^егиональная^^траслевая^кономик^^^
УДК 332.025.12
Байрамукова Е.И.
Автоматизация управления
как фактор повышения эффективности формирования социально-экономической политики
Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информатизации в управлении социально-экономическими системами и процессами. Наличие полной, своевременной и достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях экономики и сферах жизнедеятельности регионов, как и страны в целом, и доступ к ней являются необходимым условием организации эффективного управления их развитием этих процессов. Как следствие, перед органами власти и управления на всех уровнях возникают проблемы:
эффективной организации сбора информации о динамике огромного количества показателей, характеризующих социально-экономическое положение исследуемой территории;
объективной оценки происходящих в субъекте изменений;
прогнозирования развития социально-экономических процессов;
своевременной генерации обратных связей, реализующих управляющие воздействия, поддерживающие позитивные и ослабляющие негативные тенденции.
Решение этих проблем и проведение целостной, научно обоснованной региональной социально-экономической политики (СЭП) обеспечит организация системы мониторинга развития регионов.
Региональная СЭП может пониматься в нескольких аспектах. Для нашего исследования необходимо определить содержательный смысл данного понятия для дальнейшего его применения. Во-первых, региональная СЭП понимается как политика федеральных органов государственной власти по отношению к регионам. Во-вторых, это политика региональных сообществ, их властей по удовлетворению своих потребностей. В-третьих, эту политику можно рассматривать как систему целей и задач, а также инст-
рументов их достижения, направленных на развитие связей с другими регионами и странами
[4].
В данной статье основное внимание уделено СЭП региональных властей, направленной на удовлетворение своих потребностей. Это связано с тем, что в процессе межрегиональной конкуренции, по нашему мнению, именно эта политика имеет определяющее значение.
Региональная СЭП представляет собой важную составную часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и региональными и муниципальными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил [2]. Эти мероприятия в конечном счете преследуют цель максимизации валового регионального продукта.
Для России разработка и реализация региональной СЭП имеют первостепенное значение вследствие размеров ее территории, огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий, когда принципиально невозможен унифицированный подход к организации управления регионами. Современные социально-исторические условия так называемой переходной экономики только катализируют роль региональной СЭП.
Взаимодействие бизнеса, населения и государства в рамках государственного управления и государственных гарантий сегодня уже в значительной мере осуществляется на базе современных информационных технологий, вплоть до ожидаемой реализации президентской идеи «электронного правительства» [1]. Автоматизация процесса сбора, хранения, обработки и мониторинга информации, комплексная автоматизация управленческой деятельности стали зако-
^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМО£ТИ.СПбГПУ.1..2210.ЭКОНОМИЧе£КИе«НаУКИ
номерным этапом развития государственных и коммерческих структур, а также сохраняющегося в целом высокого образовательного уровня населения.
Задача доработки и внедрения в каждом регионе «электронного правительства» актуализирует и активизирует модернизацию существующих государственных информационных систем, что и без того было вызвано возросшей нагрузкой по обслуживанию юридических и физических лиц, стремительным увеличением информационного потока и постоянно растущими требованиями современного общества [3]. Анализ существующих систем и структуры управления позволил построить контекстную диаграмму стратегического управления регионом в рамках государственной политики (рис. 1), позволяющую раскрыть общие черты функции управления социально-экономическим развитием региона.
Целесообразность построения такой диаграммы очевидна в свете необходимости не только выполнения органами власти в субъектах Федерации формальных функций управления, связанных с текущей деятельностью и процессами на территории, но и осуществления управления развитием подведомственной территории.
Функция управления социально-экономическим развитием региона приобретает все большую значимость, особенно если она основана на качественно проработанных и обоснованных материалах, в том числе формализованных методах мониторинга и прогнозирования, что невозможно без автоматизации. Тем более что при принятии решений в условиях конкурентной экономики необходимы как качество, так и скорость, а без стратегического регулирования со стороны государства бессистемная деятельность хозяйствующих субъектов в лучшем случае способна обеспечить стихийное, несбалансированное, неустойчивое развитие, результаты которого, вероятно, современное общество не удовлетворят [5]. Поэтому соответствующие органы государственного управления на всех уровнях власти должны проводить и проводят системное регулирование процессов регионального развития. Необходимо целенаправленно оказывать воздействие с помощью имеющихся экономических, административных, информационных, правовых механизмов на условия, приоритеты и ограничения развития определенных территориальных образований с целью расширенного воспроизводства потенциала социально-экономической системы территории.
Конституция РФ ч \ 1 г ' Федеральные ду законы
Информационные ресурсы Деятельность правительства региона А0 Отчеты ____
-► Средства бюджета региона Распоряжения Правовые акты
---►
к Члены правительства региона к Л Материально-техническая база
Рис. 1. Контекстная диаграмма стратегического управления регионом в рамках государственной политики
Органы государственной власти в субъектах Федерации должны содействовать созданию новых производств на территории региона в целях укрепления своего экономического потенциала, роста ВРП, увеличения налогооблагаемой базы и создания новых рабочих мест. Необходимо поддерживать уже имеющиеся эффективные производства с целью сохранения рабочих мест и обеспечения дальнейшего роста экономического потенциала региона. Для этого целесообразно проводить мероприятия по рекламе местных товаропроизводителей, содействовать оптимальному размещению предприятий, оказывать помощь по профессиональной подготовке, обучению и при управлении, предоставлять гарантии и поручительства по займам и т. п.
Одной из основных целей государственных органов власти является обеспечение необходимых условий для жизнедеятельности населения. Набор важнейших типов потребностей граждан любого государства, которые реализуются в процессе их жизнедеятельности, практически не зависит от отраслей специализации территории. Независимо от того, что производится на предприятиях, данный набор остается практически неизменным и включает в себя такие потребности, как питание, жилье, работа, духовное и физическое развитие, воспитание и обучение детей, специальное образование, охрана здоровья, различные материальные блага и услуги, транспортные средства для перемещения, средства связи для передачи и получения информации и т. п.
С точки зрения органов управления на данный набор потребностей населения накладывается ряд обязательных требований:
полнота, т. е. охват всех типов рациональных потребностей;
постоянство воспроизводства с качественными изменениями;
комплексность, означающая, что удовлетворение рациональных потребностей должно быть сбалансированным и низкий уровень удовлетворения одной потребности не может быть компенсирован более высоким уровнем удовлетворения других.
Каждый тип потребностей населения можно представить в виде информационной подсистемы, функцией которой является удовлетворение соответствующей потребности. Диспропорции в развитии данных подсистем приводят к снижению
реализуемости главной цели общества. Например, нехватку продовольствия нельзя заменить избытком одежды. Соответственно, провал в развитии одной из функций воспринимается обществом как неудачное развитие всего общества.
Развитие региональной социально-экономической системы осуществляется как количественно, так и качественно в соответствии с известным законом диалектики. При количественном развитии происходит расширенное воспроизводство существующих элементов и объектов системы. После определенного накопления количественных изменений в системе возникает потребность в качественном развитии, в переходе на новый уровень.
Развитие должно быть устойчивым, что подразумевает длительность сохранения основных условий для сбалансированного воспроизводства многостороннего потенциала территории. Недопустимо, чтобы развитие осуществлялось за счет невосполняемой эксплуатации какого-либо из основных факторов - природных ресурсов, населения, существующих производственных фондов. В противном случае исчерпание данного фактора приведет к кризису развития с непредсказуемыми социально-экономическими последствиями.
По общему признанию экспертов, на современном этапе требуется серьезно пересмотреть многие традиционные подходы к прогнозно-плановой работе. Исходить при этом возможно из неких гипотетических, удовлетворяющих требованиям оптимальности условий и форм прогнозирования и планирования [6]. Таким образом, необходимо рассматривать при решении задач автоматизации общий цикл прогнозирования, стратегического планирования и регулирования развития социально-экономической системы с учетом приоритетов региональной политики (см. рис. 2).
Из рис. 2 следует, что значительное влияние на весь цикл и результаты прогнозно-плановой работы оказывает предпрогнозная фаза исследований, заключающаяся в ретроспективном анализе социально-экономических процессов. Важно, чтобы этот анализ был сделан с учетом стоящих перед обществом новых проблем, т. е. на базе одновременного анализа актуальных долговременных потребностей и тенденций, оценки динамики ресурсной базы и инфраструктуры окружающих экономик, фаз экономических циклов. Ретроспективный анализ заключается в сбо-
^ Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2010. Экономические науки
Рис. 2. Цикл развития социально-экономической системы региона
ре, обработке и систематизации информации о развитии социально-экономической системы страны, о тенденциях в национальной и мировой экономике, а также в построении, обосновании и проверке прогнозных моделей и принципов, принимаемых в качестве методологической базы прогнозных проектировок.
Долгосрочный прогноз служит основой для выбора стратегических приоритетов, обеспечивающих приближение траектории будущей динамики к оптимальной в смысле сбалансированности и темпов экономического роста, в наибольшей мере отвечающей перспективным национальным интересам, потребностям настоящего и будущих поколений. Таких приоритетов во избежание распыления сил и средств не может быть много. Выделяемые национальные приоритеты охватывают ключевые направления, которые обеспечивают смену сложившегося «сырьевого» варианта экономического существования инновационной высокотехнологичной экономикой, основанной на знаниях. Выбор совокупности стратегических приоритетов и вариантов их реализации, осуществляемый экспертным сообществом под патронатом президента страны, может быть оформлен как принципиальная кон-
цепция социально-экономического развития страны на перспективу. Набор приоритетов и основные компоненты концепции до их принятия и утверждения должны подвергаться всестороннему публичному обсуждению.
Формирование на основе выбранных общенациональных приоритетов ряда национальных программ и проектов, получающих весомую государственную поддержку и находящихся под прямым контролем высшего руководства страны, создает устойчивую основу для следующей принципиальной фазы в процессе государственного стратегического регулирования - разработки (и периодической корректировки) стратегического плана социально-экономического развития с горизонтом в 15-20 лет.
Его задача - не только привести выбранные приоритеты и национальные проекты в единую систему и их ранжировать, но и сбалансировать долговременные цели с остальным полем социально-экономического развития, с ресурсами непрерывного развития страны - трудовыми, природными, материальными, финансовыми. При этом необходимо учитывать связи национальной экономики с мировой, а также логику смены фаз технологических и экономических циклов, перио-
дичность кризисов. Стратегический план может предусматривать возможные альтернативные варианты (в форме, например, диапазонов основных макроэкономических показателей) в зависимости от изменения внешних и внутренних условий развития страны (региона). Он разрабатывается государственными органами исполнительной власти вместе с учеными, рассматривается Федеральным собранием и утверждается Президентом РФ. Данный документ служит директивой для правительства и структур государственного сектора, а также стратегическим ориентиром, формирующим ожидания и мотивации в частном секторе и среди населения. Периодически (раз в 4-5 лет) необходимо корректировать план и продлевать горизонт его действия [6].
Конкретным механизмом реализации приоритетов в рамках стратегического плана служат федеральные целевые программы на среднесрочную перспективу, утверждаемые правительством. Целевые программы, как свидетельствует мировая и отечественная практика, - весьма действенный инструмент ответственного стратегического управления.
Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что подход к методологии прогнозирования и стратегического планирования должен содержать:
выявление на основе долгосрочного прогноза тенденций цикличной динамики экономики, социальной сферы, инновационно-технического, территориального развития, внешнеэкономических связей;
выбор стратегических приоритетов и вариантов их реализации на основе стратегических планов, национальных проектов и программ, федеральных целевых программ;
гибкую реализацию стратегического плана на основе индикативных планов и бюджетов, сочетающих интересы государства и бизнеса, обоснованных государственных и корпоративных стратегий; принцип партнерства науки и образования, государственных структур и предпринимательства в разработке и выполнении стратегических планов и программ, обеспечивающих социальную ориентацию национальной экономики, ее инновационный характер и конкурентоспособность в условиях глобализации.
Такой подход способствует реализации одной из ключевых функций государства - стратегически-инновационной. Государство сформировано гражданским обществом и содержится прежде
всего для того, чтобы в сложных, изменчивых условиях социодемографического, научно-технологического, экономического, территориального и экологического развития с учетом изменчивости мировой экономической конъюнктуры правильно определять стратегические ориентиры, последовательно отстаивая национальные интересы, своевременно осуществлять назревшие инновации, поддерживать конкурентоспособность экономики. Значение этой функции существенно возрастает в современную эпоху, когда в мире осуществляется переход к постиндустриальному обществу, развертывается очередной научно-технологический переворот, набирают темп противоречивые процессы глобализации.
С нашей точки зрения схема должна быть переведена на модель информационного обеспечения с сохранением описанных в ней потоков и переходов встраиваемости объектов по этапам.
Основное содержание такого регулирования составляет упорядочение территориальной организации отношений по поводу собственности, природных ресурсов и финансов, причем регулирование отношений по поводу каждого из них отличается и процедурно, и сущностно.
Исходя из вышеизложенного, практика развития взаимоотношений между центром и регионами позволит выделить государственную региональную политику, проводимую центральными органами государственной власти в отношении регионов, и региональную политику, проводимую субъектами Федерации и муниципалитетами по отношению к территориям, которые находятся под их юрисдикцией. Так как процесс регулирования взаимоотношений между центром, регионами и муниципалитетами находится на стадии формирования, практическое применение конкурентных принципов их взаимодействия порождает определенные противоречия интересов.
Все вышеизложенное дает понимание острой необходимости в разработке и внедрении интегрированных информационных систем, предназначенных для автоматизации управленческой деятельности. Они не только позволят специалистам госструктур значительно сокращать время на обработку данных, расчет аналитических показателей и составление необходимых отчетов, но и будут способствовать принятию научно обоснованных стратегических решений в области социально-экономического развития подведомственных территорий.
^Жаучно-техиические^едомости^ПбГПУ^'^О^О.Экономические^ауки
список литературы
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2008.
2. Рожков К.Л. Макроэкономика: Учеб. пособие. М.: Финстатинформ, 2007.
3. Создание и внедрение «Информационно-аналитической системы прогнозирования налоговых поступлений бюджетообразующих организаций, управления инвестиционным процессом в Ставро-
польском крае и мониторинга финансовой деятельности предприятий края». URL: http://www.plus-expert.ru/ ourprojects_1.html
4. Степанова М.В. Региональная экономика. М.: Инфра-М, 2009.
5. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999.
6. Яковец Ю.В., Кузык Б.Н. Стратегия инновационно-технологического прорыва. М.: МФК, 2007.