УДК 316.77:001.12/.18 ББК 76.00
DOI: 10.31862/1819-463X-2023-4-57-64
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА О ЛИТЕРАТУРЕ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ АРТ-КОЛУМНИСТИКИ1
И. Б. Игнатова
Аннотация. В статье рассматривается явление арт-колумнистики как отдельной сферы колумнистики. Спектр тем авторских колонок достаточно обширен и касается всех сфер жизни общества. Однако колумнистика о культуре представляет особый научный интерес ввиду ее ценностно-ориентирующей функции, которая органичным образом включена в аксиологическую функцию культуры в целом. Рассматривая литературу как часть культуры, мы можем говорить и том, что первая играет роль самосознания этой культуры, поскольку отражает ее явления и чутко реагирует на любые изменения в ней. Поэтому авторские колонки о литературе важно изучать с точки зрения их включенности в общий культурный контекст, с учетом того, какие ценности и ориентиры они формируют. В этой связи интересным материалом для исследования представляются колонки писательницы и литературного критика Майи Кучерской.
Ключевые слова: арт-колумнистика, гуманистическая функция, литература, культурный контекст.
Для цитирования: Игнатова И. Б. Авторская колонка о литературе в системе современной арт-колумнистики // Наука и школа. 2023. № 4. С. 57-64. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-4-57-64.
1 Статья посвящается памяти заведующей кафедрой журналистики и медиакоммуникаций, профессора Валентины Александровны Славиной.
© Игнатова И. Б., 2023
SQL
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
AUTHOR'S COLUMN ON LITERATURE
IN THE SYSTEM OF MODERN ART-COLUMNISM
I. B. Ignatova
Abstract. The article deals with the phenomenon of art-columnism as a separate sphere of columnism. The range of topics of author's columns is quite extensive and concerns all spheres of society. However, columnism about culture is of research interest in view of its value-oriented function, which is organically included in the axiological function of culture. Considering literature a part of culture, we can also say that the former plays the role of self-awareness of this culture, since it reflects its phenomena and is sensitive to any changes in it. Therefore, it is important to study the author's columns about literature from the point of view of their inclusion in the general cultural context, considering what values and guidelines they form. In this regard, the columns of the writer and literary critic Maya Kucherskaya are interesting material for research.
Keywords: art-columnism, humanistic function, literature, cultural context.
Cite as: Ignatova I. B. Author's column on literature in the system of modern art-columnism. Nauka i shkola. 2023, No. 4, pp. 57-64. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-4-57-64.
Арт-колумнистика, будучи крайне интересным сегментом отечественного медийного пространства, тем не менее, широкого научного осмысления до сих пор не получила. При этом ее гуманистический и аксиологический потенциал представляются перспективными для изучения.
Термин «арт-колумнистика» не является общеупотребительным в научном дискурсе. Атрибуцией понятия занимается белорусский исследователь Л. П. Саенкова-Мельницкая. Она отмечает, что в ряду размышлений авторов о политике, экономике, социальных проблемах стоит отдельно выделить колонки, посвященные вопросам культуры и искусства. Их она и предлагает рассматривать как арт-колумнистику, особенностью которой исследователь считает схожесть с рецензией в ее сокращенном варианте. При этом Л. П. Саенко-ва-Мельницкая отмечает, что именно в колонках о культуре и искусстве наиболее всего выражено аналитическое начало: «авторская арт-колумнистика является той уникальной формой, которая
в общем новостном потоке представляет самодостаточное интеллектуально-рефлексивное пространство, способное реализовать многочисленные культурные функции и ценностные установки, соотносимые с универсальными ценностями» [1, с. 415].
Позволим себе не согласиться с данной точкой зрения. Аналитическое начало авторских колонок - их отличительный признак наряду с диалогичностью, и оно является определяющим для ко-лумнистики на любую тему. Иначе это была бы уже не колумнистика.
Однако нам близка позиция исследователя относительно ценностных установок, характерных для арт-колумнистики. Рассматривая авторские колонки как разновидность медиатекста, Л. П. Саенкова-Мельницкая отмечает, что его «культурологическая составляющая соотносится не только и не столько с разнообразными вопросами художественной культуры, освещаемыми в СМИ, сколько с особенностями раскрытия гуманистических и смыслообра-зующих императивов в этих текстах» [2].
Не согласимся мы и с тем, что Л. П. Саенкова-Мельницкая рассматривает колонку о культуре и искусстве как отдельный жанр [3, с. 78]. Все же жанром ряд исследователей считают саму колонку (см. об этом, например, у Л. Е. Кройчик, А. Н. Тепляшиной, С. С. Успенской), а искусство, политика, история в таком случае - лишь ее тематические разновидности.
Размышляя о функциях арт-колумнистики, мы можем говорить и о культуроформирующей, и о познавательной, а также ценностно-ориен-тирующей функции, напрямую связанной с центральной функцией культуры в целом - аксиологической. Все это формирует ценностные предпочтения и ориентиры аудитории - и знакомой с культурными артефактами, и далекой от них. В этом случае «культура начинает функционировать по законам коммуникации массмедийного смыслового пространства» [4, с. 35].
Говоря об аксиологической функции культуры, которая, конечно, применима и к журналистскому дискурсу, нельзя не обратиться к теории идеала в литературе и журналистике, предложенной В. А. Славиной. Согласно ее точке зрения, «понятие идеала как совершенного начала любого явления природы, общества и человеческой культуры <...> является всеобщим свойством окружающего нас мира, своеобразным зеркалом, с помощью которого человек познает и преобразует действительность» [5, с. 322].
Важно также отметить, что именно колумнистика о культуре и искусстве органично вписывается в концепцию современной медиакультуры, представляющей собой феномен информационной эпохи XXI в. В. А. Славина и Я. В. Солдаткина определяют медиакультуру как «совокупность информационно-коммуникативных средств, объединяющих разные стороны общественной жизни: образование, политику, культуру, искусство и многое другое, ориентированное
на распространение этико-эстетических комплексов» [6, с. 292].
Причем арт-колумнистику мы можем рассмотреть с двух сторон: прикладной - как культуру (кино, живопись, театр и пр.), отраженную в медиа, и глобальной - как культуру публикаций о разных сферах жизни общества. И в обоих случаях мы можем говорить об эстетическом, аксиологическом и гуманистическом потенциале арт-колумнистики.
В российском медиапространстве наиболее популярной темой арт-колумнистики выступает кино. Здесь мы можем привести в пример колонки кинокритиков Елены Стишовой в журнале «Искусство кино», Майи Туровской в том же «Искусстве кино» и интернет-издании «Сноб».
Но мы бы предложили расширить спектр тем арт-колумнистики, добавив сюда и литературу, которая является частью культуры и через свои тексты формирует так называемый культурный код. Как считает Ю. М. Лотман, «текст обладает способностью сохранять память о своих предшествующих контекстах... Сумма контекстов, в которых данный текст приобретает осмысленность и которые определенным образом как бы инкорпорированы в нем, может быть названа памятью текстов» [7, с. 21].
Таким образом, через язык литературы ее тексты сохраняется история. Поэтому их осмысление на уровне медиа видится важным. Попадая в медиасреду, текст о литературе приглашает непрофессионального читателя к размышлению, анализу.
В данном контексте важной представляется формула «автор - читатель». М. М. Бахтин, рассуждая о роли читателя в тексте, говорил о так называемом «активно-диалогическом понимании (спор-согласие)» и «контекстах понимания» [8, с. 361, 372]. Концепция Бахтина для колумнистики является основополагающей, поскольку последняя основана на взаимодействии с читателем.
Интересно, что, рассуждая о литературе в своей колонке, ее автор вольно или невольно оказывается в определенном смысле рецензентом произведения. И возникает вопрос о том, где грань между колонкой как формой текста (либо жанром, здесь все зависит от точки зрения исследователя) и рецензией как жанром журналистики.
На наш взгляд, в современную эпоху развития журналистики сложно говорить о чистоте жанров, для них характерны диффузия и гибридизация. В целом вопрос о синтетичности жанров журналистики ставился еще в 1970-е гг. В. В. Учено-ва отмечала, что «взаимопроникновение элементов одних жанров в другие способствует внутренним преобразованиям, происходящим в текстах» [9, с. 4].
И если мы рассматриваем колонку как жанр, то в этом случае в рамках одного медиатекста происходит слияние двух жанров - авторской колонки и рецензии.
Если же считать колонку формой/форматом медиатекста, тогда вопросов становится еще меньше. Колонка как форма написана в конкретном жанре рецензии. В любом случае подобное слияние имеет право на существование. Здесь колумнист и критик выступает в одном лице, но не дает окончательной оценки - положительной либо отрицательной - литературному произведению.
Поскольку мы полагаем, что в круг арт-колумнистики естественным образом вписана и литература как часть культуры, то в качестве эмпирического материала мы выбрали колумнистику писательницы и литературного критика Майи Кучерской, которая в течение десяти лет - с 2005 по 2015 - была колумнистом газеты «Ведомости» с рубрикой «Вечные ценности». В 2009 г. М. Кучерская выпустила книгу «Наплевать на дьявола: пощечина общественному вкусу», в которую вошли ее колонки в изданиях «Ведомости» и «Ведомости-Пят-ница» за три года.
М. Кучерская пишет о любви и вере, таланте и бесталанности, поисках себя, о вере и религии. В ее колумнистике, написанной очень простым языком, отражены страхи за будущее культуры и человека внутри нее. Ценности и идеалы, которые транслирует культура, находятся под угрозой. Все эти переживания Кучерская рассматривает сквозь призму литературы как отечественной, так и зарубежной.
В колонке «Предубеждения и гордость. О точности попадания» она рассуждает о причинах популярности и читательской любви к той или иной книге. Сравнивая успех серии книг о Гарри Пот-тере Дж. Роулинг и неуспех Д. Лассмана с его романом «Храм свободы», Кучерская пишет, что «литература, желающая быть прочитанной, просто обязана быть утилитарной, развернутой в злободневность, - совсем необязательно на внешнем, сюжетном, содержательном уровне, это может быть сделано тоньше и глубже» [10, с. 66].
В материале «Один - в скафандре, другой - с бородой» М. Кучерская размышляет о том, как рассказывать детям о сложных, иногда табуирован-ных темах, например о смерти. На эти мысли ее натолкнула купленная «Книга о смерти» Перниллы Стальфельт, где автор пишет, что смерть - «жутко интересно, разнообразно и забавно». По мнению Кучерской, «цель подобных изданий понятна. Уберечь детей от психических травм при соприкосновении с неведомым, страшным, с тем-о-чем-не-принято-говорить. Например, со смертью» [10, с. 14]. Однако то, как это делает автор, Кучерская считает недопустимым, поскольку в христианской традиции смерть - таинство, о котором принято говорить с благоговением, а не упрощать и в некотором роде высмеивать, представляя Бога то человеком в скафандре, то мужчиной с бородой. Судя по «Книге о смерти», «умереть - это
примерно как спуститься за хлебом в булочную», - заключает автор [10, с. 14]. Однако нам видится, что в своей книге Пернилла Стальфельт не ставит задачу наделить смерть и умирание сакральным смыслом. Автор, напротив, попыталась простыми словами и понятными ассоциациями с помощью картинок, имитирующих детские рисунки, рассказать ребенку, что такое смерть и почему люди умирают, не испугав его.
Важной для Кучерской является тема семьи, связи поколений, через ее образ она рассматривает многие другие темы. В колонке «Без семьи. О том, почему в России не пишут семейных саг» она размышляет о жанре семейной саги, которого практически нет в современной ей отечественной литературе. При том, что «ощущать себя средоточием множества вертикальных связей, не началом, а продолжением жизни тех, кто жил до тебя, хотят сейчас очень многие» [10, с. 34]. «В свое время Ленин приветствовал семейную сагу Томаса Манна "Будденброки", считая, что она отражала крушение буржуазного мира. Но она отражала не крушение буржуазного мира, а крушение нормальной жизни, той, где семья - ценность, а история - это история семей» [10, с. 36]. Книги, в которых авторы изучают травмы поколений через истории семей, в отечественном литературном пространстве до сих пор редкость. Вспоминаются, например, «Медея и ее дети» Людмилы Улицкой, «Сезон отравленных плодов» Веры Богдановой или «Архив Шульца» Владимира Паперного. При этом тема, которую поднимает Кучерская, напрямую касается исторической памяти -и на уровне народа/нации, и на уровне отдельного человека и его семьи, когда «не только сохраняется некий исторический опыт, но и происходит осмысление его, что делает понятным этот опыт для следующих поколений» [11, с. 21].
В материале «И никаких богов в помине» автор рассуждает об упрощении и стремлении к удобству на всех уровнях современной жизни, в которой «наступает эпоха пустяков, эпоха незамысловатых игр со студентами, читателями, потребителями, когда вместо экзамена - тест, вместо истории - табличка, вместо симфонии - рингтон» [10, с. 57]. Поводом к этому послужил пересказ в прозе «Илиады» итальянским писателем Алессандро Барикко. В подобных адаптациях, которые превращают «занудные книжные кирпичи в пушинки», Кучерская видит угрозу, отмечая, что «стремление к удобству естественно, но только до тех пор, пока речь не идет о культуре. Попытки сделать удобной культуру абсурдны, они бьют мимо цели, если, конечно, считать целью понимание друг друга, любовь. Так вот, культура - это, простите, сложно. Гомера, Леонардо да Винчи или Бетховена с налету не возьмешь, нужны усилия, нужен труд. Иногда мучительный, всегда благодарный» [10, с. 57].
В ряду тем, связанных с литературными текстами, у Кучерской встречаются материалы, например, о телевидении. Размышляя над феноменом телепередачи «Жди меня» в материале «Обмену не подлежит» М. Кучерская приходит к выводу, что ее популярность заключается в незнании людей, «как быть со своим прошлым, как обращаться с терзающими душу воспоминаниями» [10, с. 33]. Автор задается риторическим вопросом: «не потому ли и наша страна до сих пор никак не разберется со своей историей - то вырвет, то вклеит, то перепишет страничку, то засмеется, то заплачет, то бросится воскрешать и восхвалять призраков, то начнет клеймить. И никак не предаст их всех, наконец, мирному христианскому погребению. Не любят у нас похорон» [10, с. 33].
Таким образом, круг вопросов, которые поднимает в своих текстах М. Кучерская, достаточно широк и всегда
злободневен, они касаются общечеловеческих ценностей, апеллируют к гуманизму как отдельного человека, так и общества в целом: семья и ее ценность, связь поколений, вера как часть культуры, отношения с Богом и пр. Все колонки обращаются к широкому контексту культуры, литературы, истории, заставляют аудиторию задуматься, найти новые смыслы или отыскать старые, но давно утерянные. И все это в рамках одной авторской колонки, которую сама автор рассматривает как «приглашение к разговору» [10, с. 7].
Здесь уместно вспомнить слова А. Ге -ниса о том, что «в век общедоступной информации, которая льется из интернета, как вода из крана, только сочинители газетных колонок способны перегородить поток новостей, чтобы заставить нас задуматься. Колумнист - это тот, кого не только читают, но и пересказывают, он монополизирует беседу за каждым семейным завтраком, вызывает огонь на себя, провоцирует споры и зачинает дискуссии» [12].
Изучение авторской колонки о литературе как разновидности арт-колумнистики позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, функциональная природа колонки о литературе вписана в общую и самую важную функцию культуры в це-
лом - аксиологическую. В современном обществе с его разрушением эстетических традиций, тенденцией к дегуманизации, игнорированием общечеловеческих ценностей тексты, содержание которых предполагает размышления о тех самых ценностях и идеалах в жизни человека и общества, становятся как никогда важными и актуальными.
Во-вторых, жанровая природа ко-лумнистики о литературе предполагает синкретичность жанров и форм авторской колонки и рецензии. Их границы иногда достаточно размыты. Однако от рецензии авторскую колонку отличает диалогичность, ее особенный стиль, приглашающий читателя поспорить или согласиться. Автор колонки о литературе не дает однозначных ответов, не оценивает произведение с хорошей или плохой стороны. Его несогласие или согласие с концепцией автора не предполагает окончательных формулировок «за» или «против». Читатель решает для себя сам, какую сторону ему занять - автора художественного текста или автора колонки об этом тексте. И здесь также кроется важная задача колумнистики - воспитание рефлексии у читателя, побуждение его к размышлению о важных общественных вопросах, в данном случае - через литературу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Саенкова-Мельницкая Л. П. Арт-колумнистика: специфика творческой деятельности // Журналктыка-2016: стан, праблемы i перспектывы: матэрыялы 18-й Мiжнароднай наву-кова-практычнай канферэнцый, прысвечанай 95-годдзю БДУ (10-11 лктапада 2016 г., Мшск) / БДУ, 1нстытут журналктыю; рэдкал.: С. В. Дубовж (адк. рэд.) [i шш.]. Вып. 18. Мшск: БДУ, 2016. С. 412-415.
2. Саенкова-Мельницкая Л. П. Функции авторской колонки о кино как культурно значимого медиатекста // Медиалингвистика. 2017. № 2 (17). С. 77-88. URL: https://medialing.ru/ funkcii-avtorskoj-kolonki-o-kino-kak-kulturno-znachimogo-mediateksta/ (дата обращения: 13.02.2023).
3. Саенкова-Мельницкая Л. П. Авторская колонка о культуре: жанровая специфика и функциональные особенности // Весн. БДУ. Сер. 4: Фшалопя. Журналктыка. Педагопка. 2016. № 3. С. 77-80.
4. Миронов В. В. Трансформация культуры в пространстве глобальной коммуникации. СПб.: СПбГУП, 2019.
5. Славина В. А., Владимирова Т. Н. Проблема идеала в журналистике // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6, № 3. С. 320-329. DOI: https:// doi.org/10.17150/2308-6203.2017.6(3).
6. Славина В. А., Солдаткина Я. В. Медиакультура как феномен информационной эпохи // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Литературоведение. Журналистика. 2021. Т. 26, № 2. С. 286-293. DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-2-286-293.
7. Лотман. Ю. М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
8. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
9. Ученова В. В. Современные тенденции развития журналистских жанров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1976. № 4. С. 17-27.
10. Кучерская М. А. Наплевать на дьявола: пощечина общественному вкусу. М.: АСТ: Астрель, 2009.
11. Землянский А. В., Игнатова И. Б. Проблема исторической памяти и пути ее решения в молодежном медиадискурсе (на примере проектов журналистской мастерской «МЁДъ») // Наука и школа. 2022. № 5. С. 20-27.
12. Генис А. Профессия колумнист. 26.07.2005. URL: https://www.svoboda.org/aZ127957.html (дата обращения: 25.02.2023).
REFERENCES
1. Saenkova-Melnitskaya L. P. Art-kolumnistika: spetsifika tvorcheskoy deyatelnosti. In: Zhurnalistyka-2016: stan, prablemy i perspektyvy. Proceedings of the 18'h International Scientific-practical conference, dedicated to 'he 95'h anniversary of BSU (10-11 Nov. 2016, Minsk). Ed. by S. V. Dubovik. Iss. 18. Minsk: BSU, 2016. Pp. 412-415.
2. Saenkova-Melnitskaya L. P. Funktsii avtorskoy kolonki o kino kak kulturno znachimogo mediateksta. Medialingvistika. 2017, No. 2 (17), pp. 77-88. Available at: https://medialing.ru/ funkcii-avtorskoj-kolonki-o-kino-kak-kulturno-znachimogo-mediateksta/ (accessed: 13.02.2023).
3. Saenkova-Melnitskaya L. P. Avtorskaya kolonka o kulture: zhanrovaya spetsifika i funktsionalnye osobennosti. Vesn. BDU. Ser. 4: Filalogiya. Zhurnalistyka. Pedagogika. 2016, No. 3, pp. 77-80.
4. Mironov V. V. Transformatsiya kultury v prostranstve globalnoy kommunikatsii. St. Petersburg: SPbGUP, 2019.
5. Slavina V. A., Vladimirova T. N. Problema ideala v zhurnalistike. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2017, Vol. 6, No. 3, pp. 320-329. DOI: https://doi.org/10.17150/2308-6203.2017.6(3).
6. Slavina V.A., Soldatkina Ya.V. Mediakultura kak fenomen in- formatsionnoy epokhi. Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Ser.: Literaturovedenie. Zhurnalistika. 2021, Vol. 26, No. 2, pp. 286-293. DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2021-26-2-286-293.
7. Lotman. Yu. M. Vnutri myslyashchikh mirov. Moscow, 1996.
8. Bakhtin M. Estetika slovesnogo tvorchestva. Moscow, 1979.
9. Uchenova V. V. Sovremennye tendentsii razvitiya zhurnalistskikh zhanrov. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10: Zhurnalistika. 1976, No. 4, pp. 17-27.
10. Kucherskaya M. A. Naplevat na dyavola: poshchechina obshchestvennomu vkusu. Moscow: AST: Astrel, 2009.
11. Zemlyanskiy A. V., Ignatova I. B. Problema istoricheskoy pamyati i puti ee resheniya v molodezhnom mediadiskurse (na primere proektov zhurnalistskoy masterskoy "MED"). Nauka i shkola. 2022, No. 5, pp. 20-27.
12. Genis A. Professiya kolumnist. 26.07.2005. Available at: https://www.svoboda.org/a/127957. html (accessed: 25.02.2023).
Игнатова Ирина Борисовна, кандидат филологических наук, доцент Кафедры журналистики и медиакоммуникаций, Московский педагогический государственный университет
e-mail: [email protected]
Ignatova Irina B., PhD in Philology, Assistant Professor, Journalism and Media Communications Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.02.2023 The article was received on 28.02.2023