УДК 81.42
ГРАНИ ВИРТУАЛЬНОГО Я ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАНТА
Дахалаева Е.Ч.
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, Улан-Удэ
THE FACETS OF THE VIRTUAL I OF THE INTERNET-COMMUNICANT
Dakhalaeva E.Ch.
East Siberia State University of Technology and Management, Ulan-Ude
В статье определяются основные направления исследования интернет-дискурса, рассматривается новое свойство интернет-дискурса - автореферентность как соотнесенность дискурса с центральным референтом, которым является сам интернет-пользователь. Выделяются различные грани виртуального Я пользователя (Я неавторизованное, Я авторизованное, Я реальное, Я замаскированное, Я профессиональное, Я заданное системой).
Ключевые слова: реальная языковая личность, виртуальная языковая личность, интернет-коммуникация, свойства интернет-дискурса, жанры веб-дискурса, автореферентность.
The article defines the main tendencies of the Internet discourse research, the author its new property such as the self-reference which is considered as the interrelationship of the discourse with the central referent who is the internet-user himself. The author also highlights the various facets of virtual I of the Internet user (I unauthorized, I authorized, I real, I masked, I professional, I set by the system).
Key words: real linguistic personality, virtual linguistic personality, Internet-communication, the properties of the Internet-discourse, the genres of the web discourse, self-reference.
Мы живем в эпоху колоссального технического прогресса, основным достижением которого является стремительное развитие и распространение интернет-технологий. Ряд исследователей отмечают, что по масштабу своего влияния на все формы жизнедеятельности человека внедрение интернета сопоставимо с изобретением письма, книгопечатания, радио и телевидения вместе взятых. Новая коммуникационная среда, зародившаяся в пространстве современного Веба, вызывает огромный исследовательский интерес, что, в конечном итоге, привело к зарождению нового раздела языкознания - интернет-лингвистики.
К настоящему моменту проведено достаточное количество исследований по изучению языка интернета, что, в итоге, позволяет нам определить интернет-лингвистику как самостоятельно сформировавшуюся гуманитарную дисциплину. Данный раздел науки о языке, как и любая другая область знания, обладает собственным понятийным аппаратом, развитой терминосистемой и методологией, а
также характеризуется ярко выраженным междисциплинарным характером, оказывая значительное влияние на смежные дисциплины.
Вместе с тем, остаётся множество лакун, изучение которых необходимо как для решения многочисленных задач интернет-лингвистики. Одной из ключевых проблем, стоящих перед современными интернет-лингвистами, является вопрос о представлении Человека в языке интернета. На данный момент проведено множество исследований - по проблемам виртуальной языковой личности [1,2], личности блогера [3], вопросам виртуального жанроведения [4, 5] и множество других. Проделаны исследования по вопросам автореферентности интернет-дискурса [6].
Согласно Е.В. Солодковой, которая впервые в своем исследовании дает теоретическое обоснование понятию «автореферентный дискурс», данная форма дискурса является сообщением, «центральным референтом которого выступает сам говорящий или пишущий, то есть это дискурс о самом себе» [7]. Полностью соглашаясь с данным определением, мы применяем его к нашему исследованию, в котором мы рассматриваем понятие «автореферентность» как неотъемлемое свойство интернет-дискурса. Тем самым, современное интернет-пространство построено таким образом, что ключевой фигурой в нем становится интернет-коммуникант, кроме того, новшества эпохи Веб 2.0. направлены на технологии самопрезентации и самомоделирования с тем, чтобы пользователь, беспрерывно наполняя контент, выстраивал собственную идентичность в пространстве интернета.
По нашему мнению, анализ автореферентного интернет-дискурса должен быть осуществлен с учетом рассмотрения различных ипостасей Я человека говорящего [8]. Виртуальное Я становится новой ипостасью реальной языковой личности коммуниканта в пространстве интернет-дискурса [9]. Так, при каждом погружении в Сеть коммуникант, присваивающий себе роль интернет-пользователя, актуализирует себя в двух основных ипостасях: актуализацией в образе Я неавторизованного (анонимного) или Я авторизованного.
Я неавторизованное. Даже в статусе Я неавторизованного пользователь обладает довольно широким спектром функций: он осуществляет свою собственную навигацию, пользуясь гиперссылочным аппаратом Сети, загружает и скачивает определенные видео-, аудио- и текстовые файлы, производит поиск всего разнообразия информации, реализуя множество других операций до определенного предела, где Сетью установлено требование авторизоваться.
Я авторизованное. Рассматриваемая грань виртуального Я предоставляет коммуниканту значительно больший диапазон онлайн-функций. В данной форме актуализации пользователю не дано практически никаких ограничений не только в пределах входящего, но и в рамках исходящего трафика.
В свою очередь, Я авторизованное может обрести свою актуализацию в одной из своих многочисленных ипостасей. В своем исследовании мы предлагаем следующую классификацию потенциальных реализаций виртуального Я: Я реальное (Я настоящего пользователя), Я замаскированное (скрытое Я, актуализация от лица другого пользователя), Я профессиональное (от лица интернет-профессионала) и Я
заданное системой (примером чего, помимо прочего, может являться роль, навязываемая коммуниканту в онлайн-играх).
Я реальное. Данная грань пользовательского Я реализуется в пространстве Сети, в первую очередь в рамках автореферентных жанров, к числу которых мы относим персональный сайт, персональный блог, персональный микроблог и страницу социальной сети. Современные технологии успешно отвечают несоизмеримым требованиям коммуниканта в самоутверждении и самореализации. Вместе с тем, потребность коммуниканта в установлении и расширении личных и профессиональных контактов приводят к тому, что каждый пользователь неизменно обретает свое виртуальное воплощение в пространстве персональных блогов, микроблогов, социальных сетей и прочих автореферентных интернет-форм.
Я профессиональное. В пространстве общественных сетевых ресурсов (чатов, форумов, эхоконференций) пользователь, обладающий определенными знаниями и навыками, обретает свою реализацию в образе Я профессионального. Подобное виртуальное воплощение доступно, помимо прочего, для администраторов или модераторов сайтов, функции которых заключаются в поддержке работоспособности сайта и в обеспечении сетевой безопасности, в управлении размещением, обновлением, модерацией контента.
Я замаскированное. Анонимность и дистантность как неотъемлемые свойства интернет-дискурса приводят к тому, что пользователь нередко находит свою сетевую актуализацию в новой для себя ипостаси. Моментальная смена ролей (профессиональных, гендерных, социальных и пр.), доступная каждому пользователю Сети, способствует его потенциальной актуализации в образе скрытого Я.
Вместе с тем Я замаскированное может получить свою реализацию в качестве Я нереального (от лица несуществующего, выдуманного лица, персонажа) и в качестве «Я от лица другого Я» (реального существующего лица, но не совпадающего с действующим в Сети коммуникантом).
Я заданное системой. Примером данной сетевой реализации может являться роль, навязываемая коммуниканту в онлайн-играх. В пространстве онлайн-игры пользователь имеет довольно широкий, но, тем не менее, ограниченный инструментарий для выстраивания физических и моральных параметров своего персонажа.
Подводя итог, отметим, что, выделение различных граней Я пользователя может стать бесконечным процессом. Вследствие множественности суждений, которые могут быть вынесены об интернет-пользователе, а также благодаря его многочисленным функциям, реализуемым в рамках погружения в Сеть, существуют многочисленные возможности для выявления бесконечного количества граней виртуального Я пользователя: Я -духовное, Я - общественное, Я - социальное, Я -статусное, Я - ролевое, Я - семейное, Я - брачное и т.д. Осуществляя подобное исследование, мы пытаемся решить ряд вопросов, связанных с трансформацией языковой личности в пространстве Сети. Таким образом, нам необходимо определить
закономерности, по которым интернет-пользователь кодирует и структурирует знания и информацию о себе на всем протяжении веб-пространства.
Библиографический список
1.Казнова, Н.Н.Трансформация языковой личности в Интернет-коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь. 2011. 22с.
2. Калашникова, А.А. Языковая личность в русскоязычном блоге: когнитивно-прагматический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону. 2011. 19 с.
3.Гермашева, Т. М. Языковая личность субъекта блог-дискурса: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону. 2011. 22с.
4.Андрианова, Н. С. Жанры Интернет-коммуникации: о некоторых подходах [Электронный ресурс]. - URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Natural/Vdpu/Movozn/2008 14/article/3.pdf (дата обращения 11.02.2017 г.).
5.Горошко, Е. И. Теоретический анализ интернет-жанров: к описанию проблемной области // Жанры речи [Электронный ресурс]. - URL: http://www.textology.ru/Goroshko/Zhanry.html (дата обращения 14.02.2017 г.).
6.Дахалаева, Е.Ч. Автореферентные жанры интернет-дискурса // Вестник Иркутского государственного областного университета. 2013. № 4. С.24-29.
7.Солодкова, Е.В. Женский автореферентный дискурс в английском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Иркутск. 2012. 22 с.
8.Тарасова, И.П. Структура смысла и структура личности коммуниканта // Вопросы языкознания. № 4. 1992. С.103-110.
9.Лутовинова, О.В.Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Волгоград 2009. 41 с.
Bibliograficheskiy spisok
1.Kaznova, N.N.Transformatsiyayazykovoilichnosti v internet-kommunicatsiyi: avtoref. dis. ... cand. phil. nauk. Perm, 2011. 22 p.
2.Kalashnikova, A.A. Yazikovayalichnost v russkoyazychnombloge: The linguistic personality intheRussian-blog: cognitivno-pragmaticheskiy aspect: avtoref. dis. ... cand. phil. Nauk. Rostov-na-Donu. 2011. 19 p.
3.Germasheva,T.M. Yazikovayalichnostsubiectablog discoursa:avtoref. dis. ... cand. phil. Nauk. Rostov-na-Donu, 2011. 22 p.
4.Andrianova, N.S.Janry Internet-communicatsii: o nekotoryhpodhodah[Internet resource]. -URL:http://www.nbuv.gov.ua/portal/Natural/Vdpu/Movozn/2008 14/article/3.pdf (data obrashcheniya 11.02.2017).
5.Goroshko, E.I. Theoreticheskiianalys Internet janrov:k opisaniuproblemnoioblasti // Janryrechi [Internet resource]. - URL:http://www.textology.ru/Goroshko/Zhanry.html (data obrashcheniya 14.02.2017).
6.Dakhalaeva, E.Ch. Avtoreferentnyejanry internet-discoursa//VestnikIrkutskogoGos.Universiteta. 2013. № 4. P.24-29.
7.Solodkova, E.V. Jenskiiavtoreferentniidiscourse v angliiskomyazyke:avtoref. dis. ... cand. phil. nauk. Irkutsk. 2012. 22 p.
8.Tarasova, I.P. Strukturasmyslaistrukturalichnostikommunicanta // Voprosy yazykoznaniya. № 4.1992. С.103-110.
9.Lutovinova, O.V.Linguisticheskieikulturniecharacteristikivirtualnogodiscoursa:avtoref. dis. ... cand. phil. nauk. Volgograd, 2009. 41 p.
Дахалаева Елизавета Чингисовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры восточных и европейских языков, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ, E-mail: [email protected]
Dakhalaeva Elizaveta - candidate of philological Sciences, assistant professor of the Department of East and European Languages of East Siberia State University of Technology and Management in Ulan-Ude, E-mail: [email protected]
УДК 811.13
ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ ВНУТРЕННЕГО МОНОЛОГА
НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ XX ВЕКА
Оюн ЮД
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE LINGUOSTILISTIC MEANS OF INTERNAL MONOLOGUE IN FRENCH FICTIONAL
PROSE OF XX CENTURY
Oyoun Y.D. Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматривается комплекс стилистически маркированных языковых средств передачи внутреннего монолога на материале французской художественной прозы XX века. Комплексный подход понимается в работе как инструмент для стилистического анализа лингвистического материала литературного произведения в совокупности всех его компонентов и уровней. В работе используются методы структурно-семантического и функционального анализа. Автор приходит к выводу, что внутренний монолог во французской художественной прозе является художественно-языковым приемом, осуществляемым комплексом лингвостилистических средств, объединенных одним художественным заданием. В художественном тексте необходимо исследовать языковые средства передачи внутреннего монолога в совокупности всех компонентов и уровней художественного текста: лексического, грамматического (морфологического и синтаксического) и графического.
Ключевые слова: внутренняя речь, внутренний монолог, композиционный строй, авторское повествование.
The article considers the complex of stylistically marked language transmission media of an internal monologue on the material in French fictional prose of the XX century. An integrated approach is understood in work as the tool for the stylistic analysis of linguistic material of the literary work in total of all its components and levels. Methods of the structural-semantic and functional analysis are used in the article. The author comes to the conclusion that the internal monologue in the French fictional prose is the fictional language reception which is carried out by a complex the linguistic means united by one fictional task. In the fictional text it is necessary to investigate language transmission media of an internal