Научная статья на тему 'Азербайджанская реальность, рожденная из гармонии биологического и культурного разнообразия'

Азербайджанская реальность, рожденная из гармонии биологического и культурного разнообразия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
304
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОРАЗНООБРАЗИЕ / КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / АЗЕРБАЙДЖАН / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ / BIODIVERSITY / CULTURAL DIVERSITY / INTERCULTURAL DIALOGUE / AZERBAIJAN / MULTINATIONAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абдуллаев Расим Чингиз Оглы

Азербайджан является уникальным местом, органично и гармонично соединяющим многие природные и культурные разнообразия на небольшой территории. На его территории соприкасаются являющиеся самыми древними цивилизациями мира, цивилизации Востока и Запада, как с точки зрения территории, так и культуры. Исходя из этих фактов и проведя определенные аналогии, автор показывает, что данная Азербайджану природой эта связующая особенность возлагает на него миссию осуществления международной интеграции и диалога, достойно выполняемую этой страной до сих пор. Выдвинутая в статье основная идея теоретически обосновывается, опираясь на детерминистские мысли многих знаменитых ученых древних и средних веков, а также современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Azerbaijani realities, born out of harmony of biological and cultural diversity

Azerbaijan is uncial space as united organic and harmoniousness image of natural and cultural variety. East and West, which is the greatest and oldest civilisation of the world, join from natural and cultural point of view on its area. Author takes part from these facts and shows that, the connecting features, which is given to Azerbaijan, set mission carrying out forward of international integration and dialog process on its and now country implements the mission as it was at the past. Main idea which is carrying out forward in the article substantiates base on scientific and theoretical reason of world famous scientist of old, middle century and modern times.

Текст научной работы на тему «Азербайджанская реальность, рожденная из гармонии биологического и культурного разнообразия»

2012 Философия. Социология. Политология №3(19)

ТАТЬЯНИН ДЕНЬ

УДК 2.67

Р.Ч. Абдуллаев

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, РОЖДЕННАЯ ИЗ ГАРМОНИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ

Азербайджан является уникальным местом, органично и гармонично соединяющим многие природные и культурные разнообразия на небольшой территории. На его территории соприкасаются являющиеся самыми древними цивилизациями мира, цивилизации Востока и Запада, как с точки зрения территории, так и культуры. Исходя из этих фактов и проведя определенные аналогии, автор показывает, что данная Азербайджану природой эта связующая особенность возлагает на него миссию осуществления международной интеграции и диалога, достойно выполняемую этой страной до сих пор. Выдвинутая в статье основная идея теоретически обосновывается, опираясь на детерминистские мысли многих знаменитых ученых древних и средних веков, а также современности.

Ключевые слова: биоразнообразие, культурное разнообразие, межкультурный диалог, Азербайджан, многонациональный.

Введение

Межкультурный диалог является одним из самых неотложных вопросов нашего времени, который, несомненно, все больше и больше проявляется в глобальном масштабе. Учитывая его значимость, в последнее время этот вопрос стал предметом обсуждения средств массовой информации всего мира, научных, политических, культурных, международных конференций, форумов и симпозиумов. Сегодня и Азербайджанская Республика, не отставая от этого процесса, вносит свою лепту в это дело, и вот уже как несколько лет в Баку проводятся международные конференции и мероприятия, связанные с этой темой.

Последним из таких грандиозных мероприятий был I Всемирный форум по межкультурному диалогу, прошедший в Баку с 7 по 9 апреля 2011 г., который по масштабу, составу участников, численности и формату привлеченных в качестве партнеров международных организаций запомнился как первое культурное мероприятие мирового уровня. Так как форум, в котором участвовали 450 высокопоставленных гостей из 80 стран мира и в котором впервые собрались воедино такие организации, как Альянс Цивилизаций ООН, Совет Европы, ЮНЕСКО, ИСЕСКО, ТЮРКСОЙ и другие известные организации, был в центре внимания прессы всего мира, и о его значимости были опубликованы многочисленные статьи, аналитические материалы и репортажи.

Этот форум, а также другие подобные конференции и мероприятия, проведенные ранее в столице Азербайджана, свидетельствуют о желании этой

страны играть передовую роль в процессе межкультурного диалога, который на сегодняшний день является самой актуальной темой в мире. В доказательство этому следует отметить недавно прозвучавшее по телевидению высказывание министра культуры и туризма Азербайджанской Республики, связанное с проведением подготовительных работ по объявлению города Баку «Столицей Межкультурного Диалога». Для человека, близко знакомого с этой сферой, нет ничего удивительного в этом. Потому что вклад Азербайджана в эту область, проведенные в последние годы Баку многочисленные международные мероприятия дают ему на это полное право.

Однако на обладание статусом «Столицы Межкультурного Диалога» также могут претендовать и такие страны, как Россия, Казахстан, Испания, Турция, Иордания, Саудовская Аравия, Катар и др., которые предприняли немало усилий в этой области, а некоторые из них даже провели международные конференции и саммиты на уровне ООН.

Но все-таки мне кажется, что в этой связи Азербайджан и его столица обладают особыми уникальными качествами, отличающими его от других стран, что делает его более подходящим в этом смысле, и я постараюсь перечислить эти качества ниже с определенной долей детерминистского подхода.

Научно-детерминистские концепции о природно-общественных

отношениях

На протяжении истории органическая связь между природой и человеком приковывала внимание к роли природных факторов, отражающих социальную жизнь человека. Еще с древних времен многие ученые и философы высказывали мнения о влиянии природных условий и географического положения на развитие общества, его характер и мораль. Традиционно считающийся «отцом истории» и ее основателем древнегреческий историк Геродот (484425 до н.э.), называемый «отцом медицины» и считающийся основателем медицинской науки Гиппократ (ок. 460-370 до н.э.), а также такие древнегреческие ученые в области философии, истории и географии, как Демокрит (ок. 460-370 до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Полиби (ок. 200120 гг. до н.э.), Страбон (ок. 64/63-23/24 до н.э.), рассматривали географическую среду или ее отдельные компоненты, такие как климат, почва, ландшафт и т.п., в качестве определяющего фактора развития общества [1. С. 304; 2. Т. 4. С. 434-435; 3. Т. 1. С. 363; 4. С. 267].

В средние века выдающийся исламский историк, философ Ибн Хальдун (1332-1406) впервые выдвинул универсальную теорию о влиянии природных и географических факторов на цивилизацию. В своем известном трактате «Введение» (ал-Мукаддима) в главе под названием «Умеренные и отклоняющиеся (от умеренности) климаты. Влияние воздуха на цвет (кожи) и на многие их состояния» он разделил Землю на 3 климатических пояса - к северу суровый холод, южнее - жаркий климат, а зоны, находящиеся между севером и югом отнес к умеренному климату. В этом разделе Ибн Хальдун отмечает, что чрезмерно холодный и слишком жаркий климаты не очень благоприятны для развития цивилизации, а в странах, где царят умеренные климатические условия, наука, творчество и культура формируются быстрее, жите-

ли этих регионов в физическом и моральном плане бывают более совершенными [5. С. 82].

Близкие мнению Ибн Хальдуна идеи позднее выдвинули такие известные ученые, как французские философы Жан Боден (1530-1596), Шарль Луи Монтескье (1689-1755) и Огюст Конт (1798-1857). Кроме того, высказывания Ибн Хальдуна о влиянии географического фактора и природных условий на историю и цивилизацию оказали огромное влияние на идеи английских ученых Генри Томаса Бокля (1821-1862), Арнольда Тойнби (1889-1975) и некоторых других европейских ученых.

Создателем концепции, известной в современном мире под названием географического детерминизма и включающей в себя вышеуказанные идеи, считается французский ученый Жан Боден. По его мнению, основную роль среди природных факторов играет климат той или иной страны. Этот ученый, так же как и Ибн Хальдун, различает три климатических пояса: южный, умеренный и северный. По мнению Бадена, народам, живущим в умеренных климатических условиях, развитие цивилизации удается намного легче, чем другим [4. С. 268].

Идеи географического детерминизма позднее развивал и другой французский мыслитель Шарль-Луи де Монтескье. В своем главном труде «О духе законов», изданном в 1748 г., он разработал теорию влияния факторов географической среды на жизнь общества. Говоря «власть климата есть первейшая власть на земле», Монтескье утверждал, что климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его характер и склонности, его телесную организацию [6. Т.4. С. 209-210, 223-239].

Начиная с XIX в. первенство в развитии географического детерминизма перешло к немецким ученым. Иоганн Гердер (1744-1803), Александр Гумбольдт (1769-1859), Иммануил Кант (1724-1804), Фридрих Гегель (17701831) и другие немецкие ученые изучали влияние природных условий на общественно-политическое развитие.

По мнению Иоганна Гердера, развитие цивилизации осуществляется под воздействием внешних и внутренних факторов. К последним он относил физическую природу, в первую очередь такие ее элементы, как климат, почва, географическое положение [7. С. 169-192]. Иммануил Кант в своих лекциях по географии развивал мысли о влиянии физической географии на «моральную географию» (национальный характер), на политическую географию, на «торговую географию» (экономику) и на «теологическую географию» (территориальное распространение религий) отдельных народов [8. Т. 7. С. 352372]. Гегель также в своей книге «История философии» утверждал, что географическая среда влияет на формирование национального характера [9. Т. 8. С. 76].

Наряду с вышесказанными идеями ученых, было выражено много мнений по поводу влияния природных факторов на различные сферы жизни общества. Здесь я особо хотел бы отметить, что и Ибн Хальдун, а после него и такие ученые, как Гегель, Тойнби и Шпенглер (1880-1936), несмотря на внешние различия, связанные с природными, климатическими и культурными условиями, утверждали об общем характере человечества. По-моему, абсолютизация влияния этих факторов на жизнь и характер людей и народов была бы

неверной, так же как и его полное отрицание. Определенную долю истины в утверждении влияния климата и природы мы можем наблюдать в Азербайджане. Так как при сравнении биоразнообразия этой страны с культурным разнообразием здесь можно наблюдать интересные сходства. Для подтверждения этого проведем некоторые параллели между природной и общественной сферой этой страны.

Биологическое и культурное разнообразие в Азербайджанской

Республике

Как известно, Азербайджанская Республика по своему географическому положению и по разнообразию климатических поясов обладает богатым биоразнообразием. Согласно классификации типов климата, созданной в 1956 г. известным ученым-климатологом В. Алисовым (1891-1972), на Земле выделяется 13 климатических поясов, которые отличаются друг от друга температурными условиями и воздушными массами. На основании этой классификации, которая учитывает особенности циркуляции атмосферы, 9 из существующих в мире 13 климатических поясов можно встретить на территории Азербайджана. А в соответствии с широко распространенной в мире классификацией климатов, предложенной ученым В. Кёппеном (1846-1940), выделяется 8 климатических поясов с одиннадцатью типами климата. Согласно этой классификации в Азербайджане наблюдаются 8 из 11 имеющихся в мире типов климата. По мнению экспертов, географическое расположение территории, сложность рельефа, близость Каспийского моря, повышенная доза падающей на поверхность земли солнечной радиации в течение года, нахождение под влиянием воздушных потоков различного происхождения и другие факторы стали причинами климатического разнообразия.

В научных источниках, касающихся природных условий Азербайджанской Республики, отмечается, что в 9 климатических зонах страны было зафиксировано свыше 4500 видов высших и цветущих растений. На территории относительно небольшой республики имеются почти все виды растений, встречающихся в мире. По общему количеству видов флора Азербайджана значительно богаче по сравнению с флорой других стран региона. Специалисты утверждают, что богатство флоры и разнообразие растительного покрова Азербайджанской Республики связано с ее физико-географическими и природно-историческими условиями, а также сложной историей, сформировавшейся под воздействием отдаленных флористических участков [10].

В источниках также указывается, что в связи с разнообразием природных условий Азербайджанской Республики ее животный мир тоже очень разнообразен. На территории республики отмечается более 18 тыс. видов фауны. Основной причиной разнообразия биологических видов и животного мира является геологическая история региона и наличие различных климатических условий. Первые сведения о богатстве и разнообразии животного мира Азербайджана содержатся в трудах восточных путешественников. Различные изображения животных на архитектурных памятниках, древних наскальных рисунках дошли до наших дней [11].

А теперь давайте посмотрим, как отразились вышеуказанные географические и природные условия на жизни и быте азербайджанского народа?

Как известно, благоприятные природно-климатические условия территории Азербайджана еще с древних времен способствовали поселению здесь человека и превращению этих мест в один из древних центров цивилизации. Античные авторы Геродот, Полибий, Страбон, Птоломей и другие описывали географические условия, природу, населенные пункты, многочисленные племена, живущие в Азербайджане. Страбон в своей 17-томной книге «География» писал о живущих здесь 26 албанских племенах, говоривших на различных языках и наречиях [12. С. 475-476].

Эти древние этносы, принявшие участие в формировании азербайджанского народа, сыграли огромную роль в образовании культурного климата в Кавказском регионе, а также в общественно-культурной жизни всей Ближней и Средней Азии и истории древней государственности. Азербайджанский народ, на протяжении всей своей истории отличавшийся гостеприимством и толерантностью по отношению к представителям разных народов, религий и культур, раскрывал им свои объятия и предоставлял возможность проживания на своей территории.

Например, в результате оккупации Иерусалима (нынешний Аль-Кудс) вавилонским царём Навуходоносором II в 586 г. до новой эры еврейские беженцы из Иудейского царства нашли прибежище в Азербайджане. После этого известный как горские евреи, этот народ уже более 2500 лет в добрососедских отношениях проживает на территории Азербайджана и по сей день сумел сохранить свою культуру и обычаи [13. С. 12-15].

На включенную в состав халифата после VII в. территорию Азербайджана переселились сбежавшие со своих земель многие арабские племена. Эти племена поселились в теперешней Шемахе и, навсегда осев там, слились с местным народом. Начиная с этого периода в Азербайджане появились поселения с арабскими этнонимами. Эти следы можно обнаружить в топонимике Ширвана (Арабмехдибейли, Араббасра, Арабкардашбейли, Арабкубалы, Арабсарван, Арабоджагчы, Арабакадим, Арабшахверди, Арабджабирли), в топонимике Нахичевани - Арабенгиджа, а также в квартале селения Вандам Габалинского района имеется название «Арабли» [14. Т. 2. С. 22].

В относительно близкое время армяне, которые не ужились с народами Ближнего Востока в начале XIX в., в массовом порядке начали переселяться на азербайджанские исторические земли. Азербайджанский народ, проявив широту своей души, приютил беженцев-армян [15. Т. 2. С. 339-341].

После присоединения Азербайджана к царской России, точнее с начала 30-х гг. XIX в., на его территории начали расселяться и русские. Во времена царской России в Азербайджан были сосланы тысячи русских семей. Это в основном были молоканские христиане, отделившиеся от Русской православной церкви и из-за своих религиозных убеждений попавшие в царскую опалу и сосланные из центральной части России на Кавказ. Эти русские в короткое время прижились на этой земле и наладили дружественные отношения с местным населением. Они до сих пор компактно проживают в таких поселениях, как с. Ивановка Исмаилинского района, Новосаратовка, Ново-ивановка, Горельск и Славянка Кедабекского района, с. Русский Борис Ге-

ранбойского района, селения Чухурюрд, Кызмейдан и Нагарахана Шемахин-ского района Азербайджана [16. С. 350-388].

С начала XIX в. в результате расселения в Азербайджане армян, русских и немцев на его территории образовались поселения, относящиеся к неаборигенным народам.

Переселение различных народов в Азербайджан мы наблюдаем и в ХХ в. Так, по указанию И. Сталина в ноябре 1944 г. ахысские турки, проживающие на своей исконной земле, расположенной в Ахысском районе Грузии, были сосланы в степи Центральной Азии и Казахстана, но даже получив реабилитацию в 50-х гг., они так и не вернулись на свои исторические земли. В таких условиях в сентябре 1958 г. началось первое переселение ахысских турков в Азербайджан. По решению руководства Азербайджанской Республики часть ахысских турков была размещена на территории Саатлинского, Сабирабад-ского, Кубинского и Хачмасского районов республики. В перечисленных районах Азербайджана образовались десятки поселений этого этноса.

Вторая волна переселения ахысских турков в Азербайджан отмечена в 1989 г. после событий в Фергане. После учиненных преступными элементами действий, направленных против мирного народа, жизнь ахысских турков в Фергане стала невыносимой. В конце концов ахысские турки были вынуждены оставить свои таким трудом приобретенные в Средней Азии и Казахстане дома. В этот период они опять начали переселяться в Азербайджан, в котором, помимо этого, было много своих беженцев из Армении. Таким образом, в конце ХХ в. на этнической карте республики образовались новые поселения ахысских турков. В настоящее время в республике проживают более 100 тысяч ахысских турков. Хотя каждый из них мечтает вернуться на исконную землю, они все равно считают Азербайджан своей второй родиной [17. С. 1040].

Как видно, в богатом своей древней историей, материальной и духовной культурой, а также этническим составом Азербайджане во все века проживали различные народы с различными вероисповеданиями и этническими корнями. Независимо от того, многочисленны или малочисленны были эти народы, они на этой новоприобретенной родине всегда чувствовали себя в безопасности. Это объясняется умением проживающих на этой территории азербайджанцев, считающихся многочисленным и ведущим этносом тюркского происхождения, построить со всеми малочисленными народами близкие отношения и создать для их безопасного проживания благоприятную обстановку.

Результатом этого является то, что исторически Азербайджан всегда отличался своей феноменальной полиэтничностью, то есть умением принять в свои объятия десятки народов, национальных меньшинств и этнических групп. Возможно, Азербайджан - единственная страна, на территории которой проживают редкие этнические меньшинства, не имеющие аналогов в мире. Например, в северо-восточной части Азербайджана на Шахдагском плато Большого Кавказа проживает Шахдагская этническая группа, или, как ее называют Шахдагские народы, - аборигенное население Азербайджана. Эти относящиеся к национальным этническим группам этносы, проживающие в селениях Хыналыг, Будуг, Джек, Хапут, Крыз Алык и Ергюдж Губинского

района, в соответствии с названиями селений так и именуются хыналыгцы, будухи, джекцы, хапутлинцы, крызы, алыкцы и ергюджцы. Хотя численность этих поселений невелика, население каждого из них представляет собой отдельную этническую группу. У каждой из этих семи групп свои обычаи, традиции, культура и даже собственный язык. Они говорят на своем, не имеющем аналогов в мире, родном языке, который у каждого маленького села свой.

Имеющий 5000-летнюю историю феномен «Народов Шахдага» считается редкой этнографической ценностью и является не имеющим аналогов легендарным населенным пунктом не только в истории Азербайджана, но и в истории человечества. Сведения о предках народов Шахдага можно встретить в произведениях Страбона и Плининина. Предполагается, что эти народы являются одними из 26 албанских племен, говорящих каждый на своем языке и упомянутых, как говорилось выше, Страбоном в его книге «География» [18. С. 93].

Вместе с этим нужно отметить, что эти народы, выбравшие Азербайджан себе родиной, смогли сохранить свои национальные, культурные и религиозные традиции, обычаи и язык, и вместе с тем эти обычаи не послужили поводом для их противостояния с живущими здесь другими народами. В настоящее время в стране действует около 20 культурных обществ этих меньшинств. А также в республике имеются более 1000 мечетей, 22 церкви, 6 синагог и других культовых зданий. В прошлом году в Азербайджане зарегистрированы 102 различные религиозные общины, число религиозных общин в стране достигло 534. Все это является ярким свидетельством царящих в стране толерантности и взаимоуважения [19].

Интересно, что различные религии, исповедуемые многочисленными народами страны, не являются монолитными, и у каждого верования есть свои ответвления. Например, христианство в Азербайджане представлено православным, католическим и протестантским течениями, а также многочисленными сектами. В настоящее время православие в Азербайджане олицетворяют русские и грузинские церкви. Кроме того, в Азербайджане функционируют 11 молоканских общин, отошедших от христианства и относящихся к сектам. В силу того, что молокане отрицают имеющую особые привилегии церковную иерархию, у них нет своей церкви, а религиозные догмы даны в специальных «богослужебных книгах».

Иудейская религия в Азербайджане тоже неоднородна. Здесь имеются три еврейских общества - горные евреи, евреи Ашкинази и грузинские евреи. Общая численность евреев в Азербайджане составляет 16 тысяч человек, которые проживают в основном в Баку, Губе и Сумгаите.

Широко распространенная в Азербайджане исламская религия имеет несколько ветвей - шиитскую, суннитскую, шафиитскую и недавно распространившуюся суфийскую. Вообще, в последнее время из-за созданной в стране обстановки свободы вероисповедания здесь появился ряд нетрадиционных религиозных сект [20].

Реальность, рожденная природным и культурным разнообразием

После параллелей, проведенных между природной и этно-культурно-религиозной средой в Азербайджане, можно убедиться в том, что на самом

деле существует тесная связь между природной и этно-культурно-религиозной средой Азербайджана. Наверное, ни одна страна мира не удостоилась чести объединить в себе такое природное и этнико-культурное разнообразие. Чтобы ощутить разницу, не нужно идти далеко, достаточно сравнить яркую богатую природу, многонациональность и мультикультуру Азербайджана с моноэтническим населением и скудной природой соседних стран региона.

Исходя из этого можно утверждать, что народ и земля, гармонично объединившие на относительно небольшой территории такое количество разнообразия, достойны нести ответственность, стать «Центром Межкультурного Диалога». Потому что это была естественная миссия, исторически предписанная азербайджанскому краю и народу. Именно этот факт может считаться прочной основой для того, чтобы столица Азербайджана город Баку был признан как «Центр Межкультурного Диалога». Так, Баку еще с прошлого века и до сих пор считается «интернациональным городом». Кроме этого, гуляя по его улицам, можно увидеть стоящие рядом мечети, синагоги, церкви и ансамбли других религиозных сооружений, прекрасных зданий, отразивших в себе синтез европейского и восточного стилей, которые придали Баку облик гармоничного единства, соединившего воедино жемчужины старинной и современной архитектуры.

Исходя из вышесказанного еще раз нужно отметить, что Азербайджан, находящийся в месте пересечения Европы и Азии, также находится на стыке цивилизаций Запада и Востока. Страна, с древних времен известная как «Врата Востока», с противоположной стороны смотрится как «Врата Запада». Именно благодаря этому Азербайджан смог вобрать в себя культуры обеих цивилизаций и создать их единство. В результате этого единения Азербайджан может прекрасно понимать как Запад, так и Восток. Это понимание, в свою очередь, может создать почву для воссоединения Запада с Востоком. По-моему, для проведения диалога между цивилизациями и культурами необходимо именно такое взаимопонимание, и сегодня Азербайджан, являясь как членом Организации Исламской Конференции, так и членом Совета Европы, демонстрирует свою уникальность в этой области.

Исторически Азербайджан успешно претворил в жизнь миссию соединения природных и культурных различий. Азербайджан, еще в древние времена соединивший Восток, Запад, Север и Юг, проходившим по его территории Великим Шелковым Путем, в настоящее время намерен соединить эти регионы проектами, предусматривающими восстановление исторического Шелкового Пути такими коммуникациями как ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа - Кавказ -Азия), газопровод «Набукко» и Траневроазиатская Информационная Супер Магистраль. Таким образом, занимаемое Азербайджаном между Западом и Востоком стратегическое положение, прохождение по его территории ряда дорог международного значения дают ему стимул для внесения соответствующего его георасположению вклада в региональное и международное сотрудничество, интеграцию и диалог.

Сегодня Азербайджан, претворяя в жизнь строительство проектов международного значения, таких как нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан,

газопровод Баку - Тбилиси - Арзрум и железная дорога Баку - Тбилиси -Карс, успешно справляется со своей задачей.

По-моему, в конечном итоге все это является крепким основанием для межкультурного диалога и может считаться символическим выражением международного диалога.

Заключение

Еще с древних времен многие ученые, философы, историки неоднократно говорили о влиянии природы и географических факторов на людей и народы. Сравнивая природу и географические условия Азербайджана с особенностями его народа, можно заметить немало истины в этих высказываний. Таким образом, его богатая разнообразная природа и многонациональное мульти-культурное население соответствуют друг другу. Как его природа и климат, так и этносостав очень богаты. В настоящее время можно увидеть, что Азербайджанская Республика - многонациональная и многоконфессиональная страна, базирующаяся на гармоничном сосуществовании и традиционной толерантности различных этнических и религиозных групп. Исторически как его природа и климат, так и его этнокультурный состав были очень богатыми. На протяжении многих веков находящиеся на его территории представители этнических и религиозных меньшинств жили и живут в мире и в гармонии с представляющими большинство азербайджанскими турками. Большинство народов, выбравших эту землю себе постоянным местом жительства, с течением времени стали родными на этой земле, а некоторые даже смешались с местным населением. Однако, несмотря на то, что каждый из этих этносов имеет общие, схожие с азербайджанскими турками ценности, они сумели в основном сохранить свою этническую специфичность, чем и придали азербайджанской моральной культуре своеобразие.

Исходя из этого можно сказать, что соединение стольких биологических и культурных разнообразий - высшая миссия, предписанная природой и историей для судьбы Азербайджана. И эта природная миссия требует, чтобы Азербайджан стал местом встречи и диалога. Внесенный в настоящее время Азербайджаном большой вклад в межкультурный диалог и интеграцию доказывает, что эта страна достойно осуществляет эту миссию.

Литература

1. Гиппократ. О воздухах, водах и местностях // Гиппократ. Избранные книги. М.: Сварог, 1994.

2. Аристотель. Политика. // Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4.

3. Полибий. Всеобщая история: в 3 т. СПб.: Наука, Ювента. 1994-1995. Т. 1.

4. СеменовЮ.И. Философия истории. М.: Современные тетради, 2003.

5. .^1998 ^

6. Ch. L. Montesquieu. ffiuvres completes // ed. Edouard Laboulaye. T. IV. Paris: Garnier freres, 1877.

7. ГердерИ.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

8. Кант И. Собрание сочинений в восьми томах / Под общ. ред. проф. А.В. Гулыги. М.: ЧОРО, 1994. Т. 7.

9. Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Гегель Г.В.Ф. Сочинения: в 14 т. М.; Л.: Соцэкгиз, 1935. Т. 8.

10. Общая информация о растительности республики [Электронный ресурс] // Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики. - Режим доступа: http://www. mct. gov.az/?/ru/nature/2587/74 (дата обращения: 01.05.2011).

11. Общая информация о животном мире республики [Электронный ресурс] // Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики. - Режим доступа: http://www. mct.gov.az/?/ru/nature/2588/75 (дата обращения: 01.05.2011).

12. Страбон. География: в 17 книгах / Пер., ст. и коммент. Г.А. Стратановского. М.: Наука, 1964. С. 475-476.

13. Кандель Феликс. Очерки времен и событий. Из истории российских евреев (До второй половины восемнадцатого века). Иерусалим: Ассоциация Тарбут, 1988. Т. 1.

14. Azarbaycan etnoqrafiyasi. U9 cildda. —II cild. Baki: «§arq-Qarb», 2007.

15. Грибоедов А.С. Записка о переселении армян из Персии в наши области // Соч.: в 2 т. М.: Правда. Т. 2.

16. Qamar^ah Cavadov. Azarbaycanin azsayli xalqlari va milli azliqlari (Tarix va muasirlik). Baki: «Elm» najriyyati, 2000.

17. Sevil Piriyeva. Ahiska turklari Azarbaycanda (tarixi, sosial-madani hayati). Baki: «Elm», 2005.

18. Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана. Баку: Элм, 1986.

19. Mammadaliyeva S. Azarbaycan-dunya madaniyyatlarinin qovujduran makan // «Azarbaycan» qazeti. 2010-cu il, 8 sentyabr.

20. Религии в современном Азербайджане [Электронный ресурс] // Государственный Комитет Азербайджанской Республики по Работе с Религиозными Образованиями. - Режим доступа: http://scwra.gov.az/view.php?lang=az&menu=236&id=257 (дата обращения: 01.05.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.