Научная статья на тему 'АВТОРСКИЙ РАКУРС И СЮЖЕТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА В РАМОЧНОМ ПОСТРОЕНИИ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ'

АВТОРСКИЙ РАКУРС И СЮЖЕТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА В РАМОЧНОМ ПОСТРОЕНИИ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
70
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ ТОЖДЕСТВА / АВТОРСКИЙ РАКУРС / СЮЖЕТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ОРАТОРСКИЙ ТЕКСТ / ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / CATEGORY OF IDENTITY / AUTHOR'S PROSPECT / PLOT PERSPECTIVE / ORATORICAL TEXT / PUBLIC SPEAKING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уланова Капитолина Леонидовна

В статье рассматривается проблема построения публичной ораторской речи. Данное исследование основано на обширном литературоведческом анализе таких ученых в области текста, как И.Г. Кошевая (Кошевая, 2012), Л.Л. Нелюбин (Нелюбин, 2011), Л.К. Свиридова (Свиридова, 2004), г.т. Хухуни (Хухуни, 2011). Целью исследования является анализ взаимосвязи авторского ракурса и сюжетной перспективы ораторского текста. В ходе исследования мы использовали следующие методы: метод контекстуального анализа, метод словарных определений, описательный метод и метод непрерывной выборки при отборе материала для исследования. Мы отобрали, подсчитали и систематизировали выступления из более чем 1000 страниц текстов публичных выступлений. Результаты исследования могут быть использованы при написании академических и политических ораторских текстов, а также на курсах риторики для студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHOR’S PROSPECT AND PLOT PERSPECTIVE IN THE CLOSED-IN CONSTRUCTION OF AN ORATORICAL SPEECH

The article deals with the problem of creating a public oratorical speech. This research is based on an extensive literary analysis of such scientists in the field of text as I.G. Koshevaya (Koshevaya, 2012), L L. Nelyubin (Nelyubin, 2011), L.K. Sviridova (Sviridova,2004), G.T. Khukhuni (Khukhuni, 2011). The purpose of the research is to analyze the relationship between the author's prospect and the plot perspective of the oratorical text. During the research, we used the following methods: the method of contextual analysis, the method of dictionary definitions, the descriptive method, and the method of continuous sampling when selecting material for research. We have selected, counted, and systematized speeches from more than 1000 pages of texts of public speeches. The results of the research can be used in writing academic and political oratorical texts, as well as in courses of rhetoric for University students.

Текст научной работы на тему «АВТОРСКИЙ РАКУРС И СЮЖЕТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА В РАМОЧНОМ ПОСТРОЕНИИ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ»

Авторский ракурс и сюжетная перспектива в рамочном построении ораторской речи

Уланова Капитолина Леонидовна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Российский университет дружбы народов E-mail: ulanova-kl@rudn.ru

В статье рассматривается проблема построения публичной ораторской речи. Данное исследование основано на обширном литературоведческом анализе таких ученых в области текста, как И.Г. Кошевая (Кошевая, 2012), Л.Л. Нелюбин (Нелюбин, 2011), Л.К. Свиридова (Свиридова, 2004), г.т. Хухуни (Хухуни, 2011). Целью исследования является анализ взаимосвязи авторского ракурса и сюжетной перспективы ораторского текста. В ходе исследования мы использовали следующие методы: метод контекстуального анализа, метод словарных определений, описательный метод и метод непрерывной выборки при отборе материала для исследования. Мы отобрали, подсчитали и систематизировали выступления из более чем 1000 страниц текстов публичных выступлений. Результаты исследования могут быть использованы при написании академических и политических ораторских текстов, а также на курсах риторики для студентов вузов.

Ключевые слова: категория тождества, авторский ракурс, сюжетная перспектива, ораторский текст, публичное выступление.

Введение

Конструкция публичного ораторского выступления несмотря на то, что каждое из выступлений уникально индивидуально, имеет некоторые типологические общие черты. Это связано с тем, что основная идея речи того или иного участника распадается в тексте на ряд структурных элементов, каждый из которых является своеобразным центром, вокруг которого объединяется сегмент речевого текста, предназначенный для раскрытия этой идеи. Чтобы понять суть содержательной стороны речи, необходимо выделить такие ключевые моменты, с помощью которых, с одной стороны, кодируется идея (ее элемент), а с другой-определяется общее направление сюжетной перспективы речевого текста.

Создавая ораторскую речь, автор выделяет некоторые наиболее важные моменты-своеобразные ориентиры (основные идеи), описание которых необходимо для наиболее полного представления общей идеи ораторской речи, то есть для образного описания идеи. Последнее предполагает уточнение языковых приемов, с помощью которых должен быть установлен максимально тесный контакт с аудиторией именно в тот момент, когда кодовое выражение каждой составляющей идеи передается слушателям.

Методы

В ораторской речи, на наш взгляд, особого внимания заслуживает авторский ракурс, понимаемый как особый психолингвистический комплекс, основанный на прямом или косвенно прямом обращении говорящего к слушателю. Авторский ракурс, как понятие, был введен в лингвистический обиход профессором И.Г. Кошевой, понимающей содержательную основу текста как авторский ракурс, который может представлять как наиболее сжатую идею ораторского текста, так и значимое речевое о выступление с более или менее включенными в не- е го деталями [1].

Авторский ракурс, не затрагивая и существен но не изменяя основной линии повествования, до полняет его рядом авторских деталей, то есть мыс- Д ленно конструирует предельно реальную картину в реальном времени и пространстве. Авторский ракурс делает зачин в начале, на стадии речевого замысла, речь оратора становится более конкретной. В воображении автора модель его будущей речи, постепенно становясь все более и более ясной, предстает от первого до последнего слова, 0 взгляда или поступка в строгой логической последовательности, подчиненной авторскому замыслу.

о

о с

и

Результаты

Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, можно выделить следующие особенности авторского ракурса:

1. изложение говорящим сюжетной линии речи с сужением или расширением набора деталей, которые в процессе подготовки текста превратятся в речевые ситуации более или менее широкого плана.

2. оценка этих деталей с определенной авторской, личной, мировоззренческой позиции, которую автор постарается донести во время выступления, через рассуждения и доказательства до слушателя, привлекая его в свой мировоззренческий лагерь, стараясь сделать его своим единомышленником, вызвать интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Иными словами, авторский ракурс-это содержательный фрейм публичной речи, который автор речи (оратор) представляет себе целостно вплоть до его образного воплощения в тексте и независимо от интерпретации речевых ситуаций. Поэтому авторский ракурс -это линейное представление содержания всей речи, подготовленной говорящим. Авторский ракурс включает в себя реальные границы рассматриваемого в ораторском представлении явления или объекта, идею реального начала и реального конца создаваемого ораторского текста. Более того, для автора ораторского текста начало и конец текста присутствуют в реальном времени и пространстве, являются их составляющими.

Таким образом, авторский ракурс -это отражение того содержания, которое автор (оратор) хочет донести до слушателя, для чего он создает свое ораторское выступление. Но авторское представление об этом предмете двояко; говорящий видит предмет: 1) таким, каков он есть; 2) каким он должен, по его мнению, предстать в ораторской речи. И этот второй план, хотя и тесно связан с первым, не вполне ему соответствует, выходя за рамки авторского ракурса и образуя сюжетную перспективу речи. Мы представили структуру авторского ракурса в виде диаграммы на рис. 1.

Авторский ракурс

СО

Объект рассмотрения

Реальное время и реальное пространство

Линия авторского ракурса

Закодированная репр езентация ораторской речи = функционально смысловая зависимость

Движение объекта в реальном времени и пространстве, как автор видит

Рис. 1. Авторский ракурс

Авторский ракурс - это планируемое и созданное автором содержание ораторского текста, которое развертывается линейно, синтагматически, как прямая последовательность событий (компонентов речи) одно за другим. Авторский ракурс -это то содержание речи, которое автор воображает наиболее адекватным, держит в уме и стремит-

ся воплотить через созданную им сюжетную перспективу. Авторский ракурс - это содержательная база, направляющая мысль говорящего, позволяющая ему четко представлять себе рамки речи, быть последовательным, не отклоняться от перспективы развивающейся линии действия на несущественные элементы.

Поэтому авторский ракурс линейно одномерен, реализуется в линейной последовательности единиц.

Сюжетная перспектива-явление совершенно иного плана; по мнению И.Г. Кошевой, это явление, производное от авторского ракурса и в то же время зависимое от него [2]. Благодаря сюжетной перспективе говорящий формирует архитектонику публичной речи, например, производит необходимое структурирование текста, размещая компоненты, направленные на раскрытие содержания речи, в определенной последовательности.

Иными словами, в отличие от авторского ракурса, который линеен и синтагматичен, сюжетная перспектива обладает объемом и многомерностью. Вписывая определенные типы речевых комплексов в контур речевой ситуации, сюжетная перспектива опирается не на реальное время, а на художественное [3]. В результате в ходе речи разворачивается действие, происходящее не в реальном, а в художественном пространстве.

Сюжетная перспектива параметризуется по-другому по сравнению с авторским ракурсом. Она накладывается на авторский ракурс, но может видоизменяться, изменять объект рассмотрения самостоятельно и в зависимости от тех моментов в повествовании, на которые автор может добиться максимального внимания и интереса со стороны слушателя и привлечь его внимание. Сюжетная перспектива в сравнении с авторским ракурсом -это не плановое, а реальное развертывание речи в зависимости от внешних условий высказывания говорящего и восприятия его аудиторией. На рисунке 2 мы схематично представили сюжетную перспективу.

Сюжетная перспектива

Рис. 2. Сюжетная перспектива

В содержательном плане именно смысловой узел фактически способствует раскрытию реального смыслового пространства и смыслового времени, поскольку в нем концентрируется текстовая речевая ситуация (соответствующая всему ораторскому тексту), являющаяся неотъемлемым элементом категории тождества и способствующая воплощению художественного пространства

конец

и художественного времени как основы всей речи, всей речи в целом[4].

Рассмотренная нами взаимосвязь авторского ракурса и сюжетной перспективы позволяет отметить, что текст представляет собой структурно-смысловое единство, служащее для выражения идеи (проблемы), основанной на категории тождества начала и конца текста, а также на сюжетной перспективе, позволяющей автору проектировать различное, в той или иной степени удачное расположение каждого смыслового узла текста по отношению к центральным звеньям речи, ее ядру и инвариантам^]. Для сохранения адекватности исходной идеи текста, которая выражается в начале и в конце речи, говорящий не может выйти за рамки категории тождества. Поэтому можно говорить об иерархическом, подчиненном отношении между авторского ракурса и категорией тождества.

На наш взгляд, авторская перспектива реализуется в речи говорящего, где на нее влияют два фактора:

1) семантическая составляющая текста, ограничивающая действие функционально-семантической зависимости.

2) интенции автора, выделяющего признаки языковой системы на втором уровне абстракции.

Выводы

Таким образом, авторский ракурс в ораторском искусстве ограничивает функционально-смысловую зависимость, подчинение которой авторскому ракурсу проявляется в сосредоточении мысли на таких ключевых точках авторского ракурса, как инвариант, ядро, центральное звено и смысловой узел. Кроме того, функционально-семантическая зависимость базируется на авторском ракурсе, поскольку только инвариант выражает ее одномерно.

Литература

1. Кошевая И.Г. Текстообразующие структуры языка и речи, Изд. 2-е, Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», Москва (2012)

2. Кошевая И. Г., Свиридова Л.К. Грамматические структуры и категории английского язы-

ка: теоретический курс. Книжный дом «ЛИ-БРОКОМ», Москва (2010)

3. Нелюбин Л. Л., Хухуни Г.Т. История науки о языке. 4-е изд., стереотип. Флинта: Наука, Москва (2011)

4. Свиридова Л.К. Роль эмоциональных структур в реализации категории идентичности в построении драматического текста: Дис. ... канд. филол. наук., доктор филологических наук: специальность 10.02.19, МГОУ, Москва (2004)

5. Свиридова Л.К. Роль паузы в эмоционально-смысловой организации высказывания. Вестник РУДН серия вопросы образования. Язык и специальность, № 5. Москва (2007)

AUTHOR'S PROSPECT AND PLOT PERSPECTIVE IN THE CLOSED-IN CONSTRUCTION OF AN ORATORICAL SPEECH

Ulanova K.L.

RUDN University

The article deals with the problem of creating a public oratorical speech. This research is based on an extensive literary analysis of such scientists in the field of text as I.G. Koshevaya (Kosheva-ya, 2012), L L. Nelyubin (Nelyubin, 2011), L.K. Sviridova (Svirido-va,2004), G.T. Khukhuni (Khukhuni, 2011). The purpose of the research is to analyze the relationship between the author's prospect and the plot perspective of the oratorical text. During the research, we used the following methods: the method of contextual analysis, the method of dictionary definitions, the descriptive method, and the method of continuous sampling when selecting material for research. We have selected, counted, and systematized speeches from more than 1000 pages of texts of public speeches. The results of the research can be used in writing academic and political oratorical texts, as well as in courses of rhetoric for University students.

Keywords: category of identity, author's prospect, plot perspective, oratorical text, public speaking.

References

1. Koshevaya I.G. Text-forming structures of language and speech. Ed. 2nd. - M .: Book house "LIBROKOM", 2012. - 184 p.

2. Koshevaya I. G., Sviridova L.K. Grammatical structures and categories of the English language: a Theoretical course. - M.: book house "LIBROKOM", 2010. - 192 p.

3. Nelyubin L.L., Khukhuni G.T. History of the science of language. 4th ed., Stereotyped. M .: Flinta: Nauka, 2011. - 376 p.

4. Sviridova L. K. The role of emotional structures in the implementation of the category of identity in the construction of a dramatic text: dis. ... doctor in philology: specialty 10.02.19 / Sviridova Larisa Konstantinovna. - M .: MGOU. - 2004. - 478 p.

5. Sviridova L.K. The role of pause in the emotional and semantic organization of utterance. RUDN Bulletin series Questions of education. Language and specialty, no. 5. - M., 2007. - P. 6168. о

о со "О m

m

О m

П m 1=1

m

сз

m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.