Научная статья на тему 'Авторское обучение как дидактическая составляющая профессиональной подготовки специалистов'

Авторское обучение как дидактическая составляющая профессиональной подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тотоонова Марина Хушиновна, Киргуева Фатима Хасановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авторское обучение как дидактическая составляющая профессиональной подготовки специалистов»

чей на данном периоде является предупреждение перерастания кумулятивного эффекта тренировки и соревнований в перетренированность. Необходимость этого периода объясняется тем, что бесконечно поддерживать спортивную форму невозможно, несмотря на то что она базируется на оптимальном состоянии спортсмена. Определенный уровень тренированности сохраняется для обеспечения преемственности между завершающимся и новым большим циклом тренировочного процесса. Поэтому особенностью данного периода является то, что на фоне снижения уровня специальной подготовки необходимо сохранить высокий уровень общей тренированности [4 с. 28].

Таким образом, учет физиологических особенностей женского организма позволяет повысить эффективность учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности на всех этапах спортивной тренировки.

Литература:

1. Юрьева, Н.Ю. Научно-методические основы организации тренировочного процесса самбисток 17-20 лет в критический период [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Юрьева Наталья Юрьевна. - Красноярск, 2006. - 20 с.

2. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст]/ С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков. - М.: Советский спорт, 2008. - 236 с.

3. Астахов, A.M., Извеков, В.В., Тищенков, И.И.Самбо для женщин. [Текст] / Астахов A.M., Извеков В.В., Тищенков - Саранск, 1991.

4. Похоленчук, Ю.Г., Свечникова, Н.Г. Современный женский спорт. [Текст] / Похоленчук, ЮГ., Свечникова, Н.Г - Киев: Здоровье, 1987. - 192с.

АВТОРСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Тотоонова Марина Хушиновна,

аспирант Северо-Осетинского государственного педагогического института, г. Владикавказ

Киргуева Фатима Хасановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры начального и дошкольного образования Северо-Осетинского государственного педагогического института, г. Владикавказ

В современном энциклопедическом словаре отмечается, что «обучение в педагогике - это целенаправленный процесс, связанный с организацией и стимулированием активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению необходимых компетенций в виде соответствующих знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов» [10, с.348]. Иными словами, в научно-педагогической литературе обучение чаще всего рассматривается как деятельность или как процесс. Следовательно, можно сделать вывод о том, что про-цессуальность является одной из ведущих характеристик любого обучения.

При этом следует отметить, что любое обучение носит авторский характер, поскольку деятельность педагогов всегда связана с формированием своих методов, подбором индивидуальных средств и форм обучения в зависимости от поставленных целей обучения, степени подготовленности обучаемых (их развитой мотивации к получению определенных знаний, уровням восприятия и способности к пониманию).

Любое авторство стремится к своего рода иннова-ционности и индивидуальности. Для того чтобы это аргументировать, нужно обратиться к определению понятия «авторство» и «авторский».

В психологическом словаре «авторство (от лат. аис1ог - создатель чего-либо) - институция социокультурного признания индивидуального вклада суверенного носителя самопознания, идеалов, ценностных установок и инноваций творцов культуры и науки, выраженных в произведениях, которым придается реальное или вымышленное имя создателя. Это институт интеллектуальной собственности, регулируемый правовым законодательством» [11].

В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой авторство рассматривается как:

1) принадлежность произведения (изобретения) автору;

2) деятельность автора (сочинительство) [3].

Если рассматривать эти определения авторства через призму обучения, то можно сделать заключение о том, что авторское обучение - это деятельность педагогов, направленная на достижение образовательных и воспитательных целей с помощью различных, отличных от стандартных, инновационных форм, средств и методов обучения и воспитания.

Образовательные технологии, обладающие инновационной окраской, должны обосновываться теоретически и быть пригодными для практического внедрения в определенных образовательных условиях, т.е. это технологии, инновационность и особенность которых должна проявляться «на стыке теории и практики» [2].

Инновационность, как правило, опирается на определенные традиционные основы образования, выражающиеся в развитии научных идей, учений и пр. Но вместе с тем, как отмечают философы, «любая инновационность с течением времени становится обыденностью и затем переходит в традицию» [8]. Поэтому большинство современных авторов стремятся к демонстрации новшеств в своей деятельности.

Разработка инновационных педагогических технологий предполагает системное последовательное внедрение управленческих действий, учебных процедур и операций, современных средств и методов обеспечения предполагаемых качественных результатов [4].

Под педагогической технологией, по мнению Г.Ю. Ксензовой, следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.

Качество образовательных технологий в вузе может быть представлено совокупностью критериальных показателей:

- направленностью на развитие тех или иных педагогических компетенций, заложенных в стандартных требованиях;

- результативностью, проявленной в самостоятельной качественной учебной и практической деятельности студентов;

- стабильностью, показывающей устойчивую позитивную динамику профессионального развития студентов и их учебных показателей;

- операциональностью, раскрывающей систему процессуальных действий для широкого использования технологий в педагогической практике и самостоятельного открытия новых аспектов педагогического знания в будущей профессиональной деятельности.

Мы считаем, что технологизация учебного процесса требует четкого и детализированного определения конечной цели, соответствующей современным стратегиям подготовки педагогических кадров; научного подхода к проектированию учебного процесса (целей, задач, средств достижения качества процесса и результата деятельности); аргументированности и гарантированности в достижении спроектированного результата. Спроектированный и гарантированный результат подготовки обеспечивает снижение степеней риска в качественной подготовке профессионала.

Технологизация учебного процесса приводит не только к созданию стабильной и качественной системы подготовки профессиональных кадров, но и стимулирует студентов, педагогов-практиков к научному поиску, инновационной деятельности, творчеству в создании творческого стиля деятельности.

Характеристика авторского образования связана с тем, что любая авторская методика должна рассматривать не один единственный способ развития сферы образовании, а предлагать эволюционный, иногда альтернативный путь достижения цели. Наличие нескольких путей развития позволяет выбрать необходимый вариант для конкретной ситуации.

Именно наличие вариативности и возможности выбора позволяет создателю технологии достичь определенного результата, оценить его с различных позиций и выбрать наиболее рациональный для конкретных условий.

В этой ситуации мы видим, что педагог, создающий свою технологию обучения, должен проявлять профессиональную и личностную активность, быть заинтересованным в своей работе, т.е. можно сделать вывод о том, что еще одной сущностной характеристикой авторского образования является активность. Причем, если рассматривать образовательный процесс как субъектное взаимодействие педагога и обучающихся, то в данном случае следует говорить о развитии активности и обучающего и обучающихся.

В данном случае целесообразно говорить не просто об активности, которая должна быть присуща всякому обучающему и ведущему субъекту, но о проявлении надситуативной активности. Это связано с тем, что при создании любой авторской технологии автор должен рассматривать результаты своего произведения не только для современности, но и для будущего развития.

По мнению В.А. Петровского, «надситуативная активность личности проявляется не как реакция на происходящее в данной конкретной системе, а как стремление к

чему-то новому, незапланированному в рамках уже осуществляемой деятельности» [6], т.е. «это способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи» [7].

Посредством надситуативной активности «субъект стремится преодолеть внешние и внутренние барьеры деятельности» [1].

Исходя из этого, можно заключить, что данный вид активности связан с вопросами неудовлетворенности своей деятельностью и стремлением к достижению более высоких результатов посредством создания чего-либо нового или изменения существующего порядка вещей для рационализации действий. Однако данная активность может не привести субъектов к ожидаемым результатам, если они не будут учитывать вопросы востребованности конкретной педагогической технологии.

В данном случае под востребованностью мы понимаем некий социальный заказ общества.

В словаре синонимов русского языка понятие «востребованный» трактуется как нужность [9]. А нужность в этом же словаре определяется как полезность, желае-мость, желательность, угодность, ценность, необходимость. Следовательно, авторская технология должна быть направлена на востребованность в определенных кругах педагогической общественности, должна приносить пользу обществу и обучающимся, которые впоследствии должны стать полноценными представителями этого общества.

Исходя из сказанного выше, можно сделать следующий вывод: современное авторское обучение должно обладать такими сущностными характеристиками как ин-новационность, востребованность, активность и вариативность.

Эффективность использования авторских технологий преподавания в процессе обучения студентов зависит от способности преподавательского коллектива корпоративно управлять качеством применения образовательной технологии модернизируя и творчески совершенствуя как технологию, так и образовательную деятельность.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. / А.Г. Асмолов. - М.: Наука, 1990. - 268 с.

2. Дюнина М.С. Инновационные технологии в образовании / М.С. Дюнина //Социальная сеть работников образования // http://nsportal.ru/nachalnaya-БЬко1а

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.

4. Киргуева, Ф.Х. Технологии развития и подготовки учителя начальных классов на основе компетент-ностного подхода [Текст]: монография. //Ф.Х.Кир-гуева. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2009. - 208 с.

5. Ксензова, Г.Ю. Новые технологии обучения - неизбежная необходимость современной школы [Текст] /Г.Ю. Ксензова //Подготовка будущего педагога к инновационной деятельности и овладению современными образовательными технологиями. -Тверь: ТвГУ. - 1998. - С. 18-21.

6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982 - 231 с.

7. Пиралова О.Ф. Методология исследования оптимизации профессионального обучения в системе многоуровневого образования / О.Ф. Пиралова // Содержание, формы и методы обучения в высшей

школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования/ ФИРО. -М., 2010 - Вып. 6. - 80 с.

8. Полонская И.Н. Социокультурная традиция: онтология и динамика. Автореферат дисс. док. фил. наук. - Ростов-на-Дону, 2006.

9. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. / З.Е. Александрова. - 2011.

10. Современный энциклопедический словарь / под ред. А.В. Алтунина. - М.: Полиграф, 2012. - С. 348.

11. http://epistemology_of_science.academic.ru

ДИАГНОСТИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Унковская Екатерина Сергеевна

аспирант Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ, г. Москва

В течение всей жизни в разных социальных группах происходит социализация личности. Социальные группы, составляющие ближайшее окружение человека и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей (семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников) называются институтами социализации. Наиболее значимые институты социализации в младшем школьном возрасте - семья и школа.

Каждый институт социализации представляет собой достаточно устойчивую социокультурную среду, является субъектом социального воспитания и представляет в социально-воспитательном отношении то особенное, что характеризует его в государстве (обществе). У каждого из них свои специфические социально-воспитательные цели, задачи, формы и методы их достижения. И только в условиях согласованного взаимодействия институтов социализации можно успешно решить задачи социальной адаптации личности [1, с. 27].

В рамках нашего исследования цель взаимодействия семьи и школы заключается в привлечении семьи к совместной со школой социально-значимой деятельности, в обеспечении взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в формировании социально-бытовой компетентности младших школьников с нарушением интеллектуального развития.

Диагностика занимает центральное место в деятельности педагогического коллектива, поскольку от полученной информации зависит дальнейшее направление коррекционно-педагогической работы.

Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.

Задачи педагогической диагностики:

1. выявление уровня сформированности социальной и бытовой компетенции младших школьников с нарушением интеллектуального развития;

2. выявление уровня развития мелкой моторики;

3. выявление уровня владения коммуникативными действиями;

4. изучение потребности родителей в информационной поддержке и помощи со стороны школы в вопросах формирования социально-бытовой компетентности их детей;

5. составление индивидуальной программы по формированию социально-бытовой компетентности в условиях взаимодействия семьи и школы. Групповые формы взаимодействия семьи и школы:

общешкольные и классные родительские собрания.

Индивидуальные формы взаимодействия семьи и школы: индивидуальные консультации.

Методы: анкетирование, беседа, наблюдение. На каждого ребенка заполняется диагностическая карта (приложение), составленная на основе выполнения заданий учащимися, вопросов беседы с педагогами-воспитателями, вопросов беседы с младшими школьниками, анкетирования родителей.

Заполняют диагностическую карту педагоги специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Оценка уровня сформированности социальных и бытовых компетенций, навыков ручной моторики, коммуникативных действий происходит по 3-х бальной шкале:

- высокий уровень - у ребенка полностью сформированы знания и навыки, самостоятельно выполняет задания и отвечает на вопросы - 2 балла;

- средний уровень - ребенок с трудом выполняет задания и затрудняется отвечать на вопросы, ему требуется помощь со стороны взрослого - 1 балл;

- низкий уровень - ребенок не выполняет задания и не может ответить на вопросы беседы - 0 баллов. По результатам заполнения намечается индивидуальная программа по формированию социально-бытовой компетентности для каждого ребенка. В конце учебного года подводились итоги. Результаты работы вписываются в диагностическую карту.

После анализа диагностических карт, социальный педагог проводит общешкольное родительское собрание, посвященное введению в тему: «Взаимодействие семьи и школы как важное условие социально-бытовой адаптации детей». В рамках данной тематики были освещены следующие вопросы: социально-бытовая адаптация как одно из приоритетных направлений коррекционно-педагогиче-ской работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида; цель взаимодействия семьи и школы; основные задачи взаимодействия семьи и школы; основные формы организации взаимодействия.

Кроме того, организуются классные родительские собрания, где олигофренопедагоги знакомят родителей с обобщенными результатами педагогической диагностики и приглашают на индивидуальные консультации, где более подробно рассматривают результаты диагностики и обсуждают с родителями намеченную индивидуальную программу формирования социально-бытовой компетентности.

Список литературы:

1. Сулейменова Ж. А. Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.