Научная статья на тему 'Автоматизированная информационная система "Образование Челябинской области" как эффективный механизм обеспечения информационной открытости в сфере образования'

Автоматизированная информационная система "Образование Челябинской области" как эффективный механизм обеспечения информационной открытости в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА "ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровых И.С., Орехова Т.А., Белякова Т.Б., Югова Д.А.

В статье рассматриваются вопросы открытости региональной системы образования на основе функционирования единого информационного ресурса. Особое внимание уделяется вопросу оптимизации процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде. Описана региональная информационно-образовательная система. Охарактеризован потенциал автоматизированной информационной системы «Образование Челябинской области» в обеспечении информационной открытости региональной системы образования. АИС «Образование Челябинской области» представлена как инструмент сетевого взаимодействия между участниками образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боровых И.С., Орехова Т.А., Белякова Т.Б., Югова Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная информационная система "Образование Челябинской области" как эффективный механизм обеспечения информационной открытости в сфере образования»

УДК 371

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ» КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

И.С. Боровых, Т.А. Орехова, Т.Б. Белякова, Д.А. Югова

В статье рассматриваются вопросы открытости региональной системы образования на основе функционирования единого информационного ресурса. Особое внимание уделяется вопросу оптимизации процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде. Описана региональная информационно-образовательная система. Охарактеризован потенциал автоматизированной информационной системы «Образование Челябинской области» в обеспечении информационной открытости региональной системы образования. АИС «Образование Челябинской области» представлена как инструмент сетевого взаимодействия между участниками образовательных отношений.

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги в сфере образования, региональная система образования, информационная открытость в сфере образования, региональная информационно-образовательная система, автоматизированная информационная система «Образование Челябинской области».

Принцип информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций, закрепленный на законодательном уровне, является одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования [5]. На основании данных различных исследований информационного спроса и предложения, сложившихся в российской системе образования в течение последних лет (мониторингов, охватывающих население большей части регионов Российской Федерации, а также социологических опросов родительской и профессиональной образовательной общественности) установ-

лено, что информационная открытость системы образования растет и стремится к 100%, причем в этом отношении образование опережает остальные сферы социальных услуг [2].

В открытой системе образования устанавливаются новые взаимоотношения федеральных государственных, региональных, муниципальных органов управления образованием между собой, а также с образовательными организациями и обучающимися. Развивается и реализуется принцип разграничения компетенций, полномочий и ответственности между различными уровнями управления образованием [1].

Система образования Челябинской области создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных и дополнительных образовательных программ и включает в себя:

1. организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2. орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Челябинской области), осуществляющий государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные органы;

3. организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования [5].

Открытость и доступность информации о системе образования обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность [5]. Откры-

тость системы образования нацелена главным образом на решение следующих проблем:

- организация доступа к образованию, который бы удовлетворял образовательные потребности людей (образование должно быть доступным с раннего детства в течение всей жизни человека);

- повышение качества образования и достижение его соответствия запросам общества.

Автоматизированная информационная система «Образование Челябинской области» (АИС «Образование Челябинской области»), по своей роли, является ведущей действующей информационной системой, поскольку формирует информационно-образовательную систему региона, позволяет выстраивать систему индикативного управления, обеспечивает объективность принимаемых решений по повышению качества образования на уровне дошкольного, общего, дополнительного, среднего образования.

Одной из задач функционирования единого регионального ресурса АИС «Образование Челябинской области» является: предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронной форме [3], в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Портал Госуслуг).

Для эффективного управления функционированием и развитием регионального ресурса совместно с Министерством информационных технологий и связи Челябинской области разработан план оптимизации работы региональной информационной системы, обеспечивающей прием заявлений, учет детей, находящихся в очереди (электронная очередь в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), который предусматривает:

- модернизацию публичной части Портала образовательных услуг Челябинской области для родителей/законных представителей, а именно повышение информативности Портала, реализацию возможности самостоятель

ного внесения изменений в заявления родителями (законными представителями);

- согласование возможности направления межведомственных электронных запросов на проверку действительности данных свидетельства о рождении, направленных заявителем при постановке в очередь в детский сад с использованием электронной формы заявления на Портале Госуслуг;

- реализацию технической возможности направления межведомственных электронных запросов на проверку достоверности данных свидетельства о рождении из региональной информационной системы в Многоуровневую автоматизированную информационную систему «Записи актов гражданского состояния» (МАИС «ЗАГС»).

Сегодня на федеральном уровне разработана методика по переводу услуг в электронный вид, которая регламентирует деятельность по предоставлению услуг в электронной форме, но, пожалуй, самое важное, чтобы был организован процесс создания качественных и удобных для граждан пользовательских интерфейсов в современном интернет-пространстве. Именно данная цель была заложена при разработке плана оптимизации.

Важным направлением в Челябинской области является организация процесса по приему заявлений в первые классы. Второй год реализуется возможность регистрации заявлений в электронной форме через Портал Госуслуг и Портал образовательных услуг Челябинской области.

В 2018 году впервые была проведена тестовая приемная кампания, в ходе которой было зарегистрировано 1316 заявлений. Родители будущих первоклассников имели возможность пройти процедуру подачи заявления в электронном виде в тестовом режиме. Так же в текущем учебном году реализован механизм единой авторизации, не требующий повторного ввода учетных данных и позволяющий однозначно идентифицировать пользователя в ведомственной информационной системе.

За период приемных кампаний 2016-2017 учебного года 42 % заявлений были зарегистрированы родителями/законными представителями самостоятельно (через Портал Гос-

услуг и Портал образовательных услуг Челябинской области). На текущий момент в период действующей приемной кампании I этапа 2017-2018 учебного года, данный показатель составляет 54 %.

Одной из ведущих задач АИС «Образование Челябинской области» является формирование информационной открытости деятельности Министерства образования и науки Челябинской области, а также государственных и муниципальных образовательных организаций. У родителей (законных представителей) обучающихся есть законное право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей [5]. Информация об успеваемости детей отображается в электронном журнале АИС «Образование Челябинской области» (модуль «Сетевой город. Образование»), который нацелен на создание единого информационного пространства для педагогических работников, учащихся и их родителей. Это, в свою очередь, позволяет

существенно повысить контроль качества над образовательным процессом и обеспечить его открытость, а также способствует повышению качества образования. По результатам мониторинга ведения электронного журнала за первое полугодие 2017 года по Челябинской области средний процент заполнения электронного журнала (итоги успеваемости за учебные периоды/учебный период) составляет 77%, самый высокий из них -98%.

Анализ данных с использованием инструмента веб-аналитики Яндекс. Метрика по посещаемости АИС «Образование Челябинской области» (модуль «Сетевой город. Образование») по общеобразовательным организациям

свидетельствует о том, что региональный ресурс становится востребованным для внешних пользователей (учащихся и родителей/законных представителей). В таблице 1 приведена статистика обращений к АИС «Образование Челябинской области» за одни день и месяц.

Таблица 1

Статистика обращений к АИС «Образование Челябинской области»

Период Просмотры web страниц Уникальные посетители

Сутки 04.04.2018 года (среда) 984 835 94 989

Месяц, март 2018 года 25 387 410 504 970

Динамика посещений системы по дням в течение месяца (март-апрель 2018 года) представлена на рисунке 1. Посетители

140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

06.03.18 11.03.18 16.03.18 21.03.18 26.03.18 31.03.18

Рисунок 1. Динамика посещений системы по дням

05.04.18

Таким образом, АИС «Образование Челябинской области» является

механизмом, обеспечивающим

информационную открытость региональной системы образования, а также является одним из инструментов сетевого взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений.

С учетом государственной политики в сфере образования [5] Министерством образования и науки Челябинской области было принято решение о разработке Концепции информационной политики в региональной системе образования [4], реализация которой позволит обеспечить формирование открытых ресурсов о деятельности системы образования, предоставление информации об организации работы образовательных организаций, информационное обеспечение управления системой образования.

Список литературы

1. Зубарева, К. А. Открытость как феномен современного образования [Электронный ресурс] / К. А. Зубарева. - Режим доступа: https://cyberlenmka.m/artide/v/otkrytost-kak-fenomen-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.04.2018.)

2. Мерцалова, Т.А. Информационная открытость системы образования: вопросы эффективности государственной политики [Текст] / Т.А. Мерцалова // Вопросы образования - 2015. - №2.- С. 40-73.

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 №1993-р (ред. от 28.12.2011) «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://rcokio.ru/elektronnaja-ochered/ (дата обращения: 12.04.2018).

4. Решение коллегии Министерства науки и образования Челябинской области от 27.11.2017 №3/4 [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.minobr74.ru/ Upload/files/2017-11 24_reshenie_21.11.2017. pdf (дата обращения: 12.04.2018).

5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в

Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 09.04.2018).

References

1. Zubareva, K. A. Otkrytost' kak fenomen sovremennogo obrazovaniya [Elektronniy resurs] / K. A. Zubareva. - Rezhim dostupa: https://cyb erleninka.ru/arti cle/v/otkrytost-kak-fenomen-sovremennogo-obrazovaniya (data obrashcheniya: 12.04.2018.)

2. Mertsalova, T.A. Informatsionnaya otkrytost' sistemy obrazovaniya: voprosy effektivnosti gosudarstvennoy politiki [Tekst] / T.A. Mertsalova // Voprosy obrazovaniya -2015. - №2.- S. 40-73.

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.12.2009 №1993-r (red. ot 28.12.2011) «Ob utverzhdenii svodnogo perechnya pervoocherednyh gosudarstvennyh i munitsipal'nyh uslug, predostavlyaemyh v elektronnom vide» [Elektronniy resurs] -Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/elektronnaja-ochered/ (data obrashcheniya: 12.04.2018).

4. Reshenie kollegii Ministerstva nauki i obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti ot 27.11.2017 №3/4 [Elektronniy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.minobr74.ru/Up-load/files/2017-11 -24_reshenie_21.11.2017.pdf (data obrashcheniya: 12.04.2018).

5. Federal'niy zakon ot 29.12.2012 №273-FZ (red. ot 07.03.2018) «Ob obrazovanii v Ros-siyskoy Federatsii» [Elektronniy resurs] -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 09.04.2018).

Сведения об авторах

Боровых Иван Сергеевич - заместитель директора по информатизации ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Орехова Тамара Анатольевна - начальник отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Белякова Татьяна Борисовна - методист

отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск Югова Дарья Александровна -методист отдела обеспечения

функционирования информационных

систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Borovykh I.S. - Deputy Director for Infor matization, Regional center to assessment

quality and informatization in education, Chelyabinsk

Orekhova T.A. - Head of the Department «Maintenance of the information systems», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Belyakova T.B. - Methodist of the Department «Maintenance of the information systems», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Yugova D.A. - Methodist of the Department «Maintenance of the information systems», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.