БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. КЛЮЕВ В.К. НОВОЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И НОРМАТИВНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО
НАПРАВЛЕНИЮ_«БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Проанализирован новый (2022 г.) Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования в контексте места библиотечно-информационного образования в нём. Рассмотрены перспективы разработки профильного государственного образовательного стандарта четвёртого поколения (ФГОС ВО-4). Выделены концептуальные отличия будущего ФГОС ВО-4 в части особенностей организации учебного процесса и самостоятельности вузов. Прокомментировано требование сопряжения содержания образовательных программ и формируемых ими компетенций у будущих отраслевых бакалавров и магистров с требованиями находящегося на утверждении Минтруда России Профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности».
Ключевые слова: библиотечно-информационная деятельность, библиотечно-информационное образование, федеральный государственный образовательный стандарт, укрупнённая группа направлений и специальностей, направление подготовки, бакалавриат, магистратура, профессиональный стандарт, образовательный процесс. Klyuev V.K.
NEW IN THE ORGANIZATION AND NORMATIVE SUPPORT OF STUDENT TRAINING IN THE DIRECTION OF "LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES"
Analyzed new (2022) list of specialties and areas of higher education training is analyzed in the context of the place of library and information education in it. The prospects for the development of a profile state educational standard of the fourth generation (FGOS VO-4) are considered. The conceptual differences of the future FSES VO-4 in terms of the peculiarities of the organization of the educational
process and the independence of universities are highlighted. The requirement to interface the content of educational programs and the competencies formed by them for future industry bachelors and masters with the requirements of the Professional Standard "Specialist in Library and Information Activities" being approved by the Ministry of Labor of Russia is commented.
Key words: library and information activities, library and information education, federal state educational standard, enlarged group of areas and specialties, area of study, bachelor's degree, master's degree, professional standard, educational process.
БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КАДРЫ: ПОДГОТОВКА, УПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. КЛЮЕВ В.К. НОВОЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И НОРМАТИВНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В феврале 2022 г. приказом Минобрнауки России был утверждён (в марте 2022 г. приказ зарегистрирован Минюстом России) новый Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки [1]. Этому предшествовали бурные общественно -профессиональные обсуждения и споры, поскольку разработчики Перечня следовали установки на укрупнение групп направлений и специальностей (УГНС), в том числе за счёт их объединения. При этом основой для объединения направлений подготовки в одну укрупнённую группу послужили такие базовые параметры, как наличие общего предметного (содержательного) ряда и исходные условия реализации образовательных программ (материально-технические, финансовые и др.).
Первоначальный проект Перечня фактически упразднял самостоятельность (автономию) нашей действующей УГНС
«Культуроведение и социокультурные проекты», предполагая соединить её с другими и назвать «Искусствознание, культуроведение и социокультурные проекты». Однако корпоративными усилиями нашего базового Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) и входящих в него отраслевых учебно-методических советов (УМС), в том числе активно участвующего в дискуссии УМС по образованию в области библиотечно-информационной деятельности, удалось экспертно обосновать и доказать неправомерность такого «образовательного конгломерата». Наша УГНС осталась в новом Перечне самостоятельной и, более того, получилось добиться даже адекватного уточнения её наименования - теперь это «Культурология и социокультурные практики». Успешно сохранены все семь прежних направлений подготовки (с профильными квалификациями выпускников): культурология; музеология и охрана объектов культурного и природного наследия; библиотечно-информационная деятельность; социально-культурная деятельность; народная художественная культура; режиссура театрализованных представлений и праздников; звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ. В рамках подготовки по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» предусмотрены две квалификации: бакалавр библиотечно-информационной деятельности и магистр библиотечно-информационной деятельности.
Новый Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования вступит в силу с 1 сентября 2024 г., но уже сейчас он дал старт началу разработки федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования четвёртого поколения (ФГОС ВО-4). Рассматривается вопрос о преемственности всех уровней образования, поэтому в линейку ФГОС предполагается включить и стандарты среднего профессионального образования. Концепция будущего ФГОСа предполагает [2] сохранение компетентностного подхода к результатам освоения образовательных программ, единых требований к качественным параметрам обучения, усиливается рамочный характер и широкая самостоятельность
действий для вузов. Одновременно вводится фактически революционное положение, предусматривающее выбор абитуриентами, а затем и студентами бакалавриата конкретного направления подготовки только с третьего курса, поступая изначально обучаться на УГНС. При этом, стандартом будут заданы единые для каждого уровня образования универсальные компетенции и общие для конкретной УГНС общепрофессиональные (профессиональное ядро подготовки), то есть предполагается одинаковое предметное содержание первых лет обучения. В данном контексте Минобрнауки России запустило подготовку нового макета единого ФГОС ВО на УГНС (в нашем случае - на все семь направлений подготовки).
Таким образом, ключевым принципом обучения бакалавров станет схема 2+2, при которой в базовой части ФГОС ВО будут регламентированы только общие требования к результатам освоения образовательной программы, а профессиональные компетенции по направлениям подготовки станут отражаться в его вариативных частях - приложениях (своеобразный аналог прежних Примерных основных образовательных программ), что позволит мобильно реагировать на изменения требований к кадрам, не меняя сам ФГОС ВО. В свою очередь, специфика требований регионального рынка труда и возможности образовательного учреждения смогут учитываться при формулировании дополнительных профессиональных компетенций, отражаемых в основных образовательных программах (ООПах) по каждому направлению обучения в конкретном вузе.
Выбор траектории обучения с третьего курса уже был «пилотно» предусмотрен в 2021 г. после утверждения в августе 2020 г. приказом Минобнауки России «Порядка приёма на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [3]. Введено понятие «многопрофильный конкурс», то есть приём абитуриентов (при наличии установленных контрольных цифр) на общую укрупненную группу (УГНС) -с единым количеством проходных баллов для нескольких направлений
подготовки. Очевидно, что организация обучения в таком формате предполагает соответствующий пересмотр основных образовательных программ и рабочих учебных планов, перевод изучения фактически всех профессиональных дисциплин на старшие курсы, а следовательно - их комплексирование или укрупнение.
В числе преимуществ от введения в бакалавриате системы 2+2 ожидается, что студент сможет более осознанно выбрать будущую специальность после двух лет обучения, так как в школе однозначно определиться с выбором конкретной профессии трудно. Предполагается на первых двух курсах давать больше единой фундаментальной подготовки, а лекции по общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам читать в более многочисленных студенческих потоках, от чего выигрывает экономика вузов.
Однако очевидны и будущие проблемы. Возникает вопрос с предметным профессиональным погружением, профессионализацией студентов, которые обычно активно осуществляются в вузе именно на первых годах обучения. Предвидится также сложность «добровольного выбора» направлений подготовки с 3-го курса обучения, поскольку очевиден «перекос» подачи заявлений на более «престижные» и однозначно придётся прибегать к конкурсным процедурам.
Важным современным требованием к постановке специального образования является сопряжение его содержания с отраслевым профессиональным стандартом. Как известно, разработка проекта Профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» успешно завершена, он прошёл все необходимые стадии обсуждения и согласования, и в настоящее время ожидается его утверждение Минтрудом России [4]. ФГОС ВО-4 по подходам устремлён в будущее и он рамочный, а Профессиональный стандарт фиксирует текущий срез практики (то есть стратегия и тактика). Изначально ФГОС ВО оперирует компетенциями, а профессиональный стандарт
объективно отражает трудовые функции - первые шире последних, поэтому предметное сопряжение логично просматривается на уровне отдельной профилированной вузовской основной образовательной программы.
Очевидным трендом профессионального образования становится освоение нескольких «образовательных модулей»: как дополнительных профилей внутри конкретного направления подготовки, так и новых направлений подготовки. В новой действующей редакции ст. 12 Федерального закона «Об образовании» (2012, с послед. изм. и доп.) [5] предусмотрена возможность «одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций». Следовательно, данная норма - получение по индивидуальному запросу дополнительного образования внутри основного обучения обязательно отразится во ФГОС ВО-4, что создаст непростые организационно-управленческие условия для реализации учебного процесса. В этой связи предполагается чёткая регламентация в будущих новых образовательных стандартах одновременного получения второй квалификации: для бакалавриата только в рамках той же УГСН (у нас -«Культурология и социокультурные практики»), а в магистратуре возможно и по направлениям смежных УГСН (например - педагог).
В заключение отметим некоторые общие характерные особенности современного этапа реализации образовательного процесса в вузе, которые, полагаю, наряду с другими, найдут отражение в проектируемых ФГОС ВО-4 отраслевых бакалавриата и магистратуры: системность получаемых знаний, умений и навыков, трансформирующихся у выпускников в необходимые (нормативные) компетенции; преемственность содержания разноуровневой (профессионалитета, бакалавриата и магистратуры) специальной подготовки; индивидуализация обучения, возможность студенту сформировать свою образовательную траекторию; значительное расширение дистанционных форм, развитие смешанных (гибридных) форматов профессионального образования; увеличение в рамках специальной подготовки студентов цикла мобильных курсов по выбору и актуальных (с опережением) факультативов;
реализация вариативных учебных планов магистерских программ с учётом профиля базового образования студентов; расширение заочной формы организации учебного процесса с ориентацией на привлечение для обучения закрепившихся в профессии практиков.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки: утверждён приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.02.2022 № 89. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://fgosvo.ru/uploadfiles//npo/Pr MON 89 01022022.pdf. Дата обращения 04.22.
2. Рудской А.И. Концепция ФГОС ВО нового поколения (ФГОС 4) и мероприятия по его реализации /А.И. Рудской. Электронный ресурс.-Режим доступа: https://goo.su/XIVj. Дата обращения 22.04.22.
3. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования- программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21.08.2020 № 1076. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009140 014. Дата обращения 22.04.22.
4. Специалист по библиотечно-информационной деятельности: Профессиональный стандарт: проект. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://goo.su/2m3BQ. Дата обращения 22.04.22.
5. Об образовании: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). Электронный ресурс. -Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/38e6fc208f 73b94f1595dbebf3aafb62c3f41281/. Дата обращения 22.04.22.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Клюев Владимир Константинович - профессор кафедры библиотечно-информационных наук МГИК; приглашённый профессор кафедры информационно-аналитической деятельности МГЛУ; председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования Российской библиотечной ассоциации; Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.