Научная статья на тему 'Требования государственных общеобязательных стандартов высшего образования к результатам военного специального образования (на примере Республики Казахстан)'

Требования государственных общеобязательных стандартов высшего образования к результатам военного специального образования (на примере Республики Казахстан) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СООТНОШЕНИЕ ЦИКЛОВ ДИСЦИПЛИН / STATE OBLIGATORY STANDARDS OF THE HIGHER EDUCATION / MODERNIZATION / REFORMING / COMPETENCE-BASED APPROACH / PROFESSIONAL ACTIVITY / RATIO OF CYCLES OF DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Лилия Николаевна

В данной статье рассматривается вопрос реформирования и модернизации системы высшего и военного специального образования. Представлены требования государственных общеобязательных стандартов высшего образования к содержанию и результатам военного специального образования. Определены цели высшего и военного специального образования. Дан анализ методологической основе государственных общеобязательных стандартов высшего образования Республики Казахстан компетентностному подходу. Особый акцент сделан на рассмотрении учебного плана одной из специальностей военного учебного заведения. На примере учебного плана военного специального учебного заведения приводится анализ соотношения циклов общеобразовательных, базовых и общепрофессиональных дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Лилия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Requirements of the state obligatory standards of the higher education to resultsof military vocational education (On the example of the republic of Kazakhstan)

In this article the question of reforming and modernization of system of the higher and military vocational education is considered. Requirements of the state obligatory standards of the higher education to contents and results of military vocational education are submitted. Definite purposes of the higher and military vocational education are given. The analysis is given to a methodological basis of the state obligatory standards of the higher education of the Republic of Kazakhstan competence-based approach. The particular emphasis is placed on consideration of the curriculum of one of specialties of military educational institution. On the example of the curriculum of military special educational institution the analysis of a ratio of cycles of general education, basic and all-professional disciplines is provided

Текст научной работы на тему «Требования государственных общеобязательных стандартов высшего образования к результатам военного специального образования (на примере Республики Казахстан)»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018 № 6 (30). С. 169-173. УДК 355.232.6

Л. Н. Бондаренко

Требования государственных общеобязательных стандартов высшего образования к результатам военного специального образования (на примере республики Казахстан)

В данной статье рассматривается вопрос реформирования и модернизации системы высшего и военного специального образования. Представлены требования государственных общеобязательных стандартов высшего образования к содержанию и результатам военного специального образования. Определены цели высшего и военного специального образования. Дан анализ методологической основе государственных общеобязательных стандартов высшего образования Республики Казахстан - компетентностному подходу. Особый акцент сделан на рассмотрении учебного плана одной из специальностей военного учебного заведения. На примере учебного плана военного специального учебного заведения приводится анализ соотношения циклов общеобразовательных, базовых и общепрофессиональных дисциплин

Ключевые слова: государственные общеобязательные стандарты высшего образования, модернизация, реформирование, компетентностный подход, профессиональная деятельность, соотношение циклов дисциплин

Requirements of the state obligatory standards of the higher education to results of military vocational education (On the example of the republic of Kazakhstan)

In this article the question of reforming and modernization of system of the higher and military vocational education is considered. Requirements of the state obligatory standards of the higher education to contents and results of military vocational education are submitted. Definite purposes of the higher and military vocational education are given. The analysis is given to a methodological basis of the state obligatory standards of the higher education of the Republic of Kazakhstan - competence-based approach. The particular emphasis is placed on consideration of the curriculum of one of specialties of military educational institution. On the example of the curriculum of military special educational institution the analysis of a ratio of cycles of general education, basic and all-professional disciplines is provided

Keywords: state obligatory standards of the higher education, modernization, reforming, competence-based approach, professional activity, ratio of cycles of disciplines

Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 29 November 2017 Published: 1 January 2018 No. 6 (30). pp. 169-173.

L. N. Bondarenko

совершенствованием системы образова-/ ния связаны все сферы модернизации ка-V__" захстанского общества, в том числе и военной организации государства. Это закономерно, поскольку в обеспечении оборонного потенциала страны ведущая роль принадлежит профессиональным военным кадрам, подготовка которых осуществляется, в основном, в казахстанских военных специальных учебных заведениях.

Повышение эффективности функционирования системы военного образования отнесено действующей Военной доктриной Республики Казахстан к числу основных направлений развития военной организации государства [1] . Исходя из этого, модернизация этой системы является одной из важнейших мер, обеспечивающих комплексное развитие Вооруженных Сил.

Главная цель модернизации системы военного образования заключается в том, чтобы привести содержание и качество подготовки курсантов военных учебных заведений в соответствие с требованиями времени, обеспечить гарантированное и устойчивое комплектование Вооруженных Сил Республики Казахстан, высококвалифицированными военными кадрами. Система военного образования должна быть достаточно гибкой и эффективной, отвечать не только потребностям и задачам современной военной организации, но и реальным экономическим возможностям государства. Создание конкурентоспособной системы военного образования является важнейшим фактором укрепления кадрового потенциала армии.

Министерство Обороны РК инициировало в Закон "Об образовании" внесение дополнительных изменений в части специфики военного образования. Были комплексно систематизированы позиции, охватывающие весь образовательный процесс в военных специальных учебных заведениях [2]. В целях реформирования и модернизации образовательного процесса в Республике Казахстане постановлением правительства РК был принят и утвержден Государственный общеобязательный стандарт высшего образования, в том числе в военных специальных учебных заведениях, независимо от их типа, вида и форм собственности, а также языка обучения.

Таким образом, на данный момент в РК деятельность военных специальных учебных заведений регламентируется единым Государственным общеобязательным стандартом образования (ГОСО), где требования к военным специальным учебным заведениям представлены самостоятельным разделом [3].

Методологической основой Государственных общеобязательных стандартов высшего образования Республики Казахстан является компе-тентностный подход, позволяющий формировать и развивать у обучающихся такие навыки и умения, которые позволят им научиться опреде-

лять цели, принимать решения, оптимально действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, что в последующем будет способствовать успешному осуществлению профессиональной деятельности специалистов. Согласно вышеназванного подхода предполагается формирование "системы сравнительных и сопоставимых квалификаций высшего образования, в которой квалификации описывались бы в терминах учебной нагрузки, уровня, результатов обучения, компетенций и профиля" [4].

Компетентностный подход был предложен на государственном уровне в связи с мировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики, изменением образовательной парадигмы, которая происходит уже на протяжении десятилетия, необходимость гармонизации "архитектуры европейской системы высшего образования" [5]. Е.В. Бондаревская считает, что компетентностный подход более не является локальной теорией, а с течением времени трансформируется в общественное явление, готовое выступить в роли концептуальной основы, которая проходит в сфере образования [6].

Как было заявлено выше, в целях реформирования и модернизации образовательного процесса в Республике Казахстан создан единый Государственный общеобязательный стандарт высшего образования (ГОСО ВО РК). Согласно новому ГОСО ВО Республики Казахстан по каждой специальности прописаны квалификационные характеристики, основанные на компетентност-ном подходе к формированию профессиональной компетентности обучающихся в военных специальных учебных заведениях Уровень сфор-мированности профессиональной компетентности выпускника военного специального учебного заведения является определяющим фактором для успешности его профессиональной деятельности и позволит ему грамотно действовать как в стандартной, так и нестандартной ситуации, даст возможность личностного и профессионального роста.

Учитывая особенности военно-профессиональной деятельности будущих специалистов военных специальностей Государственные общеобязательные стандарты высшего образования предъявляют следующие требования к:

- уровню подготовки обучающихся в высших специальных учебных заведениях;

- содержанию образования;

- максимальному объему учебной нагрузки.

В соответствии с заявленными требованиями относительно уровня подготовки обучающихся в высших специальных учебных заведениях, высшее образование направлено на подготовку кадров с присуждением степени "бакалавр" и/или присуждением квалификации по соответствующей компетенции.

Результаты обучения должны соответствовать модели компетенции выпускника согласно про-

фессиональным компетенциям (квалификационным характеристикам). Циклы общеобразовательных, базовых и профилирующих дисциплин состоят из дисциплин как обязательного, так и вузовского компонентов, где вузовский компонент учитывает специфику требований высших специальных учебных заведений к профессиональным компетенциям (квалификационным характеристикам) конкретного высшего специального учебного заведения. Дисциплина "Физическая культура", профессиональная практика и войсковая стажировка входят в дополнительные виды обучения.

Что касается требований к содержанию образования обучающихся, необходимо отметить, что в высших специальных учебных заведениях, учебные планы подразделяются на типовые учебные планы и рабочие учебные планы. В типовых учебных планах определяется трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента и каждого вида учебной деятельности в кредитах, а вузовский компонент по каждому циклу учебных дисциплин указывается общим количеством кредитов. Рабочие учебные программы разрабатываются на учебный год на основе типовой учебной программы специальности. Форма, структура, порядок разработки и утверждения рабочих учебных планов определяется высшим специальным учебным заведением. Итоговая аттестация проводится в форме сдачи комплексного государственного экзамена по специальности и защиты дипломной работы или форме сдачи государственных экзаменов по специальности и дополнительно по двум базовым и/или профилирующим дисциплинам. Учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала и измеряется в кредитах, являющихся единицами измерения трудозатрат обучаемых и преподавателей, необходимых для достижения конкретных результатов обучения. Кредиты отражают условную "стоимость" отдельных дисциплин образовательной программы. При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения в высших специальных учебных заведениях объем каждой дисциплины целое число кредитов и допускается оценивание дисциплины в один кредит. По завершению изучения каждой дисциплины обучаемые сдают итоговый контроль в виде экзамена. Все виды профессиональных практик, курсовых работ, войсковых стажировок оцениваются посредством защиты. Нормативный срок освоения высшего образования в высших специальных учебных заведениях составляет не менее 4 лет. Лицам, завершившим обучение по образовательной программе высшего образования, присуждается степень "бакалавр" и выдается диплом государственного образца с приложением. Дополнительно высшее специальное учебное заведение может выдать общеевропейское приложение к диплому.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся в высших специальных учебных заведениях составляет 170-190 кредитов теоретического обучения. Продолжительность обучения должна быть не менее 36 учебных недель.

Рассмотрим осуществление требований государственных общеобязательных стандартов высшего образования Республики Казахстан на примере учебного плана Военного института Сил воздушной обороны для специальности: Летная эксплуатация воздушных судов в государственной авиации (квалификация: Эксплуатация воздушных судов).

В соответствии с вышеуказанными требованиями, учебный план специальности в военном специальном учебном заведении содержит 3 цикла и дополнительные виды обучения:

1) цикл общеобразовательных дисциплин обязательного компонента (Современная история Казахстана, Философия, Казахский (русский) язык, Иностранный язык) составляет 18 кредитов, 11 кредитов отводится на дисциплины вузовского компонента = 29 кредитов (ГОСО - не более 20 % = не менее 27 кредитов);

2) цикл базовых дисциплин обязательного компонента (Информатика, Основы военного искусства, Военный менеджмент и логистика, Военная топография, История современных войн, Основы военного права, Военная этика, Логика, Религиоведение) составляет 20 кредитов, тогда как 53 кредита приходится на дисциплины вузовского компонента = 73 кредита (ГОСО - не более 55 % = не менее 70 кредитов);

3) цикл профилирующих дисциплин обязательного компонента (Лидерство и стиль управления, Информационная безопасность, Политология и геополитика) составляет 5 кредитов, в то время как 29 кредитов отдано на дисциплины вузовского компонента = 34 кредита (ГОСО - не менее 25 % = не менее 32 кредитов).

4) дополнительные виды обучения в разделе обязательного компонента (Физическая культура, Учебная практика) имеют 17 кредитов, а виды обучения вузовского компонента составляют 25 кредитов = 42 не менее 14 кредитов.

Как было заявлено ранее, все вышеназванные циклы состоят из дисциплин обязательного и вузовского компонентов. В военных специальных учебных заведениях дисциплины обязательного компонента являются едиными для всех, а вузовский компонент учитывает специфику требований к профессиональным компетенциям в конкретном военном специальном учебном заведении. В Военном институте Сил воздушной обороны профессиональные компетенции ориентированы на приобретение обучающимися базовых и специальных профессиональных знаний, навыков и компетенций.

Дисциплины гуманитарной составляющей (Современная история Казахстана, Философия, Политология, Казахский язык (Русский язык),

Иностранный язык и др.) обеспечивают формирование общекультурных компетенций. Содержание дисциплин технологической составляющей (Информатика, Основы военного искусства, Военный менеджмент и логистика, Военная топография, Военная этика, История современных войн, Основы военного права, Лидерство и стиль управления, Информационная безопасность, Политология и геополитика, и другие дисциплины как обязательного, так и вузовского компонентов базовых и профилирующих дисциплин, а также учебно-производственная практика, войсковая стажировка, научно-исследовательская работа, занятия в авиамодельном кружке), направлено на формирование общевоенных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессионально ориентированной специализации. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что требования государственных общеобязательных стандартов высшего образования Республики Казахстан осуществляются в Военном институте Сил воздушной обороны.

Анализ учебного плана по специальности -"Летная эксплуатация воздушных судов в государственной авиации" (квалификация: Эксплуатация воздушных судов (самолетов) показал, что на гуманитарную составляющую приходится 29 кредитов (16 %) от общего объема учебной нагрузки, в то время как на дисциплины, относящиеся к технологической составляющей, отводится 149 кредитов (84 %) от общего объема учебной нагрузки. Подобное процентное соотношение

объясняется спецификой профессиональной подготовки пилотов фронтовой авиации, повышенными требованиями к летной эксплуатации воздушных судов, обеспечению безопасности полетов, организационно-управленческой и других видов профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа по специальности. Тем не менее, очевидна большая диспропорция между дисциплинами гуманитарного и технологического направлений. На данный момент для формирования интеллектуально-личностных и общевоенных компетенций необходимо усиливать гуманитарную составляющую не увеличением объема учебной нагрузки (т.к. каждая дисциплина имеет определенное количество кредитов), а интенсифицируя аудиторную, внеаудиторную и самостоятельную работу курсантов.

Таким образом, для выполнения требований государственных общеобязательных стандартов высшего образования к результатам военного специального образования необходимо искать пути интеграции гуманитарной и технологической составляющих в содержании военного специального образования. Оптимальная интеграция технологической и гуманитарной составляющих позволит обеспечить конкурентоспособную систему военного образования и гарантированное и устойчивое комплектование Вооруженных Сил Республики Казахстан высококвалифицированными специалистами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Военная доктрина Республики Казахстан от 27 сентября 2017 года №554. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1100000161 (дата обращения: 15.12.2017)

2. Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 27 июля 2007 года № 319 [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan. kz/rus/docs/Z070000319 (дата обращения: 15.12.2017)

3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования" [Электронный ресурс]. URL: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/P1200001080 (дата обращения: 15.12.2017)

4. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. Пособие / В. И. Байденко - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 72.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. С. 113.

6. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С. 23-31.

REFERENCES

1. Military doctrine of the Republic of Kazakhstan of September 27, 2017 No. 554. Available at: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ U1100000161 (accessed: 15 December 2017)

2. The law of the Republic of Kazakhstan "About education" of July 27, 2007 No. 319 [An electronic resource]. Available at: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319 (accessed: 15 December 2017)

3. The resolution of the government of the Republic of Kazakhstan of August 23, 2012 No. 1080 "About the approval of the state obligatory standards of formation of appropriate levels of education" [An electronic resource]. Available at: http://adilet.zan. kz/rus/docs/P1200001080 (accessed: 15 December 2017)

4. Baydenko V.I. Identification of structure of competences of university graduates as necessary design stage of STATE VPO of new generation: method. A grant / V.I. Baydenko. Moscow, Research center of problems of quality of training of experts, 2006. Page 72.

5. Winter I.A. Klyuchevye of competence as a productive and target basis of competence-based approach in education. Moscow, Research center of problems of quality of training of experts. 2004. Page 113.

6. Bondarevskaya E.V., Kulnevich S.V. Paradigmalny approach to development of content of key pedagogical competences. Pedagogics. 2004. No. 10. Page 23-31.

Информация об авторе Бондаренко Лилия Николаевна

(Казахстан, Актобе) Начальник кафедры иностранных языков Военный институт Сил воздушной обороны E-mail: liliya_bondarenko1@mail.ru

Information on the author

Bondarenko Lilia Nikolaevna

(Kazakhstan, Aktobe) Chief of department of foreign languages Military Institute Sil of air defense E-mail: liliya_bondarenko1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.