Научная статья на тему 'Комплексная автоматизация гостиничного предприятия'

Комплексная автоматизация гостиничного предприятия Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
2205
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ ГОСТИНИЦЫ / ERP-СИСТЕМА / СТРУКТУРИРОВАННАЯ КАБЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / HOTEL AUTOMATION SYSTEM / ERP SYSTEM / STRUCTURED CABLING SYSTEM

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Пахомов Евгений Вячеславович

Цель данной работы заключается в определении понятия комплексной автоматизации гостиничного предприятия. Задачей исследования является анализ направлений и ключевых технологий автоматизации гостиниц и гостиничных предприятий, функциональности специализированных программных систем. В результате исследования даны рекомендации по осуществлению автоматизации гостиничного предприятия, предложены альтернативные варианты решения задачи выбора наилучшего программного продукта для определенного гостиничного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALL-ROUND AUTOMATION OF HOSPITALITY ENTERPRISE

The purpose of this paper is the definition of complex automation of hotel business. The objective of this study is analysis of trends and key technologies of the automation of hotels and hospitality industry, the functionality of specialized software systems. The study made recommendations for the implementation of automation of hotel companies, offer alternative solutions to the problem of selecting the best product for a particular hotel company.

Текст научной работы на тему «Комплексная автоматизация гостиничного предприятия»

7. Тедеев А.А., У санов В.Е. Электронное государство. - М.: ООО «Элит», 2008. - 312 с.

8. Саак А.Э., Пахомов ЕМ., Тюшняков В.Н. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении // Муниципальная власть. - 2008. - № 2. - C. 64-77.

9. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Технологии электронного правительства в государственном и муниципальном управлении // Муниципальная власть. - 2009. - № 4. - C. 108-114.

10. . //

. - 2007. - 4. - . 110-114.

11. . ., . .

: // государственного и муниципального управления. - 2009. - № 2. - С. 182-189.

12. «Одно окно» ждет всех желающих. URL: http://www.taganrog.ru/?new_offset=355/ (дата обращения 16.11.2009).

13. . . -

ственной власти. URL: http://vniidad.termika.ru/doclad/doc6.html/ (дата обращения 22.04.2010).

14. . .

уровня использования технологий электронного правительства: итоги проекта и задачи формирования системы мониторинга. URL: www.hse.ru/data/765/428/1238/ Chugu-nov_Monitoring_ims2008.pdf (дата обращения 21.04.2010).

Статью рекомендовала к опубликованию д.э.н., профессор Е.Н. Захарова.

Тюшняков Виталий Николаевич

Технологический институт федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный

федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: tvn@tti.sfedu.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: факс: 88634311426.

Кафедра государственного и муниципального права и управления; доцент.

Tushnyakov Vitaliy Nikolaevich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational

Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: tvn@tti.sfedu.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone, fax: +78634311426.

The Department of State and Municipal Legislation and Administration; Associate Professor.

УДК 796.5:681.3.01

ЕЛ. Пахомов

КОМПЛЕКСНАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Цель данной работы заключается в определении понятия комплексной автоматизации гостиничного предприятия. Задачей исследования является анализ направлений и ключевых технологий автоматизации гостиниц и гостиничных предприятий, функциональности специализированных программных систем. В результате исследования даны рекомендации по осуществлению автоматизации гостиничного предприятия, предложены альтернативные варианты решения задачи выбора наилучшего программного продукта для определенного гостиничного предприятия.

Система автоматизации гостиницы; ЕЯР-система; структурированная кабельная .

E.V. Pakhomov

ALL-ROUND AUTOMATION OF HOSPITALITY ENTERPRISE

The purpose of this paper is the definition of complex automation of hotel business. The objective of this study is analysis of trends and key technologies of the automation of hotels and hospitality industry, the functionality of specialized software systems. The study made recommendations for the implementation of automation of hotel companies, offer alternative solutions to the problem of selecting the best product for a particular hotel company.

Hotel automation system; ERP system; structured cabling system.

Гостиничное предприятие представляет собой многофункциональный комплекс взаимодействующих служб. Типичными элементами организационной структуры отеля являются служба управления номерным фондом, служба питания и напитков, отдел продаж и маркетинга, финансовая служба, инженернотехническая служба, служба безопасности, отдел кадров [1].

Современные компьютерные системы управления гостиницей имеют бога, -структурных подразделений отеля. Комплекс автоматизированных систем, охватывающих в совокупности всю деятельность гостиничного предприятия, становится в итоге мощным инструментарием анализа информационных потоков и . -рированную аналитическую отчетность, используемую для целей управленческого учета и поддержки принятия решений. Это своеобразные датчики функциониро-, -

.

Использование информационных технологий способствует повышению эффективности работы сотрудников. Увеличивается скорость обслуживания клиентов, повышается уровень информированности персонала, его компетентность -, .

Выделим направления автоматизации гостиничного предприятия:

♦ система автоматизации гостиницы;

♦ дополнительные системы и модули;

♦ периферий ные системы;

♦ система автоматизации сети гостиниц;

♦ система управления базами данных и ERP-система;

♦ в еб-сайт гостиницы;

♦ прочие системы.

Организационная структура гостиницы включает службы переднего и заднего планов (front office и back office). В основе этого деления лежит признак взаимодействия с клиентом, что отражается на функциональности соответствующего

.

, , -

, , . back office

автоматизации подвергаются системы складского и бухгалтерского учета, взаимодействие с банком.

Системы автоматизации гостиницы, предлагаемые на российском рынке, , , front office.

back office

, -.

Дополнительные системы и модули составляют понятие комплексной автоматизации отеля и обеспечивают реализацию ее преимуществ. Дополнительные системы должны поддерживать интеграцию с системой автоматизации гостиницы, в случае, если они являются самостоятельными программными продуктами. К дополнительным относятся системы автоматизации ресторана, управления точками продаж, управления доходами, бронирования через Интернет, биллинговые системы, CRM-системы и др. Перечисленные системы могут быть модулями мощной системы автоматизации гостиницы.

Периферийные системы зачастую являются программно-техническими комплексами. Так, система контроля доступа, обеспечивающая удобство обслуживания, комфорт проживания и безопасность гостей включает [2]:

♦ электрон ный ключ;

♦ электрон ный замок;

♦ считыватель эле ктронного ключа;

♦ комплекс управления электронными замками, включающий:

■ устройство для кодирования ключа;

■ устройство для программирования электронного замка;

- , .

Примерами периферийных систем могут быть системы телефонной тарифи, , ,

.

Сетевые гостиницы имеют особенности построения системы управления, что требует реализации дополнительных направлений автоматизации - создания еди-, , - , реализации совместимости с глобальными распределительными системами и др.

, , -точно широким, что предполагает использование программных средств, отнесенных к разряду прочих. Это могут быть системы учета рабочего времени, управления бильярдным залом, автоматизации кинотеатра, боулинга и др.

Комплексная автоматизация осуществляется на основе объединения различных подсистем в рамках выбранной программной платформы, в качестве которой используется ERP-система. Это мощный, многофункциональный программный , . гостиничного предприятия и взаимодействуют между собой благодаря единому . ERP-

тесного сотрудничества с поставщиком - системным интегратором. Достоинством данного подхода является создание изначально интегрированной системы, покрывающей все ключевые бизнес-процессы гостиничного предприятия, а также отсутствие необходимости контактировать с множеством поставщиков. К недостаткам ERP- , -

ников. Наиболее удобно начинать автоматизацию с «чистого листа», в противном случае может возникнуть проблема совместимости с прежними системами. При-ERP- , ,

являются Microsoft Dynamics NAV и «IC-Предприятие».

, -, -

.

Необходимо создать проект структурированной кабельной системы (СКС), которая была бы рассчитана на использование новейших технологий телефонных

, . -конные линии связи. Мощная проводная инфраструктура обеспечит эффективную работу внутренней АТС, телефонную связь на основе Wi-Fi, подвижную внутрен-

нюю связь, при этом внутренние вызовы между сотрудниками не тарифицируются. Провайдер телефонных услуг выступит, одновременно, провайдером услуг Интернета. СКС, помимо указанных функций, должна быть ориентирована и на установку системы видеонаблюдения, так же как и на использование в будущем следующих инноваций:

♦ цифрового интерактивно го телевидения в номерах;

♦ IP-телефонии;

♦ спутникового телевидения высокой четкости.

Начинать автоматизацию можно с покупки базовых модулей. На стойке приема и размещения располагаются POS-система, генератор электронных клю-, , . -тить внимание на организацию технической поддержки.

Рассмотрим продукты основных поставщиков систем автоматизации гости, .

Компания Рексофт, г. Санкт-Петербург.

:

♦ поставка и интеграция решений для автоматизации предприятий (ERP) и

;

♦ разработка программного обеспечения;

♦ консалтинг в области ин формационных технологий;

♦ интеграция телекоммуникационных систем.

Продукт - Эдельвейс/Medallion - система автоматизации гостиницы. Компания HRS, Москва.

Компания HRS является официальным дистрибьютором компании Micros-Fidelio.

:

♦ Fidelio V8 - система автоматизации гостиницы;

♦ OPERA Enterprise Solution - система автоматизации гостиницы;

♦ myfidelio.net - модуль интернет-бронирования и подключения к глобальным распределительным системам (GDS);

♦ Fidelio Sales & Catering - система автоматизации отдела продаж и марке-

;

♦ Materials Control - система автоматизации складского учета, калькуляции,

;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ HRS Back Office - система автоматизации бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности;

♦ Trako - система управления счетами клиентов;

♦ Bartech - система автоматических мини-баров;

♦ Micros - комплексная автоматизация ресторана;

♦ Mymicros.net - автоматизация ресторанов на основе технологии интернет-

.

Компания UCS, Москва.

Основной продукт - система R-Keeper, решающая задачи автоматизации рес-, , , .

UCS -

. UCS

, , кинотеатра, детского развлекательного центра, аквапарка, фитнес-центра, стадио-, .

Продукты:

♦ R-Keeper - система автоматизации ресторана;

♦ Shelter - система автоматизации гостиницы;

♦ R-Keeper StoreHouse - система автоматизации складского учета;

♦ TimeKeeper - система автоматизации учета и планирования рабочего вре-

;

♦ PoolJet - система управления бильярдом;

♦ Game-Keeper - аппаратно-программный комплекс для автоматизации зала

;

♦ Delivery - система автоматизации процесса доставки продукции собственного производства и сопутствующих товаров;

♦ ArchiMed - система автоматизации медицинских учреждений (р^работка компании MLS IT Systems);

♦ «Капитал 2008: Ресторан» - система управленческого учета;

♦ «Премьера» - система бронирования и продажи билетов в кинотеатры;

♦ ПРЕ МЬЕРа-ЛИГА - система бронирования и продажи билетов для спортивных объектов использующих турникеты.

Компания Libra Hospitality, Москва.

Компания Libra Hospitality является официальным партнером и дистрибьютором компании SoftBrands, поставщика решений автоматизации для индустрии .

:

♦ Epitome PMS - система автоматизации гостиницы;

♦ SquirrelOne POS - система автоматизации ресторана;

♦ QuattroSoft ProStore - система автоматизации процесса производства, складского учета и контроля на предприятиях питания;

♦ Core - система корпоративного управления (дня гостиничных сетей);

♦ Karyon -

глобальным распределительным системам (GDS);

♦ CRM (Libra OnDemand) - ,

и взаимоотношениями с клиентами;

♦ Premier SPA - система автоматизации spa-центров.

Компания Кредо, г. Ростов-на-Дону.

Компания осуществляет комплексное оснащение гостиниц, предприятий тор, , ,

. -чение для всех указанных сфер бизнеса. В качестве основы предлагаемых решений используются программные продукты фирмы «1C» семейства «1С:Предприятие».

:

♦ «КредОтель» - система автоматизации гостиницы. Построена на базе платформы «1C: Предприятие 8.0». Конфигурация «КредОтель 2.0» разра-

« ».

♦ «Ресторан 4.0 Проф» - система автоматизации ресторана.

♦ «Сеть Ресторанов 4.0» - система автоматизации сети ресторанов.

♦ «Р^влекательный центр 4.0» - система управления и учета в развлека-

, , , предприятиях индустрии развлечений.

♦ «Ваш Магазин 6.0 PROF» - автоматизация небольших и средних магазинов для платформы «1C: Предприятие 8.0».

♦ «Модный магазин 6.0 PROF» - система ERP-класса для автоматизации управления, учета и анализа на сетевых предприятиях розничной торговли сегмента non-food.

♦ «Торговый Дом 6.0 PROF» - ERP-система автоматизации предприятий

.

♦ ASTOR: WMS - специализированная программная платформа, предназначенная для построения систем управления складским комплексом, в том числе и территориально распределенных.

♦ «Торговая Сеть 6.0» - система ERP-класса предназначена для автоматизации сетевых предприятий розничной торговли.

Компания ИСТ КОНСЕПТ, г. Санкт-Петербург.

Компания специализируется на разработках автоматизированных систем для отелей, гостиниц, санаториев, ресторанов, клубов, магазинов.

Продукт - корпоративная информационная система «Intellect Style».

КИС «Intellect Style» включает в себя следующие системы:

♦ Hotel InStyle («Русский Отель») - автоматизация отеля, гостиницы, санатория, пансионата;

♦ Restaurant InStyle («Русский Ресторан») - автоматизация ресторана, кафе,

-;

♦ Touroperator InStyle («Русский Туроператор») - автоматизация турфирмы;

♦ TeleTax InStyle («Русский Тарификатор») - тарификация телефонных пе-

;

♦ Market InStyle («Русский Магазин») - автоматизация магазина, автомати-

;

♦ Account InStyle - система бухгалтерского учета;

♦ Management InStyle - система управленческого учета.

Компания Imagepoint, Москва.

Amadeus

Hospitality GmbH и Agilysys на территории России и стран СНГ.

:

♦ Amadeus PMS - .

♦ InfoGenesis POS - система автоматизации ресторана, сети ресторанов.

♦ Reservation Assistant - система автоматизации SPA-центров, спортивных клубов, курортных медицинских комплексов.

♦ Amadeus Multiproperty - .

♦ ResPAK - система управления мероприятиями (конференции, услуги кей-

, , -ентами - CRM). Система разработана компанией Analytical Systems, Авст-.

Компания Вест Концепт, г. Санкт-Петербург.

Является системным интегратором, обеспечивающим комплексную автоматизацию предприятий различных сфер деятельности. Основные направления деятельности «Вест концепт»: консалтинг, внедрение систем ERP-класса, корпоративное лицензирование Microsoft, аутсорсинг, сервисное сопровождение, поставка

.

Для индустрии гостеприимства предлагается продукт «ВестКонцепт Oтeль&SPA», созданный на базе интегрированной платформы Mirosoft Dynamics NAV.

Компания AVK-Soft, Москва.

Является поставщиком системы автоматизации управления бизнесом -Microsoft Dynamics, входит в группу компаний «Корстон».

Бренд Korston Hotels & Malls объединяет на сегодня 4 гостиницы. Изначально основной целью AVK-Soft, скорее всего, была автоматизация компаний, входящих в группу, в том числе и гостиниц сети. Затем этот бизнес выделился в самостоятельное направление. Компания предоставляет следующие услуги: консал-, , Microsoft Dynamics

NAV, внедрение системы электронного документооборота на платформе Lotus Domino/Notes, системная интеграция, распространение продуктов Microsoft (Microsoft SQL Server 2005, Microsoft Exchange 2007 Server и др.).

Korston Hospitality, -

Microsoft

Dynamics NAV, ,

,

отраслевой спецификой в рамках единой платформы. На базе интегрированной Microsoft Dynamics NAV -

ницей, рестораном, казино. Они могут быть использованы как единая информаци-, , :

♦ Korston Hotel - система автоматизации гостиницы.

♦ Korston Restaurant - система автоматизации ресторана.

♦ Korston Casino - система автоматизации казино.

♦ Korston Conference - система предназначена для планирования, организации и проведения банкетов, конференций, торжественных мероприятий, выставок и конгрессов в бизнес-центрах, ресторанах, гостиницах.

♦ Korston Fitness - система автоматизации оперативного учета услуг в спортивных клубах и фитнес-центрах.

Рассмотрим требования к функциональности систем.

Услугами гостиничного комплекса, например, бассейном, бильярдной, конференц-задом и т.д. могут пользоваться посетители. В автоматизированной системе это должно учитываться.

Необходимо наличие системы безналичных платежей в точках продаж и ока. , получает электронную карту, которую можно использовать в точках продаж для оплаты. Эта же карта является ключом от гостевого номера. Клиенту заводится единый гостевой счет для учета услуг, предоставленных ему на территории гостиницы. Единое расчетно-платежное пространство предполагает возможность использования как кредитной, так и депозитной схемы оплаты.

Основными функциями системы являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ учет количества взрослых/детей при оформлении брони, поселение на места, групповое бронирование, ночной аудит;

♦ планирование загрузки, ведение договоров, заявок, прием любых форм

;

♦ графическое отображение номерного фонда;

♦ ведение БД по гостям, компаниям, турагентам, дебиторам;

♦ работа с туристич ескими агентствами, учет комиссионных платежей;

♦ управление тарифами, скидками;

♦ реализация всех необходимых форм документов, стандартные и индивидуальные отчетные формы;

♦ управление конференц-услугами и мероприятиями;

♦ учет работы горничных, диспетчер номерного фонда;

♦ возможность подключе ния к системам интернет-бронирования.

Необходима реализация интерфейсов со следующими системами:

♦ управления рестораном, баром;

♦ контроля доступа;

♦ телефонного сервиса;

♦ бухгалтер ского учета;

♦ электронных минибаров;

♦ фискальными регистраторами, внесенными в Госреестр РФ.

Приведем примерную структуру автоматизированной системы по количеству :

♦ дирекция (2 рабочих места);

♦ стойка приема и размещения (POS-терминал портье-кассира, устройство

);

♦ менеджер по бронированию;

♦ (2 );

♦ (2 );

♦ начальник службы хаускипинга;

♦ начальник службы безопасности;

♦ системный администратор;

♦ телефон ная служба;

♦ ресторан (3 рабочих места).

Анализ различных систем автоматизации гостиницы позволил предложить следующие альтернативные варианты решения задачи выбора наилучшего про:

♦ epitome PMS , . -

кам можно отнести наличие трудностей с интеграцией с программным

«1 - », ;

♦ UCS Shelter может использоваться в связке с мощной ресторанной системой R-Keeper. Перечень продуктов компании UCS достаточно разнообразен. К недостаткам можно отнести высокую цену;

♦ КредОтель - единственная система, для которой необходима платформа «1 - », « -

»;

♦ Эдельвейс - система, ориентированная на гостиницы с малым и средним

, ;

♦ Hotel InStyle ( «Intellect Style») - .

Разработчики систем достаточно активно работают на российском рынке,

имеют опыт профильных внедрений и предлагают широкий ассортимент про.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иванов В.В., Волов AM. Гостиничный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 384 с.

2. Пахомов ЕМ. Технологии контроля доступа на предприятии индустрии гостеприимства // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2010. - № 4 (105). - С. 27-32.

Статью рекомендовала к опубликованию д.э.н., профессор Е.Н. Захарова.

Пахомов Евгений Вячеславович

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: pahomov@tti.sfedu.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634311426.

Кафедра государственного и муниципального управления; доцент.

Pakhomov Evgeny Vyacheslavovich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: pahomov@tti.sfedu.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634311426.

The Department of State and Municipal Legislation and Administration; Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.