Научная статья на тему 'Авторская концепция основных требований к станковому произведению как метод обучения композиции студентов художественно-педагогического направления системы высшего образования'

Авторская концепция основных требований к станковому произведению как метод обучения композиции студентов художественно-педагогического направления системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ / РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗРИТЕЛЯ / ТРЕБОВАНИЯ К СТАНКОВОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ / АССОЦИАТИВНОСТЬ / ИСКРЕННОСТЬ / ЧУВСТВЕННОСТЬ / ТАИНСТВЕННОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОГО СПЕЦИАЛИСТА / PRINCIPLES OF ARTISTIC CONCEPTS / SOLUTIONS TO CREATIVE TASKS / EMOTIONAL IMPACT ON THE VIEWER / REQUIREMENTS FOR THE EASEL WORK / ASSOCIATIVITY / SINCERITY / SENSUALITY / MYSTERY / ARTISTIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION / METHOD OF COMPOSITION TRAINING / THEORETICAL COGNITION OF CREATIVE PROCESSES / QUALITIES OF A CREATIVE SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алмосов Лев Иванович, Алмосов Артём Львович

В статье исследуется специфика постижения художественных понятий при обучении творчеству, рассмотрен блок понятий о требованиях к завершённому станковому произведению, осмысление которых создаст предпосылки к созданию наиболее полноценных творческих работ в области станковой композиции. Предлагаемые требования, проанализированные и сгруппированные авторами, рассматриваются как основа для процесса теоретического познания творческих процессов студентами художественно-педагогической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author's concept of main requirements to the picture as a method of training the composition of students of the art-pedagogical direction of higher education

The article explores the specifics of comprehension of artistic concepts when teaching creativity, a block of concepts about the requirements for a completed artwork product is considered, the interpretation of which will create prerequisites for the creation of the most valuable creative works in the field of easel of art composition. The proposed requirements, analyzed and grouped by the authors, are considered as the basis for the process of theoretical knowledge of creative processes by students of artistic-pedagogical orientation.

Текст научной работы на тему «Авторская концепция основных требований к станковому произведению как метод обучения композиции студентов художественно-педагогического направления системы высшего образования»

AUTHOR'S CONCEPT OF MAIN REQUIREMENTS TO THE PICTURE AS A METHOD OF TRAINING THE COMPOSITION OF STUDENTS OFTHE ART-PEDAGOGICAL DIRECTION OF HIGHER EDUCATION

Almosov Lev Ivanovich, Associate Professor, full member (academician) ofRANi, member VTOO "Union of Artists of Russia" a member of the Artistic Commission of the painting VTOO "SKHR" (Moscow), Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

Almosov Artem Lvovich, member-correspondent of RANi, a member VTOO "Union of Artists of Russia" Associate Professor, institute of Design, South-Russian Humanitarian institute (YURGi); Stavropol college of economics and design (SKED), Stavropol

S The article explores the specifics of comprehension of artistic concepts when teaching creativity, a block of concepts ^ about the requirements for a completed artwork product is considered, the interpretation of which will create ^ prerequisites for the creation of the most valuable creative works in the field of easel of art composition. The proposed requirements, analyzed and grouped by the authors, are considered as the basis for the process of X theoretical knowledge of creative processes by students of artistic-pedagogical orientation.

L|J Keywords: principles of artistic concepts; solutions to creative tasks; emotional impact on the viewer; requirements ^ for the easel work; associativity; sincerity; sensuality; mystery; artistic and pedagogical education; method of ^ composition training; theoretical cognition of creative processes; qualities of a creative specialists.

О

UJ УДК 378.09 АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИИ

К СТАНКОВОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье исследуется специфика постижения художественных понятий при обучении творчеству, рассмотрен блок понятий о требованиях к завершённому станковому произведению, осмысление которых создаст предпосылки к созданию наиболее полноценных творческих работ в области станковой композиции. Предлагаемые требования, проанализированные и сгруппированные авторами, рассматриваются как основа для процесса теоретического познания творческих процессов студентами художественно-педагогической направленности.

Ключевые слова: принципы художественные понятия; решения творческих задач; эмоциональное воздействие на зрителя; требования к станковому произведению; ассоциативность; искренность; чувственность; таинственность;ху-дожественно-педагогическое образование; метод обучения композиции; теоретическое познание творческих процессов; качества творческого специалиста.

ВАК РФ 13.00.08

<

С[ © АлмосовЛ. И., 2018 LU ©АлмосовА.Л.,2018

*

10

АЛМОСОВ Лев Иванович,

академик РА НИ, доцент, член ВТОО "Союз художников России", член Творческой комиссии ВТОО "СХР"(Москва), Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

АЛМОСОВ Артём Львович,

член-корреспондент РА НИ, член ВТОО "Союз художников России", доцент кафедры графического дизайна, Южно-Российский гуманитарный институт, Ростов-на-Дону; Ставропольский колледж экономики и дизайна (СКЭД), Ставрополь

Трудность изучения творчества обусловлена высокой субъективностью процессов и углубленностью субъектов творчества в решаемые проблемы [8, с.161 ]. Ощущение неких утончённых свойств произведения искусства доступно многим, но умение применять на практике знания, которые могут способствовать в организации картинного пространства, невозможно без аналитического изучения аспектов его построения. Проанализировав способы эмоционального воздействия на зрителя при создании художественного произведения, можно систематизировать определённый блок условий и требований к созданию художественного образа.

Актуальность данного исследования состоит в том, что, достаточно индивидуальный по своей природе, процесс обучения композиции требует определения необходимых понятий. Прежде всего, понятия и их систематизация необходимы для художников педагогической направленности, т. к., без этого невозможно проводить обучение последующих поколений, передавая накопленный опыт. Одной из задач обучения художников-педагогов является формирование у студентов научно-творческих понятий. В мировой художественно-образовательной практике существуют различные модели обучения, которые направлены на формирование творчес-

ко-научных понятий. Понятие образуется при обозначении главных признаков объекта исследования.

Формирование понятия начинается от восприятия предмета, переходя к представлению о нём и обозначению в словах. Структура познания многовариантна. Интуиция и логика в творческом процессе взаимодополняют друг друга. Художники работают в многовариантном пространстве. Каждый из них по-своему меняет пропорциональность интуитивного начала и логического обоснования проблем творчества. Художники-педагоги вынуждены в большей степени отдавать предпочтение логической составляющей в творчестве, т. к., им предстоит передавать накопленный опыт.

Студентам предлагается определённый набор информации, но не всякий может им воспользоваться, поскольку при обучении творческим основам могут существовать определённые барьеры, препятствующие раскрытию творческих способностей. Ф. Бэкон ещё в XVII веке предлагал очищать свой разум от "призраков, мешающих познанию нового", "от вериг предшествующего опыта". Освободившись от этих барьеров, обучающийся сможет создавать нечто новое и увлекательное, поэтому в процесс обучения композиции необходимо вносить нечто необычное по своей тематике, решениям сюжетов. Необходимо всеми средствами раскрепощать творческую мысль, избавлять начинающих художников от боязни что-либо создавать, вселять в них уверенность в своих силах.

В художественном познании субъект может исходить из своих чувств, переживаний, творческого воображения, которые воплощаются в новом художественном произведении... [8, с. 168].

Аналитико-синтетический путь формирования понятий предполагает наблюдение учащихся над этими предметами или явлениями, выделение в них различных сторон и свойств, структур, связей, действий и т. д. После этого выявленные свойства сравниваются и анализируются^ затем выделяются свойства, общие для всех рассмотренных объектов данной группы. За абстрагированными свойствами закрепляются их словесные обозначения - понятия [9, с.135]. После освоения понятий студенты начинают применять полученные на практике знания. С этой целью они выполняют упражнения по распознаванию явлений и понятий. Таким образом, студент идёт от наблюдений через анализ и синтез, через сопоставление к абстрагированию и обобщению.

Новое понятие образуется путём обобщения свойств изучаемого предмета или явления.

В связи с расширением многочисленных коммуникативных возможностей, современные студенты имеют большую информативную базу по вопросам композиции. Основой студенческого сообщества художественно-педагогической направленности являются одарённые и творчески активные студенты. Для одарённых студентов свойственен целый ряд характеристик, отличающих их от других.

В частности это высокий уровень восприятия, способность к наблюдению и оцениванию несколько процессов одновременно, восприятие связи между явлениями и предметами и т.д. [7, с. 30].

Исходя из этих особенностей молодых, творчески одарённых, будущих художников-педагогов, учитывая их повышенную эмоциональность в восприятии окружающего мира, для, более глубокого погружения в профессию," представляется необходимым подойти к проблеме организации картинного пространства, дав точные понятия о требованиях к завершённому станковому произведению изобразительного искусства.

Новизна данного исследования состоит в том, что в нём созданы системные блоки понятий по требованиям (авторский термин) к завершённому произведению изобразительного искусства. В данной статье более подробно будут рассмотрены понятия о требованиях, способствующих эмоциональному воздействию на зрителя.

Одним из таких требований, на наш взгляд, является наличие ассоциаций, вызываемых художественным произведением. Ассоциация как психологическое явление, как известно, возникает при ощущениях взаимосвязи восприятий определённых образов, событий и явлений. Существует объективное соответствие между эмоциями и пластическими, звуковыми и цветовыми образами. Цвет может привлекать - либо отталкивать, а также успокаивать или возбуждать, приближать - удалять и т. п. Звуки также вызывают зрительные ассоциации, музыкальные, стихотворные формы, различные явления рождают адекватные образы, восприятие которых очень субъективно.

Зритель, ещё не зная содержания картины и не видя каких-либо изображений,уже на стадии восприятия с большого расстояния тонально-цветового пятна, должен почувствовать необходимую атмосферу, среду, в которой разворачиваются определённые по эмоциональному и содержательному строю события [4, с.130].

со

1-Н

О си

-0 О-

ш <

оэ си

сдмт Г Ё

11

ш S

О ш

*

12

<

С1 ш

Иллюстация 1 - АлмосовЛ. И. ПЕСНИ ОКУДЖАВЫ.

2012 (Собственность Российской академии художеств, Москва)

Усиленная пластичность форм, многочисленные цвето-тональные ритмические контрасты, условность в расположении фигур на картинной плоскости, создают быстро меняющийся, активный образ, в котором звучит переменчивая, ритмичная, чеканная, сложно скомпонованная музыка. Музыка и песни, сочинённые на одном нерве. Резкие и точные формулировки слов в сочетании с пластичной и таинственной мелодией песен Окуджавы.

Ассоциация - результат творческого мышления. При прослушивании музыки возможны видения музыки в виде графических, цветовых и пластических образов. Синестезия -способность сопоставлять и сравнивать информацию, поступающую через зрительные и слуховые восприятия в виде возникающих звукозрительных ассоциаций. Умение вслушиваться и вглядываться в свой мир ассоциаций, дар тонко чувствовать изменчивость окружающей ойкумены и адекватность восприятия создадут те необходимые предпосылки, благодаря которым, молодой художник-педагог сможет свободно и образно творить.

Творческое озарение приходит к художнику неожиданно, но в результате огромных творческих усилий. Оно первично, а затем ведётся работа над картиной. Каждого зрителя влечёт к определённым пристрастиям: кто-то восхитится остротой композиции, кто-то прекрасной лепкой формы, а кто-то будет любоваться великолепно найденным колоритом. Самым главным является эмоциональная наполненность произведения,адекватность восприятия и общая гармония [1, с. 32].

Не менее важным требованием к художественному произведению является искрен-

ность. Откровение, искренность при доверительном разговоре со зрителем дает большее взаимопонимание. Холодность, заложенная в идее, отталкивает зрителя от произведения, пусть даже виртуозно исполненного. Виртуозность играет основополагающую роль в декоративных видах творчества, а в станковой композиции - искренность - одно из необходимых требований. "В жизни главное - искренность. Научитесь изображать её, и успех обеспечен", - говорил Жан Жироду.

Крамской считал, что для донесения своих идей до зрителя, художник должен быть искренен: "Я говорю, что русское искусство тенденциозно. ...Художник, как гражданин и человек, кроме того, что он художник, ... непременно что-нибудь любит и что-нибудь ненавидит. Предполагается, что он любит то, что достойно, и ненавидит то, что того заслуживает. Любовь и ненависть... чувства. Ему остаётся только быть искренним, чтобы быть тенденциозным".

Художник, как всякий человек, подвержен изменчивым состояниям души, поэтому, приступая к творческой работе, он должен очиститься от всех негативных мыслей, привести себя в рабочее состояние. Если же, находясь в дурном расположении духа, находясь в состоянии, которое не соответствует общему духу произведения, он будет продолжать трудиться над холстом, то очень сомнительно, что ему удастся создать искреннее произведение.

Каждый индивидуум имеет свой характер, проносимый им по всей жизни. Не случайно, что одним художникам более удаётся передача нежных, тонких, изысканных холстов, а другим предпочтительнее создавать более жёсткие, контрастные произведения. Поэтому художнику предстоит, разобравшись в своих чувствах, определиться в своих пристрастиях [1, с. 33].

Даже какой-либо физический недостаток личности художника, какая-либо непохожесть на других, очень сильно влияет на его творческий подход к созданию картины. "Иные недостатки, если ими умело пользоваться, сверкают ярче любых достоинств", - говорил Франсуа де Ларошфуко.

Не менее важным является передача чувственности. Передача сильных чувств при показе каких-либо драматических событий - верх мастерства. Умение решить эту задачу, даёт огромный всплеск эмоций и переживаний у зрителя. Великолепны в этом плане произведения великих: Т. Жерико "Плот Медузы", А. Иванова "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора", И. Репина "Иван Грозный и сын

его Иван", И. Айвазовского "Всемирный потоп". Особо хочется напомнить о виртуозно показанной в картине К. Брюллова "Последний день Помпеи" силе и разнообразии чувств. Мастерски продумана режиссура этого великого и сильного, по напряжению чувств, шедевра.

Не всегда экспрессивность в проявлении чувств является непреложной данностью. История искусства знает немало ярких примеров максимально сдержанных по форме, но глубоких по эмоциональному напряжению. Сколько глубоких чувств и переживаний мы видим в картине Рембрандта "Возвращение блудного сына", или в картине Сурикова "Меньшиков в Берёзове". Казалось бы - все находится в спокойном равновесии, но мера чувств и переживаний здесь велика [1, с. 34].

Станковое живописное или графическое произведение служит, как правило, не для любования^ для сопереживания, что невозможно без какой-либо "таинственной завесы". Таинственность одна из задач художника, при создании драматического произведения, которая состоит в том, чтобы зритель в определённой последовательности разглядывая изображение, проникая в чувственное пространство, постепенно все глубже и тоньше воспринимая игру чувств, противоборств, переживаний, постигал творение мастера [1, с. 35]. Примером являются произведения Леонардо да Винчи "Джоконда", Рембрандта "Портрет матери", М. Врубеля "Демон".

Иллюстрация 2 - Алмосова Н. И. ЗВУКИ МОРЯ. 2012

Образы девушек в ночной тишине. Они слушают таинственные звуки морских ракушек. Луна, спрятавшаяся за тревожными тучами, выхватывая из темноты необходимые фрагменты изображения, высвечивает всплески воды, создавая таинственный романтический образ. Образ пытливого познания происходящего, образ трепетной юности, образ тревожной и романтической ночи. Ночь. Познание.Тайна... Именно тайна, охватывающая картинное поле, привлекает своей непознанностью, сложностью вариантов, игрой чувств и переживаний. Все, применяемые в данном произведении компоненты композиционного и живописного, способствуют созданию таинственной, романтической среды. Восприятие картины происходит не сразу, а через узнавание, постепенное понимание и, наконец, радостное восприятие образа, созданного тонко чувствующим мастером.

Писатель С. Малларме - "Назвать предмет -значит на три четверти уничтожить наслаждение от поэмы, которая создаётся из постепенного угадывания; внушить его образ - вот мечта. Постепенно вызывать предмет и через ряд расшифровок добыть из него состояние души - это значит, найти превосходное употребление тайне, какую заключает в себе символ".

Теоретик композиции,искусствовед Н.Третьяков писал: "Как во всяком даре, в основе композиции, в рождении образа всегда сохраняется тайна. Постичь её путём рационального анализа невозможно. Именно удивление перед ней, восхищение, стремление разгадать её, вызывает сопереживание зрителя".

Воспитывая и обучая будущих художников-педагогов, необходимо применить комплекс мер для повышения качества творческого специалиста.

Ктаким качествам, по мнению члена-корреспондента АН СССР Р. Хохлова, можно отнести:

- увлечённость;

- хорошую память;

- умение сосредоточиться, уйти в себя;

- умение чётко и логично формулировать свои мысли, задачи, выводы, предложения;

- умение просто думать о сложных вещах, рассуждать о них в терминах, понятных собеседнику;

- высокую интенсивность генерирования идей;

- тщательное их фильтрование;

- умение по отрывочным данным синтезировать общую картину;

- творческую раскованность, умение мыслить легко, без предрассудков;

со

1-Н

О си

-0 О-

ш <

оэ си

сдмт Г Ё

13

- умение критически оценивать результаты исследований, особенно своих;

- широкий научный кругозор, знакомство с научными результатами в смежных областях;

- широкий кругозор, высокую культуру [8, с.172].

Конечно же, предлагаемые требования могут быть использованы не в полном объёме, или заменены на другие, не менее важные и необходимые, но, в любом случае, их выполнение может помочь выявить всё то, необходимое, что создаст единый художественный образ [2, с. 106].

Для практического осуществления этих требований, необходимо владеть определённым комплексом знаний и умений, которые даются крепкой школой, хорошим воспитанием, самопознанием и самосовершенствованием. Мастерство накапливается многолетней практикой творчества и обогащением своего личностного внутреннего мира. Познание теоретических основ композиции имеет первостепенное значение для студентов, которым предстоит в дальнейшем передавать полученные ими знания другим.

При внимательном изучении основ композиции, студенты начнут сами определять основные координаты, следуя которым, возможно создание полноценного художественного произведения. Учитель (преподаватель) должен осознанно провести их через все этапы деятельности, требующей ориентировки на признаки (требования), закреплённые в изучаемом понятии [9, с.146]. П. Я. Гальперин считал, что задачей учителя является передача опыта поколений, сохранившегося в понятиях. Он должен научить способам использования понятий. Не следует заставлять самостоятельно искать существенные признаки, закреплённые в понятиях.

Учитель должен давать ученику готовыми все признаки объектов и обучать его пониманию того, каких операций требует каждый из этих признаков для своего выявления или воспроизведения [9, с.147].

Давая теоретические основы композиции, определив основные понятия о требованиях к завершённому станковому произведению, учитель (преподаватель) предлагает студентам возможность оперировать определёнными приёмами воздействия на зрителя.

Ясное понимание эмоционально-чувственных категорий: ассоциативность, искренность, чувственность и таинственность - имеет определяющее значение в работе художника над станковым произведением, поскольку позво-

ляет более осмысленно работать над художественно-образными и композиционными решениями в реализации своих творческих замыслов. В работе над станковой живописью художникам-педагогам крайне важно овладеть техникой создания полноценных произведений, умением формулировать художественные понятия, характер и содержание своих творческих усилий, техникой передачи художественных средств с целью дальнейшего обучения своих учеников.

Такие подходы в подготовке молодых специалистов, где теоретические познания, в виде определённых понятий, внимательно и осознанно применяются практически в творческом процессе, давая возможность раскрытию индивидуальных способностей,убедительна и основательна.

Примечания:

1. Алмосов Л.И., Алмосов А.Л. Композиция станкового произведения. Рождение картины : учебное пособие для студентов художественно-педагогических специальностей высших учебных заведений / Л.И. Алмосов, А.Л. Алмосов - Ставрополь : Ставролит, 2017. - 272 е.: ил.

2. Алмосов Л.И. Создание художественного образа// KANT. - Ставрополь, 2014. - № 1 (10). - С.105-109.

3. Алмосов Л.И., Алмосов А.Л. Портрет. Композиция. Сверхзадача. Метод // KANT - Ставрополь, 2015.-№2(15).-С. 14-17.

4. Алмосов Л.И., Алмосов А.Л. Диалектика формирования художественных ценностей// Современные проблемы развития экономики, общества и искусства / З.И. Шалашаа, О.И. Шаталова и др. -Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2015,- 175 с. (С. 127-145).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Алмосов Л.И., Алмосов А.Л. Преемственность и характерные особенности художественного образования в различных учебных центрах современного мира искусств // Культурные ценности в контексте современного художественного образования: VII Межрегиональная научно-практическая конференция. - Тамбов: МБУДО "ДХШ №1", 2018.-172 с. (С. 72-86).

6. Алмосов Л.И., Минакова O.A., Петрова Л.Е., Шню-кова Р.П., Чёрный Л.А. Художественные средства композиции в изобразительном искусстве : учебно-методическое пособие - Ставрополь : СГПИ, 2011.-95 с; ил.

7. Катилевская Ю.А., Тинькова Е.Л. Антропологический подход к проблеме одарённости детей: психолого-педагогический и психофизиологический аспекты// KANT. - Ставрополь, 2016 .-№ 3 (20).-С. 29-33.

8. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. - М.: Академия, 2002. - 224 с.

9. Шиянов E.H., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студ. пед. вузов. -М.: Академия, 2000. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.