Научная статья на тему 'Особенности спортивной тренировки женщин с учетом физиологических особенностей'

Особенности спортивной тренировки женщин с учетом физиологических особенностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности спортивной тренировки женщин с учетом физиологических особенностей»

Таблица № 2

Группа мотивов Мотивы причин

Познавательные мотивы Стремление учащихся к знаниям о странах англоязычной культуры в общеобразовательных целях («Хочу расширить свой кругозор», «Мне это нужно для общего развития», «Хотелось бы понять своих сверстников»).

Коммуникативные мотивы Предполагаемые возможности контактов («Хотелось бы переписываться с моими сверстниками», «Хотелось бы обмениваться знаниями и вообще поговорить»).

Учебные мотивы Стремление получить высокую оценку своим знаниям со стороны учителя.

Мотивы самоутверждения Желание самоутвердиться в глазах других ребят («Я хотел бы быть на равных с моими друзьями»).

Мотивы подражания Негативная мотивация и отсутствие интереса («Я, как все», «Что зададут, то и делаю»).

Мотивы лидерства «Я хочу много знать, чтобы быть авторитетом в классе, чтобы меня уважали».

Мотивы карьеры Предположение, что английский язык понадобится им в дальнейшей учебной и трудовой деятельности.

Приведенные группы мотивов отражают степень социальной зрелости личности условного «класса».

На втором этапе опытной проверки отрабатывался языковой материал, представляющий определенные трудности: структуры сложного подлежащего и сложного дополнения, неличные формы глагола, структуры простого и сложного предложения, модальные глаголы и некоторые другие. На этом этапе мы применяли технологию Learning Together, которая показала, что вместе учиться не только легче, но и значительно интереснее. При этом важно, что эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального и нравственного развития. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи, так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе -вот, что составляет суть данного подхода.

По истечении экспериментального времени учащиеся снова были опрошены и проведены тестовые задания, исходя из которых, мы выявили значительное улучшение в использовании и запоминании лексико--грамматического материала.

Мы с уверенностью можем сказать, что проведенное экспериментальное исследование полностью подтвердило гипотезу о том, что использование технологии Learning Together в обучении иноязычному общению является эффективным и ведет к глубокому осмыслению

специфических явлений языка, что, в свою очередь, способствует созданию устойчивой мотивации в изучении иностранного (английского) языка.

Идея обучения в сотрудничестве получила свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, ибо сама идея чрезвычайно гуманна по своей сути, а, следовательно, педагогична.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика пресс, 1999. - 536с.

2. Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации / Сост. Овсянников В.И. - М.: Альфа, 2005. - 185 с.

4. Зильберман http://www.language-bridge.com/

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат и др. - М.: Академия, 2005. - 272 с.

6. Пименова Т.С. Новые стратегии методики сотрудничества // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции «Германистика сегодня: контексты современности и перспективы развития» Т. 2. - Казань: Печать-Сервис-XXI век, 2012. - С. 58-62.

7. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - №3.

- С. 3-9.

8. Slavin R.E. An Introduction to Cooperative Learning Research // Learning to cooperate, cooperating to learn.

- N.Y.; L.: Plenum Press, 1985. - pp. 5-12.

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЖЕНЩИН С УЧЕТОМ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Тихонова И.В., Розевика Е.А.

канд. пед. наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и профилактики наркомании, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма г. Краснодар

Каждый из периодов учебно-тренировочного процесса имеет свои специфические особенности и направленность в соревновательной деятельности. Четкое соблюдение и учет всех этих особенностей является эффективным управлением данным процессом, который необходимо осуществлять в сочетании с основными законо-

мерностями становления спортивного мастерства на основе современных представлений о механизмах долговременной адаптации, накопленных знаний о взаимодействии нагрузки и восстановления, особенностях протекания процессов утомления и поддержания высокого уровня работоспособности. Особенно, не нанести ущерб состоянию здоровья спортсменок и содействовать их прогрессу

в спортивном совершенстве, необходимо определить параметры нагрузки и их направленность, позволяющие получить должный тренировочный эффект. Учитывая вышесказанное, а также индивидуальные особенности женщин в период репродуктивного цикла необходимо строить тренировочную программу.

Проанализировав имеющиеся программы [1, с. 8], по которым осуществляется тренировочный процесс девушек, а также опрос тренерского состава и девушек, занимающихся самбо, нами была составлена программа подготовки девушек с учетом периодов тренировочного процесса и физиологических особенностей девушек 16-20 лет.

Предложенная нами методика тренировочного процесса в период репродуктивного цикла девушек построена с учетом циклических изменений, которые повторяются через одинаковый промежуток времени. Как считают многие исследователи в этой области, тренировочный процесс необходимо планировать с учетом фаз репродуктивного цикла [2 с. 15].

Содержание и структура тренировочного процесса при спортивной подготовке женщин конкретизируются следующими положениями [3, с. 115]

1. Соразмерность развития основных физических, нравственных, моральных и волевых качеств с целью обеспечения гармонического развития личности спортсменок на каждом этапе многолетней тренировки.

2. Прочный фундамент общей и специальной подготовленности спортсменок с обязательным акцентом на повышении скоростно-силового потенциала. Ориентация на это положение позволяет, во-первых, обеспечить тесную преемственность тренировочных и соревновательных нагрузок, а также средств и методов при переходе с одного уровня подготовленности на другой, более высокий, и. во-вторых, создать наиболее благоприятные условия для повышения тренируемости женского организма.

3. Направленность и характер нагрузок постепенно доводятся до возможно высоких границ - строго соблюдается их вариативность. Реализация этого положения связана с тем, что, во-первых, спортсменок целесообразно приучать к выполнению больших, но доступных тренировочных и соревновательных нагрузок; во-вторых, большая пластичность организма женщины к смене нагрузок, значительная выносливость в целом позволяют, уменьшая объем, увеличивать интенсивность тренировочного процесса; в-третьих, повышение контрастности и интенсивности нагрузок в тренировочном процессе должно способствовать созданию творческих форм, позволяя судить о рациональности планирования и проведения учебно-тренировочных занятий.

Спортсменкам с нормальным протеканием овари-ально-менструального цикла разрешается тренировка, но при этом следует полностью исключить упражнения, связанные с сильным сотрясением тела, большими усилиями, натуживанием, охлаждением, а также силовые упражнения, поэтому для построения тренировочного процесса необходимо иметь четкое представление о динамике работоспособности в разных фазах менструального цикла. Однако с ростом мастерства и увеличением спортивного стажа изменения сглаживаются и они должны учитываться при индивидуализации тренировочного процесса.

Также при построении методики большое внимание необходимо уделять задачам этапов годичного цикла спортивной тренировки в комплексе с учетом индивидуальных особенностей девушек-самбисток 16-20 лет.

В течение критического периода рекомендуется акцентировать внимание на упражнениях, способствующих развитию ловкости, гибкости, а так же уделить больше внимания техническому и тактическому моменту подготовки спортсменок с помощью дополнительных, специальных упражнений и метода идеомоторной тренировки. В это время обязательна работа тренеров с девушками по психологической подготовке к соревнованиям.

Исходя из того, что учебно-тренировочный год для групп спортивного совершенствования состоит из двух подготовительных, двух соревновательных и переходного периодов, и каждый из них включает несколько индивидуальных этапов, то соответственно подбирались рациональные комплексы двигательных действий с учетом особенностей каждого периода тренировочного процесса.

Первый подготовительный период - включает в себя общий базовый этап, общеразвивающий этап, специальный этап. Цель данного периода является фундаментальная подготовка, подразделяющаяся на общую и специальную подготовку девушек с учетом физиологических особенностей и требований, предъявляемых к данному периоду подготовки самбисток.

Первый соревновательный период включает в себя первый соревновательный этап. Этот период предполагает участие спортсменок на основных отборочных соревнованиях, планируемых на макроцикл. Главной задачей является сохранение на длительное время уровня высокой подготовленности, достигнутой на предыдущем этапе, и ее реализация в возможно более высокие спортивные результаты, что достигается при условии стабилизации основных компонентов тренировочного процесса, в частности, физической подготовки, при одновременном развитии мобилизационных возможностей спортсмена за счет психологической готовности для участия в соревнованиях.

В данном периоде акцент делается на специальную подготовку самбисток технико-тактическая подготовка и совершенствование технического арсенала и применение его в различных условиях, возникающих в процессе борьбы.

Второй подготовительный период включает в себя общий развивающий этап и специальный этап. Этот период является вторым подготовительным и его задачи носят более специфические особенности, в отличие от первого подготовительного периода заключающегося в том, что общефизическая подготовка направлена на обеспечение прироста уровня специальной тренированности за счет углубленного освоения технических и тактических навыков. Основным средством на этом этапе являются упражнения, моделирующие или полностью повторяющие соревновательные действия.

Второй соревновательный период включает в себя этап формирования спортивной формы и этап высшей соревновательной готовности. Особенность данного этапа состоит в том, что моделируются режим предстоящих соревнований и адаптация к особенностям данного режима. Динамика спортивных результатов имеет волнообразные перепады, связанные с временным снятием психической настройки спортсмена на соревнования, поэтому снижается уровень его мобилизационной готовности. Для поддержания общей работоспособности дополнительный объем тренировочной нагрузки дается даже в дни состязаний.

Переходный период включает в себя восстановительный этап и переходно-восстановительный этап. Зада-

чей на данном периоде является предупреждение перерастания кумулятивного эффекта тренировки и соревнований в перетренированность. Необходимость этого периода объясняется тем, что бесконечно поддерживать спортивную форму невозможно, несмотря на то что она базируется на оптимальном состоянии спортсмена. Определенный уровень тренированности сохраняется для обеспечения преемственности между завершающимся и новым большим циклом тренировочного процесса. Поэтому особенностью данного периода является то, что на фоне снижения уровня специальной подготовки необходимо сохранить высокий уровень общей тренированности [4 с. 28].

Таким образом, учет физиологических особенностей женского организма позволяет повысить эффективность учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности на всех этапах спортивной тренировки.

Литература:

1. Юрьева, Н.Ю. Научно-методические основы организации тренировочного процесса самбисток 17-20 лет в критический период [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Юрьева Наталья Юрьевна. - Красноярск, 2006. - 20 с.

2. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст]/ С.Е. Табаков, С.В. Елисеев, А.В. Конаков. - М.: Советский спорт, 2008. - 236 с.

3. Астахов, A.M., Извеков, В.В., Тищенков, И.И.Самбо для женщин. [Текст] / Астахов A.M., Извеков В.В., Тищенков - Саранск, 1991.

4. Похоленчук, Ю.Г., Свечникова, Н.Г. Современный женский спорт. [Текст] / Похоленчук, ЮГ., Свечникова, Н.Г - Киев: Здоровье, 1987. - 192с.

АВТОРСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ДИДАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Тотоонова Марина Хушиновна,

аспирант Северо-Осетинского государственного педагогического института, г. Владикавказ

Киргуева Фатима Хасановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры начального и дошкольного образования Северо-Осетинского государственного педагогического института, г. Владикавказ

В современном энциклопедическом словаре отмечается, что «обучение в педагогике - это целенаправленный процесс, связанный с организацией и стимулированием активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению необходимых компетенций в виде соответствующих знаний, умений и навыков, которые способствуют развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов» [10, с.348]. Иными словами, в научно-педагогической литературе обучение чаще всего рассматривается как деятельность или как процесс. Следовательно, можно сделать вывод о том, что про-цессуальность является одной из ведущих характеристик любого обучения.

При этом следует отметить, что любое обучение носит авторский характер, поскольку деятельность педагогов всегда связана с формированием своих методов, подбором индивидуальных средств и форм обучения в зависимости от поставленных целей обучения, степени подготовленности обучаемых (их развитой мотивации к получению определенных знаний, уровням восприятия и способности к пониманию).

Любое авторство стремится к своего рода иннова-ционности и индивидуальности. Для того чтобы это аргументировать, нужно обратиться к определению понятия «авторство» и «авторский».

В психологическом словаре «авторство (от лат. аисЮг - создатель чего-либо) - институция социокультурного признания индивидуального вклада суверенного носителя самопознания, идеалов, ценностных установок и инноваций творцов культуры и науки, выраженных в произведениях, которым придается реальное или вымышленное имя создателя. Это институт интеллектуальной собственности, регулируемый правовым законодательством» [11].

В толковом словаре Т.Ф. Ефремовой авторство рассматривается как:

1) принадлежность произведения (изобретения) автору;

2) деятельность автора (сочинительство) [3].

Если рассматривать эти определения авторства через призму обучения, то можно сделать заключение о том, что авторское обучение - это деятельность педагогов, направленная на достижение образовательных и воспитательных целей с помощью различных, отличных от стандартных, инновационных форм, средств и методов обучения и воспитания.

Образовательные технологии, обладающие инновационной окраской, должны обосновываться теоретически и быть пригодными для практического внедрения в определенных образовательных условиях, т.е. это технологии, инновационность и особенность которых должна проявляться «на стыке теории и практики» [2].

Инновационность, как правило, опирается на определенные традиционные основы образования, выражающиеся в развитии научных идей, учений и пр. Но вместе с тем, как отмечают философы, «любая инновационность с течением времени становится обыденностью и затем переходит в традицию» [8]. Поэтому большинство современных авторов стремятся к демонстрации новшеств в своей деятельности.

Разработка инновационных педагогических технологий предполагает системное последовательное внедрение управленческих действий, учебных процедур и операций, современных средств и методов обеспечения предполагаемых качественных результатов [4].

Под педагогической технологией, по мнению Г.Ю. Ксензовой, следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.