Н.В. Севрюкова,
Московский филиал Высшей школы народных искусств (института)
Ажурные композиции русских мастеров художественной обработки металла и их использование в учебной проектной деятельности художника-ювелира
В процессе обучения проектированию ювелирных изделий появляется необходимость работать с ажурной композицией. Изучение работ русских мастеров, применявших в своей практике использование ажурного орнамента, помогает студентам осваивать приемы его составления. Составление ажурных орнаментов — особая задача в подготовке художника-ювелира. Элементы ажурного орнамента отличает особый отточенный рисунок, красота и четкостью каждого элемента. Сложный орнамент должен хорошо «читаться». Это достигается за счет точно расставленных пауз между отдельными деталями орнамента, а также наличие деталей, связанных между собой единым смыслом, что достигается единством работы над формой, силуэтом с использованием ритмических повторов, цветовыми сочетаниями, фактурой.
На Руси широко использовали кружевные композиции в разных видах прикладного искусства: художественной обработке металлов, кости, дерева и т.д.
В изделиях из металла использовали ажурный, кружевной орнамент. Слово «ажур» — имеет несколько значений; одно из них — ажур — искусное плетенье из тонких металлических нитей в ювелирной работе, сквозной, решетчатый, прозрачный; искусно и тонко сделанный». Другое понятие — «вести дела в ажуре» — значит вести дело исключительно аккуратно. [2, с. 17] Если соединить вместе эти два значения и переложить на «язык» прикладного искусства, то получается, что ажурная композиция — это искусно, исключительно хорошо продуманное расположение деталей, работающих на просвет. И действительно, изучение ажурных произведений из металлов дает основание думать, что без хорошо продуманной композиции, без знаний свойств металлов и специальной технологии
производства красивое ажурное изделие сложно, а подчас и просто невозможно выполнить.
Использование свойств металла (физических и химических) и принципы его обработки стали основой для появления ажурных техник в искусстве художественной обработки металлов.
Происхождение слова кружево связано со значением слова круг — «от существительного круг образован глагол кружить, «приводить в круговое движение» [7, с.227]. Поэтому кружевной узор получается в результате «кружения» нитки или проволоки.
На Руси кружева на коклюшках плелись из льняных и хлопковых ниток. Из тонкой проволоки при помощи коклюшек изготавливали настоящее металлическое кружево (золотое или серебряное) в соединении с шелковыми нитями. Кружевом украшались одежды.
В композиционном решении кружева из ниток и кружевного ажурного металла есть много общего. Кружево из ниток изготавливали мерное — можно было отмерить столько, сколько необходимо и отрезать кусок. Поэтому использовали в композиции мерного кружева частые орнаментальные повторы — раппорт. Этот же прием использовали в художественном архитектурном металле — в решении композиции протяженных вдоль фасада деталей — кружевных подзоров.
Штучное кружево — это изделия с завершенной композицией — платочки, воротнички, банты, рюши и т.д. Этот же композиционный прием — завершенную замкнутую композицию — использовали мастера в композиционном решении изделий художественного металла — светцах решетках, воротах и т.д.
Мастера-кружевницы оформляли край кружева искусными способами, полукруглыми фестонами, зубчатыми треугольниками, фантазийными изгибами. Край металлического подзора в архитектурном убранстве зданий так же имел
фигурное решение. Различными приемами выделяли в композиции главное и второстепенное (соотношение пауз и плотных деталей).
В декоре домов часто использовали детали из кованого или литого металла: крыши украшали навершия, печные трубы — кружевными дымниками. «Кружева», выполненные из металла, изготавливали при помощи различных техник, его отливали, ковали, чеканили, выпиливали, спаивали из отдельных деталей. Композиция «кружева» не была монотонно однообразной.
Композиционные находки мастеров народного искусства интересны для студентов. Освоение приемов работы с ажурной композицией ставит перед ними необходимость изучать традиционные приемы русских мастеров в области художественной обработки металлов.
Изделия художественного металла русских мастеров: кузнецов, литейщиков и ювелиров — должны подвергаться студентами анализу, осмыслению, копированию и обсуждению в ходе обучения проектированию. И только разобравшись в принципах и формах работы старых мастеров, можно успешно заниматься проектированием новых изделий.
Использование ажурных композиций в металле связано с разными техниками его художественной обработки — литьем, ковкой, просечкой, сканью.
В декоре ажурных ювелирных изделий из драгоценных металлов часто использовалась скань. Свое название скань получила от древнерусского слова «скать» — сучить, скручивать нити. На Западе эту технику принято называть «филигрань». В русском языке существует определение тщательно исполненного дела как филигранной работы.
В Киевской Руси 1Х-Х11 веков искусство скани получило широкое распространение. Скань на Руси делали почти повсеместно. Особо выделялись Великий Новгород, Ярославль, Москва, города русского Севера, но в одних центрах она занимала ведущее место, в других встречалась в виде исключения.
Традиционные художественные промыслы России по выполнению сканых работ расположены в селе Красное-на-Волге, Мстере (Ивановская область), селе Казаково (Нижегородская область).
Изделия, выполненные в технике скани, напоминают плетеное кружево. Красоту металлического кружева создает контраст гладкой и скрученной проволоки разной толщины и разного сечения. Круглую проволоку расплющивали в вальцах в тонкую плоскую ленточку. Для получения толстой проволоки необходимого сечения ее могут свивать из нескольких проволочек. Введение мелких металлических шариков — зерни, придаёт орнаменту рельефность, образует дополнительную игру света и тени [4].
Для скани применяют золотую, серебряную или медную проволоку. Металл берут чистый, лишенный примесей. Мягкость, которой при этом условии обладает металлическая проволока, позволяет легко добиваться более тонкого сечения за счёт протягивания проволочки через специальные волочильные доски. Мягкая проволока дает возможность изгибать её в заданные формы по предварительно скомпонованному орнаменту. Орнамент «набирают» из отдельных деталей — спиралей, завитков, дорожек, кружочков, петелек, восьмерок и т.д. Чаще всего крупные завитки, выполненные из толстой проволоки, создают центральные главные формообразующие детали. Из тонкой проволоки выполняют фоновое заполнение. Сканые нити, соединяясь между собой, создают сквозные ажурные формы. Скаными узорами можно выполнить как плоскостные, так и объемные изделия.
Ассортимент ажурных сканых изделий разнообразен: украшения (серьги, кольца, броши, браслеты, пряжки для пояса, запонки); посудная группа — (подстаканники, сухарницы, солонки, ложки-ситечки); шкатулки, подносы, коробочки, ларчики, корзиночки.
Несмотря на кажущуюся простоту набора скани (завиток налево, завиток направо), «язык» у скани — богатейший. Приемы скани разнообразны, но в основе
ее лежит единый орнаментальный принцип. Например, украшенные ажурным сканым орнаментом оклады икон передают и сияние венца, и мягкие складки одежды, и сложное орнаментальное заполнение фона, и пейзаж на дальнем плане. Бесконечное варьирование рисунков из проволоки проявляется то в виде лучистых дорожек, то перистого крупного узора, то тончайшей филигранной сеткой. Скань обладает уникальностью тонкого рисунка, прозрачностью решения, миниатюрностью деталей орнамента.
В художественной ковке также применяют ажур в композиционном решении изделий. Ковка — один из древнейших способов обработки металла. Кузнецы, используя приемы художественной ковки, из полосы проката металла куют, протягивают, сворачивают ажурные композиции. Ковка позволяет создавать изделие из отдельных деталей, располагать эти детали через просветы, паузы и скреплять их различными способами между собой (кузнечная сварка, заклепки, соединение «хомутами»).
С ковкой тесно связаны приёмы гнутья и ажурной просечки, которые могут выполняться по холодному металлу, так называемая «холодная ковка». Она применяется для тонких прутков, полос металла или листового железа, а также для драгоценных металлов — золота, серебра. Но все же чаще всего ковка ведется с предварительно нагретой докрасна в горне заготовкой из железа или стали.
В архитектурном декоре широко использовались ажурные подзоры, вырубленные из тонких листов железа. Ими в каменных постройках закрывали выступающие края кровли. Например, в соборах Московского Кремля ажурные кружевные кованые металлические подзоры украшали арочные завершения закомар, апсид, а также располагались под главами куполов. Подзоры были в виде ажурной полосы с фестончатым (округлым краем), треугольным, либо сложным резным краем. Рисунок просечного подзора основывался на одном простом, но многократно повторяющемся элементе. Излюбленным мотивом подзоров был элемент в виде ажурных просечных сердец. При выполнении кружевных подзоров
кузнец работал с полосой металла и при помощи зубила и молотка выполнял просечной орнамент [6].
При изготовлении светца, подставки для лучины, использовался другой способ получения ажурной композиции. Светец в основании имел металлический стержень, который на верхнем конце расщеплялся, и зажженная лучина вставлялась в расщеп. Чтобы стержень с лучиной стоял вертикально, к его нижнему концу прикрепляли круг. Кузнецы нашли разные способы украшения стержня: украшали тонкими завитками — волютами, завитки компоновали в пышные ажурные орнаменты. Верхнюю часть прорубали как веер, на множество «пальцев» для держания лучины.
Мастера искали такое композиционное решение разветвления стержней, чтобы можно было увеличить количество горевших лучин, делали его узорным, ажурным, напоминающим жар-птицу. Орнаментальный мотив верхней части светца будет использоваться в украшении кованных церковных оград XVIII века, а спиральные завитки на стержне светца перейдут на украшение окон узорной решеткой [3].
В русской архитектуре композиции из ажурного кованого металла нашли широчайшее применение в самых разнообразных изделиях. Ворота и ограды, балконные решетки, балюстрады, фонари — вот далеко не весь перечень ассортимента кованого архитектурного металла. Развитие промышленности, изменение в тенденциях моды позволило практически этот же ассортимент выполнять и при помощи художественного литья.
Художественное ажурное литье в русском искусстве имеет многовековую историю, но как самостоятельная отрасль крупного промышленного производства начинает развиваться в России с конца XVII века.
Так применение ажурного литья в архитектуре города Санкт-Петербурга придало городу неповторимый, изысканный облик. А по богатству и многообразию художественного архитектурного чугунного литья с ним не может сравниться ни
один город в России. «Оград узор чугунный», которым так восхищался А.С. Пушкин, является одним из существеннейших элементов красоты этого замечательного города на Неве [5].
Центром художественного чугунного литья стал Каслинский чугунолитейный и плавильный завод, расположенный на Урале. Каслинское ажурное литье — литье из чугуна, с тонко выполненным орнаментом. Русские мастера создали непревзойденные образцы чугунного литья. Каслинское литье украшало решетки и ворота, чугунные павильоны и садовую мебель (стулья, скамейки, вазы и жардиньерки для цветов и т.д.). Перечень изделий охватывает скульптуру малых форм и самые разнообразные изделия для украшения интерьера (декоративные блюда и вазы, чернильные приборы, подсвечники, бра, подчасники, рамки для фото, полочки).
Искусное владение техникой литья, а также наличие в этом уголке Урала пласта природного песка, идеального для выполнения тонких формовочных работ, позволяло каслинским мастерам исполнять отдельные ажурные детали изделий миниатюрного размера.
Для Парижской выставки 1900 года каслинские мастера сделали специальный экспонат для показа своих изделий — огромный павильон, собранный из литых ажурных деталей. Он представлял своеобразную энциклопедию чугунного литья, в которой были плоскостные и объемные изображения: фантастические животные, тончайшая вязь орнамента, ладьи и античные медальоны, использовался рельеф, горельеф. Особое звучание приобрели изящные ажурные композиции из чугуна [1, с.42].
Примеры использования ажурных композиций в художественной обработке металлов, которые приведены выше, не могут исчерпать всего богатства и разнообразия наследия прошлого в этой интересной области искусства.
Красота ажурного орнамента всегда привлекает к себе внимание. Каждый металл (золото, серебро, чугун, железо) обладает своими характерными
особенностями в обработке, следовательно, и в составлении разнообразных композиций. Разнообразные приемы изготовления ажурной «кружевной» композиции позволяют использовать ее в изделиях самых разнообразных: от архитектурного металла до изысканных невесомых ювелирных изделий. Обращение ювелиров к изучению ажурных, кружевных изделий из металла больших размеров (архитектурного металла) и малых ювелирных форм объясняется тем, что способы и приемы обработки, а также их принципы композиционного построения в основном едины. Их объединяет изысканная ручная работа, требующая высокой квалификации профессиональной подготовки, а также глубоких знаний по технологии выполнения разных видов ажура.
Художественные произведения русских мастеров отличаются высоким мастерством в составлении ажурной композиции из различных металлов. Они показывают, какое разнообразие форм и мотивов содержат произведения, выполненные с использованием искусства скани, художественного литья, художественной ручной ковки. Эти способы художественной обработки металлов являются очень древними и возникли в далеком прошлом, но не потеряли своей актуальности в наши дни. Работы современных ведущих мастеров-ювелиров свидетельствуют, что изучение художественного наследия прошлого помогает им в создании новых по форме и содержанию произведений на основе древних национальных традиций.
Список литературы
1. Каслинское художественное литье. Каталог выставки. В 2-х т.т. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. — М. РИО УПРПОЛИГРАФИЗДАТ МОСОБЛИСПОЛКОМа, 1988г.
2. Краткий словарь иностранных слов. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1950. - 285 с
3. Ледзинский В.С., Теличко А.А., Зверев А.В. Художественная ковка и литье Москвы. — М.: Машиностроение, 1989. — 304с., ил.
26
4. Постникова-Лосева М.М. Русская золотая и серебряная скань. - М.: Искусство, 1981- 287 с.
5. Разина Т.М. Прикладное искусство в русской культуре ХУШ-Х1Х веков. -М,. Изд-во МГУ, 2003. — 160с
6. Соболев Н.Н. Чугунное литье в русской архитектуре. М., Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1951 — 205 с., илл.
7. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев Радянська школа, 1970. — 598с