Научная статья на тему 'Государственное регулирование развития туризма в Азербайджане'

Государственное регулирование развития туризма в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2906
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЯНДЖА-КАЗАХСКИЙ РЕГИОН / ЗАКОНЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АЗЕРБАЙДЖАНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гасанов Арзу Наджаф Оглы

Подчеркивается роль туризма в глобальной экономической системе. Отмечается, что в Азербайджане для развития туризма имеется огромный природный туристский потенциал. Обосновывается, что для рационального использования имеющегося потенциала необходимо проведение государственной политики и правовое регулирование в сфере туризма. Перечисляются принятые законы, нормативно-правовые акты и государственные программы в Азербайджанской Республике, которые стимулируют развитие, правовое регулирование туристской отрасли и интеграции в международные туристские организации. Делается вывод, что созданная нормативно-правовая база и проводимая туристская политика создают благоприятные условия для регулирования и развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование развития туризма в Азербайджане»

Terra Humana

14 УДК 338.486 ББК 75.81 (5Азе)

А.Н. Гасанов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Подчеркивается роль туризма в глобальной экономической системе. Отмечается, что в Азербайджане для развития туризма имеется огромный природный туристский потенциал. Обосновывается, что для рационального использования имеющегося потенциала необходимо проведение государственной политики и правовое регулирование в сфере туризма. Перечисляются принятые законы, нормативно-правовые акты и государственные программы в Азербайджанской Республике, которые стимулируют развитие, правовое регулирование туристской отрасли и интеграции в международные туристские организации. Делается вывод, что созданная нормативно-правовая база и проводимая туристская политика создают благоприятные условия для регулирования и развития туризма.

Ключевые слова:

Гянджа-Казахский регион, законы Азербайджанской Республики, нормативно-правовые акты, регулирование туризма, туристский потенциал Азербайджана.

Туризм играет важную роль в мировой экономике. Поэтому во многих странах мира эта отрасль развивается высокими темпами. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), в 2010 г. количество прибытий в международном туризме составило 940 млн и увеличилось на 7%, а в 2011 г. увеличилось на 4,4% и составило 981 млн.

На долю туризма в настоящее время приходится треть оказанных услуг, около 10% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, 8% мирового экспорта, 11% мировых потребительских расходов. По данным Международной организации труда в индустрии туризма работает 8,1% от общей численности работоспособного населения планеты.

В современных условиях туризм превратился в одну из наиболее развивающихся отраслей мирового хозяйства. В мире количество туристов увеличивается в среднем на 4% в год. По данным Всемирной туристской организации, в 2010 г. количество туристов составил более 1 млрд, к 2020 г. составит около 1,5-2 млрд в год, а ежегодные поступления от туризма возрастут до 1,1 трлн долларов США.

Роль туризма в структуре мировой экономики неуклонно возрастает. По данным ВТО, доля туризма в экономике Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна составляет 19,8%, в Африке — 4,8%, Ближнего Востока — 4,9%.

В настоящее время туризм — это большие доходы, новые рабочие места, создание современной инфраструктуры, охрана памятников истории и культуры, ознакомление со страной и ее достижениями во всех областях миллионами людей. Средний доход на одно туристское прибытие в мире составляет примерно 750-1000 дол-

ларов США, но эти доходы распределены в мире далеко неодинаково. В этой сфере усиливается международная конкуренция. Отдельные страны (Египет, Турция, Кипр, Тунис) вводят режим безвизового посещения для туристов из многих стран.

Туризм — это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны, взаимозависимы и дополняют друг друга. Известно, что туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только туристические объекты, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечения, объекты инфраструктуры и другие отрасли экономической деятельности. Эта сфера в разной степени влияет на каждый континент, регион, государство и населенный пункт. Значение туризма для экономики развитых стран связано, прежде всего, с теми элементами, которые функционируют при проведении успешной туристской политики. Прежде всего, это прирост рабочих мест в различных предприятиях сферы обслуживания. Другим важным преимуществом является мультипликативный эффект от туризма, т.е. его влияние на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество - рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме этого, туризм оказывает влияние на развитие местной экономики, стимулирует экспорт местных продуктов и т.д.

В Азербайджане по сравнению с другими странами в силу ряда причин сфера туристской деятельности недостаточно развита. Азербайджан активно участвует в международном обмене туризма. Однако надо учитывать два аспекта: развивая внутренний туризм, создавая внутренний спрос на туристскую продукцию, местные

туристские предприятия должны ориентироваться и на интеграцию в международный туристский рынок. Вместе с тем, для развития внутреннего туризма требуется создание соответствующей национальной законодательной базы, инфраструктуры, подготовка квалифицированных кадров.

Азербайджан является одним из наиболее рекреационно развитых регионов и уникальных историко-культурных центров мира. Этот факт дает основу для использования туристских ресурсов страны в международном экономическом обороте.

Для развития туризма важной предпосылкой являются природные ресурсы аттрактивного характера. Поэтому развитие туризма во многих странах непосредственно связано с наличием природных ресурсов, которые включают в себя землю, озера, море, реки, ландшафт, климат, флору, фауну. Они, по существу, характеризуют местонахождение страны и являются одним из решающих условий, влияющих на развитие международного туризма. Так, наличие превосходных морских пляжей и солнечного климата Средиземноморских стран порождает туристские потоки на их курорты из таких развитых стран, как Австрия, Дания, Норвегия, Германия, Швейцария, Финляндия, и др., не обладающих подобными природными условиями.

Другим важнейшим фактором для развития туризма является наличие инфраструктуры, для создания которой требуются огромные инвестиции. Об этом свидетельствует опыт развития туризма в развитых странах. Инвестиции имеют определяющее влияние на экономическую значимость международного туризма в каждой стране.

Азербайджан имеет огромный потенциал для развития международного туризма: богатые природные и климатические условия, дешевая рабочая сила, квалифицированные кадры. Следует отметить, что из одиннадцати существующих на планете климатических зон девять имеются в Азербайджане. Другим фактором для развития туризма являются: обилие солнечных дней (200 в году), продолжительный купальный сезон, высокоминерализованная вода Каспийского моря, имеющае лечебное значение, уникальные природные и биоклиматические ресурсы, красота и уникальность природы. Практически во всех регионах республики имеются целебные геотермальные и минеральные воды. Однако все эти ресурсы нуждаются в экономическом освоении, в том числе в превращении в туристский продукт, также необходима интеграция Азербайджана в

международные экономические отношения и туристский рынок.

Зарубежные туристы заинтересованы, пересекая границы, увидеть что-нибудь отличное от того, что имеют в своей стране, тем самым, обусловливая взаимные туристские обмены между странами, несмотря на то, что эти страны обладают одинаковыми ресурсами. Уверенно можно утверждать, что Азербайджан богат такими природными ресурсами, которые отличаются своей уникальностью и привлекательны для туристов, особенно для иностранных.

Туристские ресурсы Азербайджана имеют исключительное значение, которое создает практическую возможность для развития туристской индустрии. В то же время эти ресурсы выступают факторами для дальнейшего развития экономики Азербайджана. Учитывая эти факторы, азербайджанское правительство должно наращивать мероприятия в области развития международного туризма. Эти мероприятия должны характеризоваться как «приоритетные» в перечне факторов, имеющихся в избытке для экономического развития страны.

На первые годы, получив от государства помощь, туризм динамично развивается, за короткий срок отчисляет амортизационные средства и приносит доходы. Кроме значительных доходов, туризм — это новые рабочие места, особенно где нет промышленных объектов. Эти факторы имеют большое значение для социально-экономического развития Азербайджана. Однако приобретенный в советский период опыт развития туризма явно недостаточен на современном этапе. Чтобы поднять уровень развития туризма, повысить его эффективность появилась необходимость изучать мировой опыт в области формирования туристской политики, создания законодательной базы, нормативных актов, подготовки различных программ. Вышеперечисленные функции, выполняемые государством в процессе формирования и реализации туристской политики, свои конкретные выражения находят в этих документах [4].

Как показывает мировой опыт, наличие богатого природного и культурного потенциала позволяет даже неразвитым странам завоевать серьезные позиции на международном туристском рынке при обязательном условии проведения активной государственной политики и регулировании в области развития туризма и инвестиционном освоении туристских ресурсов.

Государственные меры по регулирования туристского комплекса играют реша-

Общество

Terra Humana

ющую роль в развитии туризма страны. Каждое государство в современном мире стремится разумно использовать свои туристские ресурсы в целях получения экономической выгоды, кроме того, туризм увеличивает налоговую базу страны и решает проблему занятости населения. Надо особо отметить роль и значение туризма в охране здоровья людей, защите окружающей среды, воспитании культуры общения между людьми из разных стран. Поэтому в современном мире государство должно активно поддерживать туризм и способствовать его развитию. Многие страны принимают целенаправленные меры по развитию индустрии туризма как стратегически важного сектора экономики для получения иностранной валюты и расширения экспортной базы.

Развитие туризма невозможно без регулирования, координации и контроля со стороны государственных структур, ответственных за его планирование и развитие. Это обуславливает разработку и реализацию государственной туристской политики.

Туристская политика — это совокупность методов, мер и мероприятий правового, экономического, социального, культурного и иного характера, осуществляемых парламентами, правительствами и различными организациями в целях создания благоприятных условий для развития туризма, рационального использования имеющихся туристских ресурсов.

Туристская политика должна рассматриваться как составная часть общей политики государства. Поэтому характерные черты общей политики государства обычно отражаются в его туристской политике. Однако имеются специфические факторы, которые влияют на формирование туристской политики. К этим специфическим факторам относятся природные условия, система коммуникации, определяющие транспортную доступность туристских объектов, правовые, экономические и другие условия для развития туризма. Необходимо отметить, что при формировании туристской политики наряду с указанными специфическими факторами и внутренними условиями нужно учитывать и конъюнктуру международного туризма [1].

Высшей целью туристской политики является интеграция экономических, политических, культурных, интеллектуальных и общественных благ, создаваемых туризмом, применительно к людям, направлениям и странам для улучшения общего качества жизни и обеспечения мира и благосостояния.

В процессе формирования и реализации этой политики государством выполняется ряд функций (планирование, координация, регулирование, стимулирование, маркетинг, и др.), обеспечивающих эффективность функционирования системы туризма. Для успешного выполнения указанных функций, туристская политика должна планироваться и выполняться государственными структурами, местными администрациями, туристскими предприятиями и организациями на взаимовыгодной и комплексной основе.

Практика показывает, что туризм устойчиво развивается в том случае, если государство обеспечивает для этого необходимые правовые, экономические и прочие условия. Если туризм полностью отдается на откуп действию рыночных факторов, невозможно его эффективно организовать и устойчиво развивать. Доказано, что без национального механизма, обеспечивающего комплексное отношение к планированию, правовому регулированию, стимулированию и др. принимаемые меры по развитию туризма не могут давать ожидаемых результатов. Поэтому государство должно предпринимать меры, основанные на государственной туристской политике, которые исключают стихийное развитие этой отрасли [2].

Правовое регулирование выступает как важнейший элемент туристской политики государства. Основными целями этой политики являются обеспечение прав граждан на отдых, охрана окружающей среды, создание благоприятных условий для туристской деятельности, обеспечение устойчивого развития туристской индустрии, рациональное использование туристских ресурсов, развитие международных отношений и др.

Как правило, государственное регулирование осуществляется путем создания соответствующей национальной нормативно-правовой базы. Эта база обеспечивает эффективное функционирование туристской отрасли, доступ к природным ресурсам с целью их использования в туризме, соблюдение и защиту прав туристов и интересов туристской индустрии, установление правил провоза вещей, выезда, въезда и пребывания на территории страны с учетом интересов и основных направлений развития национального туризма.

Отношения в туризме регулируются и по специальному законодательству. В туризме применяется большое количество специальных правовых актов и правил. К ним относятся административные (порядок получения виз), таможенные (порядок перемещения через границы) и др. законы. Ту-

ристская деятельность также регулируется соответствующими законами, положениями об осуществлении туристской деятельности, лицензировании, стандартизации, сертификации, правилами предоставления различных туристских услуг и др.

Кроме создания правовой базы для регулирования и устойчивого развития туризма в ряде стран применяются различные дополнительные мероприятия. Многие страны разрабатывают целевые программы, проводят меры по улучшению коммуникационного сообщения с другими странами, откуда идет поток туристов, разрабатывают и финансируют новые виды услуг, расширяют либерализацию внешнеторговых связей и обмен иностранных валют, часто осуществляют искусственную девальвацию своей валюты, устанавливают льготные тарифы на размещение иностранного капитала и приватизацию объектов в сфере туризма. Некоторые страны выделяют государственную субсидию для реализации различных туристских проектов, предоставляют туристским предприятиям кредиты по льготным процентам. В ряде стран государство дает поручительство по займам и субсидиям, выделяемых коммерческими банками и различными фондами на развитие туризма, туристским предприятиям предоставляются налоговые льготы, часть доходов в иностранной валюте освобождается от налогового обложения и т.д.

Особое место в стимулировании развития туризма занимают льготы. Налоговые льготы — одно из важнейших средств государственного регулирования туристской деятельности. В мировой практике в туризме основной налоговой льготой является снижение налога на добавленную стоимость для туристских организаций, принимающих иностранных туристов. В Европейском Союзе действует общая норма понижения налога на добавленную стоимость для туристских предприятий. Часто льготы распространяются на отдельные категории туристов (детей, студентов, пенсионеров, инвалидов и т.д.). В ряде случаев льготы охватывают отдельные виды туристской деятельности (например, социальный туризм, связанный с санаторно-курортным лечением). Широко распространены скидки постоянным клиентам, групповым туристам, на транспортные билеты студентов и т.д.

Сочетание и применение в Азербайджанской Республике практикуемых в различных странах мероприятий с целью регулирования развития туризма, можно считать целесообразным. Однако в Азер-

байджане при использовании мероприятий, применяемых в разных странах мира, необходимо учитывать национальные, географические и др. особенности страны.

Проблемы государственного регулирования туризма и разрешения стоящих в связи с этим проблем имеют актуальное значение для Азербайджанской Республики. Туризм является одной из приоритетных отраслей Азербайджана, и его развитие находится в центре государственной экономической политики. В связи с этим предстоит приложить много усилий для научного исследования туристского потенциала Азербайджана, разработки законодательной базы и обеспечения выхода на международный уровень.

После обретения независимости в 1991 г. в Азербайджанской Республике начались процессы формирования национальной законодательной базы всех сфер деятельности. Этот процесс охватил и туристскую отрасль, готовились нормативно-правовые акты, была разработана национальная туристская политика.

4 июня 1999 г. указом № 674 ^ национального лидера Г.А. Алиева в Азербайджане был принят «Закон о туризме». В законе, состоящем из 17-ти статей, указаны правовые основы становления туристского рынка и принципы государственной политики в этой области. Изложены сущности основных терминов и понятий, относящиеся к туристской деятельности. Закон также определяет основы туристской деятельности и правила рационального использования туристских ресурсов как одно из средств, обеспечивающих социально-экономическое развитие общества. 19 марта 2004 г. было сделано дополнение к этому Закону [1].

Нормативно-правовые акты, принятые законодательными органами страны, стимулировали развертывание предпринимательской деятельности в отечественном туризме. К этим актам относятся Законы АР «О защите прав потребителей», «О предпринимательской деятельности», «О страховании», Решения Кабинета Министров АР об утверждении «Правил сертификации туристско-экскурсионных услуг», «Правил о выдаче особого разрешения (лицензия) некоторым видам деятельности в АР», Государственные стандарты АР «Туристские услуги», «Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов», «Классификация гостиниц», и т.д. Перечисленные и другие законы, а также различные нормативно-правовые акты, создают благоприятную среду для регулировании развития туристской индустрии Азербайджана [4].

Общество

Terra Humana

В процессе регулирования туризма государственные структуры управления туризмом параллельно с проведением государственной политики сотрудничают с международными туристскими организациями. Среди них ведущее место занимает Всемирная туристская организация, членом которой с 1991 г. является и Азербайджан.

В основном деятельность ВТО концентрируется на информационном продвижении туризма, расширения его значимости и преимуществ, а также создании новой материально-технической базы. ВТО пытается упорядочить действия различных стран в процессе туризма, путем разработки и введения определяющих принципов в области международного туризма. ВТО разрабатывает международные акты и следит за их исполнением, разрешает разногласия в международном туризме.

Сотрудничество с международными организациями позволяет привлечь к процессу создания новой инфраструктуры туризма в Азербайджане как накопленный в мире опыт, так и финансовые средства. Например, по программе ООН Министерству молодежи, спорта и туризма Азербайджана выделено 240 тыс. долларов в качестве помощи по обеспечению рационального развития внутреннего туризма.

Азербайджан является членом Международной туристской ассоциации «Евразия», одним из важных направлений деятельности которой является освоение трансконтинентального туристского маршрута «Великий шелковый путь», которая осуществляется под эгидой ВТО в сотрудничестве с ЮНЕСКО. Проект выполняется при технической поддержке ВТО и финансируется различными международными фондами и национальными организациями. Азербайджан активно участвует и в региональном проекте ТРАСЕКА связывающем Европу и Азию.

Программы, принятые правительством Азербайджана, играют важную роль в регулировании развития туризма.

Государственные программы социально-экономического развития регионов АР (2004-2008 и 2009-2013 гг.), предусматривают путем рационального использования имеющегося потенциала расширение деятельности производственных предприятий, стимулирование производства

Список литературы:

[1] Билалов Б.А. Регулирование туристской деятельности. — Баку: Муртаджим, 2006. — 276 с.

[2] Дурович А.П. и др. Организация туризма. — Мн.: Новое знание, 2006. — 639 с.

[3] Еганлы С.Т., Гаджиев Э.М. Международный туризм и развитие туризма в Азербайджанской Республике. — Баку: Элефант, 2003. — 216 с.

[4] Законодательный сборник Азербайджанской Республики (1997-2011 гг.). — Баку, 2011. — 726 с.

экспортной, в том числе и туристской продукции, обеспечение динамичного развития экономики страны.

Для выполнения этих задач предусмотрено на основе законодательной базы повышение эффективности использования местного потенциала — природных условий и ресурсов. В программе говорится о климатических и бальнеологических условиях Апшеронского района, позволяющих создавать вдоль берегов Каспийского моря пляжные зоны. Отмечаются уникальный климат, живописный горно-лесной ландшафт, минеральные воды лечебного характера Гянджа-Казахского региона, позволяющие создавать лечебные учреждения и дома отдыха международного значения; живописная природа Шеки-Закатальского региона, пригодная для организации центров отдыха и туризма, отвечающие современным мировым стандартам. Гянджа-Казахский и Шеки-Закатальский регионы привлекательны и тем, что через их территории проходят туристские маршруты в Грузию. Кроме этого, Гянджа-Казахский регион является важным узлом в проекте Великий Шелковый путь [3].

Приняты и специальные программы по развитию туризма. «Государственная Программа по развитию туризма за 2002-2005 годы в АР» предусматривала обеспечение рационального использования туристских ресурсов как одно из обязательств в обеспечении социально-экономического развития страны и проведении государственной политики в сфере туризма, основываясь на статьях «Закона о туризме» и других нормативно-правовых актах.

6 апреля 2010 г. была принята «Государственная Программа по развитию туризма за 2010-2014 годы в АР». Основной целью программы является формирование туристской индустрии, отвечающей современным экономическим, социальным и экологическим требованиям, и обеспечение превращения туристской отрасли в одну из опор развития экономики страны. Для выполнения целей программы правительством АР 2011 год был объявлен годом туризма.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что существующая законодательная база и проводимые мероприятия создают благоприятное условия для регулирования развития туризма в Азербайджане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.