Научная статья на тему 'Автономное, бюджетное, казённое: какой тип учреждения выбрать школе'

Автономное, бюджетное, казённое: какой тип учреждения выбрать школе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
992
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШКОЛЫ / "СТАРОЕ" И "НОВОЕ" БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / "OLD" AND "NEW" BUDGET ORGANIZATION / REFORM OF PUBLIC INSTITUTIONS / THE LEGAL STATUS OF SCHOOL / CHANGES FOR AUTONOMOUS AGENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вифлеемский Анатолий Борисович

Подписан закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Последствия для школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автономное, бюджетное, казённое: какой тип учреждения выбрать школе»

А

ВТОНОМНОЕ. БЮДЖЕТНОЕ, казённое: какой тип учреждения выбрать школе

Анатолий Борисович Вифлеемский,

директор Центра экономики образования, доктор экономических наук, г. Нижний Новгород

• реформирование системы бюджетных учреждений • правовое положение школы • «старое» и «новое» бюджетное учреждение • изменения для автономных учреждений

Невзирая на отрицательную реакцию общественности, Государственной думой РФ принят, Советом Федерации одобрен и Президентом РФ подписан закон с невнятным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»1.

По своим последствиям для системы образования этот закон будет значительно серьёзнее, нежели принятый в 2004 году закон «о монетизации льгот». При этом принципиальный подход к кардинальному реформированию системы бюджетных учреждений, стыдливо называемому «совершенствованием», тот же самый. Поэтому мы новый закон называем законом о монетизации бюджетных учреждений.

1 Федеральный закон 8 мая 2010 года № 8Э-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Сегодня почти все школы — бюджетные учреждения и, если они останутся в прежнем статусе, все они будут «монетизированы». Подвох происходящих изменений законодательства состоит в том, что под старым названием «бюджетное учреждение» скрывается совершенно новая организационно-правовая форма. А привычное в нынешних условиях «бюджетное учреждение» фактически переименуется в казённое.

Варианты правового положения школы в условиях нового законодательства

Сразу ответим на вопрос: «какую форму лучше выбрать школе?». Если школа хочет развиваться (что невозможно в существующих условиях без привлечения внебюджетных средств), если школа работает в режиме «школа-хозяйство», то единственный выход для неё — перейти в статус автономного учреждения. Как бы страшно это ни казалось.

Если же школа не имеет внебюджетных доходов, не зарабатывает денег

(по крайней мере, легально), ей лучше всего выбрать тип «казённое учреждение» (если, конечно, разрешат местные власти).

И самый плохой вариант для школы — ничего не делать, оставаться бюджетным учреждением. Это, на наш взгляд, самый плохой тип государственного (муниципального) учреждения для школы, сочетающий в себе все риски автономных учреждений и почти все недостатки казённых учреждений.

Если коллектив школы не хочет ничего менять в своём положении, ему надо стремиться к преобразованию в казённое учреждение. При этом следует учитывать, что никаких «заработанных» средств у такой школы по закону быть не может — все доходы школы являются доходами бюджета.

Если школа хочет экономической свободы, если есть заработанные деньги, то надо становиться автономным учреждением. При этом следует учитывать риски сокращения государственных (муниципальных) заданий и недостаточного объёма субсидий для покрытия расходов школы.

Оставаясь в форме бюджетного учреждения, школа остаётся в казначействе, но при этом вместо сметы получает субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания. То есть будет вынуждена зарабатывать деньги так же, как автономное учреждение. Однако при этом сохранятся все «прелести общения» с органами казначейства. Не сомневаюсь, что расходовать субсидию будет столь же непросто, как и сегодня деньги по смете. Хотя заработанные деньги не отберут в бюджет, а оставят школе.

А теперь обо всём этом подробнее, для того чтобы коллектив школы мог сделать осознанный выбор. Если, конечно, ему позволят это сделать местные власти, от которых во многом зависит практика реализации новаций законодательства.

«Старое» бюджетное учреждение переименовали в казённое

Нынешнее бюджетное учреждение в рамках нового правового регулирования типов учреждений становится казённым учреждением с небольшими модификациями.

Казённое учреждение определяется как государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Казённое учреждение находится в ведении соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, который, в том числе, будет определять порядок утверждения бюджетных смет подведомственных казённых учреждений.

В свою очередь, бюджетная смета определяется в законопроекте как смета казённого учреждения, устанавливающая в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств.

Любые средства, полученные казёнными учреждениями от приносящей доходы деятельности (которую они могут осуществлять только в случаях, предусмотренных их учредительными документами), поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Такая же норма имеется в настоящее время и относительно бюджетных учреждений, однако не везде она исполнялась.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) законопроектом предлагается относить, в том числе, ассигнования на обеспечение выполнения функций казённых учреждений.

Единственное существенное отличие от бюджетных учреждений заключается в том, что они не должны получать государственные (муниципальные) задания, тогда как согласно ст. 69.2 действующего Бюджетного кодекса РФ старые бюджетные учреждения должны иметь такие задания. Учитывая, что, за исключением отдельных регионов, государственные задания так нигде и не формировались, перейдя в статус казённого учреждения, школа (нынешнее бюджетное учреждение) практически никаких изменений в регламентации своей деятельности не ощутит.

Таким образом, существующие бюджетные учреждения просто переименовали в казённые, и если ничего в существующем положении администрация школы менять не хочет, ей надо стремиться к изменению типа своего учреждения на казённое.

При этом в любом случае придётся вносить изменения в устав школы, так как с вступлением в силу Закона № 8Э-ФЗ устав бюджетного или казённого учреждения должен содержать наименование учреждения с указанием типа соответственно «бюджетное учреждение» или «казённое учреждение», сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казённое учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Новое бюджетное учреждение

По умолчанию нынешние бюджетные учреждения так и останутся бюджетными. Однако правовое положение существующих бюджетных учреждений меняется кардинально,

так как под прежним названием скрывается новая организационно-правовая форма, очень близкая к типу «автономное учреждение». Бюджетное учреждение можно даже назвать «недоделанным» автономным учреждением, и такое определение в полной мере отражает ущербность этой придуманной финансистами организационно-правовой формы.

Субсидиарная ответственность собственника имущества государственного (муниципального) учреждения сохраняется лишь для казённых учреждений. На бюджетные учреждения субсидиарная ответственность впредь не будет распространяться, так же как и на автономные. То есть потенциально, при недостаточности средств на уплату каких-либо долгов (включая долги по оплате растущих огромными темпами коммунальных услуг), может быть обращено взыскание на имущество бюджетного учреждения (за исключением недвижимого имущества и имущества, отнесённого к категории особо ценного движимого).

Отнесение имущества к «особо ценному движимому» осуществляется примерно так же, как и для автономных учреждений. Вот только вместо Наблюдательного совета автономного учреждения, формируемого учредителем, для бюджетных учреждений все функции согласования выполняет напрямую учредитель, без лишних «прокладок».

В отличие от автономных учреждений, ликвидация субсидиарной ответственности собственников бюджетных учреждений сопровождается обязательностью включения в трудовой договор с руководителем следующего пункта: «условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности,

превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя». В результате, если в связи с недостаточностью средств субсидий бюджетное учреждение не сможет заплатить различным коммунальным организациям, директора можно будет просто уволить, найдя при этом директора, который «изыщет» дополнительные ресурсы (понятно, что в школе их можно найти только у родителей учащихся).

Бюджетное учреждение определяется теперь как некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определёнными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Школа, являясь бюджетным учреждением, должна будет осуществлять в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с оказанием услуг, относящихся к её основным видам деятельности. При этом бюджетное уч-

реждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания, каким бы недостаточным ни казалось его финансовое обеспечение.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Для муниципальных школ это будет бюджет соответствующего муниципального образования, для государственных (в т.ч. в Москве и Санкт-Петербурге) — бюджет субъекта РФ (названные города — самостоятельные субъекты РФ).

Законом № 83-Ф3 определено, что школа как бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, финансирование бюджетных учреждений будет осуществляться так же, как и автономных — субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания. Только они будут находиться не на расчётном счёте учреждения в банке, как у автономного, а в органе казначейства. Поэтому на практике никакой свободы и оперативности в использовании средств у бюджетных учреждений не прибавится. Субсидии будут выделяться с подразделением на различные коды и подкоды бюджетной классификации, которые по-прежнему будет определять Минфин России.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания должно будет осуществляться с учётом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых

за бюджетным учреждением учредителем или приобретённых бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признаётся соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные (от основных) виды деятельности, предусмотренные его учредительным документом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.

Хотя бюджетные учреждения отныне не будут получать бюджетные средства, на них по-прежнему распространяются положения, установленные законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Бюджетные учреждения обязаны также вести реестры закупок, осуществлённых без заключения договоров (контрактов), в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ для получателей бюджетных средств.

Все государственные (муниципальные) учреждения, а не только автономные, будут обязаны давать отчёт о результатах своей деятельности и об использовании закреплённого за ними государственного (муниципального) имущества. Отчёт составляется и утверждается в порядке, определённом соответствующим органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Кроме того, все учреждения обязаны обеспечить открытость и доступность следующих документов:

• учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесённые в них изменения;

• свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;

• решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;

• решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;

• положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;

• план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составленный

и утверждённый в порядке, определённом соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов РФ;

• годовая бухгалтерская отчётность государственного (муниципального) учреждения;

• сведения о проведённых в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях

и их результатах;

• государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ).

Что меняется для автономных учреждений

Изменения правового регулирования автономных учреждений не очень объёмны, но существенны.

Во-первых, меняются формулировки.

Так, в частности, иначе определяется порядок определения особо ценного имущества. Фактически в закон перенесены и конкретизированы нормы, ранее присутствовавшие в подзаконном акте — Постановлении Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке

определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения».

Несколько меняется формулировка задания учредителя: «Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесёнными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг».

Корректируется также порядок финансирования автономных учреждений. Исключается возможность предоставления «субвенций» (которые на практике созданным автономным учреждениям и не предоставлялись), а также вместо «финансового обеспечения развития автономных учреждений в рамках программ, утверждённых в установленном порядке», будет осуществляться финансирование «с учётом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем».

Во-вторых, уточняются требования к формированию наблюдательного совета автономного учреждения, а также к его полномочиям.

Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одной трети от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления должны составлять представители учредителя автономного учреждения. Руководителю автономного учреждения при этом предоставляется право участвовать в заседаниях наблюдательного со-

вета автономного учреждения с правом совещательного голоса.

Полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях, теперь императивно прекращаются досрочно в случае прекращения трудовых отношений. Кроме того, они могут быть в любой момент прекращены досрочно по представлению указанного государственного органа или органа местного самоуправления.

Наблюдательный совет вместо руководителя должен будет утверждать годовую бухгалтерскую отчётность автономного учреждения.

В-третьих, вследствие выявившихся проблем с неурегулированностью прав федеральных государственных учреждений законопроект упрощает процедуру перехода в автономные учреждения в части передачи имущества существующего бюджетного учреждения. При передаче объектов недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на которые были оформлены после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в оперативное управление автономных учреждений, государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования на указанные объекты в случае, если такая регистрация ранее не проводилась, осуществляется одновременно с государственной регистрацией права оперативного управления автономных учреждений. Основания для государственной регистрации права оперативного управления автономных учреждений — решения о создании соответствующих автономных учреждений.

Уточняется и порядок создания автономных учреждений, конкретизируя возложение

функций принятия решения и исполнение полномочий учредителя. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, путём изменения типа существующего федерального бюджетного или казённого учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в соответствующей сфере, в отношении учреждения, находящегося в ведении этого органа или федеральных служб и агентств, подведомственных этому органу, а также федеральным органом государственной власти (государственным органом), руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, в отношении федерального бюджетного или казённого учреждения, находящегося в его ведении.

Функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, созданного путём изменения типа существующего федерального бюджетного учреждения, реализует федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, тип которого был изменён.

В связи с этими изменениями несколько меняются и требования к решению о создании автономного учреждения путём изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Оно должно будет содержать сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя создаваемого автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения только для государственных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ или муниципальных учреждений.

А теперь о весьма неприятных для автономных учреждениях изменениях.

Первое негативное изменение связано с тем, что с 1 января 2011 года автономные учреждения не смогут переходить на упрощённую систему налогообложения. И это изменение касается небольших школ (с числом работни ков до 100 человек), которые смогли бы оп-

тимизировать таким образом объёмы уплачиваемых налогов.

Второе негативное изменение коснётся многих автономных учреждений.

Если ранее автономные учреждения не могли открывать счета в органах казначейства, то теперь эти нормы смягчены — «автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований».

Можно ли сомневаться, что во многих регионах автономные учреждения просто заставят воспользоваться своим правом?! На практике, полагаю, наиболее распространённой ситуацией станет перечисление субсидий из бюджета автономным учреждением именно на лицевые счета в органах казначейства. При этом, будем надеяться, что в большинстве случаев автономные учреждения не станут заставлять и заработанные деньги расходовать через органы казначейства, так как в последнем случае вообще останется лишь одно существенное отличие автономного учреждения от бюджетного — возможность невыполнения положений Федерального закона № 94-ФЗ.

При этом формулировки статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» не позволяют автономному учреждению отказаться от использования своего «права» открыть лицевой счёт в органе казначейства. Дело в том, что учредители автономных

учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (муниципальной собственности), также вправе заключать соглашения об открытии автономным учреждениям, находящимся в их ведении, лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства.

Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством на основании соглашений, заключённых учредителями автономных учреждений с территориальными органами Федерального казначейства.

Кроме того, открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям возможно в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), причём это осуществляется в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования).

Проведение кассовых выплат за счёт средств автономных учреждений осуществляется территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших автономным учреждениям.

Автономное учреждение — единственный выход для сохранения сельской школы-хозяйства

Вносимые Законом № 83-Ф3 изменения в Налоговый кодекс РФ отменяют возможность автономным учреждениям переходить на упрощённую систему налогообложения, однако сохраняют право на переход сельских автономных учреждений — школ на

уплату единого сельскохозяйственного налога. При этом для казённых и бюджетных учреждений устанавливается запрет на применение этого режима налогообложения, при котором объём уплачиваемых налогов уменьшается в разы.

Поэтому сельской школе, имеющей значительные объёмы сельскохозяйственного производства, в целях оптимизации налогообложения выгодно переходить в форму автономного учреждения и использовать специальный режим налогообложения — единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Уплата единого сельскохозяйственного налога заменяет собой совокупность налогов, подлежащих уплате при применении общепринятой системы налогообложения, в том числе налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций. Иные налоги и сборы уплачиваются в общем порядке. Также производится уплата страховых взносов. Однако налоги, заменяемые единым налогом, наиболее затратные, проблемные и требуют к тому же ведения дополнительного учёта.

Перейти к уплате единого сельскохозяйственного налога сельская школа может, если будет признана сельскохозяйственным производителем. Им признаётся организация и индивидуальный предприниматель, производящие сельскохозяйственную продукцию и/или выращивающие рыбу, осуществляющие её первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и/или рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведённой ими сельскохозяйственной продукции и/или выращенной ими рыбы, включая продукцию её первичной переработки, произведённую ими из сельскохозяйственного сырья собствен-

ного производства и/или выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%. При промышленной переработке продукции доля дохода от реализации продукции первичной переработки в общем доходе определяется исходя из соотношения расходов на производство и первичную переработку в общей сумме расходов на производство продукции из произведённого сырья.

Для перехода на этот налоговый режим школе необходимо определить долю дохода от реализации сельхозпродукции собственного производства за девять месяцев года, в котором подаётся заявление о переходе на уплату ЕСХН, в общем объёме выручки. Субсидии на реализацию государственного или муниципального задания образовательному учреждению из бюджета выручкой не являются, поэтому здесь учитывается только доход от реализации, а не бюджетное финансирование образовательной деятельности. Данные о доле дохода указываются в заявлении, подаваемом в налоговый орган по местонахождению школы в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году перехода на ЕСХН.

При этом Налоговый кодекс устанавливает также ряд ограничений при переходе на уплату ЕСХН. В частности, не вправе перейти на этот режим налогоплательщики, имеющие филиалы и/или представительства. Поэтому сельские школы, имеющие филиалы, не смогут перейти на этот режим налогообложения.

Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Доходы, которые не учитываются для целей налогообложения ЕСХН, определены ст. 251 НК РФ (к ним относятся, в том числе и средства, поступающие из бюджета для финансового обеспечения школы — автономного учреждения в форме субсидий).

При уплате ЕСХН налоговым периодом является год, а отчётным периодом — полугодие, то есть отчётность сдаётся два раза в год. Уплата налога также производится два раза в год. При этом представить декларацию и уплатить авансовый платёж по налогу необходимо до 25 июля. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счёт

уплаты налога по итогам налогового периода. Окончательный расчёт по итогам года по ЕСХН производится организациями до 31 марта. Налоговая ставка по ЕСХН установлена в размере всего лишь 6%. Пр и этом в расходы можно включить и различное оборудование (сельскохозяйственное, прежде всего), приобретаемое с целью извлечения доходов. Единый сельхозналог перечисляется в бюджет по местонахождению школы не позднее срока подачи налоговой декларации (п. 4, 5 ст. 346.9 НК РФ).

Уплата ЕСХН не освобождает организацию от ведения бухгалтерского учёта, на основании данных которого и с учётом положений гл. 26.1 НК РФ организуется налоговый учёт показателей (доходов и расходов), необходимых для исчисления налоговой базы и суммы сельхозналога. При этом должен применяться кассовый метод признания доходов, при котором датой их получения признаётся день поступления денежных средств на расчётный счёт или в кассу предприятия (п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены договора с учётом рыночных цен

(п. 3 ст. 346.6 НК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Плательщик ЕСХН может уменьшить доходы только на те расходы, которые поименованы в ст. 346.5 НК РФ. При этом расходы учитываются при налогообложении при условии, что они документально подтверждены и экономически обоснованы (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, школа должна вести строгий учёт расходов на производство сельскохозяйственной продукции. Впрочем, находясь на общем режиме налогообложения, школа также обязана вести такой учёт, уплачивая при этом налог на прибыль в больших размерах. Хотя не всегда налоговые инспекции досконально проверяют, насколько верно ведётся

налоговый учёт в сельских школах, проверки становятся всё более строгими и рассчитывать, что можно будет спать спокойно, не заплатив все придуманные государством налоги, всё сложнее.

Переходный период

На стадии принятия закона его разработчики и Правительство РФ в целом настаивали на его безотлагательном вступлении в силу (со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений). Теперь же, согласно статье 33 принятого закона, определено, что он вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых настоящей статьёй установлены иные сроки вступления их в силу.

Переходный период предполагался лишь на период до 1 января 2011 года. Скорость планируемых изменений и отсутствие должной экспертизы последствий практически гарантировали проблемы, аналогичные проблемам 2004—2005 годов при введении в действие закона о монетизации льгот.

Чтобы в преддверии выборов 2012 года избежать роста протестных настроений в регионах, после длительных раздумий власти пошли на уступки общественности и продлили переходный период до 1 июля 2012 года.

До 1 декабря 2010 года должны быть приняты законы субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления по следующим вопросам:

1) форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений в переходный период (путём предоставления субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ или на основании бюджетной

сметы с учётом особенностей, установленных ст. 33 закона № 83-ФЗ;

2) дата (не позднее 1 января 2012 года), начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов, полученных, соответственно, казёнными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казёнными учреждениями от платных услуг и иной приносящей доход деятельности;

3) порядок и направления использования бюджетными учреждениями субъектов РФ, являющимися получателями бюджетных средств, и казёнными учреждениями субъектов РФ (муниципальными бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и муниципальными казёнными учреждениями) доходов от сдачи

в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собственности) и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и/или полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности.

Кроме того, Правительство РФ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны подготовить и принять соответствующие нормативные правовые акты, различными положениями Федерального закона № 83-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ.

На переходный период законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться особенности исполнения бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов в части доведения лимитов бюджетных обязательств соответственно бюджетным учреждениям субъекта РФ,

являющимся получателями бюджетных средств, или муниципальным бюджетным учреждениям, являющимся получателями бюджетных средств. Каковы эти особенности — будут решать на местах в меру своей фантазии.

Для федеральных бюджетных учреждений такие «особенности» уже определены.

Так, в частности,

• на суммы поступивших в федеральный бю джет доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности

и переданного в оперативное управление федеральным казённым или являющимся получателями бюджетных средств бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, отражается источник дополнительного финансового обеспечения содержания и развития их материально-технической базы, включая расходы на уплату налогов с доходов от аренды, сверхбюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.

• Федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или федеральное казённое учреждение вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, меж дународных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доходы деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления ис-

пользования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты РФ, положения устава (учредительного документа) указанного учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества.

• Федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или федеральное казённое учреждение с учётом положений настоящего пункта осуществляет операции с указанными средствами в установленном Министерством финансов РФ порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доходы деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счёта указанного учреждения для учёта операций с указанными средствами.

• Заключение и оплата федеральным бюджетным учреждением, являющимся получателем бюджетных средств,

или федеральным казённым учреждением договоров, подлежащих исполнению за счёт указанных выше средств, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доходы деятельности.

Таким образом, для федеральных бюджетных и казённых учреждений на переходный период ничего не меняется: по-прежнему по сметам доходов и расходов они будут получать доходы от аренды, платных услуг, смогут использовать сделанные им пожертвования. Сделают ли так же на местах и смогут ли использовать аналогичным образом указанные средства школы — зависит от позиции местных чиновников. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.