Научная статья на тему 'Дифференцированная методика обучения самбисток'

Дифференцированная методика обучения самбисток Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ МЕТОДИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА / МЕНСТРУАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / СПОРТ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / САМБО / DIFFERENTIATED TECHNIQUE / PHYSICAL TRAINING / PHYSIOLOGICAL CHANGES IN FEMALE BODY / MENSTRUAL CYCLE / SAMBO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонина Ирина Петровна

Обоснована дифференцированная методика обучения самбисток на начальном этапе, учитывающая физическую подготовку и индивидуальные физиологические изменения женского организма, формирующая благоприятные условия для развития индивидуальных возможностей в освоении техники борьбы самбо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATED METHODOLOGY TRAINING SAMBO WRESTLER

This article contains a study of girls differentiated teaching methods sambo at the initial stage. The methodology takes into account the physical condition of athletes and individual physiological changes of the body girls

Текст научной работы на тему «Дифференцированная методика обучения самбисток»

УДК 796.814

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ САМБИСТОК

И.П. Афонина

Обоснована дифференцированная методика обучения самбисток на начальном этапе, учитывающая физическую подготовку и индивидуальные физиологические изменения женского организма, формирующая благоприятные условия для развития индивидуальных возможностей в освоении техники борьбы самбо.

Ключевые слова: дифференцированное методика, физическая подготовка, физиологические изменения женского организма, менструальный цикл, спорт, спортивная подготовка, самбо.

Популярность спортивной борьбы самбо вызывает массовый приток в спортивные секции девушек от 14 лет. Подготовка спортсменок, имеет особенности, связанные со спецификой функционирования женского организма. В силу этих особенностей физическая работоспособность, а также физиологическое состояние органов и систем самбисток зависимы от фаз менструального цикла [1]. Я.М. Коц (1998) указывает, что физические нагрузки могут оказывать влияние на протекание менструального цикла, что важно учитывать на начальной стадии обучения самбисток. Можно выделить типичные и чаще повторяющиеся физиологические изменения на протяжении всего менструального цикла, но характер и интенсивность зависят от индивидуальных физиологических показателей спортсменки [1].

Под дифференциацией, понимают организацию учебного процесса, учитывающую доминирующие особенности конкретной группы учащихся. Подобный подход к тренировочному занятию девушек самбисток обуславливает обучение каждой спортсменки на уровне её возможностей и способностей, сочетающихся с индивидуальными физиологическими изменениями организма, так как именно на начальном этапе обучения закладываются основы техники борьбы самбо, влияющей на мастерство будущих самбисток. Поэтому обоснованием для разработки методики дифференцированного начального обучения самбисток послужило формирование наиболее благоприятных условий в организации тренировочного процесса для развития индивидуальных возможностей в освоении техники борьбы самбо.

Цель и основная задача исследования заключались в разработке и экспериментальной проверке дифференцированной методики начального обучения девушек самбисток, сущность организации тренировочного процесса которой состояла в разделении спортсменок по физической подготовленности и циклическим изменениям работоспособности на начальном этапе подготовки.

Говоря об особенностях тренировочных воздействий и нагрузок для

женщин борцов А.В. Еганов (2014) отмечает, что оптимальная двигательная активность оказывает здоровьеформирующее влияние на репродуктивную систему девушек [2]. При проведении учебно-тренировочного занятия со спортсменками-борцами А.В. Еганов (2014) указывает на выбор оптимального периода биологического цикла, когда организм предрасположен к их выполнению, - постменструальную и постовуляторную фазы. Худшие адаптационные возможности, по мнению А.В. Еганова (2014), выявлены в овуляторной и менструальной фазах. Продолжительность овариально-менструального цикла у разных женщин в зависимости от созревания яйцеклетки колеблется от 21 до 36 дней. Средняя длительность цикла составляет 28 дней и состоит из 5 фаз:

1. Менструальная фаза - с 1-го по 6-й день цикла, происходят маточные кровотечения.

2. Постменструальная фаза - с 7-го по 12-й день после начала месячных.

3. Овуляторная фаза - с 13-го по 15-й день от начала месячных.

4. Постовуляторная - с 16-го по 24-й день от начала месячных.

5. Предменструальная - приходится на 25-28 день цикла или на последние дни перед началом нового цикла (Малиновский М.С.).

Согласно исследованиям А.В. Еганова (2014) необходимо сокращать продолжительность занятий в период менструации, если в эти периоды у спортсменок наблюдается раздражительность, схваткообразные боли в нижней части живота, в пояснице, головные боли. Вопрос о возможности продолжения тренировок в период менструального цикла каждой спортсменки решается индивидуально, зависит от характера течения фаз цикла. Занятия спортом возможны, но нагрузка не должна быть максимальной, исключаются упражнения, связанные с сильными сотрясениями, силовые, прыжковые упражнения.

Учитывая вышеизложенное, организация дифференцированной методики начального обучения девушек самбисток состояла в следующем: Спортсменок разделили на три группы, с учетом биологических характеристик и уровня физической подготовленности.

В начале спортсменок поделили по уровню физической подготовки: девушки, имеющие физическую подготовку, более развитые физически или имеющие уровень какой-либо спортивной подготовки составили основную группу, остальные девушки попали в первую группу. Основная группа занималась согласно учебному плану [3]. Первая группа выполняла отработку приёмов в парах без сопротивления (на начальной стадии обучения), в этой группе в тренировочное занятие включены дополнительные упражнения на развитие силовых и скоростно-силовых качеств. Еще одну группу - вторую, составляли спортсменки, которые на момент тренировочного занятия имели жалобы на плохое самочувствие, боли различного происхождения, находящиеся в 1-й, 3-й или 5-й фазе

менструального цикла. Для спортсменок этой группы были исключены все упражнения статического характера, упражнения, которые могли усиливать маточное кровотечение, упражнения для брюшного пресса. Для этой группы были добавлены упражнения на растяжение и гибкость. Если по показаниям спортсменка не могла заниматься на ковре, она просматривала теорию и видео той учебной программы, которая была на данном занятии. Вторая группа была не постоянна, то есть эту группу составляли девушки из двух других групп по самочувствию. Таким образом, каждая из трех групп изучала технику самбо, выполняя индивидуально-групповое задание, которое соответствовало функциональным и физическим возможностям каждой из спортсменок, с учетом фаз физиологического цикла.

Исследование проводилось на базе МУДОД «Юность» г. Тулы. В педагогическом эксперименте участвовали 28 спортсменок самбисток первого года обучения в возрасте 14-17 лет (14 чел. контрольная группа, 14 чел. экспериментальная группа). Контрольная группа тренировалась по общепринятым методикам [3], экспериментальная по разработанной дифференцированной методике. В обучении использовали такие методические способы как объяснение, показ, наглядный пример. Основным методическим приемом был показ техники, на примере ведущих спортсменов. В методике увеличили время, на специальные и подготовительные упражнения самостраховки. Через год после начала эксперимента были проведены контрольные тесты с целью оценки уровня технической подготовки исследуемых спортсменок. Были выбраны два броска из разных групп техники самбо, необходимо было выполнить в левую и правую стороны. Первый бросок через спину со стойки, выполняемый с отворота и рукава. Второй тестовый бросок - бросок через голову, выполняемый подсадом голенью с косого захвата руками. Броски выполнялись самбистками обеих групп. Фиксировали как общее время, затраченное на выполнение приемов, так и время выполнения каждого броска в отдельности. Основные результаты представлены в табл. 1.

Результаты педагогического эксперимента подтверждают перспективность начального обучения технике самбо девушек с помощью дифференцированной методики. В начале эксперимента при проведении тестирования у самбисток контрольной (КГ) и экспериментальной групп (ЭГ) не было обнаружено достоверных различий во времени выполнения приёмов, в конце эксперимента разница в выполнении техники между КГ и ЭГ достоверна. Среднее время броска через спину в КГ - 43,4±0,2 с, в ЭГ -32,2±0,05 с, броска через голову в КГ - 51,5±0,1 с, в ЭГ - 41,2±0,05 с, что достоверно быстрее (Р<0,001). Время выполнения первого и последнего броска в КГ и ЭГ тоже различаются. В ЭГ разница во времени между 1-м и 10-м броском недостоверна, а в КГ достоверность составила Р<0,001. Это означает, что самбистки ЭГ имели лучшую техническую подготовленность.

Таблица 1

Результаты выполнения самбистками двух тестовых бросков

№ Выполнение Название Начало Достовер. Окончание Достовер.

п/п 10 бросков, с приема эксперимента различий эксперимента различии

КГ ЭГ КГ ЭГ

(п=14) (п=14) (п=14) (п=14)

1 Среднее время 10 выполнений бросков 48,0 ±0,4 49,0 ±0,08 Не- достовер. 43,4 ± 0,2 32,2 ± 0,05 Р<0,001

2 X выполнения Бросок через бедро, спину со стойки 3,7 3,8 Не- 3,4 3,0 Не-

первого броска ± 0,11 ± 0,01 достовер. ± 0,11 ± 0,02 достовер.

3 Достоверность различий с 1-10 бросок Р<0,001 Р<0,001 Р<0,001 Не- достов.

X выполнения 4,8 ± 0,12 4,9 ±0,02 Не- достовер. 4,6 ± 0,11 3,2 ±0,04

4 последнего броска Р<0,001

1 Среднее время 10 выполнений бросков Бросок 56,7 ±0,3 57,0 ±0,06 Не- достовер. 51,5 ±0,1 41,2 ±0,05 Р<0,001

2 X выполнения через голову 4,8 4,9 Не- 4,3 4,0 Не-

первого броска подсадом ±0,12 ±0,04 достовер. ±0,11 ±0,02 достовер.

Достоверность голенью, с Не- достов.

3 различий с 1-10 бросок захватом руки и Р<0,001 Р<0,001 Р<0,001

X выполнения спины 5,5 ±0,12 5,6 ±0,05 Не- достовер. 5,3 ±0,12 4,3 ± 0,05

4 последнего броска Р<0,001

С целью педагогического контроля между спортсменками в контрольной и экспериментальной группах были проведены поединки. Самбисток разделили на приблизительно равные весовые категории. Каждая пара состояла из одной спортсменки контрольной и одной спортсменки экспериментальной группы. Все самбистки провели по 3 поединка по 2 мин, оценки ставились в соответствии с действующими правилами самбо, без оценок «предупреждение» и болевых приёмов. Бросок на 4, 2 и 1 балла, удержание 2 и 4 балла. Победу оценивали по количеству набранных балов за три поединка в каждой паре (табл. 2).

Итоги поединков, в которых оценивали техническую подготовку самбисток показали: результат встреч между КГ и ЭГ 1:2 в пользу экспериментальной группы. Общий счет по оценке техники 56:105 в пользу экспериментальной группы, что в целом свидетельствует о превосходстве в методике обучения технике самбисток экспериментальной группы.

Таблица 2

Сводный итоговый протокол контрольных поединков между спортсменками в контрольной и экспериментальной группах

№ п/п Весовая категория Время поединка Счет поединка Счет между ЭК и КГ по итогам трех поединков

1 2 3

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

1 44 кг 2 мин 2 8 4 2 2 2 6 12

2 48 кг 2 мин 0 8 0 4 4 0 4 12

3 48 кг 2 мин 8 0 8 0 4 4 20 4

4 52 кг 2 мин 2 10 0 4 2 8 4 22

5 60 кг 2 мин 2 8 8 0 0 6 10 14

6 60 кг 2 мин 0 10 2 4 2 6 4 20

7 65 кг 2 мин 2 8 2 6 2 7 6 21

Итого: 16 52 24 20 16 33 56 105

Выводы. Результаты педагогического эксперимента доказывают эффективность дифференцированной методики начального обучения технике самбо девушек в возрасте 14-17 лет, которая позволяет учитывать анатомо-биологические особенности женского организма и физические возможности в организации тренировочного процесса самбисток. Следовательно, данная методика делает возможным осваивать технику самбо на более качественном уровне.

Список литературы

1. Коц Я.М. Спортивная физиология: учебник для институтов физической культуры. М., 1998.

2. Еганов А.В. Теория и методика спортивной тренировки дзюдоистов: монография. М., 2014.

3. Табаков С.Е., Елисеев С.В., Конаков А.В. Самбо. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР М.: Советский спорт, 2005. 240 с.

Афонина Ирина Петровна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула. Тульский государственный университет

DIFFERENTIATED METHODOLOGY TRAINING SAMBO WRESTLER

I.P. Afonina

This article contains a study of girls differentiated teaching methods sambo at the initial stage. The methodology takes into account the physical condition of athletes and individual physiological changes of the body girls

Key words: differentiated technique, physical training, physiological changes in female body, menstrual cycle, sambo.

Afonina Irina Petrovna, candidat of pedagogical Sciences, associate professor, Tula40@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.