Научная статья на тему 'Авторские сноски в системе романа Мануэля Пуига "Поцелуй женщины-паука"'

Авторские сноски в системе романа Мануэля Пуига "Поцелуй женщины-паука" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНУЭЛЬ ПУИГ / АВТОРСКИЕ СНОСКИ / ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ / РОМАН / АВТОБИОГРАФИЯ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / MANUEL PUIG / FOOTNOTES / DOCUMENTARY / NOVEL / AUTOBIOGRAPHY / POSTMODERNISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чагина Анастасия Петровна

В статье анализируется функционирование авторских сносок как элемента художественной системы романа аргентинского писателя-постмодерниста Мануэля Пуига «Поцелуй женщины-паука». Будучи непрерывным диалогом, роман практически лишён слов нарратора. Тем не менее, авторская речь дана в восьми сносках, опирающихся на ряд психологических исследований гомосексуальности. Их наличие позволяет рассматривать документ как единицу сюжетостроения. Сделан вывод о том, что сноски являются средством раскрытия образов главных героев романа. Вместе с тем они не только объясняют поведение и мотивацию героев, но углубляют сюжет. Кроме того, в ходе «игры» с читателем и документом, автор создаёт «псевдодокумент», выдавая придуманное им исследование за реальное, что обнажает авторскую точку зрения и поиск себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOOTNOTES IN THE SYSTEM OF THE NOVEL "KISS OF THE SPIDER WOMAN" BY MANUEL PUIG

The article analyses footnotes as the systematic part of the novel «Kiss of the Spider Woman» by Manuel Puig. Being endless dialog the novel lacks narrative. However the author’s speech is presented in eight footnotes based on a wide range of different researches of homosexuality. It is concluded that the footnotes aim to reveal main characters and explain their motivation and behaviour as well as to deepen the plot. The writer plays with a reader and the documentary and creates a pseudo document by assuming a made up research as the real one. It shows the writers perspective and his strive to identify himself.

Текст научной работы на тему «Авторские сноски в системе романа Мануэля Пуига "Поцелуй женщины-паука"»

УДК 811.134(09)

Чагина Анастасия Петровна

Магистр филологии,

преподаватель кафедры лингвистики и перевода,

Пермский государственный национальный исследовательский университет 614068, г. Пермь, ул. Дзержинского, д. 2. Тел.: 8 (908) 2410649 E-mail: liolio@list.ru

АВТОРСКИЕ СНОСКИ В СИСТЕМЕ РОМАНА МАНУЭЛЯ ПУИГА «ПОЦЕЛУЙ ЖЕНЩИНЫ-ПАУКА»

В статье анализируется функционирование авторских сносок как элемента художественной системы романа аргентинского писателя-постмодерниста Мануэля Пуига «Поцелуй женщины-паука». Будучи непрерывным диалогом, роман практически лишён слов наррато-ра. Тем не менее, авторская речь дана в восьми сносках, опирающихся на ряд психологических исследований гомосексуальности. Их наличие позволяет рассматривать документ как единицу сюжетостроения. Сделан вывод о том, что сноски являются средством раскрытия образов главных героев романа. Вместе с тем они не только объясняют поведение и мотивацию героев, но углубляют сюжет. Кроме того, в ходе «игры» с читателем и документом, автор создаёт «псевдодокумент», выдавая придуманное им исследование за реальное, что обнажает авторскую точку зрения и поиск себя.

Ключевые слова: Мануэль Пуиг, авторские сноски, документальность, роман, автобиография, постмодернизм.

Введение

Мануэль Пуиг (Manuel Puig, 1932-1990 гг.) является одним из ярчайших представителей латиноамериканской литературы XX в. Примечательно, что мечтавший ещё с юношеских лет создавать кино М. Пуиг стал известен широкой публике именно как писатель. Тем не менее, одержимость автора кинематографом находит отражение в каждом его романе (см. [Levine, 2012]). Это проявляется в многочисленных отсылках к миру кино и использовании киноприёмов. Произведения М. Пуига представляют собой красочную смесь элементов поп- и массовой культуры и бытовых будничных сцен, которая в умелых руках писателя превращается в настоящее произведение искусства. Роман «Поцелуй женщины-паука» («El Beso de la Mujer Araña», 1976 г.) не является исключением.

История повествует о двух заключённых, сидящих в аргентинской тюрьме. Первый - Валентин - революционер-коммунист, осуждённый по политическим причинам. Второй - Мо-лина - гомосексуалист, получивший срок за совращение несовершеннолетних. Роман представляет собой диалог двух героев, в котором практически нет слов нарратора. До начала повествования Молина, чья мать серьёзно больна и нуждается в поддержке и уходе, соглашается на сделку с директором тюрьмы, чтобы выйти на свободу как можно быстрее и позаботиться о матери. По замыслу директора тюрьмы, он должен заслужить доверие соседа по камере и добыть информацию о его товарищах-революционерах. Чтобы сделать это, Молина рассказывает фильмы, которые смотрел на свободе. Обсуждая их, герои раскрывают свои жизненные взгляды и позиции, рассказывают о прошлом, а главное - начинают приходить к взаимопониманию.

Основная часть

В романе можно выделить несколько повествовательных уровней, один из которых состоит из авторских сносок, содержащих размышления писателя о природе гомосексуальности.

Заметим, что обращение к сноскам приобретает концептуальное значение именно в эпоху постмодернизма [Маньковская, 2000, с. 21], поддерживая постмодернистскую традицию де-конструирования художественной реальности через прямой авторский голос. В романе М. Пуига авторские сноски образуют параллельный дискурс, который полифонически взаимодействует с действием и диалогами романа [Dunne, 1995, р. 128], добавляя ещё одну точку зрения, отличную от присутствующих в основной части произведения [Maloney, 2005, с. 165]. Некоторые также видят в сносках своего рода ироничный ответ, который так и не решает вопроса идентичности Молины [Boling, 1990, р. 79]. Однако представляется, что роль сносок в романе имеет комплексный характер.

В первых двух сносках автор обращается к биологическим теориям [Puig, 2001, р. 44-46] и наивному пониманию гомосексуальности [Puig, 2001, р. 69] и доказывает их несостоятельность. Рассмотрев труды таких исследователей, как Д.Дж. Вест, Дж. Ман, Ф.Дж. Каллман, Г.М.Б. Паре, Т. Ланг и других, М. Пуиг приходит к заключению о том, что гетеросексуаль-ность и гомосексуальность не зависят от физиологии и обусловлены лишь психологическими причинами. В связи с этим в оставшихся шести сносках автор обращается к психологическим теориям. Именно они представляют больший интерес для исследования.

С одной стороны, сноски позволяют полнее и глубже понять характеры главных героев и их мотивацию. Автор обращается к теории З. Фрейда и его последователей. В частности, А. Фрейд связывает гомосексуальность с Эдиповым комплексом (инцестуозные желания в отношении родителя противоположного пола). Иначе говоря, если у ребёнка сложились слишком близкие отношения с родителем другого пола, то обострённое чувство вины из-за Эдипова комплекса не позволит ему строить нормальные отношения с человеком другого пола, что и может стать причиной гомосексуальности [Puig, 2001, р. 91]. Заметим, что архетип матери является одним из центральных в романе. Автор обращается к нему и через пересказанные фильмы, и через обсуждения и воспоминания героев. Интересно, что Валентин испытывает трудности в отношениях с матерью, тогда как Молина, наоборот, очень привязан к ней. Хотя теория З. Фрейда не является полностью достоверной, по мнению М. Пуига, сложно не заметить некоторые проявления Эдипова комплекса как у Молины, так и у Валентина.

Кроме того, М. Пуиг ссылается на труд О. Феничела «Психоаналитическая теория неврозов», согласно которому вероятность гомосексуализма выше, если мальчик идентифицирует себя с матерью, что происходит, когда отец отсутствует или вызывает отвращение и/или недоверие (например, когда отец слишком строг или деспотичен). Добавим, что О. Феничел связывает мужскую линию поведения, противопоставляя её женской, с агрессивностью [Puig, 2001, р. 97], что можно заметить в паре противоположных героев Молина/Валентин, где Валентин олицетворяет мужское, грубое, агрессивное, а Молина - женское, нежное. Заметим, что Молина никогда не упоминает своего отца и говорит только о матери. Он всегда отождествляет себя с женщиной и говорит о себе в женском роде, ему свойственны «женские» привычки и некоторая жеманность.

Обращаясь к теории З. Фрейда, изложенной в «Трех эссе о теории сексуальности», М. Пуиг указывает на то, что современное общество находится во власти патриархальной системы, для которой характерны униженное положение женщин и усиленное подавление сексуальности. На прямую связь между сексуальным подавлением и патриархальным устройством указывают О. Ранк, Д. Олтман и Р. Тейлор. А.Г. Маркузе пишет, что сексуальное раскрепощение подрывает основы традиционного капиталистического общества [Puig, 2001, р. 106-107]. Тема подавления человека морально-нравственными нормами общества и политической системой является одной из ключевых в романе. С одной стороны, Молина подрывает нравственные устои, будучи человеком нетрадиционной сексуальной ориентации, но делает это неосознанно. Иначе говоря, разрушение системы не является его целью. С другой стороны, Валентин открыто выступает против сложившего строя, стремясь разрушить его,

однако сам он олицетворяет патриархальное начало. Положения Молины и Валентина противоположны и, в некоторой степени, их образы парадоксальны.

Важными для понимания главных героев становятся и размышления о роли сублимации в обществе. Так, М. Пуиг ссылается на Н.О. Брауна, который писал, что агрессивные импульсы неестественны и являются результатом подавление. А Г. Маркузе ввёл термин «излишнее подавление», которое необходимо для поддержания правящего класса, но без которого общество могло бы существовать. Он считал, что, осознав в себе разлад, человек должен не примириться с ним и подстроиться под репрессивный строй общества, а понять необходимость его изменения [Puig, 2001, р. 115]. М. Пуиг также обращается к мнению Дж.С. Анвина, считающего такое полное раскрепощение путём к краху цивилизованного общества и признающего необходимость поиска компромисса между избыточным подавлением сексуальных желаний и полной распущенностью [Puig, 2001, р. 116]. К похожему компромиссу движутся и герои романа, находящиеся на разных полюсах: Валентин, подавляющий все свои желания во имя революционного долга, что объясняет его агрессивное поведение, и Молина, принимающий свои желания.

Далее, М. Пуиг приводит мнение Дж.С. Флюгеля о том, что дети, отвергающие родительский авторитет, будут придерживаться радикальных взглядов, отрицать классовые различия и с пониманием относиться к людям с нетрадиционной ориентацией [Puig, 2001, р. 135]. Заметим, что это положение исчерпывающе описывает Валентина, который наперекор родителям отказался от обеспеченной и благополучной жизни и вступил в подпольное антиправительственное движение. Борясь за идеалы марксизма, Валентин не признаёт классовые и расовые различия. Более того, он терпимо относится к ориентации товарища по тюремной камере.

Продолжая размышления о подавлении, автор ссылается на слова Т. Роззака о том, что в освобождении нуждается только женщина, в том числе и женщина внутри каждого мужчины [Puig, 2001, р. 136]. Обращаясь к роману, отметим, что это положение справедливо для обоих персонажей. С одной стороны, Валентин должен принять женское начало, отказавшись от подавления своих желаний. С другой стороны, Молина должен перестать мириться с притеснением его как женщины, пусть и «неполноценной». Иначе говоря, герои должны отказаться от роли угнетатель/угнетаемый, чтобы достичь гармонии с самими собой и разрешить внутренний конфликт.

В завершении М. Пуиг приводит теорию несуществующей датской исследовательницы Аннели Таубе, выражая, на самом деле, свои собственные взгляды. Документальность сносок, таким образом, превращается в псевдодокументальность. Писатель увлекает читателя в постмодернистскую игру, заставляя его поверить в реальность приведённой теории. Этому способствует обширная преамбула, изобилующая фактологическими данными (имена видных учёных, названия их трудов и т.д.).

Основная идея А. Таубе, как пишет М. Пуиг, состоит в том, что отвращение к властному отцу и отказ от роли эксплуататора происходят осознанно, а отсутствие другой модели поведения не оставляет иного выбора кроме как принять модель поведения матери, что объясняет подражательность гомосексуалистов-мужчин женщинам. Также она характеризует мир матери через нежность, терпение, любовь к искусству и, вместе с тем, подчинение; поэтому гомосексуалисты стремятся к бесконфликтности любой ценой [Puig, 2001, р. 144]. Предположения А. Таубе справедливы для образа Молины: он видит прекрасное во всём (и даже нацистская пропаганда для него - искусство), терпеливо заботится о грубом Валентине, с готовностью подчиняется требованиям директора тюрьмы, лишь бы помочь своей матери.

Благодаря последней сноске, становится очевидно, что автор строит свою теорию на личном опыте. Сноски, представляя собой размышления автора, часто автобиографичные, могут быть рассмотрены как эго-документ. Согласно Л. Луцевич, эго-документ аутентичен, реален, правдоподобен. Именно эго-документы, будучи своего рода «записями для себя», способны раскрыть «кухню» личностного мышления и творчества писателя [см. Луцевич, 2008].

Заключение

Ещё Д.В. Затонский связывал документализм в литературе второй половины ХХ в. с растущим интересом к «осязаемо-конкретной» личности, которую писатель наблюдает «в тех, с кем сталкивается в собственной жизни, и не в последнюю очередь - в себе самом» [Затонский, 1988, с. 170].

Таким образом, авторские сноски в этом случае представляют собой сложную и запутанную попытку самого автора понять людей с «подобными наклонностями», а значит - понять и себя. Заметим, что М. Пуиг был очень близок со своей матерью и проводил с ней много времени. Она всегда поддерживала сына во всех его начинаниях. Тогда как отец писателя имел строгий и авторитарный характер. Подобные пересечения биографии автора и предложенной им теории не оставляют сомнений в автобиографичности произведения. Авторские сноски дают ключ к пониманию не только образов каждого из двух главных героев, но к пониманию романа в целом. Именно авторские сноски в полной мере раскрывают мотив борьбы против системы и угнетения, поясняя мотивацию и причины поведения героев. Сноски также делают очевидной автобиографичность и определённую исповедальность романа, обнажая авторский поиск себя и понимания своей природы.

Список литературы

1. Затонский Д.В. Художественные ориентиры ХХ века. Москва: Советский писатель, 1988. 416 с.

2. Луцевич Л. Документальность и эго-документ // Литература и документ: теоретическое осмысление темы (материалы круглого стола), 2008. - URL: http://imli.ru/index.php/seminary-i-konferentsii-2008/1827-kruglyj-stol-literatura-i-dokument-teoreticheskoe-osmyslenie-temy#top (дата обращения: 11.07.2018).

3. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. 347 с.

4. Boling B. From Beso to Beso: Puig's Experiments with Genre. Symposium 44.2. 1990. P. 75-87.

5. Dunne M. Dialogism in Manuel Puig's Kiss of the Spider Woman. South Atlantic Review 60.2. 1995. P. 121-136.

6. Levine S.J. Manuel Puig: Edipo ronda La Pampa // Cuadernos de literatura n°31. 2012. P. 48-64.

7. Maloney M.J. Footnotes in Fiction: a Rhetorical Approach. The Ohio State University. 2005. 197 p.

8. Puig M. El Beso de la Mujer Araña. Libros Tauros, 2001. 196 p. URL: http://recursosbiblio.url.edu.gt/publiqjlg/curso/be_muj.pdf (дата обращения: 26.10.2017).

Chagina A.P.

Master of Philology, Lecturer, Linguistics and Translation Department, Perm State University

FOOTNOTES IN THE SYSTEM OF THE NOVEL «KISS OF THE SPIDER WOMAN.» BY MANUEL PUIG

The article analyses footnotes as the systematic part of the novel «Kiss of the Spider Woman» by Manuel Puig. Being endless dialog the novel lacks narrative. However the author's speech is presented in eight footnotes based on a wide range of different researches of homosexuality. It is concluded that the footnotes aim to reveal main characters and explain their motivation and behaviour as well as to deepen the plot. The writer plays with a reader and the documentary and creates a pseudo document by assuming a made up research as the real one. It shows the writers perspective and his strive to identify himself.

Keywords: Manuel Puig, footnotes, documentary, novel, autobiography, postmodernism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.