Целенаправленное движение взгляда зрителя создается различными изобразительными способами: формой, размерами, цветом, тоном и т. п. Так, расположение объектов композиции по диагонали увеличивает ее динамичность, создает визуальное движение. Существует множество способов создания направленности движения взгляда зрителя: цветовые, тональные повторения, контрасты, использование силовых линий (линии композиционной связи). Линии часто применяются как символ указания на какое-либо направление или перемещение куда-то. Параллельные линии воспринимаются как движение в одинаковом направлении, что
интерпретируется при визуальном восприятии как взаимосвязь этих линий. Силовые линии, как и другие элементы в композиции натюрморта, всегда должны быть в единой органичной связи, обеспечивая равновесие, единство.
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 390 с.
© Скрипникова Е. В., 2015
УДК 739.2
влияние специальных технологий на орнамент в изделиях из металла
В статье рассматриваются особенности использования орнамента в металле в зависимости от технологии его обработки.
Ключевые слова: художественный металл, орнамент, технология, влияние технологии на орнамент.
М. С. Соколова M. S. Sokolova
impact of special technologies on ornament in metal products
The article discusses the features of using ornament in metal in relation to the technology of metalworking.
Keywords: artistic metal, ornament, technology, impact of technology on ornament.
Наверное, нет ни одного человека, который бы не держал в руках художественные изделия из металла или не восхищался творениями златокузнецов, будь то ювелирные изделия, настольные и настенные панно, декоративные тарелки, подсвечники, шкатулки, расписные подносы, скульптуры малых форм и прочее. Изделия из металла окружают нас повсюду. Они могут быть как уникальными, так и серийными образцами декоративно-прикладного искусства, старинными или стилизованными под старину. Обладая незаурядными художественными достоинствами, изделия из металла украшают наш быт, способны привнести в него настроение праздничной приподнятости, благотворно влияют на развитие эстетического вкуса. Но мы в большинстве своем не задумываемся, каким образом технология, в которой выполнено изделие, влияет на орнамент, который использует художник и дизайнер при его проектировании.
Анализируя декор художественных изделий из металла, можно отметить следующее.
Во-первых, виды орнамента, используемые в художественных изделиях из металла, очень разнообразны. Во-вторых, построение орнамента в металле подчиняется всем законам орнаментальной композиции. В-третьих, орнамент в художественных изделиях из металла зависит от технологии, в которой выполнено то или иное изделие, и от используемого материала [1, с. 79].
Приступая к проектированию изделия из металла с декором, необходимо себе четко представлять, в какой конкретной технологии данное изделие будет выполняться, так как художественное изделие, выполненное в той или иной технологии, неизбежно приобретает присущие ей определенные черты и характерные особенности. Например, детали, выто-
ченные на токарном станке, отличаются точностью, четкостью и геометричностью формы, а кованые или дифованные, наоборот, - мягкостью и пластичностью. Обработка резанием позволяет получать острые углы и четкие грани, а, например, листовая штамповка постоянно связана с необходимостью применять изгибание только по радиусам, хотя и минимальным. Поэтому уже при проектировании художественных изделий автор-художник должен учитывать специфические особенности материала и способов его обработки.
Существует определенная взаимозависимость между материалом и способом его обработки. Некоторые металлы и сплавы хорошо обрабатываются многими способами. Например, драгоценные металлы (золото, серебро) можно и отливать, и ковать, они хорошо режутся и обрабатываются давлением. При этом чугун, который хорошо отливается и режется, в силу своей хрупкости не обрабатывается давлением (ковкой, штамповкой и др.). Наоборот, красная медь плохо отливается и режется, но легко обрабатывается ковкой, штамповкой и чеканкой.
Проанализируем влияние технологии на орнаментальные композиции в изделиях из металла.
К ручным приемам художественной обработки металла относится ковка, чеканка, тиснение, выколотка (дифовка). Все они основаны на одинаковом способе воздействия на металл - через удар, а также на свойстве металла вытягиваться и сжиматься. Исходной заготовкой для этих технических приемов является металлический лист, плоскость которого определяет и задает пластику и композицию будущего произведения. Часто в изготовлении одной вещи эти техники применяют комплексно: выкованные сосуды украшают чеканкой, в выполненной литьем скульптурной форме прочеканивают отдельные детали.
Ковка относится к древнейшим приемам художественной обработки металла, освоенным человеком. Она не требует большого количества металла и позволяет малыми средствами достичь максимального декоративного эффекта. Именно это эстетическое качество раскованного листа, его мерцающее сияние прежде всего оценил человек. В технике ковки изготавливают металлическую посуду, а для декорирования кованой посуды чаще всего применяют технику чеканки.
Чеканка - технологический процесс, заключающийся в выбивании на пластине определенного рельефа. Она охватывает большое разнообразие изделий, различных по своему художественному принципу: от рельефных орнаментальных до горельефных и круглых фигурных композиций, от линейно-графических двухмерных решений, близких к гравировке, до объемно-скульптурных (трехмерных). Чеканная техника применима и для выполнения простейших операций (набивка фактуры) и для тончайшей лепки человеческих лиц и фигур. В одних случаях чеканят из драгоценных металлов миниатюрные ювелирные изделия, в других -чеканкой обрабатывают монументальные многометровые фигуры из алюминия, меди и стали. Наличие такого разнообразия технологических приемов чеканки, дающих различный художественный эффект, обеспечивает использование различных видов декорирования.
На первый взгляд может показаться, что чеканка значительно ограничивает возможности художника, ведь он вынужден «вписываться» в узкий пространственный слой, определяемый степенью вязкости металла и его способностью вытягиваться. Однако мастера научились увеличивать зону пространственного выноса чеканного рельефа за счет выполненных отдельно объемных деталей изображений. Помимо разнообразных пластических возможностей, в чеканке заключено мощное живописное начало, которое значительно расширяет диапазон ее художественной выразительности.
В чеканном рельефе можно передавать сложные повороты фигур, мягкие, струящиеся и жесткие ломкие складки одежд, показать индивидуальные черты каждого лица и оживить их мягкой светотенью, можно передать ощущение жесткой шерсти животного и шелковистость оперения птиц и т. д. (см. рис. 1).
Характер композиций, линейный рисунок, пластическая моделировка чеканного декора развивается в русле единой стилистической системы каждого культурно-исторического региона.
Техника ковки не ограничивается изготовлением только посуды из листового металла. Здесь могут применяться различные приемы декорирования металла. Один из таких приемов - просечка - образование внутренних отверстий различных форм в заготовке. В этой технике используются разнообразные орнаментальные мотивы, которые выстраиваются как в симметрии, так и асимметрии. Мастера художественной ковки, часто используют эту технологию для создания флюгеров. Они способны превратить кусок железа в настоящее произведения искусства. Форма может быть самой причудливой и необычной: сказочные персонажи, различные парусники и корабли, животные и знаки зодиака и прочее, а также любые другие знаки и символы (см. рис. 2).
Рис. 1. Изделие, выполненное в технике чеканки
Рис. 2. Флюгер, выполненный в технике ковки с просечкой
Помимо холодной существует и горячая ковка, которую используют для работы с металлами, требующими предварительного нагрева, - это железо и сталь.
Роль огня в горячей ковке очень важна, поскольку мастер вторгается в стихию металла только тогда, когда огонь подчиняет металл себе, лишая его силы и твердости. Спрессованный временем технологический процесс делает напряженным и концентрированным творческие усилия мастера, поэтому кованое железо хранит в своей структуре это напряжение, но не поверхностное натяжение плоскости, а упругое и динамичное напряжение линий. Это качество определило такую основную область использования кузнечной ковки в художественном металле, как решетки, ворота, ограждения (см. рис. 3).
Ассортимент кованых изделий не ограничивается перечисленными изделиями. Он значительно шире. Художники-кузнецы выполняют в технике горячей ковки осветительные приборы, каминные наборы, мебель, экстерьерные и ин-терьерные украшения, фонтаны и многое другое. Декор изделий очень разнообразен. В этой технике мастера работают как линией, так и плоскостью комбинируют их между собой. Это дает возможность создавать бесконечное разнообразие орнаментальных мотивов.
Рис. 3. Ограды, выполненные в технике горячей ковки
Как и ковка, литье относится к древнейшим способам художественной обработки металла. В настоящее время существуют различные способы литья, позволяющие отливать изделия самого различного размера и веса: от нескольких граммов драгоценного металла в ювелирной промышленности до крупных статуй и памятников из чугуна и бронзы.
Техника художественного литья повсеместно связана с освоением малой скульптурной формы. Она открыла богатые возможности для скульптуры, позволяя передавать весомую, осязаемую пластику формы, а также создавать сложные объемно-пространственные композиции с множеством сквозных отверстий, передавать разнообразные
движения и повороты фигур, отливать скульптурные группы. Большие художественные возможности техника литья предоставила рельефу. В нем работает не только контур самого декора, но и внутренняя проработка орнамента. Это очень хорошо видно в ювелирных изделиях, выполненных в технике литья и в более крупных изделиях (мебели или интерьерных украшений), выполненных в технике каслинского и кусинского литья (см. рис. 4) [2]. В одном произведении могут сочетаться барельеф и горельеф, переход в круглую скульптуру. В литье можно создавать тонкие ажурные вещи, красота которых строится на выразительности силуэта, четкости контурной линии.
Рис. 4. Изделия, выполненные в технике литья
Металл - очень благородный материал для гравирования. Гравированием называется один из древнейших способов художественной обработки металлов и некоторых неметаллических материалов. Гравированным узором украшают литье и кованые вещи, как плоские, так и объемные. Суть его в нанесении рисок различной величины, глубины и характера - овальной, прямоугольной, треугольной выборке на пластине металла (плоская гравировка), а также в получении рельефного изображения удалением излишнего металла (обронная гравировка) [3, с. 15]. Этот прием широко распространен в художественной обработке металлов. Его назначение - декорирование поверхности изделия путем нанесения контурного рисунка, или узора, или сложных портретных, многофигурных или ландшафтных тоновых композиций, а также исполнение различных надписей и шрифтовых работ. Гравированием украшают как плоские, так и объемные изделия.
Главное средство художественной гравировки - это линия. Она может иметь изобразительное, декоративно-ритмическое и экспрессивно эмоциональное звучание.
Возможности плоскостного гравирования очень широки - это рисунки, графические работы, выполненные резцом на металле, еще более тонкие и совершенные, чем рисунки, сделанные карандашом или даже пером. По содержанию гравированный орнамент очень разнообразен. В рельефном орнаменте более разнообразно прорабатываются внутреннее наполнение. Плоскостной орнамент выглядит более утонченно и четко.
Следует отметить, что гравировка выполняется не только в ручную, но и механическим способом. С помощью гильоши-рования, при точной и равномерной подаче резца на поверхности изделий вычерчиваются тончайшие сложно сплетенные сетки из прямых и волнистых линий (см. рис. 5).
Художественные возможности гравировки значительно обогащаются самим металлом: на срезах рисунка он по-разному отражает свет, наполняя его мерцающим блеском. Но мастера всегда стремились найти такие приемы, которые сделали бы гравированные изображения контрастными. К ним относится чернь, насечка и техника золотой и серебряной наводки.
Травление - процесс воздействия на отдельные участки металла (поверхность которого местами покрывают защитным лаком) химически агрессивными веществами, в результате чего на нем образуются углубления и канавки. С помощью такого травления можно выполнить: линейный углубленный рисунок аналогично гравюре, углубленный рисунок по всей плоскости, углубленный фон выступающего рисунка.
Техника травления определяет возможности орнаментального декора изделий. Кистью наносится рисунок битумным лаком. Художник выполняет композиционное решение декора. Поверхность, не защищенная лаком, подвергается травлению и становится матовой. После снятия лака рисунок сохраняет глянцевую поверхность и выглядит рельефно. Гравирование стальной иглой заключается в нанесении особо тонкого рисунка штриховой или контурной линией непосредственно на лаковую повер-
хность. Филигранное выполнение этого вида обработки металла повышает художественную ценность изделия. Вот почему от качества работы художника, его техничности и мастерства зависит, станет ли изделие произведением искусства.
Декоративная отделка может состоять из одного или нескольких этапов. Во-первых, это никелирование - нанесение никелевого покрытия, которое придает изделию светлый, бархатистый матовый или глянцевый фон. Во-вторых, синение - нагретая поверхность принимает цвета от соломенного до темно-синего. Воронение - более широко известная разновидность синения. В-третьих, золочение - основной и заключительный этап, который состоит в нанесении гальванического золотого покрытия.
Все эти технические возможности травления обогащают не только графический язык орнамента, но и его цветовую палитру (см. рис. 6).
Рис. 6. Изделия, выполненные в технике травления
Художественная выразительность техники филиграни также строится на возможностях линейного рисунка, но этим она не ограничивается, поскольку филигранный орнамент может накладываться на плоскость в несколько слоев, создавая световоздушную среду, в которую включаются драгоценные камни, вставки перегородчатой эмали. Филигранные изделия могут быть ажурными, плоскими или
объемными (см. рис. 7). Техника филиграни может создавать богатые пластические и пространственные эффекты, сочетать плоскостные решения и объемы, четкие геометрические и причудливые растительные мотивы. Филигрань прекрасно уживается с другими техниками и материалами: драгоценными камнями, чеканкой, перегородчатой эмалью, чернью, скульптурным декором.
Рис. 7. Изделия, выполненные в технике филиграни
Можно перечислять еще много технологий художественной обработки металла. И в каждой из них технология будет определять орнаментальное решение свойственное именно ей. Важным составляющим при подготовке проектировщика, художника изделий из металла является его практическая подготовка по освоению специальных художественных технологий [4]. Только грамотный, освоивший специфику и тонкость каждой технологии художник по металлу может точно определить, какой декор будет раскрывать всю прелесть и достоинства материала, из которого или на котором он будет исполнен.
1. Соколова М. С., Соколов М. В. Орнамент и металлическое кружево русских мастеров: монография. Магнитогорск: МаГУ, 2010. 146 с.
2. Искусство и культура Урала как региональный компонент художественного образования: сб. материалов по проблемам изучения искусства и культуры Южного Урала и вопросам художественного образования / редкол.: В. М. Белый, Н. С. Жданова, А. А. Кожаринова и др.; общ. ред.: О. П. Савельева. Магнитогорск, 2012. 214 с.
3. Соколов М. В. Художественная обработка металла: Азы филиграни: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. 114 с.
4. Хворостов Д. А. О профессиональной подготовке художника-проектанта. Компьютер и «работа от руки» // Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». 2011. № 4(18). С.120-123.
© Соколова М. С., 2015