БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. КЛЮЕВ В.К. БАКАЛАВРИАТ И МАГИСТРАТУРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ_«БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»: СОПРЯЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ВЫПУСКНИКОВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ИЗУЧАЕМЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Рассмотрена преемственность вузовского обучения бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности. Обозначено сопряжение профессиональных задач выпускников профильных бакалавриата и магистратуры, закреплённых в действующих федеральных государственных образовательных стандартах. Представлена экстраполяция формируемые на разных уровнях высшего отраслевого образования менеджерских профессиональных компетенций, предусмотренных проектами примерных основных образовательных программ. Показана взаимосвязь учебных дисциплин организационно-управленческого блока специальной подготовки бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности в рабочих учебных планах, реализуемых в Московском государственном институте культуры.
Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональные задачи выпускников, профессиональные компетенции, профессиональная подготовка, бакалавриат, магистратура, специальные дисциплины, преемственность вузовской подготовки.
KLYUEV V. K.
BACHELOR'S AND MASTER'S DEGREE PROGRAMS IN THE FIELD OF LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES: COMBINING THE PROFESSIONAL TASKS OF GRADUATES AND THE RELATIONSHIP OF THE STUDIED SPECIAL DISCIPLINES
The continuity of university education of bachelors and masters of library and information activities is considered. The conjugation of professional tasks of graduates of specialized bachelor's and master's degrees, fixed in the current federal state educational standards, is indicated. The extrapolation of managerial professional competencies formed at different levels of higher industry education, provided for by the projects of approximate basic educational programs, is presented. The interrelation of the academic disciplines of the organizational and managerial block of the special training of bachelors and masters of library and information activities in the working curricula implemented at the Moscow State Institute of Culture is shown.
Keywords: library and information activities, federal state educational standard, professional tasks of graduates, professional competencies, professional training, bachelor's degree, master's degree, special disciplines, continuity of university training.
БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. КЛЮЕВ В.К. БАКАЛАВРИАТ И МАГИСТРАТУРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»: СОПРЯЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ВЫПУСКНИКОВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ИЗУЧАЕМЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
В действующих федеральных образовательных стандартах высшего образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» (ФГОС ВО 3++ бакалавриат и магистратура, 2017) [1, 2] для выпускников отраслевых бакалавриата и магистратуры предусматриваются в своём большинстве единая дифференциация так называемых сквозных типов общих профессиональных задач, к решению которых их готовят с разной степенью теоретической глубины и практической направленности: технологические,
педагогические, организационно-управленческие, проектные,
информационно-аналитические. Различие у магистрантов только в закреплённых соответствующим ФГОС ВО 3++ двух блоках «особых» задач профессиональной деятельности, которые можно отнести к «надстроечным» -научно-исследовательские и методические. Такое положение дел предопределяет успешную возможность предметной преемственности разноуровневой специальной подготовки кадров для современных библиотек.
С учётом закреплённого образовательными стандартами чёткого сопряжения базовых задач профессиональной деятельности выпускников бакалавриата и магистратуры рабочей группой Учебно-методического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности были разработаны проекты Примерных основных образовательных программ (ПООПов) для каждого уровня образования (2018) [3,4], в которых обозначены необходимые профессиональные компетенции: 13 для бакалавров и 11 для магистрантов.
Рассмотрим преемственность предусмотренных ПООПами профессиональных компетенций (ПК) на примере организационно-управленческого блока специальной подготовки.
Так, технологическая ПК-4 бакалавриата «Готов к реализации технологических процессов библиотечно-информационной деятельности» находит продолжение в технологической ПК-3 магистратуры «Готов к системному анализу, экспертизе и модернизации технологических процессов в сфере библиотечно-информационной деятельности», а другая бакалаврская технологическая ПК-3 «Готов к участию в научно-методическом сопровождении, координации и интеграции профессиональной деятельности в библиотечно-информационной сфере» чётко корреспондируется с методической ПК-2 магистратуры «Готов к научно-методическому обеспечению библиотечно-информационной деятельности и организации системы повышения квалификации сотрудников библиотек».
Аналогично прослеживается и в отношении организационно -управленческих и проектных профессиональных компетенций: формируемые в бакалавриате ПК-7 «Готов использовать технологии менеджмента и маркетинга, участвовать в принятии компетентных управленческих решений в функциональной профессиональной деятельности на основе применения нормативно-правовых актов» и ПК-8 «Готов к участию в реализации комплексных инновационных программ и проектов развития библиотечно-информационной деятельности» экстраполируются на магистерскую ПК-5 «Готов к стратегическому планированию, организации, проектированию, оптимизации, модернизации и нормативно-
правовому обеспечению библиотечно-информационной деятельности».
Среди 12 основных дисциплин базовой части профессиональной подготовки отраслевого бакалавриата, выделенных в этом качестве Учебно-методическим советом вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности, присутствуют два профильных комплексных организационно-управленческих библиотековедческих учебных курса - «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» и «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности». Именно в них аккумулировано концентрированное знание организационно-управленческой проблематики, зафиксированное, прежде всего, в фундаментальных учебниках (с грифом Федерального учебно-методического объединения по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки) [5,6]. Систематизированный и последовательно представленный здесь в оптимальном объёме учебный материал способствует формированию вышеобозначенных компетенций у бакалавров, обеспечивает необходимый минимум знаниевого контента, а также стандартизацию содержания обучения. Такой подход предоставляет возможность чёткого последующего перехода к углублённому освоению менеджерского блока и формированию необходимых профессиональных компетенций в магистратуре, опираясь на ранее изученный в бакалавриате материал, содержание которого отражено в учебниках и представлено в
соответствующих дисциплинах бакалаврской подготовки, которые логически продолжаются в профильных учебных курсах магистратуры.
В практике образовательной деятельности Московского государственного института культуры преемственность освоения учебных предметов бакалавриата и магистратуры наглядно представлена в нижеприведённой таблице 1.
Таблица 1. Взаимосвязь организационно-управленческого блока специальной подготовки в рабочих учебных планах МГИК
Учебные дисциплины бакалавриата по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» (общий профиль) Учебные дисциплины магистратуры по профилю/программе « Теория и методология управления информационно-библиотечной деятельностью» Учебные дисциплины магистратуры по профилю/программе «Теория и методология информационно-аналитической деятельности»
- Система государственно-общественного управления библиотечным делом в России - Управление современной библиотекой - Система управления БИД - Стратегическое управление деятельностью библиотеки - Организация и управление функциональными структурами библиотеки - Система менеджмента качества БИД -Корпоративный менеджмент в библиотеке - Кадровый менеджмент в библиотеке -Управленческая психология в практике библиотеки - Система управления БИД
- Правовое обеспечение БИД - Нормативно-правовое документирование управленческой деятельности библиотеки - Нормативно-правовое документирование управленческой деятельности библиотеки
- Экономика БИД - Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки -Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки
- Проектный практикум - Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки - Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки
- Инновационная и методическая деятельность библиотеки -Инновационные технологии БИД
- Организация библиотечного пространства. Визуальная культура библиотеки -Маркетинг некоммерческих организаций
Актуализацию содержания специальной управленческой подготовки магистрантов обеспечивают мобильно меняющиеся в рабочем учебном плане МГИК дисциплины по выбору, среди которых: «Инновационный менеджмент», «Персональный менеджмент», «Мотивация труда персонала библиотеки», «Управленческий учёт в библиотеке», «Социальное партнёрство с участием библиотеки», «Формирование и развитие фирменного стиля библиотеки».
Анализ многолетнего опыта обучения студентов в магистратуре позволяет констатировать важность реализации вариативных основных образовательных программ (ООПов) и, следовательно, учебных планов магистерских программ для студентов с библиотечным (бакалавриат, специалитет) и студентов с иным базовым образованием, поскольку необходимы различные подходы к содержательному наполнению их специальной подготовки. Следует также обратить внимание на содержание и названия учебных дисциплин бакалавриата и магистратуры: они должны быть современными, с опережением ориентированными на особенности развития и деятельности библиотек.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» : утв. приказом М-ва образования и науки Российской Федерации от 6 дек. 2017 г. № 1182. -Москва, 2017. - 19 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751354/.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность»: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 1188. - Москва, 2017. - 19 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71744464/
3. Примерная основная образовательная программа. Направление подготовки (специальность) 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Уровень высшего образования - бакалавриат: проект. -Москва, 2018. - 121 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rpoop.ru/poop/cdba0788f7aa4df08f6ceb04f2bcf3a1.
4. Примерная основная образовательная программа. Направление подготовки (специальность) 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Уровень высшего образования - магистратура: проект. -Москва, 2018. - 71 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rpoop.ru/poop/7207cb5f533446ea812e4238772d8496.
5. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности: учебник для студ. вузов / Кол. авт.; науч. ред. В.К. Клюев и М.Н.Колесникова. - Санкт-Петербург: Профессия, 2021. - 392 с.
6. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности: учебник для студ. вузов / Кол. авт.; науч. ред. В.К. Клюев. - Санкт-Петербург: Профессия, 2017. - 240 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Клюев Владимир Константинович - профессор кафедры библиотечно-информационных наук МГИК; приглашённый профессор кафедры информационно-аналитической деятельности МГЛУ; председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Российской библиотечной ассоциации; Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.