Научная статья на тему 'БАКТЕРИАЛЬНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ МНОГОЛЕТНИХ ТРАВ ПРИ ДОЖДЕВАНИИ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ'

БАКТЕРИАЛЬНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ МНОГОЛЕТНИХ ТРАВ ПРИ ДОЖДЕВАНИИ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — А К. Баубинас

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БАКТЕРИАЛЬНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ МНОГОЛЕТНИХ ТРАВ ПРИ ДОЖДЕВАНИИ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ»

Таблица 3

Характеристика фильтрата в условиях очистки высококонцентрированных сточных вод

Н А

я Я X

т X ш В Окисляе- БПК. р.

Характеристика проб * о а <•> х К О 2 п * п - мость. Микробное h X н

< В <£ число X "5

МГ/Л мг/л О, О ы

Сточная жидкость, по- 61,0 Нет Нет • 418 1247,2 4,8-10е ю-»

ступавшая на уста-

новки из септика

Фильтрат установки 1,35 0,62 10,0 23,4 95,0 1,7-10» ю-*

№ 1 2,95 Нет Нет 27,5 110,3 9,1-10* ю-3

Фильтрат установки 0,8 » > 63,1 106,9 4,5-10* ' ю-*

№ 2 4,92 > » 162,7 114,7 2,6-10* 10-*

определить эффект очистки сточных вод от таких цехов на ППФ. С этой целью мы лровели серию исследований. На биологически созревшие установки ППФ подавалась сточная жидкость от убойных цехов птицефабрик. Характеристика сточных вод убойных цехов и результаты очистки представлены в табл. 3.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что поступление сточных вод только от убойных цехов на биологически созревшие ППФ приводит к резкому снижению эффективности работы очистных сооружений и фильтрат при этом представляет опасность для загрязнения подземных вод. Поэтому во время убоя птицы сточная жидкость от убойных цехов должна собираться в регулирующие емкости, затем небольшими порциями подаваться на ППФ и разбавляться при этом сточными водами других цехов до БПК не более 500 мг/л (Е. И. Гончарук, 1967).

Выводы

1. Для очистки сточных вод птицефабрик могут быть рекомендованы площадки подземной фильтрации с гидравлическими нагрузками до 40 л сточных вод в сутки на 1 пог. м оросительной сети дрен для среднезернистых песчаных грунтов.

2. Включение в'технологический цикл производства птицефабрик убойных цехов вызывает необходимость предварительного разбавления сточных вод до БПК 500 мг/л. Расчет оросительной сети ППФ при этом должен предусматривать объемы разбавляющей воды, а гидравлическая нагрузка не превышать 30 л/сут на 1 пог. метр.

ЛИТЕРАТУРА. Гончарук Е. И. Гиг. и сан., 1962, № 9, с. 100. — Он ж е. Сооружения подземной фильтрации бытовых сточных вод. Киев, 1967.

Поступила 30/V 1974 г.

УДК 614.778:628.366:576.8

А. К. Баубинас

БАКТЕРИАЛЬНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ МНОГОЛЕТНИХ ТРАВ ПРИ ДОЖДЕВАНИИ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ

Научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены Министерства здравоохранения Литовской ССР, Вильнюс

За последние годы в СССР и за рубежом на земледельческих полях орошения (ЗПО) все шире применяется метод дождевания сточными водами, который является одним из самых перспективных методов полива. Однако с гигиенической точки зрения, дождевание неприемлемо, так как при нем может возникнуть опасность распространения бактерий на значительные расстояния, а также загрязнение ими выращиваемых культур. Выживаемость микроорганизмов на овощах и растениях зависит от различных факторов: воздействия солнечных лучей, температуры окружающей среды, влажности воздуха, от способа полива и др. (Bringmann и Kühn, и др.). На лепестках и у основания листьев в условиях жаркого климата палочки Григорьева — Шига выживают до 48 ч, Зонне — до 72 ч, Флекснера — до 98 ч (цит. В. В. Скворцов и соавт.).

В течение 1973 г. на Кедайняйских ЗПО были проведены исследования бактериального загрязнения многолетних трав кишечной палочкой, энтерококками и патогенными микроорганизмами во время дождевания и в различные промежутки после него.

4 Гигиена и санитария № 1

97

Пробы травы в натурных условиях отбирали на различных расстояниях от коротко-струйного дождевального аппарата' КДУ-55М. Для этой цели выбирали участки площадью 25 м2, со всех углов и середины (по типу закрытого конверта) брали 10—15 г травы в стерильных условиях в колбы объемом 250 мл, которые были заранее взвешены. Пробы доставляли в течение 20—30 мин в лабораторию, где после взвешивания заливали 100— 150 мл стерилизованной водопроводной водой, вносили стерилизованные бусы и на 20 мин ставили в аппарат для встряхивания. Полученный смыв исследовали на коли-титр и титр энтерококков, а оставшийся смыв — на наличие патогенной микрофлоры. Для этого в смыв добавляли среду с охмеленным суслом (из расчета 1 : 4) и ставили в термостат. После 24-часовой инкубации при температуре 37° из каждой пробы делали высев на 5 чашек Петри со средой висмут-сульфит и на 5 чашек со средой Плоскирева, после чего помещали их в термостат на 24—48 ч при температуре 37°. Последующую индикацию патогенных бактерий проводили по общепринятой схеме.

Для получения отпечатков отбирали отдельные листья травы и обе поверхности плотно прижимали к нескольким участкам плотных сред висмут-сульфита, Плоскирева, Эндо и сахарно-дрожжевой агар с кристаллическим фиолетовым и 2,3,5-трифенилтетразолий-хлоридом.

Модельные опыты проводили в натурных условиях на участках по 1 м2 при норме полива 30 л на I м2 (300 м3/га). С целью установления сроков выживаемости бактерий на траве были проведены 3 серии опытов с тремя повторностями в каждой. Эксперимент осуществляли при следующих метеорологических условиях: относительная влажность воздуха при проведении I серии опытов составляла в среднем 53,6 ± 5,6%, температура воздуха— 25,1 ± 1,4°, во II серии опытов — соответственно 48,5 ± 2,3% и 21,5 ± 0,6°, а в III серии — 67,7 ± 1,6% и 17,4 ± 0,6°. Скорость ветра в течение проводимых исследований колебалась в пределах от 0,7 до 2,1 м/сек.

Сточные воды, используемые для поливов, бактериологически были сильно загрязнены: их коли-титр составлял Ю-', титр энтерококков — 10—а общий счет бактерий в среднем составлял 22 млн. в 1 млн.

Анализ полученных данных модельных исследований показал, что уровень бактериального загрязнения травы во всех сериях опытов под воздействием солнечных лучей снижался одинаково, так как не была выявлена статистически достоверная разница между результатами всех серий опытов.

Результаты I серии опытов показали, что после полива коли-титр травы из участков на солнце и в тени был одинаковым — 10—5—Ю-4, а титр энтерококков — 10—3—10~2. Через 3 ч после полива коли-титр травы из участков, не защищенных от солнца, повысился до 10—4—10—3, титр энтерококков — до 10—2—10—Через 5 ч и до 2 сут после полива коли-титр на этих участках был на одном уровне (Ю-3—Ю-'), в то время как титр энтерококков-повысился с 0,1 до 1,0. Через 6 сут после дождевания коли-титр и титр энтерококков повыси лись соответственно до 1 и больше.

Однако в тени коли-титр и титр энтерококков травы на исходном уровне наблюдался в течение суток. Лишь на 2-е сутки коли-титр повысился до Ю-*—10—3, а титр энтерококков составлял 10—2. К концу опыта (6 сут) трава была еще сильно загрязнена: коли-титр во всех изученных пробах был на уровне 10—2, титр энтерококков — 10—

Аналогичные результаты получены при исследовании травы на обычный счет бактерий.

Исследования показали, что в сточных водах, используемых для поливов после механической очистки в 33,3% проб обнаружены сальмонеллы следующих серотипов: S. heide!-berg, S- wirchow, S. typhi murium, S. anatum. В сточной воде шигеллы не обнаружены.

В зоне покрытия струи (5—7 м от установки) в 17,6% исследованных методом смывов проб выделены сальмонеллы, а на расстоянии 50 м от дождевальной установки с подветренной стороны — в 16,7%. Сальмонеллы обнаруживались на расстоянии 200 м от установки, тогда как на расстоянии 250 и 300 м во всех изученных пробах они не были выделены. Следует подчеркнуть, что в пробах травы обнаружены те же серотипы, что и в сточных водах, кроме S. typhi murium. При исследовании травы методом отпечатков процент выделенных патогенных бактерий оказался значительно ниже.

В зоне покрытия струн кишечные палочки были обнаружены во всех исследованных пробах травы, а энтерококки — в 71,4%, на расстоянии 50 м от дождевальной установки — соответственно в 64,3 и 35,7%, а на расстоянии 200 м процент положительных пробна кишечную палочку снизился до 13,3, в то время как энтерококки во всех пробах травы отсутствовали. Следует подчеркнуть, что кишечные палочки на расстоянии 300 м в пробах травы не были выделены.

Полученные нами данные свидетельствуют об относительно быстром отмирании бактерий на многолетних травах, что также подтверждается большинством авторов (Д. М. Ба-бов и соавт.; Е. М. Дашкова; Б. Н. Ей и соавт.; Popp; Biesold и соавт., и др.).

Выводы

1. Путем изучения бактериального загрязнения многолетних трав при поливе их методом дождевания установлено, что находящиеся в сточных водах бактерии при дождевании могут быть занесены токами воздуха на значительные расстояния, что приводит к массивному загрязнению травы на расстоянии до 300 м от короткоструйной дождевальной установки КДУ-55М.

2. Для определения патогенных бактерий на многолетних травах несомненное преимущество имеет метод смывов, тогда как метод отпечатков, хотя и более простой, дает менее надежные результаты.

3. Исследования выживания бактерий на многолетних травах показали, что отмирание микроорганизмов на растениях, не изолированных от действия прямых солнечных лучей, как правило, заканчивается в течение недели. Поэтому можно считать вполне безопасным выпас скота через 14 сут после полива,

ЛИТЕРАТУРА. Б а б о в Д. М., Надворный H.H., К е й м а х А. С. Гиг. и сан., 1967, № 8, с. 101. — Дашкова Е. М. Санитарно-бактериологическое изучение земледельческих полей орошения г. Ашхабада. Автореф. дисс. канд. Ашхабад, 1966. — Ей Б. Н., А г а д ж а и о в Р. А. и др. Гиг. и сан., 1960, № 12, с. 43. — Скворцов В. В., Киктенко В. С., Кучеренко В. Д. Выживаемость и индикация патогенных микробов во внешней среде. М., 1966. с. 40. — D i е s о 1 d I., В е h-rend L., Z. ges. Hyg., 1970, Bd 16, S. 609. — В г i n g ш а n n G.. Kühn R-, Gesundheitsingenieur, 1958, Bd 79, S. 5. — P о p p L. Wasser und Boden, 1967, Bd 19, S. 43.

Поступила I I/Vl 1974 r.

УДК 613.5:628.7:371.6(571.51-21 Норильск

Кандидаты мед. наук 3. А. Плужникова и Г. Л. Туровец, Г. В. Осколкова

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ ШКОЛ НОРИЛЬСКА

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Норильская городская санэпидстанция

В Норильске за последние годы построено несколько школ с централизованной приточной вентиляцией при водяном отоплении. Проверка эффективности работы этих систем вентиляции и отопления в условиях первого климатического района представляет научный и практический интерес. С этой целью мы проводили наблюдения в 2 школах Норильска с указанным выше санитарно-техническим оборудованием.

Отопление помещений школ осуществляется с помощью радиаторов типа «М-140». Теплоносителем является вода с температурой 95°. Вентиляционные камеры (по 2 в каждой школе) располагаются в полуподвале. Температура теплоносителя в калориферах для подогрева подаваемого воздуха составляет 130 . Приточный воздух в камерах очищается и подогревается (в обеих школах), а в одной из наблюдаемых школ и увлажняется (школа № 19), а затем по воздуховодам подается в учебные помещения, в актовый, спортивный и обеденный залы, а также в рекреации. Вытяжная вентиляция предусмотрена в кухне, мастерских, лабораторных кабинетах химии и физики. Отсутствие вытяжной вентиляции в учебных помещениях при наличии притока создает подпор воздуха в них и исключает «дутье» из окон.

Для оценки эффективности работы систем отопления и вентиляции в учебных помещениях школ измеряли температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха и температуру внутренних поверхностей ограждающих конструкций, определяли содержание в воздухе углекислоты, учитывали объем подаваемого в помещение воздуха и его температуру. Для оценки влияния на организм микроклимата у учащихся измеряли температуру и электрическое сопротивление кожи, учитывали теплоощущение.

Как показали исследования, при температуре наружного воздуха от —5 до —15° степень нагретости воздуха в учебных помещениях во время занятий колеблется от 18,2 до 24,6°. При более низкой температуре наружного воздуха (от —18 до —22°) степень нагретости воздуха в помещениях в одной из школ колеблется от 18,2 до 22,0°, а в другой — от 21,4 до 25,6°, т. е. в первой школе она находится в допустимых гигиенических пределах, а во второй школе в некоторых случаях несколько выше этих пределов.

Лучший тепловой режим в учебных помещениях одной из школ можно объяснить более высокой температурой отопительных приборов и более высокой температурой подаваемого в классы приточного воздуха. Так, температура поверхности отопительных приборов в первой школе колеблется в пределах 40—55°, а во второй — в пределах 54—60°, температура подаваемого воздуха соответственно составляет 20—21 и 22—24°.

Перепады температуры воздуха по вертикали (на уровне 0,8 и 0,1 м от пола) не превышают 1,6° в одной школе и 1,5 — в другой. В среднем градиент по вертикали в первой школе равен 0,6° при температуре наружного воздуха до —10°; он же равен 0,7° при температуре наружного воздуха до —15° и 0,7° при температуре до —20°. Во второй школе этот градиент в среднем составляет 0,9° при температуре наружного воздуха от —18 до —22°. В большинстве случаев вертикальный градиент не превышает 1°. Так, в одн,ой из школ перепад температуры воздуха более 1° отмечался только в 7 из 43 случаев (1° в первом ряду парт, 2° — во втором и 4° — в третьем).

4

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.