Bogomazova I. V., Yakovenko O. V. Using the tourist and recreational potential as a direction of the regional economy development// Сетевой журнал «Научный результат».
Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - Т.2, №1 (7), 2016.
ресурсный потенциал развития туризма
resource potential development tourism
УДК 338.48
DOI: 10.18413 /2408-9346-2016-2-1-3-7
Богомазова И.В. Яковенко О.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1) доцент, кандидат экономических наук. Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»). ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия. E-mail: [email protected]
2) старший преподаватель. Белгородский государственный национальный исследовательский университет
(НИУ «БелГУ»). ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия. E-mail:[email protected]
Статья выполнена в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук. Тема «Развитие конкурентных преимуществ сферы туризма с целью повышения эффективности региональной экономики» (МК-8062.2016.6)
Аннотация. Современные условия характеризуются повышением социально-экономической значимости туризма, выступающего в качестве важного направления и динамично развивающейся сферы мирового хозяйства, в том числе и в Российской Федерации. Внутренний и въездной туризм в процессе развития оказывает положительное влияние на формирование валового внутреннего продукта, тем самым обеспечивая повышение качества и уровня жизни населения. Переход к инновационной экономике в Российской Федерации в существенной мере сопряжен с развитием туризма, признанным государством перспективной сферой. Россия, располагая туристским потенциалом и имея соответствующий уровень развития инфраструктуры, по прогнозам UNWTO способна обеспечить ежегодный прием до 40 млн. иностранных туристов, а в перспективе к 2020 году войдет в топ-10 стран наиболее популярных направлений в туристском отношении. Однако, для туристского потенциала страны свойственно далеко не полное его использование. Развитие конкурентных преимуществ туристкой сферы на уровне региона является важным направлением диверсификации экономики и повышения эффективности использования ресурсного потенциала, что в свою очередь обеспечит рост внутренних и въездных потоков и, как следствие, повышение эффективности региональной экономики в целом.
Ключевые слова: туризм, туристский потенциал, привлекательность, конкурентные преимущества, туристско-рекреационный комплекс, эффективность, региональная экономика.
DEVELOPMENT
1) Associate Professor, Ph.D. Belgorod State National Research University 85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia. E-mail: [email protected]
2) Senior lecturer. Belgorod State National Research University 85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. Current conditions are characterized by an increase in the socio-economic importance of tourism, serving as an important and rapidly developing sphere of the world economy, including the Russian Federation. Domestic and inbound tourism in the development process has a positive influence on the formation of the gross domestic product, thereby providing the improvement of the quality and standard of living. The transition to the innovation economy in Russia to a large extent is associated with the development of tourism, recognized by the state as
Bogomazova I.V. Yakovenko O.V.
USING THE TOURIST AND RECREATIONAL
POTENTIAL AS A DIRECTION OF THE REGIONAL ECONOMY
Bogomazova I. V., Yakovenko O. V. Using the tourist and recreational potential as a direction of the regional economy development// Сетевой журнал «Научный результат».
Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - Т.2, №1 (7), 2016.
a promising area. Russia, with its tourist potential and with the appropriate level of infrastructure development, according to the UNWTO prognosis, is able to provide an annual intake of up to 40 million foreign tourists, and in 2020 it will enter the top-10 countries with the most popular tourist destinations. However, the tourist potential of the country is characterized by its insufficient use. The development of competitive advantages in the tourist sphere at the regional level is an important direction to diversify the economy and improve the efficiency of use of resource potential, which in turn will ensure the growth of domestic and inbound flows and, consequently, will increase the efficiency of the regional economy as a whole. Keywords: tourism; tourist potential; attraction; competitive advantages; tourist and recreational complex; efficiency; regional economy
В современных условиях туризм представляет собой особое социально-экономическое явление, которое оказывает влияние в прямом и опосредованном отношении на степень развития сопутствующей инфраструктуры, а именно коллективных средств размещения, системы транспорта, общественного питания, торговли, производства сувенирно-подарочной продукции. Для туризма, как перспективной сферы деятельности, на региональном уровне характерна активизация экономического роста, валютных поступлений, увеличение занятости населения, развитие социокультурных видов услуг.
Отечественной индустрии туризма присуща структурная перестройка, институциональное становление, формирование внутренних, межотраслевых, межрегиональных и
внешнеэкономических связей. При этом к важнейшим задачам следует отнести стабилизацию рынка туристских услуг, поддержку индустрии туризма, преодоление структурного кризиса, обеспечение
формирования механизмов защиты правового и организационного характера, решение которых обеспечит более широкое использование потенциала российского туристского рынка.
Анализ опыта различных стран свидетельствует о том, что развитие туризма обусловлено степенью участия государства и его поддержкой, а именно степенью приоритетности отрасли на уровне региона и государства. Так, разработанные за рубежом программы стимулирования внутреннего и въездного туризма предусматривают ряд преимуществ, среди которых применение системы льготного налогообложения, упрощение таможенно-визовых формальностей, создание
благоприятного инвестиционного климата, рост бюджетных ассигнований, направляемых в инфраструктуру туризма, систему маркетинговых коммуникаций на зарубежных рынках, а также подготовку и переподготовку кадров. Данные
мероприятия позволяют, снизив отрицательное сальдо баланса туризма, в значительной мере обеспечить увеличение экспорта туристских услуг [6].
Туризм в российском экспорте услуг в настоящее время не занимает ведущих позиций. В связи с этим в качестве основного фактора, обеспечивающего привлечение иностранных туристов на отечественный туристский рынок, выступает соотношение таких составляющих, как цена и качество. Сопоставимость указанных факторов является принципиально важной для граждан России, которые предстают основным сегментом туристского рынка.
На основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года важным направлением является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны путем создания условий, обеспечивающих улучшение качества жизни российских граждан в результате развития туристской инфраструктуры,
обеспечения качества и высокого уровня сервисного обслуживания, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России [2].
Туризм, выступая в качестве сектора экономики, участвующего в образовании национального дохода, оказывает прямое и опосредованное влияние на региональное и международное развитие. Показатель оценки вклада туризма в социально-экономическое развитие региона следует рассматривать как основной с позиции обоснования целесообразности инвестирования в сферу туризма государственных и частных средств. К объектам оценки относят все отрасли экономики, которые напрямую или косвенно вовлечены в индустрию туризма: сфера транспорта, связи, общественного питания, развлечений, розничной торговли и т.д.
Bogomazova I. V., Yakovenko O. V. Using the tourist and recreational potential as a direction of the regional economy development// Сетевой журнал «Научный результат».
Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - Т.2, №1 (7), 2016.
Разработке методики оценки
мультипликативного эффекта развития индустрии туризма и гостеприимства на современном этапе уделяется большое внимание в Российской Федерации. Это обусловлено тем, что данная отрасль экономики является приоритетной сферой, которая предусматривает проведение оценки экономической эффективности ее развития, характеризующей степень влияния (в количественном выражении) на экономику региона и государства в целом.
Совокупный доход региона от туризма является показателем, на основании которого можно судить об экономической эффективности туризма в области. Данная категория дает комплексное представление о степени развития туристического бизнеса и его инфраструктуры и может выступать в качестве основы в процессе принятия управленческих решений и проведения корректировки стратегических направлений развития туризма на региональном уровне.
В состав совокупного дохода от туризма целесообразно включать как прямые, так и косвенные доходы.
К прямым доходам от туризма, которые могут быть получены региональной экономикой, относят налоговые поступления от туристических фирм и организаций в бюджеты различных уровней, прибыль туристических предприятий, направляемую на осуществление
инвестиционного процесса и расширение производства и сбыта. В результате бюджеты всех уровней формируются на основе системы различных платежей, сборов, получаемых на прямую от туристских доходов.
Прямые доходы учитывают также и доходы от самодеятельного туризма, которые получены при его организации средствами размещения, предприятиями общественного питания, развлечения и т.д. Однако в качестве проблемы следует выделить невозможность точного учета данных, которые носят оценочный характер, в силу отсутствия полной и достоверной информации [6].
В процессе оценки прямого воздействия туризма рассматривается определение прибыли, получаемой туристическими организациями за отчетный период, и налоговых поступлений от туризма в бюджеты разных уровней. На основе вышеизложенного прямой экономический эффект от туризма характеризуется объемом средств, вырученных от туризма на первом круге обращения средств региональной экономики, вошедший в состав валового регионального продукта.
К косвенным доходам от туризма относят денежные средства туристических фирм, туристов, предприятий сферы туризма для приобретения основного и оборотного капитала, в том числе оборудования, потребительских товаров и услуг сторонних предприятий. Кроме того, косвенные доходы, получаемые от индустрии туризма, для региона характеризуются их нахождением в пределах территории или области. Оценка косвенных доходов от туризма может быть осуществлена на основе методики определения туристического мультипликатора. Она дает возможность сопоставить вклад отраслей в региональное экономическое развитие [7].
Применение данной методики позволяет рассчитать совокупный доход от туризма, основываясь на результатах, которые получены в процессе оценки прямого экономического эффекта от туризма, учитывая мультипликативный эффект. Этим и обусловлена тесная взаимосвязь указанных направлений, представляя собой единую методику определения совокупного дохода от туризма в региональной экономике.
Как высокодоходная отрасль экономики, туризм позволяет улучшить финансовые показатели эффективности туристской деятельности, обеспечивает появление новых источников и методов финансирования, формирует дополнительные рабочие места и повышает уровень занятости населения региона.
Имеющейся потенциал и туристско-рекреационные ресурсы обуславливают степень привлекательности туристско-рекреационной территории, а также возможность формирования и развития туристского рынка. Так, к туристско-рекреационным ресурсам следует отнести ресурсы, которые используются в целях удовлетворения потребностей населения для туризма и отдыха, обеспечивающих возможность организации различных секторов экономики, которые специализируются на процессах рекреационного обслуживания.
В составе основных компонентов туристско-рекреационных ресурсов выступают природные комплексы, культурно-исторические достопримечательности, также экономический потенциал территории, включающий туристскую
инфраструктуру, материально-техническую базу, трудовые ресурсы [5].
Эффективное функционирование и развитие туристско-рекреационных комплексов должно быть сопряжено с наличием у ресурсов совокупности специфических характеристик, а именно условия и уровень сервисного обслуживания, уникальность, известность и
Bogomazova I. V., Yakovenko O. V. Using the tourist and recreational potential as a direction of the regional economy development // Сетевой журнал «Научный результат».
Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - Т.2, №1 (7), 2016.
доступность объектов показа и рассказа, степень живописности и разнообразия.
Таким образом, основа развития туризма на международном и региональном уровнях -туристско-рекреационные ресурсы. При этом их можно определить в качестве совокупности явлений и объектов природного и антропогенного характера, которые используются при разработке и формировании туристского продукта с целью обеспечения туристов возможностями для туризма, рекреации, отдыха.
В соответствии с трактовкой, которая дана Всемирной туристской организацией (UNWTO), под туристским регионом понимается территория, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, используемых в процессе отдыха или оздоровления. Процесс формирования и развития региональной туристской индустрии предполагает продвижение видов туризма, базируясь на имеющемся потенциале и эффективном использовании туристских ресурсов с учетом географического положения, природно-климатических условий, культурно-исторического наследия и наличия достопримечательностей, состояния материально-технической базы, привлекательности для туристов.
Степень развития туризма в регионе характеризуется уровнем оснащенности
туристской инфраструктуры (материально-технические возможности, ресторанная и торговая сеть и прочее). Также следует учесть такие параметры, как состояние сервисной деятельности и обслуживания, емкость территории, состояние экологии, развитие региональной экономики, наличие трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Выбор региона потенциальным туристом, как правило, основан на социально-экономическом положении места планируемого путешествия. Выгодность географического положения, стабильный уровень жизни, доступная и приемлемая стоимость услуг - вот основные факторы, способствующие оказанию
положительного влияния и обеспечивающие выгодное позиционирование региона на рынке туруслуг, повышающие его имидж на международном уровне.
Показатели уровня и стоимости жизни населения в месте туристского назначения определяют доступность данной местности для различных сегментов потребителей, тем самым оказывая влияние на стоимость туристских услуг в регионе.
Развитие сферы туризма путем использования туристско-рекреационного
потенциала региона выступает в качестве составного элемента социально-экономической политики территорий, что в свою очередь способствует росту потока туристов и улучшению инфраструктуры и материально-технической базы, в целях повышения качества жизни населения.
Список литературы
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 года. № 132-Ф3 // http://www.garant.ru (дата доступа: 25.12.2015).
2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями): Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Российская газета, 2008. 20 ноября. С.12.
3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 19 июля 2010 года № 1230-р // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф» (дата доступа:
25.12.2015).
4. Алленова, Е. Г. Организационно-экономический механизм формирования туристской территории: на примере Южного Подмосковья [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Е. Г. Алленова ; [МГУ]. М., 2006. 27 с.
5. Богомазова, И. В. Формирование и развитие сферы туризма в регионе в современных условиях (на примере Белгородской области). Белгород: Издательский дом «Белгород», 2013. 228 с.
6. Богомазова, И. В., Яковенко О. В. Стратегическое развитие сферы туризма в Белгородской области в контексте социально-экономических преобразований региона. Белгород: ООО «Зебра», 2015. 124 с.
7. Ферару, Г.С., Яковенко О. В. Тенденции, факторы и перспективы стратегического развития туризма в контексте инновационных преобразований социально-экономической среды региона (на примере Белгородской области) // Научный результат. Серия «Технологии бизнеса и сервиса», 2015. № 1. С. 19-25.
8. Tourism strategy vows better future [Electronic resource] // The Free Library / Farlex, Inc. - Huntingdon Valley, PA, 2013. Mode of accesses: http://www.thefreelibrary.com/%20Tourism+strategy+vow s+better+%20future.a0183499824 (date of access:
11.01.2016).
References
1. On the Bases of Tourist Activity in the Russian Federation: the Federal Law of 24.11.1996 № 132-FZ (as
Bogomazova I. V., Yakovenko O. V. Using the tourist and recreational potential as a direction of the regional economy development // Сетевой журнал «Научный результат».
Серия «Технологии бизнеса и сервиса». - Т.2, №1 (7), 2016.
amended. On July 30, 2010 № 242-FZ) // http://www.garant.ru (date of access: 25.12.2015).
2. On the Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the period up to 2020 (as amended): Resolution of the RF Government of november 17, 2008 № 1662-r // the Russian newspaper. 2008 - 20th of november. P.12.
3. On Approval of the Federal Target Program «Development of Domestic Tourism in the Russian Federation (2011-2018 years)» [Electronic resource]: The Order of the RF Government on July 19, 2010 № 1230-p // Reference legal system «Consultant Plus». Div. «Legislation». Inform. «Version Prof» bank (date of access: 25.12.2015).
4. Allenova, E. G. The Organizational-economic Mechanism of Formation of Tourist Areas: the Example of the Southern Suburbs [Text]: Author. Dis. ... Cand. ehkon. Sciences: 08.00.05 / E.G. Alenova; [Moscow State University]. M., 2006. 27 p.
5. Bogomazova, I. V. Formation and Development of Tourism in the Region in Modern Conditions (on the example of Belgorod Region). Belgorod: Publishing House «Belgorod», 2013. 228 p.
6. Bogomazovа, I. V., Yakovenko, O. V. Strategic Development of the Tourism Industry in Belgorod Region in the Context of Socio-economic Transformation of the Region. Belgorod: OOO «Zebra», 2015. 24 p.
7. Feraru, G. S., Yakovenko, O. V. The Development Strategy of Tourism in the Context of Innovation Reforms of the Socio-economic Environment (on the example of Belgorod Region) // Scientific Result. A series of «Business Technology and Service» 2015. № 1. Pp 19-25.
8. Tourism strategy vows better future [Electronic resource] // The Free Library / Farlex, Inc. - Huntingdon Valley, PA, 2013. - Mode of accesses: http://www.thefreehbrary.com/%20Tourism+strategy+vow s+better+%20future.-a0183499824 (date of access: 11.01.2016).
Рецензент
Калугин В.А., доктор экономических наук, профессор
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)