Научная статья на тему 'Автономия или анархия'

Автономия или анархия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ / ДИСЦИПЛИНЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПРОЕКТ / PROJECT / ПОДХОД / APPROACH / STANDARD OF DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спектор Михаил Давидович

Анализируются некоторые положения Казахского государственного общеобязательного стандарта высшего образования № 1080 от 23 августа 2012 года. Делается вывод о необходимости пересмотра этого стандарта, так как стремление вузов к автономии, переход от обязательного набора дисциплин по специальности к выбору их самим вузом может привести к анархии в системе подготовки специалистов с высшим образованием.The article analyzes some provisions of the Kazakh state educational standard of higher education № 1080 of 23 August 2012. The conclusion about necessity of revision of this standard, as the desire of universities to autonomy, the transition from compulsory set of courses for majors to their choice by the University may lead to anarchy in the system of training specialists with higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спектор Михаил Давидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автономия или анархия»

УДК 378.1

М.Д. Спектор,

Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина (г. Астана)

Автономия или анархия

Понятие свободы тесно переплетается с представлениями о независимости и автономии. В прошлом к независимости стремились многие народы мира.

Актуальна эта тема и сегодня. Однако она имеет не только политический характер. В университетской среде стремление к независимости наблюдается во многих вузах. Кто не слышал про Московский государственный университет - гордость бывшего СССР, либо Казахский национальный университет им. аль-Фараби в Алматы? Многие знают Кембриджский, Гарвардский и Оксфордский университеты и др. Эти учебные заведения знамениты не только достижениями своих выпускников, но и существенным вкладом в науку. В них работали и работают лауреаты известных премий - Ленинской, Сталинской, Нобелевской, а также знаменитые на весь мир ученые.

Все в вузе должно служить студентам

Стремление этих вузов к независимости от министерств, местных органов власти, других вузов можно понять. Оно поддерживается и руководителями государств. Первые лица страны назначают ректоров таких вузов. Следует подчеркнуть еще одну особенность «грандов» - они создали свои школы, имеющие мировое значение, научные и учебные.

Вслед за «грандами» стремление к независимости и автономии стали проявлять и другие вузы. При этом они не всегда задумываюся над тем, зачем эта свобода, автономия им нужна. В ряде обычных, рядовых, провинциальных вузов не только нет нобелевских лауреатов, там даже докторов наук, профессоров с трудом набирают, и то для показа проверяющим. Не секрет, что некоторых из них обвиняют в подготовке плохих специалистов и даже продаже дипломов.

Между тем и у нас все пошло «прогрессивным» путем, тоже все смотрят в сторону «грандов» и вводят свои новые правила, расширяющие автономию вузов, прежде всего в области учебного процесса.

Основополагающим документом в этом деле выступает государственный стандарт высшего образования № 1080 от 23 августа 2012 года. В стандарте предусматривается достижение разных целей, в том числе создание условий для академической мобильности студентов, обеспечение функционирования единого образовательного пространства Казахстана. Такая позиция нашего Министерства образования и науки не вызывает сомнений. Однако на деле некоторые очень важные положения в области управления учебным процессом этим декларациям не соответствуют.

По стандарту все дисциплины делятся на обязательные общеобразовательные (часть их по выбору), цикл базовых дисциплин (компонент по выбору), цикл профилирующих дисциплин (компонент по выбору), цикл дополнительных видов обучения (компонент по выбору).

Базовые дисциплины составляют 50% общего объема дисциплин типового учебного плана, или 64 кредита, в том числе 44 кредита по выбору. Компонент по выбору может формироваться как решением совета вуза, так и по предложениям кафедр, студентов, работодателей.

Профилирующие дисциплины составляют 25% общего объема дисциплин типового учебно-

© Спектор М.Д., 2015

ТРИБУНА ■

МИХАИЛ ДАВИДОВИЧ СПЕКТОР

доктор экономических наук, профессор Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина (г. Астана). Сфера научных интересов: экономика, земельные отношения. Автор около 250 публикаций

Анализируются некоторые положения Казахского государственного общеобязательного стандарта высшего образования № 1080 от 23 августа 2012 года. Делается вывод о необходимости пересмотра этого стандарта, так как стремление вузов к автономии, переход от обязательного набора дисциплин по специальности к выбору их самим вузом может привести к анархии в системе подготовки специалистов с высшим образованием. Ключевые слова: стандарт, дисциплины, учебный процесс, проект, подход.

The article analyzes some provisions of the Kazakh state educational standard of higher education № 1080 of 23 August 2012. The conclusion about necessity of revision of this standard, as the desire of universities to autonomy, the transition from compulsory set of courses for majors to their choice by the University may lead to anarchy in the system of training specialists with higher education.

Key words: standard of discipline, educational process, project, approach.

Таблица

Соотношение дисциплин по выбору

Дисциплины Число кредитов по выбору Всего кредитов

Общеобразовательные дисциплины 0 33

Среди базовых 44 64

Среди профилирующих 27 32

Итого: теоретическое обучение 71 129

По выбору 55% 100%

го плана, или 32 кредита, из них 5 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 27 - на дисциплины по выбору (табл.).

Итак, 55% всех дисциплин учебного плана отводится под элективные (71 кредит из 129), а по циклу профилирующих дисциплин элективными являются 85% (27 из 32 кредитов).

Сделаем вывод: большинство дисциплин учебного плана (и почти все по специальности) определяются (их название, число часов, время проведения) каждым высшим учебным заведением по своему усмотрению. И, соответственно, каждый вуз Республики Казахстан выпускает «своих автономных специалистов», совершенно непохожих на других. Как же при этом выполнять намеченные цели и обеспечить академическую мобильность студентов, единство образовательного пространства Республики Казахстан?

А не является ли такой подход бомбой замедленного действия

под всю систему высшего образования Республики Казахстан? Или это вольнодумство, анархия, очень модная на Западе свобода всего и вся?

Вызывают удивление еще некоторые положения стандарта высшего образования. На написание и защиту дипломной работы (проекта) выделяется 2 кредита. Ни больше, ни меньше. Однако дипломная работа требует обычно меньше времени, а дипломный проект - больше. Здесь прав у вуза нет. Почему?

Нельзя пройти мимо и «священной коровы» - общеобразовательных дисциплин, и прежде всего - истории, философии, социологии, политологии. Ведь школьники сейчас получают среднее образование за 1112 лет. В Англии, которая также участвует в Болонском процессе, учатся в школе 13 лет, а в бакалавриате - 3 года. На мой вопрос в отношении изучения философии мне объяснили (и в Германии тоже), что при желании и за от-

дельную плату студенту прочтут такой курс.

А у нас, как было в СССР, так и осталось: нельзя, ни в коем случае, отказаться от политологии, философии, социологии и других дисциплин. А ведь это противоречит западным стандартам. Но логика у Минобрнауки проста - это свято, нельзя трогать, а по специальности - делай, что хочешь.

Изучаю типовой учебный план по специальности высшего образования «Землеустройство». На базовые дисциплины выделяется 20 кредитов (обязательный компонент - языки, математика, геодезия, теоретические основы землеустройства, цифровое картографирование и почвоведение), на компонент по выбору - 44 кредита. На профилирующие дисциплины отводится 32 кредита(обязательный компонент - 5 кредитов, а по выбору - 27).

Приведем несколько примеров того, какие дисциплины можно преподавать в качестве элективных.

Первый вариант: «Экономико-математическое моделирование в землеустройстве», «Земельно-хозяйственное устройство и планировка сельских населенных мест», «Методология и методика научных исследований» и др.

Второй вариант: «Землеустройство крестьянских хозяйств», «Особенности землеустройства пустынных земель», «Высшая геодезия» и др.

Третий вариант: «Земельный кадастр и землеустройство», «Районная планировка и схемы землеустройства», «Прогнозирование использования земельных ресурсов» и др.

А вот какие спецдисциплины были еще недавно в наших учебных планах. В типовом учебном плане за 2001 год, например, по направлению подготовки «Землеустройство и земельный кадастр» (специальность «Земельный кадастр и оценка недвижимости») читаем ряд циклов общих соци-

ально-гуманитарных дисциплин -9, а специальных - 14. Все дисциплины названы, показаны число часов с распределением по курсам, приведены формы итогового контроля. Вот некоторые дисциплины из цикла специальных: «Научные основы земельного кадастра и оценки недвижимости», «Землеустроительное проектирование», «Регистрация земельных участков и учет земель» и др. По каждому циклу предусмотрены часы по выбору (порядка 10%).

Такой подход характеризуется определенностью. В то же время есть и место для изучения местной тематики, изложения научных достижений кафедр - 10-12% часов по выбору.

Подготовить и защитить дипломный проект за месяц (2 кредита) невозможно. Однако вузы это требование выполняют, хотя и наносят ущерб качеству.

Считаю целесообразным остановиться еще на некоторых положениях стандарта высшего образования. Вызывает недоумение формулировка понятия «дипломная работа (проект)»: «выпускная работа, представляющая собой обобщение результатов самостоятельного изучения студентом актуальной проблемы конкретной специальности соответствующей отрасли» (п. 1, пп. 4).

А вот каков наш подход: «Землеустроительный проект дипломника - это решение конкретной задачи по устройству территории сельскохозяйственного объекта или сельской территории».

Очевидно, что эти две формулировки в корне отличаются друг от друга. Дипломник должен не столько изучать, сколько обязан проектировать. И не повторять вчерашний день, а определять будущее развитие сельскихтерриторий.

В анализируемом документе нет ни слова об эссе. В чем плюсы эссе как метода обучения? Каким образом и на каком этапе включать эссе в подготовку кадастровиков?

В стандарте предписано, что в итоговой оценке по дисциплине доля оценки текущей успеваемости должна составлять не менее 60%, а доля оценки итогового контроля - не менее 30%. Сам по себе ответ на экзамене составляет 40%, а текущий за год - 60%. Такое положение вызывает удивление. Мнение автора совсем иное. Главное - то, что показано на экзамене. Все остальное - второстепенно. Так, в частности, полагают в Англии. Да и считать по этой методике на экзамене неудобно. Пусть Министерство образования и науки Республики Казахстан само попробует высчитывать итоговые оценки. Ненужная эта затея.

В стандарте указано, что результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрип-тов первого уровня (бакалавриат) и выражаются посредством компетенций. И далее указывается, что специальные компетенции по каждой специальности разрабатываются с учетом требований работодателей и социального запроса общества, т.е. фактически самим вузом.

В Казахстане готовят землеустроителей и кадастровиков в 18 вузах. Значит, общество получит 18 разных по характеру подготовки специалистов. Сумеют ли они понять друг друга? Или их нужно на производстве переучивать? А если студент захочет перейти из вуза в вуз, сколько ему дисциплин нужно будет изучить самостоятельно? И ради чего?

Теперь обратимся к разделу «Магистратура». В нем (п. 25) читаем: «В магистратуре научного и педагогического направления объем цикла профилирующих дисциплин составляет 52% общего объема дисциплин типового учебного плана, из них 9% отводится на дисциплины обязательного компонента и 91% - на дисциплины компонента по выбору».

Получается так, что каждый вуз готовит своего магистра по своему вкусу.

И где же тут единое образовательное пространство?

Обратимся к учебному плану докторанта. В нем (п. 23) написано «объем плана профилирующих дисциплин составляет 50% общего объема дисциплин типового учебного плана, или 18 кредитов. Предметы цикла профилирующих дисциплин относятся к компоненту по выбору и определяются вузом самостоятельно». Одним словом, то же самое.

Отметим, что научно-исследовательская работа докторанта занимает 28 кредитов из 75 отведенных, т.е. меньше половины. Почему? Сколько можно учить? Может, следует отдать все часы докторанту на исследовательскую работу?

В стандарте нет перечня специальных дисциплин. А ведь в нем нужно увязать учебные планы бакалавра, магистра и доктора философии между собой.

В заключение отметим, что стремление к автономии, отказ от управления учебным процессом специалистов, переход от обязательного набора дисциплин по специальности к выбору их самим вузом приведут к анархии в системе подготовки специалистов с высшим образованием.

Значит, представляется необходимым пересмотр стандарта высшего образования. Ведь практическое использование стандартов приводит к ряду раздоров и дрязг внутри факультета. Кафедры отстаивают «свои» предметы, не желая отдавать часы другим.

Особо следует сказать о работе республиканскихучебно-мето-дических советов. Их роль в применении такого стандарта особенная, ведь они должны навести какой-нибудь порядок, привести все к единообразию. Но это не делается, поэтому хаос в планировании учебного процесса обеспечен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.