Научная статья на тему 'Б. Л. Пастернак и философия'

Б. Л. Пастернак и философия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3695
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б.Л. ПАСТЕРНАК / ИСКУССТВО / РОМАНТИЗМ / СИМВОЛИЗМ / ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ / ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА / BORIS PASTERNAK / ART / ROMANTICISM / SYMBOLISM / PHILOSOPHY OF LIFE / PHILOSOPHY OF CREATIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилкина Татьяна Владимировна

Исследованы философские основания литературного творчестваБ.Л. Пастернака. Особое внимание уделено выяснению истинной истории становленияБ.Л. Пастернака как личности и как творца, выявлению недостаточно изученных философских и поэтических влияний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BORIS PASTERNAK AND PHILOSOPHY

The article looks into the philosophical basis of literary works by Boris Pasternak. Aspecial attention is paid to the true story of the evolution of Boris Pasternak as a personalityand an author, and to the identification of understudied philosophical and poetic influences.

Текст научной работы на тему «Б. Л. Пастернак и философия»

7. Судзуки Д. Т. Дзэн-буддизм в японской культуре. СПб.: Изд-во «ТРИАДА», 2004. 272 с.

8. Судзуки Д. Т. Очерки о дзэн-буддизме: в 3 ч. / под ред. С. В. Па-хомова. СПб.: Наука, 2002 - 2005. Ч. 1. 472 с.; ч.2. 396 с.; ч.3. 432 с.

9. Судзуки Д. Т. Антология дзэн-буддийских текстов. СПб.: Наука, 2005. 279 с.

10. Судзуки Д.Т. Мистицизм: христианский и буддийский. Киев: София, 1996. 288 с.

11. Судзуки Д. Т. Наука Дзэн - Ум Дзэн. Киев: Пресса Украины, 1992. 176 с.

12. Судзуки Сюнрю. Сознание дзен, сознание начинающего. М.: Лигатама, 2000. 227 с.

13. Фромм Э., Судзуки Д., Мартино Р. Дзэн-буддизм и психоанализ М.: Весь мир, 1997. 240 с. (Б-ка психоанализа).

14. Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Эксмо, 2003. 479 с.

Богомазова Наталия Леонидовна, канд. филос. наук, доц., nataliyabogomazova@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

RELIGIOUS AND PHILOSOPHICAL ASPECTS OF ZEN BUDDHISM DOCTRINE IN THE EASTERN AND WESTERN CULTURES

N.L. Bogomazova

This article presents a study of the religious and philosophical aspects of the doctrine of Zen Buddhism in the context of Eastern and Western cultures in the framework of tradition and modernity. The author analyzes the characteristics of mysticism of Zen Buddhism.

Key words: philosophy, religion, culture, Zen Buddhism, doctrine, tradition, modernity, mysticism.

Bogomazova Nataliya Leonidovna, PhD (Philosophy), Associate Professor, nataliyabo-gomazova@yandex. ru, Russia, Tula, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University.

УДК 101.9

Б.Л. ПАСТЕРНАК И ФИЛОСОФИЯ

Т.В. Данилкина

Исследованы философские основания литературного творчества Б.Л. Пастернака. Особое внимание уделено выяснению истинной истории становления Б.Л. Пастернака как личности и как творца, выявлению недостаточно изученных философских и поэтических влияний.

Ключевые слова: Б.Л. Пастернак, искусство, романтизм, символизм, философия эжизни, философия творчества.

Искусство как высшая сфера духовной деятельности осуществляет слияние науки, религии, философии. Магия слова и способность поэтиче-

ского воображения способны одухотворить природу, воплотить в конкретную реальность идеальные потенции человека. Сама природа есть язык, подлежащий разгадке, повсюду в природе письмена, иероглифы. Обратимость обозначающего и обозначаемого определяет их единство и конечное совпадение, что создает возможность всеобщего перехода одного в другое, трансформации вещей, экстатичной игры сущностей и имен. Мысль - это только сны ощущения, умершее чувство. Философия есть искусство извлекать мыслью мировую систему из глубин нашего духа. Дух - это жизнь жизни, возвращающая природе смысл. Природа же - это только набросок того, чем должен стать наш дух в своем развитии.

На первый взгляд, этот фрагмент текста работы, посвященной исследованию творчества Б.Л. Пастернака, выглядит как обобщенная характеристика его поэзии и прозы, а также мыслей, содержащихся в эпистолярном наследии. Мы слышим голос поэта и мыслителя.

В действительности же перед нами краткое изложение размышлений немецкого философа, поэта-романтика Новалиса. Мистицизм Новали-са, его философия «магического идеализма», специфическое видение метафизики истории, языка и личности, «размытость», а то и полное разрушение формы - все эти оценки выглядят одновременно и как характеристики творчества Б.Л. Пастернака.

Исходный пункт философии «магического идеализма» - представление об утрате человеком гармоничного контакта с космосом. Человек как микрокосм должен стремиться к единству: ум, рассудок, фантазия есть отдельные функции, скрытые в глубине «Я», недоступного для языка слов.

«Я» и мир подлежат конечному соединению в процессе их взаимопроникновения, интуитивного «вчуствования» индивида в объект познания, что с наибольшей полнотой достигается поэтом в процессе творческого акта. Преодолеть противоречия действительности способен гений, поэт-жрец, слово которого является и заклятием, и словом творения, который постигает действительность посредством скачкообразного поэтического познания макрокосма.

А теперь обратимся к книге-автобиографии, книге-самопознанию -повести Б. Пастернака «Охранная грамота».

Исходные понятия философии творчества Б.Л. Пастернака - сила и символ. Искусство реалистично как деятельность и символично как факт. Реалистичность искусства в том, что оно не выдумывает метафоры, а находит их в природе и воспроизводит. Переносный смысл, взятый в отдельности, ничего не значит, как ничего не значат взятые порознь части действительности. Подробности, проигрывая в самостоятельности значения, выигрывают в яркости воздействия.

Из всего искусства именно его происхождение, возникновение переживается наиболее сильно, наиболее непосредственно. Мы перестаем узнавать действительность. Она предстает в новом качестве. Требуется но-

вая категория для обозначения новой действительности, новой реальности. Категория эта кажется ее собственным, а не нашим состоянием.

Помимо этого состояния все на свете уже названо. Еще не названо и ново только. Имя ему - искусство. Самое важное, ясное и запоминающееся в искусстве есть его возникновение.

Говоря о силе как моменте возникновения искусства, Пастернак имеет в виду не собственно содержание силы, а ее присутствие, ее голос. В самосознании поэта сила называется чувством. Чувство нуждается в силе вещественных доказательств. Направленное на действительность, смещаемую чувством, искусство есть запись этого смещения. При этом любая деталь действительности может быть заменена другой. Любая драгоценна, любая годится в свидетельства состояния, которым охвачена вся изменившаяся действительность.

Когда признаки этого состояния воплощены в материи, особенности жизни становятся особенностями творчества. В этом и состоит символичность искусства. Его единственный символ в яркости и многовариантности образов. Взаимозаменяемость образов в искусстве говорит о символической природе чувства. Как пишет В.И. Дружинин, «символ — некий знак, который замещает культуру в целом» [2, с. 111].

Пастернак разделял мысль представителей немецкого романтизма о превращении языка как бы в самостоятельное творческое существо, вместилище красоты и смысла.

В манифесте «Черный бокал» четко выражено положительное отношение Б.Л. Пастернака к импрессионизму и символизму, восходящему к ключевому образу немецкого романтизма - голубому цветку Генриха фон Офтердингена. Голубой цветок в романе Новалиса - символ чистой поэзии и совершенной жизни. Пастернак пишет, что искусство импрессионизма -искусство чуткого обхождения с пространством и временем, искусство бережной «упаковки переполненного земного шара в голубые долины символов». Поэт признается, что вырос на изумительной подвижности-недвижимости импрессионизма, который передал символистскую тайну взаимосвязи и столкновений живой действительности.

Вспомним также, что Шеллинг, как и немецкий романтизм в целом, усматривал в художественном постижении мира высший род целостного знания, а в поэзии видел способ выражения единства и гармонии мира, связи человеческой жизни с жизнью вселенной. Философская позиция немецких мыслителей последовательно реализована в творчестве Б.Л. Пастернака.

В романе «Доктор Живаго» устами близкого к некоторым писателям-символистам приверженца взглядов Л.Н. Толстого Николая Николаевича Веденяпина Пастернак обнародует собственные сокровенные мысли: «До сих пор считалось, что самое важное в Евангелии нравственные изречения и правила, заключенные в заповедях, а для меня самое главное то,

что Христос говорит притчами из быта, поясняя истину светом повседневности. В основе этого лежит мысль, что общение между смертными бессмертно и что жизнь символична, потому что она значительна» [3, с. 4445]. В пастернаковедении сложился стереотип: христианские мотивы вошли в творчество Пастернака одновременно с работой над романом «Доктор Живаго». В действительности, уже в 1908 году Б.Л. Пастернак увлекся философией и религией, особенно Новым заветом в интерпретации Льва Толстого.

Пастернак в неотправленном письме исследователю жизни Толстого Н.С. Родионову 27 марта 1950 г. писал: «...То новое, что принес Толстой в мир и чем шагнул в истории христианства, стало и по сей день осталось основой моего существования, всей манеры моей жить и видеть» [8, с. 25].

Отношение Пастернака к природе и религии, к миру сформировалось во многом под влиянием Гете и Толстого. Б.Л. Пастернак одновременно поэт и философ, также одновременно - христианин и язычник. В поэзии Пастернака доминирует языческая составляющая, в прозе - христианская. Философию творчества Пастернака в целом можно определить как христианский пантеизм. Ф. Степун отмечал, что Б.Л. Пастернак, даруя всем явлениям жизни и мира черты человека, созданного по образу и подобию Божьему, обожествляет все в природе и в жизни. Пантеистическая поэзия и проза обречены на слияние двух рядов значений-символов - мира земного, материального и мира мистически-идеального.

Ю.М. Брюханова, утверждая, что поэтическая философия Пастернака - это самобытная творческая версия философии жизни, дает развернутую характеристику этого направления философской мысли. Отмечает, что на формирование философии жизни наибольшее влияние оказали: натурфилософские воззрения И.В. Гете, немецкий романтизм, иррациона-листическая философия А. Шопенгауэра и немецкая классическая философия (особенно Г. Гегель с его диалектикой абсолютной идеи и натурфилософия Ф. Шеллинга). Исследовательница творчества Б. Пастернака характеризует его как продолжателя философии жизни, указывает, что писатель эстетически преобразовал ее онтологические, аксиологические и гносеологические категории, выработал собственную мировоззренческую концепцию, которая нашла свое последовательное воплощение в его творчестве.

Действительно, в текстах Б. Пастернака высвечивается гносеология философии жизни: движение жизни, сущность предмета невыразима в общих понятиях, постигается в акте интуиции, которая сближается с даром художественного проникновения; художественный символ является наиболее адекватной формой познания органических и духовных ценностей. Однако ошибочна попытка «привязать» его к философии жизни. Б.Л. Пастернак на протяжении всей своей творческой жизни имел соб-

ственную мировоззренческую концепцию, которая находилась в постоянном развитии. Пастернак близок к философии жизни только в той мере, в которой философия жизни близка к немецкому романтизму.

Б.Л. Пастернак не вторичен, ему не нужны посредники для усвоения великой немецкой культуры в целом. Ее основы были восприняты очень рано, подчас даже на уровне неосознанных детских впечатлений. Через отца-художника он познакомился с эстетическими установками Мюнхенской академии художеств. Семья Пастернаков провела в Германии 1906 год. Будущий писатель всесторонне и активно усваивал особенности немецкого национального менталитета. В 1912 году Б. Пастернак изучал неокантианство в Марбурге. Эффективным инструментом в освоении немецкой культуры стала переводческая деятельность поэта.

В письмах и произведениях Пастернака упомянуты имена философов Я. Беме, И.Ф. Гербарта, И. Канта, Г.В. Лейбница, мыслителей И. Гете, Г. Гейне, Э. Гофмана, Г. фон Клейста, Новалиса и др. Возможно, наибольшее по длительности и многогранности воздействие на творчество Б.Л. Пастернака оказал немецкоязычный австрийский поэт Райнер Мария Рильке. Впрочем, Пастернак воспринимал его как немецкого поэта. Рильке был глубоко укоренен именно в немецкую поэтическую и философскую традицию. Немецкая поэзия всегда имела значительную философскую составляющую, но даже Гете не занимался философскими проблемами так открыто, как Рильке. Для Пастернака творчество Рильке стало ориентиром как в содержании поэзии, восприятии окружающего мира, так и в формах художественного воплощения. Однако и в этом случае речь не идет о прямых заимствованиях, простом подражании. Это был ансамбль партнеров по творчеству, во многом единомыслящих и единочувствующих, а не взаимоотношения учителя и ученика.

Следует отметить, что диапазон философских влияний на Пастернака не ограничивается именами, известными из популярных учебников философии. В любой сфере творчества во все времена ярко, но на короткий миг, как метеориты, вспыхивают идеи и имена, остающиеся только в памяти современников, непосредственных свидетелей вспышки. Один из таких авторов - также австрийский, также немецкоязычный - Отто Вай-нингер. Вайнингер исследовал на стыке философии и психологии основные аспекты проблемы пола. Его тексты были хорошо известны русским писателям, поэтам и философам, в частности, А. Белому, В. Розанову, Н. Бердяеву. Знакомство с идеями Вайнингера у Б. Пастернака можно обнаружить при внимательном прочтении «Охранной грамоты», романа «Доктор Живаго».

Представление об истинной истории становления Б. Пастернака, становления как личности и как творца, может дать, в частности, внимательное прочтение написанных в 1911 году и впервые опубликованных через 80 лет заметок «Г. фон Клейст. Об аскетике в культуре». Перед нами

двойной портрет, точнее портрет-автопортрет: отсутствует грань между прошедшим детством, настоящей юностью и будущей зрелостью автора; мысль удивительным образом освобождается от власти времени; о будущем, ближайшем и отдаленном, говорится как о прошлом, о свершившемся; жизнь в воспоминании перерождается в культуру, созидаемую ради жизни. И далее: действительность становится в его прошлом тем, чем она должна была бы стать в его драмах, если бы он был поэтом; действительность была бы в его примерах к теории, если бы он был систематиком перерождений, философом.

Обычно, опираясь на «Охранную грамоту», выбор между философской возможностью и поэтической действительностью для Пастернака датируют драматическим летом 1913 года, связывают с потрясением отверженной любви. Заметки, посвященные Г. фон Клейсту, свидетельствуют: ситуация выбора была осознана Б. Пастернаком в 1911 году, а может быть, и несколько раньше.

Жанр анализируемых заметок можно определить как философский опыт поэта. Причем поэта в настоящем, а не в будущем. Пастернак видит в окружающем его мире столкновение действительности и ценности, природы и культуры, замечает отсутствие аскетики в культуре соотечественников, даже непонимание самого термина. И решает написать о человеке, величайшем художнике, который не жил, а постоянно боролся, внутренний мир которого был постоянно непогодой. А мы попытаемся, просматривая или вспоминая множество фотографий Б.Л. Пастернака, сделанных на протяжении всей жизни, обнаружить хотя бы на одной из них безмятежную улыбку поэта. Задача невыполнимая.

Интерес Б. Пастернака к личности и творчеству Г. фон Клейста, как и Новалиса, не случаен. Важнейшая основа, предпосылка такого интереса - конгениальность мыслителей, их сходство по дарованию, образу мыслей, идейному направлению, художественной манере. В значительной мере -даже по психическому складу, высшей степени экзальтированности личности. «Когда к философии приступает романтик, или символист, или вообще художник, который впоследствии покидает ее, отозванный на традиционный подвиг творчества, или переживет в ней горький кризис, если он еще не владеет названием своего дара и видит только одну еще сторону в нем, ту, которая дает ему право называться идеалистом и деятелем культуры; когда в философскую школу вступает художник, он оказывается на предварительной диалектической стадии философом в большем смысле, чем всякий другой; ибо основной врожденный напев его - отрешение от непосредственности интуиции; - этот отрицательный великий поэт систематики бытия находит в истинном поэте настоящего вдохновенного вы-полнителя. Культура аскетики обретает аскета в человеке творчества» [2, с. 679].

В своем эссе Пастернак, рисуя творческий портрет Г. фон Клейста, по сути дела, пишет программу-оправдание собственного творчества: идея прекрасного есть идея культуры в ее противоположности природе; практика творчества есть обряд возобновимых начинаний; в незавершенности творчества, невозможности синтеза - драма культуры; идеализм художника - игра, а не система, символика, а не действительность; творчество - это возможность системы, понятная в своей идее и невозможная в выполнении, возможность трансцендентальности идеи, а не трансцендентальность ее возможности.

Конечно, творчество Б.Л. Пастернака связано также с русской философской мыслью, в частности, с философией Н.А. Бердяева. Человек, жизнь, судьба, страдание, смысл, объективация, символизация, реализация - поэт и философ говорят на одном языке. Только у Бердяева эти слова суть категории, у Пастернака - категории и образы. Для Пастернака творчество было тем же, чем оно было для Бердяева - главной целью, призванием, назначением, долгом и оправданием человека. Ф. Степун обнаружил сходство философии истории Б.Л. Пастернака с историософскими построениями Н.А. Бердяева, различавшего в истории как бы два уровня: историю и метаисторию. Тем не менее, такие совпадения не являются свидетельством осознанного заимствования. В основе сходства - культурная и психологическая тождественность, творческий склад личности обоих мыслителей.

Констатируя философичность творчества Б.Л. Пастернака, его постоянный интерес к философии, роль философии в художественном становлении и развитии, важно отметить: Б. Пастернак философом не был, и после 1912 года не стремился им стать. Художественный символ, а не научное или философское знание, по его убеждению, обеспечивает наиболее адекватное, полное, глубокое познание мира. Творчество Б.Л. Пастернака - успешный опыт бережной укладки исторического пространства и исторического времени России первой половины XX века в голубые долины символов, технология которой была разработана европейской культурой. Прежде всего - немецкой философией и искусством.

Философия оказывала влияние на содержание и форму творчества Пастернака. Но не философия превратила Пастернака в поэта, а любовь. Об этом честно и обстоятельно рассказано им в «Охранной грамоте». Духовное потрясение, вызванное отказом Иды Высоцкой, стало переломным моментом в его творческой биографии. Будущее человека есть любовь. Возвышенное отношение к женщине истерзывает. Освобожденья от него никогда не будет. Все входящие в историю люди всегда будут проходить через него. Взяв барьер душевного развития, человек обретает и сохраняет лирическую истину. Психологическая травма в июле 1913 года переформатировала, преобразила личность Бориса Пастернака: «Тот удар - исток всего. До остального, милостью ее, теперь мне дела нет» [4, с. 60].

Список литературы

1. Брюханова Ю.М. Творчество Бориса Пастернака как художественная версия философии жизни. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. 209 с.

2. Дружинин В.И. Символы и ценности культуры как философская переоценка ценностей // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. С. 111-120.

3. Пастернак Б.Л. Г. фон Клейст. Об аскетизме в культуре // Пастернак Б.Л. Собр. соч.: в 5 т. М.: Художественная литература, 1991. Т.4. С. 675-682.

4. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго // Пастернак Б.Л. Собр. соч.: в 5 т. М.: Художественная литература, 1990. Т.3. С. 5-540.

5. Пастернак Б.Л. Зимняя ночь («Не поправить дня усильями светилен...» // Пастернак Б.Л. Собр. соч: в 5 т. М.: Художественная литература, 1989. Т.1. С. 60.

6. Пастернак Б.Л. Люди и положения // Пастернак Б.Л. Собр. соч.: в 5 т. М.: Художественная литература, 1991. Т.4. С. 296-346.

7. Пастернак Б.Л. Охранная грамота // Пастернак Б.Л. Собр. соч.: в 5 т. М.: Художественная литература, 1991. Т.4. С. 149-239.

8. Пастернак Б.Л. Символизм и бессмертие // Пастернак Б.Л. Собр. соч.: в 5 т. М.: Художественная литература, 1991. Т.4. С. 682-685.

9. Пастернак Е.В. Новая фаза христианства. Значение проповеди Льва Толстого в духовном мире Бориса Пастернака // Литературное обозрение. 1990. №2. С. 25-29.

10. Сиземская И.Н. Сущее не делится на разум без остатка. Отечественная философская мысль о понятийно-художественном способе постижения бытия // Философия и культура. 2014. №2. С. 162-172.

11. Степун Ф.А. Б.Л. Пастернак // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен: Изд-во Института по изучению СССР, 1962. С. 44-59.

Данилкина Татьяна Владимировна, канд. филос. наук, доц., tdanilki-na@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

BORIS PASTERNAK AND PHILOSOPHY T.V. Danilkina

The article looks into the philosophical basis of literary works by Boris Pasternak. A special attention is paid to the true story of the evolution of Boris Pasternak as a personality and an author, and to the identification of understudied philosophical and poetic influences.

Key words: Boris Pasternak, art, romanticism, symbolism, philosophy of life, philosophy of creativity.

Danilkina Tatyana Vladimirovna, PhD (Philosophy), Associate Professor, tdanilki-na@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.