Научная статья на тему 'Приемы декоративного оформления ворот в современном народном жилище (на материалах Кукморского района Республики Татарстан)'

Приемы декоративного оформления ворот в современном народном жилище (на материалах Кукморского района Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
861
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ЖИЛИЩЕ / ЭКСТЕРЬЕР / ВОРОТА / ДЕКОР / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / ПРОПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА / РЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА / ВЫЕМЧАТАЯ РЕЗЬБА / ТАТАРСКИЙ ОРНАМЕНТ / МОТИВЫ ОРНАМЕНТА / УЗОР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мингазов И. Э.

Статья посвящена изготовлению и декорированию ворот в народном жилище одного из районов Татарстана. Ворота издавна занимали значительное место в архитектуре сельской усадьбы, их изготовление и декор связаны с историей и социально-экономической жизнью народа. В статье дана классификация разновидностей ворот и приемов их оформления. В современную эпоху место деревянных ворот все чаще занимают железные, однако, несмотря на это, прослеживается преемственность в изготовлении узоров и орнаментальном декоре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DECORATION IN THE MODERN NATIONAL HOUSING Gates (on the base of the Tattarstan KUKMOR DISTRICT materials)

The article describes the ways of creating and decorating gates in the villages of Kukmor district. Since the dawn of time the gates played a great role in the traditional house decoration. Decorative art, and especially gate decoration, is connected with the history and socio-economic life. The article contains the classification and peculiarities of gate decoration that is based on the specificity of the national culture, its creative thinking and way of life. Architectural forms, systems and means of decoration of the past can be eternal only when they meet the needs of the modern society. With the change of life conditions most of the wooden gates are replaced by the iron ones, but in spite of this traditional ornamentation is still developing.

Текст научной работы на тему «Приемы декоративного оформления ворот в современном народном жилище (на материалах Кукморского района Республики Татарстан)»

УДК 658.512.23

И.Э.Мингазов

ПРИЕМЫ ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВОРОТ В СОВРЕМЕННОМ НАРОДНОМ ЖИЛИЩЕ (НА МАТЕРИАЛАХ КУКМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Статья посвящена изготовлению и декорированию ворот в народном жилище одного из районов Татарстана. Ворота издавна занимали значительное место в архитектуре сельской усадьбы, их изготовление и декор связаны с историей и социально-экономической жизнью народа. В статье дана классификация разновидностей ворот и приемов их оформления. В современную эпоху место деревянных ворот все чаще занимают железные, однако, несмотря на это, прослеживается преемственность в изготовлении узоров и орнаментальном декоре.

Ключевые слова: народное жилище, экстерьер, ворота; декор, художественное оформление; пропильная резьба, рельефная резьба; выемчатая резьба; татарский орнамент, мотивы орнамента; узор.

I.MINGAZOV METHODS OF DECORATION IN THE MODERN NATIONAL HOUSING GATES (ON THE BASE OF THE TATTARSTAN KUKMOR DISTRICT MATERIALS)

The article describes the ways of creating and decorating gates in the villages of Kukmor district. Since the dawn of time the gates played a great role in the traditional house decoration. Decorative art, and especially gate decoration, is connected with the history and socio-economic life. The article contains the classification and peculiarities of gate decoration that is based on the specificity of the national culture, its creative thinking and way of life. Architectural forms, systems and means of decoration of the past can be eternal only when they meet the needs of the modern society. With the change of life conditions most of the wooden gates are replaced by the iron ones, but in spite of this traditional ornamentation is still developing.

Keywords: traditional house; exterior; gates, décoration, artistic design; sawing, relief thread; Tatar ornamental pattern; ornament.

В оформлении народного жилища особое место занимают ворота. Внешний вид ворот, их высота, добротность были показателями социального престижа, благосостояния и благополучия, цветовое и орнаментальное убранство отражали эстетические предпочтения хозяев. Однако ворота изначально выполняли не только декоративную, но и оберегающую, защитную функции. Не случайно татарское слово «капка», означающее ворота, семантически восходит к слову «капла», т.е. укрывай. Ворота были своеобразной границей, которая отделяла частную жизнь обитателей дома от коллективной жизни общины. От устройства ворот зависела сохранность семьи и ее имущества, они надежно охраняли жизнь семьи от «чужих» глаз.

В ходе строительства дома и прилегающих хозяйственных построек ворота являются завершающим этапом строительства. Их пропорции выбираются исходя из размеров, особенно, высоты дома. В русских селах Кукморского района встречаются дома и без ворот, но в татарских - ворота традиционно являются обязательным элементом жилища. Ворота «русского» типа были характерны также для жилища удмуртов, марийцев, чувашей и отличались высотой, установкой полотнищ на четырех столбах и наличием двухскатного покрытия. Покрытия сохраняют полотнища ворот от разрушающего влияния осадков. Традиционные татарские ворота не имеют покрытия, в них столбы-стойки соединяются сверху доской или брусом, либо не соединяются вовсе. Сегодня в деревнях Кукморского района количественно преобладают ворота так называемого «русского типа».

Традиционно ворота, как и дома, возводились из досок, с использованием разных пород древесины. «Проживая в районах богатых сосновыми и лиственными лесами, на берегах полноводных рек Волги и Камы, татарский народ и его предки издавна занимались художественной обработкой дерева» [1].

В северных лесных районах, к которым относится Кукморский район, ворота возводили высокими, стоящими на трех-четырех столбах. Для долговечности столбы заготавливали из дуба. Сегодня можно встретить множество разновидностей деревянных ворот. Иногда ворота строят с двумя столбами, и они одновременно служат как входной проем и как въезд для транспортных средств. Трех столбовые ворота, с устройством специальной калитки для входа, сооружаются из обшивочной доски, вместо столбов часто используются деревянные или железные заготовки. В некоторых деревнях, особенно если поблизости нет лесных массивов, столбы возводят из кирпича и калитку в верхней части украшают выступающим узором

Ворота делают не только красивыми и прочными, но в них закладывается также и такая их способность, как сопротивление огню. Этим требованиям как нельзя лучше соответствуют современные металлические ворота, а самыми прочными стали кованые ворота из железа. Появились и комбинированные ворота из железа и твердых сортов дерева.

Ворота, как и дома, возводят мастера-плотники, а украшают - столяры, изготавливающие детали ворот и исполняющие орнаментальную резьбу. Умение в устройстве и украшении ворот передавалось от одного поколения к другому. Профессии плотника и столяра в Кукморском районе, несмотря на то, что на севере Татарстана много удмуртских и марийских сел, были распространены среди жителей татарских деревень. Это способствовало тому, что узоры татарской домовой резьбы, в том числе и на воротах, получили распространение в убранстве жилища других народов края. Хотя, надо отметить, что татарские мастера

зачастую использовали орнаментальное наследие этих народов, придавая домам местное своеобразие.

С появлением железных металлических ворот место плотника и столяра занимает сварщик, специалист по сварочным работам. Для украшения металлических ворот узорными деталями применяется метод художественной ковки. Большое количество одинаковых узоров из металла изготавливаются путем штамповки.

В оформлении деревянных ворот использовали накладную технику орнаментации, используя глухую контурную и пропильную резьбу. Последняя создавала новые возможности для использования более мелких ажурных деталей в украшении ворот. Если для изготовления традиционных ворот использовали тесовые и пиленые доски, то во второй половине 20 в. популярность получили обшивочные доски с рифлеными узорами в виде углублений и выпуклостей, придававшими облику ворот особый колорит.

В целом форма ворот у татар, марийцев, удмуртов Кукморского района отличается определенным сходством. Различия проявляются в узорных композициях, орнаментальных мотивах. Это свидетельствует о том, что ворота сооружались одними и теми же мастерами, приглашавшимися для сооружения ворот.

В традиционном народном жилище Кукморского района полотнища ворота оформлялись крупными накладными узорами в виде растительных мотивов, мотивов восходящего солнца. Использовались геометрические узоры в форме треугольников, многоугольников, ромбов, кругов и др. Особой популярностью и сегодня пользуется мотив солнца в виде многолепестковой цветочной розетки. Верх, над входной частью ворот, также всегда украшается резным узором из растительных и геометрических мотивов. Они выполняются в технике пропильной резьбы и воспринимаются как ажурные кружева. Орнаментальный декор ворот дополняется полихромной раскраской плоскости фона и отдельных деталей узоров. В основном применяются сочетания белого, голубого, синего, зеленого цветов с желтым.

Среди деревянных ворот и сегодня можно встретить шедевры народного искусства. Например, узор в украшении верхней части «русского» типа ворот кажется вовсе выполненным не из дерева, как будто хозяйка дома повесила на них белоснежные кружева. Накладные узоры на столбах напоминают лепестки луговых и садовых цветов. Особенно радует глаз накладной узор в виде крупной цветочной розетки. Народный умелец потратил немало сил и времени, чтобы создать столь совершенные узоры, раскрывающие красоту окружающего мира. Среди ворот «татарского» типа встречаются и образцы необычных и оригинальных форм. Верхняя часть их украшается сквозным криволинейным узором из мотивов в виде лепестков.

К сожалению, век деревянных резных ворот уходит в прошлое. Жители выбирают более современные и долговечные материалы для их возведения.

Что касается декора металлических ворот, то в них использование художественной ковки открывает широкие возможности для создания разнообразных узоров, их переплетений. Орнаментальный декор отличается особой пластикой и гармонией линий, изяществом композиции. При изготовлении мелких орнаментальных деталей (цветы, листочки, бабочки) мастера применяют технику чеканки, используя такие материалы, как латунь, медь и сталь. Узоры привариваются к полотнищам ворот, которые затем грунтуются краской в целях избегания коррозии металла. Для покраски ворот используется технология порошкового окрашивания, которая по показателям превосходит жидкую краску. Порошковый метод позволяет также создавать различные декоративные эффекты: так называемые «молотковая поверхность», «апельсиновая корка», «металлик» и др.

В последние годы все чаще стали изготавливать ворота из цветного профнастила (рифленое железо заводского производства), и появляются новые декоративные приемы оформления в зависимости от конструкции и материала ворот. И хотя последние заводского изготовления, однако орнамент их исполняется вручную. В тех случаях, когда основой ворот выступает профнастил, он украшается узорами из полнотелой (цельная стальная заготовка) или пустотелой заготовки из стали. Когда основой ворот является цельный стальной лист, он украшается узорами из стальной полнотелой заготовки. Часто основой ворот является железный каркас, и в этом случае узоры прикрепляются к нему. Детали орнамента на воротах могут быть также исполнены из листового железа. Ворота из профнастила разного цвета (красный, зеленый, синий, бирюзовый, коричневый) исполняют на заказ. Немаловажную роль играет правильность его выбора. Обычно покраску заказывают под цвет крыши или ограды.

В оформлении металлических воротах прослеживается преемственность в выборе узоров. Мастера используют цветочно-растительные и геометрические мотивы. Из последних широко применяются такие узоры, как круги, ромбы, квадраты, треугольники, характерный для орнамента казанских татар мотив волны, набегающей волны (фестончатообразный), мотивы жгута, спирали [2]. Верхняя часть многих ворот имеет волнообразную форму. Среди узоров встречаются и зооморфные мотивы, однако значительно реже, чем растительные. Можно встретить изображения птиц и бабочек. Некоторые узоры мастера позаимствовали из декора старинных татарских ворот из дерева. Иногда заказчики сами подсказывают понравившиеся узоры. В целом современный интерес к декорированию ворот способствует поиску новых решений, часто мастера обращаются к народному орнаменту.

Сегодня изготовлением железных ворот в Кукморе в широком масштабе занимается предприятие «Металлодизайн». Оно расположено на месте бывшего Таишевского медеплавильного завода, который был основан в XVIII веке. После революции на базе завода образовалась артель «Кызыл Тимерче», в которой изготавливали кованые телеги, бытовые изделия. В 1940 году «Кызыл Тимерче» переименовали в артель «Сталь», в которой было организовано литейное производство. В 1967 году мастерская была переименована в «Кукморский завод металлопосуды», переведенный в 1986 году, в связи с расширением производства, на новое место. А на историческом месте производства по обработке меди и железа образовался «Металлодизайн». Предприятие оснащено оборудованием по изготовлению ворот, их деталей и узоров из железа. Работают высококвалифицированные кузнецы, сварщики и токари, которые могут исполнить ворота любых размеров, конструкции с узорами любой сложности. Заказы на изготовление ворот принимаются по каталогу или по индивидуальному образцу. Обычно интересует новизна, оригинальность формы ворот и, как правило, заказчик не постоит за ценой в желании украсить экстерьер дома воротами.

Таким образом, приемы декоративного оформления ворот в современном народном жилище претерпели значительную эволюцию. Изменения произошли в использовании материала ворот и техник декорирования. Это привело к изменениям в художественном решении (пространственных и цветовых композиций, стилистики декора) и в целом к той роли ворот, которое они занимали в традиционной культуре.

В 21 веке изменилось отношение к качеству ворот. Если в начале века ценилась прочность ворот, то в последние годы превалирует спрос на ворота с узорным оформлением, что отражает повышение уровня культуры, благосостояния и эстетического вкуса. Изготовление металлических ворот способствовало появлению мастеров, владеющих секретами таких ремесел, как художественная ковка, кузнечное дело, чеканка. Это создало условия для возрождения традиций в этих старинных видах народных промыслов. Они реализуются в новом качестве с использованием новых материалов, технологий, инструментов, вместе с которыми появляются дизайнерские решения и декоративные приемы, отражающие творческие возможности современных народных мастеров.

Примечания

1. Г.Ф.Валеева-Сулейманова. Мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе. Казань. Изд. «Магариф». С. 143

2. Ф.Х.Валеев. «Орнамент казанских татар».Казань 1969. С. 50

1. G.F.Valeeva-Sulejmanova. МшиГташкое iskusstvo v Volgo-Ural'skom regione. Kazan'. М. «Magarif». S. 143

2. F.H.Valeev. «Omament kazanskih tatar».Kazan' 1969. S. 50

Использованная литература

1. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. -Казань, 1969

2. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана.- Казань, 1984

3. Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. -Казань, 2002

4. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарстана. Татарское книжное издатетельство.- Казань, 2002

5. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана.Изд. «Фэн». -Казань, 1995

6. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Мусульманское искусство в Волго-Уральском регионе. Изд. «Магариф». -Казань, 2008

1. Valeev F.H. Оттате^: kazanskih tatar. - Kazan', 1969

2. Valeev F.H. Narodnoe dekorativnoe iskusstvo Tatarstana.- Kazan', 1984

3. Valeev F.H. Tatarskij narodnyj omament. -Kazan', 2002

4. Valeev F.H., Valeeva-Sulejmanova G.F. Drevnee iskusstvo Tatarstana. Tatarskoe knizhnoe izdatetel'stvo.-Kazan', 2002

5. Valeeva-Sulejmanova G.F. Dekorativnoe iskusstvo Tatarstana.Izd. «Fэn». -Kazan', 1995

6. Valeeva-Sulejmanova G.F. Musul'manskoe iskusstvo V Volgo-Ural'skom regione. Izd. «Magarif». -Kazan', 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.