Научная статья на тему 'Роль законов визуального восприятия при композиционном построении натюрморта'

Роль законов визуального восприятия при композиционном построении натюрморта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1155
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНЫ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОЗИЦИЯ / НАТЮРМОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипникова Е. В.

В статье рассматривается роль законов визуального восприятия в совершенствовании качества восприятия будущих учителей изобразительного искусства. Даются методические рекомендации по организации процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE LAWS OF VISUAL PERCEPTION IN COMPOSITIONAL ARRANGEMENT OF STILL LIFES

This paper examines the role of the laws of visual perception in improving the quality of perception of the future fine arts teachers. The methodological guide lines for the organization of the learning process are given.

Текст научной работы на тему «Роль законов визуального восприятия при композиционном построении натюрморта»

третий этап - усложненный многоплановый пейзаж с глубоким пространством;

четвертый этап - пейзаж по памяти и представлению с передачей линейной и воздушной перспективы.

На первом этапе, освоение пейзажа начинается со знакомства с каждым в отдельности элементом природы, с его пластикой. Вводится изучение выразительных возможностей линии и пятна в рисунке, значение колорита в пейзажной живописи. После кропотливого изучения, многократной прорисовки разнообразных видов растений, обучающиеся справляются с поставленной задачей изображения мелких природных форм с характерными, своеобразными очертаниями и пластикой.

На втором этапе осуществляется изучение основ композиции. Работа идет в разных форматах листа, в плоскостном изображении с выделением плановости, а также изучением композиционного центра и ритма.

На третьем этапе происходит усложнение пейзажа многоплановостью, линейной и воздушной перспективой. При изображении объемно-пространственного пейзажа обучающиеся углубляют знания по композиции, выполняют задания с передачей среды, пространства, выполняют эскизы пейзажа, определяют освещение пейзажа, выбирают графические материалы и графические средства выражения, определяют пропорции, плановость, избирательность, детализацию. Преподаватель знакомит с последовательностью ведения работы.

На четвертом этапе включаются более длительные постановки и работа над эскизами, с помощью которых ведутся поиски композиционного и цветового решения.

Практическое закрепление изучения жанра «пейзаж» необходимо проводить в форме пленэра. Пленэр как форма художественного общения, развития и реализации потенциала ребенка давно апробирован и внедрен в системе учреждений дополнительного художественного образования. В настоящее время популярность такой формы работы с детьми разных возрастных групп, уровней подготовки возрастает. Проводятся пленэры школьные, городские, региональ-

ные и международные. Целью таких мероприятий является создание условий для развития и реализации творческого потенциала детей и осуществляться в задачах:

а) воспитательной - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества как основы приобретения личностного опыта и самосозидания; гармонизация личности ребенка через развитие способности к самовыражению, самопознанию и саморазвитию;

б) художественно-творческой - воспитание способности эстетически воспринимать предметы и объекты как в реальной действительности, так и через произведения искусства; развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

в) технической - освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства.

Участие в пленэре, изучение пейзажа дает возможность ребенку погрузиться в культурно образовательную среду, которая поможет в самоопределении и осознании социальной значимости своей деятельности, раскроет потенциал и духовную основу личности ребенка.

1. Зайцев А. С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. 190 с.

2. Аракелова А. О. О реализации дополнительных пред-профессиональных общеобразовательных программ в области искусств: в 2 ч.: сб. материалов для детских школ искусств / Минкультуры России. М., 2012. Ч. 1. 118 с.

3. Беда Г. В. Изобразительные средства . М.: Просвещение, 1963. 195 с.

4. Шорохов Е. В. Композиция: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 288 с.

© Савлучинская Н. В., 2015

УДК 378. 147:75

роль законов визуального восприятия при композиционном построении натюрморта

В статье рассматривается роль законов визуального восприятия в совершенствовании качества восприятия будущих учителей изобразительного искусства. Даются методические рекомендации по организации процесса обучения.

Ключевые слова: законы визуального восприятия, художественное восприятие, наблюдательность, композиция, натюрморт.

E. B. CHpunHUHoea E. V. Skripnikova

role of the laws of visual perception in compositional arrangement of still lifes

This paper examines the role of the laws of visual perception in improving the quality of perception of the future fine arts teachers. The methodological guide lines for the organization of the learning process are given.

Keywords: laws of visual perception, artistic perception, observation, composition, still life.

В первой половине ХХ века были разработаны основы чается в предсказуемости эмоциональных реакций человека учения о визуальном восприятии человека. Суть его заклю- при осмотре тех или иных объектов. Закономерности визу-

ального восприятия едины для всех людей, поскольку основаны на свойствах человеческого мозга. Данная концепция позволила создать методику композиционного построения произведений изобразительного искусства. Выявленные закономерности справедливы для всех видов изобразительного искусства, в том числе для живописи.

Правила и закономерности, которые лежат в основе построения изобразительного пространства рассматриваются в рамках дисциплины «Пропедевтика». Их освоение должно сопровождаться с опорой на конкретные объекты натуры. На первом курсе таким объектом служит учебная постановка «Натюрморт». Без сопоставления композиционных упражнений с действительностью изучение схем композиционных построений приведет только к формальному освоению предмета. Основной смысл изучения композиции -поиск единства и взаимосвязи всех частей, составляющих изображение, организация целостного произведения.

Методика обучения студентов на дисциплинах «Живопись», «Академическая живопись» ориентирует их на познание формы, цветовых отношений, но обобщенного изобразительно-композиционного понятия не формирует. Довольно часто обучающийся видит учебную постановку или учебно-творческую как набор предметов, но не целостное живописное изображение, не видит их взаимосвязи, взаимоподчиненности.

Одна из особенностей визуального восприятия человека заключается в том, что в процессе анализа видимых объектов сознание человека проводит аналогию увиденного объекта с определенной категорией уже известного. Таким образом, все объекты окружающей действительности дисциплина «Пропедевтика» переводит на достаточно простой язык графических схем, которые упрощают понимание студентами смысла и закономерностей композиционных явлений.

Таким образом, формальная композиция позволяет анализировать ритм, тон, цветовые отношения, абстрагируясь от лишнего и ненужного в композиции. Но можно встретить и другую проблему, совершенно противоположную, основываясь на анализе и наблюдении преподавания учебной дисциплины «Пропедевтика». Зачастую преподаватели дают основы формальной организации изобразительной плоскости без опоры на конкретные объекты натуры, что приводит к чистому формализму и совершенному непониманию обучающимися смысла данного учебного предмета.

Учебная дисциплина «Пропедевтика» связана с многими предметами профессионального цикла будущих специалистов художественного профиля: рисунок, печатная графика, пленэр, искусство колористики и т. п.

На первом курсе, организация обучения посредством композиционно-живописных понятий позволяет студенту более успешно овладеть языком изобразительного искусства, системой построения графического и живописного изображения. Натюрморт - жанр, на основе которого студенты изучают язык изобразительной грамотности, как нельзя лучше подходит для решения композиционных задач. Данные задачи требуют четкой дидактической организации, соотнесенной с перцептивными возможностями и способностями обучающихся.

Главная цель композиционного построения натюрморта: изобразить пластическую завершенную композицию, найти колористическое или тоновое единство всех элементов композиции. Данная цель разбивается на ряд взаимосвязанных задач:

1. Организация изобразительной плоскости. На данном этапе ведется поиск соотношений изображения и фона.

2. Организация цвето-тоновых отношений предметов и фона натюрморта.

3. Выявление композиционного центра натюрморта, цветового, тонального равновесия.

4. Выявление колористического или тонального единства всех элементов натюрморта.

5. Обобщение цветовых или тоновых отношений произведения.

Данные задачи не только решают проблемы учебной постановки, но и, как следствие, проецируются в последующих творческих работах студентов.

Основная задача следующего этапа обучения: актуализировать всю совокупность композиционных знаний, полученных студентами в течение двух семестров для создания оригинальных творческих композиций, нового художественного образа.

Именно на этапе создания собственной творческой работы нельзя забывать о законах визуального восприятия, которые помогут обучающемуся достичь главной цели изображения - создания гармонии и единства.

В процессе создания как натюрморта, так и любой другой творческой работы законы и принципы визуального восприятия используются не только для того, чтобы их жестко придерживаться, но и для осознанного нарушения, в зависимости от того, что именно диктует художественный образ, который мы хотим создать. Так, например, зная о законах подобия или выравнивания, мы сознательно будем стремиться к нарушению этой связи с целью придания композиции большей динамики и т. п.

Итак, давно выявлено и доказано, что визуальный мир, окружающий человека, настолько разнообразен и сложен, что человеческий мозг выработал определенную систему, которая помогает ему разбираться с бесконечным потоком визуальной информации. Существует множество закономерностей визуального восприятия, среди которых можно выделить несколько, учет которых особенно необходим в изобразительной деятельности:

- закон простоты (упрощения);

- закон замкнутости (завершения);

- закон выравнивания;

- закон равномерной связанности (соседства, близости);

- закон продолжаемости движения;

- закон подобия.

На первом этапе обучения студенты осваивают способы конструктивной организации изображения в плоскости листа. Сообразно этой цели на дисциплине «Пропедевтика» изучается взаимодействие формы и плоскости, где главная задача состоит в определении зрительного равновесия между общей площадью элементов и площадью свободного поля листа. Студенты выполняют ряд формальных заданий, используя простые геометрические фигуры, создают уравновешенные и неуравновешенные компози-

ции. Подобно композиционным заданиям, предметы постановки обучающийся должен воспринимать как обобщенную массу, которую нужно разместить на листе. Здесь же и происходит практическое усвоение композиционного понятия «целостность». Поиск соразмерности обобщенных масс ведется в эскизе.

Таким образом, уже на первом этапе работы, основное внимание студентов должно быть обращено на организацию уравновешенного, цельного изображения. Именно на этом этапе уместно вспомнить один из главнейших законов зрительного восприятия - закон простоты (упрощения). Как известно, это фундаментальный принцип гештальт-психологии. Основывается он на том факте, что большинство людей отдают предпочтение простым, понятным и упорядоченным формам, которые на уровне инстинкта воспринимаются более безопасными, чем объекты сложные и непонятные.

Человек будет воспринимать сложные изображения как простейшую из возможных форм или комбинацию простейших форм, поскольку более простые формы не требуют от человека напряженных умственных усилий, именно поэтому при восприятии сложных форм человеческий мозг, как правило, «реорганизуем» их до простой целой формы. Отсюда следует вывод: изображение не должно быть перегружено чрезмерной детализацией. В изобразительной практике зачастую сознательно используются такие приемы, как неполный набор визуальной информации, некоторые формы остаются сознательно незавершенными, зритель, смотря на картину, визуально сам ее завершает, воспринимает более целостно.

Закон замкнутости или завершения, как и предыдущий закон, базируется на стремлении человека к упрощению воспринимаемых образов. Согласно закону завершения мы объединяем части увиденного, чтобы увидеть простое целое. Таким образом, наш мозг дополняет недостающую информацию, чтобы сформировать законченную фигуру, речь здесь идет о более глобальном понятии - о склонности человека искать и находить завершенные структуры.

Использовать закон замкнутости в изобразительной деятельности следует с осторожностью, нужно предоставить зрителю достаточно информации, чтобы он мог «дорисовать» в своем восприятии недостающие элементы. Если подобной информации мало, то элементы композиции будут рассматриваться как отдельные объекты, а не части целого; если ее слишком много, то нет никакой необходимости в том, чтобы в процессе восприятия произошло завершение.

Выявив в формате расположение общей группы предметов натюрморта, следует приступить к группировке элементов, наметить силуэты предметов с учетом композиционных пауз (пространства между ними). В процессе группировки мы выделяем композиционный центр, создаем движение или, наоборот, статику.

Закон выравнивания способствует созданию более статичной композиции, композиционного баланса и гармонии. Этот закон основывается на подсознательном стремлении мозга упорядочивать визуальные объекты по отношению друг к другу с учетом их взаимного расположения или формы, цвета, массы и т. п. Симметричная композиция как никакая другая дает людям ощущение надежности и поряд-

ка, которые мы склонны искать в силу стремления человеческого восприятия преобразовывать хаос в порядок. Этот принцип приводит нас к понятию баланса, равновесия в композиции картины, хотя композиция может и не быть идеально симметричной, чтобы находиться в равновесии.

Следующим группирующим законом является закон равномерной связанности (соседства).

Элементы композиции, соединенные визуально, воспринимаются как более тесно связанные, чем элементы, не имеющие такого соединения. Другими словами, композиционные элементы визуально воспринимаются как часть группы, если они находятся в одной и той же замкнутой области или близко друг к другу. Другой способ показать связь между элементами - расположить их особым образом. Все, что находится внутри замкнутой области, воспринимается как связанное между собой. Все, выходящее за ее пределы, рассматривается как набор отдельных объектов.

Объекты не должны быть схожи по каким-либо признакам (предположим, цвет, размер, форма), чтобы их можно было расположить в пространстве поблизости друг от друга и они воспринимались как взаимосвязанные.

Закон подобия - еще один эффективный принцип композиционной группировки. Основывается он на следующем свойстве восприятия: «Чем больше части какой-либо зрительно воспринимаемой модели похожи по какому-то перцептивному качеству друг на друга, тем сильнее они будут восприниматься, как расположенные вместе» [1, с. 80]. Характеристики объектов могут быть сходными: цвет, форма, размер, текстуры и т. д. Когда зритель видит эти сходные характеристики, он воспринимает элементы как взаимосвязанные.

Известный исследователь визуального восприятия Р. Арнхейм отмечал, что соединение различных частей средствами подобия цвета, формы, размера, ориентации особенно важно в «разбросанных композициях», для которых в силу того, что они состоят из более или менее изолированных элементов, ритмично, но нерегулярно распределенных по всей площади картины, требуется объединение» [1, с. 85]. Стоит помнить, что количество визуальной информации, которую мозг способен воспринимать одновременно, не может расти бесконечно, мозг начинает ее упрощать. Таким образом, чем более визуально подобны объекты по форме, цвету, размеру, фактуре, тем вероятнее их группировка, которая усилит композиционное единство.

Закон продолжаемости движения также основывается на предпочтении зрительной системы человека.

Придерживаться определенного направления - это инстинкт. Стоит человеку взглянуть или пойти в выбранном направлении, он будет совершать это действие, пока не увидит что-то значительное или не обнаружит ничего интересного. Следует помнить, что взгляд человека неосознанно выбирает движение от темного к светлому. Элементы композиции, движущиеся в одном направлении, воспринимаются как более связанные, чем элементы неподвижные или же движущиеся в разных направлениях. Взгляд зрителя, как правило, предпочитает двигаться слева направо, от темного к светлому. Используя закономерности продолжаемости движения возможно организовать поток визуальной информации, создавая динамическую композицию.

Целенаправленное движение взгляда зрителя создается различными изобразительными способами: формой, размерами, цветом, тоном и т. п. Так, расположение объектов композиции по диагонали увеличивает ее динамичность, создает визуальное движение. Существует множество способов создания направленности движения взгляда зрителя: цветовые, тональные повторения, контрасты, использование силовых линий (линии композиционной связи). Линии часто применяются как символ указания на какое-либо направление или перемещение куда-то. Параллельные линии воспринимаются как движение в одинаковом направлении, что

интерпретируется при визуальном восприятии как взаимосвязь этих линий. Силовые линии, как и другие элементы в композиции натюрморта, всегда должны быть в единой органичной связи, обеспечивая равновесие, единство.

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 390 с.

© Скрипникова Е. В., 2015

УДК 739.2

влияние специальных технологий на орнамент в изделиях из металла

В статье рассматриваются особенности использования орнамента в металле в зависимости от технологии его обработки.

Ключевые слова: художественный металл, орнамент, технология, влияние технологии на орнамент.

М. С. Соколова M. S. Sokolova

impact of special technologies on ornament in metal products

The article discusses the features of using ornament in metal in relation to the technology of metalworking.

Keywords: artistic metal, ornament, technology, impact of technology on ornament.

Наверное, нет ни одного человека, который бы не держал в руках художественные изделия из металла или не восхищался творениями златокузнецов, будь то ювелирные изделия, настольные и настенные панно, декоративные тарелки, подсвечники, шкатулки, расписные подносы, скульптуры малых форм и прочее. Изделия из металла окружают нас повсюду. Они могут быть как уникальными, так и серийными образцами декоративно-прикладного искусства, старинными или стилизованными под старину. Обладая незаурядными художественными достоинствами, изделия из металла украшают наш быт, способны привнести в него настроение праздничной приподнятости, благотворно влияют на развитие эстетического вкуса. Но мы в большинстве своем не задумываемся, каким образом технология, в которой выполнено изделие, влияет на орнамент, который использует художник и дизайнер при его проектировании.

Анализируя декор художественных изделий из металла, можно отметить следующее.

Во-первых, виды орнамента, используемые в художественных изделиях из металла, очень разнообразны. Во-вторых, построение орнамента в металле подчиняется всем законам орнаментальной композиции. В-третьих, орнамент в художественных изделиях из металла зависит от технологии, в которой выполнено то или иное изделие, и от используемого материала [1, с. 79].

Приступая к проектированию изделия из металла с декором, необходимо себе четко представлять, в какой конкретной технологии данное изделие будет выполняться, так как художественное изделие, выполненное в той или иной технологии, неизбежно приобретает присущие ей определенные черты и характерные особенности. Например, детали, выто-

ченные на токарном станке, отличаются точностью, четкостью и геометричностью формы, а кованые или дифованные, наоборот, - мягкостью и пластичностью. Обработка резанием позволяет получать острые углы и четкие грани, а, например, листовая штамповка постоянно связана с необходимостью применять изгибание только по радиусам, хотя и минимальным. Поэтому уже при проектировании художественных изделий автор-художник должен учитывать специфические особенности материала и способов его обработки.

Существует определенная взаимозависимость между материалом и способом его обработки. Некоторые металлы и сплавы хорошо обрабатываются многими способами. Например, драгоценные металлы (золото, серебро) можно и отливать, и ковать, они хорошо режутся и обрабатываются давлением. При этом чугун, который хорошо отливается и режется, в силу своей хрупкости не обрабатывается давлением (ковкой, штамповкой и др.). Наоборот, красная медь плохо отливается и режется, но легко обрабатывается ковкой, штамповкой и чеканкой.

Проанализируем влияние технологии на орнаментальные композиции в изделиях из металла.

К ручным приемам художественной обработки металла относится ковка, чеканка, тиснение, выколотка (дифовка). Все они основаны на одинаковом способе воздействия на металл - через удар, а также на свойстве металла вытягиваться и сжиматься. Исходной заготовкой для этих технических приемов является металлический лист, плоскость которого определяет и задает пластику и композицию будущего произведения. Часто в изготовлении одной вещи эти техники применяют комплексно: выкованные сосуды украшают чеканкой, в выполненной литьем скульптурной форме прочеканивают отдельные детали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.