Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ'

АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стимулирование труда / мотивация / коллектив / нематериальное стимулирование / labor stimulation / motivation / team / non-material stimulation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П.Ю. Вайтекунайте, Е.В. Рудяга, В.В. Кукарцев

В статье рассматривается виды нематериального стимулирования и влияние на потенциал организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF ENTERPRISE PERSONNEL MANAGEMENT BASED ON NON-MATERIAL INCENTIVES

The article considers the types of non-material incentives and the impact on the potential of the organization.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ»

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

УДК 331.1

АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

П. Ю. Вайтекунайте, Е. В. Рудяга Научный руководитель - В. В. Кукарцев

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е- mail: ies_vel@mail.ru

В статье рассматривается виды нематериального стимулирования и влияние на потенциал организации.

Ключевые слова: стимулирование труда, мотивация, коллектив, нематериальное стимулирование

AUTOMATION OF ENTERPRISE PERSONNEL MANAGEMENT BASED ON NON-MATERIAL INCENTIVES

P. Yu. Vaitekunaite, E. V. Rudyaga, Scientific supervisor - V. V. Kukartsev

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: ies_vel@mail.ru

The article considers the types of non-material incentives and the impact on the potential of the organization.

Keywords: labor stimulation, motivation, team, non-material stimulation

Тенденции развития экономики и бизнеса связаны с поиском различных путей, которые будут решать проблемы стимулирования работников различных предприятий. Стимулирование труда сотрудника - одна из важнейших составляющих рабочего процесса. Существует много видов стимулов, но нематериальные методы стимулирования являются наиболее эффективными за счет повышения производительности труда при минимальных затратах ресурсов. Однако менеджеры не используют эти методы или используют их неправильно. Более того, неправильное использование этих методов может стать причиной снижения производительности труда сотрудников.

Различные виды стимулов находят свое место в определенных отраслях. К сожалению, в наши дни далеко не все они себя оправдывают. Некоторые методы стимулирования трудового труда требуют значительных материальных затрат или выполнения определенных задач, что влияет на финансовую составляющую различных предприятий или будущую производительность труда работников [1]. Но существуют и социально - психологические методы управления персоналом, которые предполагают формирование благоприятного климата внутри коллектива и раскрытие способностей и потенциала каждого сотрудника компании с минимальными или косвенными материальными затратами, что, несомненно,

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

свидетельствует о важности такого подхода в менеджменте [2-4]. Нематериальное стимулирование труда — это процесс стимулирования работников к повышению производительности труда при выполнении определенных задач путем общественного признания, повышения престижа или создания комфортных условий труда [5,6].

Важной составляющей трудового процесса является не только стимул работать ради зарплаты или бонусов. Также необходимо создавать благоприятные условия внутри коллектива, иногда поощрять работу сотрудников устно или создавать условия для карьерного роста. В противном случае существует риск снижения эффективности работы сотрудников из - за их неудовлетворенности условиями труда или руководством [7]. Большинство методов нефинансового стимулирования формируются внутри самих компаний и могут применяться как ко всему коллективу, так и к конкретному работнику. В связи с этим выделяют две основные группы методов нематериального стимулирования: индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные методы стимулирования используются для стимулирования труда конкретного сотрудника компании. При применении этих методов следует учитывать личностные характеристики работника, к которому они применяются. В качестве примера можно привести индивидуальную похвалу или выдачу сертификатов. Существуют также методы коллективного стимулирования, представляющие собой поощрение всего коллектива, в основе которых, как правило, лежит понятие тимбилдинга - процесса формирования сплоченной команды из коллектива. Примерами коллективных методов являются корпоративные встречи, организация совместных поездок и любые другие мероприятия, способствующие сплочению команды. Каждый из методов нефинансового стимулирования может быть индивидуальным как для самого работника, так и для самого работодателя.

Вся компания. Однако существуют и универсальные методы, такие как:

• Возможность обучения и повышения квалификации - этот метод поможет не только развить сотрудника, но и повысить его работоспособность, что полезно не только самому сотруднику, но и его начальству.

• Признание заслуг работника - одна из важнейших составляющих нематериального стимулирования. Этот метод дает сотрудникам положительные отзывы, если их работа была выполнена качественно и эффективно. В этом случае работник становится все более заинтересованным в поддержании такого состояния своей работы.

• Возможность карьерного роста - продвижение по должности является сильным мотиватором для самосовершенствования, ведь продвижение по должности — это не только повышение зарплаты, но и признание коллектива.

Также одним из эффективных методов является простой опрос сотрудников. Благодаря опросу можно выяснить не только то, чем недоволен персонал, но и сделать попытку улучшить процесс, поскольку руководство не всегда в состоянии контролировать работу каждого сотрудника. При этом они в полной мере знают свою работу и способны внести свои предложения по совершенствованию этого процесса. Это повысит как эффективность процесса, так и эффективность работы опрошенного сотрудника. К сожалению, использование нефинансовых стимулов практикуется не везде, оно используется в основном в крупные компании.

Примером использования нефинансовых стимулов является компания "МакДональдс". Эта компания использовала множество методов нефинансового стимулирования. Один из них - неофициальный адрес. В этой компании совершенно неважно, между кем происходит общение. Кроме того, директор ресторана время от времени интересуется каждым сотрудником. Директор интересуется, все ли устраивает их в работе и хвалит за проделанную работу, что, несомненно, является хорошим мотиватором для работы

Секция «cУправление современными предприятиями, отраслями, комплексами»с

[8]. Кроме того, в этой компании активно практикуются поддержка и взаимопомощь. Именно поэтому происходит активное формирование единого коллектива. Каждые полгода проводятся собрания рабочих. На этих собраниях подводятся итоги, проводятся различные конкурсы и награждаются лучшие сотрудники. Очень важными фактами являются следующие: сотрудникам предоставляются бесплатные обеды, а при работе в более позднее время - их развозят домой на такси. В связи со всем этим работа этого коллектива становится более слаженной и эффективной.

Анализ существующих подходов к нефинансовому стимулированию показывает, что хорошее и правильное использование нематериальных методов стимулирования действительно повышает эффективность работы каждого работника. Все это говорит о важности использования нефинансовых стимулов на предприятиях. нефинансовое стимулирование является очень эффективным способом стимулирования сотрудников к повышению их производительности. Наниматели могут мотивировать своих сотрудников работать без повышения зарплаты, используя эту стимуляцию. Часто использование нефинансовых стимулов может повлиять на эффективность работы больше, чем использование материальных стимулов. К сожалению, этот метод требует индивидуального подхода к каждому сотруднику, что требует больше времени и усилий.

Библиографические ссылки

1. Boyko A. A., Tolstopyatova M. V. Tools for improving the structure of enterprise management //Bulletin of the Reshetnev Siberian State Aerospace University. - 2G11. - Т. 1. - С. 16G-164.

2. Kukartsev V. V. et al. Model of production resource management for manufacturing enterprise //Journal of Physics: Conference Series. - TOP Publishing, 2G2G. - Т. 1бб1. - №. 1. - С. G1217B.

3. Baryshnikova O. V. et al. Simulation-dynamic model of the details manufacturing process in the workshop //Journal of Physics: Conference Series. - TOP Publishing, 2G2G. - Т. 1бб1. - №. 1. -С.G122GB.

4. Baranov V. A. et al. Automation of personnel management of the enterprise based on intangible stimulation //Journal of Physics: Conference Series. - TOP Publishing, 2G19. - Т. 1333. -№. 7. - С. G72G26.

5. Kukartsev V. V. et al. Kohonen maps to organize staff recruitment and study of workers' absenteeism //Journal of Physics: Conference Series. - TOP Publishing, 2G19. - Т. 1399. - №. 3. -С.G331GB.

6. Tynchenko V. S. et al. Application of Kohonen self-organizing maps to the analysis of enterprises' employees certification results //TOP Conference Series: Materials Science and Engineering. - TOP Publishing, 2G19. - Т. 537. - №. 4. - С. G42G1G.

7. Pavlenko O. V. Tntangible motivation in the personnel management system //Economy and entrepreneurship. - 2G15. - Т. 12. - С. 524-527.

В. Kukartsev V. et al. Development of adaptive E-learning course in Moodle system //SHS Web of Conferences. - EDP Sciences, 2G1B. - Т. 5G. - С. G1G91.

О Вайтекунайте П. Ю., Рудяга Е. В., 2G21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.