Научная статья на тему 'РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дошкольный возраст / педагог-воспитатель / дидактические игры / методы / развитие речи / развитие мышления / влияние дидактических игр. / Preschool age / teacher-educator / didactic games / methods / speech development / thinking development / influence of didactic games.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нигматуллина, Д.

Данная статья рассматривает влияние дидактических игр на развитие речи у детей дошкольного возраста, какие функции должны выполнять дидактические игры в воспитании правильной речи у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND INFLUENCE OF DIDACTIC GAMES IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN

This article examines the impact of didactic games on the development of speech in preschool children, what functions should the didactic games perform in educating correct speech in children.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Данная статья рассматривает влияние дидактических игр на развитие речи у детей дошкольного возраста, какие функции должны выполнять дидактические игры в воспитании правильной речи у детей.

Ключевые слова: Дошкольный возраст, педагог-воспитатель, дидактические игры, методы, развитие речи, развитие мышления, влияние дидактических игр.

This article examines the impact of didactic games on the development of speech in preschool children, what functions should the didactic games perform in educating correct speech in children.

Keywords: Preschool age, teacher-educator, didactic games, methods, speech development, thinking development, influence of didactic games.

ШНЬи maqolada didaktik o'yinlarning maktabgacha yoshdagi Ьо1а1аг nutqining rivojlanishiga ta'siri, Ьolalarda ^'^п nutqni tarЬiyalashda didaktik о'утШг qanday funktsiyalarni Ьajarishi kerakligi ^'пЬ chiqiladi.

КаШ 8в\1аг: MaktaЬgacha yosh, tarЬiyachi- pedagog, didaktik o'yinlar, metodlar, nutqni rivojlantirish, flkrlashni rivojlantirish, didaktik o'yinlarning ta'siri.

ВВЕДЕНИЕ

Дети в возрасте от 3 до 6 лет, то есть дошкольного возраста, проходят очень важный этап личностного развития, в этот период они активно развивают свою речь, правильное произношение звуков и слов, формируется грамотно связанная речь.

Нужно уделять очень много внимания детям в дошкольном возрасте, иначе это может привлечь плачевные результаты в развитии речи, а потом и может стать препятствием в школьный период.

Нигматуллина Д.

Магистрант ДжГПИ факультета

дошкольного образования самостоятельный исследователь.

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

ANNOTATSIYA

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Когда у ребенка сформулируется правильная речь, тогда работу дошкольного образования можно считать завершенной на все 100. Ведь ребенок осваивает все что его окружает, только при помощи речевой деятельности.

Развивая свою речь каждый воспитанник начинает свободно общаться, старается ежедневно заполнять свой лексический словарь новыми словами, учится связывать слова грамотно и четко формулирует свои мысли, с каждым днем улучшается интонация.

Педагогу-воспитателю рекомендуется использовать метод игра в дошкольном образовании, так как ребенок будет заинтересован и учитель может оказать многогранное влияние на развитие детей. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.

Если присмотреться к истории развития методов преподавания, тогда еще сам К.Д.Ушинский утверждал, что метод "игра" наиболее эффективный метод для обучения детей дошкольного возраста, дети усваивают больше информации в процессе игры, к тому же занятия становятся более интересными и занимательными.

Согласно исследовательским работам многих ученых, обучающие игры способствуют расширять практический опыт детей, закрепляют полученные знания. Не даром серьезными вопросами в области педагогики и психологии являются такие вопросы как : " почему дети играют?, когда возникла игра?, как игра влияет на развитие ребенка?"

Игра понимается как «особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности, имеющий свое специфическое содержание и строение — особый предмет и мотивы деятельности, и особую систему действий».

Дидактическая игра — одна из форм обучения, с помощью которого педагог оказывает влияние на воспитанника. Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактические игры играют большую роль в воспитании умственной активности воспитанников. Игры активизируют психические процессы, вызывают у дошкольников живой интерес к окружающему миру. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Стоит учесть, что дидактические игры будут эффективными только при этих условиях:

- Использовать дидактические игры в процессе занятий по развитию речи;

- Включать детей и педагогов в совместную творческую деятельность;

- создать пространственную предметно - развивающую среду;

-в повседневной жизни применять разнообразные активные формы, методы и приемы (игры, беседы, устное народное творчество и т.д.)

Необходимыми условиями для успешной реализации данных задач являются:

- использование принципа интеграции образовательных областей;

- личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка;

- активное участие родителей в воспитательно - образовательном процессе.

- создание пространственной предметно-развивающей среды.

Для решения поставленных задач, были использованы методы исследования:

- наглядные методы (рассматривание натуральных предметов, рассматривание игрушек, картинок, фотографий);

- словесные методы (беседа, рассказ);

- практические методы (дидактические игры, дидактические упражнения). Для реализации задач использую следующие формы работы: совместная деятельность воспитателя с ребенком; непосредственно образовательная деятельность; индивидуальная работа с ребенком; развлечения, досуги. [1].

У ребенка дошкольного возраста речь формируется при живом общении с его окружающими. Тем самым ребенок развивает свое мышление и коммуникабельность. Подсознание дошкольника меняется не сразу, но изо дня в день он узнает все больше и больше.

Я.А.Коменский говорил, что дидактические игры в первую очередь вызывают у детей большой интерес к процессу усвоения новых информаций, а педагог-воспитатель должен умело воспользоваться этим и направить игры на правильное произношение слов у детей в возрасте до 3-х лет, а позже научить малышей правильно задавать вопросы и отвечать на них. К тому же, дидактические игры по сей день являются самым эффективным способом

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

запоминания грамматических правил. Это объяснятся тем, что игры они динамичны, вызывают различные положительные эмоции, дети отдаются игре полностью. В процессе игры ребенок многократно выполняет одно задание, повторяет сложные слова и словоформы, повторяет грамматические правила, и это запоминается на подсознательном уровне. Для того, чтобы игры были еще интереснее педагог-воспитатель может воспользоваться игрушками, различными предметами, картинками, видеороликами, либо другими наглядными материалами. [5].

Игра — в процессе обучения это не развлечение, как это может показаться, это в первую очередь творческий труд ребенка, играя дошкольник узнает не только окружающий мир, но и изучает свою личность, как бы знакомится с самим собой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Одним из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.[6]

Использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста в том случае, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников.

REFERENCES

1. Алексеева, М.М.Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000.

2. Арушанова.А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика - Синтез, 2002.

3. Арушанова, А.Г. Старшая группа: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 1997, № 1.

4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

5. Запорожец, А.В., Лисина, М.Н. Развитие речи у дошкольников. - М.: Педагогика, 1974.

6. Логинова, В.И., Саморукова, П.Г. и др. Дошкольная педагогика. Часть 2. / Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1988.

7. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвещение, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.