Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
BADIIY TA'LIMDA TALABALARNI O'QITISHDA SAMARALI DIDAKTIK PRINSIPLARDAN FOYDALANISH USULLARI
Сулайманова Севарахон Баходиржон кизи
учительница ФерГУ [email protected]
ANNOTATSIYA
Haqolada Tasviriy san'at mashg'ulotlarida samarali qo'llaniladigan didaktik prinsiplar va olimlarning ijodiy dars mashg'ulotlarini tashkil etishda talabalarni atrof-muhit bilan bog'liqlikda ta'lim-tarbiya berish kerakligi haqidayoritilgan.
Kalit so'zlar: didaktika, didaktik tamoyillar, insonparvarlashtirish tamoyili, demokratlashtirish tamoyili, tabiatga muvofiqlik prinsipi, madaniy muvofiqlik prinsipi, ilmiylik prinsipi, kirish va qiyinchilikni oshirish prinsipi, ko'rish prinsipi, nazariya va amaliyot va hayot o'rtasidagi bog'lanish prinsipi, bolalar hayotini estetiklashtirish prinsipi, subyektivlikprinsipi.
СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
АННОТАЦИЯ
В статье освещаются дидактические принципы, которые могут быть эффективно применены на уроках изобразительного искусства, и необходимость информирования учащихся об окружающей среде при организации академических творческих занятий.
Ключевые слова: дидактика, дидактические принципы, принцип гуманизации, принцип демократизации, принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип научности, принцип доступности и нарастающей трудности, принцип наглядности, принцип связи теории с практикой и с жизнью, принцип эстетизации детской жизнедеятельности, принцип субъектности
WAYS TO USE EFFECTIVE DIDACTIC PRINCIPLES IN TEACHING
STUDENTS IN ART EDUCATION
АBSTRACT
The article highlights the didactic principles that can be effectively applied in Fine Arts classes and the need to educate students about the environment in the organization of scholarly creative classes.
143
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Keywords: didactics, didactic principles, the principle of humanization, the principle of democratization, the principle of conformity to nature, the principle of cultural conformity, the principle of scientificity, the principle of accessibility and increasing difficulty, the principle of visibility, the principle of connection between theory and practice and with life, the principle of aestheticization of children's life, the principle of subjectivity.
ВВЕДЕНИЕ
Важным является - определение задач обучения и воспитания учащихся в контексте художественной культуры, необходимость приобщения их к национальной и региональной культуре и ремеслам, развитие их художественно-прикладных способностей и умений, воспитание ориентации на творческую самостоятельность. Реализация национально-регионального компонента позволит приобщить учащихся к сфере духовного, эстетического и социального опыта народа, формировать у школьников умения сравнивать культурные традиции, духовные ценности соседствующих народов. По мнению Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова успехов в деле воспитания и обучения можно добиться лишь на основе знания, понимания своих воспитанников, изучения педагогических достижений в трудах по педагогике, глубокого анализа данных об имеющемся педагогическом опыте, изучения и учета особенностей организации и управления образовательным процессом. [1, с. 12] Великий педагог - реформатор Я.А.Коменский обращал серьезное внимание на то, что при обучении юношества необходимо направлять их на активное наблюдение, изучение окружающего мира, через которое можно прийти к пониманию сущности вещей, явлений. В этой связи интересно высказывание Я.А.Коменского о том, что: «...людей следует учить тому, чтобы они черпали свои знания не из книг, а наблюдали само небо и землю, чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не искали только чужие наблюдения и объяснения» [2, с. 133]. Но при этом, призывая на путь исследователя воспитанников, сам учитель должен быть им, постоянно стремиться наблюдать и анализировать окружающую действительность, процесс обучения воспитанников, выявляя в нем возникающие проблемные ситуации, пробуя найти правильный выход из них. То есть, только учитель -исследователь может воспитать учеников - исследователей.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Развивая прогрессивные идеи Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо, А.Г.Песталоцци также отмечали важное значение в воспитании у детей самостоятельности при изучении природы, событий окружающей жизни, понимания наблюдаемых явлений. Но именно самостоятельность, активность в постижении сути вещей, характеризует исследовательскую направленность мышления человека, личности.
Художественная педагогика - наука об эстетическом воспитании человека. (традиционная практическая передача духовного опыта), бинарная - (опыт передачи эмоционального опыта от человека к человеку (мастер-подмастерье), педагогика художественная образования - педагог. специальных учебных заведений, узкопрофессиональная - передача коллективного опыта художников в области искусства. В процессе обучения искусству важно использовать основополагающие принципы современной художественной педагогики:
1. Свободный выбор учащимися доминирующего, любимого вида деятельности, при обязательном влиянии педагога;
2. Развитие художественно-творческих способностей учащегося в постижении эмоционально мира;
3. Общеобразовательная. Смысл ценностных ориентаций.
Воспитание важных, профессионально-значимых личностных качеств,
одна из основных проблем профессионального образования. Для педагогической школы воспитать не только грамотного специалиста, но и всесторонне развитую личность особенно важно. Нельзя забывать, что именно педагог, пришедший в школу со студенческой скамьи, из педагогического вуза или техникума, из воспитуемого сам становится воспитателем. Современные условия образования диктуют свои требования. Направленность на гуманизацию учебного процесса перед школой ставит задачу всестороннего развития личности ребенка, что подразумевает развитие всех направлений деятельности и всех, необходимых для этого свойств психики ученика. Из этого следует, что образование, в общепринятом понимании, как сумма знаний по основным наукам является только одной из задач, стоящих перед учителем. Вторая, не менее важная задача - формирование мировоззрения, нравственных, эстетических представлений и убеждений, воспитание способностей ребенка осмысленно переживать все происходящие вокруг события. Так же необходимо воспитывать творческую фантазию, способность личности "проектировать" в воображении то, что в дальнейшем будет создано. [3, с. 25]
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Государственный образовательный стандарт среднего
и
профессионального образования определяет виды деятельности специалиста такие как: воспитательно-образовательную, преподавательскую, учебно-методическую, социально-педагогическую, культурно-просветительскую. Будущий педагог должен осознавать само ценность детского возраста как фундамента формирования личности и развития жизнеспособности человека. Определенные в стандартах требования показывают, каков должен быть уровень профессионально-педагогического, духовного, нравственного развития учителя изобразительного искусства.
Содержание учебного материала и организация урока изобразительного искусства должны отвечать дидактическим принципам.
Дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А.Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
Принцип гуманизации - полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью.
Принцип демократизации - индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса.
Принцип природосообразности - педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни.
Принцип культуросообразности - понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, включающих прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающих их будущее.
Принцип научности - отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники.
Принцип доступности и нарастающей трудности - учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями или требованиями.
Принцип наглядности - применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации, демонстрации, лабораторно-практические работы, наглядные
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
пособия, ТСО (технические средства обучения) и современные информационные технологии; использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации.
Принцип систематичности и последовательности - обучение с ранних ступеней разнообразным способам систематического, логического развернутого и сжатого изложения своих мыслей: пересказ, рассказ.
Принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством -коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка, при котором учащиеся приобщаются к сотрудничеству и кооперации при решении задач теоретического и практического характера, учатся распределять задания в группе, координировать индивидуальные действия, руководить и подчиняться распоряжениям других.
Принцип прочности, осознанности жизнедейственности результатов воспитания, обучения и развития - формирование позитивного отношения к изучаемому; применение полученных знаний в новых ситуациях.
Принцип связи теории с практикой и с жизнью - организация разнообразной творческой деятельности в соответствии с характером получаемого знания, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек.
Принцип эстетизации детской жизнедеятельности - эстетический внешний вид воспитанников и воспитателей; формирование культуры взаимоотношений у всех участников педагогического взаимодействия.
Принцип субъектности - развитие у каждого воспитанника способности осознавать и принимать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром; создавать условия для развития личностью собственной индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей.
Педагогические правила - система способов действия учителя в типичной ситуации в педагогическом взаимодействии.
Принципы реализуются через систему правил, отражающих частные положения принципа и распространяющихся на его отдельные стороны. Искусство отражает жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку. Эмоционально воздействуя на человека, оно развивает, формирует
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
разум и чувства человека. В процессе обучения учитель формирует и развивает логические умения учащихся:
• анализировать объекты и явления окружающей действительности;
• выделять главное;
• сравнивать;
• строить аналогии;
• обобщать и систематизировать;
• доказывать и опровергать;
• определять и объяснять основные понятия в области изобразительного искусства и художественной деятельности;
• ставить и разрешать проблему в области изучения изобразительного искусства и художественно-творческой деятельности.
Каждое из этих умений имеет определенную структуру, составляющие их приемы и операции, которые учителю необходимо формировать как развивающий аспект цели. Например, выявление отличительных особенностей различных школ народного декоративно-прикладного искусства, средств художественной выразительности в произведениях искусства, художественного образа. Развитие сенсорной и двигательной сферы, развитие художественных способностей. [4, ^ 25] Организация художественно-творческой деятельности школьников, их художественное образование и эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа. Решая задачи художественного образования и эстетического воспитания, художественно-творческая деятельность воздействует на ум и чувства ребенка различными формами и методами, побуждая ребенка к эстетическим эмоциям, постижению гармонии и красоты, а самое главное - это творческая активность, которая может быть проявлена в самых различных областях будущей деятельности, подвигающей ученика к самосовершенствованию своих способностей, знаний, умений и навыков. [5, с. 4] Методики обучения изобразительному искусству являются авторскими и базируются главным образом на закономерностях изобразительного искусства при подчинённой роли психолого-педагогических закономерностей. На теоретико-педагогическом уровне дидактические положения обусловливают особенности отбора содержания обучения, соотношение теоретических и практико-ориентированных дисциплин, логику построения учебных курсов, предпочтение тех или иных форм обучения, выбор методов обучения как способов организации взаимодействия преподавателя и
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
студентов, построение меж предметных связей. Дидактические положения базируются на выводах современной психологии о закономерностях восприятия иотражения объективной реальности.
REFERENCES
1. Л. Н. Пичугина. Исследовательская деятельность в подготовке будущих учителей музыки. Монография. ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». — Екатеринбург, 2015.
2. Я.А.Коменский. Избранные педагогические сочинения. Великая дидактика. М.: Учпедгиз, 1939. Т. 1.
3. Л.А.Буровкина. Научно-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования: Монография. Московский городской педагогический университет, 2011.
4. А.В.Жуликов. Теоретические и методические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие. Ростов н/Д, 2016.
5. Л.А.Буровкина. Теоретико-методологические условия художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования. Диссертация. Москва, 2011.
6. Nazokat, A., Ibrokhim, Y., & Makhpuzakhon, A. (2021). FACTORS OF DEVELOPMENT OF FINE ARTS.
7. Nodirjon, M., Abdusalom, M., & Ozodbek, S. (2021). TECHNOLOGIES OF TEACHING FINE ARTS WITH MODERN METHODS.
8. Nazokat, A. (2021). Means of Ensuring the Integrity of the Image and Writing in the Performance of Visual Advertising.
9. Zulfiya, B., Rakhmonali, S., & Murodjon, K. (2021). A BRIEF HISTORY OF THE DEVELOPMENT AND TEACHING OF DRAWING SCIENCE IN UZBEKISTAN.
10. Mirzahamdamovna, K. B., Erkinovna, A. N., & Jumadillaevich, S. R. (2021). Use of Innovative Educational Technologies in Fine ARTS Classes of Higher Education Institutions. European Journal of Humanities and Educational Advancements, 2(4), 25-27.
11. Barchinoy, K., Sevarakhon, S., & Mukhammadkodir, Y. (2021). EFFECTIVE METHODS OF TEACHING FINE ARTS AND DRAWING AT SCHOOL.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
VOLUME 2 | ISSUE 10/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
12. Sulaymonova, S. B. Q. (2021). TASVIRIY SAN'AT ORQALI DUNYO SIVILIZATSIYASINI O'RGANISH OMILLARI. Academic research in educational sciences, 2(6), 730-735.
13. Kakharovna, A. M., Tadjimatovich, Y. M., Rakhmatovich, S. O., & Mirzahamdamovna, Q. B. (2021). Modern Approaches to the Teaching of Fine Arts. Solid State Technology, 64(2), 4250-4254.