Научная статья на тему 'Социально-экономическое значение и роль развития туризма в Азербайджане'

Социально-экономическое значение и роль развития туризма в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1587
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СФЕРА ТУРИЗМА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гасанов А.Н.

В статье рассматривается сфера туризма и ее влияние на социально-экономическое развитие страны. Отмечается неразвитость инфраструктуры и отсутствие профессиональных кадров. Отмечается, что Азербайджан обладает значительным туристским потенциалом, но пока используется только 1/10 часть этого потенциала. В настоящее время лишь 2,4% населения республики участвуют в туристском процессе. Существенным препятствием на пути реализации крупномасштабных проектов в сфере туризма является отсутствие единой стратегии и программы развития туризма. Приводится вывод о том, что развитие туризма имеет хорошие перспективы и может играть важную роль в социально-экономическом развитии страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое значение и роль развития туризма в Азербайджане»

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

УДК 339.99

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

А. Н. ГАСАНОВ, кандидат технических наук, декан факультета технологии пищевых производств и туризма

E-mail: arzu_hasan@mail. ru Азербайджанский технологический университет

В статье рассматривается сфера туризма и ее влияние на социально-экономическое развитие страны. Отмечается неразвитость инфраструктуры и отсутствие профессиональных кадров. Отмечается, что Азербайджан обладает значительным туристским потенциалом, но пока используется только 1/10 часть этого потенциала. В настоящее время лишь 2,4 % населения республики участвуют в туристском процессе. Существенным препятствием на пути реализации крупномасштабных проектов в сфере туризма является отсутствие единой стратегии и программы развития туризма. Приводится вывод о том, что развитие туризма имеет хорошие перспективы и может играть важную роль в социально-экономическом развитии страны.

Ключевые слова: рыночная экономика, сфера туризма, занятость населения, социально-экономическое развитие.

Введение

Организация, развитие и комплексное экономическое управление туризмом имеют большое значение в решении и развитии территориальных проблем в современных условиях. В условиях глобализации и усиления интеграционных процессов туризм, являясь важным фактором устойчивого развития и сферой деятельности, формируется и изменяется во взаимосвязи с совокупностью ряда комплексных проблемных ситуаций и управленческих механизмов.

В Азербайджане уделяется особое внимание развитию туризма. Решение проблем эффективной организации и развития туризма в отдельных регионах страны имеет общие особенности. Однако в зависимости от своеобразия природных условий, туристских ресурсов и экономической позиции, структуры и исторического развития каждый регион имеет свои индивидуальные особенности. Экономические основы туризма определяют его потенциальные возможности, а также их использование, в том числе вовлечение экономического потенциала в эту сферу и направления их совместного использования [1].

Туризм играет большую роль в развитии международных экономических отношений. Интенсивность связей между странами уменьшает риск возникновения конфликтов. Доходы, получаемые от туризма, распределяются между различными слоями населения. Туризм создает много рабочих мест и играет важную роль в обеспечение занятости населения. Оказание туристу услуг на необходимом уровне создает 6-9 рабочих мест (в то же время доход, получаемый с каждого иностранного туриста, больше, чем доход от реализации 1 т сырой нефти). В последнее время уровни развития внутреннего и зарубежного туризма приблизились друг к другу.

Политика, проводимая в туристской сфере, упрощение визовых, таможенных и других формальностей способствуют развитию туризма. Так,

Шенгенское соглашение, заключенное странами Западной Европы, упростило таможенные формальности между странами-участниками, и туристы беспрепятственно могут передвигаться по территориям этих стран.

Туризм обладает многими специфическими преимуществами относительно других сфер экономики: средства, вложенные в туризм, окупаются за короткое время. Туризм требует сохранности исторических памятников, благоустройства городов и сел, строительства дорог, развития объектов инфраструктуры. Развитие туризма создает много рабочих мест, ускоряет развитие различных секторов экономики [2].

В последние годы в Азербайджане ускоренно развивается международный туризм, он обеспечивает 4,3 % среднегодового экономического роста. В настоящее время международный туризм является одним из ведущих видов деятельности в мировой экономике (1/3 всех оказываемых услуг приходится на долю туризма). Необходимо отметить, что в некоторых странах 30-40 % государственного бюджета формируется за счет туризма (80 % национального дохода Мексики, Сингапура, Таиланда и др. стран обеспечивается за счет туризма). Так, согласно прогнозам UNWTO, в 2020 г. доходы, получаемые от туризма, составят 1,5-2 млрд долл. Это свидетельствует о том, что активность людей планеты в туристских процессах увеличится в 2-3 раза.

В мире основными видами туризма являются: рекреация, отдых, развлечения, деловые поездки и познавательный туризм. Потребители этих видов туризма составляют 70 % от общего числа туристов. Анализ тенденций развития международного туризма показывает, что в туристском потоке имеются резкие региональные различия. Последние годы большинство туристов предпочитают путешествовать по своим регионам. Так, 90 % европейских, 72 % американских, 45 % африканских туристов, а также 75 % туристов из Азии и Тихоокеанского бассейна, 60 % туристов из Ближнего Востока и 55 % туристов из Южной Азии отдыхают в своих регионах.

Социальные факторы являются одними из самых важных, они ускоряют развитие туризма, а развитие туристской индустрии в свою очередь положительно влияет на решение социальных проблем. В регионах открываются новые рабочие места, усиливается обмен культур, развиваются коммуникации и инфраструктура, проводятся куль-

турные мероприятия, уменьшается миграционный поток из регионов в крупные города страны. Развитие внутреннего туризма играет важную роль в развитии экономики страны и местной инфраструктуры, способствует увеличению потока иностранных туристов.

Анализ тенденций развития туризма показывает, что наряду с природно-климатическими, экономическими, социальными и политическими факторами в странах с высоким уровнем рекламно-информационных технологий туризм развивается наиболее ускоренными темпами.

история и современное состояние туризма в Азербайджане

Необходимо отметить, что большое влияние на историю и становление культурных ценностей в Азербайджане оказал Великий шелковый путь. Многовековые связи между народами Востока и Запада осуществлялись посредством этого пути, который, содействуя развитию взаимосвязей между народами, выступал как важное средство развития мировой цивилизации и способствовал культурному обмену. Азербайджан еще с древних времен был известен как страна, являющаяся важным остановочным пунктом на маршруте Великого шелкового пути [2].

В средние века Азербайджан наладил тесные торговые связи с рядом стран Востока и Запада. Из Ширвана перевозились нефть, шелк (как сырье), промышленные изделия, шафран, соль и др.

Баку, являясь одним из самых древних городов в Азербайджане, в начале средних веков был одним из известных торговых центров Ближнего и Среднего Востока. Основу его экономики составляли производство нефти и соли, а также выращивание шафрана, марены и т. д. Перевозка этих товаров караванными и водными путями в дальние страны Востока играла важную роль в развитии города. Баку принимал активное участие в международной транзитной торговле шелком и другими товарами между Востоком и Западом.

Дату начала совершенствования туризма в Азербайджане можно отнести к 1908 г. В зтот год в Баку был открыт один из филиалов Крымско-кавказского горного клуба. Бакинское отделение этого клуба занималось проведением краеведческих исследовательских работ и организацией экскурсий в Кавказском регионе. Члены клуба совершали эк-

скурсии на марганцовые залежи в Крым, в Одессу, на Новый Афон, посещали достопримечательности Кавказа.

Развитие массового туризма в СССР началось после создания в 1928 г. государственного акционерного общества «Советский турист» (Совтур), которое начало заниматься организацией туризма в стране.

Организация иностранного туризма в СССР началось с создания Всесоюзного акционерного общества по иностранному туризму (ВАО «Интурист»).

В сентябре 1950 г. в Баку была создана туристская база. В 1957 г. туристские базы были организованы в Мингячевире и в Гаджикенде. В 1958 г. начал принимать туристов филиал Мингячевирской туристской базы в Загаталах, а в 1960 г. - в Шуше. Эти годы характеризуются массовым развитием социального туризма в СССР.

В целях расширения материально-технической базы иностранного туризма в 1973 г. в Баку была сдана в эксплуатацию гостиница «Азербайджан» на 1042 места, которая являлась самым крупным гостиничным комплексом в Азербайджане.

По мнению специалистов, азербайджанский туризм достиг своего самого высокого уровня развития в 1987 г. В этом году в республику из зарубежных стран прибыло около 50 тыс. туристов (из различных республик СССР прибыло около 250 тыс. туристов). В экскурсиях, организованных туристс-ко-экскурсионными бюро, приняли участие 2,5 тыс. чел. В том же году 10 тыс. граждан Азербайджана совершили путешествия в зарубежные страны, а 300 тыс. - по территории СССР.

В целях осуществления государственного регулирования иностранного туризма в 1991 г. был создан Совет по иностранному туризму при кабинете министров Азербайджанской Республики [4].

Надо отметить, что туризм — это один из самых динамично развивающихся секторов мировой экономики. Из-за высоких темпов развития, создания большого объема валютных доходов, влияния на другие сферы экономики туристская индустрия в последние годы приобретает более важную позицию в международной экономической системе.

Рассматривая современный туризм, необходимо отметить, что, несмотря на ежегодный рост туристов, посещающих Азербайджанскую Республику, а также на увеличение количества желающих выехать за ее пределы, азербайджанский туризм еще полностью не реализовал своих возможностей в международном туристском сообществе.

Комплексная оценка и рациональное использование территориального туристского потенциала, эффективная деятельность туристских комплексов связаны с привлечением инвестиций, с применением новых инновационных технологий, с подготовкой профессиональных кадров и с проведением целенаправленной государственной политики в сфере туризма.

В настоящее время туризм стал одним из самых прибыльных секторов национальной экономики, который приносит валютные доходы в госбюджет.

Самой актуальной проблемой в исследовании развития туристского сектора в Азербайджане является разделение общей территории страны на отдельные экономические или туристские субрегионы. Это разделение позволит создать туристские комплексы на этих территориях на основе наиболее благоприятных факторов. Основой такого районирования является анализ и оценка природно-рекреационного и туристского потенциала территории.

К основным принципам территориального районирования в целях организации туристских центров необходимо отнести: наличие и состояние базы для приема, размещения и обслуживания туристов; исторически сложившиеся потоки туристов и существующие туристские центры; уровень экономико-исторического развития района в целом [1].

Выбирая принципы районирования с экономико-географической точки зрения, необходимо учитывать их взаимосвязь со специфическими особенностями регионального туризма. Наиболее важными принципами являются:уровень специфичности района; наличие в районе предприятий материального производства; наличие социальной инфраструктуры; уровень использования природно-рекреационного потенциала и трудовых ресурсов. Кроме того, с точки зрения прогнозирования организации туризма, важными являются и число приезжающих туристов, и интенсивность туристских потоков в данном районе. При отсутствии проведения подобного районирования, а также анализа состояния туристского потенциала невозможно создать туристские комплексы и привлечь экономически активное население в социально-культурные процессы, в том числе и в сферу туризма.

К базовым мероприятиям по созданию комплекса туристских услуг можно отнести наличие материально-технической базы туризма (это туристские предприятия, которые занимаются раз-

мещением, питанием, информационными услугами и развлечениями и т. д.), а также организационные мероприятия по созданию специализированных туристских предприятий.

Основные направления развития туризма в республике

При наличии развитого материального производства и социальной инфраструктуры одним из основных компонентов для развития туристского комплекса считается природно-рекреационный потенциал территории. Как фактор, присущий определенному району, этот потенциал может дать толчок к развитию рекреационных видов туризма. В регионах Азербайджана имеется богатый природ-но-рекреационный потенциал, который в настоящее время используется лишь частично.

Для развития азербайджанского туризма ку-рортно-рекреационный и туристский потенциалы Апшеронского экономического района имеют очень важное значение. В этом регионе основные факторы, оказывающие влияние на развитие туризма (благоприятные климатические условия, рельеф и другие факторы), отличаются своей специфичностью. Территория Апшеронского экономического района в основном характеризуется сухим субтропическим климатом и сильными южными и северными воздушными потоками.

В настоящее время в Азербайджане (в условиях рыночной экономики) сфера туризма еще не получила достаточного развития. По численности занятости эта сфера занимает небольшой удельный вес в общей занятости населения - 0,2 %. В перспективе воздействие туризма на решение проблемы занятости населения станет определяющим в Азербайджане, где еще немало безработных. По данным ВТО, в туристском секторе зарубежных стран работает каждый восьмой трудоспособный гражданин, в Азербайджане этот показатель значительно ниже. Необходимо отметить, что туризм пока еще не реализовал своего потенциала в создании дополнительных рабочих мест и в решении проблем занятости населения [2].

Несмотря на то, что Азербайджан обладает незначительным территориальным пространством, он обладает огромным природным туристским потенциалом. Следует отметить, что турфирмы еще не могут на должном уровне привлекать иностранных туристов в нашу страну.

Выводы

Одной из проблем сферы туризма в Азербайджане является слабая инфраструктура в сочетании с низким профессиональным уровнем кадров по современным стандартам. Существенными препятствиями на пути реализации государственных крупномасштабных проектов и решения ранее указанных проблем является отсутствие единой стратегии управления туризмом, а также программы его развития. Это ведет к нерациональному дублированию принятых решений, инвестиционных проектов, использованию ограниченных инвестиционных ресурсов и, как следствие, к общему снижению эффективности инвестиционной деятельности в сфере туризма. Пока развитиедругих секторов промышленности отодвинули проблемы туризма на второй план. Однако в программах по развитию туризма, принятых государством, существует положение о направлении части прибыли от продажи нефти в туристский сектор.

Необходимо отметить, что до настоящего времени в Азербайджане еще не налажена система национальной туристской статистики применительно к рекомендациям ВТО: отсутствуют такие статистические показатели, как туристская интенсивность, подвижность, туристское потребление, количество прибытий и убытий граждан, а также не ведется миграционный и демографический учет и т. д.

С экономической точки зрения особенность туризма состоит в том, что он создает в жизни новую форму потребительского спроса. Этот спрос представляет собой целый комплекс товаров и услуг, производимых предприятиями туристского сектора [3].

Привлекательность туризма состоит и в быстрой окупаемости вложенных средств, и в получении дохода в короткий срок. По своим основным характеристикам туризм имеет ряд принципиальных специфических особенностей, отличающих его от других форм хозяйственной деятельности. Необходимо учитывать, что эта специфичность непосредственно связана с особенностями туристских услуг, выраженных в неосязаемости, в нестабильности качества, в невозможности хранения и в неразрывности с источником.

Результат деятельности в туризме сводится к производству туристских продуктов. Туристский продукт - это совокупность продуктов, работ и услуг, которые удовлетворяют определенные потребности туристов в период путешествий и оплачиваются туристами. К этим компонентам относятся

гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие услуги. Туристский продукт как товар характеризуется потребительской стоимостью, т. е. полезностью или способностью удовлетворять определенные потребности туристов в рекреации, отдыхе, развлечениях и т. д.

С расширением ассортимента туристских услуг обеспечивается занятость населения не только в самом секторе, но и в сопряженных секторах (торговля, бытовое обслуживание, питание, транспорт, связь, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и т. д.). Необходимо отметить, что туризм в современных условиях развития играет роль связующего звена в обеспечении занятости.

Развитие рыночных отношений в сфере туризма привело к появлению в Азербайджане множества туристских фирм, которые постепенно наполняют рынок туристских услуг. В результате их деятельности увеличиваются объем производимых туристских продуктов, доходы населения, поступления в бюджет, создаются новые рабочие места, решается проблема занятости, развивается инфраструктура,

формируется конкурентоспособная национальная туристская индустрия.

Таким образом, развитие туризма играет важную роль в социально-экономическом развитии республики.

Список литературы

1 .Алиева Н. Р. Развитие туризма в регионах Азербайджана и проблемы обеспечения занятости населения: сборник статей «Проблемы национальной экономики». 4-й вып. Баку: Изд-во «ИЭНАНА; «Елм». 2007. С. 261-273.

2. Алиева Н. Р. Туристические фирмы Азербайджана на пути к инновационному развитию: тезисы 2-й Международной научно-практической конференции / Научный инновационный центр НАНА. Баку: Изд-во «Елм». 2008. С. 126-128.

3. Гасанов А. Н. Факторы, обусловливающие развитие туристских центров в западном регионе Азербайджана: сборник докладов Международной научно-практической конференции. Варна, 2009. С. 47-55.

4. Гасанов А. Н. Природные туристские ресурсы Азербайджана // Сервис plus. 2012. № 3. С. 11-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.