ПРОБЛЕМЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
УДК 379.85
I ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ I ДО НАЧАЛА 1990-Х ГОДОВ
Гасанов Арзу Наджаф-оглы, кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология
продукций питания и туризм», [email protected]
Азербайджанский Технологический Университет, г. Гянджа, Азербайджан
В статье рассматривается хронология становления и развития туризма в Азербайджане с древних времен до начала 1990-х годов. Характеризуются основные маршруты Великого Шелкового Пути на территории страны, мотивы путешествий на разных этапах, обосновывается важная роль Азербайджана в обмене культур и развитии торговых отношений между Западом и Востоком. Отмечается, что расположение страны на пересечении Западной и Восточной цивилизаций и на коммуникационном перекрестке, наличие природных туристских ресурсов обусловили предпосылки потоку путешественников, созданию инфраструктуры и т. д.
Ключевые слова:развитие туризма, мотивы путешествий, пересечение Западной и Восточной цивилизаций, наличие туристских ресурсов, создание инфраструктуры
В древней истории человеческой культуры были эпохи этносоциальных миграций, великих переселений в целях освоения новых территорий, избегания голода, нападений вражеских армий и различных природных катаклизмов. Известны также перемещения торговых караванов, одиноких и групповых пилигримов, историков, исследователей и т. д. Многообразны были цели и маршруты путешественников. История этих путешествий сыграла важную роль в формировании различных культур, особенно культуры и традиций гостеприимства. Азербайджан — древняя страна, по территории которой проходили торговые пути, и с древних времен здесь осуществлялись массовые путешествия. В истории путешествий и гостеприимства Азербайджан занимает достойное место, поэтому история туризма в этой стране интересна для изучения.
Исторически размещение Азербайджана на перекрестке караванных путей являлось одним из важных факторов, стимулирующих поток купцов, паломников, ремесленников, историков, исследователей на эти территории.
Благоприятная природно-географическая позиция территорий Азербайджана позволила людям в древние времена поселиться в этих местах. Античные ученые: Геродот (V век до н. э.),
Полиби (примерно 200—120 год до н. э.), Стра-бон (64/63 год до н. э. — 23/24 год н. э.), Птолемей (90—160 г) и др. в своих трудах сообщали о географическом положении, природе, экономике, границах, реках, населенных пунктах, торговых путях Азербайджана. Арабские географы и путешественники Ибн Хордадбек (примерно 820/826-912/913), Абу Исхаг Ис-тахри (820-934), азербайджанский ученый Мухаммед Нахчивани (примерно 1294-1367), иранский ученый Рашидеддин Фазлуллах (1247-1318) и др. также писали об этом. Албанский (Кавказский) историк М. Каланкатлы (УТТ-"УШ век) в книге «Албанская история» отмечает, что Албания (древняя страна на территории Азербайджана) славилась своей богатой и необыкновенной природой, плодородными землями, красивыми садами, просторными лесными массивами, неповторимыми горами и лугами.
Азербайджан и его населенные пункты, озера, реки и др. были указаны на картах, составленных Ф. Мауро (1459), Аль Шарифом (1601), А. Олеари (1647), и на карте, напечатанной по указу Петра Т, «Восточная Закавказья и Каспийское море» (1723).
Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что Азербайджан с древних времен был
привлекательным для широких слоев населения разных стран. Другими словами, расположение Азербайджана на пересечении Западной и Восточной цивилизаций, наличие такого благоприятного географического положения и его существующие природно-климатические ресурсы являются последствием развития транспортной сети на этой географии, что создало благоприятные условия для формирования, становления и развития национального туризма в нынешних условиях [1].
Историю становления и развития туризма в Азербайджане условно можно разделить на четыре этапа. Первый этап охватывает период с древних времен до начала XIX века. Второй этап — нахождение Азербайджана в составе Российской империи (1806—1918). Третий этап — период советской власти (1920—1991). Четвертым этапом считается период с 1991 года (после восстановления независимости) до нынешних дней.
В древние времена первые путешествия в Азербайджан были торговые, религиозные, политические и познавательные. Одним из первых путешествий можно считать поход торговых караванов, проходящих через территорию Древнего Азербайджана. Торговая дорога караванов, которая была названа известным немецким исследователем и географом Ф.Ф. Рихтофеном «Шелковый путь», проходя через Среднюю Азию и Азербайджан, соединяла Китай со странами передней Азии и Средиземноморья. Будучи уникальным созданием в истории человечества, «Великий Шелковый Путь» (ВШП) оказал большое влияние на историю и культуру многих стран, в том числе Азербайджана. По ВШП осуществлялись многовековые отношения между странами Востока и Запада, обусловливая всестороннее развитие народов и стран, существующих в этом регионе. ВШП имел большое значение в развитии мировой цивилизации.
Есть несколько мнений по поводу начала движения по ВШП. По некоторым источникам, начало обмена культурами и торговли относится к III—II векам до н. э., из других источников известно, что начало торгового пути относится к IV веку до н. э. Некоторые исследователи полагают, что взаимоотношения между Китаем и западными странами существовало еще в IX веке до н. э.
Известно, что сеть караванных дорог растягивалась от Средиземного моря до Китая
и объединяла Европу и Азию. В древние времена и в средние века ВШП стал средством торговых и диалоговых отношений между культурами Запада и Востока. Азербайджан был одной из известных и значительных территорий, находящихся на маршрутах ВШП.
По данным античных авторов, одном из самых активных движений ВШП проходило через территорию Кавказской Албании. Албания — одна из древних стран, существовавших на территории современного Азербайджана. Выдающийся философ и историк Страбон дал подробную информацию об этом пути, поэтому эта дорога в научных кругах была известна как «Страбонская дорога».
По записям Страбона, большую часть индийских товаров возили речными путями через территорию Средней Азии в море Гюрган (Каспийское море), затем морским путем в Албанию и по реке Кир (Кура) в Иберию (Восточную Грузию), оттуда в Понт Эвксинский (в Черное море), дальше в страны средиземноморья и другие направления. Указывается важное значение городов древнего Азербайджана, находившихся на маршруте ВШП, в процессе перевозки, хранения и перенаправления товаров.
Еще в древние времена города, находящиеся на этом маршруте, получали «международный» статус, так как города, которые встречали и обслуживали иностранных торговцев и караваны, должны были иметь определенную инфраструктуру для выполнения этих условий. Развитые города на транзитных торговых путях являлись важными структурными компонентами ВШП.
Археологические раскопки в городах Габа-ла, Шемахи, Барда и Мингечауре подтверждают информацию, указанную в античных источниках, о том что привезенные товары по ВШП размещались в складах на территории Мингечаура, и оттуда развозились в другие города Кавказской Албании. Определенная часть товаров, привезенных в Мингечаур из Средней Азии, Индии и Китая, провозилась по реке Кура, другая часть товаров провозилась по маршруту Мингечаур-Барда-Южный Нахичевань и дальше в страны Ближнего Востока. В северном направлении торговый путь из Мингечаура проходил по маршруту Габала-Шемахи-Дербенд-Северный Кавказ и дальше в различные регионы.
По многочисленным арабским источникам, города Азербайджана выступали в каче-
стве пунктов назначения на многочисленных трассах ВШП. Северные города Азербайджана, находящиеся на трассе «Шелкового пути»: Те-бриз, Магара, Ардебиль, Гянджа, Нахичевань, Ордубад, Нуха (Шеки) и др. превратились в центры торговли. В результате в Средние века Азербайджан наладил всесторонние торговые отношения со многими восточными и западными странами. В эти страны из Азербайджана экспортировали нефть, ковры, украшения, предметы ремесла, шафран, соль и др.
Караванная торговля считалась важным источником дохода страны, поэтому государство оказывало всестороннее содействие для ее развития. Строились надзирательные пункты для обеспечения безопасности купцов и караванов. Караваны сопровождались вооруженным конвоем. Существовал специальный «страховой полис» на случай потери товара, ремонтировались дороги, строились базары с куполами, мосты, рабаты, караван-сараи, используемые в качестве гостевых домов, издавались карты с указанием важных торговых пунктов и путей.
В средние века в Тебризе функционировало около 200 гостевых домов. По дороге из Ирана в Азербайджан по приказу шаха Аббаса было построено около 100 гостевых домов. Они предназначались для приема, размещения и проживания путешественников. Гости обеспечивались надежным приютом и горячей пищей. К сожалению, очень малое количество этих домов сохранилось до наших времен [2].
Баку, находящийся на морском и сухом путях в Иран и Индию, в середине XIV века сыграл большую роль в торговых отношениях между Востоком и Западом. «Морской путь Волга — Каспий», который протягивался от Белого моря речными путями Северная Двина и Волга в Каспийское море, а затем в Иран и Индию, послужил поводом для строительства новых караван-сараев в Баку.
Путешественники и купцы, путешествующие в Азербайджан в различные периоды, описывали в своих записях караван-сараи «Индия», «Бухара», «Персия», «Лязги» и др. Находящиеся в Баку в Ичери Шехер караван-сараи «Мултаны» (XII—XIV века) и «Бухара» (XV—XVI века) и ныне обслуживают туристов.
Путешественники, торговцы и дипломаты (Марко Поло, Руи Гонсалес Клавихо, Афанасий Никитин, Иосафат Барбаро, Амброджо Контарини, Антони Ченкинсон, Винченсо Алессандри, Садко, Овлия Челеби, Аль Та-
бари, Степан Разин, Федот Котов и др.), посетившие Азербайджан, указывают достойное место и роль нашего народа в процессе становления межкультурных отношений и исторического прогресса. Большинство из них говорят о высоком уровне развития торговли, ремесла и шелководства, об исторических и культурных памятниках, необычной природе, обычаях, быте и гостеприимстве нашего народа.
В 1806 году вхождение Бакинского ханства в состав России послужило причиной развития капиталистических отношений и ознаменовало начало эпохи развития новой культуры. Слава Бакинской нефти способствовала потоку специалистов из разных стран мира в Баку. Чтобы обеспечить свои финансовые, экономические и торговые интересы, многие страны (Англия, Германия, Франция, Иран, Турция, Швеция, Норвегия и др.) открыли в Баку свои консульства. Бакинская нефть оказала сильное влияние на развитие экономики всего Кавказа. За короткое время была построена железная дорога Баку —Тифлис, и в 1883 году по этой дороге отправился первый грузовой поезд.
В облике города, его улиц и домов, в том числе в одеянии бакинцев сливались особенности культуры Европы и Азии. Вошло в моду называть гостиницы иностранными именами («Метрополь», «Империал», «Астория», «Гранд отель», «Лион», «Марсель», «Мадрид», «Новая Европа» и др.). В те времена в Баку, самыми комфортными и модными считались гостиницы «Астория», «Метрополь», «Гранд отель», «Рандеву», «Бристол». Гостиницы «Большая Москва», «Эрмитаж», «Марсель» и «Мадрид» отличались высоким уровнем обслуживания. На площади «Губа» десятки гостиниц и караван-сараев, городские роскошные рестораны и развлекательные центры («Шемс», «Мубарек», «Исламийе», «Чикаго», «Тегеран», «Ана-долу», «Греция», «Дарданель», «Новый свет», «Новбахар» и др.) обслуживали гостей. Молодежь и гости города свободное время проводили в таких клубах, как «Эдиссон», «Эрманс», «Эрмитаж» и др.
В Баку открылись кинотеатры «Миньен», «Микадо», «Феномен», «Мулен электрик», ночной развлекательный центр «Чанаккала», Казино-клуб и др.
В середине XIX века в России начали развиваться горные путешествия. В 1877 году в Тифлисе при Кавказском природоведческом обществе был создан первый альпинистский
клуб. В 1890 году в Одессе был создан Крымский горный клуб. Были открыты его филиалы в Ялте и в Севастополе. Этот клуб занимался организацией походов в различные горы. Крымский клуб широко распространил свою деятельность на Кавказе и позднее его назвали Крымско-Кавказским горным клубом.
В 1908 году в Баку был открыт филиал Крымско-Кавказского клуба, поэтому начало истории организованного туризма в Азербайджане можно отнести к этому году. Перед бакинским филиалом клуба стояли задачи по организации экскурсий и ведение исследовательских работ на Кавказе. Представители филиала организовали экскурсии на марганцовые рудники Одессы, Нового Афона, Чиатура и в другие районы Южного Кавказа.
Начиная с XIX века экскурсии, походы и путешествия использовались как средства обучения в средних и специализированных школах и в высших учебных заведениях, а также для собрания научно-географической и краеведческой информации о различных районах России, включая Азербайджан. Наглядным доказательством этому являются сохранившиеся в Государственном архиве Республики Азербайджан письма из различных ведомств городов России. В этих письмах указаны цели их приезда в Баку:
• в прошении ведомства Курской губернии, адресованном главе города Баку А.И. Новикову (8 марта 1903 года), говорится об организации трехдневной поездки в Баку педагогов (40 человек) с целью ознакомления с нефтяными промыслами и достопримечательными местами города;
• в письме директора профессиональной школы города Тифлис, адресованном директору Бакинской профессиональной школы (22 января 1909 года), содержалась просьба о содействии приезду в Баку выпускников и школьных учителей (35 человек) на три дня с целью экскурсии на городские фабрики и заводы;
• с целью привлечения экскурсантов в морские путешествия «Комитетом морских экскурсий», действующим в составе «Лиги обновления морского флота» города Санкт-Петербурга было отправлено циркулярное письмо директору кавказского учебного округа, расположенного в Тифлисе. Копия пиьма была разослана всем руководителям учебных предприятий (в том числе и Азер-
байджана), действующих в составе учебного округа Кавказа (3 июня 1909 года). В письме главной конторы Российского судоходства и торговли даны указания ресторанам судов об обеспечении экскурсантов необходимой горячей пищей и продуктами питания. В письмах, поступивших из различных ведомств, говорилось об увеличении интереса населения российских городов к путешествию в Баку; • в письме общеобразовательной комиссии России Московского отдела РТО, адресованном главе города Баку Н.В. Раевскому (14 мая 1910 года), содержалась просьба об обеспечении экскурсантов (около 40 человек) — представителей малообеспеченных семей (учителей, фельдшеров, служащих торгово-промышленной палаты и общественных организаций) бесплатным жильем в домах, которые были в полномочии главы города.
С 1910 года туристская деятельность стала более активно развиваться: началось создание различных экскурсионных комиссий, бюро, комитетов и частных туристских контор.
В 1917 году, после Октябрьской революции, существующие туристские организации, бюро, частные конторы, а также Русское Туристское Общество (РТО) приостановили свою деятельность. Но с целью дальнейщего развития дел в сфере туризма и экскурсиий при Народном комиссариате просвещения РСФСР в 1919 году был создан отдел экскурсий.
Агитация экскурсий среди старшего поколения была возложена на экскурсионное бюро Главного политико-просветительского управления, в том числе оно занималось разработкой методики проведения экскурсий, координацией деятельности экскурсионных предприятий, образованных в различных организациях, клубах, профессиональных союзах и т. д. В начале 1920 года РТО восстановило свою деятельность. Как в прежние времена, в РТО объединялись мелкие группы любителей путешествий.
Для развития массового туризма в 1928 году при Центральном комитете комсомола было создано туристское бюро. Его обязанностью было объединить всех энтузиастов туризма в новом движении. Комсомольские организации в Азербайджане начали активно участвовать в развитии туристско-экскурсионного дела среди молодежи. Это движение называлось «Пролетарский туризм».
С 1929 года РТО стал центром основного туристского движения страны. В различных городах, в том числе и в Баку, открылись его отделы. РТО в 1929 году было переименовано на «Общество Пролетарского Туризма» (ОПТ). Обязанностью общества было развитие самодеятельного туризма среди тружеников; превращение туризма в массовое обшественное движение; путем военизирования туризма использование его мощи в обороне СССР; внедрение в туризм краеведческих элементов.
Созданное в 1928 году акционерное общество «Советский турист» (Совтур) начало заниматься организацией и развитием туризма в стране. Целью общества было создание на территории Советского Союза туристских баз и сети маршрутов, развитие нового планового туризма. Уже летом 1929 года общество Совтур предложило отправку туристских групп по 29 маршрутам на территории СССР. Предложенные маршруты проходили по центральным районам России, на Урал, Алтай, по Волге, на Кавказ и Закавказье.
Туристские общества «Пролетар» и «Сов-тур» поставили перед собой задачу превратить туризм в массовое движение и повысить его политическую и культурную роль в обществе. Эти задачи совпадали с целями социалистического строительства и поэтому в марте 1930 года Совет Народного Комиссариата СССР, объединив эти организации, создал Общество Всесоюзного Добровольного Пролетарского Туризма и Экскурсий.
В стране была создана специальная организация для оказания необходимой помощи в организации детского туризма — Центральная Туристическая Станция Детской Экскурсии. Указанная организация была включена в состав бюро центральной детской коммунистической организации, действующей при ЦК ВЛКСМ. Основной обязанностью этой организации было содействие развитию туристско-экскурсионного дела в школах, пионерских отрядах, клубах, группах и кружках.
После восстановления советской власти (1920) в Азербайджане функционировали аналогичные структуры союзных туристских уче-реждений и организаций. Организация управления и развития туризма в Азербайджане была частью советской туристской системы.
Для развития туристско-экскурсионного дела в Азербайджане в 1923 году состоялось совместное собрание Культурной комиссии проф-
союзов с Отделом политического и агитационного просвещения, на котором было принято решение о расширении экскурсионных работ.
В отчете II полугодия 1923 года о деятельности Культурной комиссии Профсоюзов Азербайджана была дана информация об осуществлении 63 экскурсий. В состоявшихся 1925 году 229 экскурсиях участвовало около 7 тыс. человек, в 1926 году в 1 522 экскурсиях — 45 728 человек, в 1927 году в 1 762 экскурсиях было отмечено участие 49 296 человек [2].
В последующие годы география экскурсий постепенно расширилась. В летний сезон организовывались экскурсии с целью отдыха в Мардакане, Шувалане, Бузовне, Туркане, Зыхе, на острове Артем и в Шыхове. «Экскурсионное бюро кинодоклада» в составе Профсоюзов создало экскурсионное бюро в Мар-дакане. В 1926 году Мардаканское экскурсионное бюро обслужило более 4 тыс. человек. В 1927 году это бюро было перемещено в Бу-зовну и обслужило 9 225 экскурсантов, состоялось 450 экскурсий. Из России в Баку приехали (в основном из города Грозный) 43 группы (645 человек), из Грузии — 4 группы (260 человек), из Армении — 67 групп (983 человека), из Украины — 3 группы (59 человек), из Киргизии — 5 групп (85 человек), из уездов Азербайджана (Гянджи, Нухи, Нахичевани) — 28 групп (603 человека) туристов. Увеличивалось и количество выезжающих экскурсантов из Баку в различные районы. В 1926 году количество экскурсантов из Баку составляло 13 групп (200 человек), а в 1927 году это количество групп достигло 70 (936 человек) [2].
В 1927 году количество детских туристских маршрутов достигло 26. Они охватывали широкую географию: Баку — Агстафа — Дилижан — Ереван, Баку — Тбилиси — Сурам — Кутаиси — Боржоми, Баку — Чиатура — Тквибули, Баку — Кабардино-Бакларская АО, Баку — Северная Осетия, Баку — Минводы, Баку — Украина, Баку — Крым, Баку — Москва, Баку — Ленинград, Баку — Астрахань — Нижний Новгород, Баку — Средняя Азия и др.
Все работы по туризму и альпинизму были поручены ЦК Всесоюзного Совета физической культуры, а организация местных экскурсий и массового туризма — ЦК профсоюзов. Имущество общества экскурсий, пролетарского туризма и большинство туристских объектов были переданы в распоряжение профсоюзов. С 1936 года республиканские туристско-экс-
курсионные учреждения начали свою деятельность в составе Совета профсоюзов Азербайджана. По линии профсоюзов в 1938—1941 годах был организован одинодневный отдых для тружеников Баку на турбазах Бузовны, а для тружеников Кировабада и Ханлара — на турбазах Ганджикенда и Гейгеля.
В 1939 году в стране создались любительские альпинистские организации военно-спортивного направления. В горе Бешбармаг открыли альпинистский лагерь. Этот лагерь был обучающе-тренировочной базой для занимающихся альпинистским спортом. В 1939 году любители спортивного туризма в Азербайджане организовали походы по нескольким маршрутам.
Во время Второй мировой войны в Азербайджане, как и во всем Советском Союзе, туристские организации и предприятия приостановили свою деятельность. После победы в войне как во всех отраслях народного хозяйства, так и в туризме начался период восстановления. В 1950 году была создана Бакинская туристская база. В 1961 году Бакинская турбаза была размещена в здании гостиницы «Гей-гель». В 1957 году были открыты туристские базы в Мингечауре и Гаджикенте, в 1958 году — в Закатале. В 1960 году в Шуше и Гей-геле начал свою деятельность филиал Мингечаурской турбазы.
Учреждение «Экскурсии и Туризм Азербайджана» в 1962 году было переименовано в Совет по туризму, а в 1969 году — в Совет по туризму и экскурсиям Азербайджанской ССР. В последующие годы в сфере туристско-экскурсионной деятельности в Азербайджане произошли прогрессивные изменения. Материальная база туризма из года в год улучшалась, для организации отдыха тружеников были созданы такие новые формы, как туристские поезда, чайные корабли, была предложена новая услуга — каботаж на Каспийском море и др.
Для организации отдыха бакинских тружеников в 1962 году был открыт филиал Бакинской туристской базы в Набране (Хачмазский район) и турбаза из шатров «Спутник» вместимостью 150 мест. В 1963 году были открыты в Баку туристский клуб, а в Набране — турбаза «Хазар». В 1965 году в Нафталане, Баку и поселке Мардакан, в 1971 году в Ханкен-ди, а в 1972 году в Мингечауре были открыты экскурсионные бюро. В 1970 году в Закатале и в 1972 году в Шуше были отреставрирова-
ны помещения турбаз, в 1975 году были сданы на эксплуатацию гостиницы «Кавказ» в Габа-ле, «Достлуг» в Набране и «Карабах» в Баку.
В последующие годы были созданы туристские предприятия (бюро по путешествиям и экскурсиям) в различных регионах Азербайджана: в 1978 году — в Нахичевани, в 1980 году — в Ленькаране, в 1982 году — в Али-Байрам-лы, Газахе и Шемахе, 1984 году — в Ордубаде и Шуше, в 1986 году — в Агдаме.
В 1970—1987 годах развитие туризма продолжается в плановом порядке. Выполнение плановых поручений было обязательным. Планы составлялись на длительное время (на 5—10 лет) и утверждались высшими органами управления туризмом. Этот период характеризуется как развитие социального туризма в стране.
В эти годы наряду с развитием внутреннего туризма предусматривается расширение иностранного туризма. С этой целью в 1959 году в Баку было создано международное туристское бюро «Спутник» в поселке Зугульба, которое в дальнейшем было преобразовано в Международный центр Молодежи.
С целью расширения материально-технической базы иностранного туризма в 1973 году в Баку была сдана в эксплуатацию самая большая гостиница «Азербайджан», вместимостью 1042 мест, а 1978 году — гостиница «Москва» на 200 мест, она была передана акционерному обществу «Интурист». После реставрации и передачи в подчинение «Интурист» Шекинского караван-сарая (XVII) в 1978 году общее количество мест в гостиницах «Интурист» достигло около 1500 (гостиницы «Азербайджан» — 1042 мест, «Москва» — 200 мест, «Интурист» — 156 мест и комплекс Караван-сарай в Шеки — 100 мест). Кроме иностранных туристов, эти предприятия обслуживали туристов и участников культурных и спортивных мероприятий и т. д. из других республик СССР. По линии профсоюза для качественного обслуживания иностранных туристов в Азербайджане было создано Бакинское бюро внешнего туризма в составе Совета экскурсий и туризма Республики.
После сдачи в эксплуатацию в 1986 году комфортной гостиницы «Абшерон» и переоснащения базы гостиницы «Хазар» и «Достлуг» на территории Набрани была основательно улучшена материально-техническая база иностранного туризма. Все эти мероприятия обуславливали развитие иностранного туризма
в Азербайджане и увеличение количества международных туристских маршрутов [3].
Туристско-экскурсионные предприятия республики сотрудничали с 170 туристскими предприятиями бывшего СССР. По статистическим данным, туризм в Азербайджане достиг высшего уровня развития в 1987 году. В этом году в Азербайджан из зарубежных стран приехали 50 тыс., а из союзных республик — около 250 тыс. туристов. В экскурсиях участвовали около 2,5 млн человек. В тот же год около 10 тыс. граждан Азербайджанской Республики отдохнули в зарубежных странах, а 300 тыс. человек — на турбазах СССР. В связи с увеличением потока туристов в Республику были построены 300 местных гостиниц в Ленькаране и Мингечауре, а в Шуше была переоснащена гостиница «Карабах». Для любителей активного отдыха в Агдаме была создана турбаза для обслуживания участников конных маршрутов.
Существенно активировалась работа туристических клубов, созданных в 1985—1986 годах в Нахичевани, Гяндже, Ханкенди, Сумгаите и Мингечауре. Напомним, что в 1987 году в республике функционировало 1837 туристских предприятий. На этих предприятиях работало около 124 тыс. человек. В 1987 году в воскресные дни количество отдыхающих по линии самодеятельного туризма на территории республики достигало около 375 тыс. человек.
Важным событием в развитии туризма в республике было решение, принятое под руководством первого заместителя председателя Совмина СССР Гейдара Алиева о «Создании
на Азербайджанских берегах Каспийского моря Курортной зоны Всесоюзного значения» и Указ № 381 Совета Министров Аз. ССР от 2 октября 1984 года «Схема развития туризма в Республике Азербайджан до 2000-х годов» [3].
В Указе предусматривалось построение и сдача в эксплуатацию туристских объектов до 1990 года на 7 700, а до 2 000 года на 21 300 мест. На первом этапе было предусмотрено строительство примерно 70% (5 300 мест) объектов на берегу Каспийского моря (Набран, с. Низоба Хачмазского района, территория Ги-лази-Зарат) и 30% (2400 мест) в других регионах республики. Однако объективные и субъективные причины помешали осуществлению этих проектов.
Несмотря на огромные усилия для сохранения и развития налаженных отношений в области туризма, политические события и развал Союза оказали свое отрицательное влияние на туризм в СССР и впоследствии в Азербайджане. Начиная с первого полугодия 1990 года были прекращены всесоюзные и международные туристские маршруты, действующие на территории Азербайджана.
После развала СССР и восстановления независимости Азербайджана в определенный период туризм остался вне внимания. Однако богатейшие и уникальные туристские ресурсы, имеющиеся в стране, определяют наличие особого отношения к туристской отрасли [4]. В настоящее время проводится целенаправленная национальная туристская политика, но это тема для другой исследовательской работы.
Литература
1. ГасановА.Н. Природные туристские ресурсы Азербайджана // Сервис plus. 2012. № 3. С. 11—16.
2. Билалов Б.А. История туризма. Баку, 2008. 328 с.
3. Гасанов А.Н. Государственное регулирование развития туризма в Азербайджане // СПб.: Общество. Среда. Развитие. ЦНИТ «Астерион». 2012. № 2. С. 14-19.
4. Гасанов А. Н. Факторы, обусловливающие развитие туристских центров в западном регионе Азербайджана // Сборник с доклади от международна научно-практическа конференция. Варна, 2009. С. 47-55.
ISTORY OF DEVELOPMENT OF TOURISM IN AZERBAIJAN PRIOR TO THE BEGINNING OF THE 1990s
Gasanov Arza Nadzhaf-ogly, Candidate of Technical Sciences, associate professor of Technology of food production and tourism Department at Azerbaydzhanskiy Tekhnologicheskiy Universitet [Azerbaydzhan Technological University] Gyandzha, Azerbaydzhan, e-mail: [email protected]
The article concerns the chronology of foundation and development of tourism in Azerbaydzhan beginning from the ancient times up to the 1990s. The main routs of the Great Silk Road laid along the territory of the
country are characterized, the motivation of tours in different stages is given and is defined the important role of Azerbaydzhan in exchanging of cultures and developing trade relations between the East and the West. It is mentioned that the position of the country on the crossing of the western and eastern civilization and communication, as well as existence of tourism recourses gave the opportunity to facilitate tourist growth and create infrastruction.
Keywords: development of tourism, the motivation of tours, western and eastern civilization, existence of tourism recourses, create infrastruction
References
1. Gasanov A.N. Prirodnye turistskie resursy Azerbaydzhana [Natural tourist resources of Azerbaydzhan] // Moscow: Servis Plus Publ., 2012, № 3, pp. 11-16.
2. BilalovB.A. Istoriya turizma [Tourism history]. Baku, 2008, 328 pages.
3. Gasanov A.N. Gosudarstvennoe regulirovanie razvitiya turizma v Azerbaydzhane [State regulation of development oftourism in Azerbaydzhan]. St. Petersburg: Obschestvo. Sreda. Razvitie. TSNIT Asterion, 2012, № 2, pp. 14-19.
4. GasanovA.N. Faktory, obuslovlivayushchie razvitie turistskikh tsentrov v zapadnom regione Azerbaydzhana. Sbornik s dokladi ot mezhdunarodna nauchno-prakticheska konferentsiya [The factors causing development of the tourist centers in the western region of Azerbaydzhan]. The collection with the report from international scientific and practicle conference]. Varna, 2009, pp. 47-55.
УДК 75. 071
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
Жакупова Гульназия Толгаевна, кандидат исторических наук, доцент, [email protected], Казахский национальный университет имени аль-Фараби, г. Алматы, Республика Казахстан
Статья посвящена рассмотрению специфики формирования источниковедческого знания. На основе характеристик научного знания, выработанных в науковедении, рассматривается структура источниковедения в целом и отдельные его компоненты в частности. Особое внимание уделяется развитию источниковедческого знания по истории Казахстана в различные периоды.
Ключевые слова: источниковедческое знание, казахстанское источниковедение, потенциал науки, инвариантность
Источниковедческое знание в научной сфере является ключевым системообразующим звеном, оно выступает основным критерием общего состояния гуманитарных наук. Для историка оно является важнейшим составляющим, конструирующим потенциалом развития науки и поэтому необходимо рассмотреть некоторые аспекты его формирования и развития. На протяжении длительного времени источниковедческое знание прошло
путь становления, развития и интегрировалось в картину мира исторических эпох. Оно имеет свое специфическое содержание, свои законы развития, сложную многоуровневую модель. Базисной образующей этого знания является инвариантность (неисчерпаемость источниковедческого знания), его модификации зависят от особенностей индивидуального опыта автора. Исходя из особенностей природы источниковедческого знания, оно включается