Научная статья на тему 'АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА, ВЫЯВЛЕННАЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА РОССИИ'

АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА, ВЫЯВЛЕННАЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-БАНК / АНКЕТИРОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / МОБИЛЬНЫЙ БАНК / РЕЙТИНГ ИНТЕРНЕТ-БАНКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нарожная Е.А.

Антонация. В рейтинге функциональности систем интернет-банкинга автором оценивались возможности (функции) и уровень безопасности, которые предоставляют системы интернет-банкинга пользователям. Источником информации для рейтинга послужили анкеты банков и аутсорсинговых компаний. Аутсорсинговые системы оценивались по пакету услуг, предоставляющих наибольший функционал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHOR''S METHODOLOGY, DETECTED IN THE PROCESS OF STUDYING THE DEVELOPMENT OF THE INTERNET BANKING OF RUSSIA

Antonation. In the rating of the functionality of Internet banking systems, the author assessed the features (functions) and the level of security provided by Internet banking systems to users. The source of information for the rating was the questionnaire of banks and outsourcing companies. Outsourcing systems were evaluated according to the package of services that provide the greatest functionality.

Текст научной работы на тему «АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА, ВЫЯВЛЕННАЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА РОССИИ»

УДК 033.336

Нарожная Е.А. студент магистратуры экономический факультет Кубанский государственный университет

Россия, г. Краснодар

АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА, ВЫЯВЛЕННАЯ В ПРОЦЕССЕ

ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА РОССИИ

Антонация. В рейтинге функциональности систем интернет-банкинга автором оценивались возможности (функции) и уровень безопасности, которые предоставляют системы интернет-банкинга пользователям. Источником информации для рейтинга послужили анкеты банков и аутсорсинговых компаний. Аутсорсинговые системы оценивались по пакету услуг, предоставляющих наибольший функционал.

Ключевые слова: интернет-банк, анкетирование, дистанционное банковское обслуживание, мобильный банк, рейтинг интернет-банков.

Narozhnaya E.A., magistracy student Faculty of Economics Kuban State University Russia, Krasnodar

AUTHOR'S METHODOLOGY, DETECTED IN THE PROCESS OF STUDYING THE DEVELOPMENT OF THE INTERNET BANKING OF

RUSSIA

Antonation. In the rating of the functionality of Internet banking systems, the author assessed the features (functions) and the level of security provided by Internet banking systems to users. The source of information for the rating was the questionnaire of banks and outsourcing companies. Outsourcing systems were evaluated according to the package of services that provide the greatest functionality.

Keywords: Internet bank, questioning, remote banking, mobile bank, rating of Internet banks.

Обострение конкуренции на рынке ДБО побуждает провайдеров интернет-банкинга вкладывать все больше средств в развитие инструментов управления личными финансами пользователя. Но нельзя экономить и на безопасности: с 1 января 2014 года банки обязаны компенсировать клиентам операции, совершенные без их согласия и информирования, что повысило риски мошенничества.

В исследовании под интернет-банкингом понимается предоставление пользователю (потребителю банковских услуг) доступ к дистанционным банковским сервисам (включая доступ к счетам и осуществлению операций по ним) с любого компьютера, имеющего соединение с сетью Интернет, через браузер.

Анализ автором проводился по трем сегментам: внешний платежный функционал (вес 38%), внутренние операции и сервисные функции (40%), информационная и финансовая безопасность (22%). (рис.1)

Ответы по количественным вопросам нормировались и сглаживались для согласования их влияния с качественными вопросами (предусматривающими ответ «да» или «нет»).

При формировании авторского рейтинга учитывались некоторые функции, которые при составлении прошлого рейтинга не оценивались агентством. В их числе, например, персональный бюджет и финансовое планирование, запрос справок из бюро кредитных историй и возможность блокировки карты. Корректировки в методике незначительны, поэтому позиции в прошлом и текущем рейтингах являются сопоставимыми.

Была проведена выборочная проверка присланных банками анкет. По её результатам ряд баллов был скорректирован. Банкам, предоставившим данные, не подтвердившиеся в ходе проверки, были начислены штрафные баллы.

• оценивался по виду и количеству поставщиков услуг и товаров (начиная с сотовых операторов и заканчивая продавцами контента), которые можно оплатить без использования платежа на произвольные реквизиты. Кроме того, в эту категорию вошли обязательные платежи в пользу государства и взаимодействие с системами электронных денег.

• основу внутренних операций составляют транзакции между различными типами счетов клиента (включая виртуальную карту), а также отчеты и выписки по этим транзакциям. В сервисных функциях учитывались предоставляемые возможности по автоматизации операций и разнообразие поддерживаемого программного обеспечения

• учитывает способы идентификации, защиты операций, информирования о транзакциях и минимизации ущерба

Рисунок 1 - Авторский анализ трех сегментов.

В анкетировании приняли участие 68 российских банков и 2 аутсорсинговых компании.

Анкетирование участников исследования выявило повышенное внимание банков к расширению перечня услуг, предлагаемых системой клиенту. Устойчиво растет доля систем ИБ, в которых пользователю доступны такие виды онлайн-платежей, как налоговые платежи, штрафы

Внешний платежный функционал

Внутренние операции и сервисные функции

Информационная и финансовая безопасность

ГИБДД, оплата услуг ЖКХ, железнодорожных и авиабилетов, пополнение счета в системе электронных денег и погашение кредитов в других банках.

Важной задачей остается и расширение функциональных возможностей мобильных приложений — новой области конкуренции участников рынка ДБО. В перспективе 2-х лет развитие мобильного банкинга обеспечит значительный прирост доли активных пользователей ДБО и увеличит уровень проникновения данных услуг. Оптимальным решением для банков в этой сфере могут стать предложения аутсорсинговых компаний, которые в силу своей специализации и опыта работы способны выдержать баланс между доступностью, функционалом и защищенностью мобильных приложений.

Рост популярности ДБО диктует необходимость совершенствования законодательного регулирования данной сферы. Однако, не все из свежих законодательных инициатив безоговорочно способствуют формированию здоровой рыночной инфраструктуры. С 1 января 2014 года вступил в силу ряд пунктов статьи 9 «Порядок использования электронных средств платежа» федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». В первую очередь, директивы коснулись порядка информирования клиента о совершенных дистанционно операциях и ужесточили соответствующие требования к банкам.

Умеренное изменение позиций в топ-10 рейтинга наглядно демонстрирует разнонаправленное расширение функционала систем ДБО провайдерами в погоне за активными пользователями. Лидер рейтинга -мультибанковская система. НапёуБапк - уверенно сохранил позицию. Неограниченные платежные возможности и постоянно дополняемый (в отличие от многочисленных примеров разовых внедрений и перезапусков) спектр функций по-прежнем обеспечивают системе значительное преимущество перед конкурентами. Второе и третье призовые места разделили Альфа-Клик АЛЬФА-БАНКА и еЫ^ ФГ ЛАЙФ. Банк24.ру, система которого заняла второе место в прошлогоднем рейтинге, сделшг ставку на развитие интернет-банкинга для ЮЛ. Снижение приоритетности развития ДБО для ФЛ свело на нет целесообразность участия банка. в рейтинге. Банк Русский Стандарт значительно упрочил свои позиции в рейтинге за счет увеличения охвата поставщиков услуг и расширения набора дополнительных сервисов, в числе которых персональный бюджет и запрос справок из бюро кредитных историй. В тот-10 рейтинга вырвался Банк Санкт-Петербург, реализовавший в своей системе полный цикл онлайн кредитования и множество средств автоматизации платежей пользователей. При этом конкуренция за 2-5 позиции возросла до предела, призеры идут еще плотнее, чем в прошлом году, когда данная тенденция была уже отмечена. Аналогичным образом, наблюдается дальнейшее сокращение функционального разрыва между первым и последним местом в рейтинге.

Однако идеально сбалансированной по оцениваемым компонентам ни одну систему пока назвать не получается. Об этом свидетельствуют

значительные отклонения лидеров итогового рейтинга от своих позиций в рейтинг-листах по отдельным сегментам. Причина - различная тактика борьбы за клиента на фоне строгого, в большинстве случаев, бюджетирования. Ставка на громкие внедренческие решения оправдывается только в краткосрочной перспективе. Для сохранения лояльности привлеченных пользователей многим из сегодняшних передовиков ДБО придется сконцентрироваться на всестороннем развитии систем и вдумчиво распределять соответствующие инвестиции.

Таблица 1 - Итоговый рейтинг, функциональности систем, интернет-банкинга89

Система Банк Место в рейтинге

интернет-банкинга Итоговы й рейтинг Внешний платежны й функцион ал Ошибка! функцион ал и сервисные функции Финансо вая безоп-ть

Система ИапёуБапк Б анки-участники системы ИапёуБапк 1 1 4 1

Альфа-Клик ОАО «АЛЬФА-БАНК» 2 5 1 5

еЫГе ФГ ЛАИФ (ОАО АКБ «Пробизнесбанк»; ЗАО АКБ « ЭКСПРЕСС-ВОЛГА№ ; ОАО «Вуз-банк»; ОАО «Газэнергобанк ») 3 2 2 6

Интернет-банк ЗАО «Банк Русский Стандарт» 4 18 3 2

Faktura.ru Процессинговый центр Faktura.ru (ГК ЦФТ) 5 3 6 15

Интернет-банк | ТКС Банк (ЗАО) 6 9 8 17

Номос-Линк «НОМОС-БАНК» (ОАО) 7 19 7 3

Интернет-банк ¡ОАО «Банк «Санкт-Петербург» 8 7 9 19

АйКлик ООО КБ «АйМаниБанк» 9 11 26 4

РББ-К^аП ОАО «Промсвязьбанк » 10 16 5 20

шу.Ьапса^еБ а ЗАО «Банк Интеза» 11 4 29 42

МКБ Онлайн ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ банк» 12 32 13 7

89 Разработано автором.

КУБ-Бпе^ «КУБ» ОАО 13 31 15 8

Интернет-банк ОАО АКБ «АВАНГАРД» 14 8 14 43

Интернет-банк «Запсибкомбанк» ОАО 15 41 10 14

Представители топ-10 систем интернет-банкинга по внешнему платежному функционалу давно освоили полный перечень востребованных клиентами платежей. Тем не менее, количество поставщиков услуг растет разными темпами, что обеспечивает ежегодные смены позиций ведущих интернет-банков.

Таблица 2 - Топ-10 систем интернет-банкинга: внешний функционал90

Место Интернет-банкинг Число поставщи ков услуг, всего, шт. Налоговые платежи Штрафы ГИБДД Обмен валют Платеж на произвольные реквизиты

1 Банки участники системы ИапёуБапк 7812 1 1 1 1

2 ФГ ЛАИФ (ОАО АКБ « Пробизнесбанк »; ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА^ ОАО «Вуз-банк»; ОАО «Газэнергобанк ») 9876 1 0 1 1

3 Процессинговы й центр Faktura.ru (ГК ЦФТ) 16009 1 1 1 1

4 ЗАО «Банк Интеза» 9500 1 1 1 1

5 ОАО «АЛЬФА-БАНК» 12480 1 1 1 1

6 Банк «Таврический» (ОАО) 3310 1 1 0 1

7 ОАО «Банк «ВТБ» 1353 1 1 1 1

8 ОАО АКБ «АВАНГАРД» 356 1 1 1 1

9 ТКС Банк (ЗАО ) 3446 1 1 1 1

10 ОАО Банк АВБ 3042 1 1 0 1

90 Разработано автором.

Единица означает наличие опции в интернет-банкинге, ноль -отсутствие. В таблице приведено 5 параметров, всего оценивалось 20 параметров.

Рейтинг по внутреннему функционалу и сервисным функциям за год претерпел кардинальные изменения. Банки запускали новые версии систем ДБО, в ряде случаев, измененных до неузнаваемости. Для пользователя период адаптации к новому интерфейсу компенсировали вспомогательные сервисы, облегчающие управление личными финансами.

Таблица 3 - Топ-10 систем интернет-банкинга: внутренний функционал и сервисные функции91 ___

Интернет-банкинг Операции с депозитам и Платежи по графику Поручени е на платеж будущей датой Персональный бюджет и финансовое планирование Мгновенное открытие виртуальной карты

1 ОАО « АЛЬФА-БАНК » 1 1 1 1 1

2 ФГ ЛАЙФ (ОАО АКБ «Пробизнесбан к»; ОАО «Вуз-банк»; ОАО «Газэнергобанк ») 1 1 1 0 1

3 ЗАО «Банк Русский Стандарт» 1 1 1 1 1

4 Системы HandyBank 0 1 0 1 1

5 ОАО «Промсвязьбан к» 1 1 1 1 1

6 Центр Faktura.ru (ГК ЦФТ) 1 1 1 0 0

7 « НОМОС-БАНК » (ОАО) 1 1 1 1 1

8 ТКС Банк (ЗАО) 1 1 1 1 1

9 ОАО «Банк «Санкт- Петербург» 1 1 1 0 1

1 0 «Запсибкомбан к» ОАО 1 1 1 1 1

91 Разработано автором.

Единица означает наличие опции в интернет-банкинге, ноль -отсутствие. В таблице приведено 8 параметров, всего оценивалось 36 параметров.

Несмотря на тот факт, что инвестиции в защищенность систем по приоритетности ощутимо отставали от финансового обеспечения функциональных новаций, некоторые банки существенно проработали данный аспект и вошли в топ-10 или укрепили в нем свои прошлогодние позиции. Многофакторной аутентификацией уже никого не удивить, но передовики в сфере безопасности используют такие способы как сочетание криптокалькулятора и чиповой карты.

Итак, как мы вид™, интернет-банкинг в России далеко не идеален. Проблемы в этой области были, есть и будут. Однако сейчас интернет-банкинг в нашей стране развивается довольно быстро, и автор не видит причин, по которым это не продолжится в ближайшем будущем.

Методики анализа и оценки экономической деятельности хозяйствующих субъектов представлены различными авторами. Актуальной на сегодняшний дет остается оценка с учетом факторов финансово-экономических рисков.

Банки осознавая, что базового функционала предлагаемых услуг уже недостаточно, предлагаю пользователям дополнительные сервисы: персональный бюджет и финансовое планирование; поручения на платеж будущей датой; выставленные платежи; возможность создания пользователем списка наиболее частых платежей; автоматические платежи по графику, заданному пользователем; запрос справок из бюро кредитных историй (БКИ); переписка с банком; блокировка карты и др.

Интернет-банкинг является более совершенной модификацией такой системы, как «Клиент-Банк».

Несмотря на рост и развитие интернет-банкинга, текущий уровень его состояния далек от максимального. Основными причинами, сдерживающими его рост, являются: недоверие большинства взрослого населения к интернет-сервисам, неудобство подключения, разнообразие и сложность интерфейсов большинства систем.

Необходимо учитывать нынешнюю экономическую обстановку в нашей стране. Однако интернет-банкинг - это не та область, которая может существенно из-за этого пострадать. Поэтому, по мнению автора, Россия уже сейчас готова к качественному скачку в развитии сферы интернет-банкинга.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ (последняя редакция) // «Собрание законодательства РФ»,.

2. Банк и банковские операции. Учебник; КноРус - Москва, 2015. - 272 с.

3. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: Финансы и статистика, 2015.

4. Васильева И.А. Актуальные тенденции развития систем интернет-банкинга // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015.

5. Григорян А. А. Интернет-банкинг и перспективы его развития в Российской банковской практике//Перспективные направления развития банковского дела, 2017

УДК 657

Наумова Н.А. студент

экономический факультет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный

университет имени П.А. Столыпина» научный руководитель: Нардина С.А.,

доцент Россия, г. Омск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УЧЕТА В ООО «ОАЗИС»

Аннотация: Статья посвящена разработке рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского и налогового учета в ООО «ОАЗИС». Выявлены недостатки бухгалтерского и налогового учета и предложены рекомендации по их устранению в ООО «ОАЗИС».

Ключевые слова: бухгалтерский и налоговый учет, учетная политика, график документооборота, первичные документы.

Naumova КА.

Student faculty of economics Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Omsk state agrarian University named after P. A. Stolypin"

Russia, Omsk Scientific adviser: Nardina S.A. candidate of Economics, docent IMPROVEMENT OF ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING IN

THE COMPANY "OASIS"

Abstract: The article is devoted to development of recommendations on improvement of accounting and tax accounting in the company "OASIS". Identified shortcomings of accounting and taxation, and offers recommendations for addressing them in OOO "OASIS".

Keywords: accounting and tax accounting, accounting policy, chart of documents, the primary documents.

ООО «ОАЗИС» является субъектом малого предпринимательства и использует упрощенную систему налогообложения, соответственно для целей налогообложения ведет Книгу учета доходов и расходов, по результатам которой уплачивает авансовые платежи и налог за год. Также по данному налогу каждый год подается в ИФНС налоговая декларация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.