Научная статья на тему 'Автопрезентация как метакогнитивный процесс'

Автопрезентация как метакогнитивный процесс Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
445
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОПРЕЗЕНТАЦИЯ / МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / METACOGNITIVE PROCESS / КОГНИТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ / COGNITIVE STATE / КОНСТРУИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ / SITUATION CONSTRUING / КОНЦЕПТ / CONCEPT / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНГРУЭНТНОСТЬ / INFORMATION CONGRUENCE / AUTOPRESENTATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фурс Людмила Алексеевна, Чернышева Анна Петровна

В статье рассматриваются когнитивные основы автопрезентации политиков. Автопрезентация определяется как метакогнитивный процесс, направленный на обработку и переформатирование знаний с учетом результатов ориентирования на «Другого», выявляются ключевые концепты, репрезентируемые в процессе автопрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOPRESENTATION AS A METACOGNITIVE PROCESS

The paper studies cognitive basis of politicians' autopresentation. Autopresentation is defined as a metacognitive process aimed at processing and reframing of knowledge using the results of other minds orientation. The key concepts represented in the course of autopresentation are considered.

Текст научной работы на тему «Автопрезентация как метакогнитивный процесс»

I. ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНОГО И КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА

УДК 81'37; 81'23

Л.А. Фуре, А.П. Чернышева

АВТОПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК МЕТАКОГНИТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

В статье рассматриваются когнитивные основы автопрезентации политиков. Автопрезентация определяется как метакогнитивный процесс, направленный на обработку и переформатирование знаний с учетом результатов ориентирования на «Другого», выявляются ключевые концепты, репрезентируемые в процессе автопрезентации.

Ключевые слова: автопрезентация, метакогнитивный процесс, когнитивное состояние, конструирование ситуации, концепт, информационная конгруэнтность.

Рассмотрение языка не только как объекта познания, но и как инструмента познания [Клепикова 2008; Кубрякова 2004] открывает перспективу для изучения сознания человека как адаптивной динамической системы, позволяющей ему анализировать поступающую по разным каналам информацию, перерабатывать ее, используя результаты предыдущих познавательных процессов. При таком подходе открываются возможности для исследования феномена автопрезентации, который рассматривался преимущественно в социологии и психологии. Ключевым положением при определении понятия автопрезентации послужило выделение у человека внешней личности (персоны) и внутренней личности (души: анимы или анимуса) [Юнг 1991]. Персона современного человека определяется Юнгом как «искусственная личность», «сложная система отношений между индивидуальным сознанием и социальностью, удобный вид маски» [Юнг 1991]. Не случайно, поэтому в социологии и психологии автопрезентацией принято называть процесс, в ходе которого человек управляет своим имиджем, манипулирует информацией о себе с целью произвести определенное, как правило, благоприятное впечатление на других. При этом отмечаются такие характеристики, как мотивированность, социокультурная обусловленность, индивидуальный стиль, контролируемость [подробнее см.: Кашки-на 2006; Михайлова 2006; Соколова - Бауш 1999; Со1Ттап 1959]. Однако такое сложное и комплексное явление, как автопрезентация в полной

мере может быть раскрыто лишь посредством описания ее когнитивных основ.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что понятие автопрезентации самым тесным образом связано с особенностями обработки человеком информации о мире, ее форматированием и переформатированием. Основу для этих процессов создает становление когнитивных способностей человека в филогенезе, когда наряду с накоплением знаний об окружающем мире (энциклопедические знания) и знаний об отношениях, в которые вступают различные объекты этого мира, формируется также опытное знание о специфике взаимоотношений человека с коллективом по принципу «я - другой». Это знание включает аспекты конструирования мира, как в «я -позиции», так и в позиции «Другого». В этой связи важным является выделение в конструкте «я -другой» четырех уровней.

Как отмечает Т. Гивон, человек всегда испытывает на себе давление среды и представляет собой многосторонний конструкт, в котором находят отражение различные стороны его личности в зависимости от контекста взаимодействия с окружающими. По мнению ученого, единого «Я» не существует. Скорее каждый человек скрывает множество «Я», уживающихся в одном теле и обнаруживающих себя по мере автопрезентации личности, которая определяется ожиданиями аудитории [С1уоп 2005: 222]. Именно ожидания окружающих трансформируют образ «Я», сложившийся в сознании самого человека, в тот об-

раз,

который он демонстрирует другим. Для обоснования данной мысли Т. Гивон последовательно разграничивает когнитивные состояния четырех порядков:

1 - когнитивное состояние первого порядка представляет осознание результатов категоризации окружающего «объективного» мира, включая умение разграничивать фигуру и фон, существенное и несущественное, необходимое и опциональное, предпочтительное и нежелательное;

2 - когнитивное состояние второго порядка представлено способностью воспринимать, корректировать и в конечном итоге контролировать свое собственное ментальное состояние;

3 - когнитивное состояние третьего порядка характеризуется возможностью оценивать и прогнозировать когнитивное состояние «Другого» на основе знания о собственном когнитивном состоянии;

4 - когнитивное состояние четвертого порядка - это ориентирование на «Другого» |С1\оп 2005: 234-237].

Данный процесс может быть проиллюстрирован на схеме следующим образом (см. рис.1).

Осознание и последующая категоризация окружающего мира делают возможным осознание

себя в этом мире, своих мыслительных процессов, что, в конечном итоге, дает возможность для прогнозирования ментального состояния «другого». Данные процессы протекают последовательно, что показано вертикальными стрелками на рисунке 1. Оценка когнитивного состояния «другого» приводит к изменению собственного когнитивного состояния. Ориентация на ментальное состояние «другого» в процессе формирования и последующей корректировки собственного ментального состояния способствует возникновению нового конструкта - когнитивного состояния четвертого порядка. Данное когнитивное состояние является своеобразным синтезом осознания собственных ментальных процессов и ментальных процессов «Другого», что проиллюстрировано большой черной стрелкой (см. рис. 1).

Таким образом, предпосылками для когнитивного состояния четвертого порядка являются энциклопедическое знание, знание причинно-следственных отношений как основы для переформатирования знаний, а также осознание собственного когнитивного состояния как основы для оценки и прогнозирования когнитивного состояния «Другого». Именно ориентация на когнитивное состояние «Другого» носит метакогнитив-ный характер.

Метакогниция определяется как знание или процесс планирования, контроля и регулирования усвоения, хранения и обработки знаний. Широкое понимание метакогниции включает осознание не только собственных внутренних состояний и когнитивных процессов, но и способность оценивать когнитивные состояния «Другого» [Клепикова 2008; 2009]. Обращение к метакогниции позволяет описать когнитивные процессы, задействованные в формировании первичных и вторичных структур знания, а также таких комплексных понятий, как автопрезентация, манипуляция, аргументация и др.

Что касается автопрезентации, то понятие метакогниции в этом случае соотносимо со способностью человека оценивать когнитивное состояние «Другого», его намерения, ожидания, приоритеты и ценностные ориентиры. В этой связи автопрезентация определяется как метакогнитивный процесс, направленный на форматирование знаний с учетом результатов ориентирования на «Другого».

Автопрезентация как метакогнитивный процесс характеризуется следующими параметрами:

1) отнесенность к ментальному уровню;

2) рефлексивность (возврат результатов познавательного акта в позицию «Я»);

3) интеракциональность (ориентирующее взаимодействие по принципу «я - другой»);

4) контролируемость (мониторинг когнитивного состояния «Другого»);

5) интенциональность (обусловленность ожиданиями «Другого»);

6) прогнозируемость (антиципация реакции «Другого»).

Следует подчеркнуть в связи с вышеизложенным, что оппозиция «я - другой» является когнитивной доминантой автопрезентации [подробнее о когнитивной доминанте см.: Фуре 2004, 2005, 2009]. Данные положения продемонстрируем на примере автопрезентации политиков.

В преломлении к автопрезентации политиков ориентация на когнитивное состояние «Другого» имеет свою специфику, которая определяется характером адресата. Это, как правило, не отдельный индивидуум, а целый социум. Данное положение обусловливает необходимость рассмотрения автопрезентации политика в неразрывной связи с культурно-ценностными доминантами социума. Более того, важным в этом процессе является принцип информационной конгруэнтности

[подробнее об информационной конгруэнтности см.: Панасюк 2007].

Принцип информационной конгруэнтности в автопрезентации политиков заключается в том, что конструирование ситуации в «я - позиции» и в позиции «Другого» должно совпадать. От степени информационной конгруэнтности зависит эффективность автопрезентации. Возникновение когнитивного диссонанса приводит к сбою автопрезентации. Данные теоретические положения могут быть проиллюстрированы следующим примером.

Вопрос о прекращении военных действий в Ираке и выводе американского контингента остается на данный момент спорным. Различия в предлагаемых путях решения данного вопроса напрямую зависят от оценки данной военной операции обществом. Если во время предвыборных президентских дебатов 2004 года в США война в Ираке определялась большинством американцев как «справедливая война с террором» (war on terror), необходимое условие для обеспечения безопасности страны (We can be safe and secure if we stay on the offense against the terrorists), и намерения Дж. Буша продолжать военные действия отражали ожидания его сторонников, то одним из ключевых моментов в автопрезентации Б. Обамы с учетом кардинально изменившегося восприятия обществом данной военной операции становится требование прекращения войны: We cannot sustain indefinitely a commitment that has put a strain on our military, and will cost the American

people nearly a trillion dollars..... The first part of this

strategy is therefore the responsible removal of our combat brigades from Iraq (Obama В.).

Эти примеры свидетельствуют о стремлении политиков следовать принципу информационной конгруэнтности и ориентироваться на ожидания своей целевой аудитории в процессах конструирования ситуации.

С учетом вышесказанного автопрезентация политика представляет собой комплексный метакогнитивный процесс, который можно схематично охарактеризовать следующим образом (см. рис. 2).

Данная схема иллюстрирует такие уже отмеченные выше характеристики автопрезентации, как интеракциональность на основе принципа «я -другой»; контролируемость когнитивного состояния «Другого»; прогнозируемость реакции «Другого» за счет общего фонда знаний и способности к умозаключениям на основе причинно-следственных связей; интенциональность (эта характеристика предполагает обусловленность автопрезентации ожиданиями «Другого»); рефлексив-

ность (согласно этой характеристике результаты ецируются на позицию «Я»), оценки когнитивного состояния «Другого» про-

АВТОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Рис. 2

В целом же, осуществляется обработка информации и форматирование знаний с учетом ориентирования на «Другого». Пунктирная линия подчеркивает условность каких-либо границ в этом метакогнитивном процессе, так как возможно влияние различных внешних факторов. Например, целевая аудитория политика - это коллективный адресат, и в этом случае трудно прогнозировать его индивидуальные желания и потребности. Однако существуют определенные точки опоры для прогнозирования когнитивного состояния «Другого». Это, прежде всего, те культурно-ценностные доминанты целевой аудитории, которые присущи той или иной культуре. Иными словами, это те базовые ценности, которые определяются как культурные концепты. При этом набор таких концептов в каждой культуре весьма специфичен. Следует подчеркнуть, что хотя «наивный» носитель культуры не владеет точным знанием, какое место занимает та или иная ценность в ценностной системе «своей» культуры, он

интуитивно достаточно четко разграничивает «свои» и «чужие» ценности. Как свидетельствует фактологический анализ, автопрезентация политика, как правило, сориентирована на культурно-ценностные доминанты «Другого». Конструирование ситуации политиком базируется на активизации ключевых культурных концептов, которые являются содержательной составляющей когнитивного состояния «Другого».

К ключевым концептам англоязычной культуры А. Вежбицкая относит следующие концепты: FAIRNESS, JUSTICE, FREEDOM, LIBERTY, COMMITMENT, OPPORTUNITY, EFFICIENCY, RESPONSIBILITY, PROSPERITY, SAFETY [подробнее см.: Wierzbicka 2006]. При этом каждая отдельная лингвокультура (например, американская или британская) может иметь некоторые отличия в конфигурации структуры заявленных концептов. Важно подчеркнуть, что в качестве дифференциальной характеристики в содержательной структуре данных концептов А. Вежбиц-

кая отмечает их отнесенность к когнитивной области «личность политика» или к когнитивной области «социокультурный контекст» [Wierzbicka 2006]. Такой подход актуален и для B.J1. Бенуа. Как отмечает данный исследователь, «в своих попытках выделиться, политики эксплуатируют две основные темы: собственную личность и/или политические установки (способы решения политических «проблем»). Одни кандидаты пытаются представить себя компетентными и сильными лидерами. Другие пытаются создать впечатление честных и сострадательных людей» [Бенуа 2006: 25].

Анализ фактического материала, в качестве которого в данной работе были использованы транскрипты выступлений американских и британских политиков, подтверждает описанные выше теоретические положения. Так, обработка знаний и конструирование ситуации политиком часто соотносится с вербализацией следующих лич-ностно-ориентированных концептов: EFFICIENCY, COMMITMENT, FAIRNESS.

Репрезентация концепта EFFICIENCY достигается посредством лексем, указывающих на профессионально-деловые качества политика, а именно его способность добиваться поставленных целей: efficiency is the ability to work well and produce good results by using available time, money, supplies etc. in the most effective way [MMED 2005: 445]. В качестве средств репрезентации этого концепта выступают также такие единицы синонимического ряда с общим значением результативности, как: competence, proficiency, skill, productivity, success [PDESA 1986: 145]. Концепт EFFICIENCY репрезентирован в выступлениях политиков имплицитно, посредством указания на конкретные действия политического деятеля, которые имели определенный положительный результат. Так, например, в выступлении Б. Обамы акцентируется его профессиональный опыт, приобретенный в процессе политической деятельности в качестве сенатора: I believe that as hard as it will be, the change we need is coming. Because I've seen it. Because I've lived it I've seen it in Illinois, when we provided healthcare to more children and moved more families from welfare to work. I've seen it in Washington, when we worked across party lines to open up government and hold lobbyists more accountable, to give better care for our veterans and keep nuclear weapons out of terrorist hands (Obama В.).

Средствами репрезентации концепта COMMITMENT являются лексические единицы, синонимичные лексеме commitment, belief, promise, en-

thusiasm, duty, determination [PDESA 1986: 79]. Семантика этих единиц указывает на их принадлежность к сфере психических качеств личности. Репрезентируется анализируемый концепт в речи политиков преимущественно посредством лексем duty, determination: I'm not going to walk away from my duty to the country; I'm going to get on with the task, I'm determined to clean up politics (Brown G.), а также грамматических форм с модальной семантикой: I will stand on ту convictions, ту conservative convictions and trust in the good sense of the voters (McCain J.).

Концепт FAIRNESS активизирует область знаний о морально - этических качествах субъекта политики, а концепт JUSTICE спроецирован на когнитивную область «социокультурный контекст». Несмотря на то, что эти концепты имеют ряд общих концептуальных характеристик, А. Вежбицкая полагает, что это разные концепты в силу их закрепленности за разными областями знаний. В частности, в содержательной структуре концепта JUSTICE выделяется характеристика power, которая отсутствует в структуре концепта FAIRNESS. Справедливость, актуализируемая в англоязычной культуре концептом JUSTICE, предполагает существование в обществе определенной группы людей, наделенных властью и способных влиять на жизнь других, следуя законам «справедливости» [Wierzbicka 2006: 159].

В высказывании премьер-министра Великобритании Г. Брауна: I have faith in doing my duty, in being fair to others and in honest politics and this is who I am (Brown G.), лексема fair вербализует конкретное качество личности «free from discrimination, dishonesty» [MMED 2005: 497]. Справедливость как неотъемлемое качество личности политика репрезентируется также посредством лексемы candid, например: I'm here to be totally candid, to accept my responsibility and to set out what I intend to do (Brown G.).

Концепт JUSTICE представляет собой знание об одной из основных ценностей англоязычной культуры и, как правило, вербализуется посредством одноименной лексемы justice: The values of decent people everywhere are for liberty, democracy and justice not just for ourselves but for everyone; I fell in love with my country when I was a prisoner in someone else's. ... I loved it for its decency; for its faith and wisdom, justice and goodness of its people; Fight for justice and opportunity for all (McCain J.).

Отмечается высокая частотность обращения к концепту OPPORTUNITY в дискурсе американ-

ских политиков. Например: Fight for justice and opportunity for all (McCain J.); This is our time - to put our people back to work and to open doors of opportunity for our kids; It should ensure opportunity not just for those with the most money and influence, but for every American who's willing to work; The success of our economy has always depended ... on our ability to extend opportunity to every willing heart - not out of charity, but because it is the surest rout to our common good (Obama В.).

Как и на протяжении предшествующих столетий в XXI в. востребованным остается идеал свободы. Фокус внимания политика поэтому часто сконцентрирован на концептах LIBERTY и FREEDOM. Концептуальный анализ лексем liberty и freedom позволяет выделить такую характеристику концепта LIBERTY, как «иметь официальное право или разрешение что-то делать», которая отсутствует в структуре концепта FREEDOM [OALDCE 1980: 471, 678]. Например, одной из политических установок Дж. Маккейна является свобода от государственного контроля: liberty is the right conferred by our Creator, not by the governments, and that proper object of justice and rule of law in our country is not to aggregate power to the state but to protect the liberty and the property of its citizens (McCain J.). В дискурсе его оппонента, Б. Обамы, акцентируется увеличение государственного контроля из-за сложившейся экономической ситуации. Средством репрезентации этого смысла является лексема free или ее производные: Its power to generate wealth and expand freedom is unmatched, but this crisis has reminded us that without a watchful eye, the market can spin out of control; And I will always be a strong advocate for a market that is free and open (Obama В.). Тот факт, что политические деятели, принадлежащие к одной и той же культуре, апеллируют к различным ценностям, объясняется различием в ожиданиях целевой аудитории указанных политиков.

Концепт SAFETY приобрел особую актуальность после событий 11 сентября 2001 года, когда весь мир осознал реальную угрозу терроризма. Осознание населением безопасности как ценности сделало выгодным для политиков представление себя в качестве защитника нации: No ambition is more important to me than the security of the country I have defended all my adult life (McCain J.), To those who would tear the world down - we will defeat you. To those who seek peace and security -we support you; The first responsibility of government is to keep this country safe from all enemies foreign and domestic (Obama В.).

Другими часто активизируемыми концептами являются концепты PROSPERITY и RESPONSIBILITY. Процветание Америки, которое, как замечает Б. Обама, на протяжении веков являлось предметом зависти всего мира (A prosperity that is the envy of the world) оказалось под угрозой в связи с углубляющейся мировой рецессией. Необходимость восстановить процветание нации, укрепить благосостояние каждого как главная цель президента страны представляется весьма патриотичной и, безусловно, может найти самый живой отклик аудитории. Не случайно, политики постоянно обращаются к этим ценностным доминантам: This is our time - to restore prosperity and promote the cause ofpeace (Obama В.); The decision facing Americans in this election couldn't be more important to the future security and prosperity of American families (McCain J).

Однако необходимо отметить, что обращение к концепту PROSPERITY оказывается перспективным и для британских политиков. Так, премьер-министр Г. Браун считает борьбу за благосостояние граждан своей первоочередной задачей, что, естественно, отвечает интересам его целевой аудитории: As we have responded to the economic crisis by taking control of our banks, aggressively fighting repossessions and preventing higher unemployment, so too we are wrestling today with stabilizing and supporting Britain's car industry and building the foundations for Britain's prosperity (Brown G.). Значимой при этом является детализация средств достижения благосостояния (by taking control of our banks, fighting repossessions and preventing higher unemployment, stabilizing and supporting Britain's car industry).

Тесно связан с содержательным планом концепта PROSPERITY концепт RESPONSIBILITY. Политические деятели признают свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, за то, что благосостояние граждан оказалось под угрозой. Так, Г. Браун в ходе пресс конференции отмечает: The importance of being candid is to accept responsibility and to accept blame and to accept where mistakes have been made (Brown G.). Однако кроме признания ответственности данный пример также демонстрирует попытку снять некоторую долю ответственности посредством употребления пассивной конструкции mistakes have been made. В целях полного снятия ответственности использует пассивные конструкции Б. Обама: Massive tax cuts are shoved outside the budget window and accounting shenanigans are used to hide the full cost of this war (Obama В.). Средством выражения коллективной ответственности является также использование местоимений we, our, как, напри-

мер, в следующих высказываниях Дж. Маккейна: We lost the trust of the American people when some republicans gave in to the temptation of corruption. We lost their trust when rather than reform the government, both parties made it bigger, The right change recognizes that many of the politics of our government have failed (McCain J.).

Таким образом, автопрезентация как метакогнитивный процесс заключается в обработке и форматировании знаний с учетом результатов ориентирования на «Другого». Наличие общего фонда знаний и способности к умозаключениям на основе причинно-следственных связей является базой для оценки когнитивного состояния «Другого». В английском политическом дискурсе в качестве содержательной составляющей этого когнитивного состояния определены следующие культурно-ценностные доминанты: JUSTICE, FREEDOM, LIBERTY, OPPORTUNITY, RESPONSIBILITY, PROSPERITY, SAFETY, FAIRNESS, EFFICIENCY, COMMITMENT. Апеллирование к этим ценностям позволяет политику достичь высокой степени информационной конгруэнтности как определяющего принципа автопрезентации политиков, так как от степени информационной конгруэнтности зависит эффективность автопрезентации.

Список литературы

Бенуа В.Л. Функциональная теория дискурса политической компании // Политическая лингвистика. 2006. Вып. 18. С. 10-34.

Кашкина О.В. Взаимодействие дискурсивных и номинативных стратегий в условиях самопрезентации личности // Человек как субъект коммуникации: Универсальное и специфическое: кол. моногр. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2006. С. 184-205.

Клепикова Т.А. Лингвистические метаре-презентации: моногр. СПб.: Астерион, 2008.

Клепикова Т.А. Лингвистические метаре-презентации как способ объективации метакогни-тивных процессов // Когнитивные исследования языка. Вып. V. Исследование познавательных процессов в языке. М.: ИЯз РАН; Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. С. 57-70.

Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитив-

ной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Яз. слав, кул-ры, 2004.

Михайлова Е.В. Самопрезентация. Теории, исследования, тренинг: моногр. М.: Речь, 2007.

Панасюк А.Ю. Психология риторики: теория и практика убеждающего воздействия. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте // Мир психологии. 1999. № 3. С.132-139.

Фуре Л.А. Синтаксически репрезентируемые концепты: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Тамбов, 2004.

Фуре Л.А. Когнитивные аспекты синтаксиса английского простого предложения. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005.

Фуре Л.А. Концептуальные аспекты синтаксиса // Когнитивные исследования языка. Вып. IV. Концептуализация мира в синтаксисе. М.: ИЯз РАН; Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. С.278-301.

Юнг КГ. Архетип и символ. М., 1991.

Givon Т. Context as other minds: the pragmatics of sociality. Cognition and communication. N. Y.: John Benjamins, 2005.

Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. N. Y., 1959.

MMED - Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. Macmillan Publishers Ltd, 2005. OALDCE - Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. Oxford University Press, 1980. PDESA - Penguin Dictionary of English Synonyms and Antonyms. Penguin Books Ltd, 1986.

Wierzbicka A. English. Meaning and Culture. Oxford: University Press, 2006.

Список источников фактического материала

Транскрипты выступлений Г. Брауна URL: http:// www.numberl0.gov.uk.

Транскрипты выступлений Б. Обамы URL: http://obamaspeeches.com/.

Транскрипты выступлений Дж. Маккейна URL: http://www.realclea^litics.com/articles/2008/ 08/mccainspeeches.

L.A. Fours, A.P. Chernysheva AUTOPRESENTATION AS A METACOGNITIVE PROCESS

The paper studies cognitive basis of politicians' autopresentation. Autopresentation is defined as a metacognitive process aimed at processing and reframing of knowledge using the results of other minds orientation. The key concepts represented in the course of autopresentation are considered.

Key words: autopresentation, metacognitive process, cognitive state, situation construing, concept, information congruence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.