УДК 81'37; 81'23
ВАРИАТИВНОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ КОНЦЕПТОВ В АВТОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОЛИТИКА (НА МАТЕРИАЛЕ АМЕРИКАНСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА)1
© Анна Петровна Чернышева
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры английской филологии, e-mail: Annatmb1986@mail.ru
В статье рассматриваются возможности варьирования содержательных характеристик культурного концепта в зависимости от ожиданий целевой аудитории политика. Содержательная структура культурного концепта получает уточняющие характеристики, репрезентация которых направлена на манипулирование общественным сознанием.
Ключевые слова: автопрезентация; метакогнитивный процесс; когнитивное состояние; информационная конгруэнтность; культурный концепт.
Автопрезентация как метакогнитивный процесс, направленный на форматирование знаний с учетом результатов ориентирования на целевую аудиторию, предполагает активизацию культурно-ценностных доминант как точек опоры в этом процессе [1]. Именно владение тождественными культурными реалиями и ориентирование на одну и ту же систему культурных концептов является основополагающим фактором в прогнозирова-
1 НИР выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, тема «Моделирование автопрезентации политика в современном английском языке».
нии когнитивного состояния адресата автопрезентации политика. Актуализация культурных концептов, представляющих разделяемое целевой аудиторией знание, открывает возможности для манипулирования массовым сознанием и способствует успешной автопрезентации.
Роль системы ценностей в определении характера мироощущения и оценочной деятельности человека подчеркивалась неоднократно. Как указывает в этой связи В.И. Карасик, система ценностей является неотъемлемой частью менталитета человека, фундаментальной характеристикой культуры и высшим ориентиром поведения [2]. Каждой
лингвокультуре присущ свой набор базовых ценностей, а следовательно, и культурных концептов. К ключевым концептам англоязычной культуры А. Вежбицкая относит следующие: ‘fairness’, ‘justice’, ‘freedom’,
‘liberty’, ‘commitment’, ‘opportunity’, ‘efficiency’, ‘responsibility’, ‘prosperity’, ‘safety’ [3]. При этом каждая отдельная лин-гвокультура (например, американская или британская) может иметь некоторые отличия в конфигурации структуры заявленных концептов. Важно также отметить, что в различные периоды развития социума те или иные концепты могут приобретать главенствующее значение, в то время как другие актуализируются в значительно меньшем количестве контекстов, что может быть связано со сложившейся экономической, политической и социокультурной ситуацией. Так, по мнению Дж. Лакоффа, для большинства представителей современного американского общества, доминантными являются следующие концепты: ‘fairness’, ‘freedom’, ‘equality’,
‘responsibility’, ‘integrity’, ‘security’ [4]. В виду предложенных выше рассуждений, логично предположить, что эти концепты и будут формировать содержательный план когнитивного состояния целевой аудитории политика.
Результаты оценки политиком когнитивного состояния своей целевой аудитории соотносятся с конечными целями автопрезентации, что приводит к переформатированию уже имеющихся знаний. Данный процесс вторичной когнитивной обработки сформированных ментальных репрезентаций с учетом ориентирования на когнитивное состояние адресата связан с появлением вторичной структуры знания. Репрезентация вторичных структур знания свидетельствует о возможности варьирования содержательных характеристик концепта. Вариативность культурного концепта может проявляться как в появлении новых концептуальных характеристик, так и изменении конфигурации имеющихся характеристик под действием принципа информационной конгруэнтности.
Принцип информационной конгруэнтности в автопрезентации политиков заключается в том, что конструирование ситуации в «Я-позиции» и в позиции «Другого» должно совпадать [5]. Поэтому та или иная культурная доминанта получает в ходе конструиро-
вания автопрезентации тот набор и ту конфигурацию характеристик, которые соответствуют ожиданиям целевой аудитории.
Поясним сказанное выше на примере анализа вариативности концепта ‘security’ в дискурсе американских политиков.
Для выявления структуры культурного концепта ‘security’ были проанализированы словарные дефиниции одноименных лексем в ряде лексикографических источников [6-10]. На основе проведенного концептуального анализа были установлены следующие характеристики концепта ‘security’, составляющие ядро концепта:
1) безопасность, обеспечение защиты человека, страны от опасности;
2) стабильность.
Различия в способах актуализации указанного концепта обусловлены, прежде всего, партийной принадлежностью политического деятеля. Как отмечает Дж. Лакофф, республиканцы и демократы имеют не просто различные политические программы, но, что более существенно, различные мыслительные структуры, которые лежат в основе данных программ [11]. Так исследователь доказывает, что преобладающими архетипами, которые определяют процесс концептуализации действительности членами американского общества, являются модели «строгий отец» и «воспитывающий родитель», активизация которых и ведет к появлению вариативности в наборе и конфигурации характеристик культурного концепта ‘security’.
Анализ практического материала показывает, что как для политиков-республикан-цев, так и для демократов характерна актуализация выделенных характеристик концепта ‘security’. Однако в силу различия когнитивных моделей «строгий отец» и «воспитывающий родитель», а также в результате действия принципа информационной конгруэнтности выделенные характеристики уточняются по-разному и, следовательно, по-разному актуализируются в дискурсе республиканцев и демократов. Для политиков демократов характерно представление о безопасности как результате обеспечения необходимого уровня защиты через выполнение правительством своих обязательств перед гражданами (пример 1), а также посредством разработки последовательных мер, которые
способны укрепить безопасность страны (пример 2):
1) The first responsibility of government is to keep this country safe from all enemies foreign and domestic (B. Obama) [12];
2) On my first full day in office I directed my national security team to undertake a comprehensive review of our strategy in Iraq to determine the best way to strengthen that foundation, while strengthening American national security. We have acted with careful consideration of events on the ground and with a critical recognition that the long-term solution in Iraq must be political - not military (B. Obama) [12].
Пример 2 также наглядно демонстрирует посредством повторного употребления лексемы strengthen (в форме инфинитива и причастия настоящего времени) оборонительную, основанную на политических решениях, а не на применении силы (political - not military) тактику демократов, в отличие от тактики нападения как средства обеспечения безопасности страны, которой придерживаются республиканцы:
3) I fought for the right strategy and more troops in Iraq... And when the pundits said my campaign was finished, I said I’d rather lose an election than see my country lose a war. <... > I don’t mind a good fight. I fight for Americans. I fight for you (J. McCain) [13];
4) Stand up to defend our country from its enemies (J. McCain) [13];
З) To keep us safe we must rebuild the structure and mission of our military (J. McCain) [13].
Объективизация концепта ‘security’ в дискурсе республиканцев тесно связана с концептом ‘fight’, вербализованным в примере 3 посредством повтора одноименной лексемы, а в примере 4 - посредством синонимичной лексемы stand up. Пример З демонстрирует роль вооруженных сил для обеспечения безопасности страны.
Приведенные примеры, таким образом, иллюстрируют появление уточняющей характеристики «обеспечение безопасности путем применения силы» в составе культурного концепта ‘security’. Данная характеристика соответствует модели «строгий отец», определяющей концептуализацию действительности как самого политика, так и его целевой аудитории. Прогнозирование ожида-
ний целевой аудитории свидетельствует о реализации принципа информационной конгруэнтности.
Сложная экономическая ситуация обусловливает актуализацию характеристики «стабильность» концепта ‘security’ преимущественно как «экономической стабильности», что характерно для дискурса представителей обеих партий и вербализуется, как правило, за счет употребления лексемы economic в сочетании с именем концепта:
6) I take America’s economic security as seriously as I do her physical security (J. McCain) [13];
7) America’s families and America’s small business deserve economic security (B. Obama) [12].
Однако средством достижения стабильности в дискурсе политиков-демократов в соответствии с моделью «воспитывающий родитель» являются действия правительства:
8) Everything we have done over the past year has been not only to right our economy, but also to restore some of the security middle-class families have felt slipping away for over a decade now. It’s part of what it means to govern (B. Obama) [12].
Политики-республиканцы связывают
экономическую стабильность с дисциплиной, личной ответственностью и инициативой граждан:
9) We believe in spending discipline and open markets. We believe in rewarding hard work and risk takers and letting people keep the fruits of their labour. (J. McCain) [13].
Таким образом, в ходе автопрезентации политика как метакогнитивного процесса в содержательной структуре культурного концепта появляются уточняющие характеристики. Репрезентация этих характеристик нацелена на манипулирование сознанием целевой аудитории политика. Возможность варьирования содержательной структуры концепта свидетельствует о динамичности автопрезентации как процесса и гибкости политика как ее автора. Факт варьирования содержательной структуры концепта связан с ориентированием на ожидания целевой аудитории и, в целом, способствует повышению эффективности автопрезентации.
1. Фуре Л.А., Чернышева А.П. Автопрезентация как метакогнитивный процесс II Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов, 2010. № 3. С. З-11.
2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004.
3. Wierzbicka A. English. Meaning and Culture. Oxford, 2006.
4. Lakoff G. Thinking Points. Communicating our American values and visions. N. Y., 2006.
З. Чернышева А.П. Принцип информационной конгруэнтности в автопрезентации политика II Взаимодействие мыслительных и языковых структур: собрание научной школы: материалы Всероссийской научной конференции. Тамбов, 2010. С. 244-249.
6. MMED - Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. Macmillan Publishers Ltd, 200З.
7. COBUILD - Collins COBUILD English Language Dictionary. L., 1990.
8. CIDE - Cambridge International Dictionary of English. Cambridge, 1995.
9. OALDCE - Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English / Hornby A.S., Cowie A.P., Gimson A.C. Oxford, 1980.
10. LDCE - Longman Dictionary of Contemporary English. Harlow; London, 1978.
11. Lakoff G. The Political Mind. A cognitive scientist’s guide to your brain and it’s politics. N. Y., 2009.
12. Транскрипты выступлений Б. Обамы URL: http://obamaspeeches.com/ Загл. с экран.
13. Транскрипты выступлений Дж. Маккейна. URL: http://www.realclearpolitics.com /articles/ 2008/08/mccain_speeches. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию З.07.2010 г.
UDC 81' 37; 81'23
VARIATION OF CULTURAL CONCEPTS IN POLITICIAN’S AUTOPRESENTATION (ON THE MATERIAL OF AMERICAN POLITICAL DISCOURSE)
Anna Petrovna Chernysheva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of English Philology Department, e-mail: Annatmb1986@mail.ru
The paper studies the possibilities of variation of cultural concept characteristics based on the expectations of the politician’s target audience. The structure of cultural concept acquires qualifying characteristics aiming at manipulating human mind.
Key words: autopresentation; metacognitive process; cognitive state; information congruence; cultural concept.