Научная статья на тему 'Бадминтон - как средство повышения физической работоспособности у студентов'

Бадминтон - как средство повышения физической работоспособности у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
222
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАДМИНТОН / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мамонова Н.В., Кугно Э.Э., Малёванный А.А.

Основная задача данного исследования заключается в определении эффективного развития физических качеств и физической работоспособности у студентов при игре в бадминтон, с целью пропаганды данного вида спорта во всех высших учебных заведениях страны. В статье используются факторный дисперсионный анализ для определения эффективности данной работоспособности, на 5% уровне значимости доказывается важность и статистическая значимость исследуемых показателей. Исследования проводились среди студентов трех курсов в Байкальском государственном университете города Иркутска. В результате исследования авторами статьи доказывается, что занятия по бадминтону важны, так как они оказывают существенное влияние на развитие молодого организма студентов, приучая его к выносливости, координации и скоростно-силовым способностям организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мамонова Н.В., Кугно Э.Э., Малёванный А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бадминтон - как средство повышения физической работоспособности у студентов»

Бадминтон - как средство повышения физической работоспособности у студентов

Мамонова Наталья Вячеславовна,

кандидат физико-математических наук, доцент, преподаватель кафедры математики и статистики, Байкальский государственный университет, naamm@mail.ru

Кугно Эдуард Эдуардович,

кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры общепрофессиональных и специальных дисциплин, Байкальский государственный университет, edyardkygno68@mail.ru

Малёванный Андрей Александрович,

преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Байкальский государственный университет, naamm@mail.ru

Основная задача данного исследования заключается в определении эффективного развития физических качеств и физической работоспособности у студентов при игре в бадминтон, с целью пропаганды данного вида спорта во всех высших учебных заведениях страны. В статье используются факторный дисперсионный анализ для определения эффективности данной работоспособности, на 5% уровне значимости доказывается важность и статистическая значимость исследуемых показателей. Исследования проводились среди студентов трех курсов в Байкальском государственном университете города Иркутска. В результате исследования авторами статьи доказывается, что занятия по бадминтону важны, так как они оказывают существенное влияние на развитие молодого организма студентов, приучая его к выносливости, координации и скоростно-силовым способностям организма. Ключевые слова. Бадминтон, физическая подготовленность, работоспособность, факторный анализ.

Введение. В настоящее время специалисты в области физической культуры высших и средних специальных учебных заведений города Иркутска широко применяют различные виды спортивных направлений в рамках текущих занятий [1]. Бадминтон - это один из самых популярных видов спорта среди молодежи города. Он является наиболее востребованным видом спорта, так как занятия по бадминтону позволяют всесторонне развивать организм человека, способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, а также, воспитывают волевые качества. В связи с этим, возникает вопрос - на сколько эффективны показатели физической работоспособности у студента, какие спортивные качества он приобретает при занятии бадминтоном.

Применение статистических методов позволяет проанализировать эффективность и исследовать динамику показателей, к которым относятся скоростно-силовые способности студента, координация, выносливость и работоспособность студента, представить более сложные процессы подготовки для физического воспитания молодого человека.

Необходимо выделить наиболее существенные факторы, которые влияют на общее развитие организма у занимающейся бадминтоном молодежи. Сравнить полученные субъективные результаты (анкеты) с другими видами спорта и показать эффективность направления бадминтон при занятиях в высших и средне-специальных заведениях. Методы математической статистики позволяют провести такой анализ по данным, полученных опытным путем.

Цель исследования - изучение значимости занятий бадминтоном на развитие физических качеств и функционального состояния организма студентов Байкальского государственного университета г. Иркутска.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. оценить физическую подготовленность студентов на начало исследования по педагогическим тестам и проследить их динамику роста по окончанию исследования;

2. оценить ценность игры, для студентов, занимающихся бадминтоном с занимающимися другими видами спорта по анкетным данным исследованиям.

Методы и организация исследования. В течение 2017-2018 учебного года в рамках исследования были опрошены 270 студентов по анкетам для определения эффективности по бадминтону,

о о

го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл

А

ы О

го А

X

^

т

о

с ^

00

о сч

<0

О!

а также проведены 104 педагогических тестирования у студентов для выявления динамики роста физических качеств за период эксперимента [2].

При тестировании физической подготовленности были выделены несколько факторов:

- скоростные (А1 - челночный бег 6 х 5 м на время);

- скоростно-силовые способности (А2 - подтягивание на перекладине за 30 сек.);

- координация (А3 - разворот корпуса по свистку с приемом волана в течение 60 сек.);

- выносливость (А4 - бег на 1000 м);

- определение относительной работоспособности (А5 - PWC-170 с использованием гимнастической скамейки 60 и 90 восхождений).

При исследовании анкетных данных был использован факторный дисперсионный анализ, который позволяет выявить наиболее эффективные физические качества, которые, по мнению студентов, развивают тот или иной вид спорта и оказывающие существенное влияние на общефизическое стояние организма [3].

Результаты и их обсуждение.

Были рассмотрены 270 анкет, в которых студенты Байкальского университета с разных курсов, занимающиеся бадминтоном, ранжировали свои физические способности. Результаты усредненных значений, в процентном эквиваленте, по всем курсам представлены в табл. 1.

Таблица 1

Категория Способности студентов

групп сту- А1 А2 А3 А4 А5

дентов

1 курс 60 87 69 73 71

2 курс 57 92 70 75 76

3 курс 68 98 88 74 73

Подобные анкеты были апробированы и на студентах, которые занимались другими видами спорта: волейбол, баскетбол, настольный теннис и т.д. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования студентов занимающихся

Категория Способности студентов

групп сту- А1 А2 А3 А4 А5

дентов

1 курс 72 74 78 79 69

2 курс 69 72 74 69 72

3 курс 63 70 70 58 70

Используя специальные критерии [4], покажем, что занятия по бадминтону наиболее эффективно развивают скоростно-силовые, координационные способности и другие показатели физической подготовленности организма, а также находятся в достоверных различиях средних значений X с другими видами спорта. Воспользуемся известным критерием Фишера и исследуем все категории студентов по данным показателям. Если вариация по эффективным показателям А1 - А5 значительно отличается от остаточной вариации,

связанной с неучтенными показателями, то рассматриваемый фактор - занятие бадминтоном, является существенным и важным при полноценном развитии молодого организма (скоростно-силовые и координационные способности).

Сравнительный анализ вариаций по фактору -занятия бадминтоном и другими видами спорта, дали следующий результат. Несмещенная оценка

межгрупповой вариации

О2 = 361,23;

несме-

щенная оценка внутригрупповой вариации Оост = 36,87. На уровне значимости а =

0,05

, после соответствующих преобразований получаем, что статистика критерия Фишера

р =

набл

О 2

о 2

ост

= 9 79 значительно выше, чем крити-

ческое ркр = Р(0,05; 4; 10) = 3,48 , что свидетельствует о существенной значимости рассматриваемого фактора, р — значение равно 0,002 .

Исследования эффективных показателей, связанных с другими видами спорта, дал противоположный результат. Статистика критерия Фишера была значительно ниже критического:

02

Р =

набл

о

2

ост

= 0,588

Рр = Р (0,05; 4; 10) = 3,48,

р— значение равно 0,679 . Исследование эффективных показателей развития организма при занятиях по бадминтону доказывает явное преимущество в скоростно-силовых и координационных способностях перед другими видами спорта по рассматриваемым показателям.

В табл. 3 показаны результаты тестирования физических качеств и функциональных возможностей у тестируемых студентов.

Таблица 3

Результаты тестирования физических качеств и

Статистические показатели Тесты

Челночный бег Подтягивание 30" Бег 1000 м Прием волана PWC-170

старт финиш старт финиш стар т финиш стар т финиш стар т финиш

X 4,8 4,6 7 12 3,39 3,35 34 39 15,8 17,4

г ±0,3 ±0,3 ±1 ±2 ±7 ±8 ±5 ±4 ±1,2 ±1,7

г 2,27 0,37

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,0 5 >0,0 5 >0,0 5 >0,0 5 >0,0 5 >0,0 5 >0,05

В результате анализа роста динамики физической подготовленности выявлен статистически достоверный рост средних значений по г критерию Стьюдента в следующих тестах:

- скоростно-силового характера относительный прирост составил 71% при р < 0,05;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- координационные способности относительный прирост составил 14,8% при р < 0,05;

- в тесте PWC-170 относительный прирост работоспособности составил 10% при р < 0,05.

Тесты челночный бег и 1000 м достоверных различий по ^ критерию Стьюдента не выявили.

Выводы. Результаты исследований дали интересный результат. Вне зависимости на каком курсе студенты занимаются спортивным направлением -бадминтон, эффективные показатели их физических способностей наилучшим образом сказываются на их психофизическом состоянии организма. Современной молодежи необходимо заниматься бадминтоном, так как это интенсивно сказывается не только на их физических способностях, но и учит быстроте реакции, тренирует умственные способности, закаляет их выносливость.

Литература

1. Изотова И.И. Физическое воспитание студентов: учебное пособие / И.И. Изотова, Л.В. Семенов, Е.В. Черкашина и др.; БГУЭП. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. - 188 с.

2. Алексеев Н.И. Философия бадминтона. В чем современность и будущее бадминтона / Н.И. Алексеев; кафедра физ. воспитания и ЛФК Архангел. мед. института. - Архангельск, 1993. - 15 с.

3. Карпенко В.И. Методика реализации индивидуального подхода в совершенствовании ско-ростно-силовых качеств бадминтонистов / В.И. Карпенко // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири: материалы всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых / под общ. ред. В.А. Аикина; Фед. аген-во по ФК и С, Сиб. гос. университет ФК и С, Сиб. олимп. акад. - Омск, 2005. - С. 74-76.

4. Леонова О.В. Эконометрика. Курс лекций и методических указаний по выполнению расчетно-графических работ: учебное пособие / О.В. Леонова, Н.П. Шерстянкина; БГУ. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. - 155 с.

Badminton - as a method to increase students' physical efficiency

Mamonova N.V., Kugno E.E., Malyovanny A.A.

Baikal state university

The research aims to define effective development of students' physical qualities and physical efficiency while playing badminton, for the purpose of the sport promotion in all higher educational institutions of the country. The article uses the factor dispersive analysis for physical efficiency determination, at 5% significance level the importance and the statistical significance of the studied indicators is proved. The research has been conducted among students of three different years at the Baikal state university, Irkutsk. As a result, it has been proved that badminton classes are quite important as they have significant effect on students' young organism development, train them to endurance, coordination, highspeed and power abilities.

Keywords: badminton, physical efficiency, factor analysis.

References

1. Izotov I.I. Physical education of students: study guide / I.I. Izotova, L.V. Semenov, E.V. Cherkashin et al .; BSUEP. -Irkutsk: BSUEP publishing house, 2015. - 188 p.

2. Alekseev N.I. Badminton philosophy. What is the present and

the future of badminton / N.I. Alekseev; Department of Phys. upbringing and exercise therapy Archangel. honey. Institute. -Arkhangelsk, 1993. - 15 p.

3. Karpenko V.I. Methods of implementing an individual approach

to improving the speed-strength qualities of badminton players / V.I. Karpenko // Problems of improving physical culture, sports and Olympism in Siberia: materials vseros. scientific-practical conf. young scientists / under total. ed. V.A. Aikina; Fed agent of fC and C, Sib. state University of FC and S, Sib. Olympus. Acad. - Omsk, 2005. - p. 74-76.

4. Leonova O.V. Econometrics. The course of lectures and guidelines on the implementation of settlement and graphic works: a tutorial / O.V. Leonova, N.P. Sherstyankina; BSU. -Irkutsk: BSU Publishing House, 2017. - 155 p.

О

о

го

m

т

m

X

X

О

m

П

m

Д

А

О

m

о

т;

О

m

О

сл

А

ы

О

ГО

А

X

S

m

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.