Научная статья на тему 'Природные основы генезиса аварского орнаментального искусства'

Природные основы генезиса аварского орнаментального искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
746
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юг России: экология, развитие
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АВАРСКОЕ ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЮВЕЛИРНЫЙ ОРНАМЕНТ / AVARIAN ORNAMENTAL ART / JEWELER ORNAMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Газимагомедов Г. Г.

Статья посвящена аварскому орнаментальному искусству единственном в своем роде явлении в декоративно-прикладном искусстве. Особое внимание уделено преемственности традиции, имеющей большое значение для сохранения и дальнейшего развития богатейшего народного художественного промысла Республики Дагестан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural genesis foundation avar ornamental art

The work deals with Avarian ornamental art it is the only phenomena in decoration applied art. Special attention is paid to succession of the traditions important for conservation and further development of the natural art trade of Daghestan republic

Текст научной работы на тему «Природные основы генезиса аварского орнаментального искусства»

Юг России: экология, развитие. №1, 2011

The South of Russia: ecology, development. №1, 2011

7. Возрождение Волги - шаг к спасению России // Сб. «Субъекты Федерации и города бассейна» / Под ред. д.э.н. И.К. Комарова. Кн. 2. М.: «Экология», 1997. 510 с.

8. Возрождение Волги - шаг к спасению России // Роль Московского региона в возрождении Волги / Под ред. д.э.н. И.К. Комарова. Кн. 3. М.: РАУ-Университет, 1999. 383 с.

9. Сохно М.Н., Комаров Ю.Э. Класс рыбы // Животный мир Республики Северная Осетия - Алания. Владикавказ: Проект-пресс. С. 36-47.

1. Abdurahmanov G. M, Karpjuk M. I, Morozov B. N, etc.The Current state and determination factors a biological and landscape variety of the Volzhsko-Caspian region of Russia. M: the Science, 2002. 416 p.

2. Aligadzhiev G. A. The Caspian subspecies of a salmon//the Red book of Republic Dagestan. Makhachkala: Dag. Book Publishing house, 1998. P. 86.

3. Bathiev A.M.Local fauna (the Short review of fauna of the Chechen Republic). Nazran: "Piligrim", 2009. 160 p.

4. Bathiev A.M., etc. Osteal fishes//the Red book of the Chechen Republic. Kinds of plants rare and being under the threat of disappearance and animals. Grozny: South. pub. The house, 2007. - P. 253-267.

5. Baluk T.V.Formation of ecosystems on primary elements of an inundated relief in natural and antropogenous changed conditions. Moscow: pub. The Russian Academy of Sciences, 2005. 197 p.

6. Beljakov A.A., etc. Water use and national safety//Under the editorship of E.Abdulaeva. M: Vimpel, 1997. 296 p.

7. Revival of Volga - a step to salvage of Russia//Col. «Subjects of Federation and a pool city» / Under the editorship of d.ec.sc. I.K.Komarova. Book 2. M: "bionomics", 1997. 510 p.

8. Revival of Volga - a step to salvage of Russia//the Role of the Moscow region in revival of Volga / Under the editorship of d.ec.sc. I.K.Komarova. Book 3. M: RAU-UNIVERSITY, 1999. 383 p.

9. Sohno M. N, Komarova JU.E.Class's of fish//Fauna of Republic Ossetia- Alanija. Vladikavkaz: the Project-press. P. 36-47.

Статья посвящена аварскому орнаментальному искусству - единственном в своем роде явлении в декоративно-прикладном искусстве. Особое внимание уделено преемственности традиции, имеющей большое значение для сохранения и дальнейшего развития богатейшего народного художественного промысла Республики Дагестан. The work deals with Avarian ornamental art - it is the only phenomena in decoration applied art. Special attention is paid to succession of the traditions important for conservation and further development of the natural art trade of Daghestan republic.

Ключевые слова: Аварское орнаментальное искусство, ювелирный орнамент. Keywords: Avarian ornamental art, jeweler ornament.

Художественная обработка металла у аварцев берет истоки еще с глубокой древности. Многочисленные археологические находки говорят о том, что на территории аварских поселений еще во II тысячелетии до н.э. занимались этим ремеслом. Предки нынешних аварцев знали бронзовое литье, медночеканное дело, изготовление оружия.

Войны уничтожали множество памятников древнего искусства. Известно, например, что памятники из бронзы шли на переплавку для изготовления оружия, пуль, пушек.

Немногочисленные памятники, обнаруженные во время раскопок, позволяют проследить путь развития богатого и разнообразного народного искусства. Почти в каждом аварском селении были свои мастера по ювелирному делу.

Появление у аварцев собственного ювелирного дела относится к эпохе средневековья. Наиболее ранние образцы аварского ювелирного искусства полностью повторяли формы бронзовых литий, украшений (браслеты, сережки, пряжки, кольца, подвески).

Ювелирным и оружейным производством славились аулы Согратль, Ругуджа, Гамсутль, Гоцатль, Тинда, Унцукуль и др. Эти же аулы в XIX в. стали крупными промысловыми центра-

Bibliography

УДК: 391 (351.1)

ПРИРОДНЫЕ ОСНОВЫ ГЕНЕЗИСА АВАРСКОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА

© 2011 Газимагомедов Г.Г.

Дагестанский Государственный Университет

Общие вопросы j^t Юг России: экология, развитие. №1, 2011

General problems_Цу_The South of Russia: ecology, development. №1, 2011

ми местной художественной культуры.

Аварское серебряное оружие, в отличие от лакского, даргинского, украшали более сдержанно и скромно. Наиболее ранние известные кинжалы аварских мастеров относятся к XVI- XVII вв. Рукоятки изготовляли из рога крупного рогатого скота без украшений. Концы отделывали кожей. Небольшие серебряные пластинки вставляли на концах ножей, где необходимо было создать наибольшую прочность. Пластинки украшали крупным черневым орнаментом, изредка с глубокой гравировкой и чеканным фоном. Более богатые кинжалы изготовляли целиком из серебра, украшали крупным черневым орнаментом - чаще всего чернь выступала фоном, по которому проходили светло серебристые линии гравировки. Глубокую гравировку использовали в виде небольших вспомогательных пятен.

В украшении шашек, так же как и кинжалов, сохранилась функциональная оправданность. Серебряные пластинки с черневым и гравированным узором мастер располагает в тех местах, где необходима небольшая прочность - на концах и в середине ножен, где крепятся кольца для ремней. Сплошное заполнение ножен шашек у аварцев почти не встречается.

Огнестрельное оружие аварские мастера украшали такими же скромными и простыми средствами, как кинжалы и шашки. Пистолеты отделывали серебряными обручами и пластинками на рукоятке, на замке и на местах соединения ложа со стволом.

Изготовляли и самые разнообразные женские серебряные украшения, ассортимент которых был особых богат и разнообразен к свадебному женскому костюму. Наряду с нарядными украшениями: кольцами, браслетами, сережками, застежками, вырабатывались массивные подвески, состоящие из множества фигурных деталей и монет.

Большую роль в художественном оформлении изделий занимала накладная филигрань, зернь, наборные де-тали, объемные вставки из камней и цветного стекла. Украшения отличались массивностью, обилием серебря-ного припая, заполнявшего ячейки ажурной филиграни. Чернь обычно применяли меньше. Филигранные изделия выполняли из серебра, при изготовлении вещей с черневым рисунком пользовались серебром более высокой пробы.

Чернь в серебреных украшениях аварцев выполняли вспомогательную роль. Она подчеркивала скульптурно- классические формы чеканных элементов. Браслеты этого типа по орнаментальному решению и по техническим приемам близки к лакским и даргинским.

В ювелирных украшениях, помимо несложных рас-тительных и геометрических узоров, преобладает всевозможное изображение птиц и животных.

Очень интересно в этой связи обратиться к тидибским серебряным украшениям. Головной убор, например, покрывали забавными лошадками, спиралями, звездами.

В комплекте с головным убором носили темное серебряное украшение в виде солярного знака, прикрепляемое к серебряной пластинке головного убора.

Не меньший интерес представляют женские кожаные пояса, украшенные металлическими вставками. Бляшки пояса расположены в виде треугольников, точечных линий, крестообразных фигур и зубцов, воспроизводят мотивы резного дерева и камня.

В серебре, как и во всех видах искусства - резном камне и дереве, в коврах, - большую роль играл фон. Черный полированный фон заставлял мастера стремиться к большой обрабо-танности деталей и контуров линий.

Для понимания смыслового значения мотивов орнамента и его композиции существенную роль играет функциональное назначение предметов и соотношения их с ролью обрядовой. Характеризуемый материал восприятия вещи приобретает еще большее значение в виду весьма позднего сохранения в традиционной художественной культуре синкретического начала, неразрывности бытовых, духовных и эстетических функций каждого предмета.

Этнографические данные свидетельствуют, что многие изделия из металла использовались в домашнем хозяйстве, были связаны с определенными образами, обычаями, поверьями. Об этом говорит также и стойкость их традиционных форм, восходящая к глубокой древности.

Аварский ювелирный орнамент носит преимущественно геометрический характер и существенно отличается от традиционного орнамента Кубачей и Кази-Кумуха. В аварском гравированном орнаменте на медночеканных бытовых предметах и черневых узорах на ювелирных

Юг России: экология, развитие. №1, 2011

The South of Russia: ecology, development. №1, 2011

Гаджимагомедов Ахмед рог в серебряном оплаве 2008г.

JbrTsEin

Гимбатов Магомедрасул Пистолет образца Х1Х в. 2008г.

Гимбатов Базарган Винный сервиз. - Таус. 1970г.

Гамзатов Магомед Водоносный кувшин - ГТеретТ. 1950г.

Ибрагимов Магомед Тарелка декоративная. 1977г.

Подвеска височная. Куй к маргалу. Вторая половина Х1Х в

Гимбатов Магомедрасул Кинжал 1994-1999гг.

Джамалудинов Магомед Ваза ажурная - Весна. 1978г.

Джамалудинов Магомед Кувшин декоративный. 90-е годы ХХ в

изделиях часто встречаются образы, относящиеся к земледельческим культам. Разнообразные солярные знаки, круги, треугольники, квадраты, лабиринты, розетки, птицы, изображение рук, глаз, головы, хорошо известные по наскальным изображениям, и средневековому резному камню и дереву. На медночеканных и ювелирных изделиях до конца XIX в. сохранялось магическое значение рисунка, связанное с мировосприятием населения. Оно играло большую роль в орнаментальном убранстве ювелирных и медночеканных изделий.

Солярные знаки воспроизводят на ювелирных изделиях в технике черни. Они бывают вписаны в круг или в систему окружностей, выступают в виде многолепестковых или лучеобразных многоконечных звезд, розеток, крестообразных знаков и т.д.

Среди многообразных геометрических фигур, бытующих в аварском ювелирном орнаменте, особо выделяется круг, символизирующий солнце, главный источник жизни на земле. С кругом связаны многие обряды. Такие, как проведение весеннего праздника первой борозды -на рога быка вешались хлебные баранки, круглые хлебные круги пропускали между ног ребенка, сделавшего первый самостоятельный шаг, дарили хлебные кольца засватанным девушкам, победителям в единоборстве на соревнованиях, коню, победившему на скачках, вешали на шею хлебный круг.

В единый круг образов, связанных с языческим верованием, входит изображение огня, встречающееся на самых различных предметах вплоть до ХХ в. Огонь по народным преданиям предохраняет человека от несчастья. При постройке нового дома огонь переносили из старого жилища в новый так же, как и все очажные принадлежности. С огнем связан обряд высыпания за уезжающим хозяином дома золу и углей, имеющее свойство по народным воззрениям предохранять человека от того или иного несчастья в пути. На ювелирных изделиях языки пламени переплетают вокруг солярной розетки, связывая в единое целое земной и небесный мир.

Солярные знаки, символы огня и солнца часто изображают рядом с разнообразными фигурами - символами поля, связанными с земледельческими культами.

Многие данные, полученные благодаря изучению древнеземледельческих населений горного Дагестана, доказывают, что охота на козлов имела решающее значение в обеспечении мясной пищей. Значительное количество изображений козла в наскальных рисунках свидетельствует о наличии обрядов охотничьей магии. Как известного, связь козла с культом плодородия у горцев Дагестана имеет еще более глубокую традицию.

В традиционном восприятии ювелирные украшения относятся к кругу предметов, непосредственно связанных с женщиной. Поэтому ведущая роль в его декоре идеи плодородия Земли с идеей продолжения рода представляется вполне оправданной.

Содержащийся в этих мотивах образ может трактоваться как не менее значительный для земледельческого культа символ плодородия - древо жизни.

Довольно часто в височных подвесках и серьгах встречается изображение птиц, расположенное внутри кольца с подвесками из цепочек. Образ птицы участвовал во многих ритуалах дагестанцев: в прошении дождя и хорошей погоды. Изображения и кости птицы зашивали в одежду детей, которые по верованиям должны были обеспечить ребенку здоровье и рост, оберегать его от злых духов и дурного глаза. Фигуру птицы пекли из хлеба по праздникам и преподносили детям.

Зашивали в одежду девушки или детей амулет в виде руки, который также должен был оберегать их от злых духов и дурного взгляда. Изображение руки встречается на стенах домов, на каминах и надмогильных плитах.

В украшении «Магъал» - головного убора багулок - использовались подвески в виде коней, повернувшихся друг к другу спинами, - изображение, отнесенное исследователями к олицетворению силы природы. Наряду с солярными знаками, розетками, кругами, антропо-морф-ными и зооморфными изображениями в аварском ювелирном орнаменте существует развитый слой растительного орнамента, который имеет несколько свободную трактовку, чем в кубачинском и лакском орнаментальном искусстве.

Наличие нескольких орнаментальных школ способствовало воспитанию ряда известных мастеров ювелирного дела: Чаландара из с. Гамсутль - виртуоза-орнаменталиста по черни и глубокой гравировки, Якуба из Чоха - мастера по золотой насечке по железу и кости, Газиясул

Магомеда из Гоцатля, унцукульца Магомеда Карамагди. Пайзулы из Обода и др.

Аварский ювелирный растительный орнамент пластичен и выразителен по линиям и ритму. Белые серебристые линии по черной поверхности изделия обязывали мастеров к более деятельной обработанности узора. красоте и плавности его контуров и линий.

Среди аварских орнаментальных узоров имеется несколько стойких композиций, которые мастера приняли для украшения своих произведений.

Наиболее распространенные среди них - это «гъвет1» - «дерево», «к1ибикьараб», «дан-деккараб» - близкие кубачинскому «тутта» и лакскому «мурхьна-къиш». Орнамент строится на вертикальной оси по восходящим линиям с боковыми рогообразными ответвлениями, с нани-занием на них элементов «г1ек1 къигьин», имеет несколько разновидностей.

Орнамент «гъвет1» -«дерево» использовали для украшения огнестрельного и холодного оружия, посуды, ложек и т.д.

Наряду с «гъвет1» -«дерево» среди мастеров был популярен узор «жубараб», близкий кубачинскому «мархараю» и лакскому «мурхьу». «Жубараб» покрывает поверхность изделия сетью равномерно расходящихся ритмических линий и элементов.

В отличие от «мархарая» и «курадада» он имеет значительно больше свободного фона, который сохраняется незаполненным и звучит самостоятельно, благодаря чему каждая деталь орнамента читается предельно отчетливо. В современном варианте «жубараб» несколько насыщен элементами и более густо покрывает поверхность изделия. Иногда мастера вводят в орнаментальную ткань животных и птиц.

Мастера принимают композицию «жубараб» для декорирования холодного оружия, бокалов, сервизов для напитков.

В композиционных решениях «гъвет1», «жубараб» встречаются солярные знаки, розетки, круги, квадратики, лабиринты, хорошо известные наскальными росписями по средневековому резному камню, дереву и медночеканной утвари, а позднее - и по ювелирным украшениям, говорящим о сохранившемся в народной памяти магическом значении этих изображений.

На холодном оружии и на женских украшениях встречается узор из рогообразных фигур «капураб». Аналогичные мотивы распространены во всех видах народного искусства аварцев. Он встречается в резном дереве и камне, золотой вышивке, медночеканных изделиях и т.д. При очень ограниченном количестве выразительных средств мастера, изменяя направление движения рогооб-разных фигур, создавали причудливые узоры, вросшие в розетки, солярные знаки, квадраты.

Помимо описанных выше орнаментальных композиций, мастера использовали достаточно распространенный сетчатый узор «хьухьараб». Сетчатый рисунок орнамента образуется скрещиванием черных линий с крестиками из лепестков на местах соединения.

В работах современных мастеров встречается орнаментальная композиция «русский рисунок», или «г1уруснакъиш» с крупными лепестками, веточками и бутонами из цветов. По композиционному построению он близок к кубачинскому «москов накъиш».

Для декорирования мелких ювелирных украшений мастера использовали несколько известных орнаментальных мотивов - «дангъва» и «бат1ак1анц1».

Для завершения композиционного решения мастера применяли орнаментальные полоски «мухъилнакьиш».

Для характеристики ювелирного орнамента обращаемся к творчеству трех известных мастеров Гоцатля: М. Джамалудинова, Б. Гимбатова и М. Ибрагимова.

Творческие работы ведущих мастеров отличаются высокохудожественным уровнем новизной технических приемов.

Ведущий мастер М. Джамалудинов создает ряд интересных работ. Одна из его работ -декоративная ваза «Гоцатль» шаровидной формы покрыта богатым растительным орнаментом, «кахабнакъиш» - «белый узор», который проходит светло-серебристыми линиями по всему корпусу вазы на главном черном фоне.

Другая работа «Декоративный кувшин» напоминает по своей форме аварский кувшин для питья. Изящно вытянутое туловище кувшина увенчано крышкой в форме луковицы, носик плавно изогнут. На гладкой полированной серебряной поверхности проходят крупные бутоны и лепестки черневого орнамента, крышка и горловина кувшина покрыты небольшими полоска-

Юг России: экология, развитие. №1, 2011

The South of Russia: ecology, development. №1, 2011

ми черневого орнамента. Кувшин выполнен мастером в середине 70-х годов ХХ в. и резко отличается от остальных работ. Гладкий полированный фон состоит из мельчайшего черневого орнамента. Вершиной творчества этого талантливого мастера стали уникальные филигранные изделия. Кувшины, декоративные вазы, браслеты, серьги, кулоны выполнены с большим художественным вкусом и разнообразными приемами. Своими работами М. Джамалудинов открыл новую страницу в искусстве Дагестана.

Большой оригинальностью отмечены работы мастера Б. Гимбатова (1926-2003 гг.). Сервиз «Т1авус» - «Павлин» выполнен из серебра. Туловище кувшина похоже на луковицу, вытянуто и плавно переходящую в шейку, увенчанную сферической крышкой. Изящно загнутый носик и плавно переходящая к туловищу изогнутая ручка подчеркивают пластику формы изделия. Форма бокалов и подноса оригинальна. Сервиз украшен черневым орнаментом, проходящим тоненькими линиями и бутонами цветов по гладкому серебристому фону. Элементы чер-невого орнамента внутри разбиты на более мелкие, которые придают орнаменту пышность, праздничность. Очень тонко введен в орнамент изобразительный мотив в виде птицы «Т1авус», оживляющей композицию.

Интересны поиски мастера по использованию цветных металлов. Декоративная тарелка из красной меди покрыта растительным орнаментом с глубокой гравировкой и чеканным оксидированным фоном. Лепестки орнамента подвергнуты дополнительной линейной гравировке, что еще больше выявляет красоту изящных и плавных линий орнаментального узора.

Оригинальны и уникальны работы молодого мастера (1954-1978) Магомеда Ибрагимова. Орнамент в его работах подвергаются глубокой гравировке, графической разработке деталей. Такой прием родственный кубачинской ювелирной технике и получил особую известность в «аварском серебре».

В настоящее время мастера работают над новыми видами изделий с использованием богатых традиций аварского ювелирного и оружейного дела.

В статье речь идет о менталитете и о факторах его образующих. Особое внимание уделено биологическим, природным факторам, так как природа-фактор постоянно действующий и, природные параметры формируют этнос наряду с историей и менталитетом.

The article says about mentality and its factors. Especial attentions is paid the biological and natural factors as nature is a factor always existing and natural parameters form ethnos along side with history and mentality. Ключевые слова: ментальность, природа, биология, народ, этнос. Key words: mentality, nature, biology, nations, ethnos.

Понятие менталитета появилось в гуманитарной науке в начале 20 в. Это понятие ориентировано на междисциплинарность, поэтому оно изучается в разных аспектах различными науками. Для начала попытаемся дать определение понятию менталитет или ментальность. Ментальность-это социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления, принадлежащих к той или иной социокультурной, этнической общности. Она имеет отношение к духовным ценностям данной общности, отражается на поведении людей, знаковых системах культур, в идеях и верованиях: включает в себя неосознаваемые носителями данной ментальности элементы.

Одна из определяющих проблем в изучении менталитета- это определение менталеоб-разующих факторов. В последнее время к ним стали относить массовое сознание, народную культуру, этнические, экономические, политические, религиозные и другие факторы. Важное

УДК 130.3

ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР МЕНТАЛЕОБРАЗОВАНИЯ

© 2011 Магомедова Э. А.,

Дагестанский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.