Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
988
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аракелян К.Р., Сайбель Я.В.

В статье рассмотрены зарубежные и отечественные автоматизированные системы управления гостиничным предприятием; показаны их плюсы и минусы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

Вестник магистратуры. 2Q16. № 6(57). Т. IV.

ISSN 2223-4047

УДК 338.48

K.P. Аракелян, Я.В. Сайбель

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В статье рассмотрены зарубежные и отечественные автоматизированные системы управления гостиничным предприятием; показаны их плюсы и минусы.

Ключевые слова: автоматизированные системы управления, гостиничный бизнес.

Современная гостиница представляет собой сложный комплекс функциональных звеньев, от слаженности работы которого зависит успешность существования предприятия на рынке. Учитывая современные тенденции в сфере гостеприимства и конкуренцию, что усиливается, повышается необходимость обеспечения оперативности и точности работы персонала и гостиничного комплекса в целом. Решение данной проблемы возможно лишь за счет внедрения систем автоматизации работы отеля, то есть внедрение автоматизированных систем управления (АСУ) отелем.

Наиболее популярными на этом рынке являются западные системы - «Micros Fidelio», «Lodging Touch LIBICA», Hospitality Enterprise Resource Planning «Cenium», Epitome PMS, Amadeus PMS, OPERA; российские разработки - «Nimeta», «Эдельвейс», «Отель», «KEI Hotel», «UCS Shelter», соответствующие модули корпоративных систем Галактика и Парус. [1]

Внедрение автоматизированных систем в отелях России началось с середины 1990-х гг. Относительно процессов автоматизации деятельности отечественный гостиничный бизнес уступает западной индустрии гостеприимства. Так, в составе корпорации Мариотт около 300 высококлассных специалистов по программированию занимаются поддержкой и развитием программных продуктов, которые определяют технологии работы и отчетность исполнительных дирекций отелей, разбросанных по земному шару. При этом только разработка таких продуктов составляет около 120 млн долл. ежегодно, что считается экономией из расчета затрат на один отель. [2]

На сегодняшний день большинство отечественных отелей внедряют системы автоматизации, которые отвечают современным требованиям. Функциональная часть различных систем похожа, различия лишь в подходе к решению одинаковых задач. При этом особая ценность АСУ заключается в интеграции средств автоматизации в глобальные системы бронирования (GDS). К ним относятся четыре основные мировые системы бронирования: Amadeus, Galileo, Sabre и Worldspan. [3] Вместе эти системы насчитывают примерно 500 000 терминалов, установленных в гостиницах по всему миру, что составляет около 90% рынка: не случайно их называют «золотой четверкой».

Отзывы сотрудников российских отелей по поводу использования автоматизированной системы управления гостиниц в основном положительные. Некоторые жалобы вызывает недостаточно полный охват функций менеджеров. В лучшем случае система берет на себя часть работы управляющего звена низшего и среднего уровня. Автоматизацию работы высшего управленческого звена приходится решать интеграцией в систему специализированного программного обеспечения, так называемых систем бизнес-аналитики (business intelligence - BI). [4]

Из этого следует вывод, что автоматизированные системы управления довольно прочно вошли в жизнь многих отелей как за рубежом, так и в России, но далеко не на всех. Процесс автоматизации продолжается стремительными темпами, а опыт использования автоматизированных систем управления в гостиничных предприятиях растет. Но целый ряд национальных особенностей в ведении делопроизводства, языке и культуре не позволяют использовать западные готовые прикладные решения. Многие представленные на рынке программные продукты в области автоматизации гостиничного бизнеса хорошо зарекомендовали себя на практике, постоянно совершенствуются и обновляются фирмами-разработчиками в соответствии с потребностями пользователей. [5] Во многих программных продуктах на этапе их инсталляции осуществляется настройка параметров на нужды конкретной гостиницы. Кроме того, фирмы-разработчики осуществляют сопровождение своих программных продуктов и обучение пользователей, как правило, на их рабочих местах в режиме реального функционирования системы. Все это способствует широкому внедрению типовых программных продуктов в области гостиничного бизнеса.

© Аракелян К.Р., Сайбель Я.В., 2016.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. IV.

За рубежом первые автоматизированные системы управления гостиниц появились около тридцати лет назад. Как известно родоначальником автоматизации гостиниц в мире являются американцы. В 1960 г. три крупнейшие гостиничные цепочки Hilten, InterContinental и Sheraton совместно с корпорацией IBM профинансировали создание первой системы управления гостиницей, назвав ее HIS (Hotel Information Sistem - по первым буквам «имен» вышеупомянутых гостиниц). [6]

До настоящего времени во многих отелях США и мира функционирует этот программный продукт. Многолетний опыт развития и эксплуатации позволил им стать достаточно совершенными программными продуктами. И хотя цена таких систем высока, согласно исследованиям корпорации Microsoft, 60-70% всех гостиниц на Западе в течение ближайших пяти лет закупят новую систему управления. Это вызвано нарастающими темпами роста конкурентной борьбы и технологического прогресса - если раньше отели меняли техническое оснащение в среднем каждые 7-9 лет, то сегодня -каждые 3-5 лет. [7, 8]

Следует отметить, что современную индустрию гостеприимства характеризуют быстрая сменяемость экономических условий, повышение качества услуг, непрерывное поступление на рынок новых участников, в том числе иностранных. Эти изменения оказывают сильное влияние на финансовое положение украинских предприятий индустрии гостеприимства. Конкурентное преимущество предприятий индустрии гостеприимства зависит от нововведений в области информационных технологий, таких как: во-первых, комплексных систем автоматизированного управления, а во-вторых — систем, связанных с хранением и интеллектуальной обработкой данных.

Изучение возможностей автоматизированной системы управления гостиничным предприятием показало, что на сегодняшний день она является неотъемлемой частью гостиничного предприятия, помогая повысить качество сервиса, следить за динамически изменяющейся информацией на рынке услуг, контролировать состояние номерного фонда и формировать отчеты по всем процессам, происходящим в гостиничном предприятии. [9]

Анализируя работу зарубежных и отечественных автоматизированных систем управления гостиничным предприятием, удалось выявить их структуру, возможности, достоинства и недостатки. Правильный выбор автоматизированной системы управления повышает эффективность работы, помогая минимизировать затраты и максимизировать прибыль гостиницы, что и является целью любого предприятия.

Таким образом, современные комплексные автоматизированные системы управления, объединяющие в единый цикл все жизненно важные элементы гостиничного бизнеса, позволяют минимизировать потери прибыли на всех этапах, эффективно контролировать работу персонала, повышать качество обслуживания.

При этом наибольшей отдачи при использовании современных компьютерных систем управления можно ожидать от повышения эффективности принятия управленческих решений относительно позиционирования отеля, динамики и развития отрасли.

Библиографический список

1. Балашова Е.А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса. М., 2012.

2. Сайбель Н.Ю., Мезер С.Д. Оптимизация бизнес-процессов как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней: материалы III-ой Международной научно-практической конференции / под ред. Я.С. Ядгарова, В.А. Сидорова, В.В. Чапли. Краснодар: Издательство НИИ экономики ЮФО, 2015. С. 440-448.

3. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. Ростов на Дону, 2012.

4. Исмаев Д.К. Международное гостиничное хозяйство: по материалам зарубежных публикаций. М., 2012.

5. Сайбель Н.Ю., Мезер С.Д. Теория оптимизации бизнес-процессов // Актуальные проблемы экономической теории и практики: Сборник научных трудов. Выпуск 18. Краснодар: КубГУ, 2015. С. 35-41.

6. Лаврушина Е.Г. Информационные технологии в туризме. М., 2002.

7. Сайбель Н.Ю., Мезер С.Д. Оптимизация и реинжиниринг: сравнительный анализ // Молодой ученый. 2015. № 13. С. 453-456.

8. Морозов М. А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. М., 2005.

9. Папирян Г.А. Экономика туризма. М., 2003.

АРАКЕЛЯН КРИСТИНЕ РОМАНОВНА - студент географического факультета, Кубанский государственный университет, Россия.

САЙБЕЛЬ ЯНА ВЛАДИМИРОВНА - преподаватель кафедры теоретической экономики, Кубанский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.