Научная статья на тему 'Управление гостиничным комплексом на базе инновационных технологий'

Управление гостиничным комплексом на базе инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1811
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление гостиничным комплексом на базе инновационных технологий»

менной научной и справочной литературе, а также отсутствием закона о сельском туризме как на федеральном, так и на региональном уровне. В то же время развитие сельского туризма влечет за собой не только благоприятные изменения в экономической сфере современного российского села, но и способствует сохранению и преумножению его культур-

ного богатства и исторического наследия. Обобщив рассмотренные подходы, можно сделать вывод о том, что сельский туризм является самостоятельным направлением туристской деятельности, включающим в себя аграрный, экологический (зеленый) и другие виды туризма, реализуемые в сельской местности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барлыбаев А. Агротуризм в Башкортостане / А. Барлыбаев, Г. Насыров // Экономика сельского хозяйства

России. 2009. №3. С. 81-93.

2. Биржаков М. Б. Организация сельского туризма: практическое пособие / М. Б. Биржаков, JI. И. Биткулова,

Д. Н. Панова. Всеволожск: ЕЛГО, 2010.

3. География туризма: учебник / Под ред. А. Ю. Александровой. М.: КНОРУС, 2008.

4. Камилова 3. Агротуризм — альтернативный путь развития сельских территорий / 3. Камилова, С. Лайпанов

// АПК: экономика и управление. 2008, №4. С. 35-39.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Мир и образование, 2008.

6. Сенин В. Туризм: Мини-словарь. М.: Франсы и статистика, 2007.

7. Социально-эколо^иес^ш словарь / Отв. редактор И. Ремизов. М.: Былина, 2002.

8. Чайка В. Сельский туризм в устойчивом развитии сельских территорий / В. Чайка, А. Исаев // Экономика

сельского хозяйства России. 2010. №11. С. 23-25.

9. Володин Н. Аграрный туризм — это полноценный отдых на родной земле II Сайт Калужской областной га-

зеты «Знамя» [Электронный ресурс]. URL: http://znamkaluga.ru/content/view/2262/2/ (дата обращения 12.10.2012).

10. Экологический туризм //Всероссийский экологический портал [Электронный ресурс]. URL: http://ecoportal.su/view_public.php?id=1990 (дата обращения 12.10.2012).

УДК 640.4.06; 640.4.002.5 ББК 65.05

УПРАВЛЕНИЕ ГОСТИНИЧНЫМ КОМПЛЕКСОМ НА БАЗЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е.В. Викторова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Технологии в области индустрии гостеприимства нацелены на решение задачи получить как можно больше клиентов и завоевать гостя, сделав его постоянным. Это возможно только путем повышения качества предоставляемых услуг. Борьба за каждого гостя требует от отелей модернизации и инновационных решений. Препятствия к внедрению инновационных технологий обычно следующие: стоимость инновационной разработки и ее внедрения, необходимость адаптации к ней персонала. Управленцы, как правило, сосредоточены на получении дохода с текущей деятельности предприятия. Но собственник отеля должен осознать, что иннова-

ционное решение позволит получить больший доход в будущем.

Информационные технологии в управлении гостиницами

Информационные технологии и Интернет коренным образом изменили управление гостиничным бизнесом. Западные специалисты в области гостиничной индустрии еще в начале 90-х годов прошлого века пришли к осознанию необходимости использования высокотехнологичного инструмента для привлечения клиентов. В условиях все более обостряющейся конкуренции отели вынуждены искать новые пути повышения привлекательности и доступности своих услуг. Появление инновационных технологий дистрибьюции,

интегрированных с гостиничными системами управления, позволяющими в режиме on-line управлять процессом бронирования по многим каналам продаж, произвели революционные изменения в этом сегменте экономики. Сегодня трудно представить себе отель, в котором тысячи задач по ежедневному ведению бизнеса велись бы вручную.

Мир становится все более интегрированным и мобильным. Многие отели сегодня активно адаптируют свой бизнес под деловой, индивидуальный и групповой, семейный и детский, экстремальный и гастрономический туризм. Выстраивая единую концепцию, они выходят на информационное пространство сети Интернет. Осваивая разнообразные электронные каналы доставки информации клиенту, они предлагают клиентской аудитории то, в чем она нуждается. Грамотное лоббирование интересов отеля в сети Интернет дает отличные результаты. Разнообразие форматов материала позволяет привлекать клиентов, учитывая их особенности восприятия информации и ценностные приоритеты. Это обеспечивает отелю наполняемость номерного фонда и увеличение постоянной клиентской аудитории.

Отель должен стремиться получить доступ к максимально широкому набору каналов продаж. В каких каналах и когда осуществлять продажи — вопрос политики продвижения, это зависит от сезона, текущей загрузки отеля и множества других факторов. В частности, представлять себя в глобальных системах бронирования в первую очередь необходимо отелям, ориентированным на бизнес-сегмент. Но это могут быть не только городские бизнес-отели, но и средства размещения любого формата: загородные отели, SPA-отели на побережье, отели для любителей экстремального отдыха, желающие привлечь клиентов с определенным уровнем достатка.

Отель - это сложная структура. Системы управления - мозг отеля. Клиент проживает в номере, питается, обеспечивается услугами связи, получает всевозможную информацию, пользуется другими услугами (бассейном, сауной, фитнес-центром, минибаром, просмотром видеофильмов и пр.). Отель взаимодействует с частными лицами, турфирмами, поставщиками продуктов, подрядными организациями, государственными органами и пр.

При этом системы управления, независимо от величины номерного фонда отеля, выполняют практически одни и то же функции.

Создание современной системы управления отелем предполагает проведение большого объема работ. Родоначальниками применения информационных технологий являются американцы. В 60-е годы прошлого столетия три крупнейших гостиничных цепочки Hilton, InterContinental и Sheraton совместно с корпорацией IBM профинансировали создание первой системы управления отелем, назвав ее HIS (Hotel Information Systems). До настоящего времени во многих отелях мира функционирует этот программный продукт, а зарегистрированный знак HIS является названием калифорнийской корпорации по созданию программных продуктов для гостиничной индустрии.

Требования к системе управления зависят от величины номерного фонда, типа отеля, его места расположения. Система, предназначенная для малых отелей, может оказаться неспособной работать в крупном отеле, а система, ориентированная на крупные отели, может оказаться неудобной для персонала малого отеля. Существует множество видов систем электронного управления отелем. Выбирая одну из них, необходимо определить, насколько она может адаптироваться к тем инновационным продуктам, которые уже применяются.

Можно выделить основные системы управления отелем:

• бронирование;

• расчеты с клиентами;

• бухучет;

• обеспечение безопасности;

• дополнительные услуги;

• управление доходностью;

• управление качеством обслуживания;

• жизнеобеспечение (отопление, кондиционирование, водоснабжение, канализация, электроснабжение, пожаротушение, телефонная связь, телевидение).

Гостиничные комплексы состоят из различных взаимосвязанных служб. Организовать работу гостиничного комплекса в соответствии с современными требованиями можно только с использованием компьютерных технологий. Автоматизация управления гостиничными комплексами ранее осуществ-

лялась путем разработки индивидуальных информационных систем для конкретного отеля. Сегодня разработано много систем управления гостиничными комплексами, как зарубежных, так и отечественных, среди которых можно выбрать наиболее подходящую.

Система должна быть известной и распространенной. Лучше покупать надежную, качественную, даже дорогую, поскольку простой отеля при отказе оборудования обойдется намного дороже. Программное обеспечение должно иметь дружелюбный интерфейс, учитывать и пресекать некорректные или ошибочные действия оператора, которые могут повлиять на достоверность и целостность базовой информации. Специализированные системы должны обладать соответствующими функциональными возможностями, простотой и эффективностью работы, надежностью, возможностью развития, быть оптимальными по критерию «цена-качество».

Системы управления PMS (Property Management Systems) строятся на базе персональных компьютеров, объединенных в локальные сети. Система PMS осуществляет оперативное бронирование номеров гостиницы, поселение и выписку гостей, расчеты с гостями, контроль состояния номерного фонда, взаиморасчеты с фирмами, формирование отчетности. Структура PMS основана на понятии гостиничного цикла, который охватывает период времени от момента, когда потенциальный клиент связывается с отелем, и до оплаты гостиничного счета. PMS обычно имеет программные модули: бронирования, управления номерным фондом, расчетов с клиентами, общего управления. Информация отражается на дисплеях локальной компьютерной сети, которая может быть включена в глобальную систему бронирования либо работать автономно. Система PMS осуществляет накопление данных в автоматическом режиме и выдает по запросу оператора информацию о свободных и занятых номерах, доходе на заявленную оператором дату.

Модуль «Управление номерным фондом» позволяет осуществлять контроль за загрузкой, уборкой и другими операциями с номерным фондом. В него входит электронный хранитель ключей и информационное табло, отражающее все, что связано с номерным фондом гостиницы.

Модуль «Расчеты с клиентами» обеспечивает расчет с клиентами, позволяет автоматически отслеживать предварительно согласованные условия скидок и кредитов одновременно по всему объему операций и информировать о датах предстоящих платежей.

Модуль «Общее управление» обеспечивает выдачу информации по запросам руководителей о состоянии в виде соответствующих отчетов на основе хранящейся в базе данных информации, поступающей от модулей «Бронирование», «Управление номерным фондом» и «Расчеты с клиентами».

Модуль «Ведение общего бухгалтерского учета» включает осуществление операций по корреспондирующим счетам, позволяет делать проводки по суммам дебиторской и кредиторской задолженности, движению наличности, производит периодическую выверку счетов, дает возможность проводить бюджетное планирование и сравнительный анализ.

Модуль «Кадры» несет одну из основных функциональных нагрузок в системе обслуживания внутренних служб гостиницы. Система позволяет учитывать выплаты поощрений, заработной платы, бонусов, удержания и штрафы, надбавки на питание, чаевые, налоги и пр.

Модуль «Финансовые отчеты» обеспечивает определение уровня прибылей и налоговых выплат. Большинство систем способны выдавать как регламентные отчеты (т.е. в определенные моменты времени), так и по запросу. Формат документов, выдаваемых системой, в значительной степени может варьироваться, исходя из потребностей заказчика с учетом применяемых в индустрии стандартов. К таким отчетам относятся балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках, а также другие документы, такие, как «Анализ движения наличности», «Анализ основных активов», «Анализ платежей» и т.п.

Большинство гостиничных интерфейсов работает в режиме on-line, некоторые функционируют в режиме периодического экспорта-импорта информации. Число интерфейсов в PMS постоянно увеличивается, наиболее популярными прикладными программами являются: «Текущая продажа», «Управление энергетическими ресурсами», «Телефонные счета», «Система электронного запирания»,

«Встроенные бары и демонстрация видеофильмов».

Данные модуля «Текущая продажа» важны для точной и своевременной работы модулей «Расчеты с клиентом» и «Финансовые отчеты». Эти данные служат для сравнительного анализа и отчетности по нему. Модуль «Управление энергетическими ресурсами» позволяет снизить расход электроэнергии. Модуль «Телефонные счета» контролирует внутренние, местные и междугородные разговоры и определяет стоимость разговора. «Система электронного запирания» контролирует возможность проникновения в номера. По выезде гостя из номера код, открывающий номер гостиницы, заменяется через компьютер, которым управляет служба портье. Таким путем повышается безопасность гостей, улучшается контроль степени загрузки номерного фонда. Интерфейс «Встроенные бары и демонстрация видеофильмов» позволяет контролировать использование установленных в номерах минибаров и мониторов внутригостиничной телевизионной сети. Этот интерфейс взаимодействует с модулем «Расчеты с клиентом».

Точность и быстрота работы PMS позволяет значительно снизить время обслуживания и количество ошибок, улучшить качество обслуживания, что влечет за собой минимизацию накладных расходов на лишний персонал, облегчает аудит и способствует росту положительного имиджа отеля среди потенциальной клиентуры и партнеров, что, несомненно, наилучшим образом скажется на конкурентоспособности предприятия. Нарастающие темпы роста конкурентной борьбы и технологического прогресса привели к тому, что если раньше отели меняли техническое оснащение в среднем каждые 7-9 лет, то сегодня - каждые 3-5 лет, и тенденция сокращения этого срока сохраняется [1].

Большинство PMS предусматривают подключение к одной из глобальных систем бронирования (General Distribution System -GDS), что значительно увеличивает эффективность управления отелем. Одновременно GDS является хорошим инструмент рекламы: отель становится известным более

600.000 туристическим агентствам по всему миру и появляется в самых известных систе-

мах бронирования, использующих базу GDS [2].

Среди зарубежных информационных гостиничных систем наиболее известной является системы Fidelio, а также Lodging Touch. Система «OPERA Enterprise Solution» корпорации Micros-Fidelio предназначена для независимых отелей и для гостиничных сетей, как для небольших отелей с ограниченным набором услуг, так и для шикарных 5-звездочных гостиниц. Система осуществляет полнофункциональное управление и состоит из модулей, которые могут быть настроены и добавлены в зависимости от пожеланий конкретного отеля. Она включает в себя систему автоматизации службы приема и размещения гостей (Property Management System); систему автоматизации отдела продаж и маркетинга (Sales and Catering); систему управления качеством обслуживания (Quality Management System); систему оптимизации прибыли (Revenue Management); систему управления мероприятиями (OPERA Activity Scheduler); систему централизованного бронирования (OPERA Reservation System); модуль бронирования через Интернет (Web-Self Service); централизованную информационную систему по клиентам (Customer Information System). Для небольших отелей разработана специальная упрощенная версия системы Opera Xpress, которая позволяет снизить издержки.

Система управления гостиницей «Epitome PMS» компании Libra Hospitality представляет собой новую, третью версию системы LodgingTouch LIBICA и является составной частью семейства программных продуктов Epitome Solutions, включающего системы интернет-бронирования, инструменты бизнес-аналитики и систему корпоративного управления гостиничными цепями. Все системы семейства Epitome Solutions объединены единым дизайнерским решением, интегрированной базой данных и общей технологией организации управления гостиничным бизнесом. Система «Epitome PMS» предназначена как для небольших гостиниц уровня 2-3 звезды, так и для крупных гостиничных комплексов и отелей класса VIP, проста в использовании и обладает необходимой гибкостью для применения в управлении гостиницами любого типа, категории и размера. Мощный функциональный инструментарий

«Epitome PMS» позволяет создавать успешную технологию ведения бизнеса, повышать финансовые показатели и достигать высокого уровня сервиса для гостей. Система управления отелем Epitome PMS функционирует на русском языке, соответствует требованиям законодательства по регистрации виз и паспортов, позволяет вести учетную политику в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Для эффективного управления очень важно представлять деятельность гостиницы в реальном времени, быстро реагировать на сложившуюся ситуацию. Контрольная панель Epitome PMS позволяет видеть отель как на ладони, просматривать наличие номеров, основные показатели работы и сравнивать текущие показатели с бюджетом. Информация обновляется в режиме реального времени.

В 2009 г. компания Libra Hospitality вывела на гостиничный рынок новый продукт: мультигостиничное решение для сетей по модели Saas - Libra OnDemand CRM [2]. Данный продукт, интегрированный с системами Epitome PMS и Fidelio, существенно расширяет функциональные возможности управления отелем.

Система «Управление отделом продаж и маркетинга» автоматизирует работу каждого сотрудника отдела продаж, позволяет планировать встречи, звонки и выполнение различных задач, ведет общий календарь и расписание дня менеджеров. Результаты общения с клиентом фиксируются для получения полной картины деятельности отдела и состояния дел с каждым клиентом. Руководители отделов могут ставить четкие задачи перед каждым сотрудником и контролировать их выполнение.

Система «Управление взаимоотношениями с клиентами» выдает аналитические данные по каждому клиенту отеля - гостям, компаниям и турагентствам. Все статистические данные по клиентам автоматически поступают из PMS в Libra OnDemand и доступны для просмотра и анализа. Менеджеры отдела продаж и маркетинга получают полную информацию о доходности каждого клиента, включая количество броней и ночевок, полученный доход и средний тариф. Libra OnDemand позволяет вести учет предпочтений клиента и всех договорных условий, что

позволяет предоставлять более высокий уровень клиентского сервиса.

Система «Управление программами лояльности и поощрения постоянных клиентов» позволяет отелю создавать собственные программы лояльности, предусматривающие вознаграждение для постоянных клиентов, а также клубные программы с возможностью предоставления скидок, бонусов и выдачи премиальных сертификатов.

Система «Управление продажами и мероприятиями в отеле» позволяет планировать загрузку конференц-помещений, составлять меню для банкетов, семинаров и конференций, начислять услуги и координировать работу всех служб и подразделений отеля по банкетному обслуживанию.

К настоящему времени появился и успешно функционирует ряд программ отечественных фирм, обеспечивающих автоматизацию управления гостиничным комплексом. К ним относятся программные продукты «Эдельвейс», «Реконлайн», «Барсум» (фирма «Рек-Софт»), система Hotel-2000 (фирма «Интур-Софт»), программный комплекс

«Русский отель» (Фирма «Сервис плюс» совместно с фирмой «Ист Консепт»), системы «Отель-Симпл», «Меридиан-1» (фирма Nortel), система Kei-Hotel (фирма Kei-Company).

«Эдельвейс / Medallion» компании Рек-софт - система управления отелем, позволяющая автоматизировать службы бронирования и размещения, коммерческого отдела и бухгалтерию отеля, консолидировать информацию и предоставлять данные из смежных систем. Кроме базовой АСУ, Рексофт предлагает целый набор проверенных программно-аппаратных комплексов, среди которых: бухгалтерские системы, АСУ ресторана, телефонные тарификаторы, системы удаленного бронирования, системы контроля доступа, платное и интерактивное телевидение, фискальные регистраторы, системы внутреннего кредита.

Система комплексного программного обеспечения управления гостиницей Navision-Cenium появилась в России в конце 2000 года. Это совместная разработка компаний HSC (Hospitality Solution Center, Исландия) и АВК (Россия). Ядром комплекса является модуль финансового управления на базе

системы Microsoft Dynamics NAV, включающий в себя средства управленческого учета, аналитики и бюджетирования, а специализированные модули дополняют комплексное решение отраслевой спецификой в рамках единой платформы. При таком подходе предприятия получают более широкие возможности управления бизнесом: появляется возможность выявления наиболее доходных направлений деятельности, сравнения стоимости и себестоимости услуги с учетом всех затрат, принятия важных управленческих решений на основе анализа с использованием больших объемов статистики.

Большое значение для развития бизнес-туризма и привлечения клиентов из этого сегмента рынка является наличие конференц-залов и других помещений, необходимых для проведения семинаров и конференций. Конференц-зад «Москва» в отеле Ирис-конгресс оборудован сценой, встроенным звуковым и световым оборудованием, трибуной, экраном Зм х 2,25 м, 4 кабинами для синхронного перевода, высокоскоростным проводным и WiFi Интернетом [2]. Он может быть трансформирован из амфитеатра с мягкими креслами и приставными столиками в помещение для проведения выставок, конгрессов, презентаций, банкетов и позволяет разместить участников и технику в самых разных вариантах.

Мультимедийные технологии также нашли применение в гостиничном бизнесе. Разностороннюю информацию о гостинице гость может получить прямо в номере через систему интерактивного телевидения, как, например, в отеле «Метрополь». В номерах этой гостиницы произведена полная замена телевизоров на новейшие 27" жидкокристаллические модели фирмы Samsung и вступила в действие система интерактивного телевидения, разработанная специально для «Метрополя».

Сеть отелей «Marriott» представила на суд гостей новый тип номеров Plug-in. Так называемый «мультимедийный» номер оснащен 32-доймовым LCD-экраном, адаптером для подключения к экрану ноутбука, трЗ-проигрывателем, видеокамерой, игровой приставкой и другой техникой.

Мультимедийные технологии не обошли и телефон. Американская фирма Teledex вывела на рынок новый тип гостиничных теле-

фонных аппаратов, оснащенных цветным сенсорным 5,6-дюймовым дисплеем, на который может быть выведена любая информация о работе служб отеля, реклама местных достопримечательностей, сделан заказ в отельном ресторане, получен доступ в Интернет.

Инновационные решения для управления систем безопасности

Большое значение в управлении отелями придается системам безопасности. Системы безопасности многофункциональны и могут включать разные элементы защиты - от системы охранно-периметральной сигнализации до компьютерных систем сбора и обработки информации. Система видеонаблюдения, охранная и пожарная сигнализации должны проектироваться таким образом: как только срабатывают датчики сигнализации в отеле, открываются электронные замки запасных выходов, действует система оповещения, и людей начинают эвакуировать по специальным путям, которые всегда должны быть свободны. Все инженерные системы отеля, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, пожаротушения и контроля доступа, видеонаблюдения и охранной сигнализации, система управления инженерным жизнеобеспечением объединены в единое информаци-онно-управляющее пространство. Все сигналы от них поступают в центральную диспетчерскую.

Для того чтобы обеспечить комфортную безопасную среду для гостей и персонала отеля, особое внимание должно быть уделено стандарту Fire & Life Safety (FLS) [3]. Этот стандарт предъявляет строгие требования к системам безопасности и жизнеобеспечения гостей и неукоснительно соблюдается во всех отелях бренда Crowne Plaza по всему миру. В отеле более трех тысяч пожарных извещате-лей, а каждый датчик имеет индивидуальную адресацию и контролируется в режиме реального времени. Рестораны также оснащены воздушно-водяной системой пожаротушения с модернизированной системой дымоудаления. Весь периметр и внутреннее пространство просматриваются камерами. В отеле обеспечивается информационная безопасность: в АСУ отеля невозможно проникнуть извне. Система действует и в случае отключения электроэнергии, на автономных источниках питания. Специфика бренда Crowne

Plaza подчеркивает значение всех систем жизнеобеспечения для максимального комфорта и безопасности проживания.

Гостиничный бизнес подразумевает наличие значительного объема работы по учету, контролю и статистической обработке информации. В любой гостинице стоит своя система управления, крупные комплексы используют обычно такие системы, как Fidelio, INHOVA, IR Timelox и т.п. Важным аспектом построения Интегрированного комплекса безопасности (ИКБ) является совместимость систем. Программный комплекс, на котором будут базироваться все подсистемы безопасности, должен быть совместим с системой управления. Современные ИКБ представляют собой аппаратно-программные комплексы с общей базой данных. В качестве устройств управления используются компьютеры со специализированным программным обеспечением.

В таких отелях, как Westin Century Plaza Hotel и St. Regis Los Angeles, с общим количеством номеров более 1100, используются IR (инфракрасные) системы TimeLox 2300 EMI. Благодаря IR опции, все замки отеля могут соединяться с центральным компьютером через IR-интерфейс, что позволяет персоналу отеля контролировать все замки, а также управлять всей системой EMI в гостевых номерах прямо с центральной станции отеля в режиме on-line. Современные требования к безопасности отелей сделали IR-системы TimeLox весьма востребованными системами автономных электронных замков для отелей: в случае аварийной ситуации персонал отеля, обладающий достаточным уровнем доступа к системе, может прямо с центрального компьютера открыть все двери отеля; в случае если кто-либо попытается открыть несколько дверей методом «подбора карточки», просто вставляя ее во все двери, служба безопасности получит предупреждение об этом и сможет незамедлительно вмешаться; блокировать все или определенные двери или пользователей и получает предупреждение, если дверь гостевого номера открыта слишком долго; техническая служба своевременно получит предупреждение о состоянии батарей замка. TimeLox2300 интегрируем со всеми существующими системами управления отелем (PMS) и системами внут-

ригостиничных продаж (POS), а также позволяет подключить веб-кшеру.

Система итальянской компании Emmetti в России установлена в отеле «Золотое кольцо». Она использует контроль доступа в номера в режиме on-line - безусловный плюс в вопросах безопасности гостей. Специальная диспетчерская программа фирмы Satchwell, установленная в этом отеле, позволяет управлять автоматикой из одного центра. Таким образом, поддерживается микроклимат в номерах и осуществляется диспетчеризация инженерного оборудования. Обе эти системы более гибки и эффективны, чем многие другие разработки.

В отличие от аналогичных зарубежных систем INHOVA и IR Timelox, система контроля доступа «КОДОС-Отель» основана на бесконтактной идентификации. Бесконтактная идентификация - это возможность надежно распознавать объекты по индивидуальным естественным или искусственно присвоенным признакам объекта без непосредственного контакта с ним. В России подавляющее большинство систем используют штрих -кодовый и магнитный способы идентификации.

Радиочастотные технологии идентификации (RFID) имеют существенные преимущества: для RFID не нужен механический или оптический контакт, RFID-метки читаются быстро и точно, обеспечивая практически 100%-^ идентификацию; пассивные RFID-метки, не имеющие источника питания, имеют фактически неограниченный срок эксплуатации; RFID-метки несут большое количество информации и могут активно взаимодействовать с внешними системами, поскольку многие из них допускают не только чтение, но и запись информации; варианты геометрии и дизайна метки легко адаптируются к характеристикам носителя и требованиям системы контроля.

В России сегодня наибольшее распространение RFID-технологии получили в областях контроля доступа персонала, электронных платежей с помощью смарт-карт, систем безопасности в автомобилях, идентификации транспорта, электронных ключей в жилых и производственных помещениях. В то же время во многих странах RFID-

технологии имеют гораздо большее распространение.

Изначально разработанная для интеграции с «Fidelio», система «КОДОС-Отель» совмещается с любой системой управления гостиничным комплексом и работает следующим образом: при регистрации гостя в гостиничной системе информация о нем автоматически вносится в базу данных «КОДОС». При этом выдаваемая гостю электронная карта доступа автоматически программируется администратором (поднесением к USB-считывателю, подключенному к компьютеру) и разрешает проход в номер проживания или другие помещения на указываемый срок. Карта автоматически начинает и заканчивает действовать в сроки, указанные администратором.

Энергосберегающие инновационные технологии

Использование инновационных технологий преследует несколько целей: сбережение времени, денег, энергии [2]. Так, Innovation Hotel - инновационный эко-отель, принадлежащий IHG, включает в себя солнечные панели на крыше для нагрева воды, ветряные генераторы для выработки электроэнергии, оконные стекла из вторсырья, мебель, полностью сделанную из переработанных материалов. Из бытовых отходов также будут вырабатывать тепло и энергию, система сбора дождевой воды будет снабжать водой туалеты, крыша с тонким слоем грунта и зелеными насаждениями помогает тепло- и звукоизоляции. На крыше - до четырех солнечных панелей для нагрева воды, чтобы снизить использование невозобновляемых источников энергии. Дождевая вода будет собираться в баки на крыше и под землей, а затем использоваться для смыва в туалетах, для полива растений, а также в посудомоечных машинах и моющих пылесосах. Отработанное масло с кухни будет использоваться как биотопливо. Указатели из натурального базальта на входе и на газонах заменят пластиковые и металлические таблички. В отделке используются нетоксичные краски. Пищевые отходы перерабатываются в удобрения.

В пятизвездочном отеле бренда «Кем-пински» («Эмират Палас» в Абу Даби, АОЭ) полностью реализована природоохранная система. В начале 2009-го года «Эмират Па-

лас» уменьшил потребление энергии на 2,1 миллион киловатт-час и потребление газа на 111,500 литров, поставив цель повысить эти результаты в течение года. Технологические инновации здесь - это и приобретение светодиодных ламп вдобавок к металло-

галогенидным, что значительно увеличит жизненный цикл освещенных зон, сокращая издержки на их обслуживание и гарантируя надежный сервис гостям. В отеле «Ренессанс Москва» установлено локальное энергосберегающее освещение.

Инновационными могу быть методы использования уже существующей технической базы. Пример - «Арарат Парк Хайятт». Оптимизация работы систем вентиляции, кондиционирования, кухонного оборудования и оборудования прачечной позволили сократить потребление электроэнергии на 18% и тепловой энергии на 9% за первые 5 месяцев 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По просьбе отеля с этой целью была усовершенствована инженерная программа фирмы Johnson Controls. Система не полностью автоматизирована, график экономного использования энергии выстраивается вручную, исходя из внешних условий. И это совсем не требует дополнительного персонала, только знаний и опыта. Расход по тепловой энергии понизился до 9%:

Иногда энергосбережение заложено уже в самих системах, например, в TimeLox 2300 EMI. Благодаря датчику замка, при выходе гостя система EMI автоматически отключит освещение и электроприборы, оставленные включенными; при выписке гостя через систему PMS система получит команду на отключение кондиционирования в незаселенном номере, в зависимости от состояния номера (заселен, свободен, законсервирован и т.д.) а также в зависимости от того, кто вошел в номер - гость или персонал — будет выбрана оптимальная схема кондиционирования.

В настоящее время на предприятиях гостеприимства возможности дополнительного привлечения клиентов и повышения эффективности деятельности предприятия требуют использования современных информационных технологий, которые повышают степень общения с клиентами и позволяют облегчать и совершенствовать процессы управления

фирмой. Не все отели адаптированы для последних технических инноваций, но все могут найти возможность использовать инновационные технологии. Главное - всерьез задуматься о том, что нужно гостю, и понять, что использование энергосберегающих технологий - это не только забота об окружающей среде, но и часть социальной ответственности бизнеса. Кроме того, данный фактор оказывает значительное влияние на формирование положительного имиджа отеля и тем самым создает дополнительные конкурентные преимущества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тенденции на рынке услуг гостеприимства таковы, что системы резервирования мно-

гих российских гостиниц присоединяются к различным более крупным системам резервирования: централизованным системам гостиничных цепей, глобальным системам резервирования и становятся участниками мирового рынка индустрии гостеприимства. И те участники российского рынка индустрии гостеприимства, которые смогут наиболее полно использовать опыт зарубежных стран и передовые разработки российских ученых в области компьютерных технологий и систем телекоммуникаций, будут лидерами на российском рынке и станут полноправными участниками мирового рынка индустрии гостеприимства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Немковский Б.Л. Использование информационных технологий - шаг в сторону прибыли II HOTELLINE: Портал гостиничного бизнеса. URL: http://hotelline.ru/technology_listing.php (дата обращения 03.09.2012).

2. Татьяна Жукова. Инновации в гостиничном бизнесе II HOTELLINE: Портал гостиничного бизнеса. URL: http://hotenine.m/technology_listing.php(flaTa обращения 14.11.2012).

3. THE Fire & Life Safety advantage. URL: http://www.firelifesafety.net/Fire%20Life%20Safety_ About.htm (дата обращения 14.11.2012).

4. Лялина И. Организация и технология гостиничного обслуживания. М., 2005.

УДК 159.9:366.63 ББК- 88.4

ФОРМИРОВАНИЕ БРЕНДА ВУЗА:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Л.В. Кривова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д.7, лит. А

Российская образовательная система вступила в период сложных качественных изменений во многих своих проявлениях. Можно констатировать, что к настоящему времени, в рамках присоединения российской образовательной системы к Болонской конвенции, произошел переход к многообразию форм существования образовательных учреждений, заметно усиление дифференциации и индивидуализации образовательных программ, что позволяет учебным заведениям удовлетворить самые различные запросы каждого из студентов в отношении качества и

состава образовательных услуг. При этом современная демографическая ситуация, которую многие исследователи-социологи небезосновательно характеризуют как «демографический провал», в ближайшие годы будет усугубляться. Это означает, что все российские вузы должны быть готовы к острейшей конкурентной борьбе за абитуриента, которая уже разворачивается и накал которой будет усиливаться в ближайшее десятилетие. Как никогда ранее, сегодня в деле борьбы за потребителя образовательных услуг требуются серьезные исследования рынка и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.