чей на данном периоде является предупреждение перерастания кумулятивного эффекта тренировки и соревнований в перетренированность. Необходимость этого периода объясняется тем, что бесконечно поддерживать спортивную форму невозможно, несмотря на то что она базируется на оптимальном состоянии спортсмена. Определенный уровень тренированности сохраняется для обеспечения преемственности между завершающимся и новым большим циклом тренировочного процесса. Поэтому особенностью данного периода является то, что на фоне снижения уровня специальной подготовки необходимо сохранить высокий уровень общей тренированности [4 с. 28].
Таким образом, учет физиологических особенностей женского организма позволяет повысить эффективность учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности на всех этапах спортивной тренировки.
Литература:
1. Юрьева, Н.Ю. Научно-методические основы организации тренировочного процесса самбисток 17-20 лет в критический период [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Юрьева Наталья Юрьевна. - Красноярск, 2006. - 20 с.
2. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст]/ С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков. - М.: Советский спорт, 2008. - 236 с.
3. Астахов, A.M., Извеков, В.В., Тищенков, И.И.Самбо для женщин. [Текст] / Астахов A.M., Извеков В.В., Тищенков - Саранск, 1991.
4. Похоленчук, Ю.Г., Свечникова, Н.Г. Современный женский спорт. [Текст] / Похоленчук, ЮГ., Свечникова, Н.Г - Киев: Здоровье, 1987. - 192с.
АВТОРСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Тотоонова Марина Хушиновна,
аспирант Северо-Осетинского государственного педагогического института, г. Владикавказ
Киргуева Фатима Хасановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры начального и дошкольного образования Северо-Осетинского государственного педагогического института, г. Владикавказ
В современном энциклопедическом словаре отмечается, что «обучение в педагогике - это целенаправленный процесс, связанный с организацией и стимулированием активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению необходимых компетенций в виде соответствующих знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов» [10, с.348]. Иными словами, в научно-педагогической литературе обучение чаще всего рассматривается как деятельность или как процесс. Следовательно, можно сделать вывод о том, что про-цессуальность является одной из ведущих характеристик любого обучения.
При этом следует отметить, что любое обучение носит авторский характер, поскольку деятельность педагогов всегда связана с формированием своих методов, подбором индивидуальных средств и форм обучения в зависимости от поставленных целей обучения, степени подготовленности обучаемых (их развитой мотивации к получению определенных знаний, уровням восприятия и способности к пониманию).
Любое авторство стремится к своего рода иннова-ционности и индивидуальности. Для того чтобы это аргументировать, нужно обратиться к определению понятия «авторство» и «авторский».
В психологическом словаре «авторство (от лат. аис1ог - создатель чего-либо) - институция социокультурного признания индивидуального вклада суверенного носителя самопознания, идеалов, ценностных установок и инноваций творцов культуры и науки, выраженных в произведениях, которым придается реальное или вымышленное имя создателя. Это институт интеллектуальной собственности, регулируемый правовым законодательством» [11].
В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой авторство рассматривается как:
1) принадлежность произведения (изобретения) автору;
2) деятельность автора (сочинительство) [3].
Если рассматривать эти определения авторства через призму обучения, то можно сделать заключение о том, что авторское обучение - это деятельность педагогов, направленная на достижение образовательных и воспитательных целей с помощью различных, отличных от стандартных, инновационных форм, средств и методов обучения и воспитания.
Образовательные технологии, обладающие инновационной окраской, должны обосновываться теоретически и быть пригодными для практического внедрения в определенных образовательных условиях, т.е. это технологии, инновационность и особенность которых должна проявляться «на стыке теории и практики» [2].
Инновационность, как правило, опирается на определенные традиционные основы образования, выражающиеся в развитии научных идей, учений и пр. Но вместе с тем, как отмечают философы, «любая инновационность с течением времени становится обыденностью и затем переходит в традицию» [8]. Поэтому большинство современных авторов стремятся к демонстрации новшеств в своей деятельности.
Разработка инновационных педагогических технологий предполагает системное последовательное внедрение управленческих действий, учебных процедур и операций, современных средств и методов обеспечения предполагаемых качественных результатов [4].
Под педагогической технологией, по мнению Г.Ю. Ксензовой, следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.
Качество образовательных технологий в вузе может быть представлено совокупностью критериальных показателей:
- направленностью на развитие тех или иных педагогических компетенций, заложенных в стандартных требованиях;
- результативностью, проявленной в самостоятельной качественной учебной и практической деятельности студентов;
- стабильностью, показывающей устойчивую позитивную динамику профессионального развития студентов и их учебных показателей;
- операциональностью, раскрывающей систему процессуальных действий для широкого использования технологий в педагогической практике и самостоятельного открытия новых аспектов педагогического знания в будущей профессиональной деятельности.
Мы считаем, что технологизация учебного процесса требует четкого и детализированного определения конечной цели, соответствующей современным стратегиям подготовки педагогических кадров; научного подхода к проектированию учебного процесса (целей, задач, средств достижения качества процесса и результата деятельности); аргументированности и гарантированности в достижении спроектированного результата. Спроектированный и гарантированный результат подготовки обеспечивает снижение степеней риска в качественной подготовке профессионала.
Технологизация учебного процесса приводит не только к созданию стабильной и качественной системы подготовки профессиональных кадров, но и стимулирует студентов, педагогов-практиков к научному поиску, инновационной деятельности, творчеству в создании творческого стиля деятельности.
Характеристика авторского образования связана с тем, что любая авторская методика должна рассматривать не один единственный способ развития сферы образовании, а предлагать эволюционный, иногда альтернативный путь достижения цели. Наличие нескольких путей развития позволяет выбрать необходимый вариант для конкретной ситуации.
Именно наличие вариативности и возможности выбора позволяет создателю технологии достичь определенного результата, оценить его с различных позиций и выбрать наиболее рациональный для конкретных условий.
В этой ситуации мы видим, что педагог, создающий свою технологию обучения, должен проявлять профессиональную и личностную активность, быть заинтересованным в своей работе, т.е. можно сделать вывод о том, что еще одной сущностной характеристикой авторского образования является активность. Причем, если рассматривать образовательный процесс как субъектное взаимодействие педагога и обучающихся, то в данном случае следует говорить о развитии активности и обучающего и обучающихся.
В данном случае целесообразно говорить не просто об активности, которая должна быть присуща всякому обучающему и ведущему субъекту, но о проявлении надситуативной активности. Это связано с тем, что при создании любой авторской технологии автор должен рассматривать результаты своего произведения не только для современности, но и для будущего развития.
По мнению В.А. Петровского, «надситуативная активность личности проявляется не как реакция на происходящее в данной конкретной системе, а как стремление к
чему-то новому, незапланированному в рамках уже осуществляемой деятельности» [6], т.е. «это способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи» [7].
Посредством надситуативной активности «субъект стремится преодолеть внешние и внутренние барьеры деятельности» [1].
Исходя из этого, можно заключить, что данный вид активности связан с вопросами неудовлетворенности своей деятельностью и стремлением к достижению более высоких результатов посредством создания чего-либо нового или изменения существующего порядка вещей для рационализации действий. Однако данная активность может не привести субъектов к ожидаемым результатам, если они не будут учитывать вопросы востребованности конкретной педагогической технологии.
В данном случае под востребованностью мы понимаем некий социальный заказ общества.
В словаре синонимов русского языка понятие «востребованный» трактуется как нужность [9]. А нужность в этом же словаре определяется как полезность, желае-мость, желательность, угодность, ценность, необходимость. Следовательно, авторская технология должна быть направлена на востребованность в определенных кругах педагогической общественности, должна приносить пользу обществу и обучающимся, которые впоследствии должны стать полноценными представителями этого общества.
Исходя из сказанного выше, можно сделать следующий вывод: современное авторское обучение должно обладать такими сущностными характеристиками как ин-новационность, востребованность, активность и вариативность.
Эффективность использования авторских технологий преподавания в процессе обучения студентов зависит от способности преподавательского коллектива корпоративно управлять качеством применения образовательной технологии модернизируя и творчески совершенствуя как технологию, так и образовательную деятельность.
Литература
1. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. / А.Г. Асмолов. - М.: Наука, 1990. - 268 с.
2. Дюнина М.С. Инновационные технологии в образовании / М.С. Дюнина //Социальная сеть работников образования // http://nsportal.ru/nachalnaya-БЬко1а
3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.
4. Киргуева, Ф.Х. Технологии развития и подготовки учителя начальных классов на основе компетент-ностного подхода [Текст]: монография. //Ф.Х.Кир-гуева. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2009. - 208 с.
5. Ксензова, Г.Ю. Новые технологии обучения - неизбежная необходимость современной школы [Текст] /Г.Ю. Ксензова //Подготовка будущего педагога к инновационной деятельности и овладению современными образовательными технологиями. -Тверь: ТвГУ. - 1998. - С. 18-21.
6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982 - 231 с.
7. Пиралова О.Ф. Методология исследования оптимизации профессионального обучения в системе многоуровневого образования / О.Ф. Пиралова // Содержание, формы и методы обучения в высшей
школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования/ ФИРО. -М., 2010 - Вып. 6. - 80 с.
8. Полонская И.Н. Социокультурная традиция: онтология и динамика. Автореферат дисс. док. фил. наук. - Ростов-на-Дону, 2006.
9. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. / З.Е. Александрова. - 2011.
10. Современный энциклопедический словарь / под ред. А.В. Алтунина. - М.: Полиграф, 2012. - С. 348.
11. http://epistemology_of_science.academic.ru
ДИАГНОСТИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Унковская Екатерина Сергеевна
аспирант Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва
В течение всей жизни в разных социальных группах происходит социализация личности. Социальные группы, составляющие ближайшее окружение человека и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей (семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников) называются институтами социализации. Наиболее значимые институты социализации в младшем школьном возрасте - семья и школа.
Каждый институт социализации представляет собой достаточно устойчивую социокультурную среду, является субъектом социального воспитания и представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его в государстве (обществе). У каждого из них свои специфические социально-воспитательные цели, задачи, формы и методы их достижения. И только в условиях согласованного взаимодействия институтов социализации можно успешно решить задачи социальной адаптации личности [1, с. 27].
В рамках нашего исследования цель взаимодействия семьи и школы заключается в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в формировании социально-бытовой компетентности младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Диагностика занимает центральное место в деятельности педагогического коллектива, поскольку от полученной информации зависит дальнейшее направление коррекционно-педагогической работы.
Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.
Задачи педагогической диагностики:
1. выявление уровня сформированности социальной и бытовой компетенции младших школьников с нарушением интеллектуального развития;
2. выявление уровня развития мелкой моторики;
3. выявление уровня владения коммуникативными действиями;
4. изучение потребности родителей в информационной поддержке и помощи со стороны школы в вопросах формирования социально-бытовой компетентности их детей;
5. составление индивидуальной программы по формированию социально-бытовой компетентности в условиях взаимодействия семьи и школы. Групповые формы взаимодействия семьи и школы:
общешкольные и классные родительские собрания.
Индивидуальные формы взаимодействия семьи и школы: индивидуальные консультации.
Методы: анкетирование, беседа, наблюдение. На каждого ребенка заполняется диагностическая карта (приложение), составленная на основе выполнения заданий учащимися, вопросов беседы с педагогами-воспитателями, вопросов беседы с младшими школьниками, анкетирования родителей.
Заполняют диагностическую карту педагоги специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Оценка уровня сформированности социальных и бытовых компетенций, навыков ручной моторики, коммуникативных действий происходит по 3-х бальной шкале:
- высокий уровень - у ребенка полностью сформированы знания и навыки, самостоятельно выполняет задания и отвечает на вопросы - 2 балла;
- средний уровень - ребенок с трудом выполняет задания и затрудняется отвечать на вопросы, ему требуется помощь со стороны взрослого - 1 балл;
- низкий уровень - ребенок не выполняет задания и не может ответить на вопросы беседы - 0 баллов. По результатам заполнения намечается индивидуальная программа по формированию социально-бытовой компетентности для каждого ребенка. В конце учебного года подводились итоги. Результаты работы вписываются в диагностическую карту.
После анализа диагностических карт, социальный педагог проводит общешкольное родительское собрание, посвященное введению в тему: «Взаимодействие семьи и школы как важное условие социально-бытовой адаптации детей». В рамках данной тематики были освещены следующие вопросы: социально-бытовая адаптация как одно из приоритетных направлений коррекционно-педагогиче-ской работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида; цель взаимодействия семьи и школы; основные задачи взаимодействия семьи и школы; основные формы организации взаимодействия.
Кроме того, организуются классные родительские собрания, где олигофренопедагоги знакомят родителей с обобщенными результатами педагогической диагностики и приглашают на индивидуальные консультации, где более подробно рассматривают результаты диагностики и обсуждают с родителями намеченную индивидуальную программу формирования социально-бытовой компетентности.
Список литературы:
1. Сулейменова Ж. А. Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.