение многих десятилетий этот союз находился на периферии военно-политической жизни Западной Европы, а его страны-участницы дисциплинированно придерживались атлантической солидарности в составе НАТО, предпочитая избегать явных попыток перепрофилирования своего объединения под не связанные с экономикой нужды безопасности. В то же время статус «малых стран» Европы, исторически и географически теснейшим образом связанных друг с другом, не только накладывал на Гаагу, Брюссель и Люксембург ряд ограничений, но и создавал определенные возможности для освоения ими новых областей сотрудничества, включая сферу обороны.

Истоки сотрудничества. Изначально большая часть военных инициатив трех стран была теснейшим образом интегрирована в систему одного из главных командований НАТО - в зоне Ла-Манша и подчиненного ему субрегионального командования Бенилюкса (ББМБСИАМ), ответственного за флоты Бельгии и Нидер-

ландов. Двустороннее взаимодействие между ВМС этих стран сводилось преимущественно к узкоспециализированным задачам, наподобие программы BENESAM, в рамках которой еще с 1975 г. бельгийский и голландский флоты установили плотные контакты (в частности, общей военной подготовки экипажей).

В 1987 г. к военному сотрудничеству Брюсселя и Гааги присоединился Люксембург, и сотрудничество уже трех стран вышло на более высокий уровень координации в области логистики, подготовки и учений, ремонта техники и других сфер совместных интересов. Их отработка на практике начала реализовываться в конце 1980-х годов в рамках трехстороннего проекта создания минных тральщиков класса «Alkmaar», а также в совместных действиях флотов Бельгии и Нидерландов в составе объединенной тактической группы в районе Персидского залива в 1987-1988 гг. [Developments.., 1988, p. 65-66].

После окончания предыдущего издания холодной войны страны Бенилюкса столкнулись с непростой задачей переориентации и перепрофилирования своих национальных ВС с целью их адаптации к требованиям новой военно-политической обстановки. Начавшаяся в середине 1990-х годов трансформация НАТО с конечной целью повысить возможности блока по осуществлению экспедиционных операций вне географических рамок Североатлантического договора потребовала от стран Бенилюкса пересмотра национальных военных доктрин, ранее нацеленных на ведение «большой войны» в Европе. Предполагалось, что к началу XXI в. эти страны переориентируют свои ВС для участия в широком спектре военных операций за пределами своих национальных территорий, будь то под эгидой ООН, НАТО или ЕС.

В связи с этим изменениям подверглись структура и состав войск и сил, которые стали переводиться в режим пониженной боевой готовности, а по факту подвергаться значительным сокращениям. В начале 1990-х годов все страны Бенилюкса резко заморозили, а затем и сократили расходы на оборону, численность личного состава ВС и количество боеготовых частей и военной техники. В 1992 г. расходы на оборону Нидерландов составили 2,2% ВВП, Бельгии - 1,83, Люксембурга - 0,92%, в то время как десятью годами

ранее в 1982 г, т.е. на пике холодной войны, эти значения составляли - 3,14% для Нидерландов, 3,27 - для Бельгии и 1,19% - для Люксембурга [Belgium, Netherlands, Luxembourg...].

Бельгийская и голландская армии почти полностью отказались от танков, тяжелой артиллерии и других тяжелых вооружений и войск, необходимых для борьбы с крупными наземными силами потенциального противника (войск стран Варшавского договора). Сокращения коснулись также авиации и флота. Нидерланды, в частности, приняли решение уменьшить количество боевых кораблей (фрегатов и минных тральщиков) на 60%, боевых бронированных машин (ББМ) и самолетов-истребителей на 70%. Бельгия даже отказалась от полноценных ВВС в пользу так называемого воздушного компонента ВС (Air Force component), а сухопутный компонент был уменьшен до уровней ниже минимальной достаточности и стал состоять преимущественно из легковооруженных сил - одной легкой бригады воздушно-десантных войск, моторизованной бригады, войск легкой пехоты и спецназа [Klin-kert, 2018, р. 259].

Уменьшение количества боеспособных единиц в составе ВМС Бельгии и Нидерландов привело к дальнейшему углублению сотрудничества между их командно-штабными структурами. Его итогом стало наделение в 1996 г. совместного командования в г. Ден-Хельдере властными полномочиями не только в военное, но и в мирное время. Был учрежден штаб командования во главе с адмиралом Бенилюкса (Admiral Benelux, ABNL), утверждена система органов в составе директоратов операций и оперативной поддержки. Командование, таким образом, получило постоянно действующую структуру, осуществляющую контроль над деятельностью оперативных соединений флотов двух стран.

На фоне интеграции командно-штабных структур двух стран и общей направленности военных реформ, предусматривавших переход на компактные коалиционно ориентированные ВС, страны Бенилюкса расширили военно-морскую составляющую сотрудничества за счет подключения к ней других родов войск, прежде всего авиации. Инициатива Бельгии (1996) по созданию совместной развертываемой авиационной оперативной группы

(Deployable Air Task Force), состоящей из истребителей F-16, стала первым примером успешного взаимодействия ВВС Бельгии, Нидерландов, Люксембурга в ходе конфликта в Боснии.

Для руководства группой быта создана специальная ячейка планирования, позволившая небольшим европейским странам, к которым относятся и государства Бенилюкса, достичь видимого результата от объединения материально-технических и организационных потенциалов своих ВВС [Orr, 2003, p. 94]. Развивалось и взаимодействие сухопутных сил, доказательством тому стало участие голландско-бельгийского транспортного батальона в миротворческой операции в Боснии (1992-1995) и Хорватии (1992-1997), также позволившее двум странам повысить уровень автономии в ходе участия в коллективных военных операциях под мандатом ООН или НАТО [Both, 2000, p. 198].

Оборонное сотрудничество Бенилюкса в эпоху финансово-экономического кризиса. Военная проблематика по-прежнему оставалась маргинальной сферой совместной деятельности трех стран, а текст обновленного договора о союзе Бенилюкс от 17 июня 2008 г. не упоминал оборону в числе приоритетных областей будущего сотрудничества [Traité.., 2008]. Только с началом в Европе финансово-экономического кризиса и беспрецедентным сворачиванием на его фоне расходных статей бюджетов на оборону и безопасность практически во всех странах НАТО у государств Бенилюкса появился дополнительный стимул повышать эффективность оборонных расходов. Это происходило преимущественно в евро-атлантических рамках, поскольку и НАТО, и ЕС предложили собственные программы борьбы с бюджетными дефицитами -«умную оборону» (Smart defence) и концепцию «объединения и совместного использования» (pooling and sharing) [Zielinski, 2013, р. 218]. Обе быыли направлены на углубление кооперации стран-членов в области разработки, закупки и эксплуатации вооружений и военной техники для целей, предписываемых ключевыми задачами НАТО или же потребностями Общей политики безопасности и обороны (ОПБО) ЕС.

В то же время, оказавшись перед сложной дилеммой оптимизации расходов при одновременном сохранении на достаточном

уровне военных потенциалов, правительства стран Бенилюкса активизировали и трехстороннее взаимодействие, подписав в 2012 г. Декларацию (Benelux Declaration). Она быта призвана углубить сотрудничество стран Бенилюкса в четырех областях: логистика и эксплуатация; обучение и подготовка; вытолнение боевыых задач; закупка военной техники и вооружений. В целях реализации намеченных планов получила развитие и управленческая структура оборонного сотрудничества. Его ядром является Управляющая группа во главе с высокопоставленными военными. Они осуществляют мониторинг и непосредственное управление 12 экспертными группами, ответственными за реализацию конкретных программ. В ежедневном режиме содействие этим группам и Управляющей группе оказывает совместная координационная ячейка. Политический контроль осуществляется министрами обороны трех стран, которые проводят встречи по мере необходимости [The future of the Benelux.., 2013, p. 2].

Особое место в управленческой структуре занимает созданное в 2014 г. Агентство по контролю над вооружениями Бенилюкса (Benelux Arms Control Agency, BACA) с единой структурой командования, расположенной в Пёти (Бельгия). Агентству поручено, в частности, сопровождать иностранные делегации во время инспекций военных объектов на территории Бенилюкса; контролировать деятельность своих военных инспекторов в иностранных государствах в соответствии с международными договорами (ДОВСЕ, ДОН).

При этом, по оценкам специалистов, именно в сфере обучения и подготовки военных кадров страны Бенилюкса достигли наибольшего прогресса, хотя и испытывали трудности с введением более узкой специализации, подразумевающей отказ от дублирующих центров подготовки в пользу одного универсального для всех участвующих стран. К тому же, как и во многих европейских государствах, столкнувшихся с проблемой естественного старения населения, союзники вынуждены более энергично реагировать на кадровый голод в ВС. Средний возраст военнослужащего бельгийской армии, например, превышает 40 лет, что автоматически увеличивает риски сокращения личного состава уже в ближайшее

время. Что же касается менее подверженной возрастным ограничениям категории военных из старшего офицерского состава, то здесь союзники смогли стандартизировать свои программы обучения в соответствии с текущими нуждами. Так, курс подготовки начальников штабов Бельгии во многом идентичен голландскому курсу высшей военной подготовки «Hogere Defensie Vorming» с точки зрения продолжительности и содержания обучения [59 e rapport commun...]. По мнению военных, подготовка бельгийских и люксембургских командиров в батальоне разведки (Intelligence, Surveillance, Target Acquisition, and Reconnaissance, ISTAR) в г. Хе-верли (Бельгия) показывает дополнительную ценность совместной подготовки и приобретения нового опыта [Benelux - Coopération.., 2019].

Следует отметить, что совместные программы подготовки рассчитаны не только на командный состав, но и на младших офицеров артиллерии, авиации и флота, а также частей спецназа. Так, в 2013 г. Бельгия и Нидерланды достигли договоренности о разделении функций по подготовке кадров для полевой артиллерии, где Бельгия проводит курсы для расчетов тяжелых минометов калибра 120 мм, обучение на которых происходит совместно с голландской стороной [Première formation.., 2016].

В 2016 г. союзники также объявили о начале сотрудничества по подготовке подразделений парашютно-десантных войск в специальном центре подготовки в г. Шаффене (Бельгия). Осуществляется совместная подготовка авианаводчиков, операторов беспилотных летательных аппаратов (БЛА); распределение офицеров связи в различные штабы. В частности, командиры сухопутных частей Нидерландов, Бельгии, Люксембурга подписали в 2015 г. письмо о намерениях, которое способствовало совместимости тактических штабов на уровне бригады. 13-я легкая голландская бригада, бельгийская моторизованная бригада и люксембургский военный центр объединяют усилия для проведения оперативных учений и сближения концепций подготовки [Benelux - Coopération.., 2019].

Ввиду ограниченности ресурсов национальных армий стран Бенилюкса их правительства намерены более активно сотрудничать с частным сектором, привлекая его к участию в национальных

или международных военных программах и проектах, особенно в области космических запусков, IT технологий и систем киберзащи-ты, а также медицины, т.е. тех сфер, где у коммерческих компаний имеются значительные наработки. В этой связи запуск спутника GovSat-1 в начале 2018 г. в рамках государственно-частного партнерства между люксембургским спутниковым оператором СЕС (Société Européenne des Satellites, SES) и правительством стал одним из результатов сотрудничества подобного рода [GovSat-1 satellite.., 2018].

Другим успешным примером является начатая в 2016 г. по инициативе Люксембурга совместная программа подготовки медицинского персонала голландских и бельгийских воздушно-спасательных команд под эгидой Люксембургской авиационной службы - неправительственной организации, расположенной в столице Великого герцогства [60 e rapport commun...].

В декабре 2019 г. Управляющая группа Бенилюкса одобрила план создания подгруппы по спецназу (Benelux Sub Steering Group SOF), в задачу которой входит содействие дальнейшему укреплению связей между спецподразделениями Бельгии и Голландии. Обе страны, а также Дания подписали в июне 2018 г. меморандум об учреждении Сводного командования сил специальных операций (Composite Special Operations Component Command, C-SOCC). Согласно планам военных, эта структура начнет полностью функционировать в 2021 г. и усилит возможности Североатлантического альянса в ходе проведения спецопераций в рамках Сил реагирования НАТО (NATO Response Force) [Three allies.., 2018]. Как Бельгия, так и Нидерланды должны объединить свои потенциалы в рамках C-SOCC с созданием бельгийского полка специальных операций в июле 2018 г. и голландского Командования сил специальных операций SOCOM (Special Operations Command) в декабре 2018 г. [Courtial, 2020].

На фоне постепенной переориентации НАТО с экспедиционных задач на укрепление территориальной обороны, в том числе ее противоракетной и противовоздушной составляющей, многообещающим выглядит сотрудничество в области воздушного патрулирования. Военно-политическая напряженность на Востоке Евро-

пы, взаимное наращивание военной активности авиации и флотов стран НАТО и России в акваториях Балтийского и Северного морей способствовали поиску новой формулы более тесной кооперации Брюсселя, Гааги и Люксембурга по охране воздушных границ.

Подписав в марте 2015 г. Пакт о противовоздушной обороне, все три страны сформировали интегрированную систему обнаружения и отслеживания потенциально опасных гражданских (захваченных террористами) и военных самолетов, предусматривающую возможность перехвата неопознанных воздушных целей. На практике документ предоставляет беспрепятственный доступ истребительной авиации стран - участниц пакта в воздушные пространства друг друга в рамках специально разработанной системы оповещения и быстрого реагирования (Quick Reaction Alert) и «Нарушитель» (Renegade). Осуществление боевых дежурств союзных ВВС производится в порядке ротации, когда каждая из трех стран, за исключением не имеющего собственной боевой авиации Люксембурга, отвечает за охрану воздушного пространства всего Бенилюкса. Реализация подобных мероприятий позволяет союзникам сократить расходы на содержание тех летных частей ВВС, которые находятся в состоянии повышенной готовности, передав часть обязательств по охране своих воздушных границ соседям. При этом страны сохраняют за собой право на воздушный суверенитет, оговорив правила использования силы в небе над своей территорией, по примеру Люксембурга, исключившего применение в своем воздушном пространстве летальных вооружений самолетами стран-союзниц [Bynens, 2016, р. 40-41].

С меньшим успехом продвигается сотрудничество в области совместных проектов по закупке однотипных образцов военной техники и ее эксплуатации. Это хорошо прослеживается на примерах технического обслуживания авиационной техники и военных судов, хотя достаточный опыт взаимодействия у стран Бенилюкса имеется и здесь. Поскольку Люксембург не располагает боевой авиацией, речь идет о взаимодействии между Бельгией и Нидерландами. Обе страны успешно сотрудничали в рамках программы «Объединенные европейские ВВС» (European Participating Air Forces, EPAF), через которую была налажена координация планов

приобретения истребителей F-16. В дальнейшем эта координация была дополнена программой модернизации боевых машин, в соответствии с которой бельгийские и голландские ВВС вместе с другими партнерами намеревались продлить срок службы F-16 до 2020 г. [Regional Fighter.., 2012].

Неизбежная потребность в замене морально устаревающей техники обострила вопрос о дальнейших параметрах сотрудничества в области обновления парка истребительной авиации, особенно ввиду сохраняющихся бюджетных ограничений. Обе страны проявили заинтересованность в продолжении тесного взаимодействия в обслуживании авиатехники, что позволило бы им экономить средства и в дальнейшем - через закупку самолетов от одного производителя. На практике же процедуры согласования закупок затянулись, а действия сторон в решении данного вопроса в итоге не были синхронизированы должным образом. К примеру, власти Нидерландов решили вопрос о замене F-16 в одностороннем порядке, решив приобрести новые F-35 Lightning II еще в 2013 г. Брюссель же принял аналогичное решение только осенью 2018 г., подписав соответствующий контракт с американской компанией «Lockheed Martin» [Belgium - Composante Maritime...].

Непростой оказалась ситуация и с обновлением флота военно-транспортных самолетов, закупку и эксплуатацию которых страны Бенилюкса также могут эффективнее осуществлять через многосторонние программы сотрудничества - «Временное решение для стратегических воздушных перебросок» (Strategic Airlift Interim Solution, SALIS) или «Европейское командование военно-транспортной авиации» (European Air Transport Command, EATC). Последнее представляет собой консорциум с участием ряда стран ЕС, готовых гармонизировать национальные программы в области развития военно-транспортной авиации.

Несмотря на участие в EATC всех трех союзников, координация между ними все же оставляет желать лучшего, так как Гаага затягивает с решением о закупке новых военно-транспортных самолетов, сохраняя устаревшие С-130 Hercules, а ее партнеры -Бельгия и Люксембург - совместно приняли решение о переходе на новый Airbus А-400 М начиная с 2020 г. [Luxembourg's A400 M..,

2020]. Эксплуатация этого типа транспортного самолета будет осуществляться на основе совместных бельгийско-люксембургских программ использования, техобслуживания и обучения экипажей. Общим останется и место дислокации самолетов - база королевских ВВС в Мельсбруке (Бельгия). Продолжится сотрудничество и в эксплуатации вертолетной техники. На вооружение бельгийского и голландского ВМФ принята одна модификации палубных вертолетов - NH-90, что позволяет сократить эксплуатационные расходы путем совместной закупки запчастей для этих машин [Veenendaal, 2019].

Более благоприятная ситуация сложилась в области сотрудничества по военно-морской тематике, что объясняется достигнутым ранее высоким уровнем интегрированности бельгийского и голландского флотов. Длительные процедуры синхронизации закупочных контрактов между союзниками привели к согласованию планов по приобретению новых однотипных боевых кораблей (фрегатов и минных тральщиков). Они должны прийти на замену устаревшему типу Фрегата-М (М-frigate), который состоит на вооружении ВМС обеих стран уже в течение многих лет. Согласно подписанным бельгийским и голландским министрами обороны меморандумам, до 2023 г. планируется совместно закупить 16 военных кораблей - по два фрегата и по шесть тральщиков для каждой страны на общую сумму около 4 млрд евро [Belgium - Composante Maritime.]. При этом в ведении голландской стороны находится программа по закупке фрегатов, а Бельгии - тральщиков. Аналогичным образом обстоит ситуация с обслуживанием и подготовкой кадров. Единственный центр подготовки экипажей для фрегатов расположен в Ден-Хельдере (Нидерланды), а для тральщиков - в Остецде (Бельгия). Схожий принцип предусмотрен в техобслуживании этих кораблей.

Дальнейшие планы развития сотрудничества в данной и других областях представляются военному руководству Бенилюкса также многообещающими. По мнению полковника И. Калме, занимающего должность командующего центром военной подготовки в округе Дикирх (Люксембург), политика стандартизации используемой союзниками военной техники будет продолжена. В частно-

сти, в краткосрочной перспективе они планируют совместно приобрести тактическую беспилотную систему малой дальности (Short Range Tactical Unmanned Aerial Vehicle, SRTUAV), а в среднесрочной - рассмотреть возможность замены состоящих на вооружении ББМ от разных производителей (Dingo, Pandur, Fennec) на унифицированную платформу бронетранспортеров для спецподразделений разведки Бельгии, Нидерландов, Люксембурга [Benelux -Cooperation.., 2019].

Реализуются и совместные программы закупок боевой экипировки личного состава ВС трех стран. В июле 2015 г. Министерство обороны Нидерландов заключило контракт с одной из компаний - производителей военного снаряжения на поставку «умных жилетов» (smart vest) для пехотных подразделений голландской, бельгийской и люксембургской армий. Каждая система «smart vest» включает в себя защитные жилеты со встроенными устройствами для обеспечения командования и управления, в том числе современными аудиосистемами и системами радиосвязи для передачи данных, специализированные дисплеи и возможности C4I, а также системы поддержки, встроенные в боевые машины. Контракт на общую сумму около 150 млн долл. рассчитан на пятилетний срок до 2020 г. Ожидается, что к этому времени страны Бенилюкса получат 10 тыс. жилетов, из них 5,5 тыс. приобретут Нидерланды, 4,5 тыс. - Бельгия, около нескольких сотен - Люксембург [Eshel, 2015]. Это первая совместная программа подобного рода, которая была осуществлена странами Бенилюкса путем сопряжения национальных программ модернизации экипировки - бельгийской (Belgian Soldier Transformation, BEST), голландской (Improved Operational Soldier System1, VOSS) и люксембургской (Cooperative Modernisation Program of the Army for a Soldier System, COMPASS). Реализация проекта, по оценкам экспертов, позволит боевым подразделениям трех стран повысить выживаемость и одновременно усилить эффективность за счет использования цифровых технологий в бою.

1 Verbeterd Operationeel Soldaat Systeem (голл.).

Заметные успехи в одних областях сотрудничества и некоторый застой в других объясняется кластерным (секторальным) подходом, примененным странами Бенилюкса на практике. Более того, модели кооперации, опробованные тремя союзниками, имеют шансы стать примером для других субрегиональных объединений в различных частях Европы. Опыт Бенилюкса привлек внимание военных и политических кругов как в странах Северной Европы (Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании), где с 2009 г. стала реали-зовываться инициатива Северного оборонного сотрудничества (Nordic Defence Cooperation, NORDEFCO), так и на востоке континента - в рамках объединения Вишеградской группы (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия).

Подчеркнутая инклюзивность оборонных проектов Бенилюкса создала возможность для подключения к ним и третьих стран, заинтересованных в подобного рода кооперации. В частности, Португалия заключила в 2000 г. с Минобороны Бельгии соглашение о совместной подготовке пилотов боевой и военно-транспортной авиации сходных типов (F-16 и С-130). Это соглашение по своим параметрам схоже с ранее заключенным соглашением между Бельгией и Нидерландами [Klinkert, 2018, р. 260].

Свойственная субрегиональным объединениям когерентность способствовала развитию инициатив сотрудничества в оборонной сфере уже на уровне крупных организаций (ЕС и НАТО). Апробированные результаты помогли с определением параметров будущего оборонного измерения ЕС, в том числе при создании в 2004 г. Европейского оборонного агентства, а также направленности приоритетов и задач, стоящих перед Организацией по совместному сотрудничеству в области вооружений (Organisation for Joint Armament Co-operation, OCCAR).

Бенилюкс в общей политике безопасности и обороны ЕС. Отличительной чертой формата оборонного сотрудничества стран Бенилюкса является его универсальность, а эффективность и продолжительность определяются политической нейтральностью и «стратегической стерильностью». Всё перечисленное позволяет сопрягать и увязывать оборонные инициативы трех стран с более широкими проектами в области европейской и евро-атлантической

интеграции. Это значит, что на практике страны, входящие в союз, не готовы делать однозначный выбор в пользу углубления военно-политического взаимодействия с ЕС в ущерб НАТО и наоборот. Такая особенность внешней и оборонной политики Бенилюкса обусловливается их стратегической культурой, отличной от крупных стран Европы. Они имплицитно различают, что относится именно к оборонно-техническому сотрудничеству - разновидности технико-организационных мероприятий без видимой политической компоненты, а что способно поставить под сомнение суверенитет, наложить избыточные международные обязательства и ограничить свободу действий при выборе стратегических целей и тактических задач на международной арене. При этом история развития отношений Бенилюкса с ЕС и НАТО - двумя ключевыми проводниками взаимодополняющих проектов в сфере европейской безопасности - свидетельствует о готовности трех стран активно участвовать в каждом из этих проектов. И если до начала 1990-х годов центральное место здесь безоговорочно отводилось НАТО, то ближе к концу XX в. в политике Брюсселя, Гааги, Люксембурга стал прослеживаться выраженный интерес и к оборонному измерению ЕС - ОПБО.

Франко-британский саммит в Сен-Мало в 1998 г. не только снизил накал противоречий между Лондоном и Парижем по вопросам военно-политической интеграции в ЕС, но и консолидировал позиции тяготевших к разным центрам силы стран Бенилюкса -традиционно атлантистскими Нидерландами и более ориентированной на Францию Бельгией. После серии саммитов ЕС на рубеже 1990-2000-х годов (в Ницце, в Хельсинки) союзники стали активными участниками дискуссии о будущем формате ОПБО, донорами сил и средств, предоставляемых в распоряжение Сил быстрого реагирования (СБР) ЕС (EU Rapid Reaction Forces). Они также активно поддержали концепцию европейских многонациональных военно-морских сил EUNAVFOR (совместно с Францией), а также Европейского авиатранспортного командования (совместно с Германией). С началом внедрения концепции боевых групп ЕС (EU Battlegroups, EU BG) союзники объявили о совместных планах подготовки личного состава в целях комплектования боевой группы

Бенилюкса, заступавшей на дежурства дважды - в 2014 и 2018 гг. Ядром группы, насчитывавшей около 3,5 тыс. военнослужащих, стали воинские формирования Бельгии и Нидерландов, дополненные силами и средствами Германии и Испании. Нидерланды выделили ряд штабных офицеров для штаба бельгийских ВС. Бельгия же организовала учения, в которых приняли участие голландские подразделения как на своей территории, так и в Германии [EUBG].

За пределами европейского континента страны Бенилюкса объединили свои усилия в рамках ряда операций, осуществляемых под флагом ЕС или ООН: ATALANTA (Сомали), Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ - UNIFIL). В частности, в составе операции ATALANTA - первой военно-морской операции ЕС (EU NAVFOR) против сомалийских пиратов - командование ВМС Бельгии и Нидерландов осуществлялось через единый штаб ВМС в Ден-Хельдере. И хотя обе страны сохраняют свой суверенитет в вопросах участия в этой операции, взаимодействие флотов углубило масштабы их оперативной совместимости в реальных «полевых» условиях. Не имеющий своего флота Люксембург предоставил в распоряжение миссии подразделение морского патрулирования и разведки (Maritime Patrol Reconnaissance Aircraft, MPRA). Действуя в составе EU NAVFOR, два люксембургских морских патрульных самолета MERLIN IIIC совершили в общей сложности 775 вылетов (суммарно 4,5 тыс. летных часов). В их задачи входило наблюдение за передвижением плавсредств пиратов, поисковые операции, сбор информации и сопровождение судов [Luxembourg maritime.., 2013].

В 2006-2014 гг. Люксембург и Брюссель предоставили в распоряжение ВСООНЛ военный контингент бельгийско-люксембургских сил в Ливане (Belgian Luxembourg Forces in Lebanon, BELUFIL). Саперные группы из его состава выполнили важную задачу по разминированию территорий на ливано-израильской границе, обезвредив порядка 15 тыс. мин и других взрывных устройств, что составило около 40% всех обезвреженных мин в рамках операции ВСООНЛ [Afscheidsceremonie.., 2014].

Многообещающие проекты сотрудничества между близкими соседями не только органично вписались в русло намеченной еще

Амстердамским договором (1997) концепции продвинутого сотрудничества (enhanced cooperation), но и по многим параметрам стали ее реальным воплощением в жизнь. В 2010 г. Бельгия, неформальный лидер Бенилюкса, опираясь на наработки, полученные в том числе от сотрудничества с соседями, выступила с так называемой Гентской инициативой, нацеленной на скорейшее внедрение механизма Постоянного структурированного сотрудничества (Permanent Structured Cooperation - PESCO), предусмотренного Лиссабонским договором (2007 г.).

Сыграв значительную роль в запуске процедуры активизации PESCO в декабре 2017 г., страны Бенилюкса предложили ЕС не только наработанные в узком кругу собственные схемы материально-технического или организационного взаимодействия по вопросам обороны и безопасности, но и собственное видение пути развития европейской оборонной интеграции. В то же время PESCO, по мнению ряда экспертов, понимается союзниками не столько как инструмент интеграции, т.е. постепенной коммунитаризации военной сферы, сколько как инструмент координации, где на первый план выдвигаются преимущественно межгосударственные проекты и программы сотрудничества, лишенные политической составляющей или, по меньшей мере, только в незначительной степени включающие ее [Santopinto, 2018, p. 6].

Бенилюкс и трансатлантические отношения. Несмотря на поддержку оборонных проектов ЕС, Бенилюкс уже в силу своего статуса малых стран с низким уровнем военных расходов, высоким государственным долгом (как в случае с Бельгией) и значительной социальной нагрузкой на бюджеты укрепляет сотрудничество со своими главными атлантическими союзниками - США и Великобританией. Это обусловлено и географией всех трех союзников, граничащих с крупными и влиятельными континентальными державами (Францией, ФРГ), а потому предпочитающих сохранять баланс между ними и англосаксонскими, а также некоторыми скандинавскими странами (Данией и Норвегией), которые выступают за укрепление трансатлантических связей.

Все три страны последовательно выступают за укрепление единства НАТО, в том числе через активизацию военных планов

Альянса, хотя и демонстрируют различную степень лояльности Вашингтону и Лондону, порой создающую напряженность в отношениях между Бельгией и Люксембургом, с одной стороны, и Нидерландами - с другой. Уже в 1991 г. Нидерланды воспротивились осуществлению так называемых Петерсбергских задач Западноевропейского союза (ЗЕС) и самой возможности миротворческой операции ЗЕС в бывшей Югославии, а в 2003 г. вопреки позиции своего ближайшего союзника - Бельгии, напротив, активно поддержали акцию США по вторжению в Ирак, направив туда более 1 тыс. своих военнослужащих [Coolsaet, Soetendorp, 2001, р. 130].

При этом голландские власти проигнорировали саммит в Тервюрене, созванный в апреле 2003 г. по инициативе ФРГ, Франции и при активной поддержке ближайших союзников Гааги -Брюсселя и Люксембурга, принявших решение учредить отдельные от НАТО структуры планирования и командования, подконтрольные только Евросоюзу [Korlaar, 2018, p. 17-18].

Однако подобные разногласия между странами Бенилюкса были скорее исключением из правил. В большинстве же случаев по вопросам обороны и безопасности союзники выступают с общих позиций в НАТО и солидарны со многими военно-политическими инициативами США. За последние три десятилетия после окончания холодной войны ВС стран Бенилюкса в той или иной мере принимали участие практически во всех военных операциях НАТО и США в разных регионах мира - от Балкан (бывшая Югославия) до Северной Африки (Ливия). Бельгия и Нидерланды также были одними из наиболее активных участников операций «Несокрушимая свобода» (Operation Enduring Freedom, OEF), а также Международных сил содействия безопасности (МССБ - International Security Assistance Force, ISAF) в Афганистане в составе международной коалиции под командованием НАТО.

Начиная с 2014 г. Бельгия и Нидерланды принимают активное участие в операциях «Атлантическая решимость» (Atlantic Resolve) и «Европейская инициатива сдерживания» (European Reassurance Initiative), реализуемых США в целях поддержки союзников в Европе вне рамок НАТО, но в дополнение мероприятий, осуществляемых по линии Альянса.

В практическом плане Бельгия и Нидерланды предоставляют для нужд американских военных свою транспортно-логистическую инфраструктуру, морские порты (Антверпен, Роттердам) и аэропорты, которые используются для дальнейшей переброски военной техники, грузов, личного состава из Западной Европы в Румынию, Польшу и страны Балтии [Operation.., 2018; US Army.., 2020]. Участие в этих акциях явно антироссийской направленности свидетельствует о готовности Брюсселя и Гааги следовать объявленному руководством США и НАТО курсу на «сдерживание Москвы».

Изменение военно-политического ландшафта Европы после Брекзита, а также ухудшение общего климата трансатлантических отношений (между США и европейскими странами НАТО) в период президентства Д. Трампа отразилось на приоритетах оборонного сотрудничества государств Бенилюкса. Они всерьез опасаются «самоустранения» США от европейских дел и пытаются предотвратить развитие подобного сценария, демонстрируя готовность следовать в русле атлантической политики Вашингтона.

В июле 2018 г. на саммите НАТО в Брюсселе они подтвердили намерения довести планку расходов на оборону до 2% от ВВП, существенно увеличив (кроме Бельгии) расходы на оборону за последние два года. Солидарность с американской политикой сдерживания проявляется и в сохраняющейся приверженности принципам американской политики в ядерной сфере. Бельгия и Нидерланды по-прежнему остаются в числе стран, принимающих участие в совместном управлении ядерным оружием (nuclear-sharing), сохраняя на своей территории на авиабазах Волкель и Кляйне-Брогель десятки американских ядерных боеприпасов (тактические авиабомбы B-61) [Kristensen, 2019, p. 4]. Обе страны также располагают парком самолетов-истребителей, способных нести эти боеприпасы и использовать их на ТВД в случае необходимости. Вопрос о выводе этих вооружений неоднократно становился предметом широкой общественной дискуссии и парламентских слушаний, однако до сих пор конкретных решений не принято, что свидетельствует о нежелании бельгийских и голландских властей испытывать на прочность отношения с Вашингтоном, сознавая свою зависимость от оборонного потенциала США [Stone, 2020].

Не спешат страны Бенилюкса к «выталкиванию» за пределы контура европейской безопасности и Великобританию. В мае 2018 г. в неофициальном документе, представленном министрами обороны Бельгии, Нидерландов и Люксембурга и получившем название «информация для размышлений» (Benelux Food for Thought Paper), предусматривалось обеспечение доступа к проектам PESCO третьих стран [Santopinto, 2018, p. 5].

Объективно оценивая военный потенциал Великобритании -второй (после Франции) военной силы в Европе, - страны Бенилюкса исходят из необходимости внедрения максимально инклюзивной модели PESCO, позволяющей Лондону1 не оставаться в стороне от проектов ЕС в области безопасности и обороны, а в перспективе, возможно, присоединиться к ним и Вашингтону [Barigazzi, 2018].

Ситуация постбрекзита и наметившееся смещение баланса внутри ЕС в пользу стратегической автономии открывает перед странами Бенилюкса дополнительные возможности. Не исключено, что в перспективе они смогут упрочить свое положение и в ЕС, и в НАТО, став связующим звеном между проатлантическим и про-европейским полюсами, частично выполняя былую функцию Лондона как интегратора и примирителя двух подходов - НАТО-центричного, с одной стороны, и ЕС-центричного - с другой.

•Jc-Jc-Jc

За прошедшее десятилетие сотрудничество стран Бенилюкса в рамках оборонного кластера в целом доказало свою эффективность и зрелость. Оно позволило трем странам-союзницам в немалой степени снизить стоимость и повысить эффективность реализации проектов и программ в области закупок вооружений, подготовки личного состава и миротворчества, а также в других областях совместной деятельности за счет синхронизации и взаимной адаптации национальных оборонных планов. Более того, опыт Бенилюкса начал распространяться на другие европейские субрегионы, вокруг которых стали формироваться свои кластеры обо-

1 В связи с этим символично, что штаб командования боевой группы ЕС, дежурившей в 2018 г. и состоявшей преимущественно из военнослужащих стран Бенилюкса, располагался в Великобритании.

ронного сотрудничества, а сама модель оборонной кооперации и координации трех стран стала своего рода инкубатором для выработки более амбициозных планов развития военных программ как для НАТО, так и для ЕС - в рамках ОПБО. Страны Бенилюкса традиционно продолжают играть роль медиаторов между странами, традиционно оппонирующими американским инициативам (Франция, ФРГ) и откровенными «атлантистами» (Великобритания, Норвегия, Дания, Польша), сочетая программы и проекты оборонного сотрудничества под эгидой ЕС, НАТО, или США.

Литература

Андрюшин С.В. Стратегический потенциал Европейского оборонного агентства // Вестник СПбГу. Серия 6. - 2015. - Вып. 1. - С. 97-110.

Никуличев Ю.В. «Пробуждение спящей красавицы»: Программа PESCO между атлантизмом и европеизмом / / Проблемы европейской безопасности. - 2018. - № 3. - С. 47-63.

Петров К.Е. «Гентская инициатива» и ее влияние на политику стран ЕС в области обороны и безопасности // Международная аналитика. -2017. - № 4(22). - С. 28-37.

59 e rapport commun concernant la coopération Benelux dans le domaine de la politique étrangère (du 1 er janvier au 31 décembre 2015). - Mode of access: https://www.benelux.int/files/5514/6650/0319/59ieme_rapport_ commun_-_politique_exterieure_DEF.pdf (Date of access - 18.05.2020).

60 e rapport commun concernant la coopération Benelux dans le domaine de la politique étrangère (1 er janvier au 31 décembre 2016). - Mode of access: https:/ /www.benelux.int/files/5714/9035/3888/60e_rapport_commun_ Coop_BNL_politique_etrangere_DEF.pdf (Date of access - 18.05.2020).

Afscheidsceremonie N.A.V. de Beëindiging van de Belgische Missie / Commissie voor de Landsverdediging. - 2014. - 10.12. - Mode of access: https://www.lachambre.be/kvvcr/pdf_sections/newsletter/54-013-int_relatio ns-01N.pdf (Date of access - 17.05.2020).

Barigazzi J. UK and US will be allowed to join some EU military projects / / Politico. - 2018. - 01.10. - Mode of access: https://www.politico.eu/ article/pesco-military-uk-and-us-will-be-allowed-to-join-some-eu-military-pro jects/(Date of access - 17.05.2020).

Bâtora J., Haaland M.J. Regional security integration: Nordic and Visegrâd approaches // The Governance of small states in turbulent times: The exemplary cases of Norway and Slovakia / H. Baldersheim, J. Bâtora (eds.). -Opladen; Berlin; Toronto: Budrich Publishers, 2012. - P. 19-37.

Belgium - Composante Maritime - Modernization / / GlobalSecu-rity.org. - Mode of access: https://www.globalsecurity.org/military/world/ europe/be-navycomp-modernization.htm (Date of access - 17.05.2020).

Belgium, Netherlands, Luxembourg military spending. Defense budget 1960-2020 // Macrotrends. - Mode of access: https://www.macrotrends. net/countries/LUX/luxembourg/ military-spending-defense-budget (Date of access - 17.05.2020).

Benelux - Coopération entre les composantes terrestres / / Revue militaire Belge. - 2019. - N 17. - Mode of access: https://defencebelgium.files. wordpress. com/2019/01/rmb17_art1.pdf (Date of access - 17.05.2020).

Blockmans S., Macchiarini Crosson D. Differentiated integration within PESCO - clusters and convergence in EU defence. - 2019. - December. - 30 p. -(CEPS Research Report; N 4).

Both N. From indifference to entrapment: The Netherlands and the Yugoslav crisis, 1990-1995. - Amsterdam: Amsterdam Univ. Press, 2000. -266 p.

Bynens L. The Benelux Air Defence Pact: A precedent for European defence cooperation? Belgian Perspective // Defending Europe: The military future of our continent. - Brussels: ELF, 2016. - P. 35-44.

Coolsaet R., Soetendorp B. Belgium and the Netherlands / / The foreign policies of European Union member states / Manners I, Whitman R. (eds.). -Manchester: Manchester Univ. Press, 2001. - P. 128-143.

Courtial M.-M. Les forces spéciales belges et néerlandaises renforcent leur coopération // À l'Avant-Garde. - 2020. - 10.03. - Mode of access: https:/ / defencebelgium.com/2020/03/10/les-forces-speciales-belges-et-neer landaises-renforcent-leur-cooperation/comment-page-1/ (Date of access -17.05.2020).

Developments in the Middle East, September 1987: Hearing before the Subcommittee on Europe and the Middle East of the Committee on foreign affairs, House of Representatives, one hundredth congress, first session, September 15, 1987. - Wash.: US Government Printing Office, 1988. - 128 p.

Drent M., Zandee D., Casteleijn L. Defence cooperation in clusters. Identifying the next steps: Clingendael Report. - 2014. - October. - 26 p.

Eshel T. Benelux invest $150 million in infantry smart vests // Defense Update. - 2015. - 02.07. - Mode of access: https://defense-update.com/ 20150702_smart_vest.html (Date of access - 17.05.2020).

EUBG // La Défense [Belgium Defense Ministry webpage]. - Mode of access: https://www.mil.be/fr/eubg (Date of access - 17.05.2020).

The future of the Benelux defence cooperation / Biscop S., Coelmont J., Drent M., Zandee D. - 2013. - April. - 8 p. - (Clingendael; Egmont Report).

GovSat-1 satellite goes operational // SES - Société Européenne des Satellites. - 2018. - 19.03. - Mode of access: https://www.ses.com/press-relea se/govsat-1-satellite-goes-operational (Date of access - 17.05.2020).

Insinna V. F-35 officially wins Belgian fighter contest / / Defense News. -2018. - 25.10. - Mode of access: https://www.defensenews.com/air/2018/10/ 25/f-35-officially-wins-belgian-fighter-contest/ (Date of access - 17.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Klinkert W. Benelux countries // The handbook of European defence policies and armed forces / H. Meijer, M. Wyss (eds). - Oxford: Oxford Univ. Press, 2018. - P. 247-262.

Korlaar van M.W. Dutch CSDP policy and military capability development in the European Union. The influence of the Transatlantic relationship on Dutch CSDP policy between 1999-2012. - Utrecht: Utrecht Univ., 2018. - 52 p.

Kristensen H.M.U.S. nuclear weapons in Europe: Briefing to Center for arms control and non-proliferation. - Wash. (D.C.), 2019. - 13 p.

Luxembourg maritime patrol and reconnaissance aircraft return to EU naval force // EU NAVFOR. - 2013. - 25.02. - Mode of access: https://eunav for. eu/luxembourg-maritime-patrol-and-reconnaissance-aircraft-mpra-return-to-european-union-naval-force-eu-navfor-somalia-operation-atalanta/ (Date of access - 17.05.2020).

Luxembourg's A400 M conducts first flight // Jane's webpage. - 2020. -14.04. - Mode of access: https://www.janes.com/article/95488/luxembourg-s-a400m-conducts-first-flight (Date of access - 15.04.2020).

Mctague T., Vinocur N. UK slated to lead EU military mission - after Brexit // Politico. - 2017. - 04.08. - Mode of access: https://www.politico.eu/ article/uk-slated-to-lead-eu-military-mission-after-brexit/(Date of access -17.05.2020).

Operation «Atlantic Resolve» arrives at the Port of Rotterdam // US Embassy and Consulate in the Netherlands [website]. - 2018. - 20.06. - Mode of access: https:/ / nl.usembassy.gov/operation-atlantic-resolve-arrives-at-the-port-of-rotterdam/(Date of access - 18.05.2020).

Orr D.L. The Benelux deployable air task force: A model for EU/NATO defense force integration // Air & Space Power J. - 2003. - Vol. 17, N 3. - P. 9398.

Première formation Belgo-Néerlandaise de mortier lourd // La Défense [Belgium Defense Ministry webpage]. - 2016. - 23.02. - Mode of access: https://www.mil.be/fr/article/premiere-formation-belgo-neerlandaise-de-mor tier-lourd (Date of access - 18.05.2020).

The prime ministers of V4 and Benelux countries discussed the future of the EU, the internal market and the defence policy // Government of the Czech

Republic [website]. - 2017. - 19.06. - Mode of access: https://www.vlada.cz/ en/media-centrum/aktualne/the-prime-ministers-of-v4-and-benelux-countri es-discussed-the-future-of-the-eu--the-internal-market-and-the-defence-policy-157941/tmplid-81/ (Date of access - 18.05.2020).

Regional Fighter Partnership. Options for cooperation and cost sharing / Joint Air Power Competence Centre. - Kalkar, 2012. - 52 p.

Rieker P., Terlikowski M. The limits and achievements of regional governance in security: NORDEFCO and the V4. - Warsaw: Polish institute of international affairs, 2015. - August. - 10 p. - (PISM policy paper; N 25).

Santopinto F. PeSCo: The Belgian perspective. - 2018. - November. -10 p. - (GRIP policy paper; N 33).

Stone J. Belgian parliament nearly expels US nuclear weapons in close-run vote // Independent. - 2020. - 17.01. - Mode of access: https://www. independent.co.uk/ news/world/europe/belgium-nuclear-weapons-us-vote-re sult-debate-trump-a9288451.html (Date of access - 18.05.2020).

Three allies establish special forces command / / NATO [official webpage]. - 2018. - 07.06. - Mode of access: https://www.nato.int/cps/en/ natohq/news_155347.htm?selectedLocale=en\ (Date of access - 18.05.2020).

Traité portant révision du traité instituant l'Union Économique Benelux signé le 3 février 1958. - 2008. - Mode of access: https: / / www. benelux.int/files/3914/0067/7093/trait_Benelux_17.06.2008Ondertekend.pdf (Date of access - 18.05.2020).

US Army on its way to manoeuvers via the Port of Antwerp // VRT News. - 2020. - 03.02. - Mode of access: https://www.vrt.be/vrtnws/en/ 2020/02/03/us-on-its-way-manoeuvers-via-the-port-of-antwerp/ (Date of access - 18.05.2020).

Veenendaal van J. Dutch NH90's: From pioneering to a capable platform // Helicopter industry. - 2019. - 10.09. - Mode of access: https://www. helicopter-industry.com/2019/09/10/dutch-nh90s-from-pioneering-to-a-capab le-platform/ (Date of access - 17.05.2020).

Zielinski T. The smart defence initiative - a chance to increase NATO's defence capabilities? // NATO towards the challenges of a contemporary world / R. Czulda, R. Los (eds). - Warsaw; Lodz: International relations research institut, 2013. - P. 213-226.

DOI: 10.31249/ape/2020.04.10

Nadtochey Yu.I.1 ©, 2020 Benelux: new horizons of defence cooperation

Abstract. The article examines Benelux defence cooperation model. Research methodology is based on comparative research which is applied to the so called defence clusters framed by small nations of Western Europe. The article discusses the main parameters of the defence cooperation among Benelux countries for today and for upcoming future. It traces the origin and growth of military ties among Belgium, the Netherlands and Luxembourg after the end of the Cold War. In this regard defence priorities of these small nations are assumed within the context of changing security environment in Europe and beyond. The main areas of their joint activity, specific programs and projects of defence cooperation are being traced. Military reform notably personnel size reduction and armed forces reorientation towards new tasks dealing are being analyzed. Economic reasons which determine the level of ambition in militarytechnical cooperation among Benelux countries are also taken into consideration. The influence of external factors, notably Benelux partner nations from EU and NATO is also analyzed. It is calculated to what measure new developments inside EU (like Brexit or transatlantic disputes) affect the overall European security climate. Universal nature of Benelux defence model is a good example of incubator where new ideas and concepts emerge and turn into achievements that are similarly profitable for both EU and NATO. Experience gained by the three allies inside their defence cluster may become a model for other sub-regional groupings in Europe. The results of the study shows that Benelux defence cluster is a promising track of cooperation among its member states and it may be further improved.

Keywords: Benelux, small nations, armed forces, defence clusters, NATO, CSDP, European Union, smart defence, pooling and sharing.

1 Nadtochey Yuriy Ivanovich - PhD in history, Associate Professor at the Department of World Political Trends, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University) (ynadtochey@yandex.ru).

250

References

59 e rapport commun concernant la coopération Benelux dans le domaine de la politique étrangère (du 1 er janvier au 31 décembre 2015). - Mode of access: https://www.benelux.int/files/5514/6650/0319/59ieme_rapport_ commun_-_politique_exterieure_DEF.pdf (Date of access - 18.05.2020).

60 e rapport commun concernant la coopération Benelux dans le domaine de la politique étrangère (1 er janvier au 31 décembre 2016). - Mode of access: https://www.benelux.int/files/5714/9035/3888/60e_rapport_commun_ Coop__BNL_politique_etrangere_DEF.pdf (Date of access - 18.05.2020).

Afscheidsceremonie N.A.V. de Beëindiging van de Belgische Missie. (2014) / Commissie voor de Landsverdediging. - 10.12. - Mode of access: https://www.lachambre.be/kvvcr/pdf_sections/newsletter/54-013-int_relatio ns-01N.pdf (Date of access - 17.05.2020).

Andryushin S.V. (2015). Strategic potential of the European defence agency [Strategicheskii potentsial Evropeiskogo oboronnogo agentstva] // Vestnik of Saint Petersburg University. Serie 6. - Issue 1. - P. 97-110.

Barigazzi J. (2018). UK and US will be allowed to join some EU military projects / / Politico. - 01.10. - Mode of access: https://www.politico.eu/article/ pesco-military-uk-and-us-will-be-allowed-to-join-some-eu-military-projects/ (Date of access - 17.05.2020).

Bâtora J., Haaland M.J. (2012). Regional security integration: Nordic and Visegrâd approaches // The Governance of small states in turbulent times: The exemplary cases of Norway and Slovakia / H. Baldersheim, J. Bâtora (eds.). -Opladen, Berlin, Toronto: Budrich Publishers. - P. 19-37.

Belgium - Composante Maritime - Modernization // GlobalSecurity. org. - Mode of access: https://www.globalsecurity.org/military/world/euro pe/be-navycomp-modernization.htm (Date of access - 17.05.2020).

Belgium, Netherlands, Luxembourg military spending. Defense budget 1960-2020 // Macrotrends. - Mode of access: https://www.macrotrends.net/ countries/LUX/luxembourg/military-spending-defense-budget (Date of access -17.05.2020).

Benelux - Coopération entre les composantes terrestres. (2019) // Revue militaire Belge. - N 17. - Mode of access: https: // defencebelgium.files. wordpress.com/2019/01/rmb17_art1.pdf (Date of access - 17.05.2020).

Blockmans S., Macchiarini Crosson D. (2019). Differentiated integration within PESCO - clusters and convergence in EU defence. - December. - 30 p. -(CEPS Research Report; N 4).

Both N. (2000). From indifference to entrapment: The Netherlands and the Yugoslav crisis, 1990-1995. - Amsterdam: Amsterdam Univ. Press. - 266 p.

Bynens L. (2016). The Benelux Air Defence Pact: A precedent for European defence cooperation? Belgian Perspective // Defending Europe: The military future of our continent. - Brussels: ELF. - P. 35-44.

Coolsaet R., Soetendorp B. (2001). Belgium and the Netherlands // The foreign policies of European Union member states / Manners I, Whitman R. (eds.). - Manchester: Manchester Univ. Press. - P. 128-143.

Courtial M.-M. (2020). Les forces spéciales belges et néerlandaises renforcent leur coopération // À l'Avant-Garde. - 10.03. - Mode of access: https://defencebelgium.com/2020/03/10/les-forces-speciales-belges-et-neerla ndaises-renforcent-leur-cooperation/comment-page-1/ (Date of access -17.05.2020).

Developments in the Middle East, September 1987: Hearing before the Subcommittee on Europe and the Middle East of the Committee on foreign affairs, House of Representatives, one hundredth congress, first session, September 15, 1987. (1988). - Wash.: US Government Printing Office. - 128 p.

Drent M., Zandee D., Casteleijn L. (2014). Defence cooperation in clusters. Identifying the next steps: Clingendael Report. - October. - 26 p.

Eshel T. (2015). Benelux invest $150 million in infantry smart vests // Defense Update. - 02.07. - Mode of access: https://defense-update.com/20150 702_smart_vest.html (Date of access - 17.05.2020).

EUBG // La Défense [Belgium Defense Ministry webpage]. - Mode of access: https://www.mil.be/fr/eubg (Date of access - 17.05.2020).

The future of the Benelux defence cooperation. (2013) / Biscop S., Coelmont J., Drent M., Zandee D. - April. - 8 p. - (Clingendael; Egmont Report).

GovSat-1 satellite goes operational. (2018) // SES - Société Européenne des Satellites. - 19.03. - Mode of access: https://www.ses.com/press-release/govsat-1-satellite-goes-operational (Date of access - 17.05.2020).

Insinna V. (2018). F-35 officially wins Belgian fighter contest // Defense News. - 25.10. - Mode of access: https://www.defensenews.com/air/ 2018/10/25/f-35-officially-wins-belgian-fighter-contest/ (Date of access -17.05.2020).

Klinkert W. (2018). Benelux countries // The handbook of European defence policies and armed forces / H. Meijer, M. Wyss (eds). - Oxford: Oxford Univ. Press. - P. 247-262.

Korlaar van M.W. (2018). Dutch CSDP policy and military capability development in the European Union. The influence of the Transatlantic relationship on Dutch CSDP policy between 1999-2012. - Utrecht: Utrecht Univ. -52 p.

Kristensen H.M. (2019). U.S. nuclear weapons in Europe: Briefing to Center for arms control and non-proliferation. - Wash. (D.C.). - 13 p.

Luxembourg maritime patrol and reconnaissance aircraft return to EU naval force. (2013) // EU NAVFOR. - 25.02. - Mode of access: https:// euna vfor.eu/luxembourg-maritime-patrol-and-reconnaissance-aircraft-mpra-return-to-european-union-naval-force-eu-navfor-somalia-operation-atalanta/ (Date of access - 17.05.2020).

Luxembourg's A400 M conducts first flight. (2020) // Jane's webpage. -14.04. - Mode of access: https://www.janes.com/article/95488/luxembourg-s-a400m-conducts-first-flight (Date of access - 15.04.2020).

Mctague T., Vinocur N. (2017). UK slated to lead EU military mission -after Brexit // Politico. - 04.08. - Mode of access: https://www.politico.eu/ article/uk-slated-to-lead-eu-military-mission-after-brexit/ (Date of access -17.05.2020).

Nickulichev Y.V. (2018). The «Awaking of the Sleeping Beauty»: The PESCO program between atlantism and europeanism [«Probuzhdenie spyashchei krasavitsy»: Programma PESCO mezhdu atlantizmom i evropeizmom] // European security problems. - Moscow. - N 3. - P. 47-63.

Operation «Atlantic Resolve» arrives at the Port of Rotterdam. (2018) // US Embassy and Consulate in the Netherlands [website]. - 20.06. - Mode of access: https://nl.usembassy.gov/ operation-atlantic-resolve-arrives-at-the-po rt-of-rotterdam/ (Date of access - 18.05.2020).

Orr D.L. (2003). The Benelux deployable air task force: A model for EU/NATO defense force integration // Air & Space Power J. - Vol. 17, N 3. -P. 93-98.

Petrov K.E. (2017). «Ghent Initiative» and its influence on Defense and security policy of the EU countries [«Gentskaya initsiativa» i ee vliyanie na politiku stran ES v oblasti oborony i bezopasnosti] // International analytics. - Moscow. -N 4(22). - P. 28-37.

Première formation Belgo-Néerlandaise de mortier lourd. (2016) // La Défense [Belgium Defense Ministry webpage]. - 23.02. - Mode of access: https://www.mil.be/fr/article/premiere-formation-belgo-neerlandaise-de-mor tier-lourd (Date of access - 18.05.2020).

The prime ministers of V4 and Benelux countries discussed the future of the EU, the internal market and the defence policy. (2017) / / Government of the Czech Republic [website]. - 19.06. - Mode of access: https://www.vlada.cz/ en/media-centrum/aktualne/the-prime-ministers-of-v4-and-benelux-countri es-discussed-the-future-of-the-eu--the-internal-market-and-the-defence-policy-157941/tmplid-81/ (Date of access - 18.05.2020).

Regional Fighter Partnership. Options for cooperation and cost sharing. (2012) / Joint Air Power Competence Centre. - Kalkar. - 52 p.

Rieker P., Terlikowski M. (2015). The limits and achievements of regional governance in security: NORDEFCO and the V4. - Warsaw: Polish institute of international affairs. - August. - 10 p. - (PISM policy paper; N 25).

Santopinto F. (2018). PeSCo: The Belgian perspective. - November. -10 p. - (GRIP policy paper; N 33).

Stone J. (2020). Belgian parliament nearly expels US nuclear weapons in close-run vote // Independent. - 17.01. - Mode of access: https://www.inde pendent.co.uk/news/world/europe/belgium-nuclear-weapons-us-vote-result-debate-trump-a9288451.html (Date of access - 18.05.2020).

Three allies establish special forces command. (2018) // NATO [official webpage]. - 07.06. - Mode of access: https://www.nato.int/cps/en/natohq/ news_155347.htm?selectedLocale=en\ (Date of access - 18.05.2020).

Traité portant révision du traité instituant l'Union Économique Benelux signé le 3 février 1958. (2008). - Mode of access: https://www.benelux.int/ files/3914/0067/7093/trait_Benelux_17.06.2008Ondertekend.pdf (Date of access -18.05.2020).

US Army on its way to manoeuvers via the Port of Antwerp. (2020) // VRT News. - 03.02. - Mode of access: https://www.vrt.be/vrtnws/en/2020/ 02/03/us-on-its-way-manoeuvers-via-the-port-of-antwerp/ (Date of access -18.05.2020).

Veenendaal van J. (2019). Dutch NH90's: From pioneering to a capable platform // Helicopter industry. - 10.09. - Mode of access: https://www. helicopter-industry.com/2019/09/10/dutch-nh90s-from-pioneering-to-a-capab le-platform/ (Date of access - 17.05.2020).

Zielinski T. (2013). The smart defence initiative - a chance to increase NATO's defence capabilities? / / NATO towards the challenges of a contemporary world / R. Czulda, R. Los (eds). - Warsaw, Lodz: International relations research institute. - P. 213-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.