Научная статья на тему 'Автоматизация ведения балльно-рейтинговой системы в вузе'

Автоматизация ведения балльно-рейтинговой системы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ КАРТА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛЛОВ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / RATING CARD / SCORE DISTRIBUTION / AUTOMATION / INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулаков Петр Алексеевич, Назарова Регина Фанировна, Якшибаев Ильдар Салаватович

Рассмотрена проблема создания и ведения балльно-рейтинговой системы в вузе. Предложена математическая модель многомодульной системы, разработаны критерии заполнения балльно-рейтинговой карты. Разработаны UML модели системы. Реализовано программное решение генерации балльно-рейтинговых карт в целях облегчения контроля и оптимизации взаимодействия преподавателей со студентами на протяжении всего семестра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулаков Петр Алексеевич, Назарова Регина Фанировна, Якшибаев Ильдар Салаватович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF REFERENCE OF SCORE-RATING SYSTEM IN UNIVERSITY

The artic\e considers the prob\em of the creation and maintenance of score-rating svstem in the university. A mathematica\ mode! of a mu\ti svstem, the criteria deveJoped bv fi\\ing the score-card rating. Deve\oped UML svstem model Imp\emented software so\ution generation of score-rating cards in order to faci\itatethe contro\ and optimization of interaction of teachers with students throughout the semester.

Текст научной работы на тему «Автоматизация ведения балльно-рейтинговой системы в вузе»

Proskuriakov Nikolay Evgenevich, doctor of technical sciences, professor, vippne@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 378.14

АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЕДЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ

СИСТЕМЫ В ВУЗЕ

П.А. Кулаков, Р.Ф. Назарова, И.С. Якшибаев

Рассмотрена проблема создания и ведения балльно-рейтинговой системы в вузе. Предложена математическая модель многомодульной системы, разработаны критерии заполнения балльно-рейтинговой карты. Разработаны UML модели системы. Реализовано программное решение генерации балльно-рейтинговых карт в целях облегчения контроля и оптимизации взаимодействия преподавателей со студентами на протяжении всего семестра.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая карта, распределение баллов, автоматизация, информационная система.

Балльно-рейтинговая система - свод правил и положений, в которой количественно, путем накопления условных единиц (баллов), оцениваются результаты учебной деятельности студентов при изучении дисциплины за весь период обучения.

Использование балльно-рейтинговой системы повышает мотивацию студентов к освоению образовательных программ и качество образовательного процесса. Ее применяют и внедряют ведущие ВУЗы, настроенные на качественное построение и совершенствование учебного процесса.

Авторам статьи не удалось найти готовые программные продукты, работающие и самостоятельно и в качестве одного из модулей единой информационной системы ВУЗа или другой организации [1]. Наличие автоматизированной балльно-рейтинговой системы позволяет вести раскрытие информации учебного процесса через общедоступные источники с минимальной трудоемкостью и временными затратами [2].

Одним из главных элементов балльно-рейтинговой системы является балльно-рейтинговая карта (БРК) - это нормативный документ, который предназначен для оценивания различных видов учебной деятельности студентов (работа на лекциях, практических занятиях, успешность защиты лабораторных и расчетно-графических работ). Они включаются в учебный процесс для определения уровня качества и успешности изучения студентом учебных дисциплин через балльные оценки. БРК представляет собой документ, со сложной структурой. Обязательные атрибуты БРК: название дисциплины, название группы, ФИО преподавателя и минимум один модуль, но пользователь может указать любое количество модулей (как правило, 2-3 модуля).

Каждый модуль состоит из текущего и рубежного контроля, также должны быть указаны максимальное и минимальное количество баллов за модуль.

Формами текущего контроля могут быть:

работа на лекции;

выполнение лабораторной работы;

посещение и выполнение практического задания и т.д.

Формы рубежного контроля:

тестирование;

контрольные работы;

опросы.

Математическая модель примет вид

n к

C = S max = II (wij ■ 4ij ), i=lj=1

где C - общее количество баллов; n - количество видов нагрузок (1 £ i £ n); ¡i - виды нагрузок (например, лекции, РГР и т.д.) (i = 1..n); j -количество модулей (j = 1..k); ¡j - суммарный балл за определенную деятельность в i-ом модуле; Wj - балл за единицу деятельности by; qy - количество единиц деятельности в модуле (например, 7 лекций, 5 лабораторных работ).

A Wij

bij = —, qj

где bjk - максимальный балл за единицу деятельности; Sjk - балл студента за к единицу в ij деятельности.

Минимальный успешный балл вычисляется по формуле

min = 0,61- max,

где max - максимальный балл; min - минимальный балл.

Критерий успеваемости

Все деятельности должны быть начаты и за них должны быть получены баллы

min( Sijk) >0;

общие баллы, набранные студентом по данной дисциплине (S > 0,61-Smax),

n к

s = II (Sijk - qij) > 61. i=1j=1

Критерий распределения баллов в БРК

1. Жесткий.

Здесь ставятся проценты на каждый модуль и вид деятельности.

Например, на 1-й модуль ставится 70 %, а на 2-й модуль - 30 %; на лабораторные работы - 50 % от модуля, на лекции - 10 % от модуля, а на опросы - 40 % от модуля. Максимальная сумма баллов, которую учащийся вуза может набрать за семестр по какой-либо дисциплине, составляет 100 баллов.

Тогда на лабораторные работы в 1-м модуле будет выделено 100 • 0,7 • 0,5, т.е. 35 баллов, а во 2-м модуле - 15; на лекции в 1-м модуле -7 баллов, а во 2-м модуле - 3 балла и на опрос в 1-м модуле - 28, а во 2-м модуле - 12. Пример распределения баллов представлен в таблице.

Пример распределения баллов

Модуль 1 Модуль 2

Лекции 7 Лекции 3

Лабораторные работы 35 Лабораторные работы 15

Опрос 28 Опрос 12

Например, в 1-м модуле 5 лабораторных работ и 4 - во 2-м. Следовательно, максимальный балл, который можно получить за одну лабораторную работу в 1-м модуле - 35/5 = 7 баллов, а во 2-м модуле - 3,75 баллов.

2. Оптимизированный

Здесь устанавливаются проценты на каждый вид деятельности и количество единиц деятельности.

Например, на лекции установили 10 % и 11 единиц деятельности, на опрос - 40 %, и на лабораторные работы - 50 % и 7 единиц деятельности.

Сумма среднеквадратичных ошибок между целочисленными баллами и баллами, полученными согласно заданным процентам, должна быть минимальна:

I

г т л

Ь - ч V ч

_ 4 _ У

2

® Ш1П.

Отсюда на лекции выделено 11 баллов, вместо 10, а на 1 лекцию - 1 балл (вместо 10 начальных); на лабораторные - 49 баллов, а на 1 лабораторную работу - 7 баллов (вместо 50).

Алгоритм распределения баллов приведен

рис. 1.

на

Рис. 1. Алгоритм распределения баллов

На рис. 2 представлена диаграмма вариантов использования программного обеспечения - показаны основные действия при составлении БРК [3, 4]:

выбор дисциплины; ввод количества модулей;

ввод текущего контроля (ввод количества лекций, практик, лабораторных работ и РГР);

ввод рубежного контроля (ввод тестов, контрольных работ и опросов).

Рис. 2. Диаграмма вариантов использования для составления БРК

Разработанная информационная модель системы представлена на рис. 3 [5, 6].

□ degree

Э teacher

□ module

3 control

'id

Degree_name VARCHAR Ограничения

-o<-

' id

INT

FK_teacher_degree_id

FK_d Iscip I i ne_te ach e г_i d

3 discipline

13

Surname VARCHAR Name VARCHAR Patronymic VARCHAR f degreejd INT o+ t Ограничения + Индексы

f id INT

Name discipline VARCHAR

f teacher_id INT

+ Ограничения

+ Индексы

FK_module_disciplineJd

1 id INT

Lecture INT

Practice INT

Laba INT

f disdpiînejé INT

f module_name_ic INT

* Ограничения

+ Индексы

FK_control_inodule_id

FK_module_module_name_id b-

? id INT

Min mark TINYINT

Max mark TINYINT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

t module id INT

f contro!_name_id INT

+ Ограничения

+ Индексы

3 report

3 module_name

FK_report_discipline_id

T FK_occupation_discipline_id □ occupation й

FK_m a r k_r e p a rtj d

t id INT

Date DATE

f discipline Jd INT

Topic VARCHAR

f type_occupatfon_/d TINYINT

* Ограничения

* Индексы

[3 mark я

t id INT

Amount INT

f occupation_id INT

f report_id INT

+ Ограничения

+ Индексы

FK_o ccu p atio n_ty p e_o ccu p ati о nj d

FK_bonus_mark_report_ld

t id МТ

Semester тютичт

f discipiine_id /Л/Т

? student_id шт

Total mark

Valuation т1ЫУ1т"

* Ограничения

т Индексы

INT

Module_narne VARCHAR Ограничения

FK_control_control_n a me_id □ control_naine

( id

_INT

corvtrol_name VARCHAR Ограничения

FK_re p о rt_stu d e nt_i d □ student

FK_stude nt_cou ntry_i d t M б-

Э type_occupation й

? id

Type CHAR ■ Ограничения

J bonus_mark

FK_5tudent_g roup Jd

■ id

INT

Amount INT f reportjd INT

* Ограничения

* Индексы

/ rd INT

Name_specialty VARCHAR

Number course TINYINT

Number_group TINYINT

+ Ограничения

t ^ INT

Number recordbook VARCHAR

Surname VARCHAR

Name VARCHAR

Patronymic VARCHAR

Birthday DATE

f formeducation id INT

t localityjd INT

f couritry_id INT

f group_id INT

+ Ограничения

+ Индексы

Name_country VARCHAR Ограничения

FK_stu d e ntj о ca I ity_i d -£

3 locality

У id

Namejocallty VARCHAR + Ограничения

FK_s tu d e nt_fо rmeducationjd

□ formeducation -

7 id_INT

Formeducation CHAR

■г Ограничения

Рис. 3. Информационная модель балльно-рейтинговой системы

387

На рис. 4-6 представлен пример реализации программы [7]. Для создания БРК для начала необходимо выбрать метод распределения баллов, ввести количество модулей и видов деятельности (рис. 4).

Создание БРК

® Жесткий 1. ■ Оптимизированный

X

Количество модулей Количество вивдов деятельности и

Далее

Отмена

Рис. 4. Создание БРК

Далее необходимо ввести проценты для каждого модуля и вида деятельности, а также его название (рис. 5).

Рис. 5. Ввод данных

Общий балл за каждый вид деятельности рассчитан, следующий шаг - расчет баллов за одно занятие. Для этого необходимо ввести количество занятий в модуле, после чего нажать кнопку «Рассчитать». Если результат удовлетворил пользователя, то необходимо нажать кнопку «Сохранить» (рис. 6).

Рис. 6. Результат работы программы при выборе жесткого критерия распределения

Для создания БРК при помощи оптимизированного критерия распределения пользователю необходимо также сделать предыдущие шаги, но выбрать уже оптимизированный метод распределения баллов (рис. 7).

388

Рис. 7. Результат работы программы при выборе оптимизированного

критерия распределения

Для проставления и редактирования баллов (рис. 8) преподаватель должен выбрать необходимые курс, группу и дисциплину, далее проставить баллы и нажать кнопку «Сохранить». Для формирования отчета балльно-рейтинговой системы преподавателю необходимо нажать кнопку «Создать отчет по БРС».

4 № -ох

ФИО (Ъ 1 Гк2 ГкЗ Гк 1 Гк5 ГЦ с ГВ2 га.э ге < га* ГВ? ПЙЗ ТО! Пи1 «« ™ аг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

» Оииегрдазе. М С 1.5 55 I 3( 1 Г В.5 7 7 Э.и 3 ^ » 1« 11 356

,Ь«СШПГМНЛ &ЙЗШ ¿Лг№К V ¿1 1 1 ед 1 \1 « Э.15 335 115 н 14 11 -32,8

16 £! 1 П.т 7 и ь Ч з.д и; гя з.л ¡3 И 7.5 754

п А "И т < ■> 5.Я 34 1* ш Е1 3 811

ГЪт#Ч»Ы н А » 1 1 г 7 а Т 3.* 5,* 14 ал у ч

Г'миа-эа ПС 1$ « 1 1 г 7 7 7 № ЗТ5 115 1* И тс 1! 1П

Саисо*и П Ы 15 1 1 7 7 7 13 3.75 Н Н.5 13

СмючиСЫ 1 а» 7 12 I 175 3.75 1Й ЗЛ II Й 58«

Гвр*х»СТ ¿1 М 1 ел 1 7 « * 1» з.я гй гя и гЗ 11 12 Я2

0.» 1 65 7 7 7 а з.* а,т» « 11

УсчмыЕЕ и 35 1 1 7 7 7 7 5.4 гн э.в и И Ю 'ЯМ

Ф^ЯЫ Г Р 2 1 а.!- од « *2 41 И Ч 12 гл гд 325 ¡.а 7.5 7.4 15 Е1

*

Рис. 8. Форма проставления баллов

Таким образом, решена задача автоматизации составления балльно-рейтинговой карты, предложенная математическая модель позволяет распределять баллы двумя способами. Показана практическая реализация заполнения модулей БРК с использованием жесткого и оптимизированного алгоритма распределения.

Список литературы

1. Карасев Е.М., Кулаков П.А. Функциональная модель единой информационной системы вуза // Современное общество, образование и наука: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 9 ч. Тамбов, 2014. С. 87-89.

389

2. Прочухан В.В. Сравнительный анализ средств разработки подсистемы сбора информации для мониторинга показателей эффективности вуза // Молодежный научный вестник. 2016. №5. С. 80-84.

3. Лешек А.М. Анализ и проектирование информационных систем с помощью UML. 3-е изд. М.: Инфра-М, 2012. 190 с.

4. Ларман К. Применение UML и шаблонов проектирования. М.: Вильямс, 2011. 736 с.

5. Киселев Ю.В., Кузнецов И. А. Разработка и тестирование базы данных рекомендательной системы // Теория. Практика. Инновации. 2016. №7. С. 18-25.

6. Кулаков П.А. Разработка информационной модели системы управления материальными потоками // Теория. Практика. Инновации. 2016. № 3 (3). С. 4-20.

7. Речинский А.В., Сергеев С.Ф. Разработка пользовательских интерфейсов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. 145 с.

Кулаков Петр Алексеевич, канд. техн. наук, доц., petr20071@mail.ru, Россия, Стерлитамак, филиал Уфимского государственного авиационного технического университета,

Назарова Регина Фанировна, студент, nazarova. regina. 1996@mail. ru, Россия, Стерлитамак, филиал Уфимского государственного авиационного технического университета,

Якшибаев Ильдар Салаватович, студент, dvyglazz@gmail. com, Россия, Стер-литамак, филиал Уфимского государственного авиационного технического университета

A UTOMA TION OF REFERENCE OF SCORE-RA TING SYSTEM IN UNIVERSITY P.A. Kulakov, R.F. Nazarova, I.S. Yakshibaev

The article considers the problem of the creation and maintenance of score-rating system in the university. A mathematical model of a multi system, the criteria developed by filling the score-card rating. Developed UML system model. Implemented software solution generation of score-rating cards in order to facilitate the control and optimization of interaction of teachers with students throughout the semester.

Key words: rating card, score distribution, automation, information system.

Kulakov Petr Alexeevich, candidate of technical sciences, docent, petr20071@mail.ru, Russia, Sterlitamak, Branch of USATUin the city of Sterlitamak,

Nazarova Regina Fanirovna, student, nazarova. regina. 1996@mail. ru, Russia, Sterlitamak, Branch of USATU in the city of Sterlitamak,

Yakshibaev Ildar Salavatovich, student, dvyglazz@gmail. com, Russia, Sterlitamak, Branch of USATU in the city of Sterlitamak

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.