УДК 94(510)
ЦЫРЕМПИЛОВА Виктория Эдуардовна — аспирант Института монголоведения, буддологии и тибетологии СОРАН(670047, Россия, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; vikaliv21@ yandex.ru)
автономный район внутренняя
МОНГОЛИЯ конца 1970-х - нАЧАЛА 1990-х гг.
в официальной китайской прессе
(на материалах газеты «Жэньминь Жибао»)
Аннотация. Одним из важнейших стратегических районов КНР является Автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ). На протяжении XX в. скачкообразно изменявшаяся национальная политика по отношению к национальным автономиям оказала огромное влияние на жителей Внутренней Монголии. В первое десятилетие «политики реформ и открытости» АРВМ получила серьезную поддержку своего развития. Официальная китайская пресса постоянно освещала происходившие в регионе изменения. Ключевые слова: Автономный район Внутренняя Монголия, национальная политика, политика реформ и открытости, газета «Жэньминь Жибао»
В современных условиях глобализации Китайская Народная Республика продолжает активизировать внутреннюю политику. С момента провозглашения КНР в 1949 г. по настоящее время в национальной политике Китая можно выделить три этапа: 1) с 1949 г. и до конца 1950-х гг.; 2) два следующих десятилетия и, наконец, 3) с 1980-х гг. по настоящее время [Традиционный... 2013: 118-156]. Первый этап отмечен важными изменениями в национальном вопросе: он разрешался путем развития национальных автономий [Буяров 2015: 119]. Второй этап был связан с политикой «большого скачка» и так называемой культурной революцией, которые негативно сказались на развитии национального вопроса, что проявилось в «слиянии национальностей» [Буяров 2016: 39-40]. Третий же этап характеризуется концепцией, что «период социализма - это период процветания всех национальностей». В целом национальная политика на данном этапе направлена на ускорение социально-экономического и культурного развития национальных районов [Буяров 2013].
Внутренняя Монголия КНР (АРВМ) - один из приоритетных районов Китая, получивший статус автономного района в 1947 г., еще до провозглашения КНР. Огромная территория для развития скотоводства и земледелия, немалые лесные запасы и природные ресурсы, а также пограничное расположение с Россией и Монголией непосредственно влияют на политику китайского правительства по отношению к этому региону. Начиная с первой пятилетки, Внутренняя Монголия рассматривается как регион, требующий особого подхода в развитии с сохранением национальных особенностей.
В годы так называемой культурной революции из-за жесткой национальной политики, пропагандируемой лидерами Коммунистической партии Китая, в АРВМ постепенно искоренялись традиции, религия и культура монгольского народа. Самой тяжелой потерей стало отделение части территории АРВМ и присоединение к другим провинциям северного Китая, повлекшее за собой снижение численности монголов на территории АРВМ до 600 тыс. чел. Но уже в 1979 г., после переоценки событий «культурной революции» китайское правительство вернуло утерянные в 1969 г. территории АРВМ. В статье «ЦК КПК и Госсовет вынесли решение о восстановлении административного деления АРВМ
от 1949 г.», напечатанной в газете «Жэньминь Жибао» (официальный орган ЦК КПК) от 21 июля 1979 г., отмечалось: «Шаг за шагом продвигать политический курс партии по отношению к национальным автономиям, укреплять единство национальностей, способствовать развитию экономического строительства и культурно-просветительского дела в районах национальных меньшинств, усиливать национальную безопасность»1.
С переходом к политике «реформ и открытости» начинается новый этап развития национального вопроса. В этой связи ЦК КПК принял программу укрепления национальной политики: «Усиливать национальную сплоченность и укреплять единство родины; защищать границы и стабильность в районах проживания национальных меньшинств... Государство будет оказывать всевозможную поддержку национальным меньшинствам в экономическом и культурном развитии»2.
На сайте документов ЦК КПК, посвященном малым народам Китая, в одном из документов говорится о Внутренней Монголии. В нем изложены условия развития АРВМ, прежде всего сельского хозяйства - производства сахарной свеклы, баранины и молочной продукции, а также легкой промышленности (изделия из кашемира и кожи).
С 80-х гг. XX в. государство начинает оказывать целевую поддержку малонаселенным, бедным, но имеющим потенциал развития районам Китая. Дэн Сяопин заявлял, что необходимо продвигать одни районы в большей мере, чтобы в последующем они стали фундаментом для других районов. Так постепенно началось тотальное освоение АРВМ: на территорию региона прибывают все больше и больше представителей ханьской национальности для разработки природных ресурсов и развития сельского хозяйства. Однако в глазах монголов этот процесс носит негативный характер и вызывает опасения возможного ущемления их прав.
Будучи одним из быстро развивающихся национальных районов, АРВМ находится под пристальным вниманием официальной китайской прессы. Со времени принятия курса «четырех модернизаций» на XI съезде ВСНП в декабре 1978 г. и до прихода к власти Цзян Цзэминя в 1993 г. материалы о Внутренней Монголии часто появлялись на страницах официального рупора Коммунистической партии Китая «Жэньминь Жибао».
В декабре 1982 г. вносятся изменения в Конституцию КНР, касающиеся регулирования прав в национальных автономиях. В этой связи «Жэньминь Жибао» от 9 декабря 1982 г. опубликовала серию статей руководителей национальных автономий, в т.ч. и АРВМ, дававших положительную оценку этих изменений3.
В мае 1984 г. на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) был принят закон КНР «О районной национальной автономии», который закреплял права автономных районов на реализацию идеи равноправия среди всех национальных меньшинств4, что вызвало позитивный отклик со стороны руководства АРВМ. Один из пунктов закона гласил: «Местные органы власти имеют право на учреждение органов самоуправления, осуществление права автономии». Анализ материалов газеты «Жэньминь Жибао» позволяет судить о результатах политики местного самоуправления, увеличении числа националь-
1 «ФЯФА, Я&К&тЁ ИЖЙ^ШЙЕ-ЛТЧЛ^-ЬЯЙЙМ^ЙЕЙ», ЛЙВЛ, 21.07.1979, ШШ-
2 Сайт КПК. Доступ: http://cpc.people.com.cn/GB/64184/64186/66699/index.html (проверено 14.02.2017).
3 , ЛЙВЖ, 9.12.1982, ШШ
4 «й^ШёШ^^ШШ^, ШШЕШ^Ш»», АК0т, 4.06.1984
ных кадров (ганьбу). Так, например, в статье от 24 августа 1984 г. «АРВМ обращает большое внимание на воспитание и выбор кадровых работников из национальных меньшинств1» говорилось о значительном увеличении числа представителей малочисленных народов среди работников управления.
В годы 7-й пятилетки (1986-1990 гг.) основной упор делался на развитие экономического сектора, подъем сельского хозяйства. Результаты этой пятилетки отражали начало нарастающей мощи современного Китая, а также подтверждали успехи китайского руководства в осуществлении национальной политики, которая является важнейшим направлением проводимых реформ. По основным показателям в эту пятилетку объем производства аграрно-промышленного комплекса в АРВМ вырос на 38%, ВВП - на 44%. Темпы развития АРВМ в этот период также увеличились. Статья «Внутренняя Монголия активно поддерживает государственное строительство. Со дня момента установления автономии АРВМ обеспечила более 460 млн ресурсов»2 предлагает ознакомиться с номенклатурой продукции, которая производится на территории АРВМ, и подводит некоторые итоги 7-й пятилетки.
В июле 1987 г. АРВМ отметил 40-летие со дня установления автономии. К этому событию был приурочен ряд статей на страницах «Жэньминь Жибао», в которых освещались результаты развития сельскохозяйственного сектора, разработки месторождений природных ископаемых, а также было отмечено улучшение в социальной, научной, образовательной и культурной сферах жизни. В публикациях подчеркивалось, что такие впечатляющие успехи были достигнуты под «четким руководством КПК», а также «благодаря верному следованию социалистической идеологии»3.
В марте 1990 г. «Жэньминь Жибао» подвела итоги прошедшего года, а также итоги 7-й пятилетки. Самым главным результатом стали показатели введения в кадровый состав местного управления представителей национальных меньшинств, которые в результате составили 50,77% кадровых работников. Кроме того, отмечалось повышение уровня образования в АРВМ: число школьников - представителей малых народностей составило 25,8%. В сфере экономики в 1990 г. впервые валовый объем производства промышленности и сельского хозяйства составил 170 млн юаней, бюджетные доходы превысили 1 млн юаней, а средний доход на душу населения достиг 916 юаней4. Такие показатели повлияли на решение правительства об усилении экономической составляющей национальной политики.
В октябре 1990 г. генеральный секретарь КПК Цзян Цзэминь посетил АРВМ с целью проведения плановой проверки результатов экономического и социального развития региона. В этой связи «Жэньминь Жибао» несколько раз повторяет слова Цзян Цзэминя о «сплочении всех наций - сохранении единства всей страны»5.
На XIV и XV съездах КПК председатель КНР Цзян Цзэминь декларировал следующие принципы укрепления национальной политики:
«1) преодоление различий в уровнях социально-экономического развития национальных регионов;
2) разрешение противоречий, существующих между национальностями;
1 «ЙШЁ^И^ЕЖШ^ЙШ^ЙКК^, вй£к/>»йлгрдавйй:+л»,лйв
Ш,24.08.1984, ШШ
3 30.7.1987, тж
5 ШШ. ^З^ тт
1. ю. 1990, шт
3) уважение к национальной культуре со стороны малых национальностей, и в т.ч. со стороны ханьцев».
Именно безукоризненное следование этим принципам позволит, подчеркнул он, «создать прочную гарантию дела социалистической модернизации и политики реформ и открытости» [Цзян Цзэминь 2004: 203-204]. Цзян Цзэминь неоднократно заявлял, что для решения национального вопроса необходимо продолжать подготовку кадров из числа представителей национальных меньшинств. Именно это позволит укрепить социально-экономическое развитие национальных автономий, что и было осуществлено в последующие годы.
Значимым для укрепления китайско-монгольских отношений является развитие отношений АРВМ КНР с Монголией. Китайское правительство пристально следит за выстраиванием этого сотрудничества. Не случайно этому вопросу посвящены специальные публикации «Жэньминь Жибао», в которых находит отражение уровень взаимодействия между регионами. Одна из статей посвящена монгольским борцам, прибывшим для подготовки и соревнований во Внутреннюю Монголию1. 27 октября 1985 г. на страницах «Жэньминь Жибао» была опубликована статья, посвященная прибытию в АРВМ делегации общества дружбы из Монголии2.
В этот период Советский Союз также оказывал немалую помощь АРВМ, а также поддерживал торговые отношения с Внутренней Монголией. 3 февраля 1987 г. в «Жэньминь Жибао» говорилось о развитии торговых отношений между Советским Союзом и АРВМ3. А статья от 16 апреля 1989 г. посвящена развитию торговли АРВМ с Советским Союзом и Монголией4.
Основной лейтмотив статей, касающихся устройства АРВМ, можно выразить двумя положениями: 1) ЩШЖ^^РШ - «никто никого не оставит» (перевод автора) и 2) М^Ж^Л1 - «взаимная неотделимость ханьцев и национальных меньшинств». Данные положения напрямую отражают идеи КПК, направленные на укрепление отношений между национальными меньшинствами КНР и на объединение ханьцев и представителей малых народов Китая. Позднее эти положения интерпретируются в формулу «развитие любого сектора не обходится без ханьцев, но также и без малых народностей».
В ходе изучения материалов газеты «Жэньминь Жибао» в рассматриваемый период стоит отметить увеличение числа статей, посвященных социально-экономическому развитию Внутренней Монголии. Улучшение экономических показателей в этом регионе китайское правительство рассматривает как результат поступательной национальной политики. Это фактически связано с поставленной задачей сохранения целостности всего китайского народа без разделения на ханьцев и не ханьцев.
Органы местного самоуправления также проявляли особое внимание к другим малым народам, проживающим на территории Внутренней Монголии. Так, в статье от 2 июля 1980 г. упоминалось о «поддержке автономий эрочонов, дауров и эвенков»5. Оказание всесторонней поддержки малым народам является одним из положений выдвинутой китайским правительством теории: «никто никого не оставит».
Таким образом, Автономный район Внутренняя Монголия КНР с момента провозглашения курса «четырех модернизаций» и до прихода к власти Цзян
26.01.1983, ШШ
2 Ш 27.01.1985,шт
3 «й^^^^т^^ай^^^йтай-^далквт- 3.02.1987, шш
4 ШК «ЙШ^аИК^Ш^ИШИ». ЛЙВШ,16.04.1989,
ЛЙВ»,2.07.1980,ШК
Цзэминя получал серьезную поддержку со стороны государства, укрепляя тем самым национальную государственность. В последующие годы, согласно заявлениям на XIV и XV съездах КПК, не только увеличивалась поддержка АРВМ китайским правительством в рамках национальной политики, но и улучшались социально-экономические показатели развития региона, что позволило ему стать одним из передовых национальных районов. Новости о Внутренней Монголии в официальной китайской прессе, и особенно на страницах газеты «Жэньминь Жибао», на протяжении рассматриваемого периода являлись объектом пристального внимания со стороны китайского правительства, что свидетельствует о том, что АРВМ играет все большую роль во внутренней политике государства.
Статья подготовлена при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ) в рамках научно-исследовательского проекта «Монгольские народы: исторический опыт трансформации кочевых сообществ Азии» № 14-18-00552 (2014-2016).
Список литературы
Буяров Д.В. 2013. Национальная политика КНР на рубеже 1970-80-х гг. по 2000 г. — Россия и Китай: История и перспективы сотрудничества. Материалы III Международной научно-практической конференции. Благовещенск: Изд-во Благовещенского государственного педагогического университета. С. 138-150.
Буяров Д.В. 2015. Особенности национальной ситуации ко времени образования Китайской Народной Республики. — Гуманитарные науки и образование. № 1(21). С. 117-120.
Буяров Д.В. 2016. Национальная политика Китая в конце 1950-х — конце 1970-х гг. — Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 8. № 1-1. С. 39-43.
Традиционный Китай на пути трансформации (под ред. Д.В. Буярова). 2013. М.: Красанд. 320 с.
Цзян Цзэминь. 2004. О социализме с китайской спецификой. М.: Памятники исторической мысли. Т. 2-3.
TSYREMPILOVA Viktoriya Eduardovna, postgraduate student at the Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, SB RAS (6Sakhyanovoj St, Ulan-Ude, Republic of Buryatiya, 670047, Russia; [email protected])
AUTONOMOUS REGION INNER MONGOLIA AT THE END OF THE 1970s - THE BEGINNING OF THE 1990s IN OFFICIAL CHINESE PRESS
(on the materials of «Renmin Ribao» newspaper)
Abstract. One of the most important strategic areas of the PRC is the Autonomous Region Inner Mongolia (ARIM). Throughout the 20th century, the spasmodically changing national policy towards national autonomies had a huge impact on the inhabitants of Inner Mongolia. In the first decade of realization of the policy of reform and openness, ARIM received serious support for its development. The official Chinese press constantly covered the changes taking place in the region. Keywords: Autonomous region Inner Mongolia, national policy, policy of reform and openness, newspaper «Renmin Ribao»