Научная статья на тему 'Закономерности проявления эмоционально-психологической амплитуды в драматургическом тексте'

Закономерности проявления эмоционально-психологической амплитуды в драматургическом тексте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
161
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Свиридова Л. К.

В статье рассматривается значение эмоциональности при построении драматургического текста. Раскрыта внутренняя структура речевого комплекса эмоционального типа и введено понятие эмоционально-психологической амплитуды как основы его формирования. Сформулированы два закона реализации языковых структур в драматическом тексте и определена возможность появления различных фаз эмоционально-психологической амплитуды, позволяющих провести структурно-смысловое разделение сценических ситуаций внутри текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regularity of emotional psychological amplitude functioning within the dramatic text

The article deals with the meaning of emotions in the composition of the dramatic text. The author discovered that emotional psychological amplitude lies at the bottom of the emotional speech complex. That is why this amplitude is considered as the background of such a complex. The introduction of the amplitude has brought to realizing two main laws of the language structures functioning within the dramatic text. In this aspect, the author determined the possibility of appearing the set of phases of emotional psychological amplitude, which permits realization of structurally-semantically subdivision of scene situation inside the limits of each concrete text

Текст научной работы на тему «Закономерности проявления эмоционально-психологической амплитуды в драматургическом тексте»

Закономерности проявления эмоционально-психологической амплитуды в драматургическом тексте

Свиридова Л.К. (8умц1оу k@hotmail.com)

Московский государственный областной университет

В своей работе мы исходим из того, что на уровне речи раскрытие содержания художественного текста (в частности драматического) как речевой единицы непосредственно связано с принципом эмоциональности. Дело в том, что последний, нарушая логику композиционного построения сюжета оказывается в оппозиции с лингвистической категорией тождества. Эмоциональность как чувственно-сенсорное явление, свойственное человеческой натуре в целом, опережает проявление волеизьявления. При этом эмоциональность в рамках композиционной структуры текста обычно используется автором как тот фактор сюжетной перспективы, который психологически способствует заинтересованности зрителя при ознакомлении с перспективно разворачивающимся содержанием текста. Действие пьесы по ходу своего развития подводит зрителя или читателя к определенному восприятию речевой ситуации, но сюжетная перспектива допускает такой неожиданный поворот событий, который непременно вызывает всплеск эмоциональности, свидетельствующий, с одндй стороны, о неподготовленности зрителя к перходу на подбный поворот событий, а с другой стороны, указывает на то, что психологически здесь необходим определенный временной период, позволяющий человеку выйти из этого неожиданного положения.

Дело в том, что восприятие драматургического текста предполагает синхронное сопереживание, то есть неослабленное следование зрителя за ходом сюжетной линии, а это означает необходимость держать весь зал в неослабевающем внимании при обязательном, но своеобразном соучастии с развитием действия. Последнее возможно только при условии, если зритель, наряду с заинтересованностью в содержании пьесы, получает от

исполняющих действие лиц необходимый заряд эмоциональной энергии, который как бы втягивает аудиторию, то есть весь зрительный зал, в сферу разворачивающихся событий.

Именно поэтому, как мы полагаем, эмоциональные речевые ситуации выступают в произведениях драматического жанра ведущими.

На основании рассмотренного нами предпринята попытка провести внутреннее разделение драматургического текста на эмоционально психологические ситуации. Называя такие ситуации эмоционально-психологическими, мы исходим из того факта, что эмоции - это особое субъективно-психологическое состояние человека, в момент которого он подвержен влиянию экспрессии, которое отражается на формировании речевых комплексов.

Дело в том, что эмоционально-психологическое разделение не совпадает с сюжетно-структурным разделением на сцены и тем более на мизансцены. Эмоционально-психологическое разделение формирует не столько структурное, сколько семантическое построение сюжета, то есть эмоционально-психологический фактор лежит в основе внутреннего каркаса произведения. Он является, с одной стороны, элементом, разделяющим внутреннюю канву сюжета, но, с другой стороны, именно он - то есть именно эмоционально-психологический фактор, является элементом, который связывает действие воедино.

Формой его проявления является эмоционально-психологическая амплитуда внутри эмоционального комплекса, которая находит свое окончательное выражение путем соединения всех речевых комплексов: эмоционального, нейтрального, итогового воедино. Таким образом, получается структурно-семантическое построение, формирующее различные речевые ситуации от минимальной до текстологической.

Данная амплитуда по существу является эмоционально-психологической, поскольку ее действие основано на эмоциональном

состоянии говорящего, а ее выражение определяется психологической оценкой действия..

В ней наблюдаются три основные фазы:

1. Экспрессивная. Вначале,сразу после эмоционального всплеска, ее напряженность наиболее высокая, данная амплитуда замедленна, то есть она представляется в виде заторможенной по времени своего высказывания. И при этом она имеет явно прерывистый характер с обрывавшейся незавершенной фразой типа "What?", "Ah!", "No!"

2. Разъясняющая. Напряженность первой фазы во второй фазе снижается и постепенно переходит в объяснительную ситуацию, которая имеет все более и более сниженный и убыстряющий характер, который приближает ее к нормальному темпу речи.

3. Завершающая. По мере отхода от начальной экспрессии выражения высота тона теряет свою эмоциональную нагрузку, накал ее истощается и речь приобретает естественный характер, подготавливая эмоциональный тип речевой ситуации к постепенному переходу в нейтральный.

Начальным моментом этой амплитудыв тексте являются сенсаты .После появления сенсата следует голосовой ступор. Это явление объясняется тем психологическим состоянием эмоционального стресса, который захватывает говорящего и не дает ему возможности продолжать речь в обычном речевом темпе.Происходит резкий сбой ритма. Это во-первых.

Во-вторых, появляются паузы, которые указывают на разрыв плавности течения речи типа.

В-третьих, может наблюдаться введение непроизвольно произнесенных слов типа: "Hm,really? Dear me! etc".

В-четвертых, возможны фонетически непредусмотренные заикания, выражающиеся в подборе слов и пунктуационно в тексте

При этом главной отличительной чертой, которая присуща речевому рисунку после эмоциональной нагрузки является замедленность в темпоральном промежутке. Замедлениение темпа речи оказывается

естественной реакцией на эмоционально-стрессовый удар, который получает человек.

Следовательно, наблюдается та специфическая фоноэкспрессия, затухание которой происходит не сразу, а только лишь после нахождения определенных логических пояснений, которые поступают:

1).либо со стороны слушающего и воспринимающего собеседника при диалоге или полилоге;

2). либо из самооценки ситуации, в которой говорящий старается разобраться при монологе.

Таким образом, создается поле эмоциональной гравитации, которое носит как бы постепенно уравновешенный характер. Этот характер полностью исчерпывает свою экспрессивность только на волне стыка с агглютинатом. Поэтому здесь можно говорить о плавном угасании одной волны - сенсативной, и ее последовательном уменьшении вплоть до перехода и слияния с агглютинатом, то есть до ее растворения в одном или ряде доводов-убеждений.

Встречаемость всех трех фаз этой амплитуды неоднозначна.

Проведенный анализ означает, что при обязательном наличии экспрессивной фазы, как исходного компонента действия эмоционально-психологической амплитуды, разъясняющая и завершающая фазы могут присутствовать не в полном объеме .

Начальная фаза данной амплитуды, действующей в пределах эмоционального типа речевого комплекса, является ведущей, однако, как правило передается минимальным количеством слов. Две остальные: разъясняющая и завершающая обычно представлены более расширено, но тем не менее лишены усложненных синтаксических моделей (типа слодноподчиненных и сложносочиненных предложений и т.д.). В этом можно усмотреть основной закон проявления эмоциональности при построении драматургического произведения, который мы формулируем следующим образом: действие эмоционально-психологической амплитуды

внутри эмоционального речевого комплекса определяется ее распадением на три фазы, первая из которых является максимально экспрессивной, но минимальной по количеству составляющих ее слов, вторая и третья фазы, приводя к затуханию экспрессии, представлены расширением количества словарных единиц, в связи с чем выход на новый речевой комплекс (нейтральный или смешанный) начинается с обычной интонационной гаммы.

Мы полагаем, что существует еще один закон реализации языковых структур в драматургическом тексте, построенный на использовании неравнозначного распределения фаз внутри эмоционально-психологической амплитуды: чем ярче эмоциональная нагрузка первой фазы, тем менее психологически нагружены две другие фазы - разъясняющая и завершающая.

Из него следуют два основополагающих вывода:

1. При большой эмоциональной нагрузке первой фазы имеет место обязательное наличие второй и третьей фаз эмоционально-психологической амплитуды.

2. При минимальной эмоциональной нагрузке первой фазы третья фаза может отсутствовать, сливаясь со второй фазой в единый нерасторжимый психолого-лингвистический комплекс.

Итак, появление первой фазы эмоционально-психологической амплитуды как начала действия эмоционально-психологического фактора, позволяет провести структурное выделение и отделение одной сценической ситуации от другой.

Завершение эмоционально-психологической амплитуды, то есть ее самовыражение в третьей заключительной фазе, указывает на окончание действия эмоционального речевого комплекса, т. е. оно определяет структурные параметры данного речевого комплекса, и указывает на переход к связанным с ним другим речевым комплексам: нейтральному, смешанному, итоговому.

Таким образом, в последней фазе (даже в случае слияния, когда вторая фаза берет на себя функцию третьей) наступает то завершение

действия психолого-эмоциональной амплитуды, которое совмещается с выраженностью структурной и смысловой идеи автора, то есть происходит их самопроникновение и совпадение. Оно собственно и является основным условием реализации категории тождества.

Эмоционально-психологическое разделение драматургического текста не совпадает с сюжетно-структурным его разделением на мизансцены, сцены и акты. Последнее является внешним членением содержательной идеи произведения, в котором доминирует структурный фактор, а первое, напротив, является внутренним разделением текста, в котором доминирует эмоционально-психологический фактор, лежащий в основе внутреннего каркаса. Он является, с одной стороны, элементом, разделяющим внутреннюю канву сюжета, но, с другой стороны, именно он - то есть именно эмоционально-психологический фактор, является элементом, который связывает речевые комплексы внутри одного и того же смыслового отрезка. Исходное значение этого смыслового отрезка задается эмоционально-психологической амплитудой внутри эмоционального типа речевого комплекса.

Таким образом, получается структурно-семантическое построение, формирующее различные речевые ситуации от минимальной до текстологической.

Если в плане всего того, что было сказано нами ранее, провести анализ драматургических текстов, то совершенно отчетливо выявляются следующие положения:

1. Начало произведения - его истинная завязка происходит лишь после того, как в текст введен определенный шоковый момент. Этот момент является тем своеобразным стрессом, который, по замыслу автора, максимально нагружен в эмоциональном плане. Такая завязка может касаться появления неожиданных и неприятных для главных действующих лиц персонажей.

2. Этот момент, будучи ключевым с точки зрения завязки сюжета, всегда оказывается оформленным через ту часть синтезированной лексики, которая выражается сенсатами, то есть включает в себя междометия и строится на употреблении тех синтаксических структур, где наиболее часто используются восклицательные предложения, где весьма редко встречается действие функциональной перемежающейся зависимости и где весьма распространенными оказываются эллиптические конструкции и многоточие как пунктуационный знак, передающий растерянность, экспрессию, волнения.

Таким образом, категория тождества не просто связана с авторским ракурсом как кодированной основой произведения через функциональную смысловую зависимость (под которой мы понимаем декодированную основу произведения), а имеет с ним иерархическое соотношение. Это значит, что категория тождества находится в процессе обязательного возвращения к исходной части произведения. Именно в этой части, как было показано выше, сконцентрирован тот эмоционально-экспрессивный шоковый момент завязки содержания, который в дальнейшем декодирует всю линию авторского ракурса и создает речевые пространства. Ведь по замыслу автора все они должны приводить к смысловой однозначности, то есть к тождеству в понимании идеи автора.

Следовательно, эмоциональность, являясь главным стержневым и обязательным условием создания драматургического произведения, действует только в рамках категории тождества. Поэтому в произведениях драматургического характера выражение эмоций не только не нарушает обычный ритм развертывания действия, но дает ту необходимую психологическую разгрузку, которая позволяет зрителю воспринять основную линию и не утратить связь между многочисленными речевыми ситуациями текста.

Итак, эмоциональность, находясь в прямой связи с функциональной смысловой зависимостью и определяя завязку сюжета, сама оказывается

зависимой от категории тождества. При этом нельзя не учитывать, что категория тождества, передавая только одно значение (одну идею, одно событие) всегда однозначна и в своем проявлении сливается с функциональной смысловой зависимостью. Последняя раскрывает себя внутри данной категории, как выразитель адекватности значения. Но при этом категория тождества не является декодирующей величиной. Что же касается эмоциональности, то это не значение, а форма проявления чувств. Категория же тождества имеет своей целью достижение адекватности в значении исходного и завершающего моментов информационного блока при его накоплении в речевых ситуациях.

Обобщая сказанное можно утверждать, что нами была сделана попытка отыскать речевые структуры, зависящие от речевой ситуации, и выяснять степень их связи с эмоциональным фактором, что представляется весьма и перспективным и нужным.

ЛИТЕРАТУРА:

Демьянков В.З. и др. Лингвопсихология как раздел когнитивной лингвистики, или: Где эмоция, там и когниция // С любовью к языку:Сб. Научных трудов. Посвящ. Е.С.Кубряковой.-М: Ин-т языкознания РАН;Воронеж:Воронеж.гос.ун-т,2002

Жучкова Н.Ф. Грамматические особенности эмоциональных структур в составе речевых комплексов. М.,1994

Кошевая И.Г. Типология английского и русского языков. М:МЭГУ,2000. Левченко М.Н. Локальная архитектоника драмы. Сб.научн. трудов МГОУ «Проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации», М:Народный учитель,2003

Нелюбин Л.Л. Лингвостилистика современного английского языка.М.,1990

Свиридова Л.К. Роль эмоциональных структур в реализации категории тождества при построении драматургического текста. М:Народный учитель, 2004.

Сергеева Д.В. Эмоции в культурно-национальном контексте // Актуальные проблемы лингвистической культурологии: Материалы десятой научно-практической конференции.-М.:Прометей,2003

Чалкова Е.Г., Бабенко Е.В. Фразеосемантическое поле эмоций в единстве лингвистического и психолого-педагогического аспектов.-М:МГОУ,2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.