®
DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu3.2014.6.4
УДК 332.02 ББК 65.9(2)
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЭТАПНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
Задорожнева Юлия Владимировна
Кандидат экономических наук,
старший преподаватель кафедры экономической информатики и управления, Волгоградский государственный университет j_zadorozhneva@mail.ru, econinform@volsu.ru
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Социально-экономическая политика региона характеризуется, с одной стороны, как организационная форма взаимодействия субъектов региональной социально-экономической политики, определяющая специфику их отношений с учетом имеющихся условий, ресурсов и факторов, а с другой - как процесс целенаправленного взаимодействия субъектов и влияния на объекты посредством методов и инструментов, обусловливающий пространственно-временные изменения экономического и социального состояния региональной хозяйственной системы. Поэтому структурно-логическое поэтапное проектирование механизма реализации социально-экономической политики региона позволит системно представить содержание и взаимосвязи входящих в него элементов. Автор приходит к выводу, что механизм реализации социально-экономической политики региона, основанный на субъектно-объектном и динамическом подходах, предполагает выделение в составе данной политики субъектов, объектов и механизма взаимодействия субъектов и влияния на объекты, включающего цель, задачи, методы и инструменты их достижения, а также информационно-аналитическую систему мониторинга и интегральной оценки, на основе которой принимается решение об эффективности социально-экономической политики и необходимости корректировки либо первоначальных цели и задач, либо выбора методов и инструментов ее реализации. Это находит отражение в разработанной автором структурно-логической схеме рассмотренного механизма, практическая значимость которого заключается в способности целостного представления основных этапов реализации социально-экономической политики региона на основе принципов системности, адекватности целям, интеграции ресурсов, приоритетности, эффективности, ответственности. Каждый этап ^ предложенного механизма соответствует определенному уровню функционально-струк-сЗ турной организации: программно-целевому, трансформационному, контрольно-аналити-й ческому и регулирующему, что позволяет отслеживать динамику развития, сравнивать 2 прогнозируемые результаты с фактическими и определять направления повышения « эффективности социально-экономической политики региона с помощью системы кор-| ректирующих мероприятий.
^ Ключевые слова: социально-экономическая политика региона, механизм реали-
Л зации, оценка эффективности, структурно-логическое проектирование, субъектно-объек-© тный подход, динамический подход.
Оценка эффективности социально-экономической политики (СЭП) региона является структурным элементом механизма ее реализации и представляет собой систему преобразования внешней и внутренней информации об условиях, ресурсах и факторах, субъектах и объектах, целях и результатах их деятельности в информационно-аналитическую систему показателей трансформационных и трансакционных факторов. Поэтому структурно-логическая схема механизма позволит системно представить содержание основных этапов реализации СЭП региона и наглядно отразить взаимосвязи входящих в него элементов.
Механизм реализации социально-экономической политики региона (МРСЭПР) основан на субъектно-объектном подходе и предполагает выделение в составе данной политики элементов, позволяющих обозначить функциональные связи и формы конкретных хозяйственных отношений для объяснения конечного результата:
- субъект - управляющий элемент, отвечающий за разработку и принятие управленческих решений, а также осуществляющий координацию и контроль эффективности исполнения;
- объект - управляемый элемент, на который оказывается воздействие со стороны субъекта для реализации управленческих решений;
- механизм взаимодействия субъектов и влияния на объекты, включающий цель, задачи, методы и инструменты их достижения, а также информационно-аналитическую систему мониторинга и интегральной оценки, на основе которой принимается решение об эффективности социально-экономической политики и необходимости корректировки либо первоначальных цели и задач, либо выбора методов и инструментов ее реализации.
Выбор указанных элементов в составе МРСЭПР соответствует пониманию СЭП как «системы осознанных и сформулированных на государственном уровне принципов, оценок и приоритетов, а также основанных на них стратегических государственных решений, определяющих функционирование и развитие национальной экономики» [7, с. 277].
Такое функционирование и развитие основано на инновационном социально-ориентированном типе экономического развития и предполагает реализацию мероприятий СЭП региона в результате целенаправленного взаимодействия субъектов во времени и пространстве. Данное взаимодействие, характеризующее их развитие, соответствует, по мнению автора, динамическому подходу к пониманию СЭП.
Процесс реализации региональной СЭП испытывает на себе влияние трансформационных, или преобразующих, и трансакци-онных, или обеспечивающих, факторов. При этом сам процесс целенаправленного взаимодействия субъектов и влияния на объекты посредством механизма реализации стратегических программ социально-экономического развития влечет изменения региональной хозяйственной системы.
Поэтому эффективность принятия управленческих решений напрямую зависит от точности определения функциональных связей между внутренними элементами данной системы и ее взаимодействий с внешней средой. В этом случае получаем организационную форму взаимодействия субъектов региональной СЭП, определяющую специфику их отношений с учетом имеющихся условий, ресурсов и факторов.
Субъект хозяйствования, критериально оценив объект воздействия (отношения, подлежащие изменению), формирует цель, выбирает методы, средства и формы преобразования и реализует их в объекте, получая новое состояние, организацию, модификацию или трансформацию исходного отношения, соотносимые с поставленной субъектом целью [3, с. 28]. В результате МРСЭПР осуществляется на двух стадиях: разработка и реализация; мониторинг, оценка и коррекция реализации на основе информационно-аналитической системы мониторинга и интегральной оценки ее эффективности. Субъектами региональной СЭП в зависимости от характера участия являются хозяйственные системы различного уровня:
- государство, регион - в лице властных органов, отвечающих за формирование и реализацию региональной СЭП на феде-
ральном уровне и на уровне субъекта соответственно;
- население, агенты хозяйственной деятельности - предприятия и организации, инвесторы.
Характер участия различается в зависимости от того, кто выступает заказчиком и разработчиком программ, на основе которых реализуется СЭП, и для кого они разрабатываются. Очевидно, что заказчиком и разработчиком выступает субъект управления или аппарат государственных служащих, а разрабатываются программы для решения социально-экономических проблем населения и агентов хозяйственной деятельности, а также определения стратегических ориентиров долгосрочного регионального развития. Поэтому в МРСЭПР в качестве субъекта управления представлен аппарат государственных служащих.
Объектом механизма выступает состояние социально-экономического развития региона, характеризующееся различным набором оценочных показателей.
На первой стадии проводится анализ текущего состояния социально-экономического развития региона, выделение проблем и их характеристика, постановка стратегических целевых ориентиров и среднесрочных приоритетов, а также определение параметров их достижения, характеризующихся показателями результативности принимаемых мер. На данном этапе осуществляется программно-целевое планирование, результатом которого является выявление и закрепление в программных документах наиболее значимых благоприятных факторов развития или конкурентных преимуществ, позволяющих в максимальной степени обеспечить опережающее развитие тех отраслей региональной экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования.
Особое внимание на этапе планирования уделяется определению неблагоприятных факторов, или ограничений, на улучшение показателей которых направлена система программных мероприятий [6, с. 24-25].
Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об Основных положениях регио-
нальной политики в Российской Федерации» [15] и Федеральным законом от 28 июня 2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [16] прогнозирование и программирование являются основными методами и формами государственного воздействия.
Особое место при разработке общероссийских прогнозов и программ отводится региональному аспекту. Это дает регионам необходимые ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные количественные параметры социально-экономического развития, свое место в межрегиональном разделении труда, наметить и скорректировать в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков собственные регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы.
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается интенсивное развитие процесса воссоздания стратегического планирования, адаптированного к современным социально-экономическим, политическим и научно-техническим условиям. Разработаны и приняты Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [8], стратегии федеральных округов и субъектов Федерации, федеральные целевые и адресные программы, региональные программы социально-экономического развития.
Кризисы финансово-экономической и социальной систем, нестабильность политической ситуации деформируют возможности осуществления указанных стратегий и программ, что, безусловно, не отменяет необходимости стратегического подхода к регулированию регионального развития и страны в целом, а, наоборот, повышает необходимость разработки и реализации антикризисных программ в качестве дополнения к федеральным и региональным стратегиям, позволяющим учитывать многоаспектные последствия кризисов, изменившиеся внешние и внутренние условия.
По мнению авторского коллектива под руководством Е.Т. Гайдара [17, с. 12651266], в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.
очевидно противоречие между выбранным в качестве основного приоритета инновационным сценарием и пространственной проекцией развития, которая совершенно очевидным образом «заточена» под энергосырьевой сценарий.
Анализ стратегических и планировочных документов отдельных субъектов РФ свидетельствует, что наибольшую потребность в инвестициях испытывает сектор инфраструктурного развития (транспортные, энергетические, коммунальные и другие инженерные сети и коммуникации). Заслуживает особого внимания тот факт, что ЖКХ, традиционно и заслуженно считающееся одной из самых проблемных отраслей, не попало в число приоритетных проектов ни в одной из предложенных стратегий регионального развития.
В большинстве случаев проектные направления аналогичны для регионов с самым разным уровнем развития. Однако наличие специфических проблем, характерных для конкретной территории, предполагает разработку собственной стратегии, реализация которой явится локомотивом социально-экономического развития региона.
По этой ключевой для каждого региона проблеме следует разрабатывать ФЦП (федеральные целевые программы) - одно из главных направлений развития программно-целевого планирования поддержки развития регионов. Именно конкретные проблемы, обладающие «программной природой», а не регионы как таковые и не их социально-экономическое развитие, должны быть предметом ФЦП [13, с. 263].
Следует отметить, что по уровням государственного управления среди ФЦП выделяют следующие типы программ:
- региональные программы общефедерального значения, реализуемые на территориях большинства крупных экономических районов;
- региональные программы крупного межрегионального значения, реализуемые на территориях смежных экономических районов;
- региональные программы развития субъекта РФ;
- региональные межмуниципальные программы;
- локальные программы развития муниципального образования [10, с. 2].
При этом принципиальным требованием к развитию данного направления программно-целевого планирования является пересмотр подхода к целям разработки и утверждения ФЦП. Региональные власти в ФЦП видят механизм получения средств из федерального бюджета, которые получены из налогов, собранных в других регионах. Поэтому ФЦП развития регионов по существу являются механизмом межрегионального перераспределения ресурсов [14]. Кроме того, ФЦП и региональные программы зачастую не корреспондируются друг с другом, в них нет четкого выделения отраслевых и территориальных приоритетов, что приводит к распылению ограниченных финансовых ресурсов.
По этой же причине ФЦП не создают в регионах новых инфраструктурных решений, инновационных очагов, стимулирующих социально-экономическое развитие. Вместо стратегических целей в них вносится неоправданно большое количество текущих ведомственных мероприятий и формулируются задачи, которые могут быть выполнены в рамках текущей деятельности субъектов и профильных министерств. Это обстоятельство связано в первую очередь из-за затянутой процедуры согласования приоритетов финансирования, любой пересмотр которых равносилен началу очередного пересогласования тех или иных целевых программ [18].
При стратегическом планировании социально-экономического развития регионов необходимо отметить невысокий уровень использования потенциала регионального маркетинга, в частности, «регионального бенчмаркинга», представляющего собой перманентный процесс изучения и оценки лучших практик управления территориальными социально-экономическими системами в регионах, которые являются признанными лидерами в стратегировании, маркетинге и развитии; сравнение одного региона с другими с целью получения информации о преимуществах и недостатках, а также о возможности распространения успешного опыта [4].
В то же время стратегическое и программно-целевое планирование имеет очень важное значение в качестве инструмента государственного регулирования и территориального управления при условии совершенствования организации и механизмов реализации программ. Это, по мнению А.Г. Гран-берга, возможно, если ужесточить требования к целям, структуре, составу мероприятий, освобождаясь от «непрограммных излишеств», сосредоточиваясь на мероприятиях, дающих наибольшие мультипликативные эффекты для экономики региона (макрорегиона) [1, с. 463].
Следует стремиться к тому, чтобы программа по мере ее развертывания переходила на режим саморазвития и самофинансирования, то есть реализуемые мероприятия (имеющие быструю окупаемость) должны генерировать средства для последующих мероприятий программы. С этим связана необходимость разработки механизма региональной социально-экономической политики, позволяющего не только оценить эффективность ее реализации, но и корректировать, обновлять и адаптировать цели и задачи программ к изменяющимся условиям.
При анализе экономических функций общественного сектора исходным пунктом выступает решение проблем сбора и обработки информации, необходимой для выбора направления государственной деятельности [12, с. 7]. Кроме того, разработка и внедрение информационных систем при осуществлении СЭП региона являются непременными условиями эффективности принимаемых управленческих решений. Поэтому для выполнения программно-целевого этапа используются базы данных и знаний хозяйственного субъекта, которые формируются, структурируются и реализуются в соответствии с основными функциями как внутри механизма процесса реализации, а также с учетом его взаимодействия со средой.
МРСЭПР трансформирует выявленные детерминанты социально-экономического развития региона в факторы стратегического развития в соответствии с целью, задачами и приоритетными направлениями
деятельности. Данная трансформация осуществляется посредством методов и инструментов региональной СЭП. Поэтому особенность МРСЭПР заключается в его потенциальной способности отражать и трансформировать внешнюю и внутреннюю информацию об условиях, ресурсах, факторах и результатах применяемых мер органами исполнительной власти региона в единстве и целостности.
Полнота этого отражения и трансформации, адекватность ее стратегической цели социально-экономических преобразований становится во все большей мере «фактором эффективного функционирования хозяйственных систем в нестабильной рыночной среде, поскольку снижает неопределенность условий и риски действий, повышает устойчивость процессов и конкурентоспособность результатов» [2, с. 41].
Инструменты региональной политики могут быть достаточно традиционными (субвенции, дотации, льготы, прямые инвестиции и т. д.).
Обычно разделяют прямые и косвенные методы. При использовании прямых методов государство активно участвует в капитальных вложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства. При использовании косвенных методов государство через финансовую (налоговую, кредитную, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический климат для стимулирования их ускоренного развития.
Среди основных форм прямого участия государства в регулировании регионального развития следует выделить:
- использование федерального бюджета для перераспределения финансовых ресурсов между регионами;
- разработку и осуществление федеральных программ развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием;
- участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации, размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд и др.
Анализ содержания отдельных элементов региональной политики показывает, что субъекты РФ стремятся создать собственную социально-экономическую базу устойчивого роста. Ее основой, как правило, является становление предпринимательской среды с соответствующей инфраструктурой, а также поддержка перспективных отраслей.
Следует отметить классификацию инструментов государственной СЭП, основанную на концепции порядка и концепции воздействия на экономические процессы. Готовность создавать условия, способствующие функционированию рынка, и защищать экономическую свободу посредством поддержки конкуренции, сохранения денежно-кредитной системы и валюты, в первую очередь опирается на концепцию порядка.
Данная концепция также охватывает правопорядок и институциональный порядок. Концепция воздействия на экономические процессы означает прямое влияние глобального или дискреционного характера на экономический процесс [9, с. 274, 289-290]. При этом автор добавляет, что экономическая политика считается рациональной в том случае, если она основывается:
- на систематическом анализе исходной ситуации;
- знании взаимосвязей между целями и однозначной формулировке цели;
- знании инструментария и действующих взаимосвязей при использовании инструментария;
- применении инструментария соответственно экономическому принципу.
В качестве основных способов трансформационного этапа МРСЭПР выступают методы и инструменты реализации целевых направлений социально-экономического развития региона: экономические административные, организационные, правовые, информационные, инновационные, социально-психологические.
На второй стадии МРСЭПР производится оценка результатов трансформации, выявление «проблемных мест» и недоработок в социально-экономическом развитии региона, а также разработка направлений и рекомендаций по стабилизации ситуации.
Важной задачей эффективного государственного управления является «выработка мер по обеспечению социально-экономической устойчивости» [11, с. 7].
Для реализации данного этапа целесообразно использовать информационно-аналитическую систему мониторинга, включающую базы данных показателей, характеризующих трансформационные и трансакционные факторы СЭП региона; методы сбора и анализа информации; интерфейс системы.
После мониторинга проводится интегральная оценка реализации СЭП региона на основе рейтинг-технологии [5], на основе которой принимается решение о ее эффективности.
При эффективной реализации региональной СЭП следующий цикл МРСЭПР начинается с трансформационного этапа в соответствии с выбранной стратегией, при неэффективной - выполняется регулирующий этап, на котором вырабатываются рекомендации по устранению ошибок субъекта управления и производится коррекция либо цели и задач, либо применяемых методов и инструментов.
В соответствии с изложенным структурно-логическая схема механизма реализации СЭП региона может быть представлена следующим образом (см. рисунок).
Практическая значимость рассматриваемого механизма заключается в способности целостного представления основных этапов реализации СЭП региона на основе принципов системности, функционально-структурной организации, адекватности целям, интеграции ресурсов, приоритетности, эффективности, ответственности.
В результате каждый этап МРСЭПР соответствует определенному уровню функциональной организации: программно-целевому, трансформационному, контрольно-аналитическому и регулирующему, что позволяет отслеживать динамику развития, сравнивать прогнозируемые результаты с фактическими и определять направления повышения эффективности СЭП региона с помощью системы корректирующих мероприятий организационно-управленческого, институционального и информационно-коммуникационного характера.
(73 (73 2
чо чо
00
чС
чо ы
Субъект управления - аппарат государственных служащих
^ состояние
<я
а> г> н а
<я
0 Ь
1
0
V
1 о г>
V! 8 н Р
П »
V
ш я
о а
Ш я
о
Ь
ы
£
'ы чо
чо
социально-экономического развития региона
Разработка и реализация социально-экономической политики региона
1. Программно-целевой этап 2. Трансформационный этап
- Характеристика проблем.
- Выбор приоритетных направлений и стратегических ориентиров соци-аль но -экономичес кого развития.
- Определение цели и задач.
- Прогнозирование результатов социально-экономического развития
Концепция, федеральные целевые и адресные программы, стратегия и программы социально-экономического развития региона
Реализация социально-экономической политики региона посредством экономических, административных, институциональных, организационных, информационных, инновационных, социально-психологических методов и инструментов
Мониторинг, оценка и коррекция реализации социально-экономической политики региона
3. Контрольно-аналитический этап
Информационно-аналитическая система мониторинга:
- базы данных показателей, характер изу югцих трансформационные и тран-сакционные факторы социально-экономической политики;
- методы сбора и анализа информации;
- интерфейс системы
Интегральная оценка реализации социально-экономической политики региона на основе рейтинг-технологии
Реализация социально-экономической политики региона в соответствии с выбранной стратегией
т
Неэффективно
4. Регулирующий этап
Выработка направлений и рекомендаций по устранению ошибок субъекта управления, внесение изменений в стратегию реализации социально-экономической политики региона
Рисунок. Структурно-логическая схема механизма реализации социально-экономической политики региона
Примечание. Составлено автором.
Ч
Н Ч
н о и
№ и
ш я о и
о
§
н
я >
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. - 4-е изд. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 495 с.
2. Информационное развитие экономики региона / А. Э. Калинина, О. В. Иншаков, М. Ф. Ми-зинцева, Е. А. Петрова. - М. : Финансы и Кредит, 2008. - 296 с.
3. Иншаков, О. В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России / О. В. Иншаков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1995. - 450 с.
4. Каверзин, И. Формирование стратегического профиля региона на основе маркетинговых подходов, концепции конфликта интересов целевых аудиторий и лучших практик России и за рубежом / И. Каверзин, С. Червяков // Коммуникационная группа «Region PR». -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// regionpr.ru/page631.html (дата обращения: 10.09.2014). - Загл. с экрана.
5. Калинина, А. Э. Многофакторная оценка эффективности реализации социально-экономической политики региона / А. Э. Калинина, Ю. В. Задорожнева // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: // www.science-education.ru/104-6719 (дата обращения: 20.07.2012). - Загл. с экрана.
6. Калинина, А. Э. Перспективы реализации инновационного сценария развития Волгоградской области: проблемы, оценка / А. Э. Калинина, Ю. В. Задорожнева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2012. - № 2 (21). - С. 23-31.
7. Клейнер, Г. Б. Экономическая теория и экономическая политика в свете системной парадигмы / Г. Б. Клейнер // Современная социально-экономическая трансформация России: ориентиры и итоги в контексте глобализации и регионализации. -Краснодар : ЮИМ, 2006. - 427 с.
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=90601;div= LAW;mb=LAW;opt= 1;ts=38737B92C744115675 FBBADD65F40F56; rnd=0.052570386324077845 (дата обращения: 03.12.2014). - Загл. с экрана.
9. Лахман, В. Экономика народного хозяйства: основы и проблемы / В. Лахман. - М. : Волтерс Клувер, 2008. - 485 с.
10. Митрофанова, И. В. Федеральные целевые программы межрегионального класса как инструмент управления макрорегионом: реалии и перспективы модернизации / И. В. Митрофанова // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. -№ 3 (42). - С. 2-18.
11. Проблемы устойчивого развития и оценки эффективности территориального управления в зарубежной и отечественной практике / Е. А. Петрова, А. А. Воронин, А. Э. Калинина, А. В. Шевандрин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2014. - № 2 (25). - С. 6-21.
12. Радыгин, А. «Провалы государства»: теория и политика / А. Радыгин, Р. Энтов // Вопросы экономики. - 2012. - № 12. - C. 4-30.
13. Райзберг, Б. А. Программно-целевое планирование и управление / Б. А. Райзберг, А. Г. Лоб-ко. - М. : Инфра-М, 2002. - 452 с.
14. Рябухин, С. Н. Целевые программы в стратегии развития регионов России / С. Н. Рябухин // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - № 2 (195). -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/ 2003/vestniksf195-02/vestniksf195-02020.htm (дата обращения: 21.06.2014). - Загл. с экрана.
15. Указ Президента РФ «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. № 803 // Нормативные правовые акты по вопросам ведения Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://komfed.ru/images/uploaded_images/ folder11/Ukaz-prezidenta-03-06-1996-N-803.htm (дата обращения: 27.05.2014). - Загл. с экрана.
16. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=164841;div=LAW; mb=LAW; opt=1; ts=91D6B219D546904F2781012 5D1027E3C; rnd=0.23253294522874057 (дата обращения: 03.12.2014). - Загл. с экрана.
17. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000-2007 / Е. Т. Гайдар. - М. : Дело : АНХ, 2008. - 1328 с.
18. Яковлев, В. Порядок формирования федеральных целевых программ трудно назвать разумным / В. Яковлев // РБК daily : [Ежедн. деловая газ.]. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://rbcdaily.ru/2006/03/30/focus/216503 (дата обращения: 23.09.2014). - Загл. с экрана.
REFERENCES
1. Granberg A.G. Osnovy regionalnoy ekonomiki [The Foundations of Regional Economy]. 4th ed. Moscow, GU VShE Publ., 2004. 495 p.
2. Kalinina A.E., Inshakov O.V, Mizintseva M.F., Petrova E.A. Informatsionnoe razvitie ekonomiki regiona [Informational Development of Regional Economy]. Moscow, Finansy i Kredit Publ., 2008. 296 p.
3. Inshakov O.V. Mekhanizm sotsialno-rynochnoy transformatsii i ustoychivogo razvitiya APK Rossii [The Mechanism of Social and Market Transformation and Sustainable Development of AIC of Russia]. Volgograd, Izd-vo VolGU, 1995. 450 p.
4. Kaverzin I., Chervyakov S. Formirovanie strategicheskogo profilya regiona na osnove marketingovykh podkhodov, kontseptsii konflikta interesov tselevykh auditoriy i luchshikh praktik Rossii i za rubezhom [The Formation of Strategic Profile of the Region Based on Marketing Approaches, the Conceptions of Interests Conflict of Target Audiences and the Best Practices in Russia and Abroad]. Kommunikatsionnaya gruppa "Region PR " [Region RP Communication Group]. Available at: http://regionpr.ru/ page631.html (accessed September 10, 2014).
5. Kalinina A.E., Zadorozhneva Yu.V Mnogo-faktornaya otsenka effektivnosti realizatsii sotsialno-ekonomicheskoy politiki regiona [Multifactor Assessment of Efficiency of Implementing Socio-Economic Policy of the Region]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2012, no. 4. Available at: http://www.science-education.ru/104-6719 (accessed July 20, 2012).
6. Kalinina A.E., Zadorozhneva Yu.V Perspektivy realizatsii innovatsionnogo stsenariya razvitiya Volgogradskoy oblasti: problemy, otsenka [The Prospects of Implementing the Innovation Scenario of Development of Volgograd Region: Problems, Assessment]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2012, no. 2 (21), pp. 23-31.
7. Kleyner G.B. Ekonomicheskaya teoriya i ekonomicheskaya politika v svete sistemnoy paradigmy [Economic Theory and Economic Policy in the Light of the Systemic Paradigm]. Sovremennaya sotsialno-ekonomicheskaya transformatsiya Rossii: orientiry i itogi v kontekste globalizatsii i regionalizatsii [Modern Socio-Economic Transformation of Russia: Benchmarks and Outcomes in the Context of Globalization and Regionalization]. Krasnodar, YuIM Publ., 2006. 427 p.
8. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy federatsii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 17 noyabrya2008 g. №№ 1662-r [The Concept ofLong-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period Till 2020. The Decree of the RF Government
ofNovember 17, 2008 no. 1662-r]. Oftsialnyy sayt kompanii "KonsultantPlyus " [Official Website ofthe ConsultantPlus Company]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=90601;div= LAW;mb=LAW; opt=1; ts=38737B92C744115675F BBADD65F40F56; rnd=0.052570386324077845. (accessed December 3, 2014).
9. Lakhman V. Ekonomika narodnogo khozyaystva: osnovy i problemy [Economics of National Economy: Basics and Problems]. Moscow, Volters Kluver Publ., 2008. 485 p.
10. Mitrofanova I.V. Federalnye tselevye programmy mezhregionalnogo klassa kak instrument upravleniya makroregionom: realii i perspektivy modernizatsii [The Federal Target Programs of Interregional Class as a Tool of Macro-Region Management: Realia and Modernization Prospects]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika, 2007, no. 3 (42), pp. 2-18.
11. Petrova E.A., Voronin A.A., Kalinina A.E., Shevandrin A.V. Problemy ustoychivogo razvitiya i otsenki effektivnosti territorialnogo upravleniya v zarubezhnoy i otechestvennoy praktike [The Problems of Sustainable Development and Assessment of Territorial Administration Efficiency in Foreign and National Practice]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2014, no. 2 (25), pp. 6-21.
12. Radygin A., Entov R. "Provaly gosudarstva": teoriya i politika ["State Failure»: Theory and Policy]. Voprosy ekonomiki, 2012, no. 12, pp. 4-30.
13. Rayzberg B.A., Lobko A.G. Programmno-tselevoe planirovanie i upravlenie [Target-Oriented Planning and Management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2002. 452 p.
14. Ryabukhin S.N. Tselevye programmy v strategii razvitiya regionov Rossii [Target Programs in the Strategy of Regional Development of Russia]. Obrazovanie v sotsialno-gumanitarnoy sfere Rossiyskoy Federatsii. Analiticheskiy vestnik Soveta Federacii FS RF [Education in the Socio-Humanitarian Sphere of the Russian Federation. Analytical Bulletin of the Federation Council the Federal Assembly, Russian Federation]. 2003, no. 2 (195). Available at: http://www.budgetrf.ru/ Publications/Magazines/VestnikSF/2003/vestniksf195-02/vestniksf195-02020.htm. (accessed June 21, 2014).
15. Ukaz Prezidenta RF "Ob Osnovnykh polozheniyakh regionalnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii" ot 3 iyunya 1996 g. № 803 [The Decree by the President of the Russian Federation "On the Main Provisions of the Regional Policy in the Russian Federation" of June 3, 1996 no. 803]. Normativnye pravovye akty po voprosam vedeniya Komiteta Soveta Federatsii po delam Federatsii i regionalnoy politike [Regulatory Legal Acts on the Federation Council Committee on Federation Affairs and Regional
Policy]. Available at: http://komfed.ru/images/ uploaded_images/folder 11 /Ukaz-prezidenta-03-06-1996-N-803.htm (accessed May 27, 2014).
16. Federalnyy zakon "O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 28 iyunya 2014 g. no. 172-FZ [The Federal Law "On Strategic Planning in the Russian Federation" of June 28, 2014 no. 172-FZ]. Ofitsialnyy sayt kompanii "KonsultantPlyus" [Official Website of the ConsultantPlus Company]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=164841; div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts= 91D6B219D546904F27810125D1027E3Qrnd=0.232532945 22874057 (accessed December 3, 2014).
17. Gaydar E.T., ed. Ekonomikaperekhodnogo perioda. Ocherki ekonomicheskoy politiki postkom-munisticheskoy Rossii. Ekonomicheskiy rost 20002007 [Economics in Transition. Essays on Economic Policy in Post-Communist Russia. Economic Growth 2000 to 2007]. Moscow, Delo, ANKh Publ., 2008. 1328 p.
18. Yakovlev V. Poryadok formirovaniya federalnykh tselevykh programm trudno nazvat razumnym [The Procedure of the Formation of the Federal Target Programs Can Hardly Be Called Intelligent]. RBK daily. Available at: http://rbcdaily.ru/2006/03/30/focus/216503 (accessed September 23, 2014).
STRUCTURAL AND LOGICAL STEPWISE DESIGN
OF MECHANISM OF IMPLEMENTING THE SOCIO-ECONOMIC POLICY OF THE REGION
Zadorozhneva Yuliya Vladimirovna
Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor, Department of Economic Informatics and Management, Volgograd State University j_zadorozhneva@mail.ru, econinform@volsu.ru Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation.
Abstract. The socio-economic policy of the region is characterized in two ways. On the one hand, it is an organizational form of interaction of the entities of regional socio-economic policy. This form defines the specifics of their relations, taking into account the existing conditions, resources and factors. On the other hand, it is a process of purposeful interaction between the entities and the impact on objects by the methods and tools. This process contributes to the spatio-temporal changes in the economic and social status of the regional economic system. Therefore, the structural and logical stepwise design of the mechanism of implementing the socio-economic policy of the region will allow to systematically present the content and the interconnections of its constituent entities. The author comes to the conclusion that the mechanism of implementing the socio-economic policy of the region, based on the subject-object and dynamic approaches, involves the allocation of: actors, objects, and the mechanism of actors interaction and the impact on objects within this policy. This mechanism includes the purpose, objectives, methods and tools for their achievement, as well as information and analytical system of monitoring and integrated evaluation, on the basis of which a decision is made on the effectiveness of socio-economic policy and the need for adjusting the initial goal and objectives, or choice of methods and tools for its implementation. This is reflected in the author's structural and logical scheme of the considered mechanism, the practical significance of which lies in the ability to project in detail the main stages of implementation of socio-economic policy of the region on the basis of the principles of consistency, adequacy, resources integration, priority character, efficiency, responsibility. Each step of the suggested mechanism corresponds to the definite level of functional and structural organization - program-oriented, transformational, control and analytic, and regulating. This allows to monitor the dynamics of development, to compare the predicted results with the actual ones, and to determine the directions of increasing the efficiency of social and economic policy of the region with the help of the system of adjusting acivities.
Key words: socio-economic policy of the region, mechanism of implementation, efficiency assessment, structural and logical design, subject-object approach, dynamic approach.