С.Н. Плотникова // Вестник ИГЛУ. Сер. Филология. -
2008. - №4. - С. 131-136.
10. Плотникова, С.Н. Фрактальность дискурса как новое лингвистическое понятие / С.Н. Плотникова // Вестник ИГЛУ. Сер. Филология. - 2011. - № 3. -
С. 126-134.
11. Свирский, Я.И. Самоорганизация смысла [Текст] / Я.И. Свирский. - М. : ИФРАН, 2001. - 254 с.
12. ССЛИ - Современный словарь личных имен [Текст] / А.В. Суперанская. - М. : Айрис-Пресс, 2005.
- 384 с.
13. Степанов, Ю.С. Между системой и текстом
- дискурс [Текст] / Ю.С. Степанов // Язык и метод. К современной философии языка. - М. : Языки русской культуры, 1998. - С. 655-688.
14. Тарасенко, В.В. Фрактальная логика [Текст] / В.В. Тарасенко. - М. : ЛИБРОКОМ, 2009а. - 120 с.
15. Тарасенко, В.В. Фрактальная семиотика: «слепые пятна», перипетии и узнавания [Текст] / В.В. Тарасенко. - М. : ЛИБРОКОМ, 20096. - 232 с.
16. Федер, Е. Фракталы [Текст] / Е. Федер. - М. : Мир, 1991. - 254 с.
17. Целищев, В.В. Философские проблемы
семантики возможных миров [Текст] / В.В. Целищев. -Новосибирск : Наука, 1977. - 191 с.
18. Chapman, J. Licence to Thrill: A Cultural History of the James Bond Films [Text] / J. Chapman. - I.B. : Tauris, 1999. - 336 p.
19. CODEE - The Concise Oxford Dictionary of English Etymology [Text] / ed. T.F. Hoad. - Oxford : Oxford University Press, 2003. - 938 p.
20. Comentale, E.P. Ian Fleming and James Bond: The Cultural Politics of 007 [Text] / ed. E.P. Comentale,
S. Watt, S. Willman. - Indiana : Indiana University Press, 2005. - 281 p.
21. Eco, U. The Role of the Reader: Explorations in the Semiotics of Texts [Text] / U. Eco. - Indiana : Indiana University Press, 1979. - 279 p.
22. LDCE - Longman Dictionary of Contemporary English [Text] / Third Edition. - Harlow : Longman, 2001.
- 1668 p.: il.
23. LDELC - Longman Dictionary of English Language and Culture [Text] / New Edition. - Harlow : Longman, 1998. - 1568 p.
24. Lewis, D. On the Plurality of Worlds [Text] /
D. Lewis. - Oxford : Basil Blackwell, 1986. - 276 p.
25. Lindner, Ch. The James Bond Phenomenon : A Critical Reader [Text] / ed. Ch. Lindner. - Manchester : Manchester University Press, 2003. - 273 p.
26. Mandelbrot, B.B. The Fractal Geometry of Nature [Text] / B.B. Mandelbrot. - N.Y. : W.H. Freeman and Company, 1982. - 179 p.
УДК 81.42 ББК 81.00
Е.Ч. Дахалаева
АВТОРЕФЕРЕНТНЫЕ ЖАНРЫ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА
В статье выделяется важная характеристика интернет-дискурса - автореферентность, как соотнесенность дискурса с центральным референтом, которым является сам интернет-пользователь. На основе данного параметра становится возможным провести еще одну грань в жанроведении интернет-дискурса: среди интернет-жанров выделяются первичные и вторичные автореферентные формы.
Ключевые слова: автореферентность; интернет-жанр; автореферентный дискурс; виртуальная языковая личность; первичные автореферентные жанры; вторичные автореферентные жанры
E.C. Dakhalaeva SELF-REFERENT GENRES OF INTERNET DISCOURSE
The article focuses on self-reference in internet discourse understood as the interrelationship of the discourse with the central referent who is the internet user himself. On the basis of this parameter primary and secondary self-referent genres of internet discourse are single dont.
Key words: self-reference; internet genres; self-referent discourse; the virtual language personality; the primary self-referent genres; the secondary self-referent genres
Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности, охватившей все сферы человеческого бытия, в связи с чем особый интерес представляет всестороннее
изучение Интернет-дискурса как целостного комплексного явления.
Высокий интерес научной общественности к изучению интернет-дискурса предопределен необходимостью дальнейшей разработки
понятийного аппарата и общих принципов данного вида дискурса, потребностью в определении новых интернет-жанров и конкретизации уже выделенных и описанных жанров веб-дискурса. Кроме того, на данном этапе развития научной мысли, с одной стороны, лингвистам следует определить специфичность интернет-жанров, с другой стороны, необходимо приступить к созданию их когнитивных моделей.
Благодаря стремительному развитию интернет-лингвистики, за последние годы было предпринято существенное количество лингвистических исследований, посвященных различным аспектам интернет-коммуникации. Тем не менее, остаются неизученными многочисленные аспекты интернет-дискурса, не проводились сопоставительные исследования русско-, анг-ло- и франкоязычного интернет-дискурса, в том числе до сих пор рассмотрению не подвергался вопрос об автореферентности данного типа коммуникаций.
В своем исследовании мы пытаемся обосновать положение о высокой степени автореферентности, присущей интернет-дискурсу, высказывая положение о том, что автореферентность становится неотъемлемым свойством (и одним из главных свойств) данного типа дискурса. При этом автореферентность приобретает ряд новых свойств, которые не могут быть выявлены и описаны в иных типах дискурса (в иных жанрах, в иных масс-медиа).
Цель данной статьи состоит в обосновании того, что интернет-дискурс автореферентен практически на всем своем пространстве (интернет используется пользователем, в первую очередь, в целях самореализации, самопрезентации, самоутверждения). На всем протяжении веб-пространства неизменно виден субъективный след человека. Таким образом, автореферентность становится неотъемлемым свойством интернет-дискурса и может послужить одним из критериев при дальнейшей разработке его жанровой классификации.
Свойства интернет-дискурса. Интернет-дискурс определяется как особый вид дискурса, обладающий рядом специфических свойств, в числе которых: виртуальность, глобальность, дистантность, опосредован-
ность, одновременное сочетание свойств устного и письменного дискурса, с одной стороны, а также устного и визуального каналов общения - с другой.
В ряду прочих конститутивных признаков интернет-дискурса авторы выделяют
следующие:
1) полифоничность: объединение в собственных рамках огромного количества различных типов дискурса;
2) гипертекстовые и интерактивные возможности Сети, благодаря которым происходят существенные изменения при порождении и восприятии текста, например, гиперссылка позволяет интернет-пользователю не только следовать авторскому развертыванию текста, но и осуществлять собственную навигацию;
3) анонимность, которая, в отличие от живого общения, предоставляет уникальное ощущение полной свободы и раскованности, позволяя коммуниканту раскрыться и поделиться своими сокровенными тайнами, а также гарантирует защищенность от внешнего контроля, позволяя пренебречь общепринятыми нормами морали;
4) дистантность, подразумевающая то, что участники коммуникации могут не присутствовать физически при общении, а также имеют полную свободу действий для «присоединения»/«отсоединения» от Сети [Горошко, 2007].
Жанровая специфика интернет-дискурса. Парадигма виртуального жанроведения еще не сложилась окончательно, и виртуальный жанр все еще остается малоструктурированным исследовательским объектом. Однако наличие нового жанра является свидетельством существования нового речевого сообщества с новой коммуникативной практикой. На сегодняшний день вопрос о жанровой специфике интернет-дискурса активно разрабатывается в работах многих лингвистов. Так, например, предметом ряда лингвистических работ становится жанровая природа стереотипных форм интернет-коммуникации, традиционно описываемых в терминах жанров. Анализируя понятия «речевой/ коммуникативный жанр», «коммуникативная ситуация», «коммуникативное событие», в круг жанроведческих понятий вводится термин «формат», в котором находят отражение
особые экстралингвистические условия порождения дискурса [Усачева, 2009, с. 56].
Анализ современного состояния виртуального жанроведения проводится посредством описания теоретического и практического использования дигитальных жанров в лингвистике и теории коммуникации [Горошко, 2007].
В современных трудах, наряду с базовыми характеристиками Интернет-коммуникации, также рассматриваются наиболее значимые жанрологические подходы лингвистики и параметры жанрового соотношения в Интернете [Андрианова, 2008]. Особый интерес исследователей вызывает один из самых популярных виртуальных жанров -интернет-блог [Бардашевич, 2011].
Более конкретные результаты по вопросу жанровой специфики виртуального дискурса находят свое отражение в работе Д. Кристала, согласно которому можно различать пять жанров интернет-коммуникации: электронная почта, синхронные и асинхронные чаты, вебтексты и виртуальные миры.
Е.Н. Галичкина рассматривает интернет-коммуникацию как сложную комбинацию дискурсов. Он обладает признаками разных дискурсов, но в то же время не принадлежит ни одному из них полностью. Личная электронная переписка может быть отнесена к деловому дискурсу, официальная переписка - к институциональному дискурсу, общение между учеными и обмен научной информацией - к научному дискурсу, рекламные баннеры и сайты - к рекламному дискурсу [Галичкина, 2001, с.15].
В пространстве интернет-дискурса Л.Ю. Щипицына выделяет следующие жанры: фатические, директивные, экспрессивные, презентационные, информативные, эстетические и развлекательные [Щипицына, 2010, с. 15]. К выделенным нами первичным автореферентным жанрам более всего близки презентационные жанры, которые предназначены для самовыражения, представления данных о себе.
Таким образом, мы предлагаем расширить спектр жанров интернет-дискурса, заявляя о том, что типологию виртуального жанроведения следует дополнить посредством выделения такого свойства интернет-дискурса, как автореферентность.
Автореференция и автореферентность в рамках интернет-дискурса. Понятие «автореференция» было введено
в лингвистические исследования
Э. Бенвенистом, согласно которому автореферентным можно назвать любое высказывание, поскольку в любом коммуникативном явлении субъект оставляет свой след. Подобная всеохватывающая интерпретация понятия «автореференция», предложенная Э. Бенвенистом, может быть приравнена к понятию субъективности высказывания. Для обозначения описываемого феномена - «присваивания» языка субъектом в момент порождения речи -современные лингвисты используют самую разнообразную терминологию, например, «субъективность», или «авторизованность» [Бенвенист, 1974]; см. также [Костюшкина, 2009].
Детальное описание одного из типов автореферентного дискурса (а именно женского) было предпринято в диссертационной работе Е.В. Солодкова «Женский автореферентный дискурс в английском языке». Автор подчеркивает идею о наличии среди дискурсов «(...) модифицирующего, наслаивающегося типа особого автореферентного дискурса, т. е. такого, в котором когнитивная структура автореференции разворачивается в ее собственной внутренней динамике, что и приводит к порождению одноименного дискурса» [Солодкова, 2012, с. 8]. Е.В. Солодкова также настаивает на том, что понятие автореференции не стоит отождествлять с такими смежными понятиями, как авторизованность,
автороцентричность, субъектность, субъективность, персональность и т. п.
Согласно мнению Е.В. Солодковой, автореферентный дискурс отличается от других типов дискурса тем, что его центральным референтом выступает сам коммуникант, т. е. это не что иное, как дискурс коммуниканта о самом себе.
Вслед за Е.В. Солодковой, под автореференцией мы понимаем
соотнесенность отдельного высказывания или целого дискурса с центральным референтом, которым является сам говорящий/пишущий, в результате чего в процесс референции
вплетается механизм самоидентификации, когда субъектом самоидентифицирующих суждений становится человек, порождающий дискурс, который позиционирует себя как уникального индивида, как носителя определенной социальной роли или представителя определенной социальной группы. В нашем представлении автореференция - способ описания своей личности посредством языка. В данном случае язык выступает необходимым средством экспликации самопознания и самоинтерпретации человеком самого себя в качестве субъекта мышления и действия. Что касается понятия «автореферентность», то мы определяем его как неотъемлемое свойство интернет-дискурса в силу того, что, в отличие от множества других видов масс-медиа, интернет дает возможность каждому коммуниканту проявить себя, заявить о себе в самых различных масштабах, выделяя каждый раз самые разнообразные аспекты своего многогранного Я.
Интернет-дискурс обладает большими возможностями для самоутверждения, самопрезентации, самореализации личности. При этом описываемый процесс высоко интерактивен: любой коммуникант, реализующий свое Я в веб-пространстве, может вступить в коммуникацию и может получить оценку своего реального или виртуального Я со стороны существенного количества интернет-пользователей. Таким образом, интернет дает уникальную возможность для создания своей собственной виртуальной личности, своего виртуального Я, которое может существенно отличаться от реального Я-пользователя. Немалую роль в этом играют мультимедийные средства (наряду со множеством языковых средств применяются графика, видео, анимация и пр.), вовлекаемые коммуникантом в творение своей виртуальной личности.
Автореферентные жанры интернет-дискурса. Появление и функционирование каждого нового интернет-жанра обусловлено потребностями и нуждами многомиллионной армии пользователей, в целом, и отдельного интернет-коммуниканта, в частности.
Интернет-дискурс предоставляет
возможность любому коммуниканту проявить себя с самых различных позиций и примерить
на себя любую роль, моделировать свое Я. Возможности для автореференции, существующие в интернет-дискурсе, не доступны в живом реальном общении.
Острая необходимость в общении и принадлежности к некоторой социальной группе, общественное признание и, наконец, потребность в самореализации в своей совокупности способствовали появлению и стремительному распространению первичных автореферентных жанров, к числу которых мы относим персональный сайт реального пользователя (физического лица), персональный блог, персональный микроблог, персональную страницу в социальной сети.
Каждый из заявленных жанров требует более подробного рассмотрения.
Персональный сайт представляет собой совокупность электронных документов (файлов) конкретного лица в компьютерной сети, объединенных под одним адресом в форме сайтов-визиток и сайтов-портфолио.
Сайт такого типа - возможность заявить о себе, своем деле или своих талантах, поэтому он подходит для деловых и творческих людей, которым необходимо преподнести широкой аудитории информацию о себе в привлекательном и доступном виде. Одной из главных особенностей персонального сайта является эксклюзивный и привлекательный дизайн, а также краткая информация о личности - только самое главное и необходимое.
Как правило, персональный сайт обладает небольшим объемом (не более 5-10 страниц). Его структура ограничивается лишь несколькими основными разделами: о себе (биография), сведения о профессиональной и коммерческой деятельности коммуниканта (услуги, товары, прейскурант цен), галерея (аудио-, видео- и иного рода материалы), гостевая книга, контакты.
Создание персонального сайта, в первую очередь, необходимо для лиц, обладающим определенным уровнем известности и популярности (так называемым «звездам»), творческим личностям (артистам,
музыкантам, художникам, фотографам и др.), индивидуальным предпринимателям.
Тем не менее, данному интернет-жанру свойственна некоторая статичность, так как его контент обновляется довольно редко.
Ряд персональных сайтов (к примеру, сайты знаменитостей) создаются и модерируются не самим референтом, а веб-специалистом. Как следствие, повествование на страницах такого сайта ведется от 3-го лица, что свидетельствует о его псевдоавтореферентности.
Все эти факты в числе прочих приводят к тому, что в настоящее время персональный сайт не выдерживает конкуренции с более современными и более динамичными жанрами, среди которых особого внимания заслуживает персональный блог.
Блог представляет собой веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
Блоги (к примеру, Livejounal, Blogger и др.) состоят из ряда записей временной значимости, упорядоченных в обратном хронологическом порядке. Блог может иметь форму персонального сайта, если основное его содержание представлено в форме личных записей автора и комментариев пользователей к этим записям.
Благодаря полифоничности интернет-дискурса, блог отличается от традиционного дневника своей публичностью. Высокий уровень интерактивности является еще одной особенностью данного жанра: комментируя блогозаписи, сторонние читатели с легкостью могут вступить в публичную полемику с автором или другими читателями. Именно возможность публикации комментариев
(«комментов») превращает персональный
блог в более удобный и динамичный
интернет-жанр по сравнению с персональным сайтом, электронной почтой, группой новостей, веб-форумами и чатами.
Популярность блогов обусловлена
не только их структурой, но и простым
механизмом управления. Пользователю
достаточно пройти несложную процедуру идентификации, после чего контент блога может быть дополнен очередной записью (постом). В этой связи большинство блогов действительно являются автореферентными, так как в подавляющем большинстве случаев повествование ведется от 1-го лица. Блоги от 3-го лица воспринимаются как своего рода аномалии.
Тем не менее, динамичность и быстрая сменяемость событий реальной
действительности способствовали появлению еще более мобильного автореферентного жанра - персонального микроблога.
Микроблог, в целом, представляет собой разновидность блога. В рамках данного вебжанра автор публикует короткие заметки, которые мгновенно просматриваются и комментируются в режиме чата любым сторонним пользователем. Эти сообщения могут быть переданы различными способами, включая текстовые сообщения, мгновенные сообщения, электронную почту или web-интерфейс.
Растущая популярность микроблогов объясняется рядом преимуществ перед обычными, стандартными блогами.
В первую очередь, это упрощенная система обновления контента. Длина одного сообщения - всего лишь 140 символов, тем самым, написание постов занимает совсем немного времени, и миллионам пользователей удается полноценно выразить свои мысли в одном коротком сообщении. Отсутствует необходимость следить за ответами в комментариях, удалять спам и троллинг. Кроме того, в отличие от социальных сетей, регистрация в микроблоге происходит мгновенно, автору достаточно указать лишь основные свои данные.
Еще одним преимуществом микроблога является его высокая мобильность и мультимедийность. Отправлять сообщения можно не только с обычного компьютера, но и с любого цифрового устройства, в том числе посредством SMS. Все это приводит к тому, что микроблог имеет статус самой оперативной новостной ленты.
Наконец, на сегодняшний день самым популярным и востребованным автореферентным жанром становится
страница социальной сети.
Социальная сеть представляет собой сайт, предназначенный для построения,
отражения и организации социальных
взаимоотношений, стандартной единицей которого является страница пользователя.
Среди всех автореферентных жанров социальные сети обладают самым полным спектром для самопрезентации:
- размещение персональных данных и различной информации о себе (место уче-
бы и работы, хобби, карьера, образование, жизненные принципы и др.);
- возможности для обмена информацией (размещение фото-, видео- и текстовых записей;
- контактоустанавливающие опции (возможность задавать и поддерживать список друзей, организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т. п.).
Отличительной особенностью социальных сетей является совмещение функций всех иных автореферентных жанров. Здесь мы можем найти как элементы, характерные для персонального сайта, так и ряд функций, свойственных блогам и микроблогам.
По нашему мнению, единая коммуникативная функция автореферентных жанров - функция самопрезентации. В то же время в рамках каждого отдельного вида коммуникаций свое воплощение находят и другие второстепенные функции. В жанре социальных сетей особую роль играет контактоустанавливающая функция, а в жанре блогов - функция рефлексии.
Итак, нами были рассмотрены первичные автореферентные жанры, отметим, что к категории вторичных автореферентных интернет-жанров мы относим все прочие виды и типы интернет-коммуникации, основной прагматической целью которых не является стремление самопрезентироваться или самоактуализироваться.
Таким образом, определение когнитивных основ порождения автореферентности в рамках интернет-дискурса и закономерностей, по которым интернет-пользователь кодирует и структурирует знания и информацию о себе на всем протяжении веб-пространства, является важным моментом в вопросе совершенствования области дискурсивного моделирования.
Библиографический список
1. Андрианова, Н.С. Жанры Интернет-коммуникации: о некоторых подходах [Электронный ресурс] / Н.С. Андрианова. - 2008. - Режим доступа : http:// www.nbuv.gov.ua/portal/Natural/Vdpu/Movozn/2008_14/arti-cleZ3.pdf (дата обращения : 18.08.2013).
2. Бардашевич, ЯА. Особенности жанра интернет-блога [Электронный ресурс] / Я.А. Бардашевич. - 2011. -Режим доступа : http://rae.ru/forum2011/18/738 (дата обращения: 10.08.2013).
3. Бенвенист, Э. Общая лингвистика [Текст] /
Э. Бенвенист. - М. : Прогресс, 1974. - 448 с.
4. Галичкина, Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках [Текст] : авто-реф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / Е.Н. Галичкина. - Астрахань, 2001. - 22 с.
5. Горошко, Е.И. Теоретический анализ интернет-жанров: к описанию проблемной области// Жанры речи [Электронный ресурс] / Е.И. Горошко. - 2007.
- Режим доступа : http://www.textology.ru/Goroshko/ Zhanry.html (дата обращения : 20.08.2013).
6. Данюшина, Ю.В. Многоуровневый анализ англоязычного сетевого бизнес-дискурса [Текст] : авто-реф. дис. ... д-ра филос. наук : 10.02.04 / Ю.В. Данюшина. - М., 2011. - 40 с.
7. Костюшкина, Г.М. Современные направления во французской лингвистике [Текст] / Г.М. Костюшкина. - М. : Либроком, 2009. - 304 с.
8. Лутовинова, О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса [Текст] : авто-реф. дис. ... д-ра филос. наук : 10.02.19 / О.В. Лутовинова. - Волгоград, 2009. - 41 с.
9. Морослин, П.В. Лингвокультурологические основы теории функционирования Рунета в пространстве межкультурной коммуникации [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 10.02.01 / П.В. Морослин. -М., 2010. - 40 с.
10. Солодкова, Е.В. Женский автореферентный дискурс в английском языке [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04/ Е.В. Солодкова. - Иркутск, 2012. - 22 с.
11. Усачева, О.Ю. К вопросу о жанрах интернет-коммуникации [Текст] / О.Ю. Усачева // Вестник Московского государственного областного университета-
2009. - № 3. - С. 55-65.
12. Щипицина, Л.Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале немецкого языка) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.04 / Л.Ю. Щипицина. - Архангельск, 2010. - 40 с.
13. Crystal, D. Language and the Internet [Text] / D. Crystal. - Cambridge : Cambridge University Press, 2001.
- 280 р.