Научная статья на тему 'Автоматизированные системы управления в образовании'

Автоматизированные системы управления в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / CRM-СИСТЕМЫ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / "ДНЕВНИК.РУ" / QUALITY OF EDUCATION / CRM SYSTEMS / AUTOMATED INFORMATION SYSTEMS / DNEVNIK.RU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова Ю.А., Донина И.А., Семейкина Т.А.

В статье рассмотрены различные подходы к определению качества образования, актуализирована необходимость использования образовательными учреждениями IT-технологий в целях обеспечения его повышения. Представлена сравнительная характеристика по ключевым критериям наиболее популярных среди руководителей российских образовательных учреждений CRM-систем, а также автоматизированных информационных систем, проанализированы возможности и особенности каждой из них. Названы основные преимущества использования наиболее популярной автоматизированной информационной системы «Дневник.ру».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATED CONTROL SYSTEMS IN EDUCATION

The article discusses various approaches to determining the quality of education, highlights the need for educational institutions to use IT technologies in order to ensure improvement of education. A comparative description of the key criteria of CRM-systems, the most popular among the leaders of Russian educational institutions, as well as automated information systems, are presented, the possibilities and features of each of them are analyzed. The main advantages of using the most popular automated information system «Dnevnik.ru» are named.

Текст научной работы на тему «Автоматизированные системы управления в образовании»

УДК 37.07

ВИНОГРАДОВА Ю. А., ДОНИНА И. А., СЕМЕЙКИНА Т. А. VINOGRADOVA Yu. A., DONINA I. A., SEMEIKINA T. A.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

В ОБРАЗОВАНИИ

AUTOMATED CONTROL SYSTEMS IN EDUCATION

Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к определению качества образования, актуализирована необходимость использования образовательными учреждениями ^-технологий в целях обеспечения его повышения. Представлена сравнительная характеристика по ключевым критериям наиболее популярных среди руководителей российских образовательных учреждений CRM-систем, а также автоматизированных информационных систем, проанализированы возможности и особенности каждой из них. Названы основные преимущества использования наиболее популярной автоматизированной информационной системы -«Дневник.ру».

Ключевые слова: качество образования, CRM-системы, автоматизированные информационные системы, «Дневник.ру».

Summary. The article discusses various approaches to determining the quality of education, highlights the need for educational institutions to use IT technologies in order to ensure improvement of education. A comparative description of the key criteria of CRM-systems, the most popular among the leaders of Russian educational institutions, as well as automated information systems, are presented, the possibilities and features of each of them are analyzed. The main advantages of using the most popular automated information system «Dnevnik.ru» are named.

Keywords: quality of education, CRM systems, automated information systems, Dnevnik.ru.

Вопрос качества образования всегда остро стоит перед участниками образовательного процесса. Все нововведения в системе образования, главным образом, отражаются на его качестве.

Что же такое качество образования, что в себя включает это понятие? На данный вопрос нет единого мнения, нет и четкого определения качества образования. Каждый ученый, теоретик или практик вкладывает в данное понятие свое определение.

Так, например, в словаре терминов по общей и социальной педагогике Воронина А.С. термин «качество образования» трактуется как категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и фор-

мировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности [1]. Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. в своем педагогическом словаре в понятие «качество образования» вкладывают определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями [5].

Существуют и различные подходы к рассмотрению понятия «качество образования». Одни рассматривают его как соответствие требованиям образовательных стандартов (Поташник М.М.), другие как соответствие запросам потребителей (Качалов В.А., Шадриков В.Д.), третьи как соответствие образовательных услуг ожиданиям

общества (Рыжаков М.В.).

Из вышеперечисленного следует, что под качеством образования понимается степень удовлетворенности участников образовательного процесса предоставляемыми образовательными услугами [6].

Каждый руководитель учебного заведения использует свои приемы для обеспечения удовлетворенностью образовательным процессом. С быстро изменяющимися требованиями и к образовательному процессу, и к системам оценивания, и к доступности образования руководителю приходится быстро адаптироваться и переходить на новые способы достижения целей, диктуемые законом, потребностями общества и государства.

Различные аспекты применения технологий в образовательном и управленческом процессе рассматривались, напри-

мер, в [2; 3; 4; 6; 7], предполагая, что руководители учебных организаций стали все чаще обращаться к IT-технологиям, а точнее к CRM-системам (Customer Relationship Management System - «система управления отношения с клиентами»), которые позволяют автоматизировать многие управленческие решения, обеспечить более быстрый поиск решения проблем, представить прозрачность учебного процесса (текущие оценки учащихся, выданные домашние задания, объявления классу, общение через сообщения учеников, родителей с учителем).

Рынок программных продуктов, предоставляющий решения для образовательных учреждений, пестрит своими предложениями. Каждая CRM-система хочет привлечь к себе внимание либо заниженной стоимостью, либо широким спектром услуг, либо удобным интерфейсом (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительная таблица CRM-систем для образовательных учреждений_

CRM

системы

Критерии для сравнения

Neaktor

Битрикс24

Yoolla CRM

OnlyOffice

«LangLion»

Сайт

Neaktor.com

www.bitrix24.ru

yoolla.ru

onlyoffice.com

langlion.com

Демо-доступ

14 дней

30 дней

30 дней

30 дней

14 дней

Стоимость

от 800 руб.

от 990 руб.

от 300 руб.

от 4500 руб.

от 1000 руб.

Возможность доработок

Да

Да

Нет

Нет

Да

Бесплатная версия

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Облако

Да

Да

Да

Да

Да

Страна

Беларусь

Россия

Россия

Россия

Россия

Особенности

§ I

s s? ст б

оо ке бн

ии с

I g

амт нзи

тк б е

н И

á

д

орп им рп

у

и и я

а з и

ита

м о т в а

б й

йс ко сй

кс е н о нр ее ит

ил тн

ки

Я I

и

у

m

ы ик н кй я о

I £

дк й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

P &

ес м ас

ун a , Ö 63 син ма

еа

й ы н т

о п о н св

и

ити

пр иут

у

ор о о

Пр ено орп

о

кь

3 5 g

а л 3 ° о

Д ^ о

s S &

авл дно пи & g g

уз д

«та on

о a

бл ае ра ети

F

е и н е

В

е

^ Рч £ Й

ь

ьти

т

ст

о та н

& s a

прд у ат ту

тес й 5р о

2 * В

о

о По

ее ° и

м" О

ыл рп

Внедрение CRM-систем обусловлено различными факторами - это и упрощение обмена данными между различными структурами, формирование различных отчетов, хранение большого объема информации, предоставление облака для данных.

Помимо CRM-систем существуют еще и автоматизированные информационные системы обучения (АИС). Это понятие интерпретируется как совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации.

Использование руководителями образовательных организаций таких систем обусловлено необходимостью соответствия единым требованиям ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации, с целью обеспечения открытости образовательного процесса и оперативности обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса (в том числе родителями и детьми).

Сравнительный анализ АИС представлен в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ АИС и их возможностей

Название АИС Функциональные возможности

Мультимедийность Модификация структуры системы Адаптивность Имитация работы с приложениями, оборудованием Аудит пользователя Интерактивность Управление процессом тестирования Русифицированный интерфейс

Learning Space Да Нет Да Да Да Да Да Да

KBS Hyperbook Да Да Да Да Да Да Нет Да

Top Class Нет Нет Да Да Нет Да Нет Нет

Moodle Да Нет Да Да Да Да Да Да

Cours Lab Да Да Да Да Да Да Нет Да

Web CT Да Да Да Да Да Да Да Да

BlackBoard Да Да Да Да Да Да Да Нет

InterBook Да Да Да Да Да Да Нет Да

ДОЦЕНТ Да Да Да Да Да Да Нет Да

AHA! Да Да Да Да Да Да Нет Да

Прометей Да Да Нет Нет Да Да Нет Да

ОРОКС Да Да Нет Да Да Да Нет Да

eLerning Server Да Да Да Да Да Да Да Да

КОБРА Да Да Да Да Да Да Нет Да

В таком изобилии различных систем управленец ориентируется, прежде всего, на популярность системы среди других учебных заведений. В настоящий момент предпочтение отдается АИС «Дневник.ру», которая полностью отвечает требованиям, предъявляемым электронному журналу: - открытость образования;

оперативный обмен данными между всеми участниками образовательного процесса;

- доступность информации о посещаемости, итоговых и промежуточных оценках учащихся как учителям, так и родителям.

АИС «Дневник.ру» обеспечивает мгновенную информационную поддержку по всем вопросам работы с ней (рисунок 1).

ПОРТАЛ СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ

Рис. 1. Портал службы поддержки АИС «Дневник.ру»

Переходя на автоматизированную информационную систему, руководитель решает для себя ряд крупных задач - это повышение престижа образовательного учреждения, рост компьютерной грамотности сотрудников, непосредственное участие родителей в образовательном процессе, быстрое их информирование и возможность решения некоторых вопросов без личного участия родителей на собраниях, более эффективное распределение времени педагогов.

Литература

1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. - 2006.

2. Донина И.А., Иванова Т.Д. Информационно-профессиональная среда как средство формирования управленческой компетентности будущих бакалавров сервиса // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - С. 204.

3. Донина И.А., Ширина Т.Г., Ширин Д.А. Система ГГ-сопровождения участ-

ников образовательных программ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - № 1(6). - С. 22-24.

4. Донина И.А., Ушанова И.А., Александрова Н.В. Информационно-маркетинговое управление многообразием в образовательных организациях: проблемы и перспективы // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2017. - № 4(102). - С. 32-35.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

6. Лях Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: Автореферат дисс. канд. наук. -Кемеровский государственный университет, Кемерово. - 2004.

7. Лях Ю.А. Проектирование системы педагогического мониторинга качества обучения на основании деятельностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 1. - С. 23-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.