УДК 37.016:54(045)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Н.В. Жукова, О.А. Ляпина
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Аннотация. В статье определены структурные компоненты балльно-рейтинговой оценки качества обучения физической химии в высшем учебном заведении. Отмечается положительное влияние на уровень мотивации к обучению при использовании балльно-рейтинговой системы.
Ключевые слова: методика обучения химии, балльно-рейтинговая система, оценка качества обучения, объекты контроля и оценки, преподавание физической химии.
Качество подготовки выпускников является важнейшей характеристикой высшего образования. Результаты оценки студентов оказывают большое влияние на мотивацию к обучению и дают возможность получить необходимую для учебных заведений информацию об эффективности образовательного процесса. Поэтому необходимо, чтобы оценочный процесс всегда производился профессионально, с учетом накопленных знаний в рассматриваемой сфере. Одной из таких технологий может стать технология рейтинговой оценки качества подготовки студентов [1].
Наряду с традиционной системой оценки качества обучения в последнее десятилетие все большее количество вузов переходят на использование балльно-рейтинговой системы (БРС), целью которой является стимулирование студентов к систематической работе, активизации и мотивации их к самостоятельной работе по усвоению учебного материала. В вузовской практике рейтинг — это некоторая числовая величина, выраженная в баллах и характеризующая успеваемость студента, его компетентность, самостоятельность творческий подход, участие в научной работе. Кроме того, БРС вносит в процесс обучения элемент здоровой конкуренции, позволяет оперативно получать инфор-
мацию о ходе обучения, при этом не исключает, а дополняет использование традиционных систем оценки знаний [2].
Достоинствами БРС являются: обеспечение комплексной оценки учебной работы студентов; повышение объективности оценки; упрощение процесса аттестации студентов; повышение уровня дисциплинированности и активности студентов, улучшение посещаемости. В качестве недостатков данной системы можно указать следующие: значительное увеличение объема работы преподавателей по проверке контрольных и самостоятельных работ без выделения дополнительных часов; невозможность полностью аттестовать студентов по результатам работы в семестре, что снижает мотивацию студентов; отсутствие четкой процедуры работы с неуспевающими студентами [3].
С 2011—2012 учебного года весь образовательный процесс естественно-технологического факультета педагогического института (МГПИ, г. Саранск) построен согласно балльно-рейтинго-вой системе контроля знаний студентов. По каждой дисциплине, предусмотренной учебным планом, на основе регламентов, изложенных в положении о БРС, были разработаны и внедрены технологические карты. В качестве примера подроб-
----—
нее остановимся на методическом обеспечении контроля качества обучения согласно БРС дисциплины «Физическая химия».
При составлении технологической карты рейтинговых баллов по учебному курсу «Физическая химия» учитывались следующие принципы: единство требований, предъявляемых к работе студентов; регулярность и объективность оценки результатов работы студентов; открытость и гласность результатов успеваемости студентов для всех уча-
Технологическая карта дис
стников образовательного процесса; строгое соблюдение трудовой и учебной дисциплины всеми участниками образовательного процесса.
Приведенная в табл. 1 технологическая карта оценки знаний студентов по данным дисциплинам была составлена исходя из расчета максимального набора 100 баллов за работу в течение семестра. Распределение баллов осуществлялось с учетом общего количества часов и расчасовки по модульным неделям.
Таблица 1
п. пни»! «Физическая химия»
Название дисциплины Физическая химия
ВУЗ МГПИ
Кафедра Химии, технологии и методик обучения
Семестр V
Число модулей в дисциплине 2
Объем курса: 90 часов: лекционных занятий — 36, лаб. занятия — 54
Вид семестровой аттестации экзамен
№ п/п Название модуля Объем занятий Весовой коэффициент модуля Факторы качества Весовой коэффициент фактора Количество занятий (заданий) Максимальный балл на занятии Всего баллов
a b c d
1 Основы термодинамики Лекций — 18 ч. Лабораторные занятия — 28 ч 0,5 Посещаемость 0,1 23 1 23
Устный ответ на семинарском занятии 0,2 2 5 10
Выполнение индивидуальных домашних заданий 0,2 1 10 10
Выполнение лабораторных работ 0,1 4 3 12
Отчет по лабораторным работам 0,2 4 2 8
Контрольная аттестация (тестирование) 0,2 1 100 100
2 Кинетика и электрохимия Лекций — 18 ч. Лабораторные занятия — 26 ч 0,5 Посещаемость 0,1 22 1 22
Устный ответ на семинарском занятии 0,2 2 5 10
Выполнение индивидуальных домашних заданий 0,2 1 10 10
Выполнение лабораторных работ 0,1 3 3 9
Отчет по лабораторным работам 0,2 3 2 6
Контрольная аттестация (контрольная работа) 0,2 1 5 5
Жукова Н.В., Ляпина О.А. Использование балльно-рейтинговой системы оценки качества образования.
----—-
Рейтинговый балл по каждому фактору (Rf) вычисляется по общей формуле:
V набранных баллов
Rf = —--a.
f d
Рейтинговый балл по модулю (Rm) вычисляется следующим образом:
Rm = 100 • V Rf.
Для преобразования суммарного рейтингового балла в обычную оценку устанавливаются процентные соотношения баллов к разным группам оценок: оценка «отлично» выставляется если набрано 90 баллов и выше; оценка «хорошо» — за 70— 89 баллов; оценка «удовлетворительно» — 60— 69 баллов; оценка «неудовлетворительно» — менее 60 баллов.
При выборе критериев оценки освоения студентом программы дисциплины в обязательном порядке учитывается: выполнение программы в части лекционных, практических и лабораторных занятий; выполнение предусмотренных программой аудиторных и (или) внеаудиторных контрольных и других письменных работ.
В качестве контрольной аттестации по модулю использовались следующие формы: тестирование; контрольная работа.
С целью самостоятельной подготовки к прохождению контрольной аттестации по модулям созданы с помощью программы «eXe-ready2run» тест-тренажеры. Тренажер выполнен в виде электронного пособия, являясь своего рода самоучителем, который включает не только теоретический материал, но и различные вопросы и задачи по темам курса физической химии. Эта программа работает на базе любой системы дистанционного обучения, поддерживающая SCORM. Для работы с тест-тренажером по физической химии студенты должны иметь в вузе и дома выход в Internet, а также индивидуальный логин и пароль доступа [4].
Итоговая аттестация по дисциплине проходит в форме экзамена (согласно учебному плану). Форма экзамена используется традиционная, но с учетом результатов БРС. Так студенты, набравшие необходимое количество баллов, могут быть освобождены от экзамена с оценкой «хорошо» (80 баллов) или «удовлетворительно» (70 баллов), либо сдавать экзамен в традиционной форме с целью улучшения оценки. Для получения оценки «отлично» (100 баллов) обычно требуется сдача
экзамена. Экзамен принимается комиссией, члены которой, выставляя окончательную оценку, учитывают две составляющие: 1) оценка преподавателем итогов учебной деятельности студента по изучению дисциплины в течение семестра; 2) оценка знаний студента на экзамене по 30-балльной шкале. Студенты, не набравшие 30 баллов, не допускаются до сдачи экзамена, но в день экзамена им предоставляется возможность ликвидировать за-должность по отдельным факторам.
В результате внедрения БРС в образовательный процесс произошли некоторые изменения, исключающие возможность необъективной оценки знаний студентов. Например, трудолюбивый студент за счет постоянной работы во время цикла обучения может набрать необходимое количество баллов для получения высокой итоговой оценки, а недостаточная работа студента исключает возможность получить высокую оценку даже при успешном ответе на экзамене.
Таким образом, непрерывный контроль знаний на всех этапах обучения, а также прозрачность механизма формирования итоговой оценки позволяет достичь следующих положительных результатов: 1) дает студенту возможность самостоятельно контролировать ситуацию и не допустить нежелательного результата; 2) повышает заинтересованность студентов в получении максимально высокого балла по результатам БРС, как следствие уменьшается количество пропущенных занятий; 4) повышает уровень объективности при выставлении итоговых оценок; 5) дает возможность преподавателю своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего контроля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Перевозчикова Е.Н. Рейтинговая система оценки подготовки бакалавров // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 40—47.
2. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 28—39.
3. Калужская М.В., Уколова О.С., Каменских И.Г. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2006. № 1. С. 32.
4. Жукова Н.В. Возможности использования электронных тест-тренажеров при обучении физической химии // Фундаментальные исследования. М.: Академия естествознания, 2013. № 10. С. 2778—2781.
-----
T HE USE OF SCORE-RATING SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT IN TEACHING PHYSICAL CHEMISTRY
N.V. Zhukova, O.A. Lyapina
Mordovian State Pedagogical Institute Saransk, Russia
Annotation. The article identifies the structural components of the score-rating assessment of the quality of teaching of physical chemistry in higher education. The authors note a positive effect on the level of motivation to learn by using the score-rating system.
Key words: methods of teaching chemistry, score-rating system, assessment of the quality of education, objects of monitoring and evaluation, teaching physical chemistry.
REFERENCES
1. Perevozchikova Е.N. Rating evaluation system of bachelors training. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 6, pp. 40—47. (in Russian)
2. Sasonov BA. Grant point average system as fair measure for the estion of knowledge the quality of educational process. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 6, pp. 28—39. (in Russian)
3. Kaluzhskaya M.V., Ukolova О.S., Kamenskih I.G. The rating evaluation system. How? What for? Why? Vestn. Tomskogo gos. ped. un-ta, 2006, no. 1, pp. 32. (in Russian)
4. Zhukova N.V. Possilities of electronic test application in teaching physical chemistry. Fundamental'nye issle-dovaniya. Moscow, Akademiya estestvoznaniya, 2013, no. 10, pp. 2778—2781. (in Russian)