Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТА В СЕРВИСЕ GOOGLE'

АВТОМАТИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТА В СЕРВИСЕ GOOGLE Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ / ДЕЛЬТА-У (УВЕЛИЧЕНИЯ/УМЕНЬШЕНИЯ) ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КЛАССНЫЙ (КУРАТОРСКИЙ) ЧАС / РЕЦИПРОКНОСТЬ / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ / ЭКСПЕРТ / ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Хохряков И.В., Валеев Р.Р., Дятлова Л.И., Молчанов С.Г., Садыкова Т.Н.

В статье описываются основания для разработки автоматизированной системы обработки данных в рамках использования методики оценивания социализованности[1] обучающихся. Предлагаемый программный продукт позволяет в течение одного академического часа получить информацию о состоянии социализованности каждого обучающегося, академической группы в целом и отдельно юношей и девушек. Автоматизация обработки данных освобождает классного руководителя (куратора) от необходимости сбора материалов для создания социального «портрета» группы и (или) каждого обучающегося; позволяет получить актуальную информацию о социальном статусе каждого обучающегося в группе; обеспечивает менеджменту организации принятие адекватных и своевременных педагогических и управленческих решений по планированию индивидуальной и групповой работы по социализации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Хохряков И.В., Валеев Р.Р., Дятлова Л.И., Молчанов С.Г., Садыкова Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATION OF SOCIAL COMPETENCE ASSESSMENT METHODS USING THE INTERNET IN THE GOOGLE SERVICE

The article describes the grounds for developing an automated data processing system as part of the use of the method of assessing the socialization of students. The proposed software product provides information within one academic hour about the socialization of each student, the academic group as a whole, and, separately, boys and girls. Automation of data processing frees the class teacher (curator) from the need to collect materials to create a social "portrait" of the group and (or) each student; allows you to get up-to-date information about the social status of each student in the group; provides the organization's management with adequate and timely pedagogical and managerial decisions on planning individual and group work on socialization of students.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТА В СЕРВИСЕ GOOGLE»

И. В. Хохряков, Р. Р. Валеев, Л. И. Дятлова, С. Г. Молчанов, Т. Н. Садыкова

Автоматизация методики оценивания социальной компетентности с использованием Интернета в сервисе Google

В статье описываются основания для разработки автоматизированной системы обработки данных в рамках использования методики оценивания социа-лизованности1 обучающихся. Предлагаемый программный продукт позволяет в течение одного академического часа получить информацию о состоянии социа-лизованности каждого обучающегося, академической группы в целом и отдельно юношей и девушек.

Автоматизация обработки данных освобождает классного руководителя (куратора) от необходимости сбора материалов для создания социального «портрета» группы и (или) каждого обучающегося; позволяет получить актуальную информацию о социальном статусе каждого обучающегося в группе; обеспечивает менеджменту организации принятие адекватных и своевременных педагогических и управленческих решений по планированию индивидуальной и групповой работы по социализации обучающихся.

Ключевые слова: автоматизированная система проведения социализаци-онного занятия, дельта-У (увеличения/уменьшения) позитивной социализован-ности, компетентность, компетенция, классный (кураторский) час, реципрок-ность, социализованность, эксперт, экспертный лист, экспертная оценка.

Automation of social competence assessment methods using the Internet in the Google service

The article describes the grounds for developing an automated data processing system as part of the use of the method of assessing the socialization of students. The

1 В статье мы намеренно используем термины «социализованность» и «социальная компетентность» как синонимы, с тем чтобы подчеркнуть, что продуктом процесса социализации является социализованность. Способом педагогического воздействия выступает воспитание, в рамках которого и происходит освоение позитивных социальных компетенций, т. е. формируется позитивная социальная компетентность или социализованность.

proposed software product provides information within one academic hour about the socialization of each student, the academic group as a whole, and, separately, boys and girls.

Automation of data processing frees the class teacher (curator) from the need to collect materials to create a social "portrait" of the group and (or) each student; allows you to get up-to-date information about the social status of each student in the group; provides the organization's management with adequate and timely pedagogical and managerial decisions on planning individual and group work on socialization of students.

Keywords: automated system for conducting a socialization lesson, delta-U (increase / decrease) of positive socialization, competence, competence, class (curatorial) hour, recurrence, socialization, expert, expert list, expert assessment.

Основания для компьютеризации методики оценивания социализо-ванности

Автоматизированные системы обработки информации в различных сферах нашей жизни предназначены, прежде всего, для освобождения человека от рутинного труда, предоставляя ему время на творческую плодотворную работу [1, 3, 4].

Одной из таких возможностей для избавления современного педагога от нарастающего документооборота является компьютеризация процедур использования методики оценивания социализованности обучающихся [2] и обучающих, создателем которой является один из соавторов настоящей статьи [2].

Предлагаемая и уже хорошо себя зарекомендовавшая методика представляет собой одночасовое социализационное занятие (в форме классного или кураторского часа), во время которого обучающиеся сначала выбирают социально значимые качества личности, а затем производят оценивание обучающихся конкретной академической группы (которая одновременно выступает и как группа социальная) по этим выбранным качествам путем заполнения соответствующих экспертных листов [2]. При этом оцениванию подлежат только положительные качества личности или, как мы их называем, позитивные социальные компетенции. Оценивание производится по десятибалльной шкале, и его предлагается проводить в форме фиксации количества позитивных поступков оцениваемого обучающегося. Таким образом, оценивающий обучающийся, выступая как эксперт, проставляет число поступков (в таблице экспертного листа), совершенных оцениваемым обучающимся по отношению к нему, оценивающему (фиксирующему число этих поступков).

Такое социализационное занятие (в форме классного или кураторского часа) рекомендовано проводить не менее трех раз в течение учебного года

20

(в начале, по окончании первого полугодия и в конце учебного года). Это необходимо, чтобы оценить динамику изменения выраженности социально значимых качеств (компетенций), которая (выраженность) может меняться под воздействием каких-либо событий в жизни человека в сторону увеличения или уменьшения. Сравнение полученных числовых значений позволяет фиксировать дельту-У (увеличения/уменьшения), которая показывает движение к хорошему или «сползание» к плохому в поведении человека. Дельта-У, таким образом, фиксирует вектор социализации человека.

При всех своих достоинствах и единственности, на сегодняшний день, данная методика обладает одним существенным недостатком: большими трудозатратами на «ручную» обработку полученных данных, поскольку нужно провести серию математических операций с более чем десятью тысячами чисел (если в группе, классе не менее 25 человек).

Проблемы для решения

Итак, проблема, которая имела место ранее, при использовании методики оценивания социализованности, состояла в больших временных затратах педагога, но решение этой проблемы становится возможным с созданием программного продукта, позволяющего автоматизировать обработку числовых данных.

Поэтому задача применения компьютерных технологий для оперирования различными числовыми пространствами в рамках реализации методик является вполне релевантным объектом для автоматизированной обработки и фиксации данных в различных формах [1, 3].

Кроме этого, автоматизации могут подвергнуться и способы фиксации и представления информации на разные уровни планирования воспитательной работы и принятия управленческих решений в аспекте социализации обучающихся:

- первый - классный руководитель (куратор, социальный педагог, воспитатель и др.);

- второй - родитель;

- третий - обучающийся;

- четвертый - органы ученического (студенческого) самоуправления;

- пятый - руководитель отделения (структурного подразделения);

- шестой - заместитель директора по воспитательной работе;

- седьмой - директор (менеджмент организации).

Еще одной проблемой является выбор средств автоматизации.

Так, например, при разработке компьютерного продукта мы учли, что имеются ограничения по времени для проведения данного социализационого занятия (в виде классного или кураторского часа), в течение которого нужно:

21

а) произвести отбор значимых для обучающихся, референтных качеств из числа позитивных гендерных компетенций;

б) произвести реципрокное оценивание всех обучающихся (в виде фиксации количества их позитивных поступков);

в) получить результат в виде сводных таблиц и лепестковых диаграмм.

Мы рассмотрели возможные варианты проведения социализационного занятия (в форме классного или кураторского часа (табл. 1) с использованием вышеназванной методики (см. выше).

Таблица 1

Варианты проведения социализационного занятия

Варианты Технология проведения Преимущества Недостатки

Первый «Ручное» заполнение экспертных листов обучающимися и обработка результатов с использованием электронной таблицы Excel Заполнение экспертных листов производится каждым участником. Ввод данных в таблицу и ввод формул для расчета выполняет оператор или классный руководитель Высокая трудоемкость. Большие временные затраты, вероятность совершить ошибки при вводе и обработке данных

Второй Использование локальной электронной таблицы Excel при вводе данных каждым обучающимся по очереди на одном компьютере или на нескольких Уменьшение времени на заполнение экспертных таблиц. «Сбор» данных из нескольких таблиц в одну По-прежнему значительные затраты времени на сбор и обработку данных

Третий Использование электронных таблиц Google, обеспечивающих одновременный доступ к документам при вводе данных Получение результата экспертного оценивания сразу же после заполнения экспертных листов Обучающиеся могут видеть, кто и как их оценивает. Отсутствие доступа к Интернету - нет возможности выполнить работу

Многолетняя апробация двух первых вариантов (табл. 1) начиная с 2006 г. во всех типах образовательных организаций (от детского сада до колледжа и вуза) показала, что третий вариант является самым предпочтительным на сегодняшний день. Его использование позволяет уместить в рамки одного социали-зационного занятия все процедуры, предлагаемые методикой (ранее растянутые во времени), быстро и сразу же получить обработанные итоговые данные, т. е. в течение одного академического часа.

Это дает возможность классному руководителю (куратору) получить актуальную (on-line) информацию о состоянии социализованности всей (а) группы, (б) каждого обучающегося в отдельности, а также отдельно (в) мальчиков (юношей) и (г) девочек (девушек) и принять адекватные педагогические решения об организации и содержании воспитательной работы именно в этой группе и (или) с конкретным обучающимся.

Полученная информация может быть использована в момент окончания занятия на всех семи вышеобозначенных уровнях управления и принятия управленческих решений для дальнейшей работы с академической группой в аспекте социализации обучающихся.

Основные параметры исследования

Таким образом, нами была актуализирована цель работы - разработка автоматизированной системы для проведения социализационного занятия (в форме классного или кураторского часа) с использованием совместной работы в сети Интернет и в сервисе Google.

Мы поставили следующие задачи:

- изучить содержание методики проведения социализационных занятий а) по отбору содержания социализации и б) по оцениванию социализованности;

- составить формы и алгоритмы ввода формул для расчета получаемых числовых значений;

- построить результирующие диаграммы и сводные таблицы;

- установить ограничения доступа обучающихся к экспертным листам (каждый участник занятия должен работать только со своим экспертным листом).

В качестве объекта исследования мы определили организацию совместной работы с документом2 в сети Интернет и в сервисе Google.

2 Под документом мы понимаем всю совокупность электронных бланков, обеспечивающих сбор и хранение информации.

Предметом исследования является: а) разработка форм электронных экспертных листов3 для заполнения обучающимися; б) составление формул для обработки этих экспертных листов; в) создание электронных форм (бланков) построения итоговых таблиц и диаграмм.

Исходные требования к программному продукту

На основе детального ознакомления с методиками проведения социализа-ционных занятий а) по отбору содержания социализации и б) оцениванию соци-ализованности обучающихся мы определили исходные системные требования к программному продукту:

- создать в электронном виде некий стартовый лист, на котором должен быть размещен перечень социально значимых качеств личности (позитивных социальных компетенций);

- дублировать (повторять) избранные экспертами перечни гендерных компетенций на всех экспертных листах;

- создать электронный список участников социализационного занятия;

- поместить имена оценивающих в заголовок экспертного листа;

- присвоить участникам оценивания шифры (коды) и разместить в таблице экспертного листа для реципрокного оценивания только коды (для сохранения анонимности оценивания);

- суммировать и вычислять среднее значение результатов оценивания всеми оценивающими по одному и тому же показателю;

- строить итоговую таблицу для всех оцениваемых (участников социали-зационного занятия);

- создавать итоговую лепестковую диаграмму для каждого оцениваемого (участника социализационного занятия);

- обеспечить каждому оценивающему (участнику социализационного занятия) доступ к одному документу и создать логин и пароль для входа в документ.

Ход выполнения работ

Сначала создается аккаунт в Google и осуществляется переход в раздел «документы». Там и создается электронная таблица [4, 5, 6, 7, 8, 9]. Затем создается стартовый лист, на котором размещается название таблицы, место для

3 Экспертные листы для «ручной» обработки представлены в методике проф. С. Г. Молчанова [2]. На их базе и созданы их электронные аналоги.

фамилий участников и две таблички для отображения списка выбранных личностных качеств (гендерных социальных компетенций).

На следующих листах устанавливаются ссылки на участника оценивания и оцениваемых по их шифру (коду): количество экспертных листов равно количеству участников оценивания.

Примерное содержание экспертного листа представлено в табл. 2.

Таблица 2

Экспертный лист (фрагмент)

Экспертный лист № 1

Группа Эксперт Вадим

№ п/п Качества Сергей Петр Антон Вячеслав Максим

001 Вера в себя 6 3 5 7 3

002 Сила 7 4 4 6 4

003 Независимость 10 2 6 5 5

004 Лидерство 10 1 5 4 7

Далее вводятся формулы для подсчета числовых значений количества поступков, зафиксированных каждым участником оценивания по каждому показателю, который оценивали все эксперты (члены социальной группы). Пример результатов расчета представлен на рис. 1.

Теперь на основе полученных числовых значений можно построить: а) таблицу и б) лепестковую диаграмму (рис. 2).

<- с а Надежный | https://d□CE.g□□gle.com/ьpгeadsheets/d/lcпOQIPvFtCDTЭ5ELgJC_eHmgROLffzD2K:jTGEaKQ

1 КОПИЯ ВР 11 Файл Правка Вид Вставка Формат Данные Инструменты Дополнения Справка Есе изменения сохранены ка Диске

е г1 р. % .С_ ,00 111- Пглег Неи. - 30 . В Г -в- А . - Ш - Е2 - =■ " Д. " [г

А Сводная тв&лнца результатов С общий итог )

А 5 с □ Е г

1 1

2 Сводная таблица результатов ( общий итог )

3 1 )Василий 2)Сергей Г 3)Максиы 4)Данил 5)Раниль В. б)

4 Вера в себя 3.3 1Л 3.3 0.0 0.0

5 В спыльчтшо сть 0.7 1.3 2.7 0.0 0.0

€ Дух соревнования 2.7 0.0 2.3 0.0 0.0

7 Забота о людях 1.7 0.0 2.7 0.0 0.0

3 Независимость 3.0 2.7 2.0 0.0 0.0

9 Умение понимать других 0.0 0.0 2.7 0.0 0.0

10 Сильная личность 1.7 0.0 2.7 0.0 0.0

11 Способность к лидерству 3.0 0.0 2,7 0.0 0.0

12 Спобосность защищать свот 0,0 0.0 2.3 0.0 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Ответственность 3.3 0.0 3.3 0.0 0.0

14

15

Рис. 1. Сводная таблица результатов оценивания (фиксации числа позитивных поступков каждого члена группы)

<3 | й Надежный | Mtps://docE.go□glexoгn/spгead5heets/d/lcпOQIPvFtCDTЭ5ElgJC_eHmgROLffzD2KjTGtaKQkDУ1/ec!¡t*g¡d=B237C

Копия ВР Ш

■Файл Правка Вид Вставка форчэг Данные Инструменты Дополнения Справка Сохранение.

ё —-- 7' 100% - р. .0 .00 123 - 10 - В / - ш - ¿5 - - Д - - ^ - Дополнительно

А Б с □ Е Р С Н 1 ' К Ь. М N О | Р

Лепестковая диаграмма социально значимых качеств Вера в себя Умение полагаться толко на свои силы Впььпьчивость

Итоговые даные студента ( Личный итог )

2)Сергей П. начало года

Вера в себя 5,7

Впыльчиео сть 1,3

дух соревнования 4,3

Мужественност ь 3,3

Независимость 5,0

Сила 2,7

Сильная личность 3,7 Способность защищать свои: взгляды 1 \ м \ дух соревнования

Способность к лидерству 5,3

Способность защищать свои взгляды 2,0 \ С! Способность к лидерству ш Мужественность

Умение полагаться толко на свои сипы 6,0

Сильная личность Независимость Сила

= =п.' .'= 1 Диаграмма^ ■ ДнагряыыаЗ Днаграмма4 ДмаграимаЕ- Диаграмма^ Общи» итог В Личный Итог!] 1 * Г< >

Рис. 2. Итоговые данные по каждому студенту (члену социальной группы) в виде

а) таблицы и б) лепестковой диаграммы

Инструктирование участников занятия

Каждый участник социализационного занятия должен действовать по следующей инструкции. Ему в начале занятия прежде всего необходимо получить логин и пароль для входа в систему: например, aa2071668@gmail. com, aser1234 (табл. 3).

Таблица 3

Данные для входа в Google документы

Аккаунт (логин) Пароль

aa2071668@gmail. com Aser1234

anon14870@gmail. com Aser4321

bobonouy@ gmail. com Aser4589

abopbopt@ gmail. com Resa2019

ytrpot@ gmail. com Sera2000

toporik2019@ gmail. com Dersa1280

anonup40@ gmail. com Asr5678

На стартовой странице участник оценивания (как эксперт) выбирает 10 позитивных гендерных и универсальных качеств личности (позитивных социальных компетенций) для девочек (девушек) и мальчиков (юношей). Сводные данные, отражающие позицию большинства членов группы (по количеству выборов), автоматически отображаются на страничке (экспертном листе) каждого участника.

После этого можно приступать к оцениванию, т. е. фиксации количества поступков, в которых проявилось то или иное качество (компетенция) оцениваемого обучающегося.

Оценивание производится по десятибалльной шкале. При этом каждый участник оценивает всех, кроме себя. Возможен и вариант аутооценивания.

Фиксация итогов оценивания

По окончании заполнения экспертных листов по каждому оцениваемому (рис. 2) формируется лепестковая диаграмма, которую пользователи называют «паутинкой».

Диаграмма фиксирует выраженность каждого из десяти качеств (социальных компетенций) глазами участников оценивания, членов данной социальной (академической) группы, которые выступают как эксперты. При этом, если количество экспертов не менее пяти, то оценка становится достоверной и ее достоверность увеличивается по мере увеличения числа экспертов.

Такое социализационное занятие (в виде классного (кураторского) часа) с использованием методики [2], следует проводить не менее трех раз в год (см. выше) или по мере необходимости, например в сложных внутригрупповых социальных ситуациях.

По итогам выбора перечня социальных компетенций, а также с учетом полученной информации о наименьшей выраженности какого-то качества (социальной компетенции) классный руководитель (куратор) должен проводить соци-ализационные занятия, целью которых должно являться формирование у членов социальной (академической) группы социально значимых качеств личности, но имеющих пока слабую выраженность. Суть социального вмешательства педагога состоит в том, чтобы инициировать соответствующие поступки обучающихся.

Предварительные выводы

По итогам использования вышеописанного программного продукта можно получить в течение одного академического часа достоверную и актуальную информацию о выраженности позитивных социальных компетенций у а) каждого обучающегося, б) мальчиков (юношей) и девочек (девушек), в) всей социальной группы.

Данные фиксируются в виде таблиц и (или) лепестковых диаграмм. Повторное и последующие аналогичные социализационные занятия позволяют получить числовые значения дельты-У (увеличения/уменьшения) позитивной со-циализованности обучающихся. Дельта-У подсчитывается путем вычитания из вновь полученного числового значения предыдущего.

Еще раз подчеркнем, что вышеописанный программный продукт позволяет:

- получать результаты экспертного оценивания по окончании социализа-ционного занятия (в виде классного или кураторского часа), т. е. в течение одного академического часа;

- экономить время классного руководителя (куратора) на сбор материалов для создания социального портрета каждого обучающегося и всей социальной группы;

- принимать адекватные и своевременные педагогические и управленческие решения по планированию воспитательной работы как индивидуальной, так и групповой.

Список литературы

1. Информатика : учебник / под ред. Н. В. Макаровой. М. : Финансы и статистика, 2015. 768 с.

2. Молчанов С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении : учеб.-метод. пособие для классного руководителя. Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2010. 36 с.

3. Хохлова Н. М. Информационные технологии. М. : Приор-издат, 2006.

192 с.

4. https://support. google. com/docs/?hl=ru Справочный центр Google документы.

5. www. google. ru - Браузер Google Chrome.

6. www. google. ru/intl/ru/sheets/about/ Создавайте наглядные таблицы.

7. support. google. com/docs/topic/4671185?hl=ru&ref_topic=1360896. Кратко о совместном доступе.

8. https://support. google. com/docs/topic/1361474?hl=ru&ref_topic=2811806. Создание и изменение диаграмм.

9. sites. google. com/a/mioo-spo. ru/servisy-google/13-dokumenty-google-or-ganizacia-sovmestnoj-raboty-i-drugie-nastrojki -Сервисы Google/ Организация совместной работы и другие настройки.

Е. Ю. Зейналова, В. А. Кошевой

Место детско-юношеского туризма и краеведения в новой магистерской образовательной программе МПГУ «Технологии дополнительного образования»

Статья посвящена содержанию новой магистерской программы «Технологии дополнительного образования» на географическом факультете МПГУ, ее соответствию современным тенденциям развития дополнительного образования в России и месту детско-юношеского туризма и краеведения в новой образовательной программе.

Ключевые слова: магистерская программа, дополнительное образование, технологии, детско-юношеский туризм.

The place of children and youth tourism and local history at the new master's educational program of the Moscow pedagogical state University "Technologies of additional education»

The article is devoted to the content of the new master's program "Technologies of additional education" at the geographical faculty of MPSU, its compliance with

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.